Один из сыновей бога марса 3. Арей (Арес) - Марс в мифологии

В древней мифологии Рима великий Бог Марс занимает одно из почетных мест. Он славился надежным, преданным защитником и покровителем Римской империи. Он был почитаем как бесстрашный и справедливый воин, как храбрый рыцарь, ведущий свою армию против врагов Рима.

В древние времена в Италии он был в составе триады богов, которые являлись родоначальниками римского пантеона (Юпитер, Бог Марс, Квирин). Будучи божеством военных сражений, Марс готов был отдать всю свою мощь, чтобы сохранить мир и славу великой империи. Марс считается эквивалентом хитрого и злого Бога Ареса в Древней Греции.

Пантеон богов - как почетное место Бога Марса

Архаическая Триада божественного пантеона Рима славится своей силой и величественностью. Бог Марс является одним из выдающихся персонажей на этом поприще. Во главе господствует Бог Юпитер, который является грозным правителем небес, грома и молний, свирепых бурь и гроз. Он отождествляется с греческим Зевсом, который страшен в своем гневе и начинает метать молнии. Следующее почетное месте занимает Квирин, дающий свет от лучей солнца. По утрам по его воле открывались небесные врата и появлялось небесное светило, вечерами Квирин закрывал врата на засовы.

Далее следовал Бог Марс, и хотя жители Рима отдавали Марсу третье место, именно он сохранил свой прообраз наиболее ярче, чем остальные божества. Римляне поклонялись Марсу, веря, что он несет с собой победы в битвах и длительных войнах, наделяет армию духом храбрости и бесстрашия, хранит мир в Римской империи и славит ее. Нередко можно встретить источники, где Марс представлен кровожадным и бесчестным Богом Войны, которому все равно на чьей стороне правда, его целью были многочисленные жертвы, кровь и смятения. Но как бы ни было, его сила направлялась прежде всего на обеспечение мира и единства. Под руководством его мужской агрессии проводились великие войны, которые при идеальном раскладе, должны были гарантировать безопасность и мир.

Бог сражений и весеннего равноденствия

Римляне, отличавшиеся от большинства народов своими воинственными качествами, преклонялись перед яростным и могущественным Марсом, считая его отцом и родоначальником империи. Название первого весеннего месяца было дано римлянами в честь этого великого бога - Латинский Мартиус (месяц Март). Начало весны считалось особо насыщенным периодом, когда проводилось множество фестивалей в подготовке к новым битвам и войнам. Особое внимание уделялось турнирам с участием коней, так как эти животные являлись единственными помощниками в любом сражении.

В мифологии древнего Рима, Бог Марс выполнял и более безобидные функции, нежели военные действия. Он считался божеством плодородия и сельского хозяйства, защитником земель, растительности, окружающей природы. От него зависело каким будет урожай и на сколько здоровым будет скот и будущий приплод. Или наоборот, в его власти было спалить все засеянные поля и погубить всех животных. Ему поклонялась не только солдаты, но и обычные крестьяне, приносившие ему различные жертвоприношения надеясь на богатый урожай. Марс был связан с дикими лесами, неизведанными людьми местами. Возможно эта дикость данная ему как богу природы, создала его отдельно от мира и людей за пределами всех условностей, и трансформировалась в необузданную силу, которую надо усмирять и подчинять.

Рождение

Родителями Марса считаются Юнона и Юпитер. Существует удивительная версия о его рождении, рассказанная римским поэтом Овидием: по его словам Юнона завидовала Минерве, дочери Юпитера, потому что в своем зачатии она появилась без участия женщины. И Юнона тоже захотела родить ребенка без помощи мужчины. Флора, богиня растительности, дала ей волшебный цветок, и лишь коснувшись этого цветка Юнона забеременела богом Марсом. Именно поэтому, изначально, он считается аграрным богом, покровителем растений, природы и диких лесов.

