Упражнения по развитию ощущений у младших школьников. Развитие познавательных процессов у младших школьников Ощущение особенности развития у младших школьников


Приведено с небольшими сокращениями

Ко времени обучения детей в школе анализаторы вполне сформировались, однако их развитие продолжается и в школьном возрасте. Следует отметить, что анализаторы развиваются неравномерно. В младшем школьном возрасте в несколько замедленном темпе увеличивается острота зрения, а у подростков этот темп вновь усиливается. Вместе с тем у младших школьников быстро развивается способность к различению зрительных и слуховых раздражителей. В младшем школьном возрасте заметно совершенствуется и умение быстро перестраивать зрительный аппарат для рассматривания близких предметов (тетрадь, книга, раздаточный, наглядный материал) и более отдаленных предметов (классная доска, карта на стене, приборы на столе учителя).
Дети приходят в школу со знанием основных цветов. За время пребывания в начальных классах они научаются не только различать оттенки цветовых тонов, но и называть их, а также подбирать цвета по заданию в соответствии со словом-наименованием (например, светло-синий, темно-зеленый, бледно-розовый).
У девочек цветоощущение развито несколько сильнее, чем у мальчиков. Это отчасти можно объяснить тем, что при играх девочки больше интересуются окраской вещей, чем мальчики. Специальные упражнения в различении цветовых оттенков, проводимые учителем, очень повышают эту способность и у мальчиков. Так, в I классе ученики в среднем различали по 3 оттенка красного цвета, по 2 желтого и совсем не различали оттенков зеленого и синего цветов. С этими детьми провели несколько занятий, во время которых они раскладывали цветные моточки шерсти «от самого светлого к темному». После окончания занятий проверили результаты обучения. Оказалось, что дети стали различать в среднем: 12 оттенков красного цвета, 10-желтого, 6 - зеленого и 4- синего.
Что касается остроты слуха, то она у младших школьников несколько возрастает по сравнению с детьми дошкольного возраста. Речевой слух особенно развивается в первые годы обучения в школе, чему способствует обучение чтению и письму. В свою очередь, обучение происходит успешнее при достаточно развитом фонематическом слухе. Дети производят анализ слова на слоги, слоги расчленяют на звуки, затем обучаются обратному процессу - синтезу, объединению звуков в слоги, а из слогов составляют слова. Исследования психологов показали, что те учащиеся, которые мало упражнялись в этой аналитико-синтетической деятельности ва словесном материале, медленнее обучаются чтению и больше допускают ошибок при письме. Для правильного письма большое значение имеет также проговаривание по слогам вслух или про себя тех слов, которые пишутся.
Исследования психологов установили также, что у детей младшего школьного возраста можно специальными упражнениями значительно развить способности различать звуки по высоте. Это позволит в большей степени развивать их способности к музыке и пению.
Одной из важных задач учителя начальных классов школы является внимательное отношение к особенностям ощущений учащихся и забота о повышении их чувствительности. Учитель должен знать, кто из его учеников плохо видит (близорук или дальнозорок), недостаточно хорошо слышит. Детей с дефектами органов чувств необходимо показать врачу, а в классе их надо посадить так, чтобы они могли лучше видеть и слышать.
Надо с ранних лет внушать детям, какое огромное значение имеют ощущения для труда и познания мира, каким важным источником человеческого счастья они являются.
Вместе с тем учитель должен заботиться и о развитии ощущений у детей. Этому в значительной степени способствуют занятия рисованием, музыкой, пением, экскурсии в природу, в музеи, на выставки картин и т. п. Детям надо прививать любовь к искусству и стремление упражнять свои сили в том или другом его виде. Полезны и специальные упражнения органов чувств.
Эти упражнения могут быть включены в игровую деятельность детей (например, игра в лото, когда надо быстро найти одинаковые оттенки цвета или формы на картинке).
Очень важно, чтобы работу по охране и развитию органов чувств учащихся учитель проводил совместно с родителями, уточняя вместе с ними особенности детских ощущений и давая полезные советы для развития этих ощущений.

