Сложные философские термины. Словарь терминов

Автотрофность – в философии русского космизма – способность живых организмов поддерживать свое существование без поедания других организмов –путем преобразования мертвого вещества в живое; способность ныне присущая растениям, которую в будущем должны обрести люди

Агностицизм - философская идея о полной или частичной непознаваемости мира

Анархизм - философская идея о безусловной ценности личной свободы человека и необходимости преодоления всех форм ее ограничения

Антропология - раздел философии, посвященный изучению человека

Антропоморфизм - перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира

Антропоцентризм - философская идея, по которой человек должен быть главным предметом изучения как центральное звено мироздания (ср. теоцентризм)

Апория - парадокс, безвыходное положение мысли, мыслительный тупик

Априорный - не зависящий от чувственного опыта

Аскетизм - философская теория и практика ограничения желаний (как правило, материальных) для достижения духовного просветления (постижения истины)

Атараксия - душевная невозмутимость в учении античных скептиков

Атеизм - отрицание существования Бога

Атман - индивидуальная душа в индийской философии

Богочеловечество – в русской религиозной философии – идея о совершенном человечестве как конечной цели исторического развития общества

Брахман - душа мироздания в индийской философии или пантеистическое первоначало

Верификация - эмпирическая проверка суждений на предмет их истинности

Виртуальное - возможное, которое при определенных условиях способно превратиться в реальное

Волюнтаризм - идея, по которой человек сам формирует свой жизненный путь (ср. фатализм), а также представление о том, что в основе мира и человеческой деятельности лежит не разум, а воля

Всеединство – философский принцип единства какого-либо множества, когда каждый элемент этого множества является частью целого, но в то же время не сливается с ним полностью, сохраняя свою самостоятельность

Гедонизм - идея, по которой следует стремиться к удовольствиям и избегать страданий

Гелиоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является Солнце, а другие небесные тела движутся вокруг него

Геоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является неподвижная Земля, а другие небесные тела движутся вокруг нее

Гилозоизм - философская идея, по которой все предметы живой и неживой природы одушевлены

Гносеология - раздел философии, посвященный исследованию проблем познания

Дао - естественный путь вещей в древнекитайской философии

Дедукция - способ рассуждения, при котором из общего правила делается вывод для частного случая (ср. индукция)

Деизм - представление о Боге, по которому он создал мир, наделил его законами и самоустранился

Диалектика - философское учение о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении вещей

Дуализм – одновременное наличие у чего-либо двух, как правило, противоположных качеств или свойств

Идеализм - философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир (ср. материализм)

Идеальное - не воспринимающееся органами чувств и не имеющее физических качеств (ср. материальное)

Идеальный Абсолют - бестелесное (сверхчувственное) первоначало мира (Бог, Мировой Разум, Душа Вселенной и т.п.)

Изостения - равносилие противоположных суждений в учении античных скептиков

Индукция - способ рассуждения, при котором путем обобщения нескольких частных случаев выводится одно общее правило (ср. дедукция)

Интуиция - способность к непосредственному постижению истины без доказательств и обоснований

Иррационализм - философское положение, по которому действительность невозможно постичь рассудочными способами

Историософия – философское осмысление истории

Карма - в индийской философии - судьба любого живого существа, предначертание, обусловленное всей совокупностью предыдущих жизней

Концептуализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют после вещей в качестве понятий ума (то же, что умеренный номинализм)

Космос – в переводе с греческого – общий порядок мироздания – Вселенная, понимаемая как нечто гармоничное, прекрасное, упорядоченное

Космополитизм – идея, отрицающая национальные и государственные границы во имя единства человеческого рода, рассматривающая человека как “гражданина Вселенной”

Либидо – в учении З.Фрейда – бессознательное сексуальное влечение

Логика – наука о формах и законах правильного мышления

Логос – в учении Гераклита, стоиков и христиан – Мировой Закон, божественный принцип, управляющий миром

Майевтика - философский метод Сократа, помогающий человеку через противоречия, сомнения и рассуждения найти всеобщую истину

Материализм - философское представление, по которому реально и вечно существует физический (материальный) мир, а все духовные явления - это результат деятельности человеческого сознания, которое представляет собой высшую стадию эволюции физического мира (ср. идеализм)

Материальное - воспринимающееся органами чувств и имеющее физические качества (ср. идеальное)

Материя - совокупность всего физического, чувственного (материального)

Метафизика - учение о сверхприродном, сверхчувственном (или о высшем мире, находящимся за пределами нашего физического мира, или об универсальных законах последнего)

Методология - философское учение о методах познания и деятельности, а также - сама совокупность этих методов

Мистика - направление в духовной жизни средневековья, не допускающее возможности осмысления религиозных догматов, их обоснования средствами разума, призывающее только к безрассудной вере в них, а также – шире – направление в духовной жизни, практикующее иррациональное, интуитивно-непосредственное постижение божественного и слияние с ним

Монотеизм - единобожие, религиозное представление, по которому существует только один Бог

Натурализм - философская идея, признающая природу первичной реальностью и главным объектом познания, а также - стремящаяся объяснить все только естественными (природными) причинами

Нирвана - в индийской философии - прекращение земных рождений, воссоединение с Брахманом

Номинализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют после вещей, только в качестве их названий (имен)

Ноосфера – в философии русского космизма – принципиально новая стадия мировой эволюции, когда решающей силой дальнейшего развития становится человеческий разум, целенаправленно преобразующий и совершенствующий Вселенную

Ноумен - в философии Канта - “вещь в себе”, то, что объективно существует, но не дано человеку ни в опыте, ни до него и поэтому непознаваемо

Объект - внешний по отношению к человеку мир (ср. субъект)

Объективное - существующее само по себе, то есть - вне человека и независимо от него (ср. субъективное)

Онтология - раздел философии, посвященный изучению (постижению) Бытия

Отчуждение – в учениях Гегеля, Фейербаха и Маркса – процесс отделения какого-либо творения или продукта от его творца, при котором творение становится независящим от своего создателя и враждебным ему

Пантеизм - представление о Боге, по которому он тождественен мирозданию

Патристика - философская деятельность “отцов” церкви - основоположников христианского миропонимания

Позитивизм - философское направление второй половины XIX-XX вв., по которому философия должна отойти от метафизических вопросов и стать методологией науки

