Устройство и технология армирования ростверков. Армирование ростверка на одиночной свае Армирование ростверка под колонну

При изготовлении монолитной подземной несущей конструкции необходимо армирование фундамента для восприятия растягивающих нагрузок. В лентах и ростверках применяются горизонтальные каркасы, в столбах и сваях – вертикальные. Плиты армируются сетками, на отдельных участках армопояса усиливаются анкерами.

Для чего армируются фундаменты?

Фундаменты испытывают нагрузки сжатия, кручения, сдвига и растяжения. Конструкционный материал бетон справляется со всеми из них, кроме последней. Для восприятия усилий растяжения без разрушения бетона применяется армирование фундамента в двух уровнях. Нижний пояс компенсирует сборные нагрузки, верхний – силы вспучивания, действующие на подошву подземной конструкции.

Внимание: В обязательном порядке производится расчет армирования для вычисления толщины прутков, их количества в каждом поясе и минимальное содержание арматуры в сечении бетонной конструкции.

Какая арматура используется?

Согласно СП 20.13330 и СП 22.13330 основные элементы каркасов и сеток (прутки продольные) изготавливаются из 10 – 16 мм «рифленки». Это арматура периодического сечения с боковой насечкой класса А400. Все остальные элементы создаются из 6 – 8 мм арматуры гладкой А240.

Внимание: В несущих конструкциях следует использовать металлическую арматуру. Композитные материалы для фундаментов не пригодны.

Проволочная скрутка деталей каркасов/сеток более надежна, чем сварочные соединения и пластиковые хомуты. Сварка ослабляет сталь в прилежащих зонах, полимерные хомуты рвутся и сдвигаются при перемещении внутри опалубки бетона.

Схемы армирования фундаментов

В идеальных условиях фундаменты можно армировать только возле подошвы, чтобы исключить разрушение от сборных нагрузок. Это возможно на непучинистых грунтах либо при компенсации сил пучения дренажом, утеплением и использованием нерудных материалов в засыпках, подстилающих слоях.

На практике проектировщики перестраховываются, закладывая два армопояса. Кроме рабочей арматуры необходима монтажная и технологическая:

В зависимости от конструкции фундамента технологии армирования существенно отличаются.

Плиты

Простейшую схему армирования имеет плита плавающая. Внутри нее размещены две сетки с соблюдением условий:

Для ребристых плит схемы усложняются, внутрь каждого ребра жесткости укладывается арматурный каркас, жестко связанный с сетками.

В кессонных плитах добавляется подвал монолитной конструкции, стены которого армируются каркасами по аналогии с МЗЛФ, пол сетками, как у обычной плиты.

Внимание: В плитных фундаментах сложной конструкции арматура разных элементов должна быть перевязана между собой проволочными скрутками.

В зависимости от технологии плитного фундамента защитный слой будет разным:

  • гладкие плиты отливают поверх подбетонки, поэтому достаточно 2,5 см прокладок под нижнюю сетку
  • УШП и ребристее плиты чаше бетонируют поверх экструдированного пенополистирола, рекомендуется нижний слой 3 – 4 см
  • отсутствие утеплителя и подбетонки толщина прокладок должна увеличиться до 5 – 7 см
  • толщина бокового защитного слоя более стабильна, составляет 2,5 – 5 см в зависимости от диаметра стержней

Внимание: В незаглубленных и малозаглубленных плитах всегда присутствуют люки для разводки коммуникаций. Если диаметр меньше 15 см, усиливать конструкцию не нужно. Для больших отверстий следует укладывать прутки по периметру и над углами для их усиления.

Ленты

Ленточный фундамент полностью опирается на основание. Поэтому от веса здания и прочих эксплуатационных нагрузок его верхняя грань сжимается, нижняя растягивается. Силы пучения, наоборот сжимают подошву и растягивают верхнюю часть.

Классическая схема армирования малозаглубленной ленты выглядит следующим образом:

При небольшой ширине ленты используется два продольных стержня в каждом поясе. С увеличением размера бетонной конструкции их количество так же повышается.

Внимание: Если каркасы вяжутся по месту, запрещено укладывать прутки на углах внахлест. Их нужно изогнуть под прямым углом (40 – 80 см от края), уложить длинными концами на соседние стороны общего угла.

Ростверки

В отличие от лент МЗЛФ ростверки контакта с землей не имеют, силы пучения на них не действуют. Зато они опираются на столбы или сваи меньшей площадью. Поэтому при внешней схожести схемы армирования лент и ростверков отличаются:

Технологическая и монтажная арматура так же используются в поперечном армировании. Это придающие пространственную форму конструкции перемычки и хомуты из гладких стержней.

Внимание: Армопояса ростверка могут быть жестко связаны с каркасами вертикальных элементов фундамента (столб, свая) или не соприкасаться между собой при шарнирной схеме сочленений.

Столбы

Столбчатый фундамент считается наименее устойчивым, поэтому в 75% случаев оборудуется опорными плитами в подошве каждого столба. Поэтому схема армирования отличается от других конструкций фундамента:

Арматуру выпускают из бетона, чтобы позже изогнуть половину прутков на уровне нижнего армопояса ростверка, оставшиеся – на высоте верхнего пояса и привязать к ним проволокой.

Внимание: Углы и сопряжения анкерятся аналогично ленте МЗЛФ Г-образными или П-образными элементами.

