Социологическое исследование отношение подростков к наркомании. Исследование отношения молодежи к своему здоровью и здоровью будущих детей Семейные ценности современной молодежи

Многофункциональный молодежный центр «Шанс» провел социологический опрос «Отношение молодежи к институту семьи» .

Дата проведения: апрель - май 2017.

Количество респондентов: 500 человек.

Возраст респондентов: от 14 до 30 лет.

Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Семейные ценности современной молодежи

Чтобы говорить об образе современной молодежи, для начала нужно изучить семью как первичный институт социализации личности и понять условия воспитания нового поколения. Об этом и поговорим в нашем исследовании «Отношение молодежи к институту семьи, которое МБУ ММЦ «Шанс» провел в апреле-мае этого года.В целом, можно сказать о том, что в тольяттинских семьях благоприятный климат: большинство респондентов отметили, что в их доме хорошие взаимоотношения.

Современные девушки и парни в браке предпочитают равноправие (59%), когда всегда можно найти компромисс. За мужское лидерство проголосовали 19% и 7% - за женское.

Мы решили узнать, какие традиции существуют в тольяттинских семьях. Большинство опрошенных отметили, что привыкли собираться все вместе за праздничным столом и отмечать различные праздники. Также, в течение совместной жизни складываются традиции, связанные с бытовыми вопросами, такими, как приготовление пищи, покупка продуктов питания, уборка по выходным. Немаловажную часть в жизни тольяттинцев занимает рекреационная сфера жизни (совместный отдых, путешествия, походы в кино), а также – поддержание теплых отношений.

Далее мы решили узнать у молодежи о планах в создании собственной ячейки общества, так 63% отметили, что хотели бы создать собственную семью. Причем 86% респондентов отдают предпочтение официальному браку. Были получены данные об идеальном возрасте для вступления в брак, по мнению молодых тольяттинцев. У женщин средний возраст составил 23,5 лет, а у мужчин он равен – 25,3.

В современной России государственная политика ориентирует россиян на увеличение рождаемости в стране, этому свидетельствуют различные поощряющие программы. Данные опроса показали: большинство молодых (52%) считают идеальным два ребенка в семье, 23% - «Три ребенка» и 12% ответили, что в настоящее время идеально, когда в семье один ребенок.

Интересные данные были получены при изучении мнений тольяттинцев о том, как они видят свою семью и как они могут ее охарактеризовать. Нами был предложен ряд прилагательных, отражающих различные типы семьи. Результаты показывают, что в Тольятти живут дружные семьи, так отметили 54% респондентов. Воспитанной и спокойной охарактеризовали свою семью 44% и 38% молодежи соответственно. 30% тольяттинских семей являются интеллигентными и 28% – большими. 27% участников опроса сказали о том, что их семья маленькая. О шумности своей семьи упомянули 24%. Почетного звания семьи героев удостоены 6%. Также, в Тольятти присутствуют взрывные (12%), скандальные (7%) и неблагополучные (2%) семьи.


Более подробную информацию смотрите ниже в аналитической записке.


Анализ социологического исследования


Диаграмма №1 «Укажите Ваш пол»

В исследовании приняло участие 500 респондентов, из которых мужчин 41% (205 человек), женщин – 59% (295 человек).


Диаграмма №2 «Возраст респондентов»

Возрастной состав респондентов распределился следующим образом: наибольшая часть опрошенных представляет возрастную группу 14-18 лет – 49% (244 респондента), вторая по численности группа – 19-23 года – 26% (133 респондента) и самая малочисленная – 24-30 лет – 25% (123 респондента).



Диаграмма №3 «Ваш социальный статус»

Учусь– 394 (79% респондентов). Из них:

Школьник – 171 (44% респондентов)

Студент колледжа (техникума, училища) – 96 (24% респондентов)

Студент ВУЗа – 127 (32% респондентов)

Работаю – 210 (42% респондентов)

Работаю в сфере услуг – 164 (78% респондентов)

Работаю в производстве – 46 (22% респондентов)

Учусь и работаю – 114 (23% респондентов)

Другое – 2% (10 респондентов). Среди ответов такие, как: «Эколог», «Состою на государственной службе», «Фрилансер», «Инженер проектировщик», «Декретный отпуск», «Безработный».


Диаграмма №4 «Как Вы оцените взаимоотношения в Вашей семье?»

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Семья возникла намного раньше религии, государства, армии, системы образования, рынка. Институт семьи считается базовым, фундаментальным в социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы знания, навыки поведения. В связи с огромным вкладом в развитии человечества, исследованием института семьи занимались многие великие западные и отечественные социологи. Чтобы говорить об образе современной молодежи, нужно изучить их семьи, понять условия воспитания нового поколения, определить ценности, которые закладывает первичный институт в умы подрастающего поколения. Для начала мы решили задать респондентам вопрос: «Как Вы оцените взаимоотношения в Вашей семье?». В целом, можно сказать о том, что в тольяттинских семьях благоприятный климат и высокий уровень социального самочувствия. Так большинство респондентов оценили взаимоотношения в семье как «Хорошие» и «Очень хорошие» (43% и 37% соответственно). Удовлетворительные отношения у 12% семей респондентов. Варианты «Плохие» и «Очень плохие» выбрали 4% и 1% молодежи соответственно. Затруднились дать оценку семейной обстановке 2%. И 1% участников опроса предложили свои варианты ответа: «Супер классные», «Смотря с кем», «Я пока не создал своей семьи», «Нет семьи».


