Статья защита прав потребителей коммунальных услуг. Азбука ЖКХ:Коммунальные услуги. Права и обязанности потребителя и исполнителя

Нормативную базу отношений по оказанию коммунальных услуг составляют положения Жилищного кодекса РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307) (далее - Правила), Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549) и другие нормативные акты.

В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления многоквартирным домом :
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией .
В первом случае, т.е. при непосредственном управлении многоквартирным домом, каждый собственник самостоятельно заключает договоры о приобретении необходимых ему коммунальных ресурсов (отопления, электроэнергии, горячей и холодной воды и т.д.) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями (п. 2 ст. 164 Жилищного кодекса РФ). Аналогичным образом поступают собственники индивидуальных жилых домов.
Во втором и третьем случаях обязанность по обеспечению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальными ресурсами возлагается на ТСЖ, специализированный жилищный кооператив или управляющую организацию. Именно этих субъектов законодатель определяет в качестве возможных исполнителей коммунальных услуг (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Заказчиками услуг выступают собственники помещений в многоквартирном доме.

Способ выбирается на общем собрании собственников помещений и может быть изменен в любое время на основании его решения. Если в течение года собственниками помещений в многоквартирном доме не был выбран способ управления этим домом или если решение собственников не было реализовано, органы местного самоуправления проводят открытый конкурс по отбору управляющей организации. В последующем собственники помещений заключают с управляющей организацией, определенной по итогам конкурса, договор об управлении многоквартирным домом . В договоре указываются:
- состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление;
- перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
- порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, порядок внесения такой платы;
- порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления (п. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, в обязанности управляющей организации входит обеспечение собственников помещений в многоквартирном доме всеми необходимыми коммунальными услугами. В отличие от ТСЖ (жилищного или иного специализированного кооператива) управляющая организация не вправе ограничивать свои обязанности по договору лишь посредническими функциями, например организацией предоставления коммунальных услуг.
Общество обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области (далее - управление) о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Решением суда заявление удовлетворено. В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявления общества отказать.
Как следует из материалов дела, сотрудники управления провели проверку соблюдения обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей . По мнению управления, в договоры, заключенные обществом в качестве управляющей организации с собственниками жилых помещений, включены условия, ущемляющие установленные законом права потребителей. На основании результатов проверки управлением вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление общества, указал на отсутствие события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, поскольку договоры на управление в многоквартирном доме не ущемляют права потребителей.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод ошибочным. В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Материалами дела подтверждается заключение обществом с собственниками жилых помещений договоров на управление многоквартирным домом, согласно которым общество в числе прочих услуг обязалось организовать предоставление коммунальных услуг собственникам жилых помещений. В силу указанных договоров в целях организации предоставления собственникам коммунальных услуг общество обязуется заключить договоры с соответствующими ресурсоснабжающими организациями от имени и за счет собственников жилых помещений . Таким образом, в договоры управления многоквартирным домом внесены условия, согласно которым общество не является исполнителем, в обязанность которого входит предоставление коммунальных услуг, что противоречит действующему законодательству (п. п. 1, 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг). Поскольку обществом в договоры управления многоквартирным домом внесены условия, ущемляющие установленные законом права потребителя, управление правомерно привлекло заявителя к предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ административной ответственности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2007 г. N А56-44223/2006).
К числу основных обязанностей исполнителя коммунальных услуг следует отнести:
- предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья потребителя и не причиняющих вреда его имуществу;
- своевременное устранение аварий и выполнение заявок потребителя;
- составление по требованию потребителя актов о наличии перерывов при предоставлении коммунальных услуг и (или) о ненадлежащем качестве коммунальных услуг;
- правильное оформление и своевременное вручение потребителям документов, необходимых для оплаты потребленных коммунальных услуг.
За вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества исполнитель отвечает независимо от вины (ст. 1095 ГК РФ). Он может быть освобожден от ответственности за ненадлежащее качество коммунальных услуг лишь в том случае, если докажет, что оно было вызвано обстоятельствами непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относится, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя (ресурсоснабжающих организаций) или отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уменьшения размера (перерасчета) платы за соответствующую коммунальную услугу в порядке, предусмотренном указанными Правилами. При этом под ненадлежащим качеством коммунальных услуг понимается их несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом или договором с потребителем, например отклонение температуры воздуха в жилом помещении от необходимого уровня, отклонение напряжения и частоты электроэнергии от государственных стандартов и т.д. (Требования к качеству коммунальных услуг, в том числе предельная продолжительность перерыва при оказании коммунальных услуг и иные допустимые отклонения, установлены в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам). За нарушение режима предоставления коммунальных услуг потребитель также вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки, предусмотренной Законом о защите прав потребителей.