Сваи

Проще всего армируются буровые сваи. В зависимости от диаметра и минимального процента армирования используется 3 – 5 прутков, обвязанных треугольным, квадратным или пятигранным хомутом, соответственно.

Вместо хомутов индивидуальные застройщики применяют куски гладкой арматуры, однако увеличится расход вязальной проволоки. Концы прутков тоже выступают из бетона по аналогии со столбами для вмуровывания в монолитный ростверк.

Внимание: Если используются стальные, брусовые балки для легких стен надворной постройки, арматуру выпускать не нужно, верхний защитный слой составляет 5 – 7 см. на эту глубину следует утопить стальные изделия, чтобы защитить их от коррозии.

Технологии армирования

В сметах строительства указаны расчетные характеристики арматуры с привязкой к конкретным эксплуатационным условиям. Однако индивидуальному застройщику следует знать некоторые нюансы изготовления каркасов и сеток из отдельных деталей.

Изготовление сетки

Ввиду крупного габарита фундаментной плиты арматурная сетка вяжется по месту эксплуатации из перекрещивающихся прутков или собирается из готовых карт, продающихся на стройрынках. При промышленном производстве сеток применяются высокопроизводительные сварочные стыки. При самостоятельной вязке лучше использовать проволоку вязальную.

Вязка каркасов

При использовании хомутов производительность сооружения каркасов повышается минимум впятеро, расходуется меньше проволоки. При этом следует учесть:

  • хомуты пригодны для размеров ростверка 40 х 40 см максимум
  • число прутков продольных в ряду не должно быть больше 4-х

Поэтому ростверки с сечением балок больше указанных значений сооружают из двух решеток, установленных вертикально. Между собой их обвязывают поперечными горизонтальными перемычками с учетом защитных слоев. Конструкция укладывается на прокладки, боковые защитные слои обеспечиваются полимерными кольцами. Они надеваются на стержни, предотвращают контакт с опалубкой.

Таким образом, элементы фундаментов разных конструкций армируются не одинаково. Необходимо учесть приведенные схемы и рекомендации, чтобы добиться при минимально возможном бюджете максимального качества и ресурса подземной конструкции.

Для обеспечения устойчивости возводимых строений применяются различные типы фундаментов, в том числе свайный. Такое основание положительно зарекомендовало себя при выполнении работ на мерзлых грунтах, в условиях наклонной стройплощадки, а также на слабых почвах с близко расположенными грунтовыми водами. Усиление стальной арматурой ростверковой конструкции позволяет сформировать прочную основу для будущего строения. Армирование ростверка свайного фундамента осуществляется на основании чертежа и результатов предварительно выполненных расчетов.

Что представляет собой ростверк

Далеко не все частные застройщики знакомы со специальными строительными терминами. Среди профессионалов часто можно услышать слово «ростверк». Рассмотрим, что он собой представляет.

Это нагруженный элемент свайной основы, который выполняет ряд ответственных задач:

  • объединяет оголовки опор общим силовым контуром, усиленным арматурой;
  • предотвращает возможность смещения опорных элементов от вертикальной оси.

На основании предварительно разработанной документации и специальных расчетов определяются размеры и конструктивные особенности ростверка.

Ростверк – это монолитный элемент основания здания, соединяющий отдельно стоящие столбы или сваи в единую систему

Для оснований с опорными колоннами применяются следующие конструкции:

  • ленточная. Она объединяет расположенные под несущими стенами опоры в силовой контур с помощью цельной бетонной ленты;
  • плитная. Конфигурация повторяет форму здания и объединяет оголовки опор с помощью монолитной плиты.

Существуют различные варианты ростверкового фундамента, каждый из которых имеет свои особенности:

  • монолитный. Цельная конструкция формируется в результате твердения бетонного раствора, залитого в сборную щитовую опалубку;
  • сборный. Состоит из изготовленных промышленным методом железобетонных элементов, которые опираются на колонны.

Несмотря на отличия в конструкции, все виды ростверка образуют прочную основу, обеспечивающую устойчивость капитальных стен здания. Обвязка оголовков свайных опор, расположенных в грунте, обеспечивает повышенный запас прочности. Это делает пространственную систему более жесткой и менее восприимчивой к влиянию нагрузок. Усиление стальными стержнями свайного и ленточного фундамента повышает ресурс эксплуатации строения, формируя монолитную основу.

Конструкция ростверкового фундамента

Ростверк основания свайного типа, представляющий цельную железобетонную ленту, может располагаться на различном уровне относительно грунта.


Ростверк представляет собой ленточную конструкцию, соединяющую отдельно стоящие сваи между собой

Для возведения стен зданий сооружаются различные виды ростверков, отличающиеся расположением относительно нулевой отметки:

  • возвышающийся. Нижняя плоскость силового контура располагается выше уровня почвы не менее чем на 15 см. Высокая конструкция сооружается для облегченных зданий, строительство которых осуществляется на всех типах грунтов. Она является незаменимой для проблемных грунтов и требует надежного усиления стальной арматурой. Это обусловлено наличием свободного пространства между поверхностью почвы и бетонной окантовкой;
  • расположенный на уровне почвы или наземный ростверк. Он формируется на песчано-щебеночной подушке без погружения в грунт. Главная особенность наземной конструкции – это касание бетонного монолита поверхности почвы с нулевым зазором. Такая конструкция применяется на стабильных почвах, которые не подвержены деформации в результате морозного пучения. При замерзании почвы велика вероятность нарушения целостности бетонного контура;
  • не глубоко заглубленный. Опорная плоскость бетонного усиления опирается на щебеночно-песчаную подсыпку, расположенную ниже нулевой отметки в глубине приямка. Конструктивно такое основание похоже на фундамент ленточного типа, который выполняется на свайных опорах. Процесс сооружения довольно трудоемкий и связан со значительными расходами. Эта конструкция используется на грунтах с пониженной несущей способностью для строительства крупных строений.