Диаграмма №5 «Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?»

Немаловажной частью семьи является психологическая атмосфера. Практически в каждой семье время от времени возникают недопонимания и конфликты. И тольяттинские семьи в этом плане не стали исключением. Половина опрошенных респондентов (47%) отметили, что в их семьях иногда случаются ссоры и конфликты. Вариант «Да, редко» выбрали 34% молодежи. Частые разногласия в семье случаются у 11%. О том, что в их семье не бывает конфликтов, заявили 5% исследуемой выборки. Затруднились дать ответ 2%. И еще 1% респондентов предложили свои варианты ответов: «Очень-очень редко», «Слишком серьезные конфликты, которые затрагивают личность, случаются раз в год», «Нет семьи».


Диаграмма №6 «Каковы способы разрешения конфликтов в Вашей семье?»

Для того чтобы быть успешным, иметь крепкие отношения в семье либо с близкими нам людьми, необходимо знать, как можно разрешить конфликтные ситуации. Мы выяснили, как решаются спорные моменты в тольяттинских семьях. 43% молодежи отметили, что при возникновении конфликта идет обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения. 36% видят основным способом разрешения конфликтов – примирение. К помощи других лиц прибегают в 6% семьях участников опроса. 9% респондентов отметили, что в их семье конфликты практически не разрешаются и имеют затяжной характер. Также 5% молодежи сказали, что вовсе не попадают в такую ситуацию, так как в их семье не бывает конфликтов. И еще 2% предложили свои варианты ответов: «Смирение», «Когда как», «Само собой все разрешается», «По-разному бывает», «Все отходят сами», «Подчинение старшему поколению», «Нет семьи».


Диаграмма №7 «Какой тип взаимодействия наиболее приемлем для Вас?»

От типа распределения в семье зависит характер взаимоотношений между членами семьи, распределение обязанностей и общая семейная политика. На вопрос: «Какой тип взаимодействия в семье наиболее приемлем для Вас?» 59% респондентов выразили симпатию к равноправным отношениям, где всегда можно найти компромисс. Кардинальных различий между ответами мужчин и женщин в данном вопросе не прослеживается. На втором месте был ответ «патриархат», 19% участников опроса считают, что мужчина должен быть главным. За матриархат – 7% молодежи, они уверены, что женщина способна брать на себя ответственность. 14% всех опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Также, 1% респондентов предложили свои варианты: «Равноправие, но мужчина пусть считает, что он главный», «Считаю, что может быть и то, и то: в зависимости от характера людей», Семьи ещё нет, но я за равноправие – вести каждый раз должен тот, кто больше разбирается в конкретном деле». Был и такой вариант ответа, как: «В разных жизненных ситуациях каждый из членов семьи берёт на себя ответственность и решает появившуюся проблему: зависит от её направленности».

Диаграмма №8 «Какие традиции существуют в Вашей семье?»

Еще одним направлением в формировании внутрисемейной культуры является влияние глобализации на обрядовые, бытовые празднества и традиции, т.е. бытовую культуру. Технические возможности быта, бытовой обрядности значительно увеличились, в связи с этим происходит сближение, а порой унификация ритуалов. Так, мы решили узнать, какие традиции существуют в тольяттинских семьях. Всего рассказали о традициях в их семье 32% респондентов. 29% из числа ответивших на данный вопрос отметили, что в их семье не существует никаких традиций и 2% затруднились ответить на данный вопрос. Данные ответы были систематизированы, затем нами был составлен список традиций, которые существуют в тольяттинских семьях, так, среди ответов, были такие традиции, как:

1) все делать вместе;

2) совместные празднования семейных и общенародных знаменательных дат;

3) дарить всем подарки на праздники;

4) наряжать елку всем вместе;

5) обсуждение важных вопросов и того, что происходило за день;

6) звонить и говорить членам семьи о результатах важного дня (дни сессии, конкурсов);

7) приготовление определенных блюд к определенным праздникам;

8) готовить вместе;

9) совместная трапеза;

10) каждый моет посуду за собой;

11) кто последний покушал, тот и убирает;

12) по выходным убираться всей семьей;

13) просмотр фильмов и телепередач и их обсуждение;

14) на каждую годовщину смотреть свадебный фильм;

15) совместное проведение выходных;

16) баня по выходным;

17) семейные ежегодные выезды за грибами, ягодами и т.д.;

18) ездить на рыбалку и охоту;

19) совместные путешествия, поездки на родину, к родственникам;

20) выезжать на семейный отдых, природу;

21) каждый вечер гулять перед сном;

22) посещать кафе раз в неделю, ходить в кино;

23) открытие дачного сезона;

24) всей семьей ходить в кругосветку, походы;

25) ездить на Грушинский фестиваль каждый год;

26) устраивать домашние музыкальные концерты;

27) в день знакомства ходить туда, где познакомились;

28) делать семейное фото в день годовщины свадьбы;

29) совместная молитва;

30) четкое распределение обязанностей по дому;

31) не входить в комнату без стука;

32) махать в окошко уходящему;

33) встречать домочадцев, когда они возвращаются домой;

34) проявление заботы друг о друге (пожелание удачного дня, спокойной ночи и т.д.);

35) уважение друг к другу, любовь и доверие как традиция. Таким образом, в большинстве тольяттинских семей существуют определенные традиции, которые складываются на протяжении всей совместной жизни. Для большинства семей респондентов характерно собирание всей семьей за праздничным столом, отмечание семейных праздников. Также, в течение совместной жизни складываются традиции, связанные с бытовыми вопросами, такими, как приготовление пищи, покупка продуктов питания. Немаловажную часть в жизни тольяттинцев занимает рекреационная сфера жизни, а также большое значение для большинства семей имеет поддержание теплых отношений.