Миф о Марсе и богине Нерио

Как-то раз Марсу приглянулась богиня Минерва, которая олицетворяла мудрость и красоту, любовь и искусство. Марса смутило и застигло в врасплох собственное чувством любви, и он не знал как поведать богине о своей симпатии. Он попросил помощи у богини Анны Перенне, известной как покровительница нового года. Анна должна была выступать свахой в амурных делах Марса, но из этого ничего не получилось, и Минерва ответила отказом грозному Марсу. Но богини решили на этом не останавливаться и захотели разыграть Марса.

Анна сообщила ему, что Минерва ответила взаимностью на его чувства и ждет на свидании. Довольный и обрадованный Марс помчался к возлюбленной на «крыльях любви». Прибыв к месту встречи, он увидел сидевшую женщину с головы до ног закутанную в длинное платье. Отодвинув палаток с ее лица он в ужасе отскочил от женщины: перед ним предстала старая Анна Перенна. Эту шутку еще долго вспоминали боги Римской Империи и смеялись над доверчивостью грозного бога, которого обвели вокруг пальца. В итоге Марс выбрал себе в жёны богиню Нерио, которую судя по легенде ему пришлось похитить. Нерио была богиней храбрости, женской силы, смелости и отваги. Марс нисколько не пожалел о своём выборе, так как супруга была ему преданной спутницей и присутствовала с ним на всех сражениях.

Рем и Ромул

У великого Марса имелось двое сыновей - близнецы Рем и Ромул. Их матерью была Рея Сильвия - служившая богине Весте в качестве жрицы-весталки. Она была девственницей, так как дала обет безбрачия и хранила целомудрие, чтобы охранять магический огонь. В один из дней Рея отправилась за водой для проведения обряда. На пути ей встретился огромный волк, девушка укрылась в пещере и оставалась там до наступления темноты. Неожиданно перед ней предстал бог Марс и Рея забеременела.

Она родила мальчиков близнецов - Рема и Ромула. Весталку ждало суровое наказание, так как она нарушила обет, и ни один из богов не встал на ее сторону. Рея объясняла, что стала жертвой насилия со стороны Марса, но и это её не спасло. В итоге она была казнена, а родившихся близнецов положили в ящик и бросили в бурные воды реки Тибр. Проплыв немалое расстояние ящик пристал к одному из берегов реки, разбился об него и мальчики оказались на суше. Вскоре их нашел волк, принес в свою стаю и они были вскормлены молоком волчицы и росли с волчатами. Когда близнецы выросли в крепких юношей, они решили построить свой город и начали свой замысел с поиска подходящей территории. Но каждому из них нравились разные места и они не могли прийти к компромиссу. Между ними возник серьезный спор и Ромул убил Рема. После, он долго сожалел о своем поступке, и когда все-таки воздвиг город, то дал ему название Rome (Рим), в честь убитого близнеца.

Храм Марса

После того, как Рим основался сыном бога Марса, Ромулом, основная территория города стала называться Марсовым Полем. Это место служило для военных учений, тренировок, для проведения гражданских митингов. Центр поля занимал величественный храм воздвигнутый в честь великого Марса. К служителям храма относились люди только из благородных и богатых семей. Согласно легенде, в первый весенний день к ногам второго царя Рима, Нума Помпилия, с небес упал огромный щит. Жители города восприняли этот знак, как благословение богов, и щит стал священным артефактом олицетворяющим непобедимую римскую армию.

Во избежание кражи щита служители выплавили из металла еще таких же 11 штук. Таким способом было задумано запутать любого, кто решится похитить священный щит. В первый день весны, во время праздничного фестиваля в честь бога Марса, щиты выносились служителями наружу и повозка развозила их по всему городу, показывая римлянам священный символ.