Свайные фундаменты сооружают для возведения облегченных построек. Конструкция ростверка фундамента, представляющего бетонную окантовку, обеспечивает устойчивость таких строений. Ширина ленты соответствует толщине стен, а высота контура составляет не более 0,4 м.


Также ростверк выступает в качестве опорной поверхности, на которой возводятся стены здания

С какой целью выполняется армирование ростверка свайного фундамента

Необходимость укрепить фундамент строения с помощью арматурной решетки связана со свойствами бетонного состава. Бетон восприимчив к влиянию деформации, вызывающей растяжение и изгиб. В результате таких деформационных процессов возможно разрушение основания, хотя материал способен воспринимать значительные сжимающие нагрузки.

Усиление стальной арматурой ростверка свайного основания укрепляет конструкцию, повышает ее устойчивость, а также положительно влияет на долговечность возводимого строения. Мощный каркас, забетонированный в бетонной ленте, повышает прочность основания, компенсирует различные виды нагрузок и крутящих моментов.

С целью повышения прочностных характеристик свайной основы необходимо также укрепить опорные колонны. Находящиеся внутри опор арматурные прутки объединяются с ростверковой лентой в общий силовой контур.

Укрепление ростверка свайной основы с помощью арматуры обеспечивает:

  • устойчивость бетонного массива, воспринимающего реакцию сил морозного пучения;
  • повышение прочностных характеристик основы, на которую действует вес здания;
  • защиту основания, которое сооружено из бетона пониженной прочности.

Используя стальную арматуру для укрепления ростверковой основы можно предотвратить влияние негативных факторов.


Потребность в укреплении монолитного ростверка арматурой обуславливается тем, что бетон как материал имеет высокую устойчивость к сжимающим нагрузкам, но при этом ему свойственно слабое сопротивление к нагрузкам на изгиб и растяжения

Укрепление свайного и ленточного фундамента – рекомендации специалистов

Профессиональные строители советуют для выполнения армирования применять пространственный каркас, состоящий из следующих элементов:

  • прочных горизонтальных стержней с винтообразным рифлением поверхности. Используются арматурные прутки с маркировкой А3, изготовленные методом горячего проката. При диаметре 1,2–1,6 см они способны компенсировать расширенный диапазон нагрузок;
  • перпендикулярно расположенных перемычек, уменьшенного диаметра. Они могут изготавливаться из рифленой проволоки диаметром 0,6–0,8 см. Стальные перемычки, опоясывающие продольные прутки, обеспечивают жесткость решетки и придают ей квадратную или треугольную форму.

Для формирования пространственного каркаса, наряду со стандартной арматурой, могут также применяться:

  • прямолинейные отрезки стальной проволоки соответствующего диаметра;
  • готовые перемычки без рифления, имеющие после загиба необходимое сечение.

При выполнении мероприятий по укреплению ленточной основы, опирающейся на опорные колонны, соблюдайте следующие требования:

  • используйте как минимум четыре стержня, попарно расположенных в верхней и нижней плоскости пространственного каркаса;

Схема свайно-ростверкового фундамента
  • при сборке располагайте горизонтальные прутки арматуры на расстоянии, равном 100–200 мм;
  • соблюдайте интервал 250–350 мм между вертикально расположенными соединительными элементами;
  • обеспечьте гарантированный зазор от прутков металлоконструкции усиления до поверхности бетона более 50 мм;
  • надежно зафиксируйте собранный каркас, обеспечив невозможность его смещения при заливке бетона.

Зазор между прутками и бетоном позволяет:

  • защитить элементы каркаса от попадания влаги, вызывающей процесс коррозии;
  • правильно расположить каркас в бетоне и равномерно распределить нагрузки.

Для обеспечения стабильного зазора применяются специальные подкладки, произведенные из пластмассы.

Для чего необходим чертеж

Для правильного выполнения мероприятий по армированию необходимо выполнить разработку документации. Чертеж можно разработать самостоятельно или воспользоваться услугами профессиональных разработчиков.

Чертеж позволяет:

  • определить потребность в стальных прутках для сборки;
  • изготовить силовую конструкцию в соответствии с документацией.

Армирование Ленточного Фундамента

В профессионально выполненном чертеже содержатся следующие сведения:

  • габариты каркаса;
  • диаметр стержней;
  • профиль прутков;
  • шаг между проволочными перемычками;
  • интервал между силовой арматурой;
  • конструктивные особенности пояса.

На основании чертежа можно самостоятельно рассчитать длину стержней в поясах и общее количество перемычек. После разбивки применяемой арматуры по сортаментам, несложно рассчитать общую длину путем суммирования. Для заказа прутков необходимо знать их общий вес. Для этого суммарный метраж по каждому типоразмеру следует умножить на вес погонного метра для конкретного стержня.