Таким образом, в большинстве тольяттинских семей существуют определенные традиции, которые складываются на протяжении всей совместной жизни. Для большинства семей респондентов характерно собирание всей семьей за праздничным столом, отмечание семейных праздников. Также, в течение совместной жизни складываются традиции, связанные с бытовыми вопросами, такими, как приготовление пищи, покупка продуктов питания. Немаловажную часть в жизни тольяттинцев занимает рекреационная сфера жизни, а также большое значение для большинства семей имеет поддержание теплых отношений.


Диаграмма №9 «Хотели бы Вы создать свою семью?»

Далее мы решили узнать у респондентов о планах в создании собственной ячейки общества. Так, 63% молодежи отметили, что хотели бы создать собственную семью. При этом среди мужчин так ответили 57%, а среди женщин – 67%. Еще не задумывались об этом 17% опрашиваемых. Каждый десятый участник опроса (11%) уже создал свою семью. И не хотят вступать в семейные отношения 8% молодых. Примечательно, что данный вариант мужчины выбирали в 2 раза чаще, чем женщины (12% и 5% соответственно). Еще 1% респондентов дали свои ответы: «Не сейчас», «Да, но после того, как сам поднимусь с колен», «В раздумьях», «Это очень обширный и трудный вопрос с дискуссиями не на одни сутки», «Нахожусь в бракоразводном процессе».


Диаграмма №10 «Как Вы считаете, каков идеальный возраст для вступления в брак?»

Затем, респондентам был задан открытый вопрос о том, какой возраст они считают идеальным для вступления в брак. Полученные данные показали, что средний возраст для женщины составил 23,5 лет, а у мужчин он равен – 25,3. Минимальный возраст для вступления в брак для женщины составил 16 лет, что является возрастом младше совершеннолетнего, максимальный – 55. Максимальный возраст узаконивания отношений для мужчин чуть выше – 18 лет, а максимальный возраст, который указывали респонденты, также составил 55 лет. Особых возрастных и гендерных в данном вопросе не обнаружено. Несколько респондентов выразили свое мнение: «Это не имеет значения», «Все индивидуально», «Для каждого свой возраст», «Нет идеального возраста», «Это личный выбор каждого», «По уму», «Любви все возрасты покорны», «Не в возрасте дело, а в возможностях». Также были такие варианты, как: «Тот, когда осознаешь все обязанности в браке и берешь ответственность на себя», «Когда созреют умственно (в разном возрасте)», «Зависит от состояния, но не раньше 20», «Для каждого свой возраст: все люди развиваются по-разному (в зависимости от воспитания, характера, жизненного опыта)», «Тогда, когда человек сам к этому будет готов: и морально и психологически (у всех это в разный возраст наступает)».



Диаграмма №11 «Какой брак для Вас является предпочтительнее?»

Подавляющее большинство молодежи (86%) отдает свое предпочтение официальному браку. За сожительство – 6%. Никакой брак не привлекает 5% молодых тольяттинцев. Различий между ответами мужчин и женщин не выявлено. И 3% предложили свои варианты ответа: «Без разницы», «Любой», «Не вижу разницы», «Главное – любовь», «Роспись не обязательна», «Религиозное бракосочетание», «Ведение общего бюджета и хозяйства», «Брак – не самое важное, возможно жить вместе и не состоять в браке, это все формальности», «В котором комфортно всем членам семьи», «Пока не думал об этом».


Диаграмма №12 «Вступили бы Вы в брак по расчету?»

На вопрос «Вступили бы Вы в брак по расчету?» больше половины опрошенной молодежи (55%) ответили отрицательно. Причем женщины на 10% чаще мужчин выбирали данный вариант. Четверть респондентов отметили, что это будет зависеть от обстоятельств. Каждый десятый участник опроса не против браков по расчету и мог бы рассмотреть для себя такой вариант. Затруднились дать ответ 9%. И еще 2 человека дали свои ответы: «Вряд ли», «Нет, чаще всего молодых девушек выдают замуж за стариков».


Диаграмма №13 «При создании семьи Вы бы хотели заключить брачный договор?»

Мнения респондентов по поводу брачного договора разделились поровну. 29% молодежи отметили, что хотели бы заключить брачный договор при создании семьи. Столько же процентов заявили, что не стали бы этого делать. Примечательно, что в данном вопросе мужчины чаще женщин изъявляли желание заключить данный договор (34% мужчин и 25%женщин). Еще 27% участников опроса сказали, что решат данный вопрос в зависимости от обстоятельств. Немало и тех, кто затруднился ответить на данный вопрос – 15%. И 2% респондентов предложили свои варианты ответов: «Зачем?», «Нет, я не собираюсь выходить замуж».


Диаграмма №14 «Насколько важно для Вас материальное положение Вашего партнера?»

Затронули и финансовую сторону семейной жизни. 55% молодежи заявляют, что материальное положение партнера – это не самое главное. Для каждого пятого тольяттинца это важно и вариант «Очень важно» выбрали 6%. Совсем не важно материальное положение партнера для 11% респондентов. Затруднились ответить на данный вопрос 7%. И 1% участников опроса предложили свои варианты ответов: «Важно, но не самое главное», «Важно, но не первостепенно», «Вообще не важно, главное – что есть мы», «Главное, чтобы человек был целеустремленным, а не богатым», «Куда важнее умственные и психологические способности», «Это не самое главное, но важно. Как минимум, если не хватает финансов, необходимо наличие желания это исправить и реальные действия».


