Япония, ВМФ: общие сведения. Корабли вмф японии Вмф японии состав

«Я умру на палубе «Нагато», и к этому времени Токио будет разбомблен 3 раза»
- адмирал Исороку Ямамото


Поражение Японии во Второй мировой войне представляется настолько закономерным, что здесь не может быть каких-либо вариантов и разночтений. Тотальное превосходство США в природных, людских и промышленных ресурсах, помноженное на могучую экономику и высокий уровень развития науки - в таких условиях, победа Америки в войне становилась лишь вопросом времени.

Если с общими причинами поражения Японской империи все предельно очевидно, то неподдельный интерес представляет чисто техническая сторона морских боёв на Тихом океане: Императорский флот Японии, некогда один мощнейших флотов в мире, погибал под ударами численно превосходящих сил противника. Погибал в страшной агонии, страданиях и муках. Корежилась броня, и вылетали заклёпки, лопалась обшивка, и потоки хлынувшей воды сталкивались в ревущем водовороте на палубах обреченного корабля. Японский флот уходил в бессмертие.

Тем не менее, перед своей трагической гибелью, японские моряки отметились рядом ярких побед. «Второй Перл-Харбор» у острова Саво, погром в Яванском море, дерзкий рейд авианосцев в Индийский океан…

Что касается знаменитого нападения на ВМБ Перл-Харбор, то роль данной операции в значительной мере преувеличена американской пропагандой: руководству США потребовалось сплотить нацию перед лицом врага. В отличие от Советского Союза, где каждый ребенок понимал, что страшная война идет на территории его собственной страны, Соединенным Штатам предстояло вести морскую войну на чужих берегах. Вот здесь и пригодилась сказка об «ужасном нападении» на американскую военную базу.


Мемориал на корпусом погибшей "Аризоны" (линкор был спущен на воду в 1915 году)


В реальности Перл-Харбор стал чистым провалом японской палубной авиации – весь «успех» заключался в потоплении четырех дряхлых линкоров времен Первой мировой (два из которых были подняты и восстановлены к 1944 году). Пятый поврежденный линкор – «Невада» был снят с мели и возвращен в строй уже к лету 1942 года. Всего в результате японского налета были потоплены или повреждены 18 кораблей ВМС США, при этом, значительная часть «пострадавших» отделалась лишь косметическими дефектами.

В то же время, ни одна бомба не упала на:

Электростанцию, судоремонтные предприятия, портовые краны и механические мастерские. Это позволило янки начать восстановительные работы уже через час после окончания налета.

Гигантский сухой док 10/10 для ремонта линкоров и авианосцев. Непростительная ошибка японской палубной авиации станет роковой во всех последующих сражениях на Тихом океане: с помощью своего супердока американцы будут в считанные дни восстанавливать поврежденные корабли.

4 500 000 баррелей нефти! Ёмкость резервуаров заправочного пункта ВМС США в Перл-Харборе на тот момент превышала все топливные запасы Императорского флота Японии.

Топливо, госпитали, причалы, хранилища боеприпасов – японские летчики «подарили» ВМС США всю инфраструктуру базы!

Существует легенда об отсутствие в Перл-Харборе в день нападения двух авианосцев ВМС США: дескать, если бы японцы потопили «Лексингтон» и «Энтерпрайз», исход войны мог быть иной. Это абсолютное заблуждение: за годы войны промышленность США сдала флоту 31 авианосец (многим из которых даже не пришлось участвовать в боях). Уничтожь японцы все авианосцы, линкоры и крейсера в Жемчужной гавани, вместе с Перл-Харбором и Гавайскими островами – исход войны был бы прежним.

Следует отдельно остановиться на фигуре «архитектора Перл-Харбора» - японском адмирале Исороку Ямамото. Спору нет, это был честный военный и грамотный стратег, не раз предупреждавший руководство Японии о бесперспективности и губительных последствиях грядущей войны с США. Адмирал утверждал, что даже при самом благоприятном развитии событий, Императорский флот Японии продержится не более года – далее последует неминуемый разгром и гибель Японской Империи. Адмирал Ямамото остался верен своему долгу – если Японии суждено погибнуть в неравном бою, он сделает все, чтобы память об этой войне и подвигах японских моряков навечно вошли в .

Японские авианосцы на пути к Гавайям. На переднем плане - "Дзйкаку". Впереди - "Кага"


Некоторые источники называют Ямамото одним из самых выдающихся флотоводцев – вокруг фигуры адмирала сформировался образ «восточного мудреца», чьи решения и поступки преисполнены гениальности и «непостижимой вечной истины». Увы, реальные события показали обратное – адмирал Ямамото оказался совершенно бездарен в тактических вопросах управления флотом.

Единственная спланированная адмиралом успешная операция – нападение на Перл-Харбор – продемонстрировала полное отсутствие логики при выборе целей и отвратительную координацию действий японской авиации. Ямамото планировал «оглушающий удар». Но почему оказались нетронутыми топливохранилище и инфраструктура базы? – важнейшие объекты, уничтожение которых могло действительно затруднить действия ВМС США.

