Основы внутренней и внешней политики фашизма. Фашистские режимы в мире Основные модели политических систем

1. Фашизм в Германии: путь к власти [§11 п.1 Загладин].Численность партии А. Гитлера с 1926 по 1929 г. возросла с 17 до 120 тыс. членов. Она создала общегер­манскую территориальную структуру, сформировала военизированные отряды, собственную тайную полицию. Возникли поддерживающие НСДАП молодежные, женские и профсоюзные организации. Не отказываясь от насилия, особенно против коммунистов, фашистская партия взяла курс на приход к власти мирным путем, с использованием инсти­тутов демократии.

В условиях кризиса, выявившего явную неспособность правитель­ства обеспечить решение социальных проблем, влияние НСДАП быст­ро росло. Одновременно, хотя и более медленными темпами, усилива­лись позиции коммунистов. Компартия Германии (КПГ) стала одной из самых влиятельных в Западной Европе. При этом, как показали ито­ги повторных выборов в 1932 г., НСДАП уже прошла пик своей попу­лярности, часть ее избирателей начала разочаровываться в фашизме.
Таблица 11. Результаты выборов в рейхстаг (1928-1933 гг.)


Партия

Количество голосов (млн.)

1928 г.

1930 г.

1932 г. июль

1932 г. ноябрь

1933 г.

Компартия Германии

3,3

4,6

5,3

6,0

5,0

НСДАП

0,8

6,4

13,0

11,0

17,3

Схема 2. Распределение мест в рейхстаге после выборов в ноябре 1932 г.

30 января 1933 г. президент Германии П. Гинденбург назначил А. Гитлера рейхсканцлером (главой правительства).

В этих условиях единые действия коммунистов и социал-демокра­тов, в сумме располагавших не меньшей поддержкой в рейхстаге, чем партия А. Гитлера, могли предотвратить установление фашистской дик­татуры. Однако лидеры КПГ считали, что Германия стоит на пороге со­циалистической революции и мечтали о Советской Германии. Омы не проявили заинтересованности в разработке совместной с социал-де­мократами программы действий, которая обеспечила бы выход из кри­зиса. Их тактика оставалась прежней.

Призывы к единым антифашистским действиям КПГ обращала лишь к рядовым социал-демократам, продолжая разоблачать лидеров СДПГ как предателей интересов рабочего класса. Некоторые руководители Компартии не скрывали убеждения, что для них фашисты являются меньшим злом, чем социал-демократы. Они считали, что Гитлер, придя к власти, быстро потеряет всякое влияние, кризис будет углубляться, что откроет КПГ путь к власти.

2. Фашистская диктатура в Германии [§11 п.2 Загладин].

Первый удар национал-социа­листов был нанесен по Коммунистической партии. Поджог здания рейх­стага в феврале 1933 г., приписанный коммунистам, стал поводом для кампании репрессий против руководства КПГ. Однако на досрочных выборах в рейхстаг, состоявшихся в марте, за коммунистов проголосо­вало около 5 млн. избирателей, 7 млн. поддержали социал-демократов, НСДАП получила 17,3 млн. голосов.

Для того чтобы обеспечить поддержку 2/3 голосов в парламенте, тре­бующихся для изменения конституции, правительство А. Гитлера объя­вило КПГ вне закона.

Провозгласив недействительными полученные ею мандаты, нацио­нал-социалисты при поддержке правых и центристских партий провели закон о чрезвычайных полномочиях . Правительство получило право издавать законы без рассмотрения их парламентом. Летом 1933 г. все партии, кроме НСДАП, были запрещены , оппозиционная пресса закры­та, «плохие» немцы, не разделяющие фашистскую идеологию, отправ­лены в концлагеря.
Концентрационные лагеря (концлагеря) - места принудитель­ного заключения лиц, неугодных правящему режиму. В Германии они стали также лагерями смерти для миллионов евреев, славян, полити­ческих противников фашизма, военнопленных.
После смерти Гинденбурга в 1934 г. А. Гитлер сосредоточил в своих руках полномочия президента, главы правительства и верховного главнокомандующего, провозгласив себя фюрером Германии.


  1. Идеоло­гия фашизма предполагала, что единая нация живет в едином госу­дарстве, возглавляемом одним вождем.

  • Принцип жесткой централизации власти сверху донизу стал осно­вой реорганизации политической системы. Была отменена автономия земель.

  • Структуры НСДАП и государства слиты воедино. Партийная полиция - СС - превратилась в тайную полицию государства, ее воз­главил Г. Гиммлер.

  • Все средства массовой информации отныне подчи­нялись министерству народного просвещения и пропаганды , которое возглавилИ. Геббельс. Произведения искусства, противоречащие иде­ологии фашизма, уничтожались, книги сжигались на кострах. Запреща­лось исполнение «непатриотической» музыки.

  • Профсоюзы были заме­нены системой Трудового фронта , игравшей роль министерства распределения трудовых ресурсов.
Привыкшие к анархии и вседозволенности штурмовые отряды СА , в которые в 1920-е гг. рекрутирова­лись безработные и разорившиеся мелкие буржуа (они использовались для погромов и уличных манифестаций), были частично ликвидирова­ны, частично подчинены командованию армии. Лидер штурмовиков, бывший соратник ГитлераЭ. Рем, был обвинен в заговоре против фю­рера и казнен.

  1. Большое внимание уделялось управлению экономикой.

  • В 1934 г. про­мышленность страны поставили под контроль территориальных и про­изводственных объединений, управляемых министерством экономики. Номенклатура 80% продукции, цены на нее, количество нанимаемых работников, лишившихся права на забастовку, уровень зарплаты, про­должительность рабочего дня - все определялось государством.

