Презентация на тему день адыгов. Адыгейцы Территория проживания Адыгейцы (самоназвание адыгэ) народ в России и за рубежом, коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе








Те, кто по разным причинам посещали Северо-Западный Кавказ в XVIII – XIX вв., оставили многочисленные воспоминания о горном крае в стихах и прозе. Особенно следует выделить произведения М.Ю.Лермонтова, сумевшего более других проникнуть в характер черкесов.







Неудивительно, что образ черкесских воинов занимал много места в его творчестве. В стихотворениях и поэмах «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Измаил- бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Кинжал», «Дары Терека» - М.Ю. Лермонтов постоянно возвращается к этому образу.




Из качеств черкесских воинов М.Ю. Лермонтов на первое место ставил свободолюбие. Свобода была их главной святыней. Корни любви к свободе произрастали из любви к отечеству. Ради стороны родной черкесы могли пожертвовать жизнью. Даже будучи на чужбине, черкесы продолжали следовать им, сохранять и подчеркивать свою этническую принадлежность.


Одно из центральных мест в жизни черкесов занимала война, в силу того, что свою свободу и свое отечество им необходимо было постоянно защищать от воинственных соседей. Влияние войны, военного быта, постоянно присутствовали и проявлялись во всем строе жизни черкесских обществ. Война естественным образом связывалась со смыслом их жизни.






Война не вызывала у черкесов печали. То, что стало частью повседневного быта, не может пугать или печалить. Напротив, война будоражила кровь, заставляла трепетать от ужаса и счастья, рождая в людях особенную, священную радость. Черкесы не боялись погибнуть в бою. Такая смерть считалась самой лучшей и достойной долей для воина.


М.Ю. Лермонтов представляет черкесов искусными и удалыми воинами. Их тактика ведения боевых действий была тесно связана с природой местности и диктовалась ее обстоятельствами: … безвестными горами Блуждает он, дерется с казаками, И, заманив полки их за собой, Пустыню усыпает их костями И манит новых по дороге той. За ним устали русские гоняться, На крепости природные взбираться; Но отдохнуть черкесы не дают; То скроются, то снова нападут. Они как тень, как дымное виденье, И далеко и близко в то ж мгновенье. Измаил-бей


Военная удаль неразрывна с умением владеть оружием. По свидетельству М.Ю. Лермонтова, лучше всего черкесы владели шашкой. С виртуозностью они наносили молниеносные и страшные по силе удары: … Везде, налево и направо, Чертя по воздуху круги, Удары шашки упадают; Не видят блеск ее враги И беззащитно умирают!.. Измаил-бей


Военный образ жизни заставлял черкесов трепетно относиться к своему оружию, дорожить им, так как оружие было не только и не столько средством войны, но и главным его богатством и предметом особой гордости. Оружием украшались стены черкесской сакли: … Блистает по стенам кругом Богатство горца: ружья, стрелы, Кинжалы с набожным стихом…


Оружие придавало воину уверенность и силу. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дары Терека» подчеркнул эту слитность черкесских воинов с их оружием. В состав комплекта оружия черкесского воина входили: кинжал, шашка, лук и стрелы, пистолет, ружье, а также кольчуга, панцирь, шлем и налокотники (носили знатные воины).


Непременным качеством черкесских воинов была их храбрость. Подчеркивая эту сторону в характере черкесов, М.Ю. Лермонтов отмечал, что они не испытывали страха перед смертью и с достоинством встречали ее. В сражении рьяно атаковали своих врагов, делали это открыто и стремительно, вламываясь в ряды неприятеля:


Недолго Измаил стоял: Вздохнуть коню он только дал, Взглянул, и ринулся, и смял Врагов, и путь за ним кровавый Меж их рядами виден стал!... Как юный лев, разгорячаюсь, В средину их врубился князь;... За ним, погибель рассыпая, Вломилась шайка удалая... Измаил-бей


Храбрость черкесов в бою безрассудна. Они отчаянно бросались на врагов, не взирая на их превосходство. Воины-черкесы презирали трусов. Страшнее этого имени среди них ничего не было. Они предпочитали смерть в бою спасению бегством, так как немедленно превращались бы в изгоев не только в своем ауле, но и в своей собственной семье с несмываемой печатью позора.