«Они не держат удар»

Как и предрекал адмирал Ямамото, японская военная машина неудержимо двигалась вперед в течение полугода, яркие вспышки побед одна за другой освещали Тихоокенский ТВД. Проблемы начались позже – непрерывное усиление ВМС США замедлило темпы японского наступления. Летом 1942 года ситуация едва не вышла из-под контроля – тактика адмирала Ямамото с дроблением сил и выделением «ударных» и «противокорабельных» групп палубной авиации привела к катастрофе при Мидуэе.

Но настоящий кошмар начался в 1943 году – японский флот терпел поражения одно за другим, все острее сказывался дефицит кораблей, самолетов и топлива. Дала о себе знать научно-техническая отсталость Японии – при попытке прорваться к эскадрам ВМС США, японские самолеты осыпались с небес, словно лепестки вишни. В это же время, американцы уверенно летали над самыми мачтами японских кораблей. Не хватало радаров и гидроакустических станций – все чаще японские корабли становились жертвами американских подлодок.

Трещал по швам японский оборонительный периметр – колоссальные резервы позволяли американцам высаживать десанты одновременно в разных регионах Тихого океана. А тем временем … на просторах Тихоокеанского ТВД появлялись все новые и новые корабли – промышленность США ежедневно сдавала флоту по паре новых боевых единиц (эсминцев, крейсеров, подлодок или авианосцев).

Открылась безобразная правда об Императорском флоте Японии: ставка адмирала Ямамото на авианосный флот потерпела крах! В условиях тотального превосходства противника, японские авианосцы гибли, едва достигнув зоны боевых действий.

Японская палубная авиация добивалась заметных успехов в набеговых операциях - рейд на Цейлон или Перл-Харбор (если не принимать во внимание упущенные возможности). Фактор неожиданности и большой боевой радиус действия авиации позволяли избежать ответного огня и вернуться на базу после успешного выполнения задания.

Японцы имели равные шансы на победу в эскадренных с ВМС США (Сражение в Коралловом море, Мидуэй, Санта-Крус). Здесь все решало качество подготовки летчиков, экипажей кораблей и, самое главное, Его Величество Случай.

Но в условиях численного превосходства противника (т.е. когда вероятность попасть под ответный огонь была равна 100%) японский авианосный флот не имел даже призрачной надежды на сколь-нибудь благоприятный исход ситуации. Принцип «побеждать не числом, а умением» оказался бесполезен – любой огневой контакт заканчивался скорой и неминуемой смертью авианосного корабля.

Оказалось, что некогда грозные авианосцы совершенно «не держат удар» и топятся, как щенки, даже при слабом воздействии огня противника. Порой, для потопления авианосца было достаточно нескольких попаданий обычных авиабомб. Это был смертельный приговор Императорскому флоту – авианосцы и палубная авиация оказались крайне неэффективны в оборонительной войне.

Об отвратительной живучести авианосцев лучше всего поведало сражение при атолле Мидуэй: прорвавшаяся группа из 30 пикирующих бомбардировщиков «Донтлесс» под командованием капитана Мак-Класки буквально за минуту сожгла два японских ударных авианосца «Акаги» и «Кага» (выгоревшие насквозь коробки корпусов затонули к вечеру). Аналогичная участь постигла в тот же день авианосцы «Сорю» и «Хирю».


Американский ударный авианосец "Беллоу Вуд" после атаки камикадзе


Все познаётся в сравнении: в октябре 1944 года японская эскадра из 12 линкоров и крейсеров шла несколько часов под непрерывными атаками более чем 500 американских палубных самолетов. Без какого либо воздушного прикрытия и с примитивными системами ПВО. Результатом стала лишь гибель крейсера «Судзуя» и тяжелые повреждения пары других кораблей. Остальная часть эскадры адмирала Такэо Куриты благополучно покинула зону действия американской авиации и вернулась в Японию.

Даже страшно представить, что бы случилось, будь на месте линкоров «Ямато» и «Нагато» крупные авианосцы – град мелкокалиберных бомб вызвал бы неконтролируемые пожары на полетной и ангарной палубах, а затем скорую гибель кораблей от внутренних взрывов.


Причина плохого состояния надстроек "Нагато" - ядерный взрыв мощностью 23 кт.
Старый японский линкор оказался сильнее ядерного огня!


Эскадра адмирала Куриты счастливо избежала гибели. А в это время на просторах Тихого океана происходила настоящая бойня:

19 июня 1944 года был потоплен тяжелый авианосец «Тайхо». Единственное попадание торпеды с подлодки «Альбакор» не причинило значительных повреждений, но вызвало разгерметизацию топливной магистрали. Мелкая незаметная проблема обернулась катастрофой – через 6,5 часов после торпедной атаки «Тайхо» был разорван в клочья взрывом паров бензина (1650 погибших моряков).
Фокус заключался в том, что новенький авианосец «Тайхо» был уничтожен в своем первом боевом походе, всего через три месяца после спуска на воду.

