Марс имя бога войны древних римлян. Марс, бог войны (Рим)

В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом . Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса уже как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Марс (бог)" в других словарях:

    МАРС, древнеиталийское божество (один из древнейших богов Италии и Рима). Изначально входил в первую триаду богов (Юпитер (см. ЮПИТЕР (в мифологии)), Марс, Квирин (см. КВИРИН)). По мнению большинства исследователей, был богом дикой природы,… … Энциклопедический словарь

    Марс: Марс бог римского пантеона Марс планета Солнечной системы Марс астрологическое понятие «Марс» серия советских межпланетных космических станций Марс площадка на топе составной мачты Mars, Incorporated американская продовольственная… … Википедия

    В римской мифологии Марс – бог войны. Переносно: военный, воинственно настроенный человек. В этом же значении употребляется выражение сын Марса; выражение Марсово поле в значении: поле битвы. Так же Древнем Риме называлась одна из частей города… … Словарь крылатых слов и выражений

    - [бох], а, зват. Боже; мн. боги, богов; м. 1. [с прописной буквы] только ед. По религиозным представлениям: творец неба и земли, всего сущего; всеведущий высший разум, управляющий миром; всеобщее мировое начало (имеет множество имён: Творец,… … Энциклопедический словарь

    Бог войны, Арес; красная планета, градив Словарь русских синонимов. марс сущ., кол во синонимов: 8 арес (5) бог … Словарь синонимов

    Бог - (бох) а, зват.; бо/же; мн., бо/ги, бого/в; м. см. тж. бог в помощь, бог мой!, бог с тобой, дай бог, не дай бог … Словарь многих выражений

    Марс - крыл. сл. Марс. Сын Марса. Марсово поле В римской мифологии Марс бог войны. Переносно: военный, воинственно настроенный человек. В этом же значении употребляется выражение «сын Марса»; выражение «Марсово поле» в значении: поле битвы. Так же… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - (Mars). Римский бог войны, который как отец Ромула считался родоначальником римского народа. Он даровал победу, и, отправляясь на войну, римские полководцы совершали поклонение Марсу. Марсу посвящены были волк и дятел. (Источник: «Краткий словарь … Энциклопедия мифологии

    - (голл. mars). 1) дощатая или решетчатая площадка у вершины мачты. 2) (лат. Mars). Бог войны у древних римлян. 3) планета солнечной системы, по отдалению своему от солнца четвертая. 4) в алхимии железо. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    1. МАРС, а; м. [от лат. mars мужчина] [с прописной буквы] 1. В древнеримской мифологии: бог войны (считался отцом Ромула и Рема, родоначальником римлян). 2. Четвёртая планета Солнечной системы, орбита которой находится между Землёй и Юпитером. ◁… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Сеятели. Книга 1. Вселенское пламя , Алексей Беркут , Вы знаете, откуда произошло человечество, почему исчезли динозавры, почему Марс лишился атмосферы, и куда исчез Фаэтон, кто и зачем посещает Землю на сверхскоростных звездолетах, и кто такой… Категория: Научная фантастика Издатель: Издательские решения , электронная книга
  • Верну Богу его жену Ашеру. В 620 году до нашей эры в Иерусалиме запретили поклоняться Ашере – жене Бога , Игорь Владимирович Леванов , Бог-Отец сказал: «Игорь, верни мою жену Ашеру». Игорь, майор запаса, ответил: «Есть!» и вместе с НЛПером Леной отправился на поиск. Если найдут, два миллиарда христиан станут счастливыми,… Категория: Современная русская литература Издатель: Издательские решения , электронная книга

В древней мифологии Рима великий Бог Марс занимает одно из почетных мест. Он славился надежным, преданным защитником и покровителем Римской империи. Он был почитаем как бесстрашный и справедливый воин, как храбрый рыцарь, ведущий свою армию против врагов Рима.

В древние времена в Италии он был в составе триады богов, которые являлись родоначальниками римского пантеона (Юпитер, Бог Марс, Квирин). Будучи божеством военных сражений, Марс готов был отдать всю свою мощь, чтобы сохранить мир и славу великой империи. Марс считается эквивалентом хитрого и злого Бога Ареса в Древней Греции.