Политеизм - многобожие, религиозное представление, по которому существует много богов (язычество)

Психоанализ – учение З.Фрейда о человеческой психике, а также созданная им теория и практика лечения психических заболеваний, одно из направлений в психологии

Психология – наука, изучающая многообразный мир человеческой психики

Рационализм - философское положение, по которому мир устроен разумно и поэтому вполне может быть познан рассудочными средствами, а также идея о приоритете последних перед чувственным опытом в деле познания

Реализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют до вещей, в особом сверхчувственном мире и являются их причинами

Релятивизм - философское положение, по которому все в мире относительно и поэтому ни о чем нельзя высказываться определенно и окончательно

Сансара - в индийской философии - колесо перерождений индивидуальной души

Секуляризация - идейное и фактическое размежевание светского и духовного, мировоззренческое отделение Бога от человека, религии от философии

Сенсуализм – философская идея, по которой органы чувств предоставляют нам более верную информацию об окружающем мире, чем разум

Силлогизм - дедуктивное умозаключение

Скептицизм - философское сомнение в достоверности каких-либо положений

Соборность – в философии славянофилов – принцип сочетания личного и общего, добровольного союза людей для совместной деятельности

Солипсизм - философская идея, по которой каждый человек может полагать единственной существующей реальностью самого себя, а все остальное - своими ощущениями

Софизм – внешне правильное доказательство заведомо ложных утверждений с помощью преднамеренного нарушения логических законов

Социализм - учение и общественно-политическое движение, выступающее за построение общества без частной собственности, основанного на принципах справедливости и солидарности людей

Софиология – в русской религиозной философии – учение о Божественной Премудрости – главном принципе, по которому устроено мироздание

Сублимация – в учении З.Фрейда – преобразование сексуальной энергии в различные несексуальные виды деятельности

Субъект - человек, познающий внешний по отношению к нему мир (ср. объект)

Субъективизм - философская идея, по которой человек видит мир только в масштабе собственного восприятия

Субъективное - существующее в духовном, внутреннем мире человека и зависящее от него (ср. объективное)

Схоластика - средневековая философия, направленная на рациональное подкрепление религиозных догматов

Тавтология - высказывание, в котором две части одновременно следуют друг из друга (подразумевают друг друга)

Теизм - религиозное представление, по которому Бог является Творцом мира и постоянно его контролирует

Теодицея - богооправдание - религиозно-философская проблема объяснения существующего в мире зла

Теоцентризм - религиозно-философское представление, по которому главным предметом постижения должен быть Бог как причина и цель всего существующего, центральное звено мироздания (ср. антропоцентризм)

Универсалии - в средневековой философии - общие понятия

Утилитаризм - идея, по которой философия должна заниматься не отвлеченными вопросами, а проблемами реальной человеческой жизни и приносить конкретную пользу (см. позитивизм и прагматизм)

Утопия - социально-философское учение, рисующее модель идеального общественного устройства (или вообще какой-либо идеальный проект)

Фатализм - идея о предопределенности всего существующего, в том числе - любой человеческой жизни (ср. волюнтаризм)

Феномен - явление - то, что воспринимает познающий мир человек в своем чувственном опыте

Эвдемонизм - идея о том, что главной задачей философии должен быть поиск индивидуального человеческого счастья

Эволюция – процесс изменения, развития

Эвристика - философский метод, при котором вместо усвоения готовых ответов человек путем размышлений должен сам находить истину

Экзистенциализм - направление в философии ХХ в., полагающее главным предметом изучения (постижения) не объективный мир, а индивидуальное человеческое существование

Экзистенция - индивидуальное существование

Эмпиризм - философская идея, по которой основным источником познания должен быть чувственный опыт

Годы жизни выдающихся философов

(в хронологическом порядке)

Будда ок.583 - ок.483 до н.э.

Конфуций 551-479 до н.э.

Лао-цзы VI-V вв. до н.э.

Фалес ок.625-547 до н.э.

Анаксимандр ок.610 - ок.540 до н.э.

Анаксимен ок.588 - ок.525 до н.э.

Пифагор ок.580 - ок.500 до н.э.

Ксенофан VI-V вв. до н.э.

Гераклит ок.544 - ок.483 до н.э.

Парменид ок.540 - ок.470 до н.э.

Зенон Элейский ок.490 - 430 до н.э.

Горгий ок.483 - ок.375 до н.э.

Протагор ок.480 - ок.410 до н.э.

Сократ ок.469 - 399 до н.э.

Демокрит ок.460 - ок.370 до н.э.

Антисфен ок.435 - ок.370 до н.э.

Платон 428/27 - 348/47 до н.э.

Диоген ок.400 - ок.325 до н.э.

Аристотель 384 - 322 до н.э.

Эпикур 341 - 270 до н.э.

Пиррон ок.360 - ок.270 до н.э.

Зенон стоик ок.336 - ок.264 до н.э.

Климент ок.150 - ок.215

Тертуллиан ок.160 - ок.222

Ориген ок.185 - ок.254

Секст Эмпирик II-III вв.н.э.

