Из чего строили жилища первобытные люди. Глава V Жилище и хозяйственные постройки

Были прямохождение, увеличение объема мозга и усложнение его организации, развитие руки, удлинение периода роста и развития. Развитая рука с хорошо выраженной хватательной функцией позволила человеку успешно использовать, а затем и изготавливать орудия. Это дало ему преимущества в , хотя по своим чисто физическим качествам он значительно уступал животным. Важнейшей вехой в развитии человека было приобретение умения сначала использовать и поддерживать, а затем и добывать огонь. Сложная деятельность по изготовлению орудий, добыванию и поддержанию огня не могла обеспечиваться врожденным поведением, а требовала индивидуального поведения. Поэтому возникла необходимость в значительном расширении возможности обмена сигналами и появилась речь-фактор, принципиально отличающая человека от других животных. Появление новых функций в свою очередь способствует ускоренному развитию. Так, использование рук для охоты и защиты и питания размягченной на огне пищей, сделало ненужным наличие мощных челюстей, что позволило увеличить объем мозговой части черепа за счет его лицевой части и обеспечить дальнейшее развитие умственных способностей человека. Возникновение речи способствовало развитию более совершенной структуры общества, разделению обязанностей между его членами, что также давало преимущества в борьбе за существование. Таким образом, факторы антропогенеза можно разделить на биологические и социальные.

Биологические факторы – наследственная изменчивость, а также мутационный процесс, изоляция – применимы к . Под их влиянием в процессе биологической эволюции произошли морфологические изменения обезьяноподобного предка – антропоморфозы. Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. Это привело к освобождению руки от функций передвижения. Рука начинает использоваться для осуществления разнообразных функций – хватания, удержания, бросания.

Не менее важными предпосылками антропогенеза были особенности биологии предков человека: стадный образ жизни, увеличение объема мозга по отношению к общим пропорциям тела, бинокулярное зрение.

К социальным факторам антропогенеза можно отнести трудовую деятельность, общественный образ жизни, развитие речи и мышления. Социальные факторы стали играть ведущую роль в антропогенезе. Однако жизнь каждого индивидуума подчиняется биологическим законам: сохраняются мутации как источник изменчивости, действует стабилизирующий отбор, устраняя резкие отклонения от нормы.

Факторы антропогенеза

1) Биологические

естественный отбор на фоне борьбы за существование
дрейф генов
изоляция
наследственная изменчивость
2) Социальные

общественная жизнь
сознание
речь
трудовая деятельность
На первых этапах эволюции человека главенствующую роль играли биологические факторы, а на последних – социальные. Труд, речь, сознание самым тесным образом связаны друг с другом, В процессе труда происходило сплочение членов общества и быстрое развитие способа общения между ними, в качестве которого выступает речь.

Общие предки человека и человекообразной обезьяны – мелкие древесные насекомоядные плацентарные млекопитающие жили в мезозое. В палеогене кайнозойской эры от них отделилась ветвь, приведшая к предкам современных человекообразных обезьян – парапитекам.

Парапитеки дриопитеки питекантроп синантроп неандерталец кроманьонец современный человек.

Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян. Современная наука дает следующий ответ: у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с к конкретным и различным условиям существования.

Родословная человека

Насекомоядные млекопитающие парапитеки:

Проплиопитеки , Орангутан
Дриопитеки Шимпанзе, Австралопитеки Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) Древние люди (неандертальцы) Новые люди (кроманьонец, современный человек
Подчеркнем, что представленная выше родословная человека носит гипотетический характер. Напомним также, что если название предковой формы оканчивается на «питек», то речь идет о пока еще обезьяне. Если в конце названия стоит «антроп», то перед нами – человек. Правда, это не означает, что в его биологической организации обязательно отсутствуют признаки обезьяны. Необходимо понимать, что признаки человека в данном случае преобладают. Из названия «питекантроп» следует, что у данного организма наблюдается сочетание признаков обезьяны и человека, причем в приблизительно равной пропорции. Дадим краткую характеристику некоторым из предполагаемых предковых форм человека.

ДРИОПИТЕК

Жил приблизительно 25 млн. лет назад.

Характерные черты развития:

значительно мельче человека (рост около 110 см);
вел преимущественно древесный образ жизни;
вероятно, манипулировал предметами;
орудия труда отсутствуют.
АВСТРАЛОПИТЕК

Жил приблизительно 9 млн. лет назад

Характерные черты развития:

рост 150–155 см, вес до 70 кг;
объем черепа – около 600 см3;
вероятно, использовал предметы в качестве орудий для добывания пищи и защиты;
характерно прямохождение;
челюсти массивнее, чем у человека;
сильно развитые надбровные дуги;
совместная охота, стадный образ жизни;
часто доедали остатки добычи хищников
ПИТЕКАНТРОП

Жил приблизительно 1 млн. лет назад

Характерные черты развития:

рост 165–170 см;
объем мозга около 1100 см3;
постоянное прямохождение; формирование речи;
овладение огнем
СИНАНТРОП