Диаграмма №15 «Как Вы относитесь к смене фамилии при регистрации брака?»

Нередко смена фамилии при регистрации брака становится предметом спора между парой, которая решила узаконить свои отношения. Мы решили выяснить, что этому поводу думает современная молодежь. По-прежнему, большинство опрошенных (50%) солидарны с распространенной практикой, когда жена берет фамилию мужа. Немало и тех, кто считает, что пара должна сама решить, как им будет комфортнее – 39%. На том, что при регистрации брака каждый должен оставлять свои фамилии настаивают 5% участников опроса. Только 3% убеждены, что при регистрации брака муж должен взять фамилию жены. Воздержались от ответа 2%. Гендерных различий в данном вопросе не обнаружено. И еще 1% молодежи предложили свои варианты ответов: «Не важно», «Нужна двойная фамилия», «Никто ничего не должен, все по желанию пары. Сам склоняюсь к двойной или к тому, чтобы выдумать новую», «Нейтрально. Как говорила героиня фильма Керри Брэдшоу «Каждая пара устанавливает свои правила». Я планирую взять фамилию будущего мужа».


Диаграмма №16 «Какова, по Вашему мнению, должна быть разница в возрасте между супругами?»

Какова наилучшая разница в возрасте супругов, позволяющая сохранить крепкую и счастливую семью? Существует много точек зрения на эту проблему. Всегда считалось, что супруг должен быть старше. Но сегодня женщины выходят замуж за мужчин младше себя. Существует ли формула идеального соотношения возрастов? Данный вопрос мы задали респондентам нашего исследования. 31% опрошенных считают, что разница в возрасте должна составлять до 5-ти лет. 29% респондентов выбрали вариант «Не имеет значения». Число тех, кто считает идеальной разницу между супругами в 3 года, составляет 22%. До 10-ти лет считают нормальной разницу в возрасте 13% молодежи. Затруднились ответить на данный вопрос 4%. И еще 1% исследуемой выборки предложили свои варианты ответов: «2-3 года», «От 3 до 5 лет», «Не важно», «По желанию пары», «Нет разницы», «Любви все возрасты покорны».



Диаграмма №17 «Какое количество детей в семье Вы считаете идеальным?»

В современной России государственная политика ориентирует россиян на увеличение рождаемости в стране. Этому свидетельствуют различные программы, поощряющие рождение второго и третьего ребенка. Также, в средствах массовой информации в рекламных роликах можно проследить тенденцию транслируемого образа семьи с тремя детьми. Поэтому, в рамках нашего исследования, актуальным будет вопрос о том, какое количество детей в семье тольяттинцы считают идеальным. Большинство опрошенных, а именно 52% респондентов, считают идеальным два ребенка в семье. 23% молодежи полагают, что число детей в семье должно быть равно трем. 12% тольяттинцев отметили, что в настоящее время идеальным будет иметь одного ребенка в семье, возможно, это связано с финансовыми возможностями семей содержать ребенка. 4% считают, что в семье должно быть четыре и более ребенка. И 5% молодежи за бездетную семью (8% мужчин и 2% женщин). Также, 4% респондентов предложили свои варианты ответов: «Сколько душе угодно», «Любое количество идеально», «Два и больше», «10 детей», «Детей много не бывает», «Сколько получится», «Сколько Бог даст», «В зависимости от обстоятельств», «Выбор каждого», «Столько, сколько возможно, в зависимости от желания, финансового благополучия и обстоятельств», «Сколько захочет женщина и потянет воспитать семья», «Когда есть хотя бы один ребенок в семье - это уже радость», «Сложный вопрос», «Пока не знаю», «Лично я не хочу ребенка, но думаю, что один ребенок в семье – это хорошо», «Кому как больше нравится, большинству лучше вообще не заводить».


Диаграмма №18 «Как Вы относитесь к браку с иностранцем?»

Россия является многонациональной страной, в последнее время формируется толерантное отношение к представителям разных наций. Мы решили выяснить отношение тольяттинцев к бракам с иностранцем. У большинства тольяттинцев наблюдается нейтральное отношение к таким бракам, так ответили 64% респондентов. Четверть тольяттинцев (24% респондентов) положительно относятся к браку с иностранцем. Отрицательно настроены 11%. Также, 1% респондентов написали свой вариант ответа: «Класс», «В зависимости от обстоятельств», «Национальности не имеют значения», «Скорее отрицательно, но все зависит от обстоятельств».



Диаграмма №19 «Как Вы относитесь к браку с представителем другой религиозной конфессии?»