  • Были введены ограничения на внешнеторговые операции. Для экс­порта продукции требовалось специальное разрешение министерства экономики. Так достигалась автаркия - самообеспеченность основ­ными видами продукции, в первую очередь сельского хозяйства.

  • Для поддержки сельского хозяйства погашались задолженности крестьян, вводились твердые цены на их продукцию, устанавливались высокие пошлины на импорт продовольствия. Запрещалось продавать и сдавать в аренду землю.

  • Трудовой фронт направлял безработных горожан помогать крестьянам. Это было частью социальной программы национал-социалистов, свя­занной с организацией общественных работ и строительством дорог. Ее цель состояла в том, чтобы ликвидировать безработицу, понизить нало­ги на мелких собственников.

  1. Расовая теория фашизма стала основой его национальной политики.
Народы делились на высшие и неполноценные. К первым были отнесе­ны, прежде всего, немцы, провозглашенные потомками древних ариев, якобы стоявших у истоков европейской цивилизации. Когда Германия заключила военный союз с Японией, японцы были признаны арийцами Азии. Неполноценными провозглашались народы, земли которых рассмат­ривались как объект будущего завоевания, в частности славяне. Осо­бую враждебность национал-социалисты проявляли к евреям. В Герма­нии их проживало около 0,5 млн.

Программа ариизации экономики включала экспроприацию собственности, банков и предприятий не­арийцев (они составляли 1/15 численности буржуазии). Эта програм­ма стала одним из источников средств решения социальных проблем. Экспроприированная собственность переходила государству, частично передавалась германским банкирам и промышленникам.

Юридической основой ариизации стал закон 1935 г. о гражданстве , согласно которому те, кто не мог доказать свое арийское происхожде­ние, не считались гражданами страны, ограничивались в правах. Браки между арийцами и представителями «низших» рас, согласно закону об охране немецкой нации и чистоты немецкой крови, запрещались.

Политика фашистского режима, установившего всеобъемлющий (то­тальный) контроль над жизнью общества, не встречала организованного сопротивления.
Тоталитарное государство - форма диктатуры, при которой вся полнота власти принадлежит одной политической силе, тотально (все­цело) контролирующей общество и все стороны жизни граждан.
Репрессивный характер режима, беспощадно подавлявшего инако­мыслие, исключал открытый протест. Ликвидация безработицы, уста­новление гарантированной оплаты, программы помощи неработающим матерям, создание системы бесплатного образования и т.д. одобрялись многими немцами.

Национал-социалисты обещали немцам процветание за счет захвата земель других народов, особенно на Востоке Европы, сулили превра­тить всю нацию в расу господ. Подготовка к войне стала главной целью фашистского режима. В 1936 г. был принят четырехлетний план созда­ния вооруженных сил , способных обеспечить реванш за поражение в Пер­вой мировой войне.

Подготовке к войне служила пропаганда фашистских идей за рубе­жом. В германоязычной Австрии, среди немцев, живущих в Чехослова­кии, потомков выходцев из Германии в других странах, пропагандиро­вались идеи объединения всех немцев в рамках Великой Германии. В 1934 г. в столице Австрии, Вене, национал-социалистское движение предприняло попытку захвата власти.

В поиске союзников за рубежом режим А. Гитлера обращался в пер­вую очередь к тем странам, которых не удовлетворяли условия Версальско-Вашингтонской системы, где существовали милитаристские диктаторские режимы.

3. Фашистская диктатура в Италии [§11 п.3 Загладин].

Первым таким союзником Герма­нии в Европе стал фашистский режим в Италии. Поворот к созданию тоталитарного государства начался в Италии в 1925 г. и растянулся по времени примерно на десятилетие.

В 1925 г. Б. Муссолини добился принятия закона, по которому глава правительства назначался королем и нес ответственность перед ним, а не перед парламентом.

В 1926 г. правительство получило законода­тельные полномочия, парламент стал совещательным органом. Были распущены «антинациональные» Коммунистическая и Социалистическая партии , а затем остальные политические организации, кроме фашистской партии. Все должности в государственном аппарате стали замещаться только ее членами.

На профсоюзы возлагалась задача по содействию «моральному и патриотическому воспитанию» своих членов. Зада­ча защиты их социальных интересов отпала с созданием 22 корпора­ций, объединивших под государственным контролем предпринимате­лей и профсоюзы по отраслям промышленности.

Экономическая и политическая власть сосредоточилась в руках го­сударства, которое через Национальный совет корпораций и Институт промышленной реконструкции, монополизировавший банки страны, начало осуществлять контроль над экономическим развитием.

Формально Италия оставалась парламентской монархией, в дей­ствительности роль короля и парламента свелась к нулю. Муссолини реорганизовал и избирательную систему, отменив выборы. Кандидатуры депутатов в парламент выдвигались корпорациями, утверждались Большим фашистским советом - руководящим органом фашистской партии.

Возникшие в 1920-1930-е гг. во многих странах фашистские движе­ния, а также диктаторские режимы заимствовали фразеологию и мето­ды Б. Муссолини и А. Гитлера, апеллировали к единству нации, ее вели­чию, под которым понималось расширение территории страны за счет соседей.