Развитие ощущений зависит от требований, которые предъявляют к ощущениям жизнь, практика, деятельность человека. При отсутствии дефектов в строении органов чувств можно добиться развития чрезвычайной тонкости ощущений.
Всестороннее развитие ощущений связано с разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью ребенка: трудовой, изобразительной деятельностью, музыкальными занятиями.
Однако особенно заметное развитие и совершенствование ощущений у ребенка возможно только в том случае, когда он будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов в этом развитии, когда упражнения его ощущений будут вытекать из потребности развития всей личности, мечты и жизненных запросов. Например, школьник хочет стать музыкантом: он стремится развить свой музыкальный слух не по принуждению, а из-за страстного желания стать хорошим исполнителем, из потребности иметь большой запас тонких музыкальных впечатлений для своих творческих музыкальных работ.
Другой пример: мальчик хорошо и много рисует, его интересует очень сложный и загадочный мир красок окружающей действительности, поэтому он с энтузиазмом изучает цвета, бесконечно разнообразные их оттенки, цветовые переходы и т. д. При нормальных условиях развития острота зрения у младших школьников улучшается под влиянием систематических упражнений в процессе обучения. Но если учащийся сидит неправильно за партой при чтении и письме, низко склоняется над книгой или тетрадью, то острота зрения может значительно ухудшиться. Очень вредна для зрения привычка читать лежа - это обычно сказывается на качестве зрительных ощущений и состоянии органа зрения.
К семи-восьми годам дети уже хорошо различают основные хроматические цвета. Различение детьми цветовых тонов и их оттенков с возрастом значительно совершенствуется, особенно если детей специально обучать цветоразличению. Установлено, что девочки относительно лучше мальчиков различают и называют цвета и их оттенки. Возможно, лучшему цветоразличению девочек способствует то, что они с самого раннего детства играют в куклы, с различными цветными лоскутами и т. п.
Исследования Л. А. Шварц и Е. И. Игнатьева свидетельствуют о больших возможностях развития цветоощущения у детей младшего школьного возраста. Если учитель систематически упражняет детей в цветоразличении, то они добиваются хороших результатов. Эту работу особенно успешно можно проводить на уроках рисования.
В младшем школьном возрасте наблюдается некоторое увеличение остроты слуха по сравнению с дошкольным возрастом, у младших школьников продолжает развиваться тональный слух (исследования Н. В. Тимофеева). Наибольшая острота слуха наблюдается у детей в возрасте 13-14 лет.
Исследования советского психолога А. Н. Леонтьева и его сотрудников показывают, что звуковысотный слух формируется в процессе специального обучения. Известно, что 20% детей младшего школьного возраста обладают недостаточно развитым звуковысотным слухом, не умеют вокализовать заданный звук, но при специальной педагогической работе с такими детьми можно значительно развить и у них этот слух.
У младших школьников под влиянием обучения чтению и совершенствования устной речи значительно улучшается фонематический слух. С помощью этого слуха учащиеся различают фонемы, т. е. те звуки, которые в нашей речи служат для различения значения слов и их грамматических форм.
Слабое развитие фонематического слуха у школьников I класса часто является причиной их неуспеваемости по чтению и письму. С помощью специальных упражнений на различение трудных для ребенка фонем слух может быть значительно улучшен.
Ощущения младших школьников наилучшим образом совершенствуются при включении специальных упражнений в ту или иную деятельность: игровую или учебную, например игра в лото с быстрым нахождением одинаковых оттенков цвета или формы развивает цветоразличение и различение форм. Занятия музыкой развивают тонкость слуха, занятия рисованием - деятельность зрительного анализатора.