Черкесы были лихими наездниками. Черкес и его конь составляли одно неразделимое целое. Взаимопонимание человека и животного было настолько полным, что конь сам подстраивался под своего наездника и во всех обстоятельствах делал то, что необходимо было делать.


На своих конях черкесы совершали опаснейшие трюки, которые для человека стороннего, казались безрассудными. Такое мастерство достигалось путем постоянных тренировок, которым уделялось много времени. Даже находясь уже в преклонном возрасте, черкесы не теряли своих наезднических навыков. Конь был равноправным товарищем черкесских воинов, непременной частью их ратной жизни. Черкесы доверяли своим коням также, как доверяли своему оружию: Не изменит добрый конь: С ним – и в воду и в огонь; Он, как вихрь, в степи широкой, С ним – все близко, что далеко… Измаил-бей


Кровная месть была давним и суровым механизмом поддержания равновесия в горском обществе. Эту сторону жизни горцев М.Ю. Лермонтов отобразил в стихотворениях «Каллы», «Хаджи Абрек». Честь не позволяла черкесам уклониться от исполнения древнего и обязательного обычая мщения, исполнение которого могло занимать много времени. Иногда этому посвящали всю жизнь. Месть в этом случае становилась смыслом жизни черкеса.


Месть как смысл жизни становилась делом всего народа, если его оскорбляли и унижали. И тогда не было покоя в черкесских селениях – каждый воин считал себя обязанным участвовать в возмездии и наказании обидчиков: позор оскорбления мог быть искуплен только кровью врагов.


Поэтический талант М.Ю. Лермонтова создал во многом идеальный образ черкесского воина, окружив его ореолом романтизма и экзотики. При этом поэт сильно способствовал тому, что герои его произведений утратили свою литературность и превратились в живых людей.



Черкесы
- народ в Российской Федерации,
проживающий в Карачаево-Черкесии, а также в
Краснодарском и Ставропольском краях, Адыгее,
Кабардино-Балкарии и других регионах.
Численность составляет около 73,2 тыс.

Одежда

Традиционный мужской
костюм -черкеска
однобортный кафтан с
открытой грудью, длиной
чуть ниже колен, с
широкими рукавами.
Молодые мужчины в
возрасте воина носили
черкески с короткими
рукавами - что бы не
стесняли движений в
бою.

Черкеска строго различалась у мужчин по
сословной принадлежности цветом:
белого цвета у князей;
красного у дворян;
серый, коричневый и чёрный у крестьян;
(синий, зелёный и другие цвета как правило
не использовали).

Бешмет по покрою напоминал черкеску но
был с закрытой грудью и стоячим воротником,
узкими рукавами, длина его была чуть выше
колена, шился как правило из светлого и
более тонкого материала, часто бешмет был
стеганый на ватной или шерстяной основе.

Штаны
с широким шагом к низу сужались.
Папаха шилась из овчины, белого, чёрного или
бурого цвета, высота варьировалась.

Башлык
шили из тонкого домашнего сукна или
покупного материала, украшался басонными
изделиями, редко вышивкой, чаще белого цвета
но бытовали и тёмных оттенков.

Бурка - длинный, войлочный плащ, черного,
редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка
его использовалась как кресало для высечения
огня.

Обувь - чувяки шились из сафьяна красного цвета,
как правило бытовали у высшего сословия,
крестьяне носили чувяки из сыромятной кожи или из
войлока. Ноговицы - из тонкой кожи или сафьяна,
украшенные галунами с подвязками под коленом с
серебряными пряжками.

Обязательными предметами мужского костюма были
кинжал и шашка. Кинжал - рукоять и ножны богато
украшались серебром, как правило, черненым - что
бы не демаскировать владельца, как и рукоять
шашки, но ножны шашки украшались галуном и
вышивкой золотом (этой работой занимались
молодые девушки горцев). Сейчас только некоторые
имеют полный комплект национального костюма и
появляются в нём по праздникам.

Женская
одежда была весьма разнообразна и
богата украшена. Как и мужская одежда она
различалась в сословных вариациях. В костюм
женщины входило платье, кафтан, рубаха,
штаны, многообразие головных уборов и обуви.