Для обеспечения необходимой прочности следует вместо электросварки использовать вязальную проволоку для соединения элементов. Сварка создает зоны напряжений, а вязальная проволока прочно соединяет прутки, не нарушая структуры металла. Зная, что для обеспечения фиксации двух прутков требуется 25–30 см, несложно рассчитать общую потребность в вязальной проволоке. Для этого следует перемножить количество стыков на указанную длину.


Армирование ленточного ростверка выполняется посредством пространственного армокаркаса, состоящего из двух продольных поясов арматуры

Какие потребуются материалы и инструменты

Для выполнения работ по армированию необходимо подготовить следующие материалы, а также инструменты:

  • арматуру, диаметр которой соответствует требованиям чертежа;
  • специальное приспособление, облегчающее загиб стержней;
  • проволоку для вязания элементов пространственного каркаса;
  • крючок для вязания, ускоряющий производство работ;
  • болгарку, позволяющую нарезать арматуру на заготовки.

Собранный арматурный каркас размещается внутри предварительно собранной опалубки на специальные подставки и заливается бетонным раствором.

Армирование свайно-ростверковой основы – этапы работ

После завершения установки опорных колонн, укрепленных арматурой, и монтажа опалубки можно начинать сборку пространственного каркаса. Он крепится к частям арматурных прутков, выступающим из свай. Фиксация производится с помощью проволоки для вязания.

Последовательность операций:

  1. Нарежьте болгаркой заготовки, руководствуясь требованиями чертежа.
  2. Установите на пластиковые опоры нижний ярус горизонтальных стержней.
  3. Соедините элементы нижнего пояса с помощью поперечных прутков.
  4. Закрепите специальные хомуты квадратного сечения к горизонтальной арматуре.
  5. Привяжите продольно расположенные арматурные прутки верхнего яруса.
  6. Произведите усиление угловых зон ростверка с помощью изогнутых прутков.

Важно надежно зафиксировать угловые участки, в которых действуют значительные нагрузки. Для создания прочной основы будущего здания важно правильно усилить арматурой ростверк, объединяющий сваи. Чертеж позволит рассчитать потребность в материале и облегчит самостоятельное выполнение работ.

В качестве надежного основания для возведения зданий используется фундамент свайного типа. Основание на опорных элементах необходимо при осуществлении строительства объектов на проблемных почвах. Свайная основа - оптимальное решение во многих ситуациях, в том числе, если строение возводится на вечной мерзлоте или слабой почве с близко находящимися водоносными слоями, а также при наличии значительных перепадов высот на строительной площадке. Армирование ростверка свайного фундамента позволяет обеспечить прочность основания, сформировать надежную базу для возводимого здания.

Ростверк - ответственная, горизонтально расположенная часть силового каркаса, соединяющая в единый контур опорные колонны. Он обеспечивает вертикальность столбов, предотвращает их перемещение. Обеспечение прочностных характеристик опорной конструкции достигается путем укрепления стальной арматурой. Для усиления опорного контура необходим чертеж, требуется выполнение расчётов предполагаемых усилий, воздействующих на основание при эксплуатации строения.

Свайный фундамент - универсальное основание для строительства кирпичных, деревянных, газобетонных и пенобетонных малоэтажных домов

Рассмотрим, как производится укрепление ростверкового фундамента. Остановимся на особенностях главных этапов работ, профессиональное выполнение которых обеспечит надежность возводимой основы.

Что такое ростверк?

Для тех, кто не владеет строительной терминологией, сообщаем, что ростверк - это ответственная часть свайного фундамента, соединяющая оголовки свай в единый силовой контур.

Существуют различные виды ростверков, применяемых в свайных основаниях:

  • ленточного типа, представляющего монолитную бетонную ленту. Она располагается по периметру опор, последовательно расположенных под несущими нагрузку капитальными стенами;
  • плитной конструкции, в виде монолитной плиты, размеры которой соответствуют контуру основания строения и охватывают все опоры.

Ростверк представляет собой ленточную конструкцию, соединяющую отдельно стоящие сваи между собой

В зависимости от особенностей ростверкового фундамента, он может изготавливаться в следующих исполнениях:

  • Цельном варианте. Изготовление осуществляется путем заливки в предварительно подготовленную опалубку бетонного раствора. Формирование монолитной базы происходит после твердения бетонной смеси.
  • Составном виде. Основа представляет сборную поверхность из произведенных промышленным путём железобетонных изделий, соединённых при установке с опорными колоннами, а также между собой.

Независимо от особенностей конструкции, ростверк формирует опорную поверхность, предназначенную для возведения стен постройки. Обвязка находящихся в земле колон обеспечивает высокую жесткость пространственной системы и стойкость к воздействию действующих усилий.

Армирование свайно ростверкового основания, позволяет укрепить монолитную основу стальными прутками, способствующими целостности конструкции и повышающими долговечность.