С наибольше опаской тольяттинцы относятся к бракам с представителями другой религиозной конфессии. Всего 10% респондентов положительно относятся к данному браку и считают, что это делает семью разносторонней в духовном плане. Нейтрально относятся к данным бракам большинство опрошенных – 69% респондентов, они считают, что в этом нет никакой проблемы. И 17% молодежи отрицательно относятся к такому браку, по их мнению, нельзя жениться на представителе другой веры. Также, 4% участников опроса предложили свои варианты ответов: «Сложный вопрос», «Это не имеет значения», «Все индивидуально», «Какая разница, кто какой национальности», «Нежелательно, будут разногласия в мировоззрениях», «Положительно, если один не принуждает второго сменить веру». Также были такие варианты ответов, как:
-«Если другой конфессии – нормально, другой религии – отрицательно»;
-«Нейтрально, но если представитель одной не будет требовать перехода в его веру партнера»;
-«Нейтрально, если это не будет мешать или ущемлять права друг друга или одного из супругов»;
-«Может возникнуть вопрос о воспитании детей, на этой почве и на многих других могут возникнуть разногласия»
-«Я не являюсь последователем какой-либо веры, и заводить отношения с верующим человеком не стал бы, не говоря уже о вступлении с ним в брак»;
-«В зависимости от того, какую роль играет религия для партнера»;
-«Не рекомендуется, могут быть в будущем разногласия»;
-«Я не думаю, что это проблема. Меня больше смущает фанатизм в религии, нежели ее направленности. Если человек является фанатиком, то я отношусь к этому с небольшой опаской»;
-«Смотря как оба относятся к вере - если очень религиозные, то ничего хорошего не получится, если малорелигиозны - то проблем не возникнет»;
-«Трудно ответить на подобный вопрос, главное, чтобы супруги были верующими; но когда у них разные религиозные взгляды - это тяжело».


Диаграмма №20 «Как Вы охарактеризуете свою семью?»

Интересные данные были получены при изучении мнений тольяттинцев о том, как они видят свою семью и как они могут ее охарактеризовать. Нами был предложен ряд прилагательных, отражающих различные типы семьи, также у респондентов была возможность предложить свой вариант ответа. Так, получилось, что в г.о. Тольятти живут дружные семьи, так отметили 54% респондентов. Воспитанной и спокойной охарактеризовали свою семью 44% и 38% молодежи соответственно. 30% тольяттинских семей являются интеллигентными и 28% тольяттинских семей – большие. 27% тольяттинцев сказали о том, что их семья маленькая. О шумности своей семьи упомянули 24% участников опроса. Почетного звания семьи героев удостоены 6%. Также, в Тольятти присутствуют взрывные (12%), скандальные (7%) и неблагополучные (2%) семьи. И еще 2% респондентов предложили свои варианты: «Понимающая», «Творческая», «Надежная», «Замечательная», «Любящая, открытая, веселая, разношерстная», «Веселая», «Моя», «Обычная нормальная семья», «Сложная», «Не полная», «Нет семьи».

Скачать социологическое исследование с диаграммами вы можете

1. Методологический раздел.

1.1. Актуальность темы.

1.2. Определение проблемы.

1.3. Научная разработка темы исследования.

1.4. Логический анализ понятий.

1.5. Цель исследования.

1.6. Задачи исследования.

1.7. Объект исследования.

1.8. Предмет исследования.

1.9. Гипотезы.

2. Методика – процедурный раздел.

2.1. Методы сбора первичной эмпирической информации.

2.2. Место, время проведения исследования. Название инструментария.

2.3. Характеристика инструментария.

2.4. Выборка.

2.5. Методы обработки социальной информации.

2.6. Практическая значимость исследования.

Приложения:

2.7. Анкета.

2.8. Рабочий план проведения исследования.

2.9. Библиография.

3. Аналитический раздел.

1. Методологический раздел программы.

1.1. Актуальность темы.

В настоящее время все большие масштабы приобретает проблема связанная с тем, что люди разных возрастов, социальных принадлежностей и национальностей начинают все меньше читать книги, т.к. используют в основном только Интернет или слушают музыку.

Лично меня сподвигло на выбор этой темы, то, что все люди стали меньше читать и уровень разговорной речи становится хуже, а некоторые даже не знают очень известных писателей.

В данный момент количество людей, которые любят читать становится все меньше. Это явление связано все с большим проникновением западной культуры в нашу страну и с возрастающим давлением ее на сознание наших соотечественников, особенно на молодежь. Вот почему мне интересно мнение людей, не столько пожилых, сколько молодых.

Пусть моя программа социологического исследования будет стимулом для всего этого. Ведь читать различную литературу полезно, каждый раз можно познавать все больше и больше.

1.2 Определение проблемы.

В настоящее время стоит огромная проблема того, что люди не хотят читать. Я думаю, это связано с тем, что некоторые не имеют времени, другие после работы или учебы очень устают и поэтому уже не могут читать, другие же больше предпочитают Интернет или послушать музыку.

1.3. Научная разработка темы исследования.

Читательская культура молодежи: мифы и реальность.

Анна Акимова

1) Респонденты отвечали и на вопрос об отношении к школьной программе по литературе. 42% ответили, что она нуждается в дополнении современной литературой. На втором месте ответ «в ней собрана лучшая литература» – 32,2%. Но в основном так отвечали те, кто еще учится в школе. У тех, кто уже работает, а значит, имеет возможность больше читать для себя, отношение к школьной программе очень скептическое – 21,1% ответили, что она нуждается в полном пересмотре.

Наиболее известными современными писателями для респондентов оказались Борис Акунин, Сергей Лукьяненко , а также авторы иронических детективов. На вопрос о современном британском писателе смогли ответить только 19 человек, все они назвали автора серии книг о Гарри Поттере (Джоан Роллинг) . Остальные называли либо старых английских писателей, либо и вовсе американских.

По ответам молодежи видно, что у них есть домашние библиотеки: 38,6% ответили, что имеют дома более 200 книг, 43,6% – от 50 до 200 книг. Но, несмотря на это, молодежь предпочитает книги для прочтения покупать в книжных магазинах (42,9%), на третьем месте после домашних библиотек оказались публичные библиотеки (18,7%). Конечно, источник получения книги сильно зависит от возраста: школьники берут книги в библиотеках (39,4%), среди работающих библиотеками пользуются всего 2,8%.