Жил, вероятно, 1–2 млн. лет назад

Характерные черты развития:

рост около 150 см;
прямохождение;
изготовление примитивных каменных орудий труда;
поддержание огня;
общественный образ жизни; каннибализм
НЕАНДЕРТАЛЕЦ

Жил 200–500 тыс. лет назад

Характерные признаки:

Биологические:

рост 165–170 см;
объем мозга 1200–1400 см3;
нижние конечности короче, чем у современных людей;
бедренная кость сильно изогнута;
низкий скошенный лоб;
сильно развитые надбровные дуги
Социальные:

жили группами по 50–100 особей;
использовали огонь;
изготовляли разнообразные орудия труда;
строили очаги и жилища;
осуществляли первые захоронения погибших собратьев;
речь, вероятно, более совершенная, чем у питекантропа;
возможно, возникновение первых религиозных представлений; умелые охотники;
сохранялся каннибализм
КРОМАНЬОНЕЦ

Жил 30–40 тыс. лет назад

Характерные признаки:

Биологические:

рост до 180 см;
объем мозга около 1600 см3;
отсутствует сплошной надглазничный валик;
плотное телосложение;
развитая мускулатура
Социальные:

жил в родовой общине;
строил поселения;
изготовлял сложные орудия труда из кости и камня;
умел шлифовать, сверлить;
сознательно захоранивал умерших собратьев;
появляются зачаточные религиозные представления;
развитая членораздельная речь;
носил одежду из шкур;
целенаправленная передача опыта потомкам;
жертвовал собой во имя племени или семьи;
бережно относился к старикам;
возникновение искусства;
приручение животных;
первые шаги земледелия
СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Живет в настоящее время на всех материках

Характерные признаки:

Биологические:

рост 160–190 см;
объем мозга около 1600 см3;
наличие разных рас
Социальные:

сложные орудия труда;
высокие достижения в науке, технике, искусстве, образовании

воспитательная: показать несостоятельность теории расизма

Тип урока : семинар - практикум

Методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.

Оборудование : компьютер с проектором, презентация, видеофрагмент, таблицы, схемы, тест.

1 Организационный момент 1 мин.

2 Обсуждение особенностей антропогенеза 30 мин.

3. Подведение итога 2 мин.

4. Самостоятельная работа. 3-4 мин.

5. Выводы 1 мин.

6. Рефлексия 2 мин.

7. Самоанализ. Выставление оценок 2-3 мин.

8. Видеофрагмент 2 мин.

Ход урока

В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее все воплощается в нем.

Фирдоуси

1. /На фоне видеофрагмента без звука/

Учитель: Одна из самых интригующих глав эволюции жизни на Земле - происхождение человека. В наши дни этот раздел учения об эволюции стал одним из быстроразвивающихся; каждое десятилетие приносит сенсацион-ные открытия, заставляющие существенно дополнять, а порой и пересматри-вать сложившиеся представления. Задача сегодняшнего урока расширить знания об антропогенезе, его современном этапе.


2. Ученик: Еще в античное время человек признавался «родственником» жи-вотных (Анаксимен, Аристотель). В первой половине 18в. К. Линней отвел ему место в отряде приматов класса млекопитающих и дал видовое назва - ние Гомо сапиенс (человек разумный) / Линнея / В конце 18 в. на эту тему писали Дидро, Кант, Лаплас, а в начале 19 в. гипотезу естественного происхождения человека выдвинул /Портрет /в своем труде «Философия зоологии» Исходным предком человека считал четверорукое высокоразвитое существо, которое с деревьев спустилось на землю и посте - пенно превратилось в двурукое, способное к прямохождению, но антропоген-ная гипотеза Ламарка не имела успеха, как и его эволюционная концепция в целом. Фундаментальный вклад в решение проблемы антропогенеза сделал Ч. Дарвин в специальном труде 1871 г. «Происхождение человека и половой отбор». Дарвин впервые попытался научно объяснить и движущие силы ан-тропогенеза. /Стенд / В последующее время накопилось много данных, дока-зывающих родство человека и антропоидов не только по морфологическим , но и по другим признакам:

Установлено большое сходство в строении голосового аппарата (гортани) учеловека и шимпанзе;

У орангутана значительно увеличены размеры 41-го поля коры головного мозга, и именно этот отдел мозга у человека сложно дифференцирован в связи с развитой речью только у высших обезьян и человека имеется червеобразный отросток слепой кишки;

У антропоидных обезьян установлены те же 4 группы крови;

Половое созревание наступает сравнительно поздно;

Порядок прорезания зубов у высших обезьян сходен с таковым у человека;

Высоко развиты у антропоидов формы заботы о потомстве, длителен период детства;

Генетический материал человека и шимпанзе идентичен на 99%

Учитель: Как же шла эволюция человека?

