Сочинение на тему «Горы», описание гор. Описание гор, общая характеристика

По узкой долине, которая называется ущельем, проходит горная дорога. Автотрасса кажется тоненькой светлой ленточкой на фоне гор. Все остальное пространство, куда хватает взгляда, занимают громадные горы, их склоны и вершины. Выше их – только небо.

Ближе к дороге горы - это не острые пики, а округлые, как будто овальные. Они густо поросли лесом. Издалека может показаться, что это толстые спины огромных мохнатых медведей, а шкуры у них зеленого цвета. Но шерсть на спинах медведей - это столетние ели и сосны высотой в десятки метров. Когда едешь по трассе, медвежьи спины почти смыкаются впереди машины.

Самые высокие горы – хранители ледников, залежей кристально чистой замерзшей воды. Вот почему некоторые вершины вообще никогда не снимают своих белых шапок из снега и льда. Отсюда ледники кажутся просто белыми шапочками, но если подняться в горы, станет ясно, что они тянутся на много километров. Если отколоть «кусочек» от ледника, он будет весить тысячи тонн.

Вершины громоздятся одна за другой, и нет им конца. Далеко на горизонте уже не видно самих гор, а только их очертания. Как будто голубоватые призраки встают друг за другом на фоне неба.

В горах человек ближе всего к небу. Ведь на склонах гор можно даже увидеть заблудившиеся облака. Они висят так низко, что, кажется, до них можно допрыгнуть и дотянуться рукой. Где еще можно увидеть, как небо становится ниже земли, как не в горах?

. Тема: Рельеф Земли. Горы.

Цель урока: Сформировать у учащихся представления о горах.

Задачи урока:

1) Сформировать понятие «горы»;

2) Выяснить, как различаются горы по высоте.

3) Научить находить горы на карте, описывать горы по плану.

Тип урока: урок изучения нового материала

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать определение «горы»,

Объяснить причины изменения гор во времени;

Называть и показывать на карте крупнейшие горы и их вершины;

Уметь описывать горы по плану.

Метапредметные:

Сформировать понятие «горы» с помощью разных источников информации.

Преобразовывать текст в схему;

Строить высказывания;

Аргументировать свою точку зрения;

Формулировать цели, контролировать и оценивать учебную деятельность .

Личностные:

Осознавать необходимость учиться;

Развивать познавательную мотивацию;

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей;

Форма организации учебной деятельности, применяемая на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Ход урока:

Фаза урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Проверка всего необходимого к уроку.

- «Человек, который учится без желания, – это птица без крыльев». Согласны ли вы с Ньютоном? Почему? А вы ко мне учиться пришли с желанием?

На прошлом уроке вы хорошо трудились. Я надеюсь, что и на этом уроке вы постараетесь.

Ответы учащихся

Личностные: самоопределение на учебную деятельность, мотивация

Актуализация знаний

Предлагаю на физической карте в атласе показать равнины из домашнего задании №1 стр.83 друг другу

Выборочная проверка выполнения описания равнины по плану.

Предлагаю выполнить тестирование по теме «Рельеф Земли. Равнины».

Ребята находят данные равнины на своих картах и наблюдают за отвечающим, взаимооценивают.

Один из учеников читает свою работу, остальные проверяют точность выполнения практической работы .

Ученики выполняют тест, проводят самооценку по эталону.

Предметные: умение показывать равнины на карте, описывать равнины

Регулятивные: самооценка, взаимоконтроль

Целеполагание

Выявление места и причины затруднения

Посмотрите на экран сформулируйте тему нашего урока. (На экране изображение разных гор.)

Что вы знаете о горах?

- «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» (В. Высоцкий)

- Какая ваша цель сегодня на уроке?

Ответы учащихся, тему записывают в тетрадь.

Работают с 1 строчкой таблицы (+ или -)

Ответы учащихся по проблемным местам таблицы.

Регулятивные: самооценка, целеполагание

Построение проекта выхода из затруднения

Что вам необходимо сделать, чтобы достичь своей цели?

Организация работы в группах

Ответы учащихся:

Познакомиться с информацией;

Поработать с картой.

Реализация построенного проекта

1. Что такое горы?

Работают с разными источниками информациями, находят определение понятия «горы» и зачитывают. Вывод записывают в тетрадь.

2. Виды гор по высоте.