Через сутки, 20 июня 1944 года, при аналогичных обстоятельствах погиб ударный авианосец «Хийо». С той лишь разницей, что роковую торпеду сбросил палубный самолет.

Фантастическое потопление суперавианосца «Синано» спустя 17 часов после своего первого выхода в море – всего лишь обычный курьез в истории морских сражений. Корабль был не достроен, переборки не герметизированы, а экипаж не обучен. Впрочем, в каждой шутке есть доля шутки – очевидцы докладывали, что одно из торпедных попаданий пришлось точно в район цистерн авиатоплива. Возможно, экипажу авианосца крепко повезло - в момент потопления «Синано» шел порожняком.


Кажется, у авианосца "Секаку" проблемы с полетной палубой


Впрочем, авианосцы выходили из строя и по менее значимым причинам. В ходе сражения в Коралловом море три авиабомбы надолго вывели из игры тяжелый авианосец «Сёкаку».

Песнь о быстрой гибели японских авианосцев была бы не полной без упоминания их противников. Американцы столкнулись с одинаковой проблемой – малейшее воздействие огня противника вызывало страшные пожары на борту авианосных кораблей.

В октябре 1944 года всего от попадания двух 250-кг авиабомб полностью сгорел легкий авианосец «Принстон».

В марте 1945 года был тяжело поврежден авианосец «Франклин» - в корабль попало всего две 250-кг авиабомбы, что стало причиной одной из самых крупных по количеству жертв трагедий ВМС США. Бомбы упали в центре полетной палубы – пожар мгновенно охватил 50 полностью заправленных и готовых к вылету самолетов. Результат: 807 погибших, полностью уничтоженное авиакрыло, неконтролируемые пожары на всех палубах корабля, потеря хода, 13-градусный крен на левый борт и готовность к затоплению авианосца.
«Франклин» спасли лишь благодаря отсутствию поблизости основных сил противника – в реальном бою корабль был бы непременно затоплен.


Авианосец "Франклин" еще не решил - остаться ему на плаву или затонуть
Выжившие пакуют чемоданы и готовятся к эвакуации


Камикадзе достали авианосец "Интерпид"


Пожар на авианосеце "Сент-Ло" в результате атаки камикадзе (корабль погибнет)

Но настоящее безумие началось с появлением японских камикадзе. Падающие с неба «живые бомбы» не могли повредить подводную часть корпуса, но последствия их падения на уставленную самолетами полетную палубу были просто ужасны.

Хрестоматийным стал случай на ударном авианосце «Банкер Хилл»: 11 мая 1945 года корабль был атакован двумя камикадзе близ берегов Окинавы. В страшном пожаре «Банкер Хилл» потерял все своё авиакрыло и более 400 человек экипажа.

Из всех этих историй следует вполне очевидный вывод:

Императорский флот Японии был обречен – постройка тяжелого крейсера или линкора вместо авианосца «Тайхо» не имела бы никакого значения. Противник имел 10-кратный численный перевес, вкупе с подавляющим техническим превосходством. Война была проиграна уже в тот час, когда японские самолеты нанесли удар по Перл-Харбору.

Тем не менее, можно предположить, что имея высокозащищенные артиллерийские корабли вместо авианосцев, Императорский флот, в той ситуации, в которой он оказался к концу войны, мог продлить свою агонию и причинить дополнительный ущерб противнику. Американский флот с легкостью громил японские авианосные группировки, но всякий раз, при встрече с тяжелым японским крейсером или линкором, ВМС США приходилось изрядно «повозиться».

Ставка адмирала Ямамото на авианосные корабли оказалась губительной. Но почему же японцы продолжали строить авианосцы до самого конца войны (даже перестроили последний линкор типа «Ямато» в авианосец «Синано»)? Ответ прост: умирающая промышленность Японии не могла построить ничего сложнее авианосца. Прозвучит невероятно, но 70 лет назад авианосец конструктивно был довольно прост и дешев, гораздо проще, чем крейсер или линкор. Никаких электромагнитных суперкатапульт или ядерных реакторов. Простейшая стальная коробка для обслуживания таких же маленьких и простых самолетов.

Правда, авианосное корыто потонет даже от бомб мелкого калибра, но экипаж авианосца надеется, что им придется воевать только против заведомо слабого и неподготовленного противника. Иначе – манёр «оверкиль».

Эпилог

Низкая живучесть заложена в самой идее авианосца. Авиации нужен ПРОСТОР – вместо этого её загоняют на тесные палубы качающегося корабля и заставляют проводить взлетно-посадочные операции при длине ВПП в три раза короче потребной. Плотная компоновка и скученность авиатехники неизбежно служит источником повышенной аварийности авианосца, а общий недостаток защищенности и постоянная работа с легковоспламенимыми веществами приводят к закономерному результату – авианосцу противопоказан серьезный морской бой.

8-часовой пожар на борту авианосца «Орискани» (1966 год). Взрыв магниевой сигнальной ракеты (!) привел к объёмному пожару в ангаре, с гибелью всей находящийся в нем авиатехники и 44 моряков из экипажа корабля.