Ученик: Выделяют основные этапы антропогенеза:

Дриопитеки – общие предки антропоморфных обезьян и гоминид. Имеется много косвенных данных, подтверждающих подобное происхождение. Спо-собность человеческой руки вращаться во все стороны благодаря шаровид-ному суставу плечевой кости могла возникнуть только у древесной формы. Только человек и приматы обладают способностью к вращению предплечья внутрь и наружу, а также хорошо развитой ключицей. У человека и обезьян на кистях и стопах развиты кожные узоры, которые имеются только у древе-сных млекопитающих. Для них характерны древесный образ жизни, манипулирование предметами и стадность.

Древнейшие австралопитековые сочетали в себе признаки обезьяны и человека. Анатомическое строение таза и ног свидетельствовало о его вертикальном положении. Он использовал палки, камни, крупные кости антилоп в качестве орудий. Общественный образ жизни позволял им устоять

против хищников и самим нападать на других животных. Именно у них, как считает антрополог Рогинский, начался процесс потери шерстяного покрова. От перегрева человек защищается интенсивным потоотделением. Приспособление это было очень эффектным, но лишало организм ионов натрия, нехватка которого стимулировала хищничество или заставляла искать источники поваренной соли.


Человек умелый – в 1962 г. в Танзании, центральной Африки нашли остатки австралопитека, объем мозга которого составлял более 600 см (совр. ок 2000см), но более чем у примитивных форм, а главное – он изготовлял орудия. Этот наш предок был назвал человек умелый. (галечная культура)

Ученые утверждают, что именно на этой стадии антропогенеза зарождается речь, т. к. совместная охота требовала общения, одними жестами не обойтись.

Человек прямоходящий от своих предшественников отличался ростом, прямой осанкой, человеческой походкой. Рука их более развита, а стопа приобрела небольшой свод, позвоночник получил некоторые изгибы, что уравновешивало вертикальное положение туловища. Объем мозга – см Формирование речи, наиболее развиты доли мозга, управляющие высшей нервной деятельностью. Коллективная охота требовала не только общения, но и способствовала развитию социальной организации, которая имела явно человеческий характер, т. к. опиралась на разделением труда ме-жду мужчинами – охотниками и женщинами – собирателями пищи и храни-телями огня.

Неандерталец – объем мозга – см. Высокая культура изготовле - ния орудий. Совершенствование речи и племенных отношений. Сильные, выносливые, они первые, приспособившиеся к жизни в суровом климате. У них появляются обряды, забота о потомстве, передаче опыта. Использовали огонь для приготовления пищи – жарили мясо, шили из одежду шкур, кото-рые очищались от жира, сушились над огнем, чтобы придать им мягкость и гибкость. Это говорит о развитости мышления.

Кроманьонец – тип современного человека. Жил в пещерах или хижинах в самом конце ледниковой эпохи. Они научились делать множество орудий, использовали метательные устройства, ловили рыбу при помощи гарпунов. Вероятно, они были первыми, кто научился делать иглы и шить. Они делали ожерелья из камешков, ракушек… Во Франции и Испании обнаружены на-скальные рисунки, которым более 30 тыс. лет. Рисунки заклинания, предска-зания, победы над хищником, а сегодня – нам привет от них.

Учитель: Какие основные моменты можно отметить в формировании человека разумного?

Ученик: Становление человека разумного отмечено 2-мя важными момен-тами:

С одной стороны - завершается формирование морфологического типа

С другой – биологическая эволюция постепенно затухала и сменялась соци-альным развитием

С эволюционной точки зрения возникновение человека – это крупнейший ароморфоз, не имевший себе равного во всей истории жизни на Земле. Об-щей закономерностью был все ускоряющийся темп антропогенеза. Филоге-нетическое развитие гоминид представляет собой яркий пример «мозаичной эволюции», характеризующейся неравномерным темпом развития органов и систем органов. Прогрессивной эволюции мозга предшествовало прямохож-дение и связанное с ним преобразование тазовых костей и передних конечно стей. Характерная черта антропогенеза – однонаправленность эволюцион-ных преобразований, связанных с постепенным развитием прямохождения, нарастанием способности к накоплению и практическому использованию информации об окружающей среде, совершенствованием коллективного образа жизни.

Учитель: Что же двигало этим? Какие точки зрения по этому поводу вы знаете?

Ученик: Уникальность процесса становления биосоциальной природы чело-века определялась своеобразным действием движущих сил антропогенеза.

По вопросу соотношения биологических и социальных факторов антропоге-неза существуют разные мнения. Одни считают, что движущая сила антро-погенеза заключалась в единстве действия биологических и социальных фак-торов. Другие придерживаются мнения, что это факты, которые действовали параллельно, но в итоге привели к одному результату. Кроме того, имеются принципиальные разногласия по вопросу о том, какие факторы играли веду-щую роль в эволюции предков человека. В зарубежной литературе – это ис-ключительно БЗС и отбор. Фальсификация взглядов Ч. Дарвина на БЗС как причину антропогенеза явилась источником реакционного направления в буржуазной социологии – социал-дарвинизма.