«Заспорили между собой Уральские, Скандинавские горы и Альпы. Урал говорит: «Я выше всех гор, потому что я уже старый, покрыт лесом!». «Нет,- отвечают горы Альпы,- мы выше всех. Мы носим снежные шапки, склоны наши крутые и снежные лавины сползают!». «Не спорьте,- вмешались Скандинавские горы – мы выше всех поднимаемся над уровнем моря!».

Кто прав?

Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Распределите горы по высоте: Кордильеры, Анды, Большой Кавказ, Аппалачи, Тянь-Шань, Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь.

Работают с учебником, строят схемы-кластеры, защищают работу.

Включение в систему знаний

Описание гор по плану:

Работа с планом «Шаг за шагом» стр. 87.:

Что нужно знать, что бы описать горы?

Чего вы еще не знаете для описания гор?

Кто сможет описать самостоятельно горы по данному плану?

Кому нужна помощь? (раздать эталон)

Учащиеся знакомятся с планом;

Отвечают на вопросы, оценивают свои возможности.

Все ли цели достигли?

Что усвоили хорошо?

Что не поняли?

На что нужно обратить внимание при выполнении д/з?

О чем пойдет разговор на следующем уроке?

Работают с таблицей, затем отвечают на вопросы.

Приложения

Листы оценивания_____________________________________

3 балла – ошибок нет, 2 балла – 1-2 ошибки, 1 балл – много ошибок. «5» - 10-12 баллов, «4» - 7-9 баллов, «3» - 4-6 баллов.

Тест:

1. Какое из утверждений о рельефе верно?

1) Крупнейшими формами рельефа суши являются горы и равнины.

2) Рельеф образуется только под воздействием внутренних сил Земли.

а) верно только 1. б) верно только 2. в) оба верны г) оба неверны

2. Равнина – это часть земной поверхности:

а) с сочетанием хребтов и котловин б) с колебанием высот не более 200 м в) высоко приподнятая над уровнем моря.

3. Плоскогорье – это вид: а) равнин б) гор в) гор и равнин

4. Выбери неверное утверждение:

а) Равнины занимают на Земле площадь более 60%

б) По высоте равнины делятся на низменности, возвышенности и плоскогорья

в) Равнины образуются на подвижных участках земной коры.

5. Процесс разрушения и изменения горных пород суши под воздействием внешних факторов называется:

а) выветриванием б) землетрясением в) рельефов

Эталон. Описание Уральских гор

План

Описание

1. Название гор. На каком материке, в какой его части и в какой стране они находятся.

Уральские. Располагаются на материке Евразия, в центральной части; служат границей между Европой и Азией.

2. В каком направлении и на сколько километров протянулись горы, как они расположены относительно других географических объектов (равнин, рек, морей).

Протянулись с севера на юг более, чем на 2000 км; граничат с Восточно-Европейской равниной на западе и Западно-Сибирской – на востоке.

3. Средняя абсолютная высота гор, наивысшая точка, ее высота и координаты

Средняя высота 500-1000 м, наивысшая точка – гора Народная (1898 м); координаты: 65º с. ш. 60º в. д.

4. В каком направлении (по направлению течения рек) происходит понижение рельефа

Реки протекают с юго-запада на север и северо-запад.

5. Какие реки берут начало в горах, есть ли крупные озера.

р. Печора, р. Белая, р. Урал; крупных озер нет.

Виды гор по высоте

_________________ ____________________ __________________ _________________

Горы занимают около 40% поверхности Земли* Они есть на каждом материке и крупном острове* Даже по дну океанов протянулись горные цепи, отдельные вершины которых поднимаются над водой, образуя острова или цепочки островов* Меньше всего гор в Австралии, а большинство гор Антарктиды скрыто подо льдом.

Самой молодой горной системой на нашей планете являются Гималаи, самой протяженной – Анды (длиной окоо 7560 км), а самыми старыми горами признаны горы, относящиеся к горной формации Нуввуагиттук (Nuvvuagittuq), находящейся в окрестностях Гудзонова залива (возраст примерно 4,28 млрд лет).

Горы весьма разнообразны. По форме вершины различаются пикообразные, куполообразные, платообразные и др. горы. Различаются горы и по происхождению : тектоноденудационные, вулканические и др. В Саянах, Забайкалье и Дальнем Востоке преобладают особого вида горы – сопки. Сопки отличаются конической формой и скалистой или сглаженной вершиной.