80% библиотекарей уверены, что современная молодежь читает меньше, чем в 80-е и 90-е годы XX столетия. Хотя анализ продаж и активности читателей показывает, что сейчас молодежь читает больше, чем в 1990-е, когда острые социальные проблемы вытолкнули молодых на улицы, кроме того, не было новых известных авторов, которые выступали бы «локомотивами». Сейчас такие книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо , Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес. По поводу 1980-х годов что-то определенное сказать трудно из-за того, что официальная статистика тех лет дает очень искаженную информацию.

Что мешает чтению? 45% респондентов ответили, что телевидение является самым главным препятствием для чтения молодежи; более 50% – что мешают Интернет и компьютеры. Высокая нагрузка в школе здесь тоже оказалась среди лидеров – 25% библиотекарей видят в этом основное препятствие для чтения молодежи.

Вишникина Катя (источник " Газета АЛЬТЕРНАТИВА ")

Адрес : http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chto_chitaet_molodezh.html

2) Наиболее популярнее сейчас это - современная философия. Оказалось, что в большинстве своем подростки выбирают «разрекламированных» авторов философских экшенов - Анхеля де Куатье и Пауло Коэльо. Также популярны сегодня японский философ Харуки Мураками, Ричард Бах, написавший знаменитую (и не менее сложную) «Чайку Джонатан Ливингстон».Выяснилось, что после выхода в 2006 году книги Дэна Брауна «Код да Винчи», ее мгновенно смели с прилавков магазинов, а в библиотеках эта книга вечно «на руках». Очень уж модное произведение! На втором месте обычно фантастика. Многие молодые люди предпочитают именно ее. Фантастику можно разделить на две ветви - это фэнтези (сказки) и ужасы. Королем ужасов неизменно является Стивен Кинг («Парень из Колорадо»). Как ни ругайте Кинга, уважаемые учителя литературы, его книги всегда будут популярны, их читают люди разного возраста.
Несколько уступает Кингу Дин Кунц - современный замечательный писатель-фантаст.
Самые читаемые книги - серия про Гарри Поттера писательницы Джоан Роллинг. Их читают все - от мала до велика. Тему полюбившегося сказочного мира продолжают книги знаменитого французского режиссера Люка Бессонна. Волшебные приключения мальчика Артура даже начали экранизировать. К сожалению, лишь единицы читают книги с интересом, увлечением. Около 70 процентов школьников берут в библиотеках только школьную литературу и материалы для докладов. Из классических произведений молодежь предпочитает «Мастера и Маргариту». Это произведение влечет подрастающие поколения уже долгое время.И, наконец, самой развлекательной литературой являются - журналы. Их «развелось» очень много самых разных. Например, «YES!», «Лиза», «GLAMOUR».Думаю, не стоит сетовать на то, что читать мы стали меньше. Да, факты весьма плачевны: 52% россиян не покупают книг вообще, 37% их не читают, 79% не пользуются библиотеками.

О литературной эволюции.

Ю. Н. Тынянов

3) Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе), где вопрос о литературе неправомерно подменяется вопросом об авторской психологии, а вопрос о литературной эволюции - вопросом о генезисе литературных явлений. С другой стороны, упрощенный каузальный подход к литературному ряду приводит к разрыву между тем пунктом, с которого наблюдается литературный ряд, - а им всегда оказываются главные, но и дальнейшие социальные ряды, - и самым литературным рядом. Построение же замкнутого литературного ряда и рассмотрение эволюции внутри его наталкивается то и дело на соседние культурные, бытовые в широком смысле, социальные ряды и, стало быть, обречено на неполпоту. Теория ценности в литературной науке вызвала опасность изучения главных, но и отдельных явлений и приводит историю литературы в вид "истории генералов". Слепой отпор "истории генералов" вызвал в свою очередь интерес к изучению массовой литературы, но без ясного теоретического осознания методов ее изучения и характера ее значения.

Наконец, связь истории литературы с живою современною литературой - связь выгодная и нужная для науки - оказывается не всегда нужною и выгодною для развивающейся литературы, представители которой готовы принять историю литературы за установление тех или иных традиционных норм и законов и "историчность" литературного явления смешивают с "историзмом" по отношению к нему. В результате последнего конфликта возникло стремление изучать отдельные вещи и законы их построения во внеисторическом плане (отмена истории литературы).

Евгений Лещинский (источник "Наш мир")

Адрес: http://www. knigi .ru/lilit/.html

4) Подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах. Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют. Жанры "рассказ", "повесть" в системе 20-х - 40-х годов определялись, как то явствует из самых названий, другими признаками, нежели у нас. Мы склонны называть жанры по второстепенным результативным признакам, грубо говоря, по величине. Названия "рассказ", "повесть", "роман" для нас адекватны определению количества печатных листов. Это доказывает не столько "автоматизованность" жанров для нашей литературной системы, сколько то, что жанры определяются у нас по иным признакам. Величина вещи, речевое пространство - не безразличный признак. В изолированном же от системы произведении мы жанра и вовсе не в состоянии определить, ибо то, что называли одою в 20-е годы XIX века или, наконец, Фет, называлось одою не по тем признакам, что во время Ломоносова.

На этом основании заключаем: изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно. Исторический роман Толстого не соотнесен с историческим романом Загоскина, а соотносится с современной ему прозой.