Английский философ эволюционист Г. Спенсер в 1852 г. выдвинул форму-лу «выживание наиболее приспособленных» в качестве закона обществен-ного развития, поэтому призывал к элиминации потерпевших в борьбе за существование – это бедных и больных.

Граф де Гобино утверждал, что высшей расой среди всех человеческих рас является арийская раса, а сторонники расовой гигиены считали, что интел-лект и моральные качества определяются исключительно его наследственны - ми задатками, поэтому социальное положение обусловлено чисто генетичес-кими факторами.

Ф. Гальтон предлагал путем подбора пар разводить колониальные народы, а для европейцев создавать благородную элиту. Расисты превратили Африку, по словам К. Маркса, «в заповедное поле охоты на чернокожих» и обещали неграм рай на небе вместо ада на земле.

Большинство современных исследователей считают, что ближе к истине представление не только о единой биосоциальной природе движущих сил ан тропогенеза, но и их качественном изменении в процессе эволюции от древ-нейших гоминид до современного человека. На ранних этапах эволюции че-ловечества шел отбор индивидов, более способных к изготовлению прими - тивных орудий, с помощью которых они могли добывать себе пищу и защи-щаться от врагов. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «Труд – первое основное условие всей челове - ческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал человека». На стадии австралопитеков определяющую роль играл отбор на основе индивидуальной избирательной элиминации. По-степенно объектом отбора становилось характерное свойство как стадность и связанные с ней относительно развитые формы отношения. Выживали те, кто сообща мог противостоять неблагоприятным факторам среды. Индиви-дуальный отбор способствовал формированию прямохождения, кисти руки, мозга, а групповой отбор совершенствовал социальную организацию. Сов-местные действия получили названия биосоциального отбора. На первых порах биосоциального отбора были мелкие по численности коллективы, а затем расширились до тенденции к выживанию лучше организованных посе-лений или племен. Все уровни биосоциального отбора были взаимосвязаны. Скорость и размах формообразования в эволюции гоминид были возможны на основе широкой генетической изменчивости. Темп же мутационной из-менчивости, характерный для всех организмов (в среднем 1 х 10 в степени -5 мутационных изменений на ген в поколение), не мог обеспечить достаточно материала для отбора при создании человека. Следовательно, для процесса антропогенеза необходимы были другие, дополнительные источники изменчивости.

Учитель: И что же это может быть? Есть мнения?

Ученик: утверждает, что увеличение массы и усложнение мозга в входе эволюции гоминид не ограничивалась совершенствованием нервных механизмов, а сочеталась с эндокринной. На примерах показывает, что в ус-ловиях одомашнивания наблюдается резкая дестабилизация многих функций организма, обусловленная и привыканием к человеку. Одна из важнейших особенностей эволюции человека заключалась в том, что в результате стрес совых реакций при общении предков человека друг с другом изменялась вся система нейроэндокринных регуляций, что в свою очередь вызвало широкий размах изменчивости по самым разным признакам. Этот источник генетичес кой изменчивости играл существенную роль в прогрессивной эволюции го-минид. Ученые давно предполагали, что в прогрессивных эволюционных преобразованиях (в происхождении человека) важны не столько изменения самих генов, сколько изменение их активности. Даже небольшое изменение нуклеотидной последовательности одного – единственного гена-регулятора может привести к драматическим изменениям активности многих других генов, а это, в свою очередь, может вызвать радикальные перемены в стро-ении организма. Ученые выявили 110 генов, активность которых различается у человека и шимпанзе (55 активнее у людей и 55 – у наших ближайших родственников) Выявлено49 генов, активность которых изменилась именно в человеческой линии (30 генов увеличили активность, 19 понизили). Инте-ресно, что у шимпанзе транскрипционных факторов оказалось всего 9%, причем у половины из них активность повысилась, а у половины - понизи-лась. Между прочим, исследования на мушках дрозофилах тоже не показали сильных изменений в активности транскрипционных факторов. Похоже, уси-ленная экспрессия многих регуляторных генов - специфическая особенность эволюции именно человеческой линии. Смысл данного явления пока не вполне ясен.

Учитель: Сенкевич однажды в передаче сказал, что природа никогда не пере станет нас удивлять, т. к. постоянно открывается что-то новое, неизвестное не похожее на предыдущее или просто измененное. А что можно сказать о человеке как составной части природы и общества?

