Силы национальной обороны ирака. Иракская армия: взгляд из Курдистана Иностранная военная помощь

В начале июня этого года Ирак подвергся нападению боевиков организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (к настоящему времени название организации сократилось до «Исламского государства»). Боевикам удалось реализовать преимущества, которые дало им неожиданное нападение, в результате чего всего за несколько дней был захвачен ряд крупных иракских городов. Кроме того, боевики отбили у иракских военных достаточно большое количество вооружения и различной военной техники. Бои на территории Ирака, получившие серьезный международный резонанс, продолжаются до сих пор.

Уже в первые дни конфликта иракская армия потеряла определенное количество вооружения и техники, доставшееся врагу. Из-за этого официальный Багдад был вынужден обратиться за помощью к зарубежным странам. К настоящему времени ряд государств оказывает политическую поддержку Ираку. Кроме того, США начали наносить авиационные удары по позициям «Исламского государства». Не осталась в стороне и Россия. Через считанные дни после нападения боевиков иракское руководство обратилось к нашей стране с просьбой продать военную технику, которую можно было бы использовать в борьбе с противником.


Россия и Ирак имеют солидный опыт сотрудничества в военно-технической сфере, хотя после смены власти в первой половине двухтысячных годов подобное сотрудничество носило эпизодический характер. Тем не менее, нападение боевиков и особенности сотрудничества с третьими странами сказалось на планах и действиях Багдада. Вооруженные силы Ирака серьезно нуждаются в боевой авиации, поскольку часть самолетов и вертолетов ВВС была уничтожена или захвачена противником. Большие надежды возлагались на поставку американских истребителей-бомбардировщиков F-16, заказанных в сентябре 2011 года. Однако по ряду причин США пока не могут начать поставки этой техники, несмотря на все просьбы иракских военных.

Нуждаясь в военной технике, Ирак обратился за помощью к России. В конце июня появились сообщения о первом случае подобного сотрудничества, вызванного наступлением боевиков. В двадцатых числах июня премьер-министр Ирака Нури аль-Малики сообщил о закупке шести истребителей фирмы «Сухой», которые в ближайшее время будут переданы ВВС его страны. Чиновник не назвал конкретный тип самолетов, но вскоре выяснилось, что речь идет об истребителях Су-30К.

Согласно вскоре появившейся информации, Ирак приобрел шесть истребителей Су-30К, построенных для ВВС Индии. В конце девяностых годов Россия продала индийским военным 18 истребителей этой модели, которые эксплуатировались до 2008 года. После этого самолеты были возвращены стране-производителю, а ВВС Индии приобрели новые Су-30МКИ. После возвращения в Россию самолеты прошли ремонт и модернизацию, при этом часть истребителей ремонтировалась на 558-м авиаремонтном заводе в г. Барановичи (Республика Беларусь).

Из 18 самолетов, возвращенных Индией, 12 стали предметом контракта с Анголой. Передача техники в соответствии с этим соглашением начнется в следующем году. Остальные шесть машин, по-видимому, были проданы Ираку, нуждающемуся в срочных поставках авиационной техники. В последних числах июня истребители Су-30К были переданы заказчику.

В самом начале июля появились новые сведения о сотрудничестве в области боевой авиации. Сообщалось, что до конца июня стороны успели обсудить, заключить и частично выполнить контракт на поставку штурмовиков Су-25. В конце июня несколько таких самолетов были отправлены в Ирак. По имеющимся данным, Россия передала Ираку 5-6 самолетов. Штурмовики были доставлены в разобранном виде. Иракские специалисты должны были подготовить их к использованию в войсках.

Позже в отечественной прессе появились некоторые подробности сделки. Так, в общей сложности было заказано более 10 штурмовиков суммарной стоимостью около 500 миллионов долларов США. Кроме того, некоторые российские СМИ утверждали, что переданные Ираку самолеты были взяты с российских баз хранения и некоторые из них могли использоваться еще в войне в Афганистане. Немного позже парк техники иракских ВВС пополнился самолетами Су-25, переданными Ираном.

Последние о поставках российской авиационной техники в Ирак появились в конце августа. В 2012 году Россия и Ирак подписали контракт на поставку ударных вертолетов Ми-28НЭ. В соответствии с этим документом ближневосточное государство должно было получить 40 вертолетов. Чуть менее половины заказанных машины были поставлены осенью прошлого и зимой этого года. 30 августа иракское министерство обороны сообщило о поставке новой партии ударных машин. Чуть позже было объявлено количество вертолетов в этой партии: ВВС Ирака получили три новые машины.

Боевая авиация должна наносить удары по позициям боевиков «Исламского государства», однако ведущая роль в боях остается за сухопутными войсками. Достаточно быстрое наступление боевиков сказалось как на количественных, так и на качественных особенностях оснащения иракской армии. Из-за этого Багдад был вынужден сделать несколько заказов на поставку сухопутной военной техники.

В июле Ираку была поставлена часть заказанных реактивных систем залпового огня БМ-21 «Град». В общей сложности Багдад заказал три дивизиона таких машин. В состав каждого дивизиона может входить до 18 боевых машин. Помимо самоходных пусковых установок иракские военные заказали большое количество боеприпасов для них. Эта техника будет использоваться для нанесения ударов по позициям боевиков на удалении до нескольких десятков километров.

Так же в конце июля были опубликованы фотографии разгрузки российского самолета Ан-124, доставившего в Ирак тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек». Ранее сведения о закупке этой техники отсутствовали, из-за чего ее поставка привлекла много внимания. Грузовой самолет доставил, как минимум, одну самоходную пусковую установку и одну транспортно-заряжающую машину комплекса ТОС-1А.



В конце июля и начале августа в российских средствах массовой информации появились сообщения о дальнейшем сотрудничестве с Ираком, полученные от источников в Минобороны и оборонном комплексе. Помимо «Градов» (два-три дивизиона) и «Солнцепеков» (четыре комплекса) иракские военные желают получить несколько дивизионов гаубиц «Мста-Б», минометы нескольких типов, а также различные боеприпасы для заказываемых систем.