Конструктивные особенности

Для формирования расположенного на сваях ленточного фундамента изготавливают ростверки на различной высоте по отношению к нулевой отметке. В зависимости от расположения контура относительно уровня грунта различают следующие виды:

  • высокий, нижняя отметка которого превышает уровень грунта на 10 см и более. Сооружается для легких построек, расположенных на любых видах почвы. На проблемных почвах его устройство особенно актуально. Конструкция нуждается в серьезном укреплении арматурой, что связано с наличием полостей, имеющихся под бетонным монолитом, находящимся над поверхностью грунта;

Именно в случае монтажа монолитного свайного ростверка, который используется при обустройстве домов из тяжелых материалов, необходимо выполнить армирование обвязки

  • наземный вариант, выполненный на гравийно-песчаной подсыпке без заглубления в почву. Его особенность - отсутствие свободного пространства между бетонным монолитом и грунтом. Установка осуществляется на не проблемных грунтах. При подверженности почвы морозному пучению возможно образование трещин и отрыв затвердевшего бетонного массива от опорных колонн;
  • мелкозаглубленный тип, сформированный путем заглубления нижней части в почву на предварительно подготовленную песчано-гравийную подсыпку. Конструкция такой основы напоминает устройство ленточного фундамента, основание которого опирается на сваи. Формирование заглубленной основы связано со значительными затратами и применяется для возведения массивных построек, расположенных на почвах, характеризующихся низкой несущей способностью.

Основания свайного типа формируют, главным образом, для легких строений. Именно поэтому достаточно распространено устройство ростверкового фундамента, основа которого представляют висячую ленту из бетона, усиленного стальной арматурой. При высоте основы до 40 см, ее ширина зависит от вида, размеров материала, применяемого для возведения стен, и составляет 30-40 см.

О целесообразности армирования

Потребность усилить основание здания стальной арматурой связана с особенностями бетона. Материал обладает повышенной стойкостью к воздействию сжимающих усилий, однако восприимчив к воздействию изгибающих моментов и растяжения, вызывающих нарушение целостности и деформацию основания.

Отметим, что армированию подлежат фундаменты, в которых используются сваи двух видов - забивные и буронабивные

Армирование свайно ростверковой конструкции позволяет предотвратить вероятность разрушения, повысить устойчивость, ресурс эксплуатации возводимого здания. Расположенный внутри бетонного массива арматурный каркас воспринимает растягивающие нагрузки и изгибающие усилия, обеспечивая устойчивость возводимой основы.

Независимо от конструкции применяемых свай, расположенных внутри грунта, опорные колонны, также, усиливают арматурой. Расположенные в сваях стальные стержни связываются в общую конструкцию с арматурным каркасом опорной поверхности.

Армирование ростверка свайного фундамента позволяет:

  • Предотвратить разрушение монолитного массива в результате реакции почвы.
  • Значительно увеличить прочность базы, воспринимающей нагрузку от массы строения.
  • Не допустить усадку строения, вызванную низкими прочностными характеристиками основы.

Усиление ростверкового фундамента позволяет избежать негативных явлений.

Специфика армирования

Армирование ростверка свайного фундамента осуществляется предварительно изготовленным объемным каркасом, состоящим из двух ярусов стержней, объединенных в единую конструкцию с помощью стальных перемычек.

Армирование ленточного ростверка выполняется посредством пространственного армокаркаса, состоящего из двух продольных поясов арматуры

Для продольных поясов каркаса используются рифленые прутки, произведенные горячекатаным методом, что соответствует классу арматуры А3. В зависимости от воспринимаемой основанием нагрузки, диаметр стержней составляет 12-16 мм.

Объединение в общий силовой контур соединительных элементов, расположенных в вертикальной и горизонтальной плоскости, может осуществляться:

  • отдельными стальными рифлеными стержнями прямолинейной формы, диаметр которых соответствует сортаменту продольной арматуры;
  • стальными хомутами прямоугольной конфигурации, изготовленными из гладких прутков класса А2 сечением до 10 мм. Несмотря на повышенную трудоемкость изготовления и установки, прямоугольные перемычки обеспечивают надежность и долговечность конструкции усиления.

Производя усиление размещенного на сваях ленточного фундамента, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Применяйте не менее 4 прутков, расположенных в верхнем и нижнем ярусе каркаса ленточного контура, обеспечив интервал между элементами 10-15 см.
  • Соблюдайте расстояние, устанавливая перемычки в продольном поясе, равное 15-25 см.
  • Обеспечьте шаг вертикально расположенных перемычек каркаса - 30-40 см.

Амирование ростверка начинается после выполнения всех предыдущих этапов обустройства свайного фундамента - монтажа свай, их обрезки и обустройства опалубки

Потребность в защитном слое между металлической конструкцией каркаса и бетонной поверхностью ростверка обусловлена следующими факторами:

  • необходимостью правильного распределения металлоконструкцией каркаса действующих усилий;
  • подверженностью арматурных прутков коррозионным процессам, возникающим от проникающей в бетон влаги.

Соблюдение фиксированного расстояния от арматуры до опалубки при обеспечении защитного слоя достигается путем использования изготовленных из пластика подставок.

Методика расчета

Для определения потребности в арматуре, позволяющей выполнить армирование ростверка свайного фундамента, необходимо предварительно разработать чертеж. Документация содержит следующую информацию:

  • Размеры конструкции.
  • Количество поясов усиления.
  • Профиль арматуры.
  • Диаметр применяемых стержней.
  • Расстояние между перемычками.

Схема правильного армирования углов и примыканий ростверка

Зная габаритные размеры ростверкового фундамента, несложно рассчитать длину стальных прутков арматуры в верхнем и нижнем поясе, а также размеры перемычек.

Просуммировав полученные значения, получаем суммарную длину каждого типоразмера применяемой арматуры. Зная метраж и массу одного погонного метра определённого стержня, не сложно определить потребность в арматурных стержнях, выраженную в килограммах.