В горных образованиях часто выделяются отдельные вершины , высоко вздымающиеся над окружающим, даже высокогорным, ландшафтом. К таким вершинам можно отнести г. Джомолунгму в Гималаях, Эльбрус на Кавказе, Белуху на Алтае.

Для рельефа горных областей характерно наличие горных хребтов – вытянутых в длину горных образований с четко выраженной осью, вдоль которой располагаются самые высокие горы. Эта ось часто является водоразделом данной местности.

В случае, когда высота горного хребта невелика, а вершины гор округлы, то такая цепь гор называется горным кряжем . Горные кряжи, как правило, являются остатками древних разрушенных гор (в России – Тиманский кряж, Енисейский кряж и др.)

Горный хребет имеет два склона , зачастую непохожих один на другой. В то время как один склон является пологим, другой может быть крутым (Уральские горы).

Вершинная часть горных хребтов называется горным гребнем . Гребень хребта может быть остроконечной (у молодых гор) или округлой и платообразной (у старых гор).

Широкие понижения с пологими склонами называются горными перевалами .

Примерно одинаковое и в длину, и в ширину горное поднятие, для которого характерно слабое расчленение, называется горным массивом . (плато Путорана в Восточной Сибири, Россия).

Место пересечения двух горных хребтов получило название горного узла . Горные узлы состоят из высоких труднодоступных гор (горный узел Табык-Богдо-Ола на Алтае).

Горные хребты, одинаковые по происхождению и расположенные в едином порядке (линейно или лучеобразно), называются горными системами . Окраины горных систем, характеризующиеся небольшими высотами, называются предгорьями .

Для Африки характерны особого вида горы, названные столовыми . Они отличаются плоскими вершинами и ступенчатыми склонами. Образование этих гор связано с действием воды рек , рассекающих пластовую долину.

Наличие гор характерно не только для суши. Дно океана также изобилует различного рода горными образованиями. По дну океанов тут и там разбросаны одиночные горы вулканического происхождения. Действующие вулканы изливают лаву, пепел и осколки горных пород, имеют остроконечные вершины. Вершины же потухших вулканов сглажены волнами и течениями. Вершины многих подводных вулканов образуют острова. Примером такого острова служит Исландия.

Есть на дне океанов и горные хребты. Важнейшим открытием последних лет в океанологии стало открытие срединно-океанических хребтов. Они проходят почти по середине каждого океана, образуя огромную единую цепь. Подробнее о срединно-океанических хребтах можно почитать

На нашей планете есть красивейшая горная система. Находится она на а если быть точнее, то между двумя морями - Каспийским и Черным. Носит она гордое название - Кавказские горы. Имеет координаты: 42°30′ северной широты и 45°00′ восточной долготы. Протяженность горной системы - более одной тысячи километров. Территориально относится к шести странам: России и государствам Кавказского региона: Грузии, Армении, Азербайджану и др.

До сих пор четко не оговорено, какой части материка принадлежат Кавказские горы. За звание самой борются Эльбрус и Монблан. Последняя находится в Альпах. Географическое положение по плану описать легко. И в этом поможет данная статья.

Границы

Во времена Древней Греции именно Кавказ и Босфор разделяли 2 континента. Но карта мира постоянно менялась, народы мигрировали. В Средние века границей считали реку Дон. Намного позднее, в XVII веке, шведский географ провел ее через Урал, вниз по р. Эмбе до Каспийского моря. Его идею поддержали ученые того времени и русский царь. Согласно этому определению, горы относятся к Азии. С другой стороны, в Большой энциклопедии Ларусса обозначается граница, проходящая к югу от Казбека и Эльбруса. Таким образом, обе горы находятся в Европе.

Описать географическое положение Кавказских гор максимально точно несколько трудновато. Мнение относительно территориальной принадлежности менялось исключительно по политическим причинам. Европу выделяли как особую часть света, связывая это с уровнем развития цивилизации. Граница между континентами постепенно переносилась на восток. Она стала подвижной линией.

Некоторые ученые, отмечая различия в геологическом строении массива, предлагают проводить границу по главному гребню Большого Кавказа. И это не удивительно. гор это позволяет. Северный склон его будет относиться к Европе, а южный - к Азии. Этот вопрос активно обсуждается учеными всех шести государств. Географы Азербайджана и Армении считают, что Кавказ относится к Азии, а ученые Грузии - что к Европе. Много известных авторитетных людей полагают, что весь массив принадлежит Азии, поэтому Эльбрус еще долго не будет считаться самой высокой точкой Европы.