К 1939 г. из 26 стран Европы демократическая форма правления со­хранилась лишь в 12. Фашистские режимы и военные диктатуры, опи­равшиеся на армию, возникали:


Список автора

Список по времени

Диктаторские режимы

Тоталитарные режимы

в Италии (1925),

в Венгрии (1920),

в Венгрии (1920),

в Италии (1925),

в Германии (1933),

в Болгарии (1922),

в Болгарии (1922),

в Германии (1933),

в Венгрии (1920),

в Албании (1925),

в Албании (1925),

в Болгарии (1922),

в Италии (1925),

в Литве (1926),

в Испании (1930),

в Литве (1926),

в Польше (1926),

в Албании (1925),

в Польше (1926),

в Португалии (1926),

в Польше (1926),

в Португалии (1926),

в Югославии (1929),

в Португалии (1926),

в Югославии (1929),

в Испании (1930),

в Литве (1926),

в Испании (1930),

в Австрии (1933),

в Югославии (1929),

в Австрии (1933),

в Латвии (1934),

в Австрии (1933),

в Германии (1933),

в Эстонии (1934),

в Эстонии (1934),

в Латвии (1934),

в Греции (1936),

в Латвии (1934),

в Эстонии (1934),

в Румынии (1938).

в Греции (1936),

в Греции (1936),

в Румынии (1938).

в Румынии (1938).

Не все эти режимы оказались долговечными, но процесс фашизации Европы проявился довольно отчетливо .

4. Национализм и милитаризм в Японии [§11 п.4 Загладин].

Особую форму воинствую­щий национализм принял в Японии. Истоки его подъема также корени­лись в экономических трудностях.

  • Решения Вашингтонской конферен­ции лишили Японию привилегированного положения на китайских рынках.

  • Начавшаяся в Китае революция , сопровождающаяся бойкотом товаров иностранных держав, спровоцировала в 1927 г. экономический кризис в Японии. Крах банков, падение курса иены, спад производства породили стремление решить все проблемы за счет внешней экспансии.
Однако слабость политических партий, особая роль корпоративных, ведомственных, клановых группировок, ведущих борьбу за влияние на императорский двор, исключали возникновение массовых политиче­ских движений. Главным носителем идей воинствующего национализма стала верхушка вооруженных сил , создавшая полутайные общества, свя­занные с финансово-промышленными группами (дзайбацу). Их влия­ние усиливало милитаристско-олигархический характер японского национализма.

В 1927 г. главой правительства стал генерал Г. Танака, сторонник проведения наступательной внешней политики, жесткого курса внутри страны. В 1928 г. партия сэйюкай, лидером которой был Танака, потер­пела поражение на выборах, но император Японии оставил его у власти. Правительство арестовало лидеров некоторых леворадикальных орга­низаций, в том числе и Коммунистической партии. Был принят закон об «опасных мыслях» , предусматривавший смертную казнь за призывы к свержению существующего строя. Ускоренными темпами велась под­готовка к новой войне за передел мира.

Вопросы и задания


  1. Почему в Германии в 1920-1930-е гг. возросла популярность коммунистов и национал-социалистов?

  2. Каким образом мировой экономический кризис повлиял на об­щественно-политическую ситуацию в Германии?

  3. Каким был путь А. Гитлера к власти? Объясните причины уста­новления фашистской диктатуры в Германии.

  4. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику фашист­ского режима. Почему его поддержало большинство немцев?

  5. Чем установленный в Италии фашистский режим Б. Муссоли­ни отличался от фашистской диктатуры в Германии? Чем они были схожи? Почему фашистские партии стремились соблю­сти нормы парламентской демократии на пути к власти?

  6. Раскройте пути проявления воинствующего национализма и милитаризма в Японии.

  7. На основе текста параграфа и документов заполните таблицу «Становление тоталитарных режимов».

Задание 7. Сделайте вывод: что было общего в развитии Германии, Ита­лии, Японии в 1930-е гг. и чем различались политические ре­жимы этих стран?

Документальные материалы

Из выступления А. Гитлера (февр. 1933 г.):

Емкость рынков мира ограничена, а производство повсюду из­быточно. В освоении новых земель - единственная возмож­ность снова сократить армию безработных <...> Жизненное пространство для немецкого народа слишком мало. Строительство вермахта - важнейшая предпосылка для дос­тижения цели - завоевания политического могущества <...> Как будет использовано политическое могущество, когда мы приобретем его? <...> Возможно, завоевание новых рынков сбыта, возможно - и, пожалуй, это лучше - захват нового жизненного пространства на Востоке и его беспощадная гер­манизация.
Вопросы 13. Какие цели А. Гитлер провозгласил в 1933 г.? Какие средства для этого предлагалось использовать?

В интересах самозащиты Япония будет проводить политику «крови и железа».

Если мы в будущем захотим захватить в свои руки контроль над Китаем, мы должны сокрушить Соединенные Штаты. Чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньч­журию и Монголию <...> Следует использовать этот район как базу для проникновения в Китай под предлогом развития на­шей торговли.

Овладев ресурсами Китая, мы перейдем к завоеванию Индии, стран Южных морей, а затем к завоеванию Малой Азии, Цент­ральной Азии и, наконец, Европы <...> В программу нашего национального развития входит необхо­димость вновь скрестить мечи с Россией.
Вопрос 14. Как обосновывалась в меморандуме необходимость перехода к по­литике «крови и железа»? Охарактеризуйте планы действий Японии. Как можно оценить такую политику?

Тема урока


Основы внутренней и внешней политики фашизма



А) образовательные:

Познакомить учащихся с основными принципами внутренней политики в фашистских государствах;

Рассмотреть основные направления внешней политики фашистских правительств Италии, Испании, Португалии и Германии.

А) развивающиеся:

Развивать умение самостоятельно находить схожее и различное в тех или иных исторических явлениях (внутренней и внешней политики фашистских государств).

В) воспитательные:

Способствовать развитию политической культуры.