Если соединение элементов не планируется осуществлять с использованием электрической сварки, потребуется проволока для вязания. Имея чертеж, на котором представлена информация о количестве точек соединения, можно посчитать необходимое количество вязальной проволоки. Учитывая, что для надежной фиксации двух перпендикулярно расположенных стержней необходимо порядка 30 сантиметров, общая потребность в проволоке определяется путем умножения количества соединений на длину материала.

Выполнение расчётов не представляет сложности. Главное - предварительно разработать чертеж армирования.

Технология усиления ростверка

Если выполнена установка армированных свай и смонтирована опалубка, то можно приступать к формированию арматурного каркаса. Обратите внимание, что фиксация каркаса производится к арматуре, выступающей из бетонных свай на высоту опалубки. Крепление стальных стержней можно производить с помощью сварки, а также, используя вязальную проволоку.

Алгоритм выполнения работ следующий:

  • зафиксируйте на расстоянии 5 см от дна опалубки горизонтально расположенные продольные прутья;
  • разместите и закрепите перпендикулярно расположенные прутки нижнего пояса;
  • установите хомуты прямоугольного сечения или вертикально расположенные стержни крепления прутков верхнего яруса;
  • закрепите продольные стержни верхнего пояса;
  • выполните угловое усиление ростверка, установив в углах конструкции изогнутые стержни.

Надёжно укрепите углы арматурой, так как в этих местах каркас воспринимает значительные усилия.

Заключение

Усиление стальной арматурой ростверка свайного основания позволяет сформировать надежную базу, обеспечивающую устойчивость возводимого строения. Работы не сложно выполнить самостоятельно, предварительно разработав чертеж, согласно которому осуществляется армирование ростверка свайного фундамента.

Армирование ростверка свайного фундамента: чертеж, технология, расчет


Как армировать свайно-ростверковый фундамент? Методика правильного расчета. Особенности технологии усиления ростверка. Чертежи и схемы армирования ростверка.

Чтобы постройка служила долго, нужно выполнить армирование ростверка свайного фундамента согласно нормативным требованиям. Домостроение передает силу тяжести на бетонную ленту, служащую для равномерного распределения нагрузки на сваи, а через них на устойчивые пласты грунта. Необходимость усиления бетонного монолитного ростверка арматурой возникает из-за того, что бетон хорошо реагирует на силу сжатия, но слабо сопротивляется нагрузкам на растяжение и изгиб. При отсутствии армировочного каркаса конструкция может деформироваться.

Для чего нужен ростверк

Дом дает неравномерную нагрузку, одни его части весят намного больше, чем другие. Это зависит от расположения мебели и других предметов.

Ростверк представляет собой конструкцию, соединяющую опоры в единую систему. Служит для равномерного распределения нагрузки здания и передачи ее через сваи (столбы) на грунт. Предохраняет постройку от неравномерной усадки.

Изготавливается он в виде монолитной бетонной ленты, которую необходимо усиливать арматурный каркасом, и может быть выполнен из деревянных, железобетонных, стальных изделий, которые укладываются на столбы и соединяются между собой в единое целое.


Ростверк может располагаться на расстоянии над уровнем земли, лежать по верхнему краю грунта или быть заглубленным в почву. Для основы висячей конструкции могут применять горизонтальные балки или бетонную ленту. Для заглубленного варианта чаще всего используют монтаж монолитной бетонной конструкции.

Технология армирования

Армирование ленточной бетонной ленты выполняют двумя рядами металлических прутьев, уложенных вдоль конструкции. Для получения достаточной прочности верхний и нижний ряды арматуры скрепляют между собой вертикальными и горизонтальными перемычками.

Прутья, укладываемые вдоль ростверка, должны иметь повышенную прочность. Они изготавливаются из горячекатанного рифленого профиля класса А3, диаметром 13-16 мм. Иногда применяют арматуру из стеклопластика, она хороша тем, что не подвержена коррозии.

В качестве перемычек между продольными рядами используется:

  • Арматура прямоугольной формы, выгнутая в виде хомутов, изготовленная из гладких прутов класса А, сечением 8-10 мм. Такие перемычки являются более надежными и имеют длительный срок эксплуатации за счет меньшего количества сварных соединений. По трудоемкости такой вид армирования более сложный и длительный.
  • Отдельные стальные пруты приваривают к верхнему и нижнему рядам. Стержни должны быть изготовлены из того же материала, что и продольная обвязка. Сварные швы не обладают достаточной прочностью, подвержены коррозии. Выполнять такую работу легче и быстрее, чем в первом случае.

В продольных рядах прутья укладывают на расстоянии 100 мм друг от друга, должно быть минимум 3-4 ряда стержней в каждом поясе. Поперечные перемычки продольного армирования, устанавливают с шагом 200-300 мм. Вертикальные прутья закрепляют на расстоянии, не менее 400 мм друг от друга.

Внизу ростверка оставляют место для того, чтобы залить бетонный раствор. Для этого приподнимают стальные пруты арматуры над опалубкой, подставляя под них пластиковые подставки в форме гриба.

Обязательно между крайними контурами металлического каркаса должен располагаться слой бетона, толщиной не менее 50 мм. Если его толщина будет меньше, прутья будут подвергаться коррозии, а сама конструкция будет неспособна равномерно перераспределять несущую нагрузку.

Расчет основания с ростверком

Чтобы правильно выполнить все расчеты нужно учитывать особенности грунта, близость нахождения подземных вод и нагрузку от меблированного домостроения с учетом максимальной силы тяжести. Все расчеты, схемы лучше показать специалистам, чтобы они проверили их правильность.