Состав системы

Данный массив состоит из 2 горных систем: Малый и Большой Кавказ. Часто последний представляется как единый хребет, но это не так. И если изучать географическое положение Кавказских гор на карте, то можно заметить, что к таковым он не относится. Большой Кавказ тянется более чем на километр от Анапы и Таманского полуострова практически до самого Баку. Условно он состоит из следующих частей: Западный, Восточный и Центральный Кавказ. Первая зона простирается от Черного моря до Эльбруса, средняя - от высочайшей вершины до Казбека, последняя - от Казбека до Каспийского моря.

Западные цепи берут начало у Таманского полуострова. И сначала больше похожи на холмы. Однако чем дальше на восток, тем они становятся выше. Вершины их покрыты снегом и ледниками. Хребты Дагестана находятся на востоке Большого Кавказа. Это сложные системы с речными долинами, образующими каньоны. Около 1,5 тыс. кв. км территории Большого Кавказа покрыто ледниками. Большая часть их приходится на центральный район. В Малый Кавказ входят девять хребтов: Аджаро-Имеретинский, Карабахский, Базумский и другие. Самые высокие из них, расположенные в средней и восточной части, - Муров-Даг, Памбакский и пр.

Климат

Анализируя географическое положение Кавказских гор, видим, что они расположены на границе двух климатических поясов - субтропического и умеренного. Закавказье относится к субтропикам. Остальная территория принадлежит зоне умеренного климата. Северный Кавказ - теплый регион. Лето там длится почти 5 месяцев, а зимой не бывает меньше -6 °С. Она непродолжительная - 2-3 месяца. В высокогорных районах климат отличается. Там он находится под влиянием Атлантики и Средиземноморья, поэтому погода более влажная.

Благодаря сложному рельефу на Кавказе существует множество зон, которые отличаются друг от друга. Такой климат позволяет выращивать цитрусовые, чай, хлопчатник и другие экзотические культуры, которые подходят к умеренному характеру погодных условий. Географическое положение Кавказских гор во многом влияет на становление температурного режима на близлежащих территориях.

Гималаи и Кавказские горы

Часто в школе учеников просят сравнить географическое положение Гималаев и Из сходство лишь в одном: обе системы находятся в Евразии. Зато они имеют множество отличий:

  • Кавказские горы расположились на Гималаи же относятся только к Азии.
  • Средняя высота Кавказских гор - 4 тыс. м, Гималаев - 5 тыс. м.
  • Также эти горные системы находятся в разных климатических зонах. Гималаи большей частью в субэкваториальной, меньшей - в тропиках, а Кавказские - в субтропической и умеренной.

Как видим, эти две системы не идентичны. Географическое положение Кавказских гор и Гималаев в некоторых моментах схожее, в некоторых - нет. Но обе системы достаточно крупные, красивые, удивительные.

Горы занимают около 24% всей суши. Больше всего гор в Азии - 64%, меньше всего в Африке - 3%. В горах живет 10% населения земного шара. И именно в горах берут начало большинство рек на нашей планете.

Характеристика гор

По географическому положению горы объединяют в различные сообщества, которые следует различать.

. Горные пояса — крупнейшие образования, зачастую тянущиеся через несколько материков. Например, Альпийско-Гималайский пояс проходит через Европу и Азию или Андийско-Кордильерский, тянущийся через Северную и Южную Америки.
. Горная система — группы гор и хребтов, сходных по строению и возрасту. Например, Уральские горы.

. Горные хребты — группа гор, вытянутая в линию (Сангре-де-Кристо в США).

. Горные группы — тоже группа гор, но не вытянутая в линию, а просто расположенные рядом. Например, горы Бер-По в Монтане.

. Одиночные горы — не связанные с другими, часто имеют вулканическое происхождение (Столовая гора в Южной Африке).

Природные зоны гор

Природные зоны в горах располагаются слоями и сменяются в зависимости от высоты. У подножий чаще всего располагается зона лугов (в высокогорьях) и лесов (в средне- и низкогорьях). Чем выше, тем суровее становится климат.