Пантеон богов - как почетное место Бога Марса

Архаическая Триада божественного пантеона Рима славится своей силой и величественностью. Бог Марс является одним из выдающихся персонажей на этом поприще. Во главе господствует Бог Юпитер, который является грозным правителем небес, грома и молний, свирепых бурь и гроз. Он отождествляется с греческим Зевсом, который страшен в своем гневе и начинает метать молнии. Следующее почетное месте занимает Квирин, дающий свет от лучей солнца. По утрам по его воле открывались небесные врата и появлялось небесное светило, вечерами Квирин закрывал врата на засовы.

Далее следовал Бог Марс, и хотя жители Рима отдавали Марсу третье место, именно он сохранил свой прообраз наиболее ярче, чем остальные божества. Римляне поклонялись Марсу, веря, что он несет с собой победы в битвах и длительных войнах, наделяет армию духом храбрости и бесстрашия, хранит мир в Римской империи и славит ее. Нередко можно встретить источники, где Марс представлен кровожадным и бесчестным Богом Войны, которому все равно на чьей стороне правда, его целью были многочисленные жертвы, кровь и смятения. Но как бы ни было, его сила направлялась прежде всего на обеспечение мира и единства. Под руководством его мужской агрессии проводились великие войны, которые при идеальном раскладе, должны были гарантировать безопасность и мир.

Бог сражений и весеннего равноденствия

Римляне, отличавшиеся от большинства народов своими воинственными качествами, преклонялись перед яростным и могущественным Марсом, считая его отцом и родоначальником империи. Название первого весеннего месяца было дано римлянами в честь этого великого бога - Латинский Мартиус (месяц Март). Начало весны считалось особо насыщенным периодом, когда проводилось множество фестивалей в подготовке к новым битвам и войнам. Особое внимание уделялось турнирам с участием коней, так как эти животные являлись единственными помощниками в любом сражении.

В мифологии древнего Рима, Бог Марс выполнял и более безобидные функции, нежели военные действия. Он считался божеством плодородия и сельского хозяйства, защитником земель, растительности, окружающей природы. От него зависело каким будет урожай и на сколько здоровым будет скот и будущий приплод. Или наоборот, в его власти было спалить все засеянные поля и погубить всех животных. Ему поклонялась не только солдаты, но и обычные крестьяне, приносившие ему различные жертвоприношения надеясь на богатый урожай. Марс был связан с дикими лесами, неизведанными людьми местами. Возможно эта дикость данная ему как богу природы, создала его отдельно от мира и людей за пределами всех условностей, и трансформировалась в необузданную силу, которую надо усмирять и подчинять.

Рождение

Родителями Марса считаются Юнона и Юпитер. Существует удивительная версия о его рождении, рассказанная римским поэтом Овидием: по его словам Юнона завидовала Минерве, дочери Юпитера, потому что в своем зачатии она появилась без участия женщины. И Юнона тоже захотела родить ребенка без помощи мужчины. Флора, богиня растительности, дала ей волшебный цветок, и лишь коснувшись этого цветка Юнона забеременела богом Марсом. Именно поэтому, изначально, он считается аграрным богом, покровителем растений, природы и диких лесов.

Миф о Марсе и богине Нерио

Как-то раз Марсу приглянулась богиня Минерва, которая олицетворяла мудрость и красоту, любовь и искусство. Марса смутило и застигло в врасплох собственное чувством любви, и он не знал как поведать богине о своей симпатии. Он попросил помощи у богини Анны Перенне, известной как покровительница нового года. Анна должна была выступать свахой в амурных делах Марса, но из этого ничего не получилось, и Минерва ответила отказом грозному Марсу. Но богини решили на этом не останавливаться и захотели разыграть Марса.