На основе полученных данных рассчитывают необходимое количество свай и глубину их заглубления. Опора должна заглубляться ниже точки промерзания грунта на 20 см. Располагают сваи или столбы на каждом углу, в местах пересечения несущих стен с перемычками, под наиболее тяжелыми конструкциями дома (под колоннами, камином). Остальные опоры устанавливают на определенном расстоянии друг от друга.

После монтажа свай монтируют ростверк, если он устраивается в виде монолитной бетонной ленты, обязательно нужно усиливать его арматурой.

Расчет количества арматуры

В качестве примера представлен монолитный бетонный ростверк длиной 8 м, шириной 6 м, толщиной 400 х 400 мм. Для армирования понадобится два продольных пояса по 3 стержня в каждом. Понадобятся металлические пруты сечением 14 мм класса А3. Расстояние между ними должно быть 100 мм, с учетом того, что по 50 мм с каждой стороны занимает слой бетона.

Для монтажа перемычек понадобятся пруты сечением 11 мм, класса А1. Устанавливают их на расстоянии 200 мм друг от друга.

Формула расчета:

  1. Вычисляют длину стержней в верхнем продольном ряду. Определяют длину всего ростверка. Для этого складывают длину всех четырех его сторон: (8*2) + (6*2)= 16 +12 = 28 м. Так как используют по три стержня в ряду, полученное число умножают на три: 28 м * на 3 шт. = 84 м. Так как нужно заложить два ряда, полученное значение умножают на два: 84 * 2 = 168 м арматуры понадобится для монтажа двух продольных рядов.
  2. Выполняют расчет перемычек на оба контура ростверка. Их располагают на расстоянии 200 мм друг от друга. Длина перемычек будет составлять 300 мм. Рассчитывают количество по формуле: (30/0.2) *2 = 300 шт. Вычисляют длину металлических прутьев: 300 *0,3 = 90 м.

В ростверке, в котором толщина со всех сторон одинаковая, вертикальных перемычек понадобится столько же, как и поперечных.

Понадобится 168 м металлических стержней класса А3 и 180 м прутьев класса А2.

Более прочные соединения получаться, если скреплять арматуру между собой проволокой, а не сваркой. На каждое соединение расходуется около 40 см проволоки. Определяют ее количество по формуле: (30/0,2) * 4 = 600 шт. по 0,4 м = 240 м.

Монтаж монолитного ростверка

После установки свай приступают к монтажу ростверка. Его устройство включает в себя:

  • монтаж опалубки;
  • укладку арматуры согласно расчетным показателям;
  • заполнение формы бетонным раствором;
  • демонтаж опалубки;
  • работы по гидроизоляции.

Конструкция опалубки зависит от того, как располагается ростверк над уровнем земли.

Монтаж опалубки

От правильного монтажа опалубки будет зависеть прочность и внешний вид ростверка. Съемную форму чаще всего собирают из досок, иногда используют фанеру.


Обязательно нужно контролировать вертикальный уровень установки боковых стенок. Углы должны быть выставлены под 90 градусов, если в проекте не установлены другие параметры. Стенки укрепляют подпорками, чтобы бетонный раствор не разрушил опалубку.

Если ростверк располагается над уровнем земли, нужно рассчитать нагрузку от арматуры и бетонного раствора на нижнюю стенку формы. Если дно вывалится, работу нужно будет начинать сначала.

После монтажа опалубки, насыпают в нее слой песка, толщиной 150 мм. Смачивают его, хорошо утрамбовывают. Укладывают гидроизоляционный материал.

Армирование

Армирование висячих ростверков выполняют металлическими прутьями. Стеклопластиковая арматура, как показывает опыт, хороша в тех случаях, когда она опирается на почву. Тип армирования и вид балок для устройства ростверка определяют на этапе проектирования дома.

После обрезки опор до нужного размера, из них будет выступать арматура. Она будет использоваться как соединительный элемент между ростверком и опорой.

Перед выполнением армирования рисуют чертеж расположения металлических стержней. Все работы выполняют, ориентируясь на эту схему. Если неправильно заложить арматуру, конструкция может не выдержать нагрузки и деформироваться.


Металлические прутья, связанные между собой по 3-4 штуки проволокой, опускают в опалубку. Арматура не должна касаться краев деревянной формы под бетон, чтобы впоследствии не оказалось, что ее края выступают из бетонного основания.

Чтобы была вентиляция пространства под полом дома, оставляют в конструкции продухи, вставляя в опалубку трубы диаметром 100 мм.

После установки металлического каркаса, убирают из опалубки весь строительный мусор при помощи промышленного пылесоса с большой мощностью.

Перед тем как залить фундамент, нужно очистить будущий ростверк от воды и грязи. Когда погодные условия не позволяют откачать воду возле фундамента, ниже его уровня роют небольшую яму со скосом от основания дома, в которую будет стекать вода.

Заливка бетоном

Проверяют геометрию и надежность крепления опалубки и армированного каркаса, чтобы во время наполнением бетоном конструкция не развалилась.

Подготавливают цементный раствор. Он должен быть однородным, без комков. Перемешивают раствор на строительной площадке при помощи миксера или заказывают с завода в бетономешалке.

После застывания бетона демонтируют опалубку, убирают из-под ростверка песок. Разбирать форму можно не ранее, чем бетонное основание полностью высохнет.