Оборудование:

Всемирная история ХIX – XX вв.: Учеб. Для 11-го Кл. общеобразоват. шк. с рус яз. обучения; Под ред. В. С. Кошелева. – Мн.: Нар. асвета, 2002.

Карта «Западная Европа после I мировой войны»


План урока


1. Организационный момент.

2. Проверка д/з.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Итог урока (д/з и выставление отметок).


Ход урока


1. Организационный момент.

Приветственное слово;

Проверка отсутствующих.


2. Проверка д/з


1) Назовите и объясните причины возникновения фашизма в Европе?

2) Объясните значение понятий: фашизм, национализм, расизм, тоталитаризм, авторитаризм, вождизм.

3) Назовите фашистских диктаторов в европейских странах.


3. Изучение нового материала


В Италии, Португалии, Германии и Испании фашисты сконцентрировали в своих руках всю власть. В Германии они разгромили рабочие партии, а остальные заставили самораспуститься. Такая же участь постигла профсоюзы. НСДАП стала единственной политической партией. Она обладала монополией на власть. Ее члены заняли ведущие государственные посты. Фашисты покончили с самоуправлением земель, распустили ландтаги. Сама Германия из федерации превратилась в унитарное (от лат. unitas - единство) государство. Пост президента объединялся с постом рейхсканцлера. А. Гитлеру таким образом перешли полномочия президента. Он стал пожизненным фюрером и рейхсканцлером. Одновременно создавался аппарат уничтожения противников фашизма: концлагеря, охранные отряды (СС), тайная полиция (гестапо), служба безопасности и др.

Фашисты взяли под контроль средства массовой информации, работу учебно-воспитательных, культурно-просветительных учреждений, организацию досуга населения. В Италии они ввели «фашистские субботы», когда во всех учреждениях люди независимо от пола, возраста и социального положения занимались военно-спортивной и политической подготовкой. Вошли в практику торжественные празднования «памятных» дат (день путча, прихода к власти, рождения вождя и т.д.), шествия «коричнево-» и «чернорубашечников», сожжение запрещенной литературы, массовые спортивные соревнования, концерты художественной самодеятельности.

Инакомыслящих жестоко преследовали. Только в Германии в начале 1939 г. в тюрьмах находилось свыше 300 тыс. таких людей. Многие известные деятели науки, литературы и искусства вынуждены были покинуть страну. Среди них - физик Альберт Эйнштейн, писатели - Лион Фейхтвангер, братья Томас и Генрих Манн, Бертольт Брехт, Анна Зегерс и др.

Государственное регулирование стало основой управления хозяйством, разрушения рыночной экономики. В Германии в 1933 - 1936 гг. выполнялся первый четырехлетний план развития экономики, а в 1937 - 1940 гг. - второй. Их цель - создание широкой базы для развертывания военного производства, накопления стратегического сырья. В Италии развернулась «битва за хлеб и мелиорацию», принявшая характер всеобщей мобилизации и ставившая целью обеспечить страну хлебом. Параллельно с ней развивалась «битва за высокую рождаемость» под лозунгом: «Больше населения - больше солдат - больше могущества».

Официальной хозяйственной доктриной фашистов стала политика автаркии – созданиие замкнутого комплекса экономики, независимого от внешнего рынка. Стержнем ее был милитаризм. Фашистские государства активно готовились к новой войне: строили и вводили в действие шоссейные и железные дороги, заводы по производству боевой техники и боеприпасов. Внешняя политика фашистов также была подчинена этой цели. В ее основе лежали крайне агрессивные устремления. Италия и Германия стали на путь подрыва Версальско-Вашингтонской системы, которая сковывала их действия на международной арене. Они вышли из Лиги Наций.

Германия сразу пошла по пути ликвидации военных ограничений, установленных Версальским договором, начала совершать один за другим агрессивные акты. Она стремилась к мировой гегемонии. На путь захвата чужих территорий встала и Италия.

Однако при всем сходстве сущности фашистских режимов и их целей существовало немало отличий между ними. Например, в Германии нацисты пришли к власти конституционным путем, а в Италии, Португалии и Испании в результате насильственных переворотов. Фашисты Италии ставили своей целью не мировое господство, а установление контроля над Средиземным морем и «возрождение величия Римской империи». В Португалии и Испании они вообще не выдвигали планов внешней экспансии, ограничиваясь консервативной программой. В Германии нацисты отвергли монархию, в Италии она продолжала существовать. В то время как гитлеровский режим в целом враждебно относился к христианской церкви, Б. Муссолини опирался на поддержку Ватикана и называл его «воплощением славы Италии». Кроме того, парламент и политические партии в Италии по-прежнему продолжали играть заметную роль. Судьба фашистских режимов была также различна.

Если в Италии и Германии они были ликвидированы в 1945 г., то в Португалии и Испании оказались способны к либеральной эволюции. Диктаторы А. Салазар и Ф. Франко до 70-х гг. XX в., заручившись поддержкой США, оставались действующими политиками.


4. Закрепление нового материала


Составление сравнительной таблицы:


«Сходство и отличие фашистских режимов в европейских странах».

5. Итог урока (д/з и выставление отметок)


Д/з - §30 (п. 3)


Учитель истории Кушаева С. Е. ________________

Методист по истории Вабищевич А. Н. ________________


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В 1929 г. Муссолини подписывает с римским папой «Латеранский конкордат» - соглашения о взаимном признании Ватикана и Италии суверенными государствами. Церковь сохраняет влияние на область семейного законодательства и школьное образование, а итальянское правительство выплачивает папе римскому крупные денежные суммы (в качестве компенсации за отказ от притязаний на Рим).