АРЕС, Аре й (Ἄρης ),

в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны,
в отличие от Афины Паллады богини войны честной и справедливой. Первоначально Арес просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием (следы этого отождествления у Гомера, Hom. Il. XIII 444, у Эсхила, Agam. 78). Древнейший миф об Аресе свидетельствует о его негреческом, фракийском происхождении (Hom. Od. VIII 361; Ovid. Fast. V 257). Софокл (O. R. 190—215) называет Ареса «презренным» богом и призывает Зевса, Аполлона, Артемиду и Вакха поразить его молниями, стрелами и огнём. Древние хтонические черты Ареса отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона (Schol. Soph. Ant. 128), убитого Кадмом. Даже в детях Ареса — героях проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий, Эномай, фракиец Диомед). Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты — копьё, горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила Ареса без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку (Ovid. Fast. V 229—260). В олимпийской мифологии Арес с большим трудом уживается с её пластическими и художественными образами и законами, хотя теперь он считается сыном самого Зевса (Hom. Il. V 896) и поселяется на Олимпе. У Гомера Арес — буйное божество, обладающее в то же время несвойственными ему ранее чертами романической влюблённости. Он вопит, как девять или десять тысяч воинов (V 859—861); раненный Афиной, он простирается по земле на семь десятин (XXI 403—407). Его эпитеты: «сильный», «огромный», «быстрый», «беснующийся», «вредоносный», «вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный кровью». Зевс называет его самым ненавистным из богов, и не будь Арес его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана (V 889—898). Но вместе с тем Арес уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. Он влюбляется в самую красивую и нежную богиню Афродиту (Hom. Od. VIII 264—366). О любви Ареса и нарушении Афродитой супружеской верности упоминается в античной литературе часто и даже называются дети от этой связи: Эрос и Антерос (Schol. Apoll. Rhod. III 26), Деймос («ужас»), Фобос («страх») и Гармония (Hes. Theog. 934 след.). Орфический гимн (88-й) воспевает Ареса как олимпийское высокое божество (хотя 65-й гимн ещё рисует его в свете полного аморализма). Буйный и аморальный Арес с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме Арес отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего времени он известен преимущественно под именем Марс.

Лит .: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3; Schwenn F., Der Krieg in der griechischen Religion, “Archiv für Religionswissenschaft”, 1920—22, № 20—21; его же, Ares, там же, 1923—24, № 22.

Самые значительные из дошедших до нас античных статуй: «Арес Боргезе» и «Арес Лудовизи» (римские копии). Арес изображался в сценах гигантомахии (рельефы восточного фриза Парфенона и сокровищницы сифнийцев в Дельфах, произведения вазописи). Сюжет «Арес и Афродита» нашёл воплощение в нескольких помпейских фресках. В средневековых книжных иллюстрациях Арес изображается как бог войны и как символ планеты Марс. В искусстве Возрождения и особенно барокко — главным образом благодаря влиянию Овидия — в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью Ареса и Афродиты (картины С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Б. Спрангера, М. Караваджо, П.П. Рубенса, Н. Пуссена, Ш. Лебрена); иногда Арес изображался в оковах, надетых на него Афродитой (фреска Ф. Коссы) или Эросом, что символизировало победу любви над воинственностью и дикостью. Другой сюжет — «Арес и Афродита, застигнутые Гефестом» (произведения Я. Тинторетто, Х. Голциуса, Рембрандта, Л. Джордано, Ф. Буше и др.) не утратил популярности и в новое время (Л. Коринт «Марс в сетях Вулкана»). Создавались произведения, символика которых опиралась на античную мифологическую традицию: в них Афина противостояла Аресу («Минерва и Марс» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.), а иногда вступала с ним в единоборство («Поединок Минервы и Марса» Ж.Л. Давида). Первые статуи Ареса созданы во 2-й половине 16 в. (Джамболонья, Я. Сансовино). В качестве памятника А.В. Суворову статуя бога войны работы М.И. Козловского была воздвигнута в 1801 в Петербурге на Марсовом поле.

МАРС

(Mars),Маворс, Марспитер («отец Марс»), один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Ему был посвящён март — первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого Марса») (Ovid. Fast. III 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к Марсу, как и к ларам, обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану, Марсу приносилась в лесу жертва — бык. От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема, а потому, как отец Ромула, Марс считался родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя — регии (Aul. Gell. IV 6, 2), где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог — хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии).
Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть Марса» (Aul. Gell. XIII 23).