В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется - появляются сложные высшие чувства: нравственные (чувство долга, патриотизм, товарищество, а также гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование и т.п.), эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии), праксические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами).
Выявлено, что чувства младших школьников развиваются экстенсивно. Внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании. В целом эмоциональные отношения младших школьников в значительной степени зависят от норм, задаваемых взрослыми, и весьма неустойчивы. В значительной степени неустойчивость, диффузность чувств связаны с конформностью школьника (верит в абсолютность устанавливаемых норм). Под влиянием учителя в совместной учебной и игровой деятельности у учащихся усиливается способность к сопереживанию, сочувствию, растёт понимание характера переживаний других людей.

Одним из важных показателей появления собственно социальных чувств и мотивов на основе первичных симпатий и сопереживания являются угрызения совести , представляющие негативную окраску совершённых ранее действий как несовместимых с известными социальными эталонами.

Дети младшего школьного возраста, подобно дошкольникам, часто испытывают страх перед злой собакой, быком, крысой, змеей, им снятся порой пугающие их сны. Но у них появляются и новые поводы для страха. Для них большое значение приобретают отношения с коллективом класса или какой то его группой, мнение окружающих взрослых. В связи с этим ребенок может испытывать страх особого рода: что он кажется смешным, трусом, лжецом и т. п.

Иные поводы, чем у дошкольника, рождают теперь и чувство обиды. Дошкольник обижается, когда не получает что-то (игрушку, лакомство), что ему нравятся и нужно ему сейчас, в данный момент. Младший же школьник обижается, когда ему не доверяют какого-то поручения, поскольку считают, что он с ним не справится.



Вместе с тем возможности осознания младшими школьниками своих чувств и понимания чужих чувств ограничены . По данным Н.С.Лейтес и П.М.Якобсона 7-летний ребёнок часто не умеет правильно воспринимать выражения гнева, страха и ужаса. Несовершенство в восприятии и понимании чувств влечёт за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств.

Так, при восприятии фотографий людей, у которых отчетливо выражены эмоции, дети 7 лет правильно квалифицируют гнев; но страх и ужас правильно квалифицируют лишь дети 9-10 лет. Серьезные ошибки и искажения допускают маленькие школьники при восприятии отдельных эмоций людей и в кинокартинах (преимущественно эмоций взрослых людей).

Характеристика чувств.

Моральные чувства .

Эмоциональный мир младшего школьника достаточно разнообразен - тут и волнения, связанные со спортивными играми, обида или радость, возникающие в общении со сверстниками, моральные переживания, вызванные добротой окружающих лиц или, напротив, несправедливостью. На них достаточно глубокое впечатление могут производить стихи и рассказы, особенно если они выразительно прочтены, фильмы и театральные спектакли, песни и музыкальные пьесы. Чувства жалости, сочувствия, негодования, гнева, волнения за благополучие любимого героя достигают большой выразительности.

Ребенок 10-11 лет в своих фантазиях "дорисовывает" отдельные картины из жизни любимого героя. Впечатления от художественных произведений, глубоко затронувших его чувства, могут находить выражение в рисунках, в пересказе прочитанного, услышанного, увиденного. Любопытно, что, рассказывая о герое книги, ребята порой стремятся подчеркнуть, развить лучшие качества его и "исправляют" недостатки.

Младшие школьники лучше осознают нравственные требования к действиям и поведению людей; у них возникают добрые порывы: помочь больному, старому человеку, пожалеть раненое животное, отдать другому свою игрушку, книгу. С другой стороны – детская жестокость. В одной ситуации он поможет, пожалеет, а в другой – будет весело смеяться над поскользнувшимся человеком, т.к. это ему покажется смешным.

Особенности развития моральных чувств в эти годы родителям непременно надо учитывать, всячески одобряя нравственные порывы детей (отдать что то свое товарищу, потратить время на помощь больному), и ни в коем случае не упрекать их за то, что они зря тратят время и силы, нужные для других, якобы более важных дел.