В Италии формируется культ вождя (дуче) и развязывается террор. Но в целом масштабы террора Муссолини не приобрели таких чудовищных размеров, как в нацистской Германии.

В период с 1930 по 1934 г. в Италии установилась корпоративная система, охватившая все население. Корпорации определяли условия труда и регулировали отношения между предпринимателями и рабочими. Это явилось специфической формой усиления государственного контроля над всей экономической жизнью Италии и государственного регулирования трудовых отношений.

Экономическая политика Муссолини базировалась на идее сильного «государства-вождя», способного к ускоренной модернизации традиционных экономических укладов путем сращивания монополий с государственным аппаратом. Муссолини добивался экономической независимости Италии. С этой целью проводилась отраслевая и техническая реорганизация экономики, вводился строгий контроль над производством и финансами, регулирование потребления, милитаризация.

В 1938 г. Муссолини издает расовые законы, а в начале 1939 г. распускает Палату депутатов и учреждает вместо нее Палату фаший и корпораций, состоявшую из членов Большого фашистского совета и Национального совета корпораций.

Внешняя политика итальянского фашизма в 20-е гг. еще не приобрела откровенной агрессивности. Внешняя политика 30-х гг. характеризовалась борьбой за национальное «расширение» и усилившейся агрессивностью. Можно выделить захват Эфиопии (1935), интервенцию в Испании (1936-1939), выход из Лиги наций и подписание Антикоминтерновского пакта (1937), участие в Мюнхенской конференции (1938), оккупацию Албании (1939), подписание «Стального пакта» о военном и политическом союзе с фашистской Германией. Объявив 10 июня 1940 г. воину Франции, Италия вступила во вторую мировую воину.

23.24 Гражданская война в Испании. Приход фашистов к власти.

Испания до 1932 гг. была монархией. Экономический кризис 1929- 1932 гг. перерос в политический. В результате роста забастовочного движения, крестьянских восстаний Испания была провозглашена республикой. Пришедшая к власти коалиция социалистов и буржуазно-республиканских партий провела социальные реформы. В частности, был введен гарантированный минимум зарплаты, создана система пособий по безработице, ограничены продолжительность рабочего дня и размеры помещичьего землевладения. Эти меры истощили казну, начались забастовки, между партиями правящей коалиции возникли разногласия.

В 1933 г. победу на выборах одержал блок консервативных партий, прибегших к мерам жесткой экономии на социальных расходах. Это обеспечило частичную стабилизацию экономики, но вызвало массовые протесты трудящихся, во многих провинциях переросшие в восстания, с трудом подавленные армией и полицией. В этих условиях начало расти влияние фашистского движения. Фашистская партия «Испанская фаланга» выступала за национальную революцию, возвращение к традиционным ценностям, организации государства на основе «синдикатов». Это было испанским повторением идеи корпоративного фашизма Муссолини.

Рост влияния фашистов ускорил консолидацию левых партий. В 1936 г. социалисты, коммунисты, республиканцы, с участием профсоюзов, влиятельных в Испании анархистов, других левых групп создали Народный фронт. Во главе Мануэль Асаньей. Его программа содержала требования восстановления демократических свобод, амнистии политзаключенным, повышения зарплаты и снижения налогов, принятия программ помощи мелким собственникам, завершения аграрной реформы.

В феврале 1936 г. Народный фронт победил на парламентских выборах, что побудило фашистскую партию и армейскую верхушку начать подготовку к военному перевороту.

Мятеж, возглавленный генералом Ф. Франко и поддержанный 80% военнослужащих, начался 17 июля 1936 г., однако флот и авиация остались верными правительству. С самого начала мятеж едва не потерпел поражение, гарнизоны большинства крупных городов были разгромлены срочно созданными отрядами народной милиции. Силы мятежников оказались разъединены, им удалось установить контроль лишь над частью северных и южных провинций и испанским Марокко. На помощь Ф. Франко пришли Германия, Италия и Португалия, признавшие его законным правителем Испании. Войска франкистов перебрасывались из Марокко на германских транспортных самолетах. Германия послала в Испанию свою авиацию (легион «Кондор»), легко завоевавшую господство в воздухе. Ее флот совместно с итальянскими эскадрами блокировал испанские порты. Италия отправила в Испанию более 150 тыс. «добровольцев». Уже в августе северная и южная группировки мятежников объединились и начали наступление на Мадрид.

С момента начала гражданской войны в Испании Лига Наций предложила всем державам воздержаться от вмешательства во внутрииспанский конфликт. Однако СССР начал оказывать прямую помощь испанским республиканцам, включая посылку добровольцев-интернационалистов и оружия. В октябре 1936 г. в Испанию пришел первый советский корабль с помощью, итальянский флот не решился топить советские суда.

В этих условиях правящие круги стран демократии, Великобритании, Франции и США, для которых равно неприятны были перспективы как фашизации, так и советизации Испании, продолжали проводить политику невмешательства. Затем они склонились к признанию законным режима Франко. В 1938 г. по настоянию Лиги Наций отряды интернационалистов были выведены из Испании, хотя боевые действия еще продолжались. Воина в Испании завершилась лишь весной 1939 г. после раскола в рядах Народного фронта и восстания в Мадриде, поднятого правыми социалистами и анархистами, которые заключили мир с франкистами.

Фашистский режим является одной из крайних форм тоталитаризма и характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве од­ной нации над другими, а также крайней агрессивностью. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн отличают фашизм от других форм тоталитаризма.