Не допускается включение в договор с потребителем условий, которые изменяют порядок оказания коммунальных услуг в ущерб интересам потребителя, в частности: увеличивают допустимую продолжительность перерывов при предоставлении коммунальных услуг или срок устранения аварийных ситуаций, изменяют порядок приостановления и возобновления подачи коммунальных ресурсов.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с требованием об отмене постановления Территориального управления Роспотребнадзора (далее - управление) о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, и о признании недействительным предписания управления.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. ФАС Уральского округа, изучив материалы дела и доводы сторон, не нашел оснований для отмены решения.
В соответствии с договором газоснабжения общество вправе прекратить подачу газа абоненту за просрочку оплаты поданного газа более двух месяцев, предупредив об этом абонента за 10 дней. Возобновление подачи газа производится в течение 15 дней после представления абонентом письменных доказательств погашения задолженности за газ и оплаты работ по подключению газового оборудования.
Между тем п. п. 80, 81, 82 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлен строго определенный порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, в том числе газоснабжения. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг производится через один месяц после письменного предупреждения потребителя в случае неполной оплаты коммунальных услуг, под которой понимается наличие задолженности, превышающей 6-кратный размер ежемесячной платы за услуги. Кроме того, п. 82 Правил предусмотрено, что при ликвидации абонентом задолженности предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней с момента погашения задолженности. Поскольку условия спорного договора газоснабжения устанавливают иной порядок приостановления и возобновления подачи газа, чем предусмотрено Правилами, и нарушают права потребителей, общество правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (Постановление ФАС Уральского округа от 6 марта 2007 г. N Ф09-1312/07-С1) (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 мая 2006 г. N А11-18389/2005-К2-19/743 (условие договора о том, что энергоснабжающая организация устраняет недостатки в подаче электроэнергии в разумные сроки, но не позднее пяти дней с момента обнаружения недостатков абонентом, ущемляет законные права потребителя, поскольку в соответствии с обязательными требованиями (стандартами) данный срок не должен превышать одни сутки)).

Правила подробно регулируют порядок оплаты коммунальных услуг потребителем. Размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций. При наличии в жилых помещениях индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета.
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были предоставлены коммунальные услуги, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок оплаты. Плата вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
За просрочку оплаты коммунальных услуг потребитель уплачивает исполнителю пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки (п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ). Увеличение размера пеней в договоре не допускается. При составлении документов, необходимых для оплаты коммунальных услуг, размер неустоек за нарушение потребителем условий договора указывается исполнителем в отдельном документе.
При временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение (при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета). Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя с приложением документов, подтверждающих временное отсутствие потребителя (копии командировочного удостоверения или справки о командировке, справки о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении; проездных билетов, оформленных на имя потребителя; счета за проживание в гостинице или других документов).
Помимо предоставления собственно коммунальных услуг управляющая компания (ТСЖ, жилищный кооператив) оказывает собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по управлению общим имуществом дома. Ключевым является понятие общего имущества многоквартирного дома, в состав которого входят, в частности:
- межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, лифты и лифтовые шахты;
- технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома;
- механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения ;
- земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства (ст. 290 ГК РФ, п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
Состав общего имущества многоквартирного дома уточняется в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491). К общему имуществу дома отнесены:

Внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, указанных отключающих устройств, коллективных приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях;
- внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов , регулирующей и запорной арматуры, коллективных приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях;
- внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации и пр.
В процитированных положениях можно усмотреть некоторую коллизию норм, которая уже проявилась на практике. С точки зрения ГК РФ и Жилищного кодекса РФ обогревающие элементы (радиаторы), казалось бы, не входят в состав общего имущества многоквартирного дома (подобно внутриквартирной электропроводке, разводке холодного и горячего водоснабжения в кухне и ванной комнате и т.д.) и должны обслуживаться собственниками помещений самостоятельно.
ООО "Жилфонд-Служба" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - инспекция) от 27 марта 2008 г. N 55 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Решением от 25 апреля 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено, постановление инспекции признано незаконным и отменено. Изучив кассационную жалобу инспекции, ФАС Северо-Западного округа не нашел оснований для ее удовлетворения и оставил в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, в инспекцию поступило заявление К. о привлечении общества к административной ответственности ввиду того, что в 2006 - 2007 гг. батареи отопления в ее квартире были демонтированы и до настоящего времени не заменены. Постановлением от 27 марта 2008 г. N 55 общество привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в связи с невыполнением работ по ремонту нагревательных приборов (радиаторов отопления) в жилом помещении, входящем в состав многоквартирного дома, который принят на обслуживание обществом (по договору управления от 28 февраля 2005 г., заключенному с администрацией г. Петрозаводска).
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, а также другого оборудования. В то же время согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относится механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения .
Суд апелляционной инстанции вполне обоснованно признал ошибочной позицию суда первой инстанции о том, что радиаторы отопления в жилых квартирах относятся к общему имуществу многоквартирного дома. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 6) могут лишь конкретизировать нормы действующего гражданского и жилищного законодательства, но не противоречить им (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 октября 2008 г. N А26-2110/2008).
С другой стороны, Правила содержания общего имущества прямо причисляют обогревающие элементы к общему имуществу многоквартирного дома. Более того, в соответствии с нормативными актами, регулирующими вопросы технического обслуживания и эксплуатации жилищного фонда, контроль за состоянием отопительной системы многоквартирного дома (в том числе исправностью обогревающих элементов) входит в обязанности обслуживающей организации.
ООО "Дорстройтранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением об оспаривании Постановления жилищной инспекции от 17 ноября 2006 г. N 1247 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.
Решением от 24 января 2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение отменено, заявленные обществом требования удовлетворены. Инспекция обратилась с кассационной жалобой в ФАС Уральского округа.
Как следует из материалов дела, жилищной инспекцией на основании жалобы потребителя была проведена внеплановая проверка соблюдения обществом обязательных, установленных действующими нормативно-правовыми актами требований при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг. В ходе проверки инспекцией выявлены факты нарушения правил содержания и ремонта жилых помещений: в принадлежащей потребителю квартире в большой комнате не обогревают радиатор и стояк отопления, в ванной комнате не обогревает полотенцесушитель. По результатам проверки жилищной инспекцией составлены протокол об административном правонарушении и указанное постановление о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд апелляционной инстанции исходил из недоказанности жилищной инспекцией наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ. При этом суд апелляционной инстанции указал, что нет возможности определить, являются ли радиатор и полотенцесушитель частью общего имущества жилого дома, ответственность за содержание которого лежит на обществе. ФАС Уральского округа считает этот вывод суда апелляционной инстанции ошибочным и не соответствующим обстоятельствам дела.
Между администрацией Дзержинского района г. Перми и обществом заключен договор от 25 мая 2005 г. N 14-05 "Об исполнении заказа на оказание услуг по ремонту конструктивных элементов зданий, ремонту и обслуживанию внутридомового оборудования и обеспечению санитарного состояния жилых зданий". По условиям данного договора общество приняло на себя обязательства по выполнению указанного в договоре перечня работ, в том числе текущего ремонта общего имущества жилого дома по заявкам потребителей. Договором также установлено, что общество обязано осуществлять систематический контроль за качеством тепла в жилых помещениях, предоставлять службе заказчика информацию об отсутствии тепла и других видов жилищно-коммунальных услуг. В силу п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда (утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170) эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в частности, равномерный прогрев всех нагревательных приборов, наладку системы отопления. Между тем судами установлено и материалами дела подтверждается, что в спорной квартире (принадлежащей потребителю) не обогревают радиатор, стояк отопления, полотенцесушитель в ванной комнате. В соответствии с п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов и пр.