Августин 354 - 430

Иоанн Росцелин ок.1050 – ок.1120

Пьер Абеляр

Бернар Клервосский

Альберт Больштедтский

Роджер Бэкон

Джованни Бонавентура

Фома Аквинский

Иоганн Экхарт

Дунс Скот

Уильям Оккам

Иоганн Таулер

Николай Кузанский

Николай Коперник

Джордано Бруно

Томазо Кампанелла

Фрэнсис Бэкон

Томас Гоббс

Рене Декарт

Бенедикт Спиноза

Джон Локк

Готфрид Лейбниц

Джордж Беркли

Шарль Монтескье

Франсуа Вольтер

Жан Жак Руссо

Поль Гольбах

Адам Смит

Иммануил Кант

Анри Сен-Симон

Георг Гегель

Давид Рикардо

Шарль Фурье

Фридрих Шеллинг

Артур Шопенгауэр

Петр Чаадаев

Огюст Конт

Алексей Хомяков

Людвиг Фейербах

Иван Киреевский

Джон Милль

Александр Герцен

Карл Маркс

Фридрих Энгельс

Федор Достоевский

Сёрен Кьеркегор

Герберт Спенсер

Лев Толстой

Николай Федоров

Вильгельм Дильтей

Эрнст Мах

Рихард Авенариус

Фридрих Ницше

Владимир Соловьев

Георгий Плеханов

Зигмунд Фрейд

Константин Циолковский

Анри Бергсон

Сергей Трубецкой

Евгений Трубецкой

Владимир Вернадский

Лев Шестов

Николай Лосский

Сергей Булгаков

Бертран Рассел

Николай Бердяев

Карл Ясперс

Людвиг Витгенштейн

Мартин Хайдеггер

Алексей Лосев

Жан Поль Сартр

Сергей Левицкий

Альбер Камю

1193-1207 – 1280

ок.1260 – 1327

1265/66 – 1308

ок. 1285 – 1349

ок.1300 – 1361

Страница 1 из 4

Справочный материал содержит список основных философских терминов и понятий кратко. Словарь по философии будет полезен школьникам старших классов и студентам при подготовке к экзаменам, тестам, ЕГЭ.

Словарь основных философских терминов и понятий

А

Абстрагирование - это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства пред мета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.

Агностицизм - философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно, выстроить истинную всеобъемлющую систему знания.

Адекватность - соответствие, соразмерность, верность, точность.

Аксиология - философское учение о природе ценностей, о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее, выбора ориентиров для наличной жизни и оправдания или осуждения прошлого, "иного" и общезначимого.

Аксиология - философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле - всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом.

Анализ - процедура мысленного, а часто и реального расчленения исследуемого объекта (предмета, явления, процесса), свойства предмета или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез.

Антикумулятивизм - обратное кумулятивизму.

Антропогенез - процесс происхождения человека и становления его как обществ, существа.

Антропология

Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, человеческих рас, опирающаяся на изучение человеческого тела, естественных различий между людьми.

Антропосоциогенез - исторический процесс превращения человека как антропоса, биологического существа, в члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений.

Антропоморфизм - наделение предметов (животных, явлений природы, Бога и т.д.) человеческими свойствами, то есть уподобление их человеку.

Антропоцентризм - религиозно-идеалистический взгляд на человека как центр и высшую цель мироздания.

Апория – трудноразрешаемаязадача.

Апологетика – защитазащищающихся, предвзятаязащита, восхвалениечего-либо.

Архетип - понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом.

Архэ (греч. arhe - начало) – единаяосновамирозданияипроблемаинтегральногоединствамножественныхмиров. Архэ – первоматерия, праматерия, исходноесостояниевещей, древнейшаяформав историческомсмыслеслова.

Атман - одно из основных понятий в религиозно-мифологической системе индуизма. В ведийской литературе, прежде всего в Упанишадах. обозначает субъективное психическое начало, индивид, бытие, «душу», понимаемые -и в личном, и в универсальном планах.

Б

Бессмертие - вера в нескончаемость человеческого существа, особенно души человека.

Бессознательное - термин, неверно прилагаемый к человеческой психике. Обычно за бессознательное принимают или с бессознательным путают ощущения, проходящие амнестично или почти амнестично (для последующего потока здесь-теперь-так данного субъекта), подпороговые раздражения, периферийные ощущения вне зоны внимания и сосредоточения, метапсихическое (процессы в гипотетических смежных сознаниях, закрытых для данного), "закрытые" нейродинамические процессы (не имеющие репрезентации в здесь-теперь-так наблюдаемом).

Бессознательное коллективное – понятие аналитической психологии Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Согласно Юнгу, основное содержание К.Б. составляют инстинкты и архетипы.

Бог - в развитых религиозных системах непостижимый в Своем Существе Абсолют, открывающий Себя в творении мира и попечении о нем.

Биотехнологии - использование биологических процессов и биологических систем для производства полезных продуктов, лекарств, биологического оружия и т.п. В принципе, биотехнология может синтезировать все органические вещества. Современная биотехнология базируется пока на четырех ее новейших направлениях: а) генетическая инженерия; б) клеточная технология; в) энзимные ферментные системы для производства большого класса биологически активных веществ; г) клонирование живых организмов.

«Благородный муж » - совершенный муж, исходное значение - дитя правителя. Синонимы - великий человек, гуманный человек.

Брахман - представитель высшей касты в Индии, жрец в брахманизме и индуизме.

Будда - в буддизме существо, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к религиозному спасению.

Бытие - категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

В

Вера - эмоционально-личностный способ отношения человека к миру (естественному или сверхъестественному), состоящий в принятии реальности этого мира без необходимости соответствующих доказательств.

Верификация - методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Восприятие - чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий).

Время - форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи.

Всеединство - философское учение, раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности.

Вульгарный материализм - течение в философии сер. 19 в. Теоретическим предшественником был французский материалист Кабанис, его главные представители - философы К.Фохт, Я.Молешотт, Л.Бюхер.

Г

Гедонизм - тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные).

Гносеология - раздел философии, в котором изучаются природа познания, его всеобщие предпосылки, пути, возможности, отношение знания к реальности.

Государство - политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия.

Гармония - установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности.

Герменевтика - первоначальный смысл - искусство истолкования, учение об интерпретации текстов.

Гипотеза - научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно. Различают гипотезу как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории.

Глобализация - интеграция экономической деятельности подразделениями частного капитала во всемирном масштабе, утверждение рыночной экономики в большинстве государств и регионов, развитие экономических сообществ (ЕЭС, Евразийское экономическое сообщество и др).

Гуманизм - 1) сложившееся в эпоху Возрождения, преимущественно в Италии, движение образованных людей, объединенное «интересом к античности», изучением и комментированием памятников древнеклассической (прежде всего латинской) литературы; 2) особый тип философского мировоззрения, в центре которого - человек с его земными делами и свершениями, с присущей его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями.

Д

Дао - понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что: не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неизменным, непреходящим, существующим от века; являясь неслышимым, невидимым, недоступным для постижения - неопределяемым, но совершенным; находясь в состоянии покоя и неизбывного движения; выступая первопричиной всех изменений, - является "матерью всех вещей", "корнем всего".

Движение - способ существования материи, в самом общем виде- изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.

Дедукция - переход от общего к частному; в более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям).

Дедукция – способ познания, предполагающий движение от общего, данного с очевидностью к частному неизвестному, или процесс логического вывода.