Страшный пожар на авианосце «Форрестол» (1967 год), ставший самой крупной трагедий по числу жертв в послевоенной истории ВМС США (134 погибших моряка).

Повторение аналогичных событий на борту авианосца «Энтерпрайз» (1969 год).

Были экстренно приняты меры по повышению живучести авианосных кораблей, появилось автоматические системы орошения палуб и пр. спецоборудование. Казалось бы, все беды позади.

Но … 1981 год, неудачная посадка самолета РЭБ EA-6B «Праулер». На полетной палубе атомного авианосца «Нимиц» гремят взрывы, языки пламени поднимаются выше надстройки корабля. 14 жертв, 48 раненых. В огне, помимо самого «Праулера» и его экипажа, сгорели три перехватчика F-14 «Томкэт». Серьезно повреждены десять штурмовиков «Корсар II» и «Интрудер», два F-14, три противолодочных самолета «Викинг» и вертолет «Си Кинг». «Нимиц» в один момент лишился трети своего авиакрыла.


Аналогичный случай на авианосце "Мидуэй"


Неискоренимая проблема с безопасностью и живучестью будет преследовать авианосцы до тех пор, пока существует цирк под названием «палубная авиация».

Япония всегда привлекала к себе пристальное внимание своей самобытностью. С учетом географического положения, большое значение в этой островной стране придают развитию военно-морского флота.

Общие данные

Всего в составе японского флота служит немногим более 45,5 тыс. военных и 3,7 тыс. гражданских лиц. Из них в состав морской авиации входит 8000. В качестве постоянного резерва приписаны 1100 добровольцев, покинувших военную службу по окончании контрактов либо выслуге лет. Около 12 тыс. человек работают в Управлении безопасности моря (УБМ).

Как небольшое островное государство, довольно мощным флотом обладает Япония. ВМФ, фото отдельных единиц которого можно увидеть в статье, имеет на вооружении внушительное количество судов и подводных лодок. Из боевых кораблей основного класса составлены эскадры, базирующиеся в основном на главной Йокосука.

  • В эскадру с эскортными кораблями входят четыре флотилии, где приписаны миноносцы.
  • В подразделение с подводными лодками включены 2 группы субмарин.
  • Местом базирования двух флотилий кроме базы Йокосука, служит также военно-морская база Куре.
  • Флотилии, занимающиеся охраной береговых вод, дислоцируются на военных базах: Йокосука, Куре, Сасебо, Майдзуру и Оминато. Таких подразделений всего пять. Туда входят устаревшие эсминцы и фрегаты, десантные корабли, боевые катера, вспомогательные судна.

Учеба новобранцев проводится на учебных кораблях.

В ВМФ Японии сегодня входит в общей сложности 447 единиц различных типов судов и подводных лодок. Это боевые и патрульные корабли, катера и суда обеспечения, расположенные, как уже отмечалось, на главных военно-морских базах - Йокосука, Сасебо, Кюре, и вспомогательных - Майдзуру, Оминато и Ханшин.

Морские силы самообороны Японии содержат также авиацию. Это самолеты - 190 единиц, и вертолеты - 140 штук. Из них 86 патрульных и противолодочных самолетов Р-3С «Орион», а также 79 вертолетов SH-60J Seahawk.

Историческая справка

До 1945 года существовал императорский флот Японии. Он был расформирован, когда окончилась Вторая мировая война и Японские острова оказалась под влиянием оккупации со стороны объединенных союзных сил. Япония, ВМФ которой был вновь воссоздан только в 1952 г., имела право содержать его лишь в качестве сил самообороны.

Существовавший с 1869 года императорский флот Японии активно проявил себя в японско-китайской (1894-1895 гг.), русско-японской (1904-1905 гг.), Первой и Второй мировых войнах.

Перед Второй мировой войной у Японии был самый мощный на планете авианосный флот, состоящий из 9 авианосцев, тогда в Североамериканском флоте их было только семь, из которых четыре дислоцировались в Атлантическом океане. Водоизмещение японских линкоров класса «Ямато» было самое большое в мире. В то же время Япония, ВМФ которой обладал самым современным на тот период истребителем «Зеро» для палубной авиации, все же значительно отставала от Соединенных Штатов Америки по числу линкоров и других типов кораблей в составе флота, кроме авианосцев. Промышленные возможности Японии также были значительно ниже американских. Всего в 1941 году Япония имела на вооружении 10 линкоров, 9 авианосцев, 35 крейсеров, 103 эсминца и 74 подводные лодки. Соответственно, американские и британские ВВС и ВМФ против Японии сумели предъявить во Второй мировой войне значительно более мощные силы.

Полностью процесс ликвидации японского императорского флота после поражения в войне был завершен к 1947 году.