Фашизм (от итал. fascio - пучок, связка, объединение) - крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремистское идейно-политическое движение, направленное на установление открытой террористической диктатуры, жесткое подавление демократических прав и свобод, всякой оппози­ции и прогрессивных движений. Фашизм зародился в Италии в 1919 году под влиянием на­ционалистских идей вождя фашистской партии и главы италь­янского правительства Бенито Муссолини, а затем получил развитие в Германии, а в 20-30х годах пришел к власти в це­лом ряде стран мира (Португалия, Испания, Болгария и ряд других стран Центральной и Восточной Европы).

Цель фашистского государства - охрана национальной об­щности, решение социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии - люди не равны пе­ред законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от национальности, к которой они принадлежат.

Одна нация объявляется высшей, ведущей в государстве. Дру­гие нации являются неполноценными и подлежат уничтожению. Для фашистского режима характерны: опора на шовинистиче­ские круги; слияние государственного аппарата с монополиями; сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом. Государство при фашизме расширяет свои функции и устанавливает контроль над общественной и личной жизнью каждого человека. Фашистское право - это право неравенства людей по кри­терию их национальной принадлежности. В настоящее время фашизм в его классической форме ни­где не существует

.
26. Государство в политической системе общества. Понятие и структура политической системы

Политическая система общества - совокупность государственных и общественных органов и органи­заций, участвующих в политической жизни страны.

Политика (от греч. politika государственные и пи

общественные дела, polis - государство) - сфера де­ятельности, связанная с отношениями между социаль­ными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Государство занимает в политической системе об­щества ведущее место, так как:

Это единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах государственных границ;

Оно располагает особым государственным аппаратом, исполнения веленийкоторого обеспечивает принудительной силой государства;


Государство обладает юридическими средствами воздействия на общественные отношения, которыми никто не располагает;

Обладает суверенитетом, верховенством по отношению к другим властям внутри страны;

Координирует основные стороны жизни общества.

Общество не может существовать на основе прехо­дящих целей. Есть объединенная общая, объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни раз­виваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующее разнообраз­ные интересы членов общества. Выделяющееся из общества государство становится его основнойвластвующей организацией.

Государственная власть - главное объе­динение, организующая и принуждающая сила в об­ществе.

Наряду с государством в обществе возникают и фун­кционируют другие организации, которые объединяют людей по разнообразным интересам.

Государство призвано обеспечить нормативную дея­тельность всех негосударственных организаций в рам­ках их уставных задач, содействовать их развитию и со­вершенствованию:

1)государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественной организации;

2)государство определяет правовое положение некоторых общественных организаций;

3)деятельность общественных организаций находится под охраной государства.

Формы участия государства в политической сис­теме:

1)законотворчество;

2) управление обществом.

Основные модели политических систем:

1. Командная система (командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение).

2.Соревновательная система (политическое противостояние, противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе). 3.Социопримирительная (консоционапьная или ре консилиационная) - характеризуется в качестве основной черты поисками компромисса и консенсуса.

27. Общественные объединения в политической системе, их виды и взаимодействие с государством .

Понятие и формы общественных [объединений

Общественное объединение - это объ­единение граждан, созданное в соответствии с их ин­тересами и на началах добровольного членства.

Общественная организация действует по воле граж­дан, должна соблюдать Конституцию, не посягать на тер­риториальную целостность государства, не создавать вооруженных формирований. Деятельность обществен­ных объединений обеспечивается различными гарантия­ми, которые закрепляются в особом законе. Это позво­ляет реально использовать предоставленные им права. Признаки общественных объединений:

1)добровольное объединение;

2)некоммерческое;

3)негосударственная структура;

4)действует на основании устава.

Организационно-правовые формы общественных объединений:

1.Общественная организация (основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан),

2.Общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения).

3.Общественный фонд (один из видов некоммерческих фондов; представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели).

Общественное учреждение (не имеющее членства общественное объединение, ставя­щее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответст­вующих уставным целям указанного объединения).

5. Орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, це­лью которого является совместное решение различ­ных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц и т.д.).

Политическим общественным объединением явля­ется общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны. быть закреплены учас­тие в политической жизни общества посредством вли­яния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством вы­движения кандидатов и организации их предвыбор­ной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Общественные объединения вправе создавать сою­зы (ассоциации) общественных объединений на осно­ве учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые обществен­ные объединения.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство обществен­ных объединений в деятельность органов государст­венной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федера­льным законом

.
28. Понятие и структура гражданского общества, его роль в формировании правового государства .

Общество не мо­жет быть сведено лишь к государственным формам его организации. Наряду с государственными струк­турами в обществе существуют и иные формы объе­динений и совместной деятельности людей, которые оказывают не менее важное влияние на их жизнь. Речь идет о гражданском обществе.

Гражданское общество - это система самостоя­тельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают усло­вия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности со­циальных, культурных, духовных сфер, их воспроизвод­ства и передачи от поколения к поколению. (включает ор­ганизацию и деятельность общественных образова­ний, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных объединений, а также такие сферы, как экономика, воспитание, образование, нау­ка и культура, семья, средства массовой информации).

Гражданское общество возможно лишь тогда, ког­да складываются отношения, предполагающие актив­ное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей: экономических, политических, духовных.

Государство оказывает влияние на граж­данское общество и его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние (гражданское общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод граждан и их объединений).

Модели соотношения гражданского общества и го­сударства:

1)либерализм;

2)этатизм.

С позиции либерализма, чем меньше вмешательст­во государства в сферу гражданского общества, тем лучше для гражданского общества и, следовательно, субъектов гражданского общества.

Этатизм занимает противоположную позицию в этом вопросе:

чем больше вмешательство государства, тем луч­ше гражданскому обществу.