Анна сообщила ему, что Минерва ответила взаимностью на его чувства и ждет на свидании. Довольный и обрадованный Марс помчался к возлюбленной на «крыльях любви». Прибыв к месту встречи, он увидел сидевшую женщину с головы до ног закутанную в длинное платье. Отодвинув палаток с ее лица он в ужасе отскочил от женщины: перед ним предстала старая Анна Перенна. Эту шутку еще долго вспоминали боги Римской Империи и смеялись над доверчивостью грозного бога, которого обвели вокруг пальца. В итоге Марс выбрал себе в жёны богиню Нерио, которую судя по легенде ему пришлось похитить. Нерио была богиней храбрости, женской силы, смелости и отваги. Марс нисколько не пожалел о своём выборе, так как супруга была ему преданной спутницей и присутствовала с ним на всех сражениях.

Рем и Ромул

У великого Марса имелось двое сыновей - близнецы Рем и Ромул. Их матерью была Рея Сильвия - служившая богине Весте в качестве жрицы-весталки. Она была девственницей, так как дала обет безбрачия и хранила целомудрие, чтобы охранять магический огонь. В один из дней Рея отправилась за водой для проведения обряда. На пути ей встретился огромный волк, девушка укрылась в пещере и оставалась там до наступления темноты. Неожиданно перед ней предстал бог Марс и Рея забеременела.

Она родила мальчиков близнецов - Рема и Ромула. Весталку ждало суровое наказание, так как она нарушила обет, и ни один из богов не встал на ее сторону. Рея объясняла, что стала жертвой насилия со стороны Марса, но и это её не спасло. В итоге она была казнена, а родившихся близнецов положили в ящик и бросили в бурные воды реки Тибр. Проплыв немалое расстояние ящик пристал к одному из берегов реки, разбился об него и мальчики оказались на суше. Вскоре их нашел волк, принес в свою стаю и они были вскормлены молоком волчицы и росли с волчатами. Когда близнецы выросли в крепких юношей, они решили построить свой город и начали свой замысел с поиска подходящей территории. Но каждому из них нравились разные места и они не могли прийти к компромиссу. Между ними возник серьезный спор и Ромул убил Рема. После, он долго сожалел о своем поступке, и когда все-таки воздвиг город, то дал ему название Rome (Рим), в честь убитого близнеца.

Храм Марса

После того, как Рим основался сыном бога Марса, Ромулом, основная территория города стала называться Марсовым Полем. Это место служило для военных учений, тренировок, для проведения гражданских митингов. Центр поля занимал величественный храм воздвигнутый в честь великого Марса. К служителям храма относились люди только из благородных и богатых семей. Согласно легенде, в первый весенний день к ногам второго царя Рима, Нума Помпилия, с небес упал огромный щит. Жители города восприняли этот знак, как благословение богов, и щит стал священным артефактом олицетворяющим непобедимую римскую армию.

Во избежание кражи щита служители выплавили из металла еще таких же 11 штук. Таким способом было задумано запутать любого, кто решится похитить священный щит. В первый день весны, во время праздничного фестиваля в честь бога Марса, щиты выносились служителями наружу и повозка развозила их по всему городу, показывая римлянам священный символ.

В мифологии древних греков богом войны являлся Арес. В отличие от Афины Паллады, богини войны честной и справедливой, Арес придавал войнам коварный и вероломный характер. Древние римляне почитали богом войны Марса, он был не похож ни на Афину, ни на Ареса. Он помогал римлянам завоевывать победы, дарил благополучие и процветание, поэтому в Риме его, наряду с богом Юпитером, высоко ценили, всячески почитали, посвятили специальный месяц в годовом календаре - март. Этот первый весенний месяц древние римляне считали наиболее благоприятным для начала военных действий.

Первоначально Марс был богом плодородия, всякой растительности, богом дикой природы, всего неизвестного, и опасного, что таило в себе угрозу. Он мог погубить урожай, вызвать падеж скота, но чаще всего он, наоборот, защищал скот, не допускал неурожая. Так постепенно Марс стал охранителем, а затем и богом войны.