В связи с изложенным радиатор, стояк отопления и полотенцесушитель являются общим имуществом многоквартирного дома, проводящим тепло не только в отдельно взятую квартиру, но и во все жилые помещения, сквозь которые проходят данные стояки. Следовательно, обязанность по их обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту возлагается на соответствующую управляющую организацию (общество). Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене (Постановление ФАС Уральского округа от 24 мая 2007 г. N Ф09-3841/07-С1).
В данном случае ФАС Уральского округа не ограничился формальным сопоставлением положений Жилищного кодекса РФ и Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, а попытался объяснить причины включения в состав общего имущества дома обогревающих элементов, находящихся внутри квартиры. Такой подход представляется более обоснованным.
Имеющаяся в законодательстве нечеткость в части возложения бремени по содержанию внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов, полотенцесушителей) приводит к тому, что суды возлагают на собственников помещений не только обязанность по техническому обслуживанию данного оборудования, но и ответственность за причиненный ими вред третьим лицам.
И. обратилась в суд с иском к ООО "Центржилсервис" (управляющая компания) о возмещении 26800 руб. материального ущерба, причиненного в результате затопления принадлежащей истице квартиры, и компенсации морального вреда в размере 20000 руб. Свои требования И. мотивировала тем, что 12 июля 2007 г. около 2 часов в ночное время произошло затопление ее квартиры горячей водой, которая бежала с потолка в двух жилых комнатах, кухне и ванной. Общий размер ущерба составил по заключению эксперта 26800 руб.
Управляющая компания иск не признала, поскольку считала себя ненадлежащим ответчиком. По ее мнению, ответственность за ущерб должна быть возложена на Н., собственницу квартиры, расположенной над квартирой истицы, поскольку затопление было вызвано неисправностью радиаторов в квартире Н. По ходатайству истица Н. привлечена в дело в качестве второго ответчика.
Представитель Н. настаивал на том, что ответственность за ущерб вследствие затопления должна быть возложена на управляющую компанию, поскольку Н. в момент затопления находилась за городом. За техническое обслуживание общего имущества дома (в том числе радиатора отопления) и коммунальные услуги Н. вносит плату ответчику своевременно и в полном объеме. Кроме того, по мнению представителя Н., повреждение радиатора произошло вследствие проводимых ответчиком гидравлических испытаний в преддверии начала отопительного сезона.
Изучив материалы дела и доводы сторон, суд взыскал сумму причиненного ущерба с Н., в требовании о компенсации морального вреда отказал. Свое решение суд мотивировал следующим образом. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ, п. 19 Правил пользования жилыми помещениями (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25) собственник жилого помещения обязан поддерживать данное жилое помещение в надлежащем состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей и пр.
В ходе судебного разбирательства установлено, что затопление квартиры истицы произошло по причине разрыва алюминиевого радиатора, расположенного в кухне квартиры, принадлежащей Н. Данный факт подтверждается выпиской из журнала сантехнических заявок ЖЭУ-1, выпиской из журнала аварийной службы. Доводы представителя Н. о том, что причиной разрыва радиатора стали гидравлические испытания, опровергаются справкой, полученной от "Службы 005", согласно которой никакие гидравлические испытания в период с 11 по 16 июля 2007 г. в спорном доме не проводились. Кроме того, в соответствии с п. п. 5 - 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества входят: внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения (включая стояки и ответвления от стояков до первого отключающего устройства), внутридомовая система отопления, состоящая из "...стояков обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры и другого оборудования, расположенного на этих сетях". Как пояснила Н., алюминиевый радиатор был установлен ею самостоятельно в целях благоустройства квартиры взамен ранее стоявшего на кухне чугунного радиатора. С учетом изложенного суд пришел к выводу о взыскании суммы ущерба с Н. (решение мирового судьи Центрального района г. Красноярска от 20 ноября 2007 г. по делу N 2-90-363/07).
В данном случае, проводя аналогию с элементами инженерной системы холодного и горячего водоснабжения (о том, что в состав общего имущества многоквартирного дома входят лишь стояки и ответвления от стояков до первого запирающего устройства), суд признал обогревающие элементы личным имуществом собственника конкретного жилого помещения и потому возложил на собственника обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам. Пропущенная запятая (!) при перечислении состава общего имущества дома стала причиной вынесения судом неправильного решения по делу. Суду следовало более внимательно изучить обстоятельства замены Н. радиатора (соблюдение соответствующих правил пользования жилым помещением, обращение с заявкой к управляющей компании) и при наличии каких-либо нарушений со стороны Н. учесть ее вину в затоплении соседнего жилого помещения.