Общая стоимость всех артиллерийских систем, планируемых к поставке, превышает 1 миллиард долларов. Соответствующие соглашения были подписаны в двадцатых числах июля во время визита иракской делегации в Москву. Поставки предполагается осуществлять как за счет производства новой техники, так и с использованием имеющихся запасов.

Организация «Исламское государство» представляет большую опасность для Ирака и ряда стран Ближнего Востока. Специфика текущего конфликта заставляет иракское руководство принимать решения как можно быстрее и обращаться к тем поставщикам вооружения и техники, которые могут выполнить заказ в минимальные сроки. Как показали события последних месяцев, Россия способна выполнять оборонные заказы в условиях сжатых сроков. Напомним, первая информация о поставке Ираку боевых самолетов появилась уже в конце июня, т.е. всего через три недели после начала боев.

Неожиданные заказы Ирака выгодны России с экономической точки зрения, поскольку за одни только артиллерийские системы ближневосточное государство готово заплатить около миллиарда долларов. Кроме того, полученные контракты стимулируют промышленность, обеспечивая ее новыми заказами. Наконец, поставка техники, снимаемой с хранения, тоже может считаться положительным последствием характера, поскольку позволяет получить деньги за неиспользуемую и, возможно, ненужную технику, не внося коррективы в план производства новой.

Россия выполняет условия новых контрактов и поставляет Ираку различную военную технику и боеприпасы, которые будут использоваться для борьбы с боевиками «Исламского государства». Несмотря на минимальные сроки, Россия выполняет свои контрактные обязательства и играет определенную роль в борьбе с боевиками. Однако окончательная победа над ними является задачей вооруженных сил Ирака.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://rg.ru/
http://interfax.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

Кроме проблем с вооружением (при Саддаме и сейчас) и дисциплиной, солдаты Ирака имеют большие проблемы с мотивацией


С активизацией действий ВКС России в Сирии и одновременно наступления САА на позиции ИГ, с новостных лент почти пропали вести об остальных участниках антиигиловских сил. В частности, 6 октября армия Ирака начала наступление с целью отбить город Рамади в провинции Анбар, о чём в российских СМИ почти не писали. Меж тем иракские военные добились значительных успехов, захватив контроль над несколькими квадратными километрами города Рамади.



Известная своими многочисленными неудачами иракская армия все же являлась грозной силой в регионе. Однако и поражение войск Саддама в войне с Кувейтом (операция «Буря в пустыне») было обусловлено тотальным превосходством США в воздухе. Вторая Иракская война далась американцам сложнее, но и цели были не сопоставимы. В обоих случаях иракская армия столкнулась с силой, превышающей её по огневой мощи в несколько раз.



Нынешние вооруженные силы Ирака ведут свою историю с лета 2003 года, когда оккупационные силы инициировали создание сначала отрядов правопорядка, а потом и министерства обороны.

Однако, глядя на командный состав новоявленной армии и политический и этнический состав солдат, можно с уверенностю сказать — эти люди в военной сфер не вчера. Большая часть военных после поражения войск Саддама Хусейна осталась без работы, и когда такой шанс появился, все они им воспользовались. Тем самым, несмотря на прерванную преемственность государственности, армейская кадровая преемственность осталась.



Созданная в 2003 году армия постепенно получала вооружение от миротворческого контингента, стран НАТО, и конечно, в подавляющей степени США. Разнообразие вооружения стран нато дополнялось саддамовским наследством. Подготовку вели американские компании по контракту с Пентагоном.



С 2003 по 2014 год на территории страны произошло более 1500 террористических актов. Эту цифру можно назвать основным показателем не только уровня подготовки сил безопасности, но степени мотивированности работников спецслужб.



Летом 2014 года группировка «Исламское государство» начинает своё триумфальное шествие по иракским просторам, и тут случается невиданное — армейцы, которые должны защищать города, просто разбегаются, исламисты захватывают город за городом с невероятой скоростью, захватывают Самарру, Мосул, Рамади, Фаллуджа, Тикрит и другие. Попутно исламисты отбирают новейшее американское вооружение, становясь уже не кучкой боевиков с автоматами, но силой, имеющей свою артиллерию и мощную бронетанковую поддержку.

Тем временем в иракской армии пытаются обуздать панику, но тщетно. В общей сложности за 3 месяца наступления ИГИЛ армия потеряла убитыми от 3 до 6 тысяч бойцов, пленными 4-5 тысяч, а сбежавшими — 90 тысяч!

Многие бойцы армии позже были замечены уже по другую сторону. В том числе это касается и командования — наиболее известным примером является Абу Али Аль-Анбари, уволившийся из армии Саддама после обвинений в коррупции.

Такие проблемы, по мнению аналитиков, связаны с несколькими причинами:

— бойцы хорошо «воевали» в мирное время, ведь это хорошая зарплата и содержание при минимальных трудозатратах;

— многие бойцы придерживались исламистских взглядов и прямо симпатизировали врагу;

— подготовка бойцов, осуществлённая американскими компаниями, оказалась низкоэффективной.



Раман Берзенчи, 16 лет, курдский ополченец из Пешмерга — «Я знаю много случаев перехода бойцов иракской армии на сторону ИГ. В основном это происходит с пленными, которым угрожает казнь, но бывали и добровольные переходы».

Другой ополченец Пешмерга (не назвал своего имени), столкнувшийся с иракскими военными во время освобождения дороги близ Мосула, отзывается о них гораздо более резко:

— С дисциплиной у них ужасно, ведут себя отвратительно. Вооружены обычно, правда у них были новейшие американские пулеметы и автоматы, были одеты в черную одежду (это был батальон спецназа Сукур Аль-Рафидейн (Соколы Рафидейна)).