Дезинформация - сообщение заведомо ошибочных, искаженных, ложных сведений с целью ввести информируемое лицо в заблуждение.

Деизм - религиозная концепция, в которой Бог рассматривается как Первопричина мира, но не как Вседержитель.

Детерминизм - учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций.

Диалектика - околофилософская дисциплина (не наука), спекулятивно анализирующая несопряженное знание и обслуживающая различные мировоззренческие потребности.

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью его изменения.

Добро - в широком смысле слова как благо означает ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт. В зависимости от принимаемого стандарта добро в истории философии и культуры трактовалось как удовольствие, польза, счастье, общепринятое, соответствующее обстоятельствам, целесообразное и т.д.

Догма - доктрина или отдельное положение, принимаемое лишь на основе веры или слепого подчинения авторитету.

Долг - одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения. Долг выражает императивную форму морали. Сами действия, поскольку они мотивированы долгом, именуются обязанностями.

Достоинство - характеристика человека с точки зрения его внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.

Дуализм - философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций, объекта и субъекта, сознания и телесной организации человека, а также добра и зла, природного мира и свободы, факта и ценности, темных и светлых начал бытия.

Дуализм - философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций.

Ж

Жень - означает «человечность», «гуманность», «человеколюбие», «милосердие», «доброта».

Жизнь - специфическая форма организации материи, характеризующаяся единством трех моментов: 1) наследственной программой, записанной в совокупности генов (геном), т.е. в соответствующих последовательностях нуклеотидов дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК); 2) обменом веществ, специфика которого определяется наследственной программой; 3) самовоспроизведением в соответствии с этой программой.

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ - в философии Гегеля конечное звено саморазвития разума, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию.

АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Наиболее последовательный агностицизм представлен в учении Дж. Беркли.

АНТИНОМИЯ - неразрешимое противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Получило теоретическое обоснование и наиболее широкое распространение в философской мысли эпохи Возрождения.

АПРИОРИ понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) - условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.

БЕКОН ФРЕНСИС (1561-1626) - английский философ, родоначальник английского материализма и эмпиризма. В трактате "Новый органон" (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода - очищение разума от заблуждений ("идолов", или "признаков"), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент.

БРАХМАН - в древнеиндийской философии абсолютное идеальное первоначало мира.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда и других психоаналитических течениях.

БЫТИЕ - философская категория, обозначающая реальность, которая существует объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ - понятие теории познания, обозначающее идеи, изначально присущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта (аксиомы математики и логики, нравственные ценности, исходные философские принципы). Учение о врожденных идеях, восходящее к Платону, получило развитие в рационализме XVII-XVIII вв.

ВЕДЫ - памятники древнеиндийской литературы (конец Ц-начало 1 тыс. до н. э), состоящие из сборников гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа) и теологических трактатов с комментариями к ним (Брахманы и Упанишады).

ВЕРИФИКАЦИЯ - в позитивизме способ отделения научного знания от "ненаучного". Знания в принципе должны быть верифицируемы, т. е. их истинность должна быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства.

"ВЕЩЬ В СЕБЕ" - философское понятие, означающее в критической философии И. Канта вещи, как они существуют сами по себе ("в себе"), В отличие от того, как они являются "для нас" в познании.

ВОЛЮНТАРИЗМ (термин введен Ф. Теннисом в 1883 г.) - направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформился у немецкого философа XIX века А. Шопенгауэра.

ГЕРМЕНЕВТИКА - буквально, искусство перевода, искусство толкования и объяснения. С XIX в. герменевтика превратилась в универсальный гуманитарный метод исследования, а затем и философское направление, занятое решением проблемы понимания - обнаружения смысла.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ - наиболее острые современные проблемы развития человечества в целом, связанные с возможностями его дальнейшего существования.

ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания. В качестве синонима гносеологии часто употребляется термин "эпистемология".

ГУМАНИЗМ - в широком смысле особое мировоззрение, признающее ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждающее благо человека как критерий оценки общественных отношений. В более узком смысле (гуманизм эпохи Возрождения) противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, вольномыслие, связанное с изучением гуманитарных предметов, в первую очередь, вновь открытых произведений классической древности.

ДАО - основная категория китайской философии, обозначающая способ функционирования Вселенной как живого организма, достичь гармонии с которым призван каждый человек. В конфуцианстве для этого было необходимо нравственное совершенствование, высшим проявлением которого считается активная социальная позиция. В даосизме, напротив, мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности ("у вэй" - "недеяние"), достигает единства с природой и совершенства.

ДЕДУКЦИЯ - фундаментальный метод познания, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

ДЕИЗМ - распространенная в Новое время религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в дела мира и человека.

ДЕТЕРМИНИЗМ философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

ДИАЛЕКТИКА (с греч. "искусство вести беседу, спор") - философское учение о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления.

ДХАРМА - важнейшее понятие философии буддизма всех школ и направлений и религии индуизма. В буддизме это синоним буддийского вероучения и первичные элементы нашего сознания, сочетания которых образуют иллюзию действительного существования внешнего мира и индивидуальной человеческой души.

ДУАЛИЗМ - философское учение, исходящее из признания двух равноправных первоначал - духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Один из крупнейших представителей -Р.Декарт.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права возникает в античном мире и получает развитие в Новое время, становясь одной из основополагающих идей Просвещения.

ЗАКОН - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы. Познание закона составляет задачу науки.

ЗНАНИЕ - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в голове человека.

ИДЕАЛИЗМ - самое распространенное и влиятельное течение в западной философии, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа.

ИДЕАЛЬНОЕ - способ бытия предмета, отраженного в сознании (в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному); результат процесса идеализации абстрактный объект, который не может быть дан в опыте (напр., "идеальный газ", "точка").

ИДЕОЛОГИЯ - система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых субъективным образом осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.

ИМПЕРАТИВ - общезначимое нравственное предписание в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимое своеобразие отдельного человека; противоположность общего, типичного.

ИНДИВИДУУМ (индивид) - отдельный, самостоятельно существующий человек, рассматриваемый обособленно от других людей.

ИНДУКЦИЯ - фундаментальный метод познания, умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

ИНТУИЦИЯ - способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств и осознания последовательности процесса ее получения.