Язык

Черкесы
КЧР говорят на кабардиночеркесском языке абхазо-адыгской семьи
языков.

Пища

В
летнее время года в пищу употребляются
в основном молочные продукты и овощные
блюда, зимой и весной преобладают
мучные и мясные блюда. Наиболее
популярен слоёный хлеб из пресного
теста, который употребляют с калмыцким
чаем (зелёным с солью и сливками).
Выпекают также дрожжевой хлеб. Широко
употребляются кукурузная мука и крупа.

Национальное блюдо

блюдо, либжа- курица
или индюшка с соусом, заправленным
толчёным чесноком и красным перцем.
Национальное

Мясо
водоплавающих птиц употребляют
только жареным. Баранину и говядину
подают к столу варёными, обычно с
приправой из кислого молока с толчёным
чесноком и солью (бжыныху шыпс).

После варёного мяса обязательно подают
бульон, после жареного - кислое молоко. Из
просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и
по большим праздникам готовят бэхъсымэ
(национальный слабоалкогольный напиток).

праздникам делают халву (из
поджаренной пшённой или пшеничной
муки в сиропе), пекут пирожки и пироги).
По

Основные занятия

отгонное
скотоводство (овцы, козы,
лошади, крупный рогатый скот);
садоводство;
виноградарство;
особое место занимало разведение
лошадей.

Черкесы
были объединены в независимые
сельские общины, имевшие органы
самоуправления. Их члены были связаны
круговой порукой, пользовались общими
земельными и пастбищными угодьями, правом
голоса на народных собраниях.

Сохранялись патрилинейные родственные группы
(члены которых иногда образовывали особые
кварталы в селениях), обычаи кровной мести,
гостеприимство, куначество. Брак был строго
экзогамным. Брачные запреты распространялись на
всех родственников по обеим линиям, на потомков
людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали
левират и сорорат, аталычество. Браки заключались
через уплату калыма.

Жилище

имело плетёные стены на столбовом каркасе,
обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу
из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол.
Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в
семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к
другу, двери каждой комнаты выходили во двор.

Кунацкой
служила одна из комнат или отдельная
постройка. У стены между дверью и окном
устраивали открытый очаг с плетёным дымарём,
внутри которого устанавливали перекладину для
подвешивания котла. Хозяйственные постройки
также делались из плетня, часто имели круглую
или овальную форму. Современные черкесы
возводят квадратные многокомнатные дома.

Культура и религия

В
древней культуре адыгов (черкесов)
центральное место занимает моральноэтический и философский кодекс «Адыгэ
Хабзэ», сформировавшийся под
воздействием древней религиозной системы
черкесов и доведенный до совершенства
многовековой историей народа.В фольклоре
центральное место занимает нартский эпос,
положительные герои которого служат
образцом соблюдения кодекса «Адыгэ Хабзэ».

Развито
искусство сказителей и исполнителей
песен. Распространены песни-плачи,
трудовые и шуточные песни. Традиционные
музыкальные инструменты - скрипка,
свирель, трещотка, различные бубны, на
которых играли руками и палочками. В конце
XVIII века получила распространение
гармоника.

Черкесы в ссср

В 1921 на Северном Кавказе
образована Горская
Автономная Советская
Социалистическая
Республика в составе РСФСР.
В январе 1922 образована
Карачаево-Черкесская
автономная область в
составе РСФСР. 26 апреля
1926 Карачаево-Черкесская
АО поделена на
Карачаевскую АО и
Черкесский национальный
округ.

Презентация на тему: История черкесского народа
Презентацию подготовил:
Студент группы №12а
Белимготов Ислам Бесланович
Руководитель проекта: Ерёмин
Владимир Николаевич

«Хабзэ»
-
неписаным
сводом
моральных и социальных правил, которые
соблюдались при всех обстоятельствах.
Именно эти правила определяли права и
обязанности каждого человека, группы или
класса
людей.
Все,
независимо
от
положения, должны были придерживаться
их, так как любое отклонение от них
считалось позорным и непозволительным.
Однако эти правила дополнялись или
изменялись согласно обстоятельствам.
«Адыгэ Хабзэ – это мера поведения
людей, в результате многократного и
довольно
продолжительного
времени,
дающий положительный результат обществу
и семье-это и есть обычай».