В рамках этатизма различаются два варианта регу­лирующего воздействия государства на общество:

а) авторитарный этатизм (такой способ властного воздействия на общество, при котором блокируется или разрывается обратная связь между управляющей и управляемой системами, власть стремится формировать общественные отношения);

б) демократический этатизм (такой вариант этатизма, при котором параметры и пределы государственного вмешательства, особенно в экономику, определяются потребностями гражданского общества, точнее, большинством субъектов гражданского общества)

.
29. Правовое государство: понятие, основные признаки. Проблемы формирования правового государства.

Правовое государство и его признаки Правовое государство - это форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Основные признаки правового государства:

1. Верховенство и господство права (в широ­ком смысле) и закона (в более узком). Правовое государство не есть просто государство, соблю­дающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающе­еся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п. В законах государство устанавливает общеобязательные правила пове­дения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного разви­тия на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юри­дической силой. Основной закон правового государства - кон­ституция. В ней сформулированы правовые принципы го­сударственной и общественной жизни. Конститу­ция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответство­вать все текущее законодательство. Ника­кой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конститу­ции - неотъемлемая черта правового государст­ва. Поэтому правовое государство - это консти­туционное государство. Идея господства права выражается в гл. 1 Кон­ституции РФ в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждае­мы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17), а только признает их, соблюдает и защищает их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы чело­века и гражданина определяют смысл, содержа­ние законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, обеспечиваются пра­восудием (ст. 18).

2. Принцип разделения властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство зако­нодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграниче­ние единой государственной власти на три отно­сительно самостоятельные и независимые ветви предотвращает возможные злоупотребления власти и властью и возникновение тоталитарного управления государством, несвязанного правом.

5. Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обес­печения реальности закрепленных в конституциях прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собст­венности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осу­ществлению.

6. Соответствие внутреннего законодательст­ва общепризнанным нормам и принципам меж­дународного права. В соответствии с Конститу­цией России общепризнанные принципы и нормы международного права являются состав­ной частью ее правовой системы. Под общеприз­нанными принципами и нормами следует пони­мать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. К этому следует добавить, что каждая такая норма или принцип должны быть признаны обязательными и Российской Федерацией. Без такого признания они не могут стать частью ее правовой системы.

Таковы основные характеристики правового го­сударства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длитель­ного развития государственно организованного общества. В Конституции РФ сказано (п. 1 ст. 1), что «Рос­сия есть демократическое федеративное право­вое государство с республиканской формой прав­ления»

Фашистские режимы в 20 веке принесли много бед и страданий человечеству. Именно они развязали самую крупномасштабную войну в истории человечества - Вторую мировую. Данное понятие применимо только для одной страны - Италии. Фашистский режим в Германии носит название «нацизм». Однако сути это не меняет. В истории эти понятия сделались равнозначными, они стали синонимами бесчеловечности, жестокости, войны и террора. Далее мы разберем эти два режима в статье. Также мы ответим на вопрос о том, чем установленный в Италии фашистский режим отличался от немецкого.

Понятие

Термин «фашизм» итальянского происхождения. В переводе означает «пучок», «связка», «объединение». Это политическое течение, возникшее в в эпоху общего кризиса системы. Массовая безработица, нищета, голод - все это заставило по-другому взглянуть на действующую политическую систему.

Признаки

Фашистские режимы характеризуются следующими признаками:

  • Крайние формы насилия для борьбы с несогласными.
  • Тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни: культурой, искусством, СМИ, образованием, воспитанием и т.д.
  • Милитаристский характер. Внешняя политика фашистского режима направлена на порабощение новых земель с целью их бесчеловечной эксплуатации.

Идеология

Фашистские режимы отличаются ярко выраженной идеологией, основанной на:

  • Орущей демагогии. Фашистские ораторы выступают, как правило, громко, без сложных терминов и понятий. Их выступления понятны даже малообразованным гражданам, которые начинают «понимать» источники всех проблем государства, верить лидеру, идти за ним в светлое будущее.
  • Вождизм. Вся система сплочена вокруг одного лидера, без которого она не функционирует.

Фашистский режим Муссолини

Развитие в Италии связано с именем Б. Муссолини. Впервые фашистские организации в этой стране стали появляться с марта 1919 года. Они назывались «Боевые союзы» («Фаши ди комбаттименто»). Большинство из их членов - участники мировой войны. Это были люди с крайне националистическими шовинистскими взглядами. Эту организацию и возглавил умелый оратор Б. Муссолини.

Тоталитаризм с демократическими лозунгами

Примечателен факт, что многие партии и политические силы, которые, придя к власти, создают авторитарные и тоталитарные режимы, используют самые либеральные, демократические лозунги. Так было и с партией Б. Муссолини. Чтобы заручиться поддержкой широких масс, оратор обещал настоящий рай на Земле:

  • Упразднение Сената, полиции, привилегий и титулов.
  • Всеобщее избирательное право.
  • Гражданские права и свободы.
  • Прогрессивная шкала налогов, отмена их для малоимущих.
  • Восьмичасовой рабочий день.
  • Наделение крестьян землей с правом собственности.
  • Всеобщее разоружение, отказ от гонки вооружения, войны.
  • Независимость СМИ, судебной системы и т.д.

Муссолини обещал гражданам все, о чем они могли только мечтать. Так и хочется вспомнить лозунг коммунистов «Заводы - рабочим, земля - крестьянам».

Приход к власти фашистов в Италии

Фашистский режим в Италии начал формироваться с 1921 года. Именно тогда движение «Союза» начала открытую борьбу за власть. К этому времени поддержка среди населения была ошеломляющей. Пропаганда с явно лживыми плакатами, открытая демагогия обещаний, которых никто не собирался выполнять, сделали свое дело.