У младших школьников быстро развивается также чувство дружбы. В I и II классах это чувство еще имеет малоустойчивый характер. Симпатии ребят быстро меняются иногда из-за незначительного повода.
В дневнике одной матери записана следующая беседа с сыном, которому 7 лет 11 месяцев: «Сегодня говорит: «Я больше с Борей не вожусь» (4 дня назад называл его другом), «Почему?» - спрашиваю. «Я его звал к себе играть, а он не пришел,-отвечает Саша и продолжает:- мой самый большой друг- Саня...»
Через 2 дня в дневнике такая запись: «Опять говорит о том, что он дружит с Саней, просит его позвать на свой день рождения.
Еще через 4 дня спрашиваю Сашу, дружит ли он с Саней. Слышу ответ «Нет, уже не дружу. Он меня толкнул, я упал в снег, я ему дал сдачи, он мне сказал: «Я с тобой не вожусь».
Но постепенно такая неустойчивость в чувстве дружбы исчезает. Благодаря совместной учебе у детей возникают более прочные взаимоотношения с товарищами, появляется желание помогать им в учебных занятиях, проявлять о них заботу. К III классу возрастает осознанность нравственных чувств. Теперь они выбираю товарищей не по случайным, внешним обстоятельствам (рядом живут, вместе идут домой), а мотивируют свой выбор, характеризуя нравственные черты.

Интеллектуальные чувства.

Яркий, красочный рассказ учителя, желание узнать, о чем пойдет речь дальше, впечатление, какое производят наглядные пособия, опыты, проводимые в классе, наблюдения во время экскурсии - все это вызывает у ребенка радость, представляющую определенный вид интеллектуального чувства.
В школьном возрасте развиваются и эстетические чувства детей. Они с интересом рассматривают картины, любят слушать музыку, декламировать стихи. В I классе у них возникают чувства, вызванные содержанием произведения. Форма как художественная сторона творчества им еще мало доступна.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Развитие ощущений зависит от требований, которые предъявляют к ощущениям жизнь, практика, деятельность человека. При отсутствии дефектов в строении органов чувств можно добиться развития чрезвычайной тонкости ощущений.
Всестороннее развитие ощущений связано с разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью ребенка: трудовой, изобразительной деятельностью, музыкальными занятиями.
Однако особенно заметное развитие и совершенствование ощущений у ребенка возможно только в том случае, когда он будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов в этом развитии, когда упражнения его ощущений будут вытекать из потребности развития всей личности, мечты и жизненных запросов. Например, школьник хочет стать музыкантом: он стремится развить свой музыкальный слух не по принуждению, а из-за страстного желания стать хорошим исполнителем, из потребности иметь большой запас тонких музыкальных впечатлений для своих творческих музыкальных работ.
Другой пример: мальчик хорошо и много рисует, его интересует очень сложный и загадочный мир красок окружающей действительности, поэтому он с энтузиазмом изучает цвета, бесконечно разнообразные их оттенки, цветовые переходы и т. д. При нормальных условиях развития острота зрения у младших школьников улучшается под влиянием систематических упражнений в процессе обучения. Но если учащийся сидит неправильно за партой при чтении и письме, низко склоняется над книгой или тетрадью, то острота зрения может значительно ухудшиться. Очень вредна для зрения привычка читать лежа - это обычно сказывается на качестве зрительных ощущений и состоянии органа зрения.
К семи-восьми годам дети уже хорошо различают основные хроматические цвета. Различение детьми цветовых тонов и их оттенков с возрастом значительно совершенствуется, особенно если детей специально обучать цветоразличению. Установлено, что девочки относительно лучше мальчиков различают и называют цвета и их оттенки. Возможно, лучшему цветоразличению девочек способствует то, что они с самого раннего детства играют в куклы, с различными цветными лоскутами и т. п.
Исследования Л. А. Шварц и Е. И. Игнатьева свидетельствуют о больших возможностях развития цветоощущения у детей младшего школьного возраста. Если учитель систематически упражняет детей в цветоразличении, то они добиваются хороших результатов. Эту работу особенно успешно можно проводить на уроках рисования.
В младшем школьном возрасте наблюдается некоторое увеличение остроты слуха по сравнению с дошкольным возрастом, у младших школьников продолжает развиваться тональный слух (исследования Н. В. Тимофеева). Наибольшая острота слуха наблюдается у детей в возрасте 13-14 лет.
Исследования советского психолога А. Н. Леонтьева и его сотрудников показывают, что звуковысотный слух формируется в процессе специального обучения. Известно, что 20% детей младшего школьного возраста обладают недостаточно развитым звуковысотным слухом, не умеют вокализовать заданный звук, но при специальной педагогической работе с такими детьми можно значительно развить и у них этот слух.
У младших школьников под влиянием обучения чтению и совершенствования устной речи значительно улучшается фонематический слух. С помощью этого слуха учащиеся различают фонемы, т. е. те звуки, которые в нашей речи служат для различения значения слов и их грамматических форм.
Слабое развитие фонематического слуха у школьников I класса часто является причиной их неуспеваемости по чтению и письму. С помощью специальных упражнений на различение трудных для ребенка фонем слух может быть значительно улучшен.
Ощущения младших школьников наилучшим образом совершенствуются при включении специальных упражнений в ту или иную деятельность: игровую или учебную, например игра в лото с быстрым нахождением одинаковых оттенков цвета или формы развивает цветоразличение и различение форм. Занятия музыкой развивают тонкость слуха, занятия рисованием - деятельность зрительного анализатора.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