ИНЬ , ЯН - основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское - мужское, пассивное - активное, холодное - горячее и т. д.). Инь, ян понимаются как полярные модальности единого субстанциального начала - пневмы (ци), а этапы их зрелости соотносятся с "пятью стихиями" (дерево, огонь - ян; земля - нейтральна; металл, вода - инь).

ИСТИНА ОБЪЕКТИВНАЯ - соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант).

КАРМА - одно из основных понятий индийской религии и философии. В широком смысле - общая сумма совершенных всяким живым поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле - влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

КАТЕГОРИИ - наиболее общие и фундаментальные философские понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики.

КОРДОЦЕНТРИЗМ - наиболее характерная черта украинской философии. Состоит в восприятии человеком окружающего мира не столько мышлением ("головой"), сколько "сердцем" - эмоциями, чувствами, здравым смыслом.

КУЛЬТУРА - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

ЛИ - одно из ключевых понятий древнекитайской философии, в частности, конфуцианства, которое обозначает освященные традицией правила взаимоотношения между различными социальными группами.

ЛИБИДО - одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (например, сублимации и т. а).

МАКИАВЕЛЛИ НИКОЛО (1469-1527) - итальянский политический деятель и историк, основоположник философии политики, которую он базировал на принципе "цель оправдывает средства".

МАТЕРИАЛИЗМ - влиятельное течение в западной философии, которое видит основу всей действительности в материальном начале. Наиболее известны античный материализм (Демокрит, Эпикур), механистический материализм Нового времени и эпохи Просвещения, диалектический и исторический материализм К. Маркса.

МЕТАФИЗИКА - философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (I в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин "метафизика" часто употребляется как синоним философии; противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.

МЕТОД - способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ - обозначение человека и мира как двух неразрывно связанных между собой частей. Микрокосм, малый космос - человек как отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира как космоса (макрокосма, большого космоса).

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

МИФОЛОГИЯ - древнейшая форма мировоззрения и деятельности людей, которая основывалась не на разуме, а на чувствах и эмоциях.

МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

НАУКА - со]юра человеческой деятельности, функция которой -выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат сумм)" знаний, лежащих в основе научной картины мира.

НИРВАНА - центральное понятие буддийской философии и религии, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте.

НООСФЕРА - новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР - получившая широкое распространение в социально-политической мысли Нового времени (Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) теория происхождения государства, в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.

ОБЩЕСТВО - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля).

ОНТОЛОГИЯ - раздел философии, учение о бытии.

ОТЧУЖДЕНИЕ - обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда, в превращении личности в объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп. Понятие общество было теоретически обосновано К. Марксом.

ПАНТЕИЗМ - религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и природы. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия "Бог" и "природа".

ПОЗИТИВИЗМ - направление в философии и науке (со времен Канта), которое исходит из "позитивного", т. е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает ими свое исследование и изложение, а абстрактные философские ("метафизические") объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Система позитивизма была создана в I половине ХГХ в. О.Контом; известны "второй позитивизм" (Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (Л. Витгенштейн), постпозитивизм (К. Поппер).

ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

ПОСТМОДЕРН - идейно-стилистическое направление, социокультурная ситуация и философское направление II половины XX ст.

ПРАКТИКА - целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ - истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Характерен для средневековой историографии, философии и теологии (Августин и др.).

ПРОГРЕСС - развитие человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному как в материальном, так и духовном смысле состоянию.

ПРОТИВОРЕЧИЕ - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь источником самодвижения и развития объективного мира и познания человеком этого мира.

ПСИХОАНАЛИЗ - медицинский метод, психологическая теория и влиятельное философское направление, связанное с изучением скрытых связей и основ человеческой жизни.

РАЦИОНАЛИЗМ - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Научное (т. е. объективное, вес-общее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм - ведущее направление философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) и один из философских источников идеологии Просвещения.

РЕЛИГИЯ - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере п существование бога или богов, сверхъестественного.

РЕФЛЕКСИЯ - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действии и их законов.

САНСАРА - один из основных терминов индийской философии и религии, обозначающий бесконечную цепь все новых и новых рождений человеческой души или личности в различных образах (Бога, человека, животного) в зависимости от степени праведности текущей жизни.

СВЕРХЧЕЛОВЕК - представление о совершенном человеке, являющемся таковым не благодаря воспитанию его другими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения силы. Наибольшую получила концепция Сверхчеловека Фридриха Ницше.

СВОБОДА - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

СЕНСУАЛИЗМ - направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Получило распространение в механистическом материализме Французского Просвещения.

СИСТЕМА множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

СКЕПТИЦИЗМ - философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины пример позиция И. Канта). Крайняя форма скептицизма агностицизм.

СОЗНАНИЕ - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - раздел философии, описывающий общество, его законы, его исторические формы, выявляющий логик) социальных процессов.

СОФИСТИКА - способ рассуждения или ведения спора, предпринимаемых не ради выявления истины, а ради навязывания убеждения в собственной правоте, либо для упражнения в остроумии и находчивости, а потому ведется с сознательным нарушением законов логики.

"СРОДНЫЙ ТРУД" - в философской системе Г. С. Сковороды предрасположенность человека к какому-либо роду деятельности, который будет ему удаваться и приносить моральность удовлетворение. "Сродность" устанавливается свыше (Богом или природой), однако только от человека зависит, сумеет ли он найти свою сродность. У каждого чело-века есть сродность, но у разных людей разные сродности. Занятое "сродным трудом" по Сковороде - единственный способ достижения счастья в жизни.

СТАНОВЛЕНИЕ - процесс перехода от одного состояния бытия к другому, в широком смысле процесс формирования, утверждения кого-либо, чего-либо.

СУБЛИМАЦИЯ введенное З. Фрейдом психоаналитическое понятие, означающее психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социа 1ьиой деятельности и культурного творчества Понятие введено З. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению.

СУБСТАНЦИЯ нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, сущность, лежащая в основе всего существующего.

СУБЪЕКТ - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУЩНОСТЬ - то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных, основополагающих, наиболее принципиальных свойств.

СХОЛАСТИКА - последний и высший этап развития религиозной философии западноевропейского Средневековья, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью Творчество специфично для чаю-века т. к. всегда предполагает творца субъекта творческой деятельности.