Строго говоря, вне соотнесенности литературных явлений и не бывает их рассмотрения. Таков, напр., вопрос о прозе и поэзии. Мы молчаливо считаем метрическую прозу - прозой и неметрический верлибр - стихом, не отдавая себе отчета в том, что в иной литературной системе мы были бы поставлены в затруднительное положение.

Но проза дифференцируется, эволюционирует, одновременно эволюционирует и стих. Дифференция одного соотнесенного типа влечет за собою или, лучше сказать, связана с дифференцией другого соотнесенного типа. Возникает метрическая проза (напр., Андрей Белый). Это связано с перенесением стиховой функции в стихе с метра на другие признаки, частью вторичные, результативные: на ритм как знак стиховых единиц, особый синтаксис, особую лексику и т. д. Функция прозы к стиху остается, но формальные элементы, ее выполняющие, - другие.

Дальнейшая эволюция форм может либо на протяжении веков закрепить функцию стиха к прозе, перенести ее на целый ряд других признаков, либо нарушить ее, сделать несущественной; и подобно тому как в современной литературе малосущественна соотносительность жанров (по вторичным, результативным признакам), так может настать период, когда несущественно будет в произведении, написано ли оно стихом или прозой.

Анна Скворцова

Адрес: http:// gazeta . ru /

5) Если мы условимся в том, что эволюция есть изменение соотношения членов системы, т. е. изменение функций и формальных элементов, - эволюция оказывается "сменой" систем. Смены эти носят от эпохи к эпохе то более медленный, то скачковой характер и не предполагают внезапного и полного обновления и замены формальных элементов, но они предполагают новую функцию этих формальных элементов. Поэтому самое сличение тех или иных литературных явлений должно проводиться по функциям, а не только по формам. Совершенно несходные по видимости явления разных функциональных систем могут быть сходны по функциям. и наоборот. Вопрос затемняется здесь тем, что каждое литературное направление в известный период ищет своих опорных пунктов в предшествующих системах, - то, что можно назвать "традиционностью".

Так, быть может, функции пушкинской прозы ближе к функциям прозы Толстого, нежели функции пушкинского стиха к функции подражателей его в 30-х годах и Майкова.

Резюмирую: изучение эволюции литературы возможно только при отношении к литературе как к ряду, системе, соотнесенной с другими рядами, системами, ими обусловленной. Рассмотрение должно идти от конструктивной функции к функции литературной, от литературной к речевой. Оно должно выяснить эволюционное взаимодействие функций и форм. Эволюционное изучение должно идти от литературного ряда к ближайшим соотнесенным рядам, а не дальнейшим, пусть и главным.

Доминирующее значение главных социальных факторов этим не только не отвергается, но должно выясниться в полном объеме, именно в вопросе об эволюции литературы, тогда как непосредственное установление "влияния" главных социальных факторов подменяет изучение эволюции литературы изучением модификации литературных произведений, их деформации.

Молодежь в новом веке будет читать все меньше, не оправдываются. Молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно, без нажима со стороны школы и родителей. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы, индустрия книжного бизнеса дает возможность узнавать все новые и новые имена. Не пострадало чтение и от развития новых информационных технологий, пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение. Библиотеки в такой ситуации должны способствовать развитию вкуса и критического мышления у молодых читателей. Читать в наше время действительно престижно!

1 .4. Логический анализ понятий.

1.4.1. Интерпретация и операционализация понятий.

Ключевые понятия:

3. Литературные жанры;

4. Молодежь.

Теоретическая интерпретация ключевых понятий:

1. Книги - подборка листов бумаги, пергамента или другого листового материала, содержащих каким-либо способом перенесённые на них текст и (или) иллюстрации, скреплённая по одному краю и защищённая обложкой. Каждая сторона листа в книге называется страницей. Иногда книгой называется большой раздел документа или литературного произведения. Книга, записанная в электронном формате, называется ещё e-книга или электронная книга.

2. Жанр - совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия «жанр» иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

3. Литературные жанры: былина, драма, ода, элегия, рассказ, повесть, роман, стихотворение, поэма.

Былина - героическая песня повествовательного характера.

Драма - главное отличие драмы от других литературных жанров - предназначение для сцены.

Ода - торжественное патетическое стихотворение. В V - IV вв. до н.э. исполнялась только с музыкой, пением, танцами. В Древней Греции одами прославляли спортивные соревнования. В Древнем Риме Гораций разлучил оду с музыкой. Большой мастер од считался в 16-17 веке во Франции Малербо. В это же время в России лучшими в жанре оды были Ломоносов, Тредиаковский, Державин.

Элегия - жанр лирики, возник в 7 веке до нашей эры в древней Греции.

Рассказ - это малая форма эпической прозаической литерату ры.

Повесть - древнейший жанр русской литературы.

Роман произошёл на романских языках в древние и средние века, но имел только некоторые черты современного романа.

Стихотворение - разнообразие тематики этого поэтического жанра.

Поэма - большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, повесть или роман в стихах. Расцвет данного жанра связан с романтизмом. Поэмы писали Байрон, Шелли, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов.

4. Молодежь - это специфическая социально-демографическая физическая группа, отличающаяся периодом социальной адаптации, становлением социальной зрелости и психологическими особенностями.

1.5. Цель исследования.

Выявить какие жанры литературы наиболее предпочтительнее у молодежи, так как я считаю, что сейчас в наше время очень важно читать.

1.6. Задачи исследования.