Однажды Марс влюбился в Минерву, римскую богиню мудрости, красотой подобную Венере, богине любви, но не знал, как к ней подступиться. Он вынужден был обратиться к престарелой Анне Перенне - римской богине наступающего нового года, и попросить ее быть свахой. Она согласилась, но не согласилась Минерва. Ей вовсе не хотелось становиться женой бога войны. И тогда решили они разыграть шутку. Анна Перенна сообщила Марсу, что Минерва рада этому предложению и готова стать его женой. Ему назначили тайное свидание. Марс на крыльях любви полетел к назначенному месту, там сидела накрытая кисеей женщина. Ему сказали, что это его невеста. С бьющимся сердцем он приподнял ее вуаль и с ужасом увидел старуху. На месте Минервы сидела Анна Перенна. Узнав о неудачном сватовстве Марса, боги долго смеялись над ним, а он в конце концов женился на богине Нерио, которую иногда отождествляли с Венерой.

Римляне считали Марса отцом Ромула и Рема. Но родила их весталка Рея Сильвия. Поэтому Марс почитался родоначальником города, его хранителем, в честь его совершали жертвоприношения, а около Рима появилось Марсово поле, на котором также в его честь был сооружен священный храм. По верованиям того времени, чтобы не подвергать город опасности, вооруженному римскому войску запрещалось входить в пределы городской черты.

Служителями святилища бога Марса были жрецы, называемые са-лии, их насчитывалось 12 человек. Они все избирались из благородных семей - патрициев. По легенде, второму царю Рима Нуму Помпилию 1 марта с неба в руки упал щит. Это посчитали знамением богов. Щит стал залогом непобедимости римского войска. По его образцу создали еще 11 щитов, которые назвали священными и передали салиям. Их хранили на Палатинском холме, где впоследствии римские императоры возводили свои дворцы.

Перед началом боевого похода полководцы приходили в храм Марса, они поклонялись священным щитам. Когда наступала осень и военные действия прекращались, священные щиты убирали, и только 1 марта их выставляли снова. В этот день салии в военных доспехах возглавляли торжественную процессию. Она двигалась по Риму и останавливалась у дверей святилища Марса.

В алхимической традиции символом Марса является графическое изображение круга со стрелкой, расположенной под углом в 45 градусов. «Символом Марса» обозначалось железо, которое в средневековой эзотерике неразрывно связывали с «красной планетой» и стихией Огня. При этом Марс исконно воплощал силу, агрессию и воинственность (собственно, Марс – имя древнеримского бога войны), то есть – сугубо «мужские» признаки. Именно поэтому с течением времени символ Марса стал гендерным обозначением мужского пола (аналогичным образом для обозначения женского пола стал использоваться символ Венеры, также пришедший из средневековой алхимии, а в нее попавший из античной мифологии).

Так символы Венеры и Марса из алхимической среды перешли в категорию универсальной гендерной эмблематики, в чем, на самом деле, нет ничего удивительного, если учитывать характерные черты, приписываемые образам этих планет. Однако мифологическая подоплека символов Венеры и Марса имеет гораздо больше значение, чем могло бы показаться. В частности, символ Марса в его уставном начертании имеет собственное характерное название – «щит и копье Марса». И здесь в прямом смысле имеется ввиду легендарное оружие древнеримского бога войны.

Тем не менее, в понятии «щит и копье Марса» акцентировано мифологическое значение имеет только понятие «щит». То есть Марс (в смысле бог) изображался именно с копьем (в отличие от, к примеру, греческого Ареса, которого иногда вооружали мечом). Однако копье здесь выступало абсолютно абстрактным мужским и воинским символом, в котором нетрудно увидеть фаллический образ. И нет никаких сведений о том, что у Марса было какое-то особое копье, которое можно было бы отнести к разряду магических артефактов.

А вот щит Марса – это уже совсем другой образ, который иногда называют (небезосновательно) символом Рима. Щит Марса, именуемый анкил, по легенде упал с неба и угодил точно в руки царю Нуме Помпилию в то время, как его народ страдал от эпидемии моровой язвы. Помпилий утверждал, что падение анкила сопровождалось громогласным голосом, который поведал царю, что Рим будет править миром, пока щит Марса находится в руках у римлянина. Собственно, на официальном уровне щит Марса никогда не был символом Рима, тем не менее, данный миф был широко известен во все времена, поэтому в традиционной римской архитектуре зачастую встречаются барельефы и статуи, включающие в себя характерный элемент – анкил, щит Марса (его изображение приведено выше).