Национальная одежда и кабардинская порода лошадей

Красивая и удобная одежда адыгов состоит
из бешмета или архалука, черкески, пуговиц,
чувяков, бурки и папахи, обшитой галуном, с
башлыком, напоминающим фригийскую шапку.
Существовали строгие правила ее ношения.
очень важна была и манера носить черкеску. Ее
носили застегнутой и подпоясанной узким
ременным поясом, на котором висел кинжал,
иногда
пистолет
и
шашка.
Наиболее
бросающейся в глаза деталью были газырницы
- нагрудные карманы с мелкими отделениями, в
которых хранились трубочки с зарядами для
оружия - газыри.
Кабардинская порода лошадей (адыгэш) - одна из старейших пород верхово-упряжного типа. Вошла во все
мировые справочники по коневодству. Отличительной чертой кабардинских лошадей были крепкие ноги и
особая форма копыт "стаканчиком". "У таких лошадей мышечная часть подошвы залегала глубоко, как бы на дне
перевернутого стакана, и она почти кругом обрастала роговым образованием, крепким, как кость" (С. Мафедзев).
И поэтому кабардинскую породу лошадей не ковали.

Как и у других народов, в черкесской кухне
преобладали злаковые культуры. Этим можно и
объяснить такой интересный факт, что все блюда,
готовящиеся из злаков, начинались на «хьа» - в
переводе с черкесского «злак»: хьэлыуэ, хьэтыкъ,
хьэгулывэ и многие другие.
Самый популярный злак у черкесов - кукуруза
(нартыху). До адыгов кукуруза дошла в XVI веке из
Северной Америки. Адыгам настолько понравился
этот злак, что они дали ему собственное название нартыху («еда нартов»).
Когда речь заходит о черкесской кухне, нужно
обязательно обратить внимание на такой
немаловажный факт, что подсолнечное масло
черкесы начали использовать в XX веке, а до этого
времени все блюда готовились исключительно на
сметане, масле, бараньем жире, которое они
изготавливали в домашних условиях.
Черкесский стол и все те правила, которые строго нужно было соблюдать за столом, твердо укоренились и не
поддаются никаким изменениям, мало того - они доведены до совершенства. Туда входит посадка за столом, делёж
пищи между присутствующими, и глава стола Тхьэмадэ, который следит за проведением трапезы. У него есть
помощник унэут или щхьэгэрыт, который следит, чтобы не было грязи на столах, они приносят и уносят посуду с пищей.

Беседа на тему:

«Традиции и обычаи адыгов».

Цели беседы:

  1. Рассказать о традициях и обычаях адыгейского народа.
  2. Формировать нравственные качества: уважение к старшим, скромность, вежливость и т. д.

Ход беседы:

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ учителя «Традиции и обычаи адыгов».

У каждого народа имеются свои обычаи и традиции, которые формировались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. Много их и у адыгейского народа.

Одна из самых лучших традиций адыгов – традиция уважения к старшим. Традиция уважения старших прививается детям с самого раннего детства. В присутствии старших молодые должны вести себя скромно, всем своим видом выражать внимание, уважение, готовность исполнить любое поручение. Они не должны держать руки в карманах, стоять полусогнутыми, сидеть развалившись, поворачиваться к другим спиной, ёрзать на стуле, чесать затылок. В языке существуют специальные вежливо-скромные формы обращения к старшим для выражения им благодарности.

3. Рассказ учителя «Скала стариков».

Эта скала мрачной стеной поднимается над горной речкой Аше. Называется она так не случайно. В давние времена у обитавшего здесь племени шапсугов существовал жестокий обычай – убивать пожилых, становящихся для семьи и бесполезными для племени людей. Уповая на волю Аллаха, стариков сбрасывали со скалы собственные дети. Избранную для этого скалу называли скалой стариков.

В ту пору в одном из аулов жил шапсуг Тахир. Был он когда-то самым бесстрашным сыном племени. И был у него сын Казбек, который заботился о нём. Скоро Тахир совсем постарел и стал таким немощным, что и за собой не мог как следует ухаживать.