Вы держите в руках особенную книгу: она написана опытными общественниками, практикующими юристами, защищающими права потребителей жилищно-коммунальных услуг, - Ириной Соколовой и Алексеем Корягиным, которые руководят Объединением потребителей России. Проблемы в жилищно-коммунальной сфере волнуют нас, граждан, больше всего - об этом свидетельствуют службы изучения общественного мнения. Очень важно, чтобы мы с вами, потребители жилищно-коммунальных услуг, могли быть удовлетворены в первую очередь качеством жилищно-коммунальных услуг и, естественно, справедливым и прозрачным распределением направляемых нами коммунальных платежей. Поэтому реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства и сегодня продолжает оставаться одной из самых актуальных тем в социальной повестке дня. На мой взгляд, сейчас основная задача состоит в том, чтобы как можно быстрее вовлечь в реальное управление системой жилищно-коммунального хозяйства непосредственных собственников жилья. Именно об этом Владимир Путин написал в своей статье "Строительство справедливости. Социальная политика для России": "Общими усилиями нам необходимо навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве. Первое. Необходимо широкое обучение граждан основам законодательства и экономики ЖКХ". Очевидно, что достичь позитивного результата от такой работы возможно только при условии активного участия общественных организаций с опытом защиты интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг. Авторы книги Ирина Соколова и Алексей Корягин как раз и входят в руководство самой массовой общественной потребительской организации в нашей стране - Объединения потребителей России. Они не только авторитетные общественные деятели и опытные практикующие юристы, занимающиеся проблемами долевого строительства и жилищно-коммунальных услуг уже на протяжении 10 лет, но и неравнодушные консультанты, регулярно публикующие свои материалы в СМИ и пишущие книги для нас - потребителей. Представляя данную книгу, направленную именно на то, чтобы помочь потребителям коммунальных услуг разобраться в основах законодательства в этой области и научиться их применять на практике, отстаивать свои гражданские права, убежден в ее актуальности еще и потому, что в ней отображены не только все последние изменения законодательства в сфере коммунальных услуг, но и рассмотрены предстоящие нововведения. Безусловно, книга будет полезна как для собственников и нанимателей жилья, так и для юристов и служащих, чья деятельность связана с жилищно-коммунальным хозяйством. Подчеркну, что сегодня очень важно, чтобы сами граждане включались в работу по наведению порядка в жилищно-коммунальных отношениях. Вооружившись правовыми знаниями, возможно переходить к практическим действиям по защите своих прав как потребителей коммунальных услуг, объединившись в общественные потребительские организации. Действуя в этом направлении, граждане вправе рассчитывать на поддержку органов власти, которые, в свою очередь, должны быть заинтересованы в совместной работе с общественностью. В связи с этим продолжу приведенную выше цитату Владимира Путина: "Надо поддерживать формирование сети общественных организаций, помогающих жителям организовываться, защищать свои права, контролировать выполнение предприятиями ЖКХ своих обязательств". Объединение потребителей России является именно такой организацией, имеющей значительный опыт как просветительской деятельности, так и практической юридической защиты потребителей, в том числе успешной судебной практики в интересах потребителей коммунальных услуг. Не сомневаюсь - у нас с вами сегодня есть все возможности, чтобы совместными усилиями достичь получения жилищно-коммунальных услуг высокого качества, экономически обоснованных и социально справедливых для каждого из нас.