В этой традиции, связанной со щитом Марса, интересны два момента. Во-первых, этимология самого слова «анкил» не известна. Во-вторых, по приказу Помпилия было изготовлено 11 копий оригинального щита и раз в год на праздник бога войны служители культа Марса проносили эти щиты по улицам Рима.

Точно неизвестно, когда появилась формулировка «копье и щит Марса» (хотя, к примеру, происхождение понятия «зеркало Венеры», обозначающего женский гендерный знак, не вызывает сомнений). При этом, учтивая особенности изображения бога Марса в форме статуй и барельефов (с анкилом и копьем), данное сочетание выглядит вполне логичным. Не менее логично соотнесение искомого символа с одноименной планетой и мужским началом, как таковым.

Так символ Марса, возникший в глубокой античности, пережил «второе рождение» в Средние века на страницах алхимических трактатов, а в XX веке стал общепринятым «мужским» знаком. И очень важно, что сегодня мы хорошо знаем истинное происхождение этого действительно древнего и глубоко образа. Ведь если культура использует эмблематику, сути которой не понимает, то грош цена такой культуре.


АРЕС, Аре й (Ἄρης ),

в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны,
в отличие от Афины Паллады богини войны честной и справедливой. Первоначально Арес просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием (следы этого отождествления у Гомера, Hom. Il. XIII 444, у Эсхила, Agam. 78). Древнейший миф об Аресе свидетельствует о его негреческом, фракийском происхождении (Hom. Od. VIII 361; Ovid. Fast. V 257). Софокл (O. R. 190—215) называет Ареса «презренным» богом и призывает Зевса, Аполлона, Артемиду и Вакха поразить его молниями, стрелами и огнём. Древние хтонические черты Ареса отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона (Schol. Soph. Ant. 128), убитого Кадмом. Даже в детях Ареса — героях проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий, Эномай, фракиец Диомед). Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты — копьё, горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила Ареса без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку (Ovid. Fast. V 229—260). В олимпийской мифологии Арес с большим трудом уживается с её пластическими и художественными образами и законами, хотя теперь он считается сыном самого Зевса (Hom. Il. V 896) и поселяется на Олимпе. У Гомера Арес — буйное божество, обладающее в то же время несвойственными ему ранее чертами романической влюблённости. Он вопит, как девять или десять тысяч воинов (V 859—861); раненный Афиной, он простирается по земле на семь десятин (XXI 403—407). Его эпитеты: «сильный», «огромный», «быстрый», «беснующийся», «вредоносный», «вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный кровью». Зевс называет его самым ненавистным из богов, и не будь Арес его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана (V 889—898). Но вместе с тем Арес уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. Он влюбляется в самую красивую и нежную богиню Афродиту (Hom. Od. VIII 264—366). О любви Ареса и нарушении Афродитой супружеской верности упоминается в античной литературе часто и даже называются дети от этой связи: Эрос и Антерос (Schol. Apoll. Rhod. III 26), Деймос («ужас»), Фобос («страх») и Гармония (Hes. Theog. 934 след.). Орфический гимн (88-й) воспевает Ареса как олимпийское высокое божество (хотя 65-й гимн ещё рисует его в свете полного аморализма). Буйный и аморальный Арес с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме Арес отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего времени он известен преимущественно под именем Марс.

Лит .: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3; Schwenn F., Der Krieg in der griechischen Religion, “Archiv für Religionswissenschaft”, 1920—22, № 20—21; его же, Ares, там же, 1923—24, № 22.