Ученик: Человек – неотъемлемая часть природы во все времена. Меняется ли его облик, можно ли ждать таких изменений в будущем? Рассмотрим, как действуют эволюционные факторы в сегодняшнем обществе. Во-первых, все меньшее значение имеет изоляция, во - вторых, резко ослабляется значение случайных изменений численности в человеческом обществе. 12-14 веках во время эпидемии чумы население могло сокращаться в течение 1-2-х лет в несколько раз, то в настоящее время, благодаря развитию медицины, таких колебаний численности не наблюдается. Таким образом, значение волн чис-ленности как эволюционного фактора тоже падает. Сложнее с мутационным процессом и естественным отбором. В Англии в 1922 г. только 22% случаев слепоты были наследственны, а в 1952 г. уже 68% слепоты имело наследст-венную основу. В популяциях накапливается все больше неблагоприятных мутаций: сейчас выживает много людей, которые раньше наверняка бы не выжили. Популяция все более насыщается мутациями еще и потому, что по-высился уровень радиоактивного излучения, то же происходит при засоре-нии биосферы химическими веществами, которые вызывают мутации. В развитом обществе социальные закономерности действуют сильнее, чем отбор. Именно социальные – общественные закономерности определяют успех того или иного человека.

Учитель: Да, ведущую роль на современном этапе стали играть социальные факторы, однако жизнедеятельность каждого человека подчинена биологи-ческим закономерностям. Сохраняет все свое значение и мутационный про-цесс как источник генотипической изменчивости. В известной мере дейст-вует стабилизирующая форма естественного отбора, устраняя резко выра-женные отклонения от средней нормы. В процессе социальной эволюции человечества создаются более благоприятные возможности для раскрытия индивидуально - сти каждого человека, его личных качеств. Общественный характер труда по-зволил выделить человека из природы, создать для себя искусственную среду обитания. Каждый из нас обладает неповторимым, уникальным, м. б. самым лучшим, неповторимым.

3. Подведение итога

Учитель: итак, мы рассмотрели особенности эволюции человека. Что основное вы усвоили из информации?

Ученик: 1.Эволюция человека – чрезвычайно сложный, длительный процесс: от животного к человеку разумному. На этом пути постепенно теряли свое значение факторы биологические на смену им приходили факторы социальные;

2.В эволюции человека необходимо выделить 2 узловых пункта, 2 момента. Первый и наиболее важный из них – начало изготовления орудий, переход от стадии животных предшественников человека к стадии древнейших форм, формирующих людей.

3.Возникновение человека и его дальнейшая эволюция проходили путем разрешения острых противоречий. Через весь период его становления проходило разрешение важнейшего противоречия между морфологической структурой и его деятельностью. Оно снималось в основном в процессе отбора и… завершилось в итоге происхождения существа, достигшего такого уровня строения, который делал возможным безграничное расширение его деятельности без каких либо перестроек его морфологической структуры.

4. Самостоятельная работа. Тест. Происхождение человека.

Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение:

1. Человек относится к ласу млекопитающих

2. Копчиковая кость в скелете человека – атавизм

3. Аппендикс у человека – рудимент

4. Густой волосяной покров у человека – атавизм

5.Человек и человекообразные обезьяны – близкородственные организмы. 6.Трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление относятся к социальным факторам

7.В процессе становления человека различают три стадии

8.Движущими силами антропогенеза являются только социальные факторы

Вместо точек подберите соответствующие слова:

1. Теория о происхождении человека -….

2. Человек разумный относится к отряду …

3. Все люди, населяющие нашу планету относятся к виду….

3. Единичное появление у человека признаков предка -…

4. Речь, мышление, труд относятся к факторам..

5. Наследственная изменчивость, БЗС относятся к факторам ….

6. Род человека произошел от …..Исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных признаков …

7. Первые доказательства животного происхождения человека представил …

8. Работу «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» написал …

9. Первые орудия труда умели изготовлять …

10. Первые очаги и жилища строили …

11. Подбородочный выступ развит у …

12. Человечество образует три большие расы …

5. Выводы. Учитель: Какие можно сделать выводы в заключении урока?

Ученик: О становлении человека разумного можно сделать вывод словами Дальневосточного поэта С. Щипачева:

Природа! Человек – твое творение,

И этой чести у тебя не отберут,

Но на ноги поставил с четверенек

И человеком предка сделал труд.

С. Щипачев

Ученик: А словами Р. Рождественского можно сделать вывод о единстве рас:

Для всех угнетенных,

трудом обожженных

Разница в цвете кожи –

не в счет.

В людях – черных, белых, желтых –

красная кровь течет!

Р. Рождественский

6. Рефлексия: Стимулирование учащихся к осмыслению проделанной работы

Рефлексивный алгоритм:

«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой…)

Достиг ли цел учения?

Какие затруднения возникли?

7. Анализ работы (учащимися) Выставление оценок

Всем спасибо за работу.

Видеофрагмент, доказывающий единство происхождения всех рас (2 мин.)

Используемая литература:

1. Яблоков эволюции. М.: Дет. Лит.,1985

2. , Прохоров вокруг нас. М.: Из-во политической литературы, 1976

3. , Сухорукова органического мира: Факультативный курс. М.: Просвещение, 1991



Прошло много времени с тех пор, когда человек использовал для своей жизни только естественные природные убежища. Человек развивался, менялся его образ жизни. Появились первые жилища человека, которые он построил специально для своего проживания.