В процессе обучения осуществляется развитие у учащихся познавательных процессов, характеризуется количественными и качественными их изменениями. Они проявляются в частности в развитии восприятия. Количественные изменения состою ют в росте скорости течения процесса восприятия, в увеличении числа воспринятых объектов, расширении объема их запоминания и т.д.. Качественные изменения представляют собой определенные преобразования структуры воспринимается. Ання, возникновения новых его особенностей, которые знаменуют собой подъем его познавательной эффективностисті.

У младших школьников восприятие становится более произвольным, целеустремленным и категорийным процессом. Воспринимая новые для них предметы и явления, учащиеся стремятся относить их к определенной категории объектов особливос сти восприятия младших школьников проявляются в выполнении заданий на выбор объектов с определенной их совокупности. Выбирая предметы, они ориентируются в основном на их цвет и форму. В одних случаях хар актерну признак предмета они принимают форму, а в других - цвет (есть и. Игнатьев). Чем старше ученики начальных классов, тем большая роль в их восприятии принадлежит форме. Растет и точность различения форм предмет ей. Младшие школьники широко используют форму для опознания и сравнение предметов, даже в тех случаях, когда они не знают названия формы. Рост осведомленности учеников с названиями форм (треугольник, четыре икутник, круг и т.д.) играет важную роль в развитии точности и полноты восприятиясприймання.

У младших школьников существенно меняется зрительный и осязательный выбор заданной фигуры среди других фигур, о чем свидетельствует уменьшение времени, необходимого на зрительный и осязательный их поиск. Результаты выполнения ими заданий на выбор форм полипшуютьсяя под влиянием перцептивного тренировки в зрительной дифференциации форм фигур. При этом не только уменьшается время на поиск фигур, но и сужается диапазон индивидуальных х различий в выполнении таких задач. В процессе тренировки заметно повышается уровень перцептивного различения форм объектов (ОВ. Скрипченко). У первоклассников встречаются трудности в восприятии фор мы и ее отражении. Некоторые из них допускают ошибки в изображении фигур, написании букв или цифр. В первые недели обучения 12,3% первоклассников"перевернуто"пишут цифру 6; 10,6% - букву. Я; 19,2% - букву. Б. Большинство этих детей испытывает трудности и в восприятии размещения предметов в пространстве (ОВ. Скрипченко). Наблюдается, что у одних детей быстро проходят следующие особенности в восприятии и воспроизведении в. Объект, а в некоторых они влияют на трудности в письме и чтении. Часть таких детей относится или к группе учащихся с дисграфией (с чрезмерными трудностями в овладении письмом), или в группу детей с д ислексиею (с чрезмерными трудностями в овладении чтением). Но не только упомянутые особенности восприятия и воспроизведения объектов определяют детей-дисграфиков и дислексикив. Наблюдения показывают, что так их детей ни в коем случае нельзя отнести к умственно отсталых. Г. Крайг и другие приводят много фактов, когда из таких детей вырастали выдающиеся личности. Например,. Т. Едисон,. ХК. Андерсен и многие других в младших и частично в средних классах зачислялись в дислексикив. Большое количество таких детей в процессе преодоления трудностей читали хоть и медленно, но вдумчиво, приобретали веры в свои силы и становились выдающимися личностямдатними особистостями.