Глава 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Глава 7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Книги и учебники по дисциплине Жилищное право России:

  1. Александр Сергеевич Белановский; Светлана Шевченко. Все о ЖКХ 2016. Дополнения, штрафы, способы не платить или платить меньше - 2016 год
  2. O.B. Кичиков.. Права потребителей жилищно-коммунальных услуг - 2016 год
  3. В.С. КОСТКО и др.. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ: ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ И УПРАВЛЕНИИ КОММЕНТАРИИ И РАЗЪЯСНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМЫ "АВЕЛАН" - 2015 год
  4. И. Генцлер. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ 2012 - 2012 год
  5. О.А. ГОРОДОВ. КОММЕНТАРИЙ К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Постатейный). 4-е издание, переработанное и дополненное 2012 - 2012 год
  6. ФГКУ «Росвоенипотека». НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНАЯ СИСТЕМАЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯВОЕННОСЛУЖАЩИХ. Информационно-методическое пособие. Москва2011 - 2011 год

Основные обязанности подробно описаны в пункте 31 Правил № 354. Итак, исполнитель обязан:

1. Предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества.

2 . Заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, а также самостоятельно или с привлечением подрядчиков проводить техническое обслуживание внутридомовых систем.

3 . Производить расчет размера платы за потребленную коммунальную услугу. При этом если в регионе установлена социальная норма на электричество, то исполнитель обязан рассчитывать размер платы «за свет», учитывая социальную норму. Кроме этого, исполнитель проводит и перерасчет платы, если вдруг в течение месяца услуга предоставлялась не в полном объеме (например, аварийно отключали холодную воду на день) или если собственник помещения в течение какого-то времени отсутствовал дома.

4. Если собственник не уверен, что ему правильно начислили платеж или штраф, исполнитель услуги должен немедленно (а не «зайдите через недельку») проверить, действительно ли расчеты верны, и выдать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Если потребитель просит заверить их печатью, исполнитель обязан это сделать.

5 . Если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета электричества, воды и т. д., каждый месяц с 23 по 25 число исполнитель должен снимать показания приборов и заносить их в журнал учета показаний коллективных приборов учета. Если потребитель потребует, в течение одного рабочего дня предоставлять возможность ознакомиться с журналом. Храниться данные должны 3 года. Кстати, если индивидуальные счетчики установлены за пределами квартир (как это бывает в домах советской постройки) и это отражено в договоре, то не реже одного раза в 6 месяцев исполнитель услуг должен снимать показания и этих счетчиков и проверять техническое состояние приборов.

6. Принимать показания индивидуальных приборов - это тоже обязанность исполнителя. Причем жители квартир могут передавать их разными способами: звонками по телефону, заполнением отрывных талонов к квитанциям об оплате, через Интернет. Периодически исполнитель должен проверять, совпадают ли данные на приборах учета с показаниями, которые передают жители. Если это определено договором, исполнитель может и снимать показания счетчиков, установленных внутри квартир.

7. Не реже одного раза в квартал исполнители обязаны уведомлять потребителей о том, как часто те должны снимать показания счетчиков, каким образом могут их передать и в какие сроки это можно делать. Кроме того, предупреждать потребителей о том, какие последствия наступают в случае несанкционированного вмешательства в работу приборов учета или не передачи показаний. Вся эта информация должна печататься на платежных квитанциях.

8. Принимать от жителей жалобы на ненадлежащее исполнение коммунальной услуги, проводить проверку этих фактов. Если, к примеру, из-за прорвавшейся трубы у жителей затопило квартиру- составлять акт о причинении ущерба имуществу (или здоровью).

9. Вести учет жалоб (а также заявлений, обращений и т. д.) потребителей. По жалобам потребителей на качество коммунальных услуг ответ должен даваться в течение трех рабочих дней.

10 . Не позднее чем за 10 дней информировать жителей о плановом отключении горячей воды. Если планируется отключение электричества, холодной воды, газа - тоже заранее вывешивать объявления, где указывать сроки отключения и подключения.

11 . Если возникает необходимость провести плановые работы внутри помещения (квартиры или офиса), исполнитель обязан не менее чем за 3 дня согласовать сроки, в которые специалисты придут в квартиру (офис). Исполнитель может просто позвонить по телефону и договориться устно. А может послать письменный запрос, где указать дату и время проведения работ, а также их вид и продолжительность. Обязательно должны быть написаны ФИО и должность того, кто будет проводить работы; номер телефона, по которому потребитель может позвонить и перенести дату на более удобную для него (но не позднее пяти рабочих дней с момента получения уведомления).

12. Исполнять иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством.

Впрочем, у исполнителя коммунальных услуг есть не только обязанности, но и права.

Основные из них также подробно расписаны в пункте 32 Правил № 354.