1) определить отношение молодежи к чтению книг;

2) выяснить зависимость выбора жанра книги от возраста;

3) выявить зависимость выбора жанра книги от пола;

4) выявить любимые места для чтения книг;

5) какие книги, интересуют нынешнюю молодежь.

1.7. Объект исследования.

Объектом исследования являются студенты дневного отделения РГТЭУ города Москвы, которые отдают предпочтение различным жанрам литературы.

1.8. Предмет исследования.

Предмет исследования – жанры, которые предпочитают студенты различных возрастов.

1.9. Гипотезы.

  1. Большинство студентов считают, что читать книги это пустая трата времени. (Для проверки использовался вопрос в анкете №5).
  2. Чем взрослее человек, тем больше он начинает читать научных книг. (Для проверки использовался вопрос в анкете №1).
  3. Девушки предпочитают романы, а молодые люди рассказы и повести. (Для проверки использовался вопрос в анкете №3).
  4. Большинство предпочитают читать в транспорте, на отдыхе, дома, на работе и в университете. (Для проверки использовался вопрос в анкете №11).
  5. Обстоятельства, препятствующие чтению - это отсутствие книг, дефицит времени, жизненный цикл семьи, дефицит интереса. (Для проверки использовался вопрос в анкете №6,7 и 8).

2. Методический раздел программы.

2.1. Методы сбора первичной социологической информации.

Опрос в форме анкетирования.

2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария.

Место: г. Москва.

Время проведения: Ноябрь, 2008.

Инструментарий: Анкета.

Название инструментария: Литературные жанры литературы.

2.3. Характеристика инструментария.

Всего в анкете 12 вопроса, в том числе:

1. Вопросы по содержанию:

1.1. О личности респондента - №1-3.

1.2. О фактах поведения - №10.

1.3. О фактах сознания - №5.

2. Вопросы по форме:

2.1. Открытые - № ---.

2.2. Закрытые - №6,7,8,11.

2.3. Полуоткрытые - №10.

3. Вопросы по оформлению:

3.1. Линейные - № 1-12.

3.2. Табличные -№ ---

4. Вопросы-фильтры -№1-12.

5. Вопросы-ловушки -№---.

6. По функции:

6.1 Основные - 10.

6.2 Неосновные – 2.

2.4. Выборка.

В данном социологическом исследовании приняло участие 50 человек в возрасте от 17 до 25 лет.

2.5. Методы обработки социологической информации.

В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирической информации.

2.6. Практическая значимость исследования.

Данное социологическое исследование имеет большое практическое значение. Обработанные данные могут быть применены как уже действующими библиотеками для дальнейшего развития отдельных направлений или разработки абсолютно нового, ранее не привлекавшего внимания.

Кроме того, результаты исследования могут показать, какой жанр литературы наиболее предпочтительней в Российской Федерации.


Приложение 1.

АНКЕТА

Уважаемый участник опроса! Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое предпочтение в литературе.

Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.

Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант.

Студентка 2-го курса ФУ

Трубицына Наталья

1. Ваш возраст.

а) младше 18

б) от 18 до 20

в) от 20 до 23

г) от 23 до 25

2. Ваш род деятельности.

а) студент, не работающий

б) студент, работающий

Если ваш ответ б) укажите профессию _______________

3. Ваш пол.

а) мужской

б) женский

4. Ваше образование.

а) среднее

б) среднее специальное

в) неполное высшее

Если Вы ответили НЕТ, переходите к вопросу №12

6. Что вы предпочитаете больше отечественную или зарубежную литературу?

а) отечественная литература

б) зарубежная литература

7. Что вы читаете? (возможно два варианта ответа)

а) классика

б) современные книги

8. Какой жанр книги вы предпочитаете?

а) былина

б) драма (трагедия, комедия)

г) лирика (элегия)

д) рассказ (эссе, очерк, новелла)

е) повесть

з) стихотворение

9. Сколько обычно, по времени, в день вы читаете?

а) меньше часа

б) от 1 до 3 часов

в) от 3 до 5 часов

г) другое ______________

10. За сколько вы прочитали свою последнюю книгу?

а) за день

б) за неделю

в) за месяц

г) другое _________________

11. Где вы обычно читаете? (возможно несколько вариантов ответа)

б) в институте

в) на работе

г) в общественном транспорте

д) на отдыхе

е) другое ______________

12. Если у вас домашняя библиотека?

Спасибо за ответы!!!
Приложение 2.

Рабочий план проведения исследования.

Наименование мероприятий Сроки исполнения

Ответственный

Разработка программы КСИ 05.11 – 07.11 Трубицына Н.Д.
Разработка инструментария 08.11 – 10.11 Трубицына Н.Д.
Разработка инструкций для организаторов и анкетеров 11.11 – 12.11 Трубицына Н.Д.
Тиражирование инструментария 13.11 -15.11 Трубицына Н.Д.
Инструктаж организаторов и анкетеров 16.11 – 18.11 Трубицына Н.Д.
Сбор, обработка и подготовка анкет 19.11 – 21.11 Трубицына Н.Д.
Анализ полученной информации, её обобщение и отображение 22.11 – 23.11 Трубицына Н.Д..
Подготовка аналитических записок и отчетов 24.11 - 27.11 Трубицына Н.Д.
Презентации и внедрение итогов исследования в практику 28.11 – 30.11 Трубицына Н.Д.

Приложение 3.

Библиография.

1. Читательская культура молодежи: мифы и реальность. Анна Акимова.

2. Вишникина Катя (источник " Газета АЛЬТЕРНАТИВА ") http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chto_chitaet