О качественные изменения восприятий у школьников, прежде всего зрительного, можно судить из данных о том, как они воспринимают предметы в затрудненных условиях (например, при постепенном увеличении их освещенности)). В таких условиях процесс восприятия увеличивается, что дает возможность проследить образование перцептивных образов. В их категоризации важную роль играют гипотезы (ГС. Костюк,. ОВ. Скрипченко). Адекватные ги потезы ускоряют процесс образования образов, неадекватные - задерживают. По нашим данным, с возрастом у учащихся 1 - 111 классов заметно растет количество адекватных гипотез при восприятии предметов в затрудненных условиех умовах.

У учащихся третьих классов совершенствуется работа анализатора, повышается их чувствительность к различным свойствам предметов. Точность различение цветов и цветовых оттенков, например, увеличивается на 4 45% по сравнению с учащимися первых классов. Об усовершенствовании у младших школьников различение цветов свидетельствуют данные выполнения ими задач на их дифференциацию и выбор. Девочки лучше дифференцируют предметы по цвету, чем мальчики. Под влиянием обучения совершенствуется дифференциация цветов как у мальчиков, так и у девочек. У детей увеличивается количество слов, которыми они означают цвета и их оттенки (бледно-розовый, светло-зеленый и т.д.). Развивается способность дифференцировать оттенки освещенности объектов. У учащихся третьих классов она возрастает в 1,8 раза по сравнению с первоклассниками. У младших школьников наблюдаются значительные индивидуальные различия в способности дифференцировать цветовые тона и их оттенки, словесно их определятьизначати.

Различение младшими школьниками цветов, их оттенков зависит не только от возрастных особенностей детей, но и от работ, которые проводят взрослые. Так, по свидетельству. Б. Немевського, японские учителя надают во особого внимания развитию цветовой чувствительности учащихся. В этой стране есть своеобразная кольоростична грамота. Она, по мнению японских психологов и педагогов, позволяет шире и глубже развивать не только в рганы чувств, но и мышление и творческие возможности детей. Благодаря вниманию японских учителей и родителей к кольористичнои грамоты детей, младшие школьники умеют различать около 36 цветов, а в 7 классе - до 240 цветов. В японских школах с первого класса программе предусмотрены такие занятия, которые называются"любованием", пишет. Б. Немевський. В хорошую погоду отменяются уроки, и ученики идут наблюдать, любоваться красотой природы. Повышается у младших школьников и способность различать высоту звуков, что особенно способствуют занятия по музыке и пению. Для начального обучения музыке младший школьный возраст является наиболее благоприятным. По данным социальных исследований (АД. Коган,. НВ. Тимофесв и др.), в младшем школьном возрасте возрастает острота слуха, а также способность различать высоту тонов. Так, ученики третьих классов различим яють высоту тонов в 2,7 раза точнее, чем первоклассникніж першокласники.

Точность восприятия и воспроизведения коротких звуковых сигналов повышается у учащихся третьих классов по сравнению с первоклассниками в 1,6 раза. С возрастом количество ошибок в воспроизведении сигналов младшими школьник рамы уменьшается. Имеются значительные индивидуальные различия в точности восприятия и воспроизведения звуковых сигналов. С возрастом диапазон их увеличивается. Девочки несколько точнее воспринимают и воспроизводят звуковые сигнал и (ОВ. Скрипченкоченко).

Фонетический слух у младших школьников быстро развивается под влиянием систематической работы на уроках чтения, письма и устной речи. Должное внимание учителей к развитию у учащихся слуха способствует успешному о овладению ими чтением и письмом, предотвращению ошибок в звуковом анализе слов и их письменном воспроизведенииі.