Гидроизоляция

Висячий ростверк можно изолировать от воздействия влаги, обмазывая конструкцию битумными мастиками.

При монтаже заглубленной бетонной ленты и перед заливкой бетона укладывают на дно опалубки рубероид, а после демонтажа опалубки накрывают рулонной изоляцией весь ростверк.

Правила армирования ростверка

Придерживаясь перечисленных правил, можно избежать многих ошибок при строительстве ростверка:

  • арматурный каркас и опалубку устанавливают строго по уровню;
  • у свай срезают верхнюю часть, чтобы все оголовки находились в горизонтальной плоскости;
  • при монтаже металлического каркаса перемычки устанавливают на расстоянии друг от друга 200-400 мм;
  • угловые элементы соединяют гнутыми Г- и П-образными элементами;
  • сечение опоры должно быть не менее 300 мм, количество прутов в продольном поясе 3 и более, припуск арматуры под ростверк должен быть 50 см и более;
  • сварные соединения менее прочные, чем проволочные.

Нельзя экономить на качестве и количестве металлических прутов.

Более подробно узнать, как армировать свайно-ростверковый фундамент можно из профильных книг или видео:

Армирование монолитно-бетонного ростверка является обязательным технологическим процессом. При соблюдении всех норм и технологии армирования постройка прослужит более половины века.

Свайные фундаменты позволяют возводить здания в сложных грунтовых условиях. Они незаменимы при строительстве объектов на слабых или пучинистых грунтах, при высоком уровне грунтовых вод или сложном рельефе местности. Обвязка свай ростверком объединяет отдельно стоящие столбы в единую конструкцию, принимающую и распределяющую нагрузки от наземной части сооружения.

Какими бывают ростверки

Материалом для ростверка могут служить металлические балки, дерево и железобетон. Швеллеры и двутавры обладают великолепной прочностью, но они тяжелы, дороги и не слишком удобны при установке на оголовки разноуровневых свай. Бревна и брусья из древесины выполняют функцию нижнего венца деревянного дома. Сборные конструкции поставляются уже готовыми и требуют лишь монтажа их в проектное положение.

Монолитный железобетонный ростверк считается универсальным и технологически удобным. В отличие от сборных балок, он не предполагает присутствия на строительной площадке подъемных механизмов, выполняется в различной конфигурации в виде плит или лент, может иметь нестандартные размеры, изгибы и преломления. В зависимости от конструктивных особенностей сооружения и грунтовых условий, ростверки бывают:

  • высокими;
  • низкими;
  • заглубленными.

Прочность и долговечность монолитного ростверка обеспечивает правильно подобранный и установленный арматурный каркас. Для возвышающейся над поверхностью грунта конструкции требуется установка более усиленного металлического каркаса, чем для ростверка, опирающегося на грунтовую подушку.

Арматурный каркас для ростверка рассчитывают, принимая во внимание расстояние между сваями, постоянные и временные нагрузки, учитывают, при этом, форму конструкции, поправочные коэффициенты и многое другое.

Армирование ростверка

Установке арматуры предшествует:

  • выравнивание верхней части свай по горизонту с оголением и загибом арматурных стержней, требуемых для создания надежного соединения ростверка со свайным столбом;
  • установка опалубки (в случае заглубленного ростверка бетон нередко заливают непосредственно в траншею);
  • геодезическая разбивка, определяющая места расположения арматурных сеток, а также закладных деталей (на малозначимых объектах разметка может производиться без использования высокоточных приборов);
  • сборка арматуры при помощи сварки и вязки в объемный каркас (нередко на стройплощадку подвозят уже готовые конструкции).

В промышленных условиях арматурные сетки изготавливают с помощью контактно-точечной сварки. На строительных площадках используют электродуговую сварку, что увеличивает трудозатраты и количество отходов арматуры при ее резке. Оптимальным вариантом считается комбинированный способ сборки арматуры в каркас, когда на объект поступает сваренная металлическая сетка, а укрупнительный монтаж с установкой закладных деталей производится специализированной бригадой уже на месте.

В случае изготовления каркаса для ростверка на стройплощадке, производятся следующие работы:

  • разматывание и правка арматуры;
  • очистка поверхности от загрязнений различного происхождения;
  • резка, подбор и изгибание прутков согласно проектной документации;
  • сборка плоских сеток или каркасов (для стержней малого диаметра используется точечная сварка, а для арматуры 40мм и более – электродуговая сварка);
  • подготовка объемных каркасов путем вязки или сварки;
  • установка закладных деталей и анкеров;
  • размещение каркасов в опалубке с фиксацией в проектном положении.

Для ростверка предусматривается два ряда сеток – нижний и верхний. Между собой они соединяются вертикальными стержнями, в результате чего и образуется пространственный каркас. В одной плоскости сетки укладывают внахлест, а выпуски сваривают. Для более надежного соединения, сетки скрепляют вязальной проволокой, используя специальные крючки.

Укладывать арматурный каркас непосредственно на дно опалубки или траншеи не допускается.

Под нижней сеткой в обязательном порядке должен располагаться защитный бетонный слой толщиной 5-7см, предохраняющий арматуру от коррозии. Для этого по всей площади ростверка устанавливают бетонные фиксаторы или традиционные кирпичи. Со стороны вертикальных стенок каркас жестко закрепляют в нужном положении во избежание его сдвига с проектной позиции и обеспечения правильной толщины защитного бетонного слоя.