На смену поясов влияет климат, высота, рельеф гор и их географическое положение. Например, у континентальных гор нет пояса лесов. От подножия до вершины природные зоны меняются от пустынь до лугов.

Виды гор

Есть несколько классификаций гор по различным признакам: по строению, форме, происхождению, возрасту, географическому положению. Рассмотрим самые основные виды:

1. По возрасту выделяют старые и молодые горы.

Старыми называют горные системы, чей возраст исчисляется сотнями миллионов лет. Внутренние процессы в них затихли, а внешние (ветер, вода) продолжают разрушать, постепенно сравнивая их с равнинами. К старым горам относятся Уральские, Скандинавские, Хибины (на Кольском полуострове).

2. По высоте различают низкогорье, среднегорье и высокогорье.

Низкие горы (до 800 м) — с округлыми или плоскими вершинами и пологими склонами. В таких горах много рек. Примеры: Северный Урал, Хибины, отроги Тянь-Шаня.

Средние горы (800-3000 м). Для них характерна смена ландшафта в зависимости от высоты. Это Полярный Урал, Аппалачи, горы Дальнего Востока.

Высокие горы (свыше 3000 м). В основном это молодые горы с крутыми склонами, острыми пиками вершин. Природные зоны сменяются от лесов до ледяных пустынь. Примеры: Памир, Кавказ, Анды, Гималаи, Альпы, Скалистые горы.

3. По происхождению выделяют вулканические (Фудзияма), тектонические (горы Алтая) и денудационные, или эрозийные (Вилюйские, Илимские).

4. По форме вершины горы бывают пикообразные (пик Коммунизма, Казбек), платообразные и столовые (Амбы в Эфиопии или Долина монументов в США), куполообразные (Аю-Даг, Машук).

Климат в горах

Горный климат имеет ряд характерных особенностей, которые появляются с высотой.

Понижение температуры — чем выше, тем холоднее. Не случайно пики самых высоких гор покрыты ледниками.

Понижается атмосферное давление. Например, на вершине Эвереста давление в два раза ниже, чем на уровне моря. Именно поэтому вода в горах закипает быстрее — при 86-90ºC.

Повышается интенсивность солнечной радиации. В горах солнечный свет содержит больше ультрафиолета.

Увеличивается количество осадков.

Высокие горные хребты задерживают осадки и влияют на движение циклонов. Поэтому климат на разных склонах одной и той же горы может отличаться. С наветренной стороны много влаги, солнца, с подветренной всегда сухо и прохладно. Яркий пример — Альпы, где с одной стороны склонов представлены субтропики, а с другой господствует умеренный климат.

Самые высокие горы в мире

(Нажмите на картинку для увеличения схемы в полном размере )

Выделяют семь высочайших вершин в мире, покорить которые мечтают все альпинисты. Те, кому это удалось, становятся почетными членами "Клуба семи вершин". Это такие горы, как:

. Джомолунгма , или Эверест (8848 м). Расположена на границе Непала и Тибета. Относится к горной системе Гималаи. Имеет форму трехгранной пирамиды. Первое покорение горы состоялось в 1953 году.

. Аконкагуа (6962 м). Это высочайшая гора в южном полушарии, расположенная в Аргентине. Относится к горной системе Анды. Первое восхождение состоялось в 1897 году.

. Мак-Кинли — высочайший пик Северной Америки (6168 м). Расположена на Аляске. Впервые покорена в 1913 году. Считалась самой высокой точкой России, пока Аляска не была продана Америке.

. Килиманджаро — высочайшая отметка Африки (5891,8 м). Находится в Танзании. Впервые покорена в 1889 году. Это единственная гора, где представлены все типы поясов Земли.

. Эльбрус — высочайшая вершина Европы и России (5642 м). Расположена на Кавказе. Первое восхождение состоялось в 1829 году.

. Массив Винсон — самая высокая гора Антарктиды (4897 м). Входит в систему гор Элсуорт. Впервые покорена в 1966 году.

. Монблан — высочайшая точка Европы (многие относят Эльбрус к Азии). Высота - 4810 м. Расположена на границе Франции и Италии, относится к горной системе Альп. Первое восхождение в 1786 году, а спустя век, в 1886 году вершину Монблана покорил Теодор Рузвельт.

. Пирамида Карстенса — высочайшая гора в Австралии и Океании (4884 м). Расположена на острове Новая Гвинея. Первое покорение — в 1962 г.