Понятие ведущей деятельности а н леонтьев. Понятие ведущей деятельности (А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин)

Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н.Леонтьева. именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. одни из них играют большую роль в развитии, другие – меньшую. Поэтому нужно говорить о развитии психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности .

Каждая стадия развития, по А.Н.Леонтьеву, характеризуется определенным ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются не количественные показатели, а качественные . Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая обуславливает, во-первых, развитие отдельных психических процессов (мышления, памяти эмоций и пр.), во-вторых, развитие личности ребенка в целом и, в третьих, именно в рамках ведущей деятельности зарождаются новые формы деятельности ребенка.

Сензитивные периоды – оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов на определенном возрастном периоде.

Д.Б. Эльконин исходил из предположения, что психическое развитие ребёнка определяется познанием двух граней окружающей действительности – предметного мира и мира человеческих отношений . Поэтому ребёнок всегда включён в 2 системы отношений: «человек – предмет» (S-O) и «человек – человек» (S-S). Предметный мир отражает то, что было создано человечеством за всю историю существования. Каждый предмет представляет для ребёнка интерес не только как объект с определёнными физическими свойствами, но и как объект, имеющий определённое специальное значение, а также предполагающий возможность его использования для удовлетворения потребностей. Для этого особое значение имеет усвоение социально выработанных способов действий с предметами.

Мир отношений ребёнка с другими людьми позволяет ему «войти в общество». Ведь взрослый, помимо того, что является субъектом определённых индивидуально-психологических особенностей, в то же время посредством выполнения различных социальных ролей помогает ребёнку усвоить необходимые нормы отношений между людьми.

В своей периодизации Эльконин обращается к понятию «ведущая деятельность». Он считает, что можно выделить 2 группы «ведущих деятельностей». Первую образуют деятельности, которые способствуют усвоению ребёнком норм отношений между людьми (S-S) . Во вторую входят деятельности, направленные на усвоение способов действий с предметами (S-O) . На каждом возрастном этапе преимущественное развитие получает одна из них. Ребёнок поочерёдно усваивает отношений: «человек – предмет» и «человек – человек».

Название и границы возраста Ведущая деятельность Направленность деятельности Социальная ситуация развития Основные новообразования возраста
Младенчество До 1 года Непосредственно-эмоциональное общение Познание отношений (S-S) Взрослый – ребёнок 1. биологическая беспомощность младенца, зависимость удовлетворения его потребностей от взрослых, 2. ребёнок лишён основных средств социального общения (речи) - Переход к вертикальному положению тела, - Появление начальных элементов речи(гуление, лепет, отдельные слова), - Комплекс оживления (2 месяца), - Умение распознавать «своих» и «чужих» (5-6 месяцев)
Раннее детство 1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность Познание предмета (S-O) Ребёнок – предмет –взрослый 1. ребёнок стремится к самостоятельному выполнению действий с предметами, 2. образец действия с предметом принадлежит взрослому. - Развитие речи, - Развитие наглядно-действенного мышления. - Первое проявление самостоятельности (кризис «3 лет»).
Дошкольный возраст 3-6 лет Ролевая игра Познание отношений (S-S) Ребёнок – взрослый 1. желание постичь основу действий взрослых, 2. ребёнок отстранён от активного участия в деятельности и отношениях взрослых - Потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности, - Психологическая готовность к школе.
Младший школьный возраст 6-10 (11) лет Учебная деятельность Познание предмета (S-O) Ребёнок – сверстники 1. для успешной жизни в обществе необходимо усваивать соц. и культ. Опыт 2. в игре система знаний не формируется - Произвольность, - Внутренний план действий, - Самоконтроль, рефлексия.
Подростковый возраст 11-14 лет Интимно-личностное общение, Общественно-полезная деят. Познание отношений (S-S) Подросток – сверстники 1. стремление к независимости и самостоятельности, 2. ближайшее окружение относится как к ребёнку - Чувство взрослости, - Развитие самосознания (осознание себя как личности), - Подчинение групповым нормам, - Развитие абстрактно-логического мышления.
Ранняя юность 15-17 лет Учебно-профессиональная деятельность Познание предмета (S-O) Юноша – сверстники 1.зависимость от взрослых (экономическая и др.) 2.актуализируются потребности в самоопределении (кем быть и каким быть) - Формирование мировоззрения, - Готовность к профессиональному самоопределению. - Готовность к нравственному самоопределению.

Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности. Деятельность человека - это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутренний, психологический пласт. Категория деятельности является одной из фундаментальных психологических категорий и широко используется в детской психологии. Наиболее полно и конструктивно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.

Термином «деятельность » А. Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие - меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.