В 366 до н.э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий — от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, Марс Тингс (т.е. бог тинга — народного собрания) на Рейне и т.д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о Марсе как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.

Лит .: Dumézil G., Juppiter, Mars, Quirinus. ; Hermansen G., Studien über den italishen und den römischen Mars, Kbh., 1940 (Diss.); Thevenot E., Sur les traces des Mars céltique, Brugge, 1955. Штаерман

Неожиданные выводы

Народы в эпоху племенной организации поклонялись разным силам природы — земле, огню, воде и т. п. В те времена (для римской истории это VIII — VI вв. до н. э.) люди верили, что весь мир вокруг, все природные явления, все виды хозяйственной деятельности, все чувства и состояния самих людей имеют духов -покровителей или особые божества. Постепенно эти духи наделялись именами, объединялись в пары или ставились во главе племени.
Если говорить мудрёными словами, то Боги - это проявление архетипа народа.
По мере объединения племени на Апеннинском полуострове происходит духовное взаимообогащение народов, в том числе как база - «обмен» божествами (или восприятие чужого архетипа).
Арей и Марс в «учебной» литературе преподносятся как один и тот же бог.
Однако даже при самом поверхностном сравнении бросается в глаза, что Арей не воспринимался греками как родной бог, они даже не признавали его сыном Зевса (отца богов), но потом всё же приняли как «нелюбимого» сына.
Вероятно, что Арей, безусловно, обладающий данными бога, напористо пришёл в Грецию извне (как результат вливания в греческую общность народа (или народов) почитающих Арея).
Арей силен, ловок, но не вызывает почтения у греков, его воинскому искусству они противопоставляют воинское искусство Афины, и похоже даже радуются его поражению под Троей.
Вероятно, что греки как войны имели свои навыки ведения войны, а сила Арея их пугает, они ищут от неё защиту у «своих» богов.
Совсем другое отношение к этому богу у римлян. Здесь Марс в троице великих богов. Один из самых почитаемых богов и отец основателя Рима (помним, что Рим (Мir) был основана протославянами - арийцами). Это их родной бог - Бог Арийцев. Их не пугают его грозные проявления, для них он родитель.
Получается, что римляне были арийцами. Также арийцами были племена галлов, британцев, жителей берегов Рейна! А греки нет. Поэтому и не любили они бога Арея.
PS: Интересное подтверждение своим выводам нашла .

А как же славяне? У славян один из верховых богов - Описание характеристик один в один Марс (Арей). Кстати жертва усечённого руского языка, так как должен был бы писаться через йотировнную А т.е. ЙАрило.

Марс (так называли его у римлян, у греков – Apec) – кровожадный бог войны. В Древней Греции он не был особенно почитаемым и лишь в воинственной Спарте имел некоторое значение. Однако римляне установили торжественный его культ. К характеру и мягким мирным нравам эллинов более подходил тип Афины Паллады . Эта богиня олицетворяет правильную войну, ведомую за правое дело или в защиту угнетенных. Марс же – воплощение кровожадности и ужасов войны: он не разбирает, на чьей стороне справедливость, и старается только увеличить число жертв и усилить смятение.

Мифы Древней Греции. Арес (Марс)

По странной случайности, древние искусства никогда не изображали этого бога сражающимся, а всегда в мирной позе, как бы отдыхающим после битв. Иногда, подобно Афине-Минерве , он держит на руке статую Ники (Победы) и оливковую ветвь. Чаще же всего Марс изображается с блестящим шлемом на голове и с мечом или копьем в руке. У греков очень редко встречаются отдельные статуи Марса, и только скульптор Алкмен Афинский изваял наконец настоящий тип бога войны, послуживший потом прототипом для всех последующих изображений Марса. Он изображен на статуе Алкмена статным, сильным мужем, с короткими вьющимися волосами и с мрачной думой на челе. Отличительные признаки этого бога – щит, копье, оливковая ветвь, волк и дятел.

Сохранилось немало памятников искусства, изображающих союз Марса и богини любви Венеры , которые в древности считались супругами. Рубенс написал на эту тему две прекрасные картины; одна из них находится в музее во Флоренции.