Муссолини не скрывал, что власть он получит любой ценой. Как утверждал он в одном из заявлений: «Сейчас вопрос о власти становится вопросом силы».

28 октября 1922 года вооруженные колонны в черных рубашках совершили «поход на Рим». Король Виктор-Эммануил согласился сделать Муссолини премьер-министром. Правительство не решилось на вооруженную борьбу с фашизмом. Уже 30 октября состоялось триумфальное шествие по кварталам рабочих Рима. Новый режим показывал, что терять время никто не собирается. Это шествие сопровождалось погромами и стычками с недовольными социалистами.

«Выполнение обещаний»

Политика фашистских режимов всегда основана на демагогии и обещаниях. Мы перечислили выше лозунги, которые превозгласил итальянский оратор до того, как вступил на должность премьера. После назначение дуче (вождь) стал «выполнять» свою программу, и начались реформы фашистского режима:

  • Установление жесткого контроля государства во всех сферах общества, в том числе и в экономике. Создавалась система корпораций, в которую входили только свои, проверенные фашистской партией, люди.
  • Установление культа вождя (дуче). Вся идеология и политическая система была преобразована под управлением Муссолини.
  • Диктатор забыл, что когда-либо был безбожником. Он заключил договор с Ватиканом, поддерживал его финансово. За это Папа Пий XI признал Муссолини "ниспосланным небесами".
  • Государство начало активно милитаризироваться. Обещание обезоружить армию не только не выполнялось, а наоборот, нарушалось.

Общим между Италией и Германией было то, что оба режима опирались на могущество некогда Римской империи.

Муссолини считал себе преемником цезарей. Свою миссию на земле он видел в восстановлении границ огромной Римской империи. Однако захватить европейские земли он не имел возможности. Поэтому в качестве первой страны выбрал «Карфаген» - беднейшую Ливию с примитивным феодальным вооружением. Совпадало все:

  • Африканская страна была в составе Римской империи в античные времена.
  • Ливия не имела мощного вооружения. Здесь можно было потренироваться в наступательных действиях.
  • Маленькая победа давала политические привилегии.

К счастью, итальянские геологи не нашли в этой стране нефти, поэтому Гитлеру пришлось изрядно постараться, чтобы ее найти и добывать в Европе. До богатых Бакинских месторождений в России он так и не добрался. Его остановили под Сталинградом. Неизвестно, как бы повернулась история, если бы геологи в Африке не просчитались, так как Ливия - богатейшая страна по запасам «черного золота».

Нацистский (фашистский) режим в Германии: причины зарождения

В Германии происходило в то же время, что и в Италии. Их появление, наряду с советскими республиками, имело следующие предпосылки:

  • Немцы не чувствовали себя побежденными в Первой мировой войне. Их боевые части стояли в нескольких километрах от Парижа. Если бы не отречение немецкого императора, то Германия, скорее всего, была бы победителем в этой войне.
  • После поражения союзники обложили немцев такими репарациями, что впервые в этой стране появились голод, безработица, нищета, экономический кризис с гиперинфляцией. Это создавало ощущение несправедливости, озлобленности. Немцы считали, что их обманули. Они подписали мир, а получили статус колонии Англии и Франции.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП)

Этими причинами воспользовался бывший ефрейтор Адольф Гитлер, имевший боевой железный крест в боях, высшую награду солдата. Он стал основателем национал-социалистической рабочей партии. Ее программа 1920 года предусматривала борьбу с «неправильным капитализмом»:

  • Изъятие нетрудовых доходов, т.е. отказ от ростовщичества. Этой сферой занимались исключительно евреи.
  • Национализацию крупных стратегических предприятий.
  • Передачу универмагов мелким немецким торговцам.
  • Проведение земельной реформы, запрет спекуляции.

Причины успеха НСДАП

Партия Гитлера шла к власти медленно, путем политической борьбы на выборах. С каждыми новыми голосами национал-социалисты получали все больше прав, пока наконец Адольфа Гитлера не признали канцлером. Причин успеха было несколько:

  • Активная политическая пропаганда. Идеи фюрера, как и дуче, отличались примитивностью, популизмом, верой в светлое будущее.
  • Силовые методы. Специально созданные военизированные подразделения «штурмовых отрядов» (СА) в коричневой форме совершали налет на политических оппонентов, громили типографии, газетные ларьки. Один раз была даже попытка военного государственного переворота, так называемый пивной путч. Однако власти Германии, в отличие от Италии, отважились на применение оружия для подавления.
  • Финансовая поддержка. Гитлера поддерживали широкие банковские круги из США. Историки отмечают, что сотрудники НСДАП получали заработную плату в долларах, так как немецкие марки сильно обесценивались. Работать на Гитлера было очень престижно, попасть к нему хотело практически все работающее население.

Неофашизм - проблема современности

К сожалению, фашистские режимы ничему не научили человечество. Постоянно очаги неофашизма вспыхивают в той или иной стране. В той же Германии, уже после Второй мировой войны, появляются новые неофашистские организации. В некоторых странах подобные силы даже захватывали власть. Например, это произошло в Греции в 1967 году, а также в Чили в 1973.

Сегодня проблемы фашизма и национализма наиболее актуальны. Массовый приток мигрантов в Европе, их негостеприимное поведение, отказ принимать законы и уставы хозяев порождают недовольство. Этим пользуются праворадикальные политические силы. Одна из таких - партия «Альтернатива для Германии», которая набирает голоса на выборах в местные ландтаги.