В процессе обучения у школьников развивается восприятие форм предметов. При этом в восприятии первоклассников часто форма предметов четко не выделяется. Так, например,. ОИ. Галкина предлагала учащимися 1 клас асу нарисовать формы некоторых предметов. В 40% случаев первоклассники рисовали предметы с присущими им признаками, но при этом форма предметов детьми игнорировалась. Платок они рисовали с каймой и виз ерункамы, но не квадратной формї форми.

Ученикам младшего школьного возраста трудно воспринимать перспективу. Рисуя такие предметы, как стол, дом, самолет и т.д., первоклассники выделяют объемные признаки, но еще не передают перспективу (НФ. Четверухин)

Первоклассники правильно определяют место предметов (справа, впереди-сзади и т.д.), осмысленно воспринимают предметы, находящиеся справа слева, впереди-сзади от другого человека, правильно называют правую и левую руку человека, стоящего напротив него. Школьник этого возраста может представить себя на месте этого человека, определить, где от нее будет правый бок, а где - левый. Ученики. И-11 классов способны определить прос торовых соотношение различных предметов, если поставленную перед ними задачу имеет конкретный, предметный характер. Если же даются задания определить пространственные соотношения вне наглядной ситуацией, то. Чима ло учеников 1-11 классов не могут правильно его выполнить (МН. Шардаковаков).

Младшие школьники лучше понимают понятие"час", наверное, потому, что в своей учебной работе они чаще всего им пользуются. Постоянное пользование расписанием уроков предопределяет то, что ученики III класса лучше понимают реальное значение такого отрезка времени, как неделя и день, чем минута и месяц, хронологические даты воспринимаются с трудом даже учениками третьих классов, но большинство учащихся третьих клас сел имеют представления о"века","возраст"тощщо.

Наблюдательность развивается успешнее, если учитель не только сопровождает объяснениями демонстрацию наглядных объектов, хотя это очень важно, но и организует самостоятельное рассмотрению объектов, поиск ки их характерных признаков, создание целостных их образов. Таким образом школьники учатся точно, четко их воспринимать - видеть, слушать, ощупывать, время и нюхать, пробовать на язык, наблюдать и обоб ать, определять словами результаты своих наблюдеь.

Возможности выполнения учащимися таких задач широко открываются тогда, когда они знакомятся с начальным геометрическим материалом, работают с картиной на уроках языка, естествознания, ведут дневник ки наблюдений за изменениями в природе, температурой, облачностью, осадками; направлением ветра, изменениями в жизни растений и животных тощ.

Вопросам восприятия детьми картин занимался немецкий исследователь. Штерн. Он установил четыре стадии. Первая стадия характеризуется тем, что ребенок при восприятии ориентируется только на отдельные предметы или в лица, изображенные на картинках, и в своих описаниях перечисляет только их, ребенок не объясняет их и не делает никаких качественных различий. Вторая стадия действий - при восприятии картины ребенок обращает внимание пер еважно на то, что делает человек или животное, изображенный на ней, в каком состоянии находятся предметы. Третья стадия - стадия отношений. На этой стадии обращается внимание на пространственные, временные, причинные отношений ние между людьми, животными, предметами, изображениями на картине. Четвертая стадия - стадия качества. На этой стадии ребенок обращает внимание на качественные признаки вещей и явлений. Если дать шестилетний ребенку понятную д ля нее картинку, то оказывается, что примерно 75% детей будет находиться на первой, 15% - на второй, 9% - на третий и 1% - на четвертой стадии. Однако, на эти показатели влияет не только возраст детей, но и городов картин. Существуют и другие классификации восприятия детьми и подростками картыами картин.

Формирование наблюдательности способствует эстетическому воспитанию учащихся. Вырезание, лепка, конструирование, моделирование

Работа на пришкольном участке также нуждаются восприятия и выступают как стимуляторы его развития