Купание Венеры и Марса. Художник Джулио Романо, 1526-1528

Марс принимал деятельное участие в войне богов с гигантами , он победил нескольких из них, но в свою очередь был взят в плен великанами Отом и Эфиальтом, которые держали его в оковах тринадцать месяцев. Группа скульптора Флаксмена изображает скованного бога, охраняемого великанами.

Грубого Марса могла только победить богиня красоты Венера. Союз войны с любовью, силы с красотою отвечал вполне греческому духу, и от союза Марса с Венерой родились дочь Гармония и Эрот (у римлян – Амур), бог любви.

Римские художники чаще и охотнее всего изображали Марса, поддававшегося обаянию богини красоты. На многих картинах этим богам приданы черты царствовавших в то время цезарей и их жен. Из новейших произведений пользуется большою известностью картина Пуссена в Лувре.

Марс, бывший, согласно мифам, противником греков во время Троянской войны , был ранен там на поле боя Диомедом . Дротик, пущенный этим греческим героем, был направлен Афиной в Марса. Почувствовав сильную боль, бог войны испустил крик, подобный воинственному крику тысяч сражающихся воинов, и отправился к Юпитеру жаловаться на Афину. Но повелитель богов принял его весьма немилостиво, говоря: «Непостоянный и кровожадный бог, перестань беспокоить меня своими жалобами; из всех жителей Олимпа я тебя одного ненавижу, ты любишь только распри, войну и убийство. Ты унаследовал строптивый и неуживчивый характер твоей матери Геры , которую я не всегда могу заставить повиноваться моей воле. Страдание, испытываемое тобою теперь, – только плоды ее советов». В Лувре находится небольшая картина Давида , изображающая Диомеда, только что бросившего дротик, и Марса, раненого, покрытого кровью.

Культ Марса был очень распространен среди римлян. Полководцы, отправляясь на войну, шли в храм этого бога просить его помощи против врагов; они дотрагивались до его щита и копья, повешенных над жертвенным алтарем, и громко произносили «Бодрствуй, Марс!» Особенные жрецы – салии («плясуны» или «пляшущие»), учрежденные Нумой Помпилием , исполняли в этих храмах разные обряды, охраняли анцилии (щиты) и устраивали торжественные процессии по городу, сопровождаемые пляской и пением. Согласно преданиям, во время страшной чумы, опустошавшей Рим, с неба упал щит, и чума прекратилась после того, как этот щит (анцилия) был торжественно обнесен вокруг города. Тогда по его образцу было изготовлено еще 11 щитов, которые раз в году, во время праздников в честь Марса, обносились вокруг города салийскими жрецами.

Обыкновенной спутницей Марса была Беллона – олицетворение кровавого боя, она управляла колесницей бога. Ее сопровождала целая свита: Страх (Фобос ), Бегство, Ужас (Деймос ) и Распря, которая способствовала гибели Трои , бросив среди богинь золотое яблоко (яблоко раздора). В древнем искусстве встречаются весьма редко изображения Беллоны, и только в последние времена ее часто изображали на батальных и декоративных картинах.

Один из немногих самых древних богов Рима - Марс. Со временем он превратился из миролюбивого бога плодородия в воинственного бога Войны.

В мифологии считается, что Марс сопровождал воинов на войну, принимая от них дары в виде жертв. Во время битв он появлялся на поле в сопровождении богини Беллоны После выигранной войны, ему преподносили дар в виде жертвоприношения коня. Этот бог обладал некоторыми особенностями по сравнению с другими - например, он обладал 3 жизнями. Его почитали намного сильнее, чем других.

Стоит добавить ко всему сказанному то, что его наносили в виде символики на монеты, изделия, щиты и прочее, что имело место в быте. Между прочим, этот бог считается родоначальником Рима - нынешней столицы Италии. Были у него и сыновья - Ромул и Рем. Близнецов родила ему весталка Рея Сильвия.

Марс - в римской мифологии бог войны, древнейшее божество Италии и Рима, которое входило в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон - Юпитер, Марс и Квирин. В древности он считался богом плодородия и растительности, но постепенно приобрел воинственный характер.