В тот день между нами случился конфликт. Все началось с того, что мы освободили точку (Mosul Road). После взятия точки мы закрепились, затем на наши позиции приехали американские бронемашины иракской армии, и их командир потребовал от нас покинуть эту территорию. Естественно, мы никуда не ушли, из-за чего произошел конфликт между нашими командирами, затем бойцы нашей и иракской армией сошлись чуть ли не в рукопашную, после чего иракцы с криками Слава Ираку и Аллах Акбар на своих машинах покинули наши позиции.



Проследив всю историю иракской армии за последние три десятка лет, можно понять, что кроме проблем с вооружением (при Саддаме и сейчас) и дисциплиной, солдаты Ирака имеют большие проблемы с мотивацией. Часто задачи армии идут вразрез с культурными и религиозными представлениями и личными целями солдата. Это приводит к тому, что большую часть потерь армия несёт от дезертирства, а не от пуль и снарядов.



Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Однако реально его влияние на судьбу страны не ограничивается 24-летним периодом: оно началось намного раньше и сохраняется по сей день, хотя судьба бывшего президента уже предрешена Высшим уголовным судом Ирака: он будет повешен. Личность Хусейна, как и итоги его правления, оценивают по-разному: кто-то называет его кровавым диктором, приведшим страну к национальной катастрофе, кто-то считает мучеником, пострадавшим в борьбе за целостность и независимость страны. Ясно одно: "эпоха Хусейна", постепенно уходящая в прошлое, надолго определит судьбу не только иракского народа, но и всего мира.

Предыстория

Современное иракское государство было создано Великобританией в 1920, а в 1932 страна получила формальную независимость. Реально же рычаги управления находились в руках англичан.

Для Запада контроль над страной, обладающей огромными запасами нефти, имел стратегическое значение. Концессию на разработку нефтяных богатств Ирака еще в 1925 получил англо-франко-американский консорциум "Туркиш петролеум", через четыре года переименованный в "Ирак петролеум". В 1952 году доля Ирака в быстро растущих доходах от добычи нефти компанией увеличилась до 50%. Однако для антизападно настроенных деятелей этого было явно недостаточно.

В 1957 гг. 20-летний Хусейн вступил в новообразованную партию Баас, проповедовавшую идеи панарабского национализма с социалистическим оттенком. Молодой Саддам участвовал в организации двух переворотов. Один был направлен на свержение установленной Британией иракской монархии в 1956 году, другой ставил целью убийство бригадного генерала Абделя Карима Касима, захватившего власть в 1958 году.

Однако оба они потерпели неудачу. Прийти к власти партии Баас удалось намного позже - в 1968 году. К власти тогда пришел генерал Ахмад Хасан аль-Бакр, на дочери которого Саддам был женат. Аль-Бакр и Хусейн стали близкими соратниками и доминирующей силой в партии Баас.

Национализация "Ирак Петролеум" 1973 г.

В середине 70-ых гг. новое иракское руководство предпринимает ряд шагов, вызвавших явное недовольство Запада. В 1972 - подписывает 15-летний договор о сотрудничестве с Советским Союзом. В 1973, опираясь на поддержку Советского Союза, Багдад принимает решение о национализации "Ирак Петролеум", продававшей Западу дешевую нефть. Национализация этой компании имела для Ирака такое же значение, как национализация Суэцкого канала для египетского народа.

Увеличение поступлений от продажи нефти позволило иракским властям увеличить вложения как в саму нефтяную отрасль, так и в образование и в здравоохранение, благодаря чему уровень жизни в Ираке стал одним из самых высоких во всем арабском мире. К 1979 году, когда президентом стал Саддам Хусейн, нефть давала 95 процентов валютных поступлений страны .

Восстание курдов 1974 г. и Алжирские договоренности 1975 г.

10 марта 1970 гг. было подписано соглашение с курдами, включающее в себя положения о правах курдов на автономию в рамках Ирака. Предполагалось, что конкретно закон об автономии будет разработан в течение четырех лет по обоюдному соглашению.

Однако 11 марта 1974 г. Багдад в одностороннем порядке провозгласил закон, не устраивавший курдов Более всего курдов возмутило установление границ, в результате чего в состав автономии не вошла половина Иракского Курдистана, включая нефтеносный Киркук. Между тем, в Киркуке правительство уже несколько лет проводило энергичную арабизацию, изгоняя курдов и поселяя на их месте арабов.

Курды, при поддержке Ирана и США, подняли восстание, продолжавшееся год и потерпевшее поражение после заключения Алжирского договора между Ираком и Ираном (6 марта 1975 г.). В обмен на пограничные уступки со стороны Ирака оно предусматривало прекращение Ираном поддержки восстания. Восстание было подавлено.

Улучшились и ирано-иракские отношения. Осенью 1978 Ирак выслал главного противника иранского шаха аятоллу Рухоллу Хомейни, который затем на протяжении 15 лет находился в изгнании. Однако эта высылка сделала Саддама личным врагом Хомейни, что не могло не отразиться на отношениях двух стран после приходя аятоллы к власти в Иране в 1979 г.

Ирано-иракская война 1980-1988 гг.

Саддам Хусейн, между тем, укреплял свою власть, продвигая на ключевые роли в правительстве и бизнесе родственников и союзников. В 1978 году вступление в ряды оппозиционных партий стало караться смертной казнью. А в 1979 Саддам Хусейн вынудил генерала Бакра подать в отставку (официально в связи с состоянием здоровья) и стал главой государства. В течение нескольких дней после прихода к власти он казнил десятки своих соперников.

Впрочем, такая политика во многом подогревалась действиями соседнего Ирана. После смещения в 1979 г. поддерживавшегося Западом шаха Резы Пехлеви и прихода к власти аятоллы Рухоллы Хомейни Иран участил нападки на баасистский режим в Ираке с помощью его шиитских противников. Воодушевить на борьбу иракских шиитов, долгое время притесняемых суннитской элитой, оказалось несложно. Они подняли восстание, а в 1980 организовали даже покушение на жизнь вице-премьера Тарика Азиза.