Пора на скалу стариков, - говорили о нём люди племени.

Но Казбек очень сильно любил своего отца.

Я спрячу тебя вон в ту пещеру, - предложил Казбек. – Буду к тебе приходить с пищей, от тебя возвращаться с советами. А в ауле пусть думают, что я сбросил тебя со скалы. Так они и сделали.

Ежегодно в ауле проходили состязания молодёжи. И благодаря своему отцу, во всех состязаниях побеждал Казбек. А когда на аул напали башибузуки, то Тахир подсказал Казбеку, как разбить врагов. И аул был спасён.

Когда на торжествах по случаю победы юного Казбека назвали спасителем племени, он смутился и ответил:

Не я ваш спаситель. Всё, что я сделал, я сделал по совету своего отца Тахира. Прожитые годы сделали его кладом опыта и мудрости.

И с тех пор стариков перестали сбрасывать со скалы в пропасть, окружали их уважением и почётом.

4. Знакомство с обычаем гостеприимства.

Обычай гостеприимства берёт своё начало в глубокой древности. Каждый народ в этот обычай внёс свою специфику. Адыгейское гостеприимство отличается своей необычной утончённостью. Оно распространяется на всех адыгов, независимо от их состояния. Гость является священным, неприкосновенным лицом, считается, что он несёт с собой счастье и благополучие. Долг каждого адыга пригласить в дом тех, кто нуждается в пище и ночлеге.

Правом гостеприимства пользуется и стар и млад, богатый и бедный, мужчина и женщина, друг и враг. Наибольшим почётом пользуется гость из дальних краёв.

Рядом с жилым домом каждая семья строит специальный дом – кунацкую. Двери кунацкой открыты в любое время дня и ночи.

Священный долг хозяина – охранять покой и защищать гостя. Наиболее почётным гостям принято дарить подарки. Покидающего дом гостя провожают до края аула, желают ему счастливого пути.

5. Чтение и обсуждение стихотворения «О гостях».

О гостях.

Говорят, что в доме у черкеса

Комната особая была.

Для неё, черкес, как и для песен

Не жалел душевного тепла.

Старики ещё, наверно, помнят:

В ней висели дивные ковры.

Только эта – лучшая из комнат –

Всё же пустовала до поры.

Но не даром в доме домочадцы

Каждый день заботились о ней, -

Могут гости даже не стучаться,

Дверь её открыта для гостей.

Заходи, знакомый, незнакомый,

Одолевший многодневный путь!

Гость адыга – это праздник дома,

Значит, можешь, путник отдохнуть!

Начинай рассказ свой о столицах,

И о сёлах начинай рассказ…

Нам бы у адыгов поучиться

Древнему обычаю сейчас.

Как бы мир тревожный изменился,

Мир с тугими жилами дорог,

Если б в каждом сердце отводился

Гостю самый лучший уголок.

Л. Сорокин.

6. «Если родился ребёнок» - обычай, связанный с рождением ребёнка.

Когда в семье рождается ребёнок, весть об этом разносится по всему аулу. В честь этого события сажают дерево. При рождении мальчика чаще сажают орех, если родилась девочка – яблоню.

Когда малыш делает первые шаги, в доме устраивают праздник.

Чтобы узнать, кем по профессии будет ребёнок, ему предлагают различные предметы и игрушки. Если малыш выберет гармошку – он будет музыкантом, если градусник – врачом, если молоток – плотником, книгу – писателем или поэтом. По обычаю в этот день гости, родственники и соседи дарят малышу подарки.

7. Чтение и обсуждение стихотворения К. Жане «У адыгов обычай такой».

У адыгов обычай такой.

Если где-то в кругу молодых

Держит речь седовласый адыг,

Ты не вздумай его перебить,

Уважай его возраст седой, -

У адыгов обычай такой.

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой.

Если гость постучит у двери, -

Гостю сердце своё отвори.

И полдома на время отдай,

И четлибжем его угощай,

И пои ключевою водой, -

У адыгов обычай такой!

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой!

Если строишь ты заново дом, -

Весь аул помогает трудом.

Ты один не поднимаешь бревно,

А для всех как пушинка оно.

Встанет радостным дом над рекой,

У адыгов обычай такой.

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой!