Самые значительные из дошедших до нас античных статуй: «Арес Боргезе» и «Арес Лудовизи» (римские копии). Арес изображался в сценах гигантомахии (рельефы восточного фриза Парфенона и сокровищницы сифнийцев в Дельфах, произведения вазописи). Сюжет «Арес и Афродита» нашёл воплощение в нескольких помпейских фресках. В средневековых книжных иллюстрациях Арес изображается как бог войны и как символ планеты Марс. В искусстве Возрождения и особенно барокко — главным образом благодаря влиянию Овидия — в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью Ареса и Афродиты (картины С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Б. Спрангера, М. Караваджо, П.П. Рубенса, Н. Пуссена, Ш. Лебрена); иногда Арес изображался в оковах, надетых на него Афродитой (фреска Ф. Коссы) или Эросом, что символизировало победу любви над воинственностью и дикостью. Другой сюжет — «Арес и Афродита, застигнутые Гефестом» (произведения Я. Тинторетто, Х. Голциуса, Рембрандта, Л. Джордано, Ф. Буше и др.) не утратил популярности и в новое время (Л. Коринт «Марс в сетях Вулкана»). Создавались произведения, символика которых опиралась на античную мифологическую традицию: в них Афина противостояла Аресу («Минерва и Марс» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.), а иногда вступала с ним в единоборство («Поединок Минервы и Марса» Ж.Л. Давида). Первые статуи Ареса созданы во 2-й половине 16 в. (Джамболонья, Я. Сансовино). В качестве памятника А.В. Суворову статуя бога войны работы М.И. Козловского была воздвигнута в 1801 в Петербурге на Марсовом поле.

МАРС

(Mars),Маворс, Марспитер («отец Марс»), один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Ему был посвящён март — первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого Марса») (Ovid. Fast. III 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к Марсу, как и к ларам, обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану, Марсу приносилась в лесу жертва — бык. От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема, а потому, как отец Ромула, Марс считался родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя — регии (Aul. Gell. IV 6, 2), где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог — хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии).
Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть Марса» (Aul. Gell. XIII 23).

В 366 до н.э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий — от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, Марс Тингс (т.е. бог тинга — народного собрания) на Рейне и т.д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о Марсе как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.

Лит .: Dumézil G., Juppiter, Mars, Quirinus. ; Hermansen G., Studien über den italishen und den römischen Mars, Kbh., 1940 (Diss.); Thevenot E., Sur les traces des Mars céltique, Brugge, 1955. Штаерман

Неожиданные выводы

Народы в эпоху племенной организации поклонялись разным силам природы — земле, огню, воде и т. п. В те времена (для римской истории это VIII — VI вв. до н. э.) люди верили, что весь мир вокруг, все природные явления, все виды хозяйственной деятельности, все чувства и состояния самих людей имеют духов -покровителей или особые божества. Постепенно эти духи наделялись именами, объединялись в пары или ставились во главе племени.
Если говорить мудрёными словами, то Боги - это проявление архетипа народа.
По мере объединения племени на Апеннинском полуострове происходит духовное взаимообогащение народов, в том числе как база - «обмен» божествами (или восприятие чужого архетипа).
Арей и Марс в «учебной» литературе преподносятся как один и тот же бог.
Однако даже при самом поверхностном сравнении бросается в глаза, что Арей не воспринимался греками как родной бог, они даже не признавали его сыном Зевса (отца богов), но потом всё же приняли как «нелюбимого» сына.
Вероятно, что Арей, безусловно, обладающий данными бога, напористо пришёл в Грецию извне (как результат вливания в греческую общность народа (или народов) почитающих Арея).
Арей силен, ловок, но не вызывает почтения у греков, его воинскому искусству они противопоставляют воинское искусство Афины, и похоже даже радуются его поражению под Троей.
Вероятно, что греки как войны имели свои навыки ведения войны, а сила Арея их пугает, они ищут от неё защиту у «своих» богов.
Совсем другое отношение к этому богу у римлян. Здесь Марс в троице великих богов. Один из самых почитаемых богов и отец основателя Рима (помним, что Рим (Мir) был основана протославянами - арийцами). Это их родной бог - Бог Арийцев. Их не пугают его грозные проявления, для них он родитель.
Получается, что римляне были арийцами. Также арийцами были племена галлов, британцев, жителей берегов Рейна! А греки нет. Поэтому и не любили они бога Арея.
PS: Интересное подтверждение своим выводам нашла .

А как же славяне? У славян один из верховых богов - Описание характеристик один в один Марс (Арей). Кстати жертва усечённого руского языка, так как должен был бы писаться через йотировнную А т.е. ЙАрило.