Из чего сделаны первые жилища

Сегодня все привыкли, что существует возможность приобрести любой материал для постройки дома. Можно даже заказать материал с другого конца света. Только плати за услуги – доставят с удовольствием. Но так было не всегда. Как не всегда была почта, пароходы и железные дороги для перевозки грузов.

В те далёкие времена, о которых идёт речь, народы жили обособленно друг от друга. Торговли практически не было. И, материалы для постройки, жилища приходилось использовать те, что находились в избытке рядом. Или те, которые можно было без существенных усилий приспособить для строительства.

Используемый строительный материал повлиял и на форму первого жилища. Поэтому в разных частях планеты сформировались свои особенные виды жилищ человека. При существующем их разнообразии, они имеют и существенные сходства. Но эти сходства обусловлены простотой изготовления жилищ. Зачем усложнять, если можно сделать просто?

В степных местностях, полупустынных, тундре появились жилища, сделанные по типу шалашей. Они изготовлялись из веток кустарников, деревьев и укрывались травой, шкурами зверей и другими материалами. Они возводились в Северной Америке, Средней Азии, Сибири. Называлось такое жильё: вигвам, юрта, чум и так далее.

В полупустынных, пустынных местностях строились домики из материалов, которые были под ногами. Других то не было. Это всем известный материал – глина. Из него возводили стены построек, делали своды. Если можно было найти дерево, то основу крыши делали из него, а покрывали камышом, травой или другими материалами. Такое жильё называлось глинобитным.

Если к глине добавлялась солома, то такие домики назывались саманными. Обычно это были небольшие сооружения прямоугольные или круглые в плане. Высота их была небольшая – в рост человека. Такое жильё возводилось в Средней Азии, Африке.

В горных и каменистых районах для строительства использовался камень. В самом деле, из чего же ещё здесь строить дом? Из него возводились стены. Кровля делалась деревянной или тоже из камня. Примером такого сооружения является грузинская сакля. Кроме того, в горах продолжали делать и пещеры. Только уже для этого вырубали в скалах полости специально.

И такие пещеры со временем всё больше походили на обычные комнаты и квартиры. К примеру в Италии существуют целые старинные города в скалах. В некоторых местностях для защиты от завоевателей делали целые потайные города в пещерах. В турецкой местности Каппадокия не так давно обнаружены хорошо сохранившиеся подземные города, в которых могли укрыться и проживать тысячи людей.

В лесных и таёжных местностях, где дерева было в избытке, дома строили из него. Здесь можно упомянуть рубленые русскую избу, украинскую хату. В Европе тоже для строительства применялось дерево. Это, так называемые шале, что в переводе означает дом пастуха. Вообще лес в том или ином виде для строительства использовали многие народы мира в разных его частях.

Ну, а где не было леса, а до глины мешал добраться толстый слой льда, постройки именно из него и делали. Такой обычай существовал в Гренландии. Там жилища возводились из плотного снега или изо льда. Такие дома назывались иглу.

С другой стороны земного шара, где, в отличие от Гренландии, нужно было спасаться не от холода, а от жары, строили лёгкие сооружения. В пустынях Аравии жили в шатрах, а в Африке – в постройках сплетённых из ветвей. В таких сооружениях было не жарко. Они хорошо проветривались круглые сутки.

Виды жилища человека в зависимости от образа жизни

Образ жизни народов тоже оказал существенное влияние на вид его жилища. В те далёкие времена существовало два образа жизни людей. Те, кто занимался сельским хозяйством, вели оседлый образ жизни. Они жили в своей местности постоянно. И, соответственно, дома их были надёжными и массивными. Такие дома, иногда даже с успехом использовались для защиты от непрошенных гостей.

В отличие от земледельцев, скотоводы и охотники вели кочевой образ жизни. Им незачем было строить надёжные тяжёлые дома. Ведь их необходимо было время от времени перемещать с места на место. Поэтому строились лёгкие разборные постройки. Чуть позже, некоторые народы стали использовать не только разборные, а перемещаемые на колёсах домики.


Пещера – наверное, самое древнее естественное убежище человека. В мягких породах (известняках, лёссах, туфах) люди издавна вырубали искусственные пещеры, где обустраивали комфортные жилища, иногда – целые пещерные города. Так, в пещерном городе Эски-Кермен в Крыму (на фото) вырубленные в скале комнаты имеют очаги, дымоходы, «кровати», ниши для посуды и других вещей, ёмкости для воды, окна и дверные проёмы со следами от петель.

Это – глава из стенгазеты, выпущенной благотворительным проектом «Коротко и ясно о самом интересном». Нажмите на миниатюру газеты ниже и читайте остальные статьи по интересующей вас тематике. Спасибо!

Стенгазета «Жилища народов мира» – краткая «настенная энциклопедия» традиционных жилищ народов со всего света. 66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» расставлены по алфавиту: от «абылайши» до «яранги». Все стенгазеты, изданные нашим благотворительным проектом «Коротко и ясно о самом интересном», ждут вас на сайте сайт. Есть также группа вконтакте и ветка на сайте Питерских родителей Литтван , где мы обсуждаем выход новых газет. Любой желающий может бесплатно получать наши газеты в местах раздачи в Петербурге .