Если дочь родилась или сын,

Нашей славной страны гражданин, -

Ты прижми его нежно к груди,

А в саду деревцо посади,

В честь того, кто нарушил покой, -

У адыгов обычай такой!

Баю – бай, баю – бай,

Баю – бай, мой малыш, засыпай.

А-а-а, а-а-а, у адыгов обычай такой.

8. Знакомство с этической программой «Адыгэ хабзэ».

За основу воспитания гражданина Адыгеи необходимо взять нравственные законы «Адыгэ хабзэ», впитавшие в себя лучшие качества характера адыгского народа, для которого высокие этические принципы всегда были нормой поведения. «Адыгэ хабзэ» - это устный памятник культуры, спроектировавший такую модель поведения, которой надо придерживаться любому черкесу, желающему сохранить духовную и материальную связь с предками. Эта программа может справедливо являться программой социального воспитания и жизнедеятельности всех граждан, проживающих в республике Адыгея.

Давайте познакомимся с основными принципами программы «Адыгэ хабзэ».

Почитание древности. Должно испытывать уважение к родителям, особенно в их старости. Помни, что они даровали тебе жизнь и что ты их плоть и кровь.

Институт старшинства. Предполагает заслуженное уважение к мудрости и справедливости, это древний живой закон адыгов с распределением прав и обязанностей в обществе.

Мужчина. По адыгским канонам наделялся такими качествами, как мужество, сдержанность, благородство в повседневной жизни. Мужчина ответственен за материальное благополучие семьи и детей своего рода, оставшихся сиротами. Мужчина – пример для детей.

Женщина. Создаёт домашний уют, воспитывает из сыновей мужчин и будущих отцов, из дочерей – женщин и будущих матерей.

Дети. Обязаны уважать старших, и по мере взросления становиться более самостоятельными, переводя своё внимание на помощь стареющим родителям.

Добро и зло. Человеку дан разум, чтобы различать добро и зло. Необходимо творить добро, не требуя взамен благодарности.

Военное дело. Быть воином – для адыга может стать профессией, это гарантирует мир.

Культ красоты и гармонии. Поклоняйся красоте и почитай её. Красота – это гармония. Стремись к ней во всём.

Красота от Бога – это красота женщина.

Красота, которой мы окружены – это природа.

Красота, которую мы создаём сами – это красота взаимоотношений между людьми.

Добродетель. Не хвались своими способностями. Не гонись за дурной славой. Адыг, достигший силы и уверенности в себе, не будет кичиться своими достижениями. Необходимо презирать обман и раболепство перед сильнейшим. Чистый разум, твёрдость в убеждениях всегда укажут правильный путь.

Законы «Адыгэ хабзэ» указывают человеку путь к совершенствованию добродетели, способствуют установлению между людьми гармоничных отношений.

9. Подведение итогов.



Территория проживания Адыгейцы (самоназвание адыги) народ в России и за рубежом, коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи собирательный термин западно-адыгских субэтносов.Адыгейцы (самоназвание адыги) народ в России и за рубежом, коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи собирательный термин западно-адыгских субэтносов.России Адыгеи Краснодарского края АнапыСочиадыгских России Адыгеи Краснодарского края АнапыСочиадыгских


История 27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре, территориально не входившем в ее состав. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года.27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре, территориально не входившем в ее состав. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года.Черкесская (Адыгейская) автономная область КраснодареАдыгейская (Черкесская) автономная область Северо-Кавказского края Азово-Черноморского края Краснодарского края Адыгейская АОЧеркесская (Адыгейская) автономная область КраснодареАдыгейская (Черкесская) автономная область Северо-Кавказского края Азово-Черноморского края Краснодарского края Адыгейская АО 10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края.10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края.Адыгейской АОМайкоп Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края Адыгейской АОМайкоп Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края 5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года Республика Адыгея.5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года Республика Адыгея.Адыгейская АССРКраснодарского края Президент РФССР Адыгея Республика Адыгея Адыгейская АССРКраснодарского края Президент РФССР Адыгея Республика Адыгея