Марс сопровождал идущих на войну воинов, принимал жертвенные дары пред битвой и появлялся на поле брани в сопровождении богини войны Беллоны. Символом Марса было копье, хранившееся в царском дворце - регин; там же хранились двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а остальные были сто искусными копиями, призванными сбить с толку похитителей.

Полководец, отправляясь на войну, взывал к Марсу, приводя в движение развешанные во дворце щиты и копье. По окончании военных действий богу войны приносили в жертву коня из победившей на бегах квадриги.

Большой популярностью пользовался Марс в период Республики: его изображения чеканились на монетах, бога награждали эпитетами победитель, сражающийся, расширяющий империю, умиротворитель. В западных римских провинциях с образом Марса связывали главных богов территориальных и племенных общин. Именно поэтому некоторые исследователи предполагали, что ранние римские представления о Марсе как о верховном божестве продолжали жить в народных преданиях.

Богу войны Марсу в древнегреческой мифологии соответствует бог Арес. Но отличие от греческого Ареса, Марс почитался в Риме выше других богов, возможно потому, что, по легендам, его сыновья Рем и Ромул основали этот город.

Марс — древнеримский бог, считался одним из коренных италийских божеств, которому поклонялись на всем протяжении Италийского п-ова, а позже - и в провинциях, где культ аналогичных туземных божеств слился с культом национального италийского бога. Раньше всего Марс был богом весны, на что указывают праздники его, падавшие на весну и особенно на месяц март, названный его именем. Были в честь Марса праздники и в другие теплые времена года, т. е. летом и осенью. Почитание Марса продолжалось, таким образом, целых 8 месяцев, которые, по своей важности сравнительно с коротким и бесполезным для поселянина зимним временем года, составляли в сущности год. Как представитель растительной силы природы Марс считался богом года, годового благоденствия. Отсюда понятна связь его с богиней Анной, которая дала голодным плебеям хлеба.

12 щитов Марса - символическое изображение 12 месяц года. Как божество, рождающееся для борьбы с холодом и мертвыми силами природы, Марс получает атрибуты бога войны. Он должен бороться с демонами зимы и с самого же рождения своего вооружается на борьбу. В связи с этим стоят щиты и военный характер религиозных движений салиев. Как раз во время 8 теплых месяцев, посвященных Марсу происходили военные действия, заканчивавшиеся в день последнего празднества.

Яростный и неукротимый бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа, чья слава началась с основателя города Рима — Ромула. Благодаря покровительству могучего бога войны римляне одерживали победы над соседними племенами, а затем и над другими народами. У Марса было два прозвища — Марс Шествующий в бой и Марс Копьеносный. После смерти Ромула и его обожествления появился бог Квирин, в которого обратился Ромул, став таким образом двойником Марса.

Когда-то Марса боялись. Яркая красноватая звезда получила имя древнеримского бога войны, и считалось, что она приносит бедствия и страдания. В наше время всем известно, что Марс не ЗВЕЗДА, а одна из интереснейших планет СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. В 1877 г. у астрономов возникло предположение, что на Марсе есть или была разумная жизнь.

Условия для этого казались благоприятными. Правда, Марс меньше Земли и в 1,5 раза дальше от Солнца. Но его сутки всего на 37 минут длиннее. На Марсе, как и на Земле, сменяются времена года и летом на полюсах тают полярные льды. Есть и атмосфера, хотя более разреженная, чем на Земле, с меньшим количеством кислорода и водяных паров. Света и тепла Марс получает меньше, чем Земля, но всё же достаточно, чтобы могла развиваться жизнь. Но какая? Сейчас учёные полагают, что ничего, кроме мхов и лишайников, на Марсе существовать не может: слишком всё-таки там мало воды и тепла. И уж, конечно, никаких марсиан в наше время там нет. Но есть на Марсе много загадочного.

Например, «каналы» — пересекающие планету непонятные тёмные линии, некоторые шириной до 100 км. Вероятнее всего, это просто впадины и разломы в почве. Но может быть, это искусственные сооружения? К тому же они меняют свой цвет в разное время года,— значит, на Марсе есть растительность.