Каждая стадия развития, по А. Н. Леонтьеву, характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются отнюдь не количественные показатели, то есть сколько времени ребенок ею занят. Ведущая деятельность - это такая деятельность, в которой:

  • происходят главнейшие изменения в отдельных психических процессах;
  • развивается личность ребенка в целом;
  • зарождаются новые формы деятельности.

Классическим примером такой деятельности является ролевая игра , которая является ведущей для дошкольного возраста. Именно благодаря ей происходят главные изменения в психике и личности ребенка.

Психологически деятельность характеризуется тем, что ее предмет (то есть то, на что она направлена) всегда совпадает с тем, что побуждает человека к данной деятельности (то есть с ее мотивом). Например, ученик, готовясь к экзамену, читает учебник по литературе. Можно ли этот процесс назвать деятельностью? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить психологическую характеристику этого процесса, то есть его мотив. Если наш ученик, узнав, что экзамен отменяется, охотно бросает книгу, то ясно, что мотивом, побуждающим его читать, было вовсе не содержание книги, а необходимость сдать экзамен. То, на что было направлено чтение, не совпадало с тем, что побуждало его читать. Следовательно, в данном случае чтение не было для него деятельностью. Деятельностью здесь была подготовка к экзамену, а не чтение книги само по себе.

От деятельности следует отличать действие . Действие - это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. В приведенном выше случае чтение книги является именно действием. Ведь то, на что оно направлено (знакомство с содержанием книги), не является его мотивом. Побуждает его к чтению совсем не книга, а предстоящий экзамен.

Поскольку сам предмет действия не является мотивом и не побуждает действовать, для того чтобы действие возникло, необходимо, чтобы его предмет был осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую он входит (то есть чтобы человек понимал, для чего он это делает). Такое осознанное отношение становится целью действия. Таким образом, действие побуждается непосредственно осознаваемой целью. Например, цель чтения книги (усвоить ее содержание) стоит в определенном отношении к мотиву (сдать экзамен).

Действие реализуется посредством операций, представляющих собой конкретный способ осуществления действий. Если действия определяются целью, то операция зависит от условий, в которых эта цель дана, то есть задачей, требующей определенного способа действий. Одно и то же действие может осуществляться с помощью различных операций. Например, запоминать стихотворение можно, читая его вслух по частям, или переписывая, или молча, читая про себя, - все зависит от условий. Первоначально операции формируются как целенаправленные действия, и лишь затем они могут приобрести форму автоматизированного навыка.

Таким образом, структура деятельности включает три уровня: деятельность - действие - операция, которым соответствует психологический ряд «мотив - цель - задача». Однако эти уровни структуры деятельности не являются жестко фиксированными и постоянными. В ходе самой деятельности возникают новые мотивы, цели, задачи, в результате чего действие может превратиться в деятельность или в операцию, и таким образом происходит развитие деятельности.

Важнейшим механизмом развития деятельности является, по терминологии А. Н. Леонтьева, «сдвиг мотива на цель ». Суть его состоит в том, что цель, которая раньше побуждалась каким-то другим мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть сама становится мотивом. Продолжая наш пример с учеником, этот механизм можно проиллюстрировать следующим образом. Предположим, что, читая книжку, наш ученик так увлекся ее содержанием, что оно стало для него важнее и привлекательнее подготовки к экзамену, и, несмотря на отмену экзамена, он продолжает ее читать. Содержание книги стало для него самостоятельным мотивом, а значит - чтение этой книги из действия превратилось в деятельность.

Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только если действие вызывает яркие положительные эмоции .

«Впитывая » в себя радостные переживания, связанные с другими мотивами, предмет действия (его цель) сам приобретает положительный эмоциональный заряд и становится побудителем новой деятельности.

шпаргалка

14. Виды деятельности. Классификация деятельностей по А.Н.Леонтьеву. Понятие о ведущей деятельности

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей.

Но если попробовать обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, то они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее -- видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это -- общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.

Общение -- первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.

Игра -- это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности (как их побочный, дополнительный результат).

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.

Деятельность ведущая - одна из категорий отечественной возрастной психологии, обозначающая основную форму активности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе которой происходят главные изменения в его психическом развитии. В психологии развития ведущая деятельность рассматривается как форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая специально культивируется в определенный период детства для достижения целей развития.

Ведущая деятельность и новообразования в младшем школьном возрасте

Ребенок становится школьником тогда, когда обретает внутреннюю позицию школьника. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б...

Взаимосвязь свойств нервной системы и типов темперамента

Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы...

Влияние стиля руководства организатора на эффективность процесса решения задач различного типа

Для изучения эффективности групповой деятельности необходимо дать понятие малой группы, которая является субъектом этой деятельности. "Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа...