Как всё начиналось

Category: Без рубрики Tags:

По гипотезе, выдвинутой американским археологом Джоном Кларком, появление долговременных стоянок и жилищ связано с удлинением продолжительности детства. Пока происходит обучение подрастающего поколения, подвижность группы гоминид ограничена. «Молодой шимпанзе достигает самостоятельности между семью и восемью годами, и передача более сложных навыков, которыми владели ранние гоминиды, должна была потребовать ещё более длительного времени», - писал Кларк.
Жилище обеспечивает бóльшую безопасность для потомства. Это очень важно для человекообразных, у которых редко рождается более одного отпрыска. А особенно критичной проблема хищников становится при жизни не на дереве, а на земле. Заботу о ребёнке лучше осуществлять в относительно безопасном месте, где один из родителей присматривает за потомством, пока другой добывает еду. Правда, даёт ли защиту какой-то «ветровой заслон»? Сомнительно… Хищник легко найдёт людей, спрятавшихся за хлипкой загородкой, по запаху.
Другая гипотеза, развиваемая советским археологом В.Я.Сергиным, предполагала, что долговременные жилища возникли в местах разделки и поедания крупной охотничьей добычи. Конечно, мелкая добыча поедается буквально на ходу. Но когда удалось добыть слона - за один присест его не съешь и не утащишь. К месту добычи (будь то убитое умелым охотником или умершее своей смертью животное) приглашается всё сообщество - так делают, например, современные пигмеи в Центральной Африке. Мясо не должно пропасть, его нужно употребить в пищу целиком, попутно отгоняя подступающих со всех сторон падальщиков. Семейство древних гоминид располагалось лагерем вокруг добычи и закатывало пир на несколько дней; сюда притаскивали орудия и сырьё для их приготовления; сооружался очаг… Впрочем, нет, очагов в то время ещё не было. А вокруг, может быть, выставлялся некий заслон из веток, прижатых камнями - защита то ли от ветра, то ли от любопытных.
Понятно, что выше представлена некая очень умозрительная картина. Что давало людям первое подобие жилища? Защиту от ветра? От солнца? От хищников? От посторонних глаз? От потусторонних сил? От дождя? От холода?… Эстетическое чувство «уюта»? Всё вместе?
Как бы то ни было, современные охотники-собиратели, останавливаясь на привал - даже на одну ночь - часто сооружают себе простейшие укрытия.
Для начала было бы неплохо выяснить, когда они появляются - первые жилища. Но легко сказать! Как пишет американский антрополог Джерри Мур, «В идеале, каждая стоянка должна быть чем-то вроде покрытых пеплом руин древних Помпей: момент, замороженный во времени». Но, увы - Помпеи палеолита нам неизвестны. А древнейшие жилища были, очевидно, недолговечными. Оседлая жизнь - не для древних охотников. Если верна аналогия с современными охотничьими группами, их убежища представляли собой не более чем загородки из веток и, возможно, шкур, в лучшем случае придавленных камнями. Через несколько дней люди снимались с места и бросали остатки жилищ, которые разваливались, гнили и, скорее всего, бесследно исчезали. Оставался лишь набросанный людьми мусор - объедки, кости, сломанные орудия; возможно, углубления на местах, где в землю были вкопаны опоры. Если в результате счастливой случайности всё это быстро погребалось под толщей осадков - получался некий «отпечаток» жилища, контуры которого в принципе можно выявить по распределению культурных остатков.
Однако такой отпечаток ещё нужно суметь прочитать. Изыскания в этом направлении стали возможны только после появления достаточно совершенной методики раскопок - такой, при которой вскрывается существенная часть площади древней стоянки, расчищается древний «пол», на котором жили люди. Любые значительные находки - кости, орудия и т.п. - фиксируются на местах и наносятся на план; затем анализируется весь древний «жилой комплекс». Теперь по тому, как расположены скопления артефактов, можно попытаться понять: где разделывали добычу, где изготовляли орудия, куда бросали кости, и где располагались жилища - если только они здесь, в самом деле, были.
Именно в результате использования такой техники и удалось обнаружить жилые сооружения каменного века. Разумеется, древнейшие из них - самые спорные.