Задачи вновь созданного флота

Созданный в рамках сил самообороны японский военно-морской флот предназначался для того, чтобы:

  • вести боевые действия с корабельными и авиационными группировками противника для получения господствующего влияния на морской и океанской акваториях у побережья Японии;
  • блокировать проливные зоны в Охотском, Восточно-Китайском и Японском морях;
  • проводить морские десантные операции и оказывать поддержку сухопутным частям на приморском направлении;
  • защищать морские коммуникации, оборонять военно-морские базы, пункты базирования, порты и побережье.

В мирные дни корабли ВМФ Японии охраняют государственные территориальные воды, поддерживают благоприятный оперативный режим в тысячемильной океанской зоне и несут дозорную службу, совместно с Управлением морской безопасности.

Особенности японского военно-морского флота

Японская конституция на сегодняшний день запрещает силам самообороны обладать единицами техники наступательного вооружения (авианосцами, крылатыми ракетами и проч.). В то же время военно-политической элите страны рамки, установленные по результатам войны, становятся тесными.

Наличие территориальных споров с такими соседними государствами, как Россия и Китай, провоцируют японцев к созданию полноценного который был бы оснащен всем современным вооружением. Конечно, данному факту придается максимум маскировки со стороны японского руководства.

Сегодня явно интенсивно наращивается и обновляется корабельный состав и вооружение ВМФ Японии. Внедряются современные оружейные комплексы, произведенные в Северной Америке либо унифицированные, с находящимся на вооружении у американских военно-морских сил.

Япония: ВМФ (структурный состав)

Руководителем японских военно-морских сил является командующий, он же - начальник штаба, имеющий звание адмирала.

Структурно ВМС Японии состоит из штаба, флота, пяти районов, учебного авиационного командования, а также соединений, частей и учреждений, находящихся в центральном подчинении. Местонахождение штаба - административный комплекс в столице государства, где также располагаются пункты управления другими родами войск и Министерство обороны.

Всего в штате штаба числится 700 сотрудников, из которых около шестисот - офицеры и адмиралы.

Флот состоит из:

  • штаба, расположенного на военно-морской базе Йокосука;
  • трех командований - эскортного, подводного и авиационного;
  • флотилии тральщиков;
  • группы разведки;
  • опыт-группы;
  • подразделения океанографии;
  • патрульного отряда спецназначения.

В корабельном составе флота имеется немногим более сотни боевых кораблей. Вот список некоторых позиций:

  • дизельные подводные лодки - 16 штук;
  • эскадренные миноносцы - 44 штуки;
  • фрегаты - 8 шт.;
  • десантные корабли - 7 шт.;
  • минные тральщики - около 39 шт.

Флот находится под командованием вице-адмирала.

Структура эскортных сил

Эскортными силами, находящимися под командованием вице-адмирала, руководит штаб, дислоцирующийся на территории военно-морской базы в Йокосуке.

В подчинении у него имеются:

  • флагманский корабль;
  • четыре флотилии с располагающимися на базах Йокосуке, Сасебо, Куре и Майдзуру;
  • шесть отдельных дивизионов эсминцев или фрегатов;
  • подразделения с десантными кораблями;
  • транспорты снабжения;
  • корабли, обеспечивающие боевую подготовку;
  • учебная группа.

Во главе флотилий стоят контр-адмиралы, которым подчиняются соответствующие штабы и по 4 эсминца, объединенные в дивизионы, разбитые на два типа.

Дивизион первого типа состоит из:

  • эсминца с управляемым оружием;
  • двух обычных эсминцев.

Во второй тип включены три рядовых эсминца и один с управляемым ракетным зарядом.

В отдельных дивизионах имеется от двух до пяти судов. Место дислокации кораблей, входящих в подразделение фрегатов (эсминцев) - одна из военно-морских баз.

Для судов, включенных в дивизион транспорта по снабжению, допускается дислокация на различных базах.

Отдельные группы десантных кораблей оснащены вертолетными судами-доками «Осуми», которые располагаются на базе Куре. Кроме того, в каждый дивизион входят по шесть катеров, имеющих воздушную подушку и предназначенных для десантирования.

В учебную группу входит штаб, расположенный в Йокосуке, и пять учебных отрядов, расформированных по различным базам.

Состав подводных сил

Командующий подводными силами имеет звание вице-адмирала и руководит следующими военными единицами:

  • штабом на базе Йокосуке;
  • двумя флотилиями с подводными лодками, располагающимися там же и на базе Куре;
  • учебным центром подводников и учебным дивизионом.

Каждая флотилия находится под командованием контр-адмирала, которому также подчиняются все военнослужащие в штабе, на флагманском корабле-плавбазе подводных лодок, в двух-трех дивизионах подлодок (в каждый входит 3-4 субмарины).

Структура авиационных сил

Месторасположение авиационного командования - авиабаза Ацуги.

Структурно она состоит из таких подразделений:

  • штаба;
  • семи авиационных крыльев;
  • трех отдельных эскадрилий;
  • трех отрядов: двух авиаремонтных и отряда по управлению воздушным движением;
  • одной мобильной инженерной роты, расположенной на авиабазе Хатинохе.