ТЕОГОНИЯ разновидность поздних в которых шла речь о происхождении богов. Многие мифы (напр., "Теогония" Гесиода) являются по своему содержанию предфилософскими.

ТЕОЛОГИЯ - совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. 11рсдполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В эпоху западноевропейского Средневековья понималась как высшая ступень человеческого знания, по отношению к которой философия являлась всего лишь "служанкой".

ТЕОЦЕНТРИЗМ - основной принцип средневековой религиозно-философской картины мира, согласно которому центром мира является Бог. который сотворил мир из ничего, предопределил его судьбу и судьбу человечества.

УНИВЕРСАЛИИ - общие понятия Онтологический статус универсалий - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях X XIV вв.): существуют ли универсалии "до вещей", как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм, умеренный реализм), "после вещей" в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).

УТОПИЯ - течение мысли, изображающее идеальное состояние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической окраской, произвольно сконструированный образ (идеал) желаемого общества Прообразом всех утопий является "Государство" Платона. Слово и понятие "утопия" введены английским гуманистом Томасом Мором (роман "Утопия", 1516).

ФАТАЛИЗМ представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение и т. П.

ФЕНОМЕН - материальная вещь или духовное образование, дан-нос нам в опыте чувственного познания, шире уникальное явление или событие.

ФИЛОСОФИЯ (от греч. philos - любовь и sophia - мудрость) -форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социального, iktwicc кос, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основных направлений исторического процесса, поиском методов, средств и условий возможности его познания, выявлением роли и места человека в истории.

"ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ" - распространенное во П половине XLX-начале XX ст. философское направление (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Л. Бергсон), стремившееся понять действительность как жизнь, процесс непрерывных изменений и чувственных переживаний. Предшественница экзистенциализма.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ , в широком смысле - учение о природе (сущности) человека, раздел философского знания; в узком идеалистическое лечение в западноевропейской философии XX в., преимущественно немецкой, основанной в 1920-х гг. М. Шелером и X. Плеснером.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация). 3) крупное историческое образование с самобытным экономическим, политическим, социальным и духовным укладом (индийская цивилизация, цивилизации инков).

ЭГОЦЕНТРИЗМ (от латин. ego я и центр) отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном "я"; в качестве особенности мифологического сознания заключался в представлении о мире по образу и подобию личного жизненного мира каждого человека.

ЭЙДОС - термин древнегреческой философии и литературы, означавший у Платона идеи как идеальные первоосновы всего существующего в мире.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. XX в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель. Н. А. Бердяев. Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер. Ж. П. Сартр. А. Камю). Центральное понятие экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).

ЭМПИРИЗМ - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Получит распространение в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Д. Локх, Дж. Беркли, Д. Юм).

ЭСТЕТИКА учение о прекрасном, его законах, нормах, формах и типах, его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении, раздел философского знания.

ЭТИКА - учение о нравственности, морали; особый раздел философского знания.

ЯВЛЕНИЕ - вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза. С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, болезнь может проявляться через высокую температуру.

ЯЗЫК - важнейшее средство человеческою общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением.

Абстракция - (от лат. abstractio - отвлечение) процесс мыслимого выделения одних и отвлечения от других свойств и связей предмета. Одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства и отношения; обозначает и процесс такого отвлечения и его результаты.

Агностицизм - (от греч. agnostos - недоступный познанию) учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверное знание о них.

Аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой

Анализ – способ мысленного или реального расчленения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношения между ними.

Антология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего.

Антропология - философское учение о человеке в многомерных его ипостасях

Антропология – система представлений о природе, обществе, мышлении.

Атомизм – учение о дискретном строении материи.

Бессознательное – совокупность психологических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Бытие – 1) обозначает весь мир(материалистическая философия). Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. Рассматривая материальность мира и его Б. как понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое представление о Б. как о существующем до материи и независимо от нее.

2) существование чего-либо вообще. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. В этом случае Б. следует отличать от реальности, существования, действительности и т. д., как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и явлений.

Взаимодействие – всеобщая форма связей тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии друг на друга и изменении.

Возможность – модальность – характеристика положения дел в качестве логически необходимого, логически случайного и возможного.

Восприятие – это целостный образ предмета; комбинация ощущений, благодаря которой объект воспринимается как нечто целое.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем; мера изменчивости, небытия.

Гипотеза – 1) обоснованное (не полностью) предположение о причинах явления;

2) процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (неполном) и доказательстве/опровержении.

Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности

Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его познания, отношения знания к реальности.

Движение – способ существования материи, её всеобщий атрибут, это всякое взаимодействие материальных объектов.

Дедукция – метод рационального сознания, состоящий в извлечении необходимо выводимых следствий из совокупности исходных утверждений.

Действительность – объективная реальность вообще во всей её конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений, то, что реально существует и развивается, что содержит свою сущность.

Детерминизм – представление, в соответствии с которым для всякого явления существуют причины, при наличии которых это явление с необходимостью имеет место.

Досократики - философы VI-V вв. до н. э., а также их преемники в IV в. до н. э., не затронутые влиянием сократической традиции.

Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального.

Единичное – качество определённого предмета, его индивидуальность, своеобразие.

Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений в природе и обществе, обуславливающая их упорядоченное изменение.

Идеализм – это общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, духовное первично, основоположно, а материя, физическое вторично, производно.

Индукция – умозаключение, в котором посылки лишь подтверждают заключение.

Интеллект – способность мышления, рационального познания, «ум»; в схоластике – высшая познавательная способность.

Иррационализм – философское течение, где основное внимание уделяется чувствам, эмоциям, внутреннему миру человека.

Логика – формальная наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой отрасли знаний.

Материализм – решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия и рассматривает духовное сознание, мышление как свойство материи (в противоположность идеализму).

Материя – 1) объективная реальность, отражаемая человеком в его чувствах и мыслях; форма объективного бытия.

Метафизика – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия (метафизика H философия H онтология).

Метод – способ построения и обоснования системы философского знания.

Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, его ценностей и убеждений.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нём человека, а также жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания, ценностные ориентации.

Мироощущение – целостное осознание и переживание, воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций.

Миропонимание – высшая ступень мировоззренческого становления человека, развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем.

Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

Натурфилософия – умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности.

Наука – процесс построения систематизированного образа части реальности, ориентированный на выявление её общих свойств.

Номинализм – философское учение, отрицающее онтологическое значение.

Объект – 1) самостоятельный центр бытийной активности (в онтологии);

2) то, на что направлена активность субъекта (в гносеологии).

Объективная реальность – бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.

Онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования

Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Отрицание – категория, выражающая связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта или условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не просто уничтожаются, но сохраняются в новом качестве.

Ощущение – субъективный образ объективной действительности.

Патристика – совокупность теологических, философских, политико-социальных доктрин христианских мыслителей VIII в.в.

Позитивизм – направление западной философии, объявляющее единственным источником знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования (основоположник – О. Понт).

Позитивизм – философское направление, исходящее из того, что все подлинное знание есть совокупный результат специальных наук.

Покой – результат или способ движения.

Праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека

Практика – целеполагающая деятельность людей, освоение и преобразование действительности.

Представление – чувственное отражение объекта, позволяет воспроизвести предмет мысленно при его отсутствии.

Пространство – форма бытия материи, характеризующая её протяжённость, структурность, взаимодействие элементов.

Пространство и время – всеобщие формы бытия материи.

Противоположность – одна из сторон диалектического противоречия, которая представляет и

исключает другую противоположность; крайняя степень неодинаковости в чём-то сходном; наличие внутреннего единства противоположных сторон.

Противоречие – утверждение об одновременной истинности и ложности какого-либо высказывания.

Развитие – существенное, необходимое движение, изменение чего-либо во времени.

Различие – несходство, несовпадение, неодинаковость в предметах или явлениях.

Рационализм – (от лат. – «разум») это учение, согласно которому все наши знания выводятся из разума (основатель - Рене Декарт).

Реальность – бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с другими формами бытия.

Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как личности и как субъекта практической и познавательной деятельности.

Синтез – понятие, противоположное анализу, характеризующее способ соединения различных элементов в целое.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность, единство.

Скачок – коренной перелом в развитии предмета или явления в результате качественных изменений.

Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов; конкретизация значений предмета.

Стихийный материализм – несознаваемое, неоформленное, философски бессознательное убеждение в объективной реальности внешнего мира.

Сознание – субъективное отражение объективной реальности, высший уровень духовной активности человека как социального существа.

Софизм – логически неправильное рассуждение, выдаваемое за правильное.

Социальная философия – раздел, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Субъект – 1) логический термин, относящийся к структуре суждения и обозначающий то, о чём идёт речь, что составляет предмет высказывания;

2) истинно сущее, субстанция вещи;

3) источник предметно-практической и познавательной активности, направленной на объект.

Суждение – мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел.

Существование – всё многообразие изменчивости вещей, их связей и взаимодействий.

Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе.

Сущность и явление – диалектические взаимосвязанные характеристики предмета.

Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся подчинением теологии.

Сцентеизм – течение философии, которое абсолютизирует роль науки в системе культуры и жизни общества.

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий новые материальные и духовные ценности.

Теория – сложная и наиболее развитая форма организации научного знания, представляющая целостную и логически согласованную систему, дающую всеобъемлющее представление о существенных свойствах определённого явления или области действительности.

Трансцендентальный - термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования конечного мира

Универсалии – общие понятия.

Философия – это форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.

Эзотерические тексты – тайные, скрытые тексты, предназначенные только для посвященных, связанные с религиозными обрядами, мистическими учениями и магическими формулами.

Экзистенционализм – философское направление, выдвигающее на передний план вопрос о смысле жизни уникальной человеческой личности, о её индивидуальном способе бытия.

Экзистенциальные факторы - факторы человеческого существования.

Элемент – член ряда, часть целого.

Эмпиризм – направление в философии, противостоящее рационализму и наиболее последовательно представленное в теории познания (главный элемент познания – человеческие чувства).

Эстетика – это философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сфера эстетического как специфического проявления целостного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения и мышления.

1. Анализ – расчленение предметов на составляющие их элементы

2. Анархия – (от греч. anarchia - безвластие) - состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть

3. Априори – (лат. a priori - предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом.

4. Атараксия – (от греч. ataraxia - невозмутимость) - душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность в философии Эпикура

5. Атрибут – (от лат. attribuo - наделять) - признак, примета, существенное свойство.

6. Атрибуты материи – объективность существования, т. е. независимость от сознания человека, неуничтожимость, движение, пространство, время.

8. Бессознательное психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.

9. Биосфера – живая оболочка Земли, имеющая сложную структуру.

10. Благо - то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей

11. Бог – (лат. deus, греч. theos) - высший предмет религиозной веры, рассматриваемый всегда более или менее как личность, считается сущностью, наделенной «сверхъестественными», т. е. необыкновенными, свойствами и силами;

12. Бытие общее понятие о сущем вообще, реальное существование мира.

13. Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость.

14. Верификация – (от лат. verus - истинный и facio - делаю) - подтверждение.

15. Власть – это один из важных видов социального взаимодействия, специфическое отношение между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свои волю и интересы.

16. Воля – представляет собой духовный акт, благодаря которому подтверждается некоторая ценность, признанная таковой, или благодаря которому стремятся к ней.

17. ВОЛЯ - сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.

18. Время – длительность материальных событий и порядок их следования друг друга.

19. Гармония – (греч. harmonia – связь, соразмерность) – созвучие, согласие

20. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает обязательные юридические веления, обладает суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения



21. Движение – любое изменение, преобразование, процесс.

22. Демократия – это способ функционирования политической власти, основанной на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении его широким кругом прав и свобод.

23. Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое – продукт, результат.

24. Добро – это основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе.

25. Закон – предписание относительно того, как человек должен вести себя в обществе; в науке положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области.

26. Знание – обобщенный результат деятельности человека, существующий в знаковой и идеальной форме

27. Идеал – мысленный образ совершенства и потому желанного будущего

28. Идеология – совокупность убеждений, взглядов, установок и представлений людей, связанных с определенным пониманием общественной жизни, оценкой ее качества, перспектив преобразования.

29. Индивид – это единичный представитель человеческого рода. Конкретный человек.