Ранние люди

Category: Без рубрики Tags:

Итак, древнейшая находка такого рода сделана британским антропологом Мэри Лики в 1962 году. На одной из стоянок Олдувайского ущелья (подарившего миру Homo habilis – Человека умелого), возрастом около 1,8 миллиона лет, найдено множество каменных орудий и останки животных – древних жирафов, слонов, зебр, носорогов, черепах, крокодилов… Так вот, на одном из участков этой стоянки команда Лики обнаружила ряд камней, расположенных (выложенных?) в форме круга. Как писала Мэри Лики, эта кольцевая выкладка - «древнейшая структура, сделанная человеком. Она состоит из отдельных лавовых блоков и составляет от трёх с половиной до четырёх метров в диаметре. Поразительно сходство с грубыми каменными кругами, сооружаемыми для временного убежища современными кочевыми народами». Итак, Мэри Лики сочла, что нашла древнейший дом на Земле. Камни, по её мнению, служили для укрепления жердей или веток, воткнутых в землю и образующих нечто вроде ветрового заслона или простейшего шалаша.
В другом олдувайском местонахождении, знаменитом находкой черепа парантропа Бойса, выявлено овальное скопление раздробленных костей и мелких каменных обломков. Оно окружено относительно свободным от находок пространством, снаружи которого также находятся фрагменты костей и орудия. Мэри Лики предположила, что и на этом месте когда-то находился ветровой заслон, окружавший центральную часть стоянки.
Позже подобные находки сделаны и за пределами Олдувая.
Достаточно ли этих свидетельств, чтобы утверждать, что уже полтора миллиона лет назад наши предки могли строить себе простейшие жилища? Увы, не все специалисты согласились с такой интерпретацией. И, чем древнее стоянка, тем с меньшим наборов фактов приходится работать археологам.

История развития человека длится уже не более пяти миллионов лет, но не всегда люди имели такие комфортные жилища, как сегодня. Удивительно, но первобытные люди не видели в жилище средство укрытия от ненастья или холода, как ни странно, но такой цели гоминиды не преследовали. Если мы посмотрим на других представителей животного мира, то увидим, что у всех их тоже есть жилища, даже птицы вьют гнезда, а грызуны проделывают норки.

Первым видом жилища человека считается пещера. Пещеры найдены во многих уголках Земного шара и свидетельствуют о том, что в них кипела жизнь. Большая часть историков приводит в доказательство жизни в пещерах следы от костров, многие из них горели десятки, сотни и тысячи лет, обогревая жителей своим теплом и защищая их опасных хищников. В каждой пещере заселялось по несколько десятков человек, таким образом, их можно назвать первыми коммуналка, изобретенными людьми. Казалось бы, факты, указывающие на то, что именно пещера была жилищем первобытного человека, являются бесспорными, однако в последние годы появилась группа историков, утверждающих, что пещера выступала в качестве культового места. Имеются данные свидетельствующие о ней как о месте содержания умерших предков и черепов. Часто встречались случаи постройки жилищ на входе в пещеру, но не в них самих.

В поддержку этого предположения можно привести неопровержимый факт того, что не в каждом регионе земли есть пещеры, но тем не менее человек расселялся практически везде, в том числе в степных зонах, где не было скал и пещер. Эти же источники повествует о шалашах, располагавшихся вначале на деревьях, а потом опущенных на землю, как о первых жилищах. Каркасом служили ветки, а обносились они шкурами диких животных. Такие жилища были небольшими - всего 2-2,5 метра в диаметре. Жилища первобытного человека не были постоянными, так как люди были вынуждены постоянно перемещаться с одного места на другое в поисках растительной и животной пищи.

Позже, в эпоху ледника, появляются землянки и полуземлянки. Они уже были жилищами в полном смысле этого слова. После того как ледник начал отступать, стали уходить вслед за ним и крупные шерстистые животные, являющиеся основным объектом охоты. Они-то и привели первобытных жителей Евразии в места сурового северного климата. Здесь люди были вынуждены строить постоянные жилища и укрываться в них местного холода. Однако, не только на севере стали появляться постоянные землянки и полуземлянки - их начали строить во всей ойкумене. Эти жилища возводились в зависимости от климатических условий на 5 и более лет. Их прекращали использовать тогда, когда подгнивали опорные столбы, на которых держалась крыша. Теперь коротко об этих видах жилищ.
Полуземлянки. Сооружался подкоп на полуметровую глубину, затем в землю вбивались толстые ветки деревьев или кости и бивни мамонтов - они выступали в роли стен, утепленных шкурами и листвой. В центре находился очаг, обложенный камнями, а вся поверхность пола была засыпана толстым слоем песка и выступала в роли одной большой лежанки.

Землянки. Сооружался котлован, иногда глубиной до метра. Стены уже делались не из веток, а из бревен. Свод держался за счет вертикальных столбов по периметру жилища. Крыша покрывалась корой деревьев, затем устилался дерн и сверху производилась земляная насыпь толстым слоем. Окон не было, выход был один, чаще всего "смотревший" в сторону реки. В таком помещении проживало в среднем 20-25 человек. Понятно, что ни о каком комфорте не было и речи: внутри было темно, душно и сыро.
Таким образом, мы пришли к выводу: факт, доказывающий всему миру то, что пещера явилась жилищем первобытного человека, не совсем точен. Люди селились на входе в пещеру, а саму ее использовали для других целей. Касаемо всевозможных шалашей, выяснилось - именно эти постройки сооружались человеком с самых древнейших времен, а у некоторых народов они и по сей день выступают в роли основного жилища.