Командующий авиационными силами носит звание вице-адмирала. Начальник штаба и командиры авиакрыльев - контр-адмиралы.

Авиационные крылья состоят из:

  • штаба;
  • четырех эскадрилий: патрульной, поисково-спасательной, подразделения противолодочных вертолетов и ;
  • группы по инженерному и авиационному обеспечению и снабжению;
  • отряды по аэродромно-техническому обеспечению.

31-му авиакрылу подчиняется специальный отряд, содержащий В авиационной эскадрилье имеется от одного до трех авиа- и технических отрядов. Находящиеся в каждом авиакрыле патрульные авиаэскадрильи, вооружены базовыми самолетами Р-3С «Орион». В эскадрильях с противолодочными вертолетами дислоцируются модели SH-60. В поисково-спасательных эскадрильях находятся до трех отрядов с вертолетами UH-60J.

Структура флотилии тральщиков

Флотилия тральщиков подчиняется командующему - контр-адмиралу. Она состоит из штаба, четырех дивизионов (три - базовые и один - морских тральщиков), двух плавбаз минно-тральных кораблей и отряда по обеспечению минно-тральных работ. В состав каждого дивизиона включено от двух до трех кораблей.

Структура остальных групп

Опыт-группой командует контр-адмирал.

Состав подразделения следующий:

  • штаб в Йокосуке;
  • дивизион судов;
  • три центра: первый - по разработке и проектированию судов, второй - по системам управления и связи, третий - испытательная лаборатория по корабельному вооружению с полигоном в Кагосиме.

В океаническую группу, кроме штаба, центра по противолодочной обороне, группы по метеорологическому обеспечению и двух береговых гидроакустических станций, входят также корабли для гидрографических исследований, гидроакустических наблюдений и кабелеукладчики.

В группу разведки входит штаб и три отдела (по сбору оперативной информации, ведению информационно-аналитической деятельности, разведке радиоэлектронными средствами).

У патрульного отряда спецназначения следующие задачи:

  • задерживать и досматривать суда, нарушающие территориальные береговые границы;
  • бороться с террористическими и диверсионными группами;
  • проведение разведывательной деятельности и диверсий.

Флот Японии vs ВМФ России

Многие специалисты пытаются сделать сравнительный анализ японского и российского флотов. При этом учитывается, что Япония имеет около сотни кораблей и находится на втором месте по числу эсминцев. В частности имеется два ракетных эсминца (10 тыс. тонн водоизмещения) и вертолетоносец Izuto (27 тыс. тонн). Япония, ВМФ которой носит миротворческую направленность, имеет специализацию - противолодочная и противовоздушная оборона. Общее водоизмещение японского флота - 405,8 тыс. тонн.

Российский флот с водоизмещением 927 120 тонн имеет на вооружении корабли, оставшиеся со времен Советского Союза. Самый новый эсминец имеет двадцатилетний возраст, самый старый - пятидесятилетний, но все подлодки прошли модернизацию, и их оснастили современной военной техникой. К сожалению, больше половины корабельного состава подлежат модернизации и замене.

Япония - ключевой игрок в Тихоокеанском театре

Флаг ВМС Японии

ВМС Японии в позапрошлое воскресенье у острова Окинава обнаружили два боевых корабля КНР, направлявшихся в Тихий океан. Корабли находились в международных водах, но их близость к Окинаве, где располагаются американские и японские войска, обеспокоила Токио. Традиционно флоты государств заранее сообщают соседним государствам о курсах своих кораблей, особенно если корабли должны пройти в непосредственной близости от границ этих государств.

ВМС Китая не впервые нарушили традицию. Тремя месяцами ранее два японских боевых корабля во время патрулирования прибрежной зоны Окинавы обнаружили флотилию китайских кораблей, в том числе две подводные лодки. Тогда вертолет КНР совершил облет японского корабля, что заставило Токио выступить с официальным протестом.

Из-за этих и прочих инцидентов КНР пользуется репутацией морского агрессора в регионе, где ему не осмеливается перечить ни один сосед. Никто, кроме, пожалуй, Японии, которая постепенно наращивает военно-морскую мощь. Несмотря на стремительное развитие китайского флота, доминируют в Тихоокеанском регионе по-прежнему ВМС США и Японии. Согласно курсу правящей Демократической партии Японии, этот перевес должен сохраниться.

ВМС Японии

Морские силы самообороны Японии насчитывают около 100 боевых кораблей основных классов, в том числе 2 вертолетоносца, 18 подводных лодок, 47 эсминцев и фрегатов, 29 минно-тральных, 9 патрульных и 9 десантных кораблей суммарным водоизмещением 432000 тонн; порядка 180 самолетов и 140 вертолетов. Личный состав флота – 46000 человек.
В последние десятилетия КНР сосредоточилась на строительстве боевых кораблей крупного водоизмещения, которые приходят на смену сотням прибрежных патрульных судов. Эти эсминцы, фрегаты и десантные корабли могут действовать вдали от берегов. Кроме того, КНР ведет работы над бывшим советским авианосцем "Варяг", разрабатывает баллистическую противокорабельную ракету DF-21 и развивает спутниковую систему.