Религия Жители Адыгеи исповедуют различные религии. Верующие адыгейцы относятся к мусульманам- суннитам. К мусульманам-суннитам относятся также татары. Они наряду с Кораном признают также сунну, т. е. признанные достоверными предания о поступках Мухаммеда. Русские, украинцы, белорусы в основном исповедуют православную религию. Она возникла в 395 году с разделением Римской империи на Западную и Восточную. На территорию Адыгеи христианство проникло в 16 веке. Православие имело распространение и среди адыгов.Жители Адыгеи исповедуют различные религии. Верующие адыгейцы относятся к мусульманам- суннитам. К мусульманам-суннитам относятся также татары. Они наряду с Кораном признают также сунну, т. е. признанные достоверными предания о поступках Мухаммеда. Русские, украинцы, белорусы в основном исповедуют православную религию. Она возникла в 395 году с разделением Римской империи на Западную и Восточную. На территорию Адыгеи христианство проникло в 16 веке. Православие имело распространение и среди адыгов.


Культура Культура Адыгея ныне переживает самый настоящий культурный ренессанс. В последние годы здесь созданы симфонический оркестр, камерный музыкальный театр, профессиональный оркестр народных инструментов "Русская удаль". В республиканском драматическом театре на малой сцене работает творческий коллектив "Квадрат". Картинная галерея знакомит любителей изобразительного искусства с творчеством известных мастеров живописи, графики, скульптуры, фотографии, народных ремесел Адыгеи, Кубани, России, ближнего и дальнего зарубежья.Адыгея ныне переживает самый настоящий культурный ренессанс. В последние годы здесь созданы симфонический оркестр, камерный музыкальный театр, профессиональный оркестр народных инструментов "Русская удаль". В республиканском драматическом театре на малой сцене работает творческий коллектив "Квадрат". Картинная галерея знакомит любителей изобразительного искусства с творчеством известных мастеров живописи, графики, скульптуры, фотографии, народных ремесел Адыгеи, Кубани, России, ближнего и дальнего зарубежья.


Традиции Традиционные занятия пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву. Одежда и предметы быта адыгейцев издавна украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, шелком, шнуром, аппликацией. В узорах преобладают крупные растительные мотивы, негусто заполняющие фон.Традиционные занятия пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву. Одежда и предметы быта адыгейцев издавна украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, шелком, шнуром, аппликацией. В узорах преобладают крупные растительные мотивы, негусто заполняющие фон.


Традиционная одежда Традиционная одежда Традиционная одежда Одежда обще северо кавказского типа, у мужчин – нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы. У женщин – шаровары, ниж. рубаха,У женщин – шаровары, ниж. рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок.


Животноводство "Черкесы содержат большие стада крупного рогатого скота и овец; по числу голов скота и лошадей здесь оценивается богатство семьи. Рогатый скот малорослый, но сильный и неприхотливый. Быков запрягают в повозки и в плуг. Овцы составляют почти все богатство черкесов и являются самой важной основой их хозяйства. Овец доят и из их молока делают сыр. Летом овец выгоняют на пастбища в горы."Черкесы содержат большие стада крупного рогатого скота и овец; по числу голов скота и лошадей здесь оценивается богатство семьи. Рогатый скот малорослый, но сильный и неприхотливый. Быков запрягают в повозки и в плуг. Овцы составляют почти все богатство черкесов и являются самой важной основой их хозяйства. Овец доят и из их молока делают сыр. Летом овец выгоняют на пастбища в горы. Поскольку черкесы являются превосходными всадниками, они уделяют много внимания разведению лошадей, которые отличаются легкостью, выносливостью и очень крепкой ногой". Поскольку черкесы являются превосходными всадниками, они уделяют много внимания разведению лошадей, которые отличаются легкостью, выносливостью и очень крепкой ногой".


А. де ля Мотрэ, французский путешественник " Почти невозможно поверить тому огромному количеству диких животных и дичи, которые встречаются в этой земле, несмотря на то, что их убивают здесь в большом количестве, так как все население является охотниками, и охота здесь настолько же дозволена, насколько и обильна "." Почти невозможно поверить тому огромному количеству диких животных и дичи, которые встречаются в этой земле, несмотря на то, что их убивают здесь в большом количестве, так как все население является охотниками, и охота здесь настолько же дозволена, насколько и обильна ".