Ещё более удивительны спутники Марса — Фобос и Деймос. Они очень малы: их диаметры — 8 и 15 км. Они довольно близко расположены от планеты: Фобос — на расстоянии 9380 км. Оказалось, что они движутся вокруг Марса так, как двигались бы искусственные спутники. Вот почему некоторые учёные высказали предположение, что в далёкие времена на Марсе были условия для существования разумных существ, которые и создали эти спутники. А сейчас планета остывает, и жизнь на ней угасает. Куда же делись марсиане? Об этом можно только гадать, но не исключено, что они переселились на другие миры с помощью искусственных спутников Фобоса и Деймоса.

Всё это, конечно, лишь ГИПОТЕЗЫ. Опровергнуть их пока так же трудно, как и доказать. На Марс направлены мощные телескопы. Особенно удобно его изучать, когда наступает «великое противостояние». Это случается один раз в 15—17 лет. Последнее противостояние Марса было в 1956 г. следующее будет в 1971 г. Как знать, может быть, тогда учёные сумеют открыть что-то такое, что поможет решить марсианские загадки.

Источники: smexota.net, aforizmu.com, www.wikiznanie.ru, www.mifologija.ru, www.what-who.com

Бог Агни

В завершение сотворения Вселенной миру были явлены восемь великих богов. Наиболее блистательным и могучим из них...

Белобог и чернобог

Летели по небу над Окиян-Морем бескрайним три птицы. Летели три Ясна Сокола, Один впереди, два сзади. Первый...

Сварочные электроды

Основной сферой применения сварочных электродов является ручная электродуговая сварка типа ММА постоянным или переменным током. Преимуществом данного типа...

В мифологии, как ни в чем другом, выражается то, какие приоритеты имеет конкретный народ в своей духовной жизни. Например, у скандинавов бог войны - не только самый главный среди всех богов, но и самый высокоморальный среди всех высших существ. Он даже пожертвовал свой глаз для того, чтобы мир стоял. Бог же земледелия и торговцев - это хитрец и юла. Постоянно попадает в двусмысленные ситуации и отказывается от сражений.

Зеркало приоритетов

Марс, войны, никак не тянет на то, чтобы быть самым главным среди небесного божественного пантеона, потому что он слишком жесток и не умеет прощать никому. Римляне тонко подметили то, как меняются личности, когда начинают профессионально убивать себе подобных. Остервенение - вот какая самая главная черта характера их бога войны. Может, поэтому его и женило сознание народа на богине любви Венере, легкомысленной и ветреной. Это две крайности, которые дополняют друг друга. Народ римский чтил его, но не очень ревностно, потому что ничего животворящего война никогда не приносила. К могучему Юпитеру за помощью обращаться было как бы не по чину, поэтому они обращались к колченогому Пану. И тот понимал их, потому что взращивал жизнь и дружил с ларами и пенатами.

Вокруг него одни враги

Высшая божественная семейка римского народа была довольно сварливым сборищем. Меркурий сегодня дружен с Гефестом, а завтра найдет простого смертного - и давай его подначивать, чтобы тот наговорил дерзостей богу-кузнецу подземного огня. И подобные истории случались с каждым из богов, даже с Юпитером. Но это так понятно! Это так по-человечески...

И только бог Марс погружен в одну неотступную мысль - с кем бы сразиться и пролить кровь. Он даже на любовь с Венерой не разменивается. Его закаменелое сердце не подвластно стрелам Амура, шаловливого божка. Это страшит. Но мудрость способна остановить бога войны Марса. Под Троей во времена, когда он еще назывался Аресом, Афина остановила его, направив в грудь ему копье рукой Ахилла. И пролилась божественная кровь от руки героя. Но война продолжилась, потому что раненого тут же пригласили за стол Юпитера испить нектара. Поднесли чашу с ним. человечества - проливать человеческую кровь.