Несомненно, Китай хочет добиться возможности демонстрировать свой флаг в любой точке земного шара. Другая цель КНР – демонстрация силы в пограничных водах. Но Пекин не единственный занят реализацией оборонительной стратегии. Сегодняшняя Япония испытывает сверхзвуковые противокорабельные ракеты, мишенями которых вполне могут стать китайские корабли. В распоряжении островного государства имеются современнейшие неатомные подводные лодки, представляющие опасность для надводных кораблей и ПЛ Китая. Кроме того, Япония заявляет о расширении возможностей разведки.

"Китай развивает средства недопущения США в регион, но и Япония делает то же самое по отношению к Китаю", - считает независимый военный аналитик, автор популярной книги "Боевые флоты мира" Эрик Вертхейм.

Вообще говоря, нестабильность в Тихоокеанском регионе представляет угрозу не только флотам США и Китая, но и флотам всех государств вообще. По словам аналитика вашингтонского Центра новой американской безопасности Джима Томаса, мир входит в "эпоху, которая наступила следом за эпохой проецирования военной силы". Военно-морские стратегии государств принимают оборонительный характер. И, несмотря на устрашающий военный потенциал КНР, в этом свете Япония смотрится выгоднее. По мнению Вертхейма, "стратегия недопущения более характерна для Японии, ВМС Японии – более гибкая и мобильная сила".

Об этом говорит хотя бы тот факт, что ВМС Японии в минувшее воскресенье и в апреле сумели обнаружить китайские корабли. Подлодки, авиация, спутники и надводные корабли Японии готовы отслеживать перемещения ВМС Китая, чтобы передавать данные для наведения в японские или американские части.

Но Япония готова не только защищаться. Страна обладает потенциалом для прорыва китайской обороны, в том числе для перехвата ракет DF-21. Новейшие японские эсминцы типа Kongo – одни из мощнейших и современнейших кораблей в Азии – оснащены РЛС и ракетами-перехватчиками, способными ликвидировать угрозу атаки баллистическими ракетами. Kongo обеспечивают ПРО японских островов, но "эти противоракетные возможности также могут быть использованы для защиты американских авианосцев в случае военных действий", - считает Вертхейм.

Но намерена ли Япония укреплять военное сотрудничество с США? В прошлом месяце премьер-министр Японии Юкио Хатояма заявил об уходе в отставку в связи с тем, что не сумел исполнить предвыборное обещание и перевести военную базу США Футэмма за пределы префектуры Окинава. Преемник Хатоямы на посту Наото Кан избегает касаться этой проблемы. В случае кризиса, который может разгореться из-за очередного инцидента в море, подобная двусмысленность в отношениях Японии и США может плохо сказаться на взаимодействии вооруженных сил государств.

Впрочем, по словам аналитика вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Николаса Жеченьи, правительство Кана движется в верном направлении. "Мы наблюдаем акцент на критической важности американо-японского союза в свете китайской угрозы. Любое развитие будет осуществляться в двустороннем контексте, возможно, посредством стратегического диалога Японии и США в ближайшие месяцы" - считает эксперт.

23–26 октября 1944 года в заливе Лейте флот Японии потерпел сокрушительное поражение от американских эскадр, и начался обратный отсчет до окончательного разгрома империи. На фото – линкор «Ямато» под бомбовым ударом авиации США, 24 октября 1944 года


После боя в заливе Лейте японский флот проводил лишь тактические операции. Во время одной из них линкор «Ямато» попал под удар 227 самолетов флота США, получил 3 авиабомбы и до 20 торпедных попаданий и взорвался. Столб огня взметнулся на 2 километра вверх, а дымный гриб высотой 6 километров немногим уступал атомному. На фото – взрыв линкора «Ямато», 7 апреля 1945 года

Последний поход «Ямато» ознаменовал и конец организованных действий Японии на море. После этого японские корабли добивали там, где они попадали в прицел. На фото – линейный крейсер «Харуна», затонувший в гавани Куре, октябрь 1945 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Легкий крейсер «Оедо», лежащий на боку в акватории базы ВМС в Куре. Фото сделано с самолета американского авианосца «Уосп». «Оедо» затонул 28 июля 1945 года после восьми попаданий бомб


И все же война, уже не имевшая стратегического смысла, продолжалась. Западных историков ставит в тупик отчаянная решимость японцев сражаться до последнего человека, до последнего самолета и корабля. На фото – линейный крейсер «Харуна» в боевом походе


Пока император не отменил приказ сражаться – Япония сражалась. Когда он приказал сложить оружие – нация подчинилась, невзирая на рекордное количество случаев самоубийств среди военных. На фото – линкор «Исэ» в боевом походе

Источник: Kure Maritime Museum


Тяжелый крейсер «Тонэ» затонул неподалеку от Хиросимы 23 июля 1945 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Эсминец «Акисимо», погибший в гавани Манилы под ударами авиации США 13 ноября 1944 года