Возраст младшего подростка и его особенности

Ведущей называется такая деятельность, в которой формируются все психические функции и личность в целом. Только в учебной деятельности подростка развиваются внимание, память, мышление, закаляется воля и характер, проявляются способности...

В психологическом словаре даётся описание понятия деятельности: Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект...

Общая характеристика дошкольного периода

Ведущая деятельность в этот период - игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров...

Особенности образа "Я" неуверенного подростка

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников...

Понятие ведущей деятельности дошкольного периода развития ребенка

Понятие ведущей деятельности впервые в советской психологии встречается в трудах Л.С. Выготского. Так, анализируя детскую игру, он отмечает, что последняя является ведущей, но не преобладающей деятельностью. Вместе с тем Л.С...

Проблема развития в психологии и философии

Проблема развития ребенка становится приоритетной для российской психологии с 30-х годов. Однако общие теоретические аспекты возрастной психологии до сих пор остаются дискуссионными...

Психология и педагогика

Деятельность - совокупность действий, выполняющих определенную функцию. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности...

Психология и педагогика

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы...

Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет

Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития...

Развитие речи старших дошкольников

Детская игра - по-прежнему ведущий вид деятельности. Причем речь идет в первую очередь о самостоятельной, спонтанно организованной и регулируемой самими детьми сюжетно-ролевой игре, а вовсе не об игровых приемах, которые используют взрослые...

Трудовая деятельность осужденных в исправительных учреждениях общего режима как средство их реабилитации

Рассматривая трудовую деятельность, можно ее разделить на три вида: неквалифицированную, квалифицированную и высококвалифицированную...

Формирование психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования как фактора повышения качества их профессиональной подготовки

За основу классификации методов формирования и оценки сформированности социально-психологической компетентности субъектов среднего профессионального образования использована классификация психологических методов Б.Г. Ананьева...

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа рассматривается деятельность. Поскольку психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, она является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Эти методологические установки были сформированы у А.Н. Леонтьева еще в конце 1920х гг., когда он работал у Л.С. Выготского в рамках культурно–исторической концепции. Исследовал процессы памяти, которую трактовал как предметную деятельность, совершающуюся в определенных условиях общественно–исторического и онтогенетического развития.

В начале 30х гг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956–1963 гг., было показано, что на основе адекватного действия возможно формирование звуковысотного слуха даже у людей, обладающих плохим музыкальным слухом. Предложил рассматривать деятельность (соотносимую с мотивом) как состоящую из действий (имеющих свои цели) и операций (согласованных с условиями). В основу личности, в норме и патологии, закладывал иерархию ее мотивов. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно–смысловой сферы личности, методологии и истории психологии. В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека, лежит понятие высших психических функций, разработанное Л.С. Выготским.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций.

Деятельность - форма активного взаимодействия, в ходе которого животное или человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно–исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений.

Среди компонентов деятельности выделяют :

1. мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

2. цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий;

3. операции, с помощью деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации;

4. психофизиологические функции.

Характеристики деятельности :

1. Предметность – воспроизведение в деятельности тех качеств, которые заложены в предмете;

2. Субъективность – субъект обладает активностью (опыт, потребности, смысл);

3. Целесообразность;

4. Опосредованный характер (орудия, социум);

5. Социальная природа – усвоение общественно-исторического опыта.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей.

Но если попробовать обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, то они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это - общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.

Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности (как их побочный, дополнительный результат).

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.

Деятельность ведущая - одна из категорий отечественной возрастной психологии, обозначающая основную форму активности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе которой происходят главные изменения в его психическом развитии. В психологии развития ведущая деятельность рассматривается как форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая специально культивируется в определенный период детства для достижения целей развития.


Анализ деятельности педагога
На открытый урок русского языка меня позвал преподаватель 3 «А» класса Валентина Викторовна Якушенко. Ход урока отобразила в приложении № 3. Кроме меня на уроке присутствовали: Л.А. Попова (завуч второй смены), Порецкая М.А. (преподаватель русского языка) , Тауров Г.Т. (завуч первой смены). На данном уроке ученики были разбиты на 4 г...

Определение характера.
В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темп...

Проведение диагностической работы с применением различных диагностических методик. Методика «Неоконченные предложения»
Был получен запрос от классных руководителей и родителей учащихся 4-х классов, т.к. ученикам предстоит ПГК в этом году. Для диагностики учащихся мы использовали выбранную нами ранее методику «неоконченные предложения» т.к. эта методика наиболее подходит для уровня развития младших школьников. В результате опроса в целом дети спокойны и...