Народ, который половину древнего мира подчинил римскому орлу и постоянно рассылал во все стороны света медные легионы, божеству даже жертв не приносил. Считалось, что Марс (бог войны) сам себе находит жертвы в достаточных количествах. Это Пана нужно ублажать и приносить на его пенек краюху пресного хлеба и козье молоко, чтобы он свое лесное царство не насылал на обработанные поля.

Не очень древняя древность

А ведь древний бог войны не такой уж и древний! Ему никак не более 5 тысяч лет. У древних шумеров и египтян его не было. У еще более древних трипольских ариев грозный Громовержец надевал шлем лишь тогда, когда его лицо омрачалось и трепетала крыльями Обида. Тогда он призывал свою дочь Славу и говорил ей: «Иду в убийствах дело правое вершить» (из древнего гимна воина). Т. е. большинство древних народов в войне особой доблести не видели.

Марса выделили как отдельную божественную сущность тогда, когда начали образовываться государственные структуры. Но первоначальное понимание сущности войны так и не было до конца изгнано из умов народов силами «государственной необходимости». И даже архангел Михаил, ремейк древнего образа Светогора (свет горний, высший), не является профессиональным воином.

Без особых доблестей

Античные греки и римляне выделили Марса как бога войны, но не наделили его ни привлекательными чертами характера, ни особенными доблестями. Лишь у некоторых народов бог Марс представлялся вершиной таинственных иерархий, которые управляют миром. Эти народы можно перечислить на пальцах одной руки - монголы, древние евреи, папуасы из Папуа - Новой Гвинеи, скандинавы. Даже воинственное догонов, мужчины которого или спали, или воевали, своего бога войны в образе Змея держали подальше от своих жилищ - в пещере, чтобы он света белого не видел и не пожрал его.

Бог Марс пытается поссориться с Богом Фебом

Представляется рассказывающая, как видел мир Марс. Мифология римлян дает ясное представление о том, как зарождается война и какими средствами ее нужно предотвращать. В ссоре, в войне истины нет. Она в войне исчезает. И воин лишь тогда достоин своего высокого имени, когда он не является бездушным орудием Зла.

На одном из пиров богов светлый Феб начал удивлять всех своими творческими способностями. Он оживил посох Юпитера, украсив его листками мирта, его жене Юноне подарил вместо золотой короны, которая была изготовлена Гефестом в виде двух сплетенных змей с рубиновыми глазами, а вместо змей - двух живых птиц. Сам божественный кузнец, повелитель подземных огней, пришел в восторг и начал расхваливать творческие способности светлого бога солнца, признавая то, что подземные силы могучи, но они не имеют живой красоты.

Только один бог Марс оставался мрачным на веселом пиршестве, над которым царили мир и спокойствие. И вдруг он поднялся со своего места - широкий и могучий, и заслонил изящную фигуру Феба перед Юпитером. Он сказал: «А способен ли он защитить от меня все созданные им красоты?» и достал тяжелый меч. Все притихли. Но засмеялся светлый Феб. В руке его оказалась лира, он вышел из-за спины грозного бога и заиграл. Мгновенно рассеялись грозные тучи ссоры, а тяжелый меч Марса от звуков музыки превратился в Бросил древний бог войны посох на пол, но тот, железно звякнув, остановился у ног игравшего на лире светлого Феба.

Мораль данной мифологической притчи проста и в разъяснениях не нуждается.

Как нужно встречать Марса?

Когда с войной стучатся в дверь, то двери ей открывают добрые люди, чтобы война сама их не открыла. Так говорили И были правы. Римляне выразились еще жестче и точнее: «Кто хочет мира, тот готовится к войне». Хорошо это или плохо, но таковы реалии нашей жизни.

Те, которые молятся богу войны, бедствуют от неспособности создавать свои миры. Это происходит от скудости фантазии и отсутствия трудолюбия. Но и в войне они остаются такими же неспособными, как и в мире. И их остервенение страшно лишь тем, кто не вооружен. Недаром говорил Сципион, древнеримский полководец: «Лучшие солдаты - это крестьяне, потому что они упорные. А воинственные на войне мне не нужны».