Эскортный авианосец «Кайо» в заливе Беппу. Уничтожен бомбардировщиками В-25 «Митчелл» с авианосца «Тикандерога» 24 июля 1945 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Авианосец «Амаги». Атакован при налете на Куре 28 июля 1945 года, затонул 29 июля

Источник: U.S. Naval Historical Center


Авианосец «Амаги» в лесах перед разборкой на металл. 1 июня 1946 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Линкор «Нагато» на рейде Йокосуки. Был захвачен американцами в качестве трофея и отправлен к атоллу Бикини для участия в испытаниях ядерного оружия – подводного взрыва в рамках операции «Кроссроад» («Перекресток»). Фото 1946 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Взрыв 40-килотонной атомной бомбы на глубине 27 метров у атолла Бикини. У подножия водяного «гриба» видны силуэты кораблей. Столь зрелищно не погибал даже «Ямато»

Датой рождения императорского японского флота принято считать июнь 1869 года, когда после окончания гражданской войны под единое командование собрали все корабли, захваченные у сегунистов и полученные императором от вер­ных ему кланов. Флот состоял из купленного в США в 1867 году броненосного тарана "Котецу" (позднее "Адзума") французской постройки, канлодки "Чиодогата", корвета "Иошун", четырех колесных и четырех парусных кораблей. Спустя год к ним присоединился броненосный корвет "Рюдзо", построенный в Шотландии для флота американских южных штатов и купленный япон­ским принцем Хидзеном. Но только в 1875 году, когда под влиянием сложных отношений с Кореей было решено строить современные военно-мор­ские силы, Япония приняла первую кораблестрои­тельную программу. Из-за слабости своей про­мышленности заказы на постройку крупных кораблей (казематный броненосец "Фусо", броне­носные корветы "Конго" и""Хией") и 4 минонос­цев (в 1879 году) выдали английским фирмам. Небольшие корабли с деревянными корпусами начала строить военная верфь в Йокосуке, которой руководили французские специалисты.

В 1882 году Япония смогла принять более обширную 8-летнюю программу, предусматри­вавшую постройку 46 боевых кораблей, строительство верфей и заводов, обучение офицеров, матросов и техперсонала флота. Поскольку тогда в руководстве флотом пользовалась популярностью французская "Молодая школа", отрицавшая значимость броненосцев в морской войне, по данной программе строились только крейсера, канлодки и миноносцы: 14 кораблей, включая два крейсера, - в Японии, остальные - в Англии и Франции. Однако, обострение японо-китайских отношений в начале 1890-х годов заставило Японию заказать в Англии два мощных броненосца для противодействия имеющимся у Китая.

Когда в 1894 году началась японо-китайская война, не все новые корабли успели войти в строй. Тем не менее, японский флот, основу кото­рого составляли быстроходные крейсера со ско­рострельной артиллерией, сумел разбить сильнейшего, но плохо подготовленного противника. Боевой опыт позволил японцам сделать два очень важных вывода: о необходимости хорошего бронирования кораблей, предназначенных для эскадренного боя; и о полезности в таком бою быстроходного отряда с достаточно мощным вооружением и защитой. На основе этих выводов Япония и стала наращивать свои морские силы, когда на горизонте появился новый, более опасный соперник - Россия.

Хотя Япония и выиграла войну с Китаем, под нажимом России, которую поддержали Германия и Франция, ей пришлось занять на мирных переговорах скромную позицию, лишившись большинства своих притязаний. Но, получив кон­трибуцию и англо-американские кредиты, японцы без промедления стали готовиться к новой войне, на этот раз с "Великим северным соседом".

Несмотря на отсутствие боевых потерь, получение нескольких китайских кораблей и достройку всех заказанных до войны, флот "Страны восходящего солнца" на 1895 год уступал российскому, имевшему к тому же большие резер­вы на Балтике и Черном море. Поэтому рассчи­танная на 10 лет кораблестроительная программа 1896 года включала в себя 4 еще более мощных броненосца, 6 башенных броненосных и 6 броне­палубных крейсеров, 23 истребителя и 63 мино­носца. Все крупные корабли (кроме 3 броне­палубных крейсеров), 16 истребителей и большая часть миноносцев строились за границей с учетом последних достижений военно-морской техники и, в основном, программу выполнили досрочно. Ответные шаги России заставили Японию в 1903 году заказать дополнительно по 3 броненосца и броненосных крейсера, а также 2 бронепалубных. Но в начале 1904 года, учитывая, что русская про­грамма 1898 года еще далека от выполнения, японцы решили начать войну, не дожидаясь готовности этих последних кораблей. В качестве экстренной меры они, правда, успели купить в Италии два построенных для Аргентины броне­носных крейсера, еще более увеличив свое пре­имущество над русской Тихоокеанской эскадрой, базировавшейся на Порт-Артур и Владивосток.

Примечание: текст раздела публикуется на основании книги: С. Сулига Корабли Русско - Японской войны 1904-1905 гг. Часть 2. Японский флот


Фотоархивы