30. Информационное общество – общество, в котором основным богатством и ресурсом служит информация. Данное понятие возникло во II пол. 60-х гг. – человечество впервые осознало наличие информационного взрыва, когда количество циркулирующей в обществе информации стало возрастать.

31. Искусство – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»); в общепринятом специальном смысле - обозначение мастерства в сфере творчества

32. Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; ИСТИННЫЙ - соответствующий действительному положению вещей, но имеются также и неоткрытые, неизвестные истин

33. Карма – (санскр. «труд») - в широком смысле - сумма добрых и злых деяний жизни, которая на основе присущей ей автоматически закономерной причинности создает предпосылки для новой жизни с определенной судьбой

34. Классы – это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли богатства, которой они располагают.

35. Коллектив – организованная группа людей, объединенная общими целями и интересами, совместной деятельностью.

36. Коммуникация – передача сообщений от одной стороны к другой, от одного индивида к другому, от одной социальной группы к другой.

37. Консенсус – это одна из оптимальных форм завершения конфликта, когда конфликтующие стороны приходят к согласию

38. Конфликт это процесс резкого обострения противоречия и борьбы.

39. Культура – (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей; в широком смысле, культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа, распадается на различные области – нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, экономики, общественно-политическое устройство, искусство и т. д.

40. Личность – это, прежде всего, социальные качества человека, которые формируются только в обществе.

41. Материя (вещество) – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях, существуя независимо от человека. Синоним объективной реальности, вселенной.

42. Менталитет – умонастроение народа

44. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на окружающий мир и свое место в этом мире

45. Мистика – духовная практика непосредственного постижения Абсолюта, сверхъестественного.

46. Монада – (от греч. monás - единица) - у Джордано Бруно физический и одновременно психический элемент действительности. Но подлинным основателем учения о монадах (монадологии) является Лейбниц

47. Мораль – нравственность

48. Наука – многогранный многоаспектный и сложноустроенный феномен: он предстает и как социальный институт, как определенная деятельность по производству знаний, и как традиция, позволяющая этой специфической деятельности осуществиться. Это социальный институт, обеспечивающий функционирование профессиональной (познавательной) деятельности.

49. Нация – (от лат. natio - народ, племя) - народ, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются др. нациями (народ, организованный в государство). . .

50. Ноосфера – это сознательно создаваемое человеком состояние природной среды, сфера разума

51. Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

52. Общественное сознание – совокупность эмоций, настроений, взглядов, теорий общества на том или ином этапе его развития

53. Общество – это форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на социальной солидарности и разделении труда.

54. Основный вопрос философии выявляет основной разлад во взаимоотношении человека с миром. Энгельс в своем определении уловил только один аспект основного вопроса – отношение материи к идеи. Важно ответить на другую часть о. в. ф. : познаваем ли мир или нет? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на гностиков и агностиков.

55. Отчуждение – характеристика особой формы взаимоотношения человека в процессе его жизнедеятельности с окружающим миром, при котором продукты собственной деятельности противостоят человеку, господствуют над ним, как нечто чуждое ему.

56. Партия – это организованная группа единомышленников, придерживающихся определенного мировоззрения, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

57. Познание – процесс постижения человеком новых, прежде неизвестных фактов, явлений действительности.

58. Потребность – нужда в чем-либо, запросы и желания человека.

59. Права человека – это естественные возможности человека, обеспечивающие его жизнь, достоинство и свободу деятельности.

60. Принципы – идеи и правила, которыми человек должен руководствоваться в жизни.

61. Природа – (от греч. physis, от phyein - возникнуть, быть рожденным; лат. natura, от nasci - то же самое) - то, что существенно для каждого сущего с самого его возникновения.

62. Природа – совокупность естественных условий существования человека

63. Природная среда (географическая среда) – часть материального мира, природы, задействованная в жизнедеятельности человека и общества.

64. Прогресс поступательное движение, развитие людей в направлении к лучшему, высшему.

65. Пространство – то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств. Это протяженность и взаимное расположение материальных предметов и явлений относительно друг друга.

66. Разум – ум, способность, деятельность человеческого духа, направленное не только на причинное познание, но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений

67. Революция – (от позднелат. revolutio - поворот, переворот) - 1) переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; 2) внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя

68. Регресс – движение назад

69. Религия – мировоззрение, соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.

70. Рефлексия – самопознание, самоосознание, процесс осмысления чего-либо при помощи изучения самого себя

71. Реформа – преобразование, нововведение, изменение в какой-либо сфере

72. Свобода – это специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности, а также творческой деятельности. Свобода и ответственность – это две стороны одного целого – сознательной деятельности человека.

73. Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

74. Смерть - естественный конец жизни живого организма

75. Смысл жизни (человека) - регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

76. Сознание – это высшая функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном отражении действительности.

77. Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, т. наз. софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью. .

78. Способ производства – единство производительных и производственных отношений

79. Способности – в широком смысле – психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности.

80. Справедливость – является предварительным условием осуществления всех остальных ценностей и состоит в том, чтобы уважать чужую личность и не вторгаться в сферу ее свободы.

81. Стагнация – застой, замедление

82. Субстанция (от лат. – сущность) – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому, например, материя.

83. Схоластика – школьная философия в период христианского средневековья.

84. Счастье – состояние полного удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал

85. Теория – (от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли знаний.

86. Труд – социальная деятельность человека, т. е. способность человека преобразовывать среду существования.

87. Философия – это особая форма духовного опыта человека и общества, которая постоянно теоретически обосновывается и обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Это научное теоретизирование о мире, месте человека в нем. Само слово «философия» буквально означает любовь к мудрости, в более широком смысле – стремление к истине.

88. Цель – субъективный образ желаемого, то ради чего предпринимаются действия.

89. Ценности – социокультурное значение определенных предметов, процессов, явлений для человека

90. Цивилизация – социокультурный комплекс. В науке различают земную, внеземную и космическую Ц. Это уровень развития материальной и духовной культуры.

91. Человек – это понятие, употребляемое для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

92. Элита – высшие привилегированные слои общества, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры.

93. Эманация – истечение, излучение божественного абсолюта в философии неоплатонизма

94. Я или эго – та часть человеческой личности, которая осознается как я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия

95. Язык – средство выражения мысли, которым владеет человек, высшая форма проявления объективного духа.