В этих условиях Хусейн возобновил старый спор об ирако-иранской границе по р.Шатт-эль-Араб и о статусе богатого нефтью иранского Хузестана (называемого в Ираке Арабистаном). По всей видимости, Саддам рассчитывал и на то, что победа в войне против Ирана помогла бы ему справиться и с курдскими повстанцами. 22 сентября 1980 г. началось вторжение Ирака на территорию соседней страны.

ЗВО № 8/2007, стр. 15-21

силы национальной обороны ИРАКА

Капитан 1 ранга С. КОВТУН

Политическая разобщенность и внутренние противоречия не позволяют руководству Ирака в полной мере выработать скоординированную программу действий как во внешней, так и во внутренней политике. Формирование национальных интересов непосредственно связано с позицией основных этнокон-фессиональных групп страны, каждая из которых преследует собственные цели и пытается закрепить за собой максимум полномочий во властных структурах государства. Тем не менее практические мероприятия по строительству послевоенного Ирака, а также международные контакты иракских политиков позволяют выделить ряд общих направлений и принципов военно-политического курса страны. Их содержание обусловлено задачами иракского государства, приоритетными из которых являются: обеспечение суверенитета и территориальной целостности, создание комплексной системы безопасности, восстановление экономики страны и сферы социальных услуг населению, развитие международного сотрудничества, борьба с терроризмом.

С учетом активности вооруженного сопротивления реализация этих планов невозможна без создания боеспособных силовых структур, и прежде всего Сил национальной обороны Ирака (СНОИ или вооруженные силы), которые рассматриваются как стержневой элемент обеспечения функционирования всей государственной системы. Наряду с этим приоритетным является восстановление топливно-энергетического комплекса, и в частности нефтяной отрасли, что позволит реализовать долгосрочные программы правительства в сфере экономики. Основные проекты, предлагаемые иностранным инвесторам, предполагают также развитие воздушного и железнодорожного транспорта, строительство автомагистралей и портовых коммуникаций, создание развитой системы проводных и беспроводных систем связи и прочие. Таким образом, как считают иракские политики, будет создан базис для последующего наращивания военного и военно-экономического потенциалов Ирака.

Перспективный план строительства СНОИ и экономическая программа правительства не предусматривают создание в ближайшем будущем предприятий оборонно-промышленного комплекса. Это связано не только со значительными экономическими трудностями и недостатком финансовых средств, но прежде всего с подходами иракских политиков к оценке предназначения и задач ВС. Строительство сил национальной обороны страны ведется в соответствии с планом, разработанным коалиционной группой содействия в области военной подготовки при ведущей роли американских специалистов.

По взглядам командования ВС США, в обозримой перспективе формируемые иракские силовые органы будут выполнять преимущественно задачи по обеспечению безопасности и прикрытию границ от проникновения террористических элементов на территорию Ирака. В связи с этим создание в их структуре ударных элементов не планируется. Оснащение частей и подразделений иракских силовых структур ВВТ предусматривается осуществлять за счет прямых закупок за рубежом.

Правовые аспекты строительства и функционирования СНОИ. Принятая 15 октября 2005 года конституция Ирака стала первым документом, обеспечившим правовую основу строительства и функционирования вооруженных сил.

В соответствии со ст. 9 основного закона иракские силы национальной обороны комплектуются гражданами Ирака вне зависимости от их конфессиональной и этнической принадлежности, административно подчинены гражданскому руководству и предназначены для защиты государства от внешней агрессии и внутренней реакции. При этом СНОИ не могут применяться против своего народа, вмешиваться в политическую деятельность гражданского руководства и каким-либо образом участвовать в процессе формирования властных структур.

Принципиальным положением, закрепленным в тексте основного закона, является запрет на использование в военных целях любого из видов оружия массового поражения, включая ядерные, химические, бактериологические и другие боевые средства.

Схема дислокации основных соединений и частей СНОИ

Функции главнокомандующего вооруженными силами выполняет премьер-министр, который выдвигает на утверждение парламента кандидатуры начальника генерального штаба, командующих видами ВС, а также начальников главных управлений и командиров воинских формирований вплоть до дивизии. Глава правительства наделен правом объявления войны и чрезвычайного положения в стране, однако в каждом случае, как предписывает конституция, на это требуется соответствующее решение законодательного собрания.

Данные положения нашли подтверждение и последующее развитие в основополагающем документе в области строительства и боевого применения национальных вооруженных сил на период до 2011 года, получившего наименование «Военная стратегия Ирака».

Иракский военнослужащий на блокпосту на окраине Багдада

В данном документе определена концепция строительства СНОИ, предполагающая две его фазы. Первая предусматривает повышение оперативных возможностей, а также передачу военному руководству функций по обеспечению безопасности страны, вторая - передачу указанных функций гражданским властям всех уровней.

Процесс формирования СНОИ планируется в основном завершить к концу 2007 года. Руководство ими на данном этапе будет осуществлять объединенный штаб при ограниченной поддержке командования МНС. По мере приобретения командирами и штабами опыта боевого управления степень участия иностранных воинских формирований в решении задач обеспечения безопасности Ирака будет снижаться.

В качестве основных задач ВС Ирака на 2007 год определены:

- повышение уровня оперативной и боевой подготовки войск, создание современной системы управления, формирование службы тыла и разведывательных органов;

- противодействие террористическим угрозам;

- обеспечение безопасности объектов инфраструктуры;

-расширение возможностей военного руководства страны по оперативному управлению соединениями и частями;

- совершенствование материально-технической базы;

- улучшение морально-психологического состояния личного состава, совершенствование механизма комплектования;

-развитие военного сотрудничества.

В документе также отражены факторы, способные негативно повлиять на практическую реализацию предлагаемой «военной стратегии». К ним, в частности, относятся возможная смена политического курса, широкое распространение коррупции, недостаточное финансирование ряда ключевых программ и проектов.

Органы военного управления. Высшим органом административного управления силами национальной обороны Ирака является МО. В компетенцию военного ведомства входят следующие вопросы: военное строительство, комплектование вооруженных сил, оснащение частей и подразделений ВВТ, материально-техническое и тыловое обеспечения, а также подготовка личного состава. Наряду с этим министр обороны несет ответственность за выработку военной доктрины и основ применения вооруженных сил. В настоящее время в МО Ирака идет активная работа над рядом законопроектов, регламентирующих статус военнослужащих, порядок взаимодействия органов военного управления с другими ведомствами и, кроме того, по совершенствованию полевого устава и наставления по внутренней службе войск.

В состав министерства обороны входят: учебное командование, семь главных управлений под общим руководством генерального секретаря министра обороны, аппарата советников и агентство по делам ветеранов.

Министру обороны непосредственно подчинен главнокомандующий силами национальной обороны Ирака - начальник объединенного штаба (ОШ) СНОИ, на которого возложено общее руководство:

Объединенным штабом СНОИ;

Командующими видами вооруженных сил (сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы);

Объединенными командованиями (сил специальных операций, учебным и боевого обеспечения);

Штабами специальных войск и служб (военно-медицинской и военно-юридической).

Объединенный штаб осуществляет оперативное управление СНОИ, а также отвечает за боевую и мобилизационную готовность соединений и частей видов ВС. Руководит им начальник штаба - заместитель главнокомандующего СНОИ. Структуру ОШ образуют восемь управлений (кадров, разведки, оперативное, материально-технического обеспечения, планирования, управления и связи, боевой подготовки и автоматизированных систем управления).

Организационно-штатная структура СНОИ. Значительные трудности комплектования подразделений и частей иракских силовых структур личным составом, недостаточное финансирование военных программ и отсутствие ВВТ обусловили отставание от намеченного графика строительства сил национальной обороны. В связи с этим в 2005 году структура формируемых ВС, предполагавшая наличие в их составе сухопутного, военно-воздушного, военно-морского компонентов и национальной гвардии, была пересмотрена. Исходя из реальных возможностей, иракское военно-политическое руководство приняло решение исключить из вооруженных сил национальную гвардию как самостоятельный элемент и передать ее части и подразделения в состав сухопутных войск.

Иракские танкисты в ходе боевой подготовки

В соответствии с этим строительство сил национальной обороны Ирака осуществляется в составе трех компонентов: сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил. Приоритет по темпам строительства и вкладываемым средствам на настоящем этапе отдается СВ, которые решают задачи по обеспечению безопасности и противодействию отрядам вооруженной оппозиции. Завершение реализации плана формирования СНОИ намечено на конец 2007 года.

Организационно силы национальной обороны Ирака включают:

- органы управления (министерство обороны Ирака и объединенный штаб);

- соединения и части сухопутных войск;

- силы специальных операций;

- части и подразделения военно-воздушных сил;

- части и подразделения военно-морских сил;

- военные учебные заведения (военная академия в г. Захо и академия СНОИ в г. Багдад).

По состоянию на 1 января 2007 года численность СНОИ была около 135 тыс. военнослужащих, из которых до 133 тыс. насчитывалось в сухопутных войсках и приблизительно по 1 тыс. в ВВС и ВМС.

В боевом составе ВС сформированы девять пехотных и одна механизированная дивизии, шесть авиационных эскадрилий, дивизион патрульных катеров и батальон морской пехоты.

Боевая техника соединений и частей СВ СНОИ представлена танками Т-55, 1-12, БТР-60ПБ и БМП-1 советского производства, БТР-531 китайского и БТР М113А2 американского производства; на вооружении ВВС состоят самолеты С-130Е «Геркулес», SB7L 360 «Сикер» (Seeker), 7SL «Комп Эр» (Comp Air), a также вертолеты UH-1H «Ирокез», «Белл 206» «Джет Рэйнджер» (Bell Jet Ranger) и Ми-17; в распоряжении ВМС имеются катера «Предатор» и различные плавсредства. Подразделения ВС оснащены стрелковым оружием советского, китайского, иракского и американского производства.

Сухопутные войска - основной вид ВС Ирака - предназначены для ведения боевых действий самостоятельно, а также во взаимодействии с ВВС, ВМС и внутренними войсками МВД. Главными их задачами являются обеспечение государственной безопасности, борьба с терроризмом, оказание помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий. Сухопутные войска СНОИ, насчитывающие 133 тыс. человек, имеют в боевом составе:

Девять пехотных и одну механизированную дивизию;

Бригаду сил специальных операций (ССО);

Три отдельных транспортных полка;

Отдельный инженерный полк;

Семь батальонов охраны и обслуживания МО;

Батальон охраны военных и государственных объектов;

17 батальонов охраны нефтепроводов (в стадии формирования);

Учебный батальон. Численность личного состава дивизий

колеблется от 4,5 тыс. до 15 тыс. человек. Организационно они состоят из двух-пяти бригад батальонного состава (до пяти батальонов в бригаде). Основным типом бригады является пехотная, имеется также небольшое количество танковых и механизированных.

Силы специальных операций считаются наиболее подготовленными в армии Ирака. ССО (батальон коммандос, антитеррористическая оперативная группа, батальон обеспечения, разведывательная рота и учебное подразделение) сведены в отдельную бригаду численностью около 1 500 человек, оснащенную техникой и вооружением американского производства. Подразделения бригады действуют на всей территории Ирака и решают задачи, характерные для войск специального назначения армий других стран. Основной проблемой является недостаток авиационных транспортных средств, позволяющих оперативно реагировать на возникающие угрозы и ликвидировать их.

На вооружении сухопутных войск имеется главным образом стрелковое оружие и легкая бронетехника, что подтверждает основное предназначение дивизионных частей и подразделений - выполнение функций охранных формирований. Исключение составляет механизированная дивизия, на вооружении которой состоит 121 танк (77 Т-72 советского и 44 Т-55/Т-59 китайского производства), а также большое количество легкой бронетехники. Значительный прогресс в техническом оснащении СВ был достигнут в 2005 году, после формирования переходного правительства и благодаря началу развития ВТС с зарубежными партнерами. Поставки ВВТ для формируемых подразделений иракских ВС осуществляются в основном из стран, поддержавших США в военной операции против режима С. Хусейна и принявших участие в послевоенном восстановлении Ирака, а также из арабских государств. В частности, стрелковое оружие, боеприпасы, средства индивидуальной защиты и автомобильная техника поступают из многих стран НАТО, легкая бронетехника получена из Иордании, ОАЭ и Украины.

В структуре СВ действует три учебных центра подготовки военнослужащих в составе подразделений (до роты). В каждом из центров одновременно могут проходить подготовку до 3 тыс. военнослужащих.

По данным американских военных источников, в настоящее время в СВ Ирака из 10 запланированных дивизий завершено формирование только шести, из 36 бригад - 30, из 112 батальонов - 90. Войска не имеют артиллерии, средств противотанковой и противовоздушной обороны, очень слабо представлены танковые и инженерные подразделения, связь, разведка, техническое и тыловое обеспечение. Слабой остается и мобильность войск. Большинство соединений и частей не в состоянии самостоятельно вести борьбу с повстанцами и террористами и, как правило, действуют при огневой и авиационной поддержке, а также при тыловом обеспечении со стороны ВС США. Армия испытывает острый дефицит подготовленных офицеров и сержантов, низким остается качество управления подчиненными частями и подразделениями.

Военно-воздушные силы, являющиеся самостоятельным видом вооруженных сил, предназначены для разведывательного обеспечения действий сухопутных войск, патрулирования объектов нефтяной отрасли, а также для перевозки людей и грузов. По замыслу иракского ВПР, ВВС должны играть заметную роль в боевом обеспечении действий сухопутных войск при решении задач обеспечения безопасности, особенно с началом проведения мероприятий по передаче иракским силовым структурам данных функций от многонациональных сил.

В апреле 2006 года объединенный штаб СНОИ разработал и утвердил перспективный план развития ВВС до конца 2007 года. В качестве главных задач военно-воздушных сил декларируется способность данного вида ВС осуществлять контроль над всей территорией Ирака, защиту воздушного пространства страны, ее инфраструктуры, населения и природных ресурсов от действий внешнего и внутреннего противника, включая террористические и повстанческие организации.

Для выполнения данных задач предусмотрены приоритетные направления деятельности штаба ВВС Ирака, которые нацелены в первую очередь на разработку и претворение в жизнь планов модернизации самолетного парка и определение оптимальной организационно-штатной структуры. В интересах борьбы с терроризмом намечено решить вопрос об обеспечении на постоянной основе данными воздушной разведки штабов частей СВ и сил специальных операций в реальном масштабе времени, а также получить возможность для одновременной переброски в район боевого предназначения до 650 иракских военнослужащих с легким стрелковым оружием. Контроль границ и обеспечение раннего предупреждения об их нарушении обязывают ВВС осуществлять непрерывный контроль 12-мильной прибрежной зоны, более 350 км сухопутных границ, а также разведку приграничных районов.

По состоянию на 1 января 2007 года в иракских ВВС продолжается формирование шести авиационных эскадрилий, включая три вертолетные, одну разведывательную и одну транспортную, осуществляющую в том числе и перевозки высшего командного состава.

Всего в боевом составе ВВС СНОИ находятся: 34 самолета (С-130Е - 3, SB7L-360 «Сикер» - 16, 7SL «Комп Эр» - 9, СН-2000- 6) и 26 вертолетов (UH-1H «Ирокез»- 16, Белл 206 «Джет Рэйнджер»-10, Ми-17-8).

Иракское руководство и командование МНС прилагают значительные усилия по формированию боеспособных ВВС Ирака. Планируется существенное увеличение их численности, передача на вооружение авиационных подразделений новых самолетов и вертолетов, а также модернизация уже поступившей авиатехники. Однако, несмотря на прилагаемые усилия, из-за недостатка материальных средств и подготовленных специалистов, обучение которых занимает длительное время, большая часть (свыше 60 проц.) вертолетной техники неисправна. Почти половина самолетного парка разведывательной авиации также требует ремонта. В модернизации нуждается оборудование военно-воздушных баз.

Военно-морские силы, по взглядам иракского командования, предназначены для выполнения задач береговой обороны, в частности охраны морской границы и территориальных вод, обеспечения режима судоходства, защиты водных районов, морских коммуникаций и береговой инфраструктуры от проникновения боевиков антиправительственных формирований, а также для предотвращения контрабанды и незаконной миграции. При этом зона ответственности ВМС Ирака будет включать: северо-западную часть акватории Персидского залива (в том числе залив Хор-эз-Зу-бейр, проливы Хор Шетана и Абдаллах), русло р. Шатт-эль-Араб, водные районы морских нефтяных портов Мина-эль-Бакр и Хор-эль-Амея (соответственно 32 и 41 км юго-восточнее г. Фао) и элементы нефтяной инфраструктуры (платформы и вышки) вокруг них. Малоразмерные плавсредства ВМС могут привлекаться для обеспечения боевых действий сухопутных войск в бассейнах рек Тигр и Евфрат, а также для транспортировки отдельных подразделений вооруженных сил и военных грузов.

Военно-морские силы СНОИ насчитывают около 1 тыс. человек и включают дивизион патрульных катеров, батальон морской пехоты и подразделения тылового обеспечения. В боевом составе дивизиона пять патрульных катеров типа «Предатор» (китайского производства, предоставлены Ираку американской стороной) и 34 моторные лодки (в том числе 24 с жестким корпусом и 10 надувных). Все силы и средства ВМС СНОИ сосредоточены в районе ВМБ Умм-Каср (55 км южнее г. Басра).

Процесс формирования ВМС Ирака находится в начальной стадии. Береговая инфраструктура военно-морских баз к настоящему времени не восстановлена. Административные сооружения, ремонтные доки, причалы, средства радиолокации и навигации нуждаются в коренной модернизации. В перспективе ВМС будут переведены на постоянную организационную структуру, которая предусматривает включение в состав десантного дивизиона (для оперативной доставки морской пехоты к объектам в прибрежной зоне), дивизиона обеспечения и обслуживания, а также отряда водолазов.

Система обучения кадров новой иракской армии создается по западным образцам. В настоящее время основную роль в подготовке иракских военнослужащих играют специалисты США и еще ряда стран НАТО. Учебный процесс организован на территории Ирака (центры подготовки в городах Таджи, Эр-Рустамия, Багдад, Мосул), а также за его пределами - в Норвегии, ФРГ и других государствах. В частности, на базе учебного антитеррористического центра в г. Амман (Иордания) с 2003 года по настоящее время подготовлено более 1500 иракских военнослужащих. Занятия ведут офицеры-преподаватели из США, Иордании и Ирака. С марта 2006 года основная деятельность данного центра перенесена на территорию Ирака.

Для подготовки новобранцев создана специальная учебная бригада, состоящая из трех батальонов (учебных баз), два из которых находятся в районе г. Киркук и один - в г. Эн-Нума-ния. Срок общей первоначальной подготовки новобранцев пять недель. Затем обучение продолжается по конкретной военной специальности: пехотинец, танкист, связист, водитель, ремонтник, военный полицейский, штабной работник и др. Такая подготовка (продолжительностью три-семь недель) осуществляется в специализированных учебных заведениях (школа связи, военной полиции, инженерная).

Сержантский состав на должности командира отделения и командира взвода готовят в трех специальных и шести региональных учебных центрах. При этих центрах открыты месячные курсы для переподготовки офицеров и сержантов старой иракской армии, выразивших желание служить в новой.

Подготовка младшего офицерского состава для вооруженных сил проводится в военной академии (фактически это военное училище) со сроком обучения 12 месяцев. Программа данного учебного заведения (г. Эр-Рустамия) адаптирована к программе английского военного колледжа (г. Сандхерст). При академии имеются курсы командиров рот. В январе 2006 года состоялся выпуск первой группы из 73 человек.

Старших офицеров обучают в штабном колледже. В 2006 году для подготовки офицеров высшего звена открыт колледж национальной обороны. Непосредственно в войсках обучением личного состава занимается большая группа американских военных советников и инструкторов. Также имеются военный институт обеспечения и поддержки, училища военной разведки, военной полиции и военно-инженерное.

Продолжительность обучения и подготовки рядового и офицерского состава для частей ВВС - 1-6 мес. Тренировка проводится в учебных центрах на территории США (специальности - пилот, штурман, офицер обслуживания, бортинженер) ив Ираке (рядовой и сержантский состав подразделений обслуживания и ремонта).

Подготовка кадров для ВМС Ирака осуществляется в отдельном учебном подразделении (г. Басра), при этом главное внимание уделяется инженерным специальностям и обучению действиям на море. Дополнительная подготовка в подразделениях морской пехоты занимает еще шесть недель.

Перспективы строительства СНОИ. Строительство иракских силовых структур, и в частности сил национальной обороны, имеет принципиальное значение как с военной, так и с политической точки зрения.

Исходя из складывающейся обстановки, иракское руководство сконцентрировало свои усилия на ускоренном формировании соединений и частей сухопутных войск, которым отводится решающая роль в противодействии и подавлении боевых отрядов вооруженной оппозиции. Планом министерства обороны страны предусматривается завершение к концу 2007 года комплектования девяти пехотных и одной механизированной дивизии, а также бригады сил специальных операций сухопутных войск. При этом основное внимание уделяется созданию мобильных формирований, способных в кратчайшие сроки прибыть в район предназначения для решения боевых задач. Доукомплектование остальных соединений СВ СНОИ будет осуществляться по мере поступления в бюджет министерства обороны целевых ассигнований. В связи с недостаточностью финансовых средств для реализации военных программ правительство Ирака возлагает большие надежды на безвозмездную помощь со стороны соседних арабских стран, а также государств - участников коалиции.

Основными задачами военно-воздушных сил СНОИ, представленных 34 самолетами и 26 вертолетами различного назначения, являются оказание огневой поддержки, проведение разведывательных мероприятий и транспортировка грузов. Вместе с тем из имеющихся авиационных средств используется не более 50 проц., что связано с отсутствием в подразделениях не только подготовленных пилотов, но и технического персонала. Эта проблема на данном этапе решается при содействии США и Великобритании, инструкторы которых занимаются подготовкой летного и технического состава иракских ВВС. С учетом их ограниченных возможностей и малочисленности создание или восстановление летных и авиационно-технических училищ в самом Ираке не планируется. Тем не менее командование СНОИ придает большое значение развитию национальных военно-воздушных сил и, несмотря на финансовые трудности, прилагает усилия для повышения их возможностей. Ожидается, что в течение ближайших месяцев на вооружение ВВС СНОИ поступят десять самолетов СН-2000, закупленных в Иордании при финансовой поддержке США.

Военно-морские силы Ирака находятся в начальной стадии формирования. Основные планы командования страны на ближайшую перспективу предусматривают воссоздание инфраструктуры ВМБ Умм-Каср, а также наращивание боевого состава дивизиона патрульных катеров.

В целом в настоящий период Силы национальной обороны Ирака находятся в стадии формирования и не способны в полном объеме выполнять возлагаемые на них задачи. Вместе с тем руководство страны, принимая во внимание жизненную важность вопроса строительства национальных ВС, прилагает все усилия для ускоренного выполнения намеченных планов. Следует ожидать, что к концу 200 7 года соединения и части сухопутных войск СНОИ достигнут требуемого уровня боеготовности. При этом следует подчеркнуть, что военно-техническое сотрудничество с Ираком с учетом долгосрочных потребностей ВС этой страны в ВВТ и специалистах, а также планов правительства по развитию национального ВПК становится одним из приоритетных направлений деятельности руководства многих государств.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Вооруженные силы Ирака - один из трех китов, на которых держится военно-диктаторский режим Саддама Хусейна. Помимо армии это еще жесткая авторитарная централизованная власть и однопартийная система - Партия арабского социалистического возрождения (Баас).

Вооруженные силы Ирака были созданы вскоре после Первой мировой войны. Официально днем рождения иракской армии считается 6 января 1921 г. В начале 30-х гг. были сформированы иракские военно-воздушные силы, которые состояли из нескольких эскадрилий самолетов английского производства. Накануне 40-х гг. появились небольшие военно-морские силы.

В годы Второй мировой войны вооруженные силы Багдада не принимали участия в серьезных боевых операциях. Однако под влиянием антифашистской освободительной борьбы народов в иракской армии росли антиимпериалистические и антиколониальные настроения. Среди офицерского состава эти патриотические настроения способствовали свержению реакционного монархического режима 14 июля 1958 г.

Партия и армия

Однако уже первые годы независимого развития Иракской Республики привели к противоречиям между различными политическими партиями, входящими во Фронт национального единства. В процессе жесткой межпартийной борьбы к власти пришла Партия арабского социалистического возрождения (Баас).

В декабре 1958 г. в партию Баас вступил Саддам Хусейн. Он участвовал в неудачном террористическом акте с целью убийства тогдашнего президента Ирака Касема. Саддам Хусейн бежал вначале в Дамаск, а затем в Каир. По возвращении в Ирак он окружил себя близкими друзьями из партии Баас и изолировал соперников - своих же товарищей из этой организации и армии.

17 июля 1979 г. Саддам Хусейн сместил со всех постов президента страны Альбакра, посадив его под домашний арест (по официальной версии, это был уход в отставку по болезни), и взял политическую власть в свои руки, став президентом страны. Фактически это был очередной государственный переворот, который был организован партией Баас и армией.

После прихода Хусейн преобразовал партию Баас по примеру армии в хорошо организованную и дисциплинированную организацию, способную не только захватить, но и удержать власть в Ираке. Армию он стремился превратить в мощные вооруженные силы, опирающиеся на однопартийную систему.

Военный потенциал

В военном потенциале Ирака важное место принадлежит вооруженным силам. В 1990 г., когда началась война в Персидском заливе, Саддам Хусейн выставил около 1 млн. человек, а 650 тыс. находились в резерве. Сегодня, по материалам открытых иностранных источников, регулярных вооруженных сил числится 429 000. Военизированных формирований насчитывается до 50 000, в том числе подразделений безопасности - 15 000, пограничных войск - 20 000, федаинов Саддама Хусейна (добровольческое вооруженное формирование) - до 15 000. Военный бюджет - 1,4 млрд. долл. Важное место в регулярных вооруженных силах Ирака занимают сухопутные войска (СВ), военно-воздушные силы (ВВС) и военно-морские силы (ВМС). СВ - 375 000 человек, 7 штабов корпусов, 23 дивизии (3 бронетанковые, 3 механизированные, 11 пехотных, 6 - республиканской гвардии), 11 отдельных бригад. Вооружение: до 6 пусковых установок оперативно-тактических ракет, около 2200 танков (Т-55, Т-59, Т-62, 700 Т-72), до 900 боевых машин пехоты, 2400 бронетранспортеров, 400 боевых разведывательных машин, 1900 буксируемых орудий полевой артиллерии, 150 самоходных гаубиц, 200 реактивных систем залпового огня, около 500 орудий зенитной артиллерии, 375 вертолетов армейской авиации (100 боевых).

Военно-воздушные силы: 30 000 человек (в том числе 17 000 в противовоздушной обороне). Самолетный и вертолетный парк: 20 МиГ-25, МиГ-29, МиГ-23 и МиГ-27, Су-22, "Мираж-F1", 5 Ан-12, Ил-76, РС-7, РС-9, Ми-24, Ми-8, Ми-17, Ми-6, SA-32, SA-330, SA-342L, "Алуэтт-3".

Военно-морские силы: около 2000 человек, 6 боевых катеров.

Ирак располагает большими возможностями мобилизации людских ресурсов. К концу ирано-иракской войны в результате тотального призыва численность личного состава вооруженных сил была доведена до одного миллиона человек. В вооруженных силах Ирака есть элитные части - командные; кроме того, в военных целях могут быть использованы полицейские формирования и силы спецслужб.

Верховным главнокомандующим вооруженными силами Ирака является президент, а непосредственно руководит ими министр обороны через генеральный штаб и командующих видами вооруженных сил.

Вооруженные силы Ирака комплектуются на основе закона о всеобщей воинской повинности. Призыв на военную службу - с 18 лет. Срок обязательной военной службы рядового состава - 2 года; пребывание в резерве - до 45 лет. Унтер-офицерский состав комплектуется из рядовых, прослуживших один год. Офицерский состав комплектуется на добровольных началах преимущественно из молодежи, имеющей высшее образование, и готовится в военно-учебных заведениях страны. Боевая подготовка проводится по родам войск и видам вооруженных сил, а также во время общевойсковых маневров.

Поддерживая диктаторский режим Хусейна, армия Ирака осуществляет авторитарно-консервативные функции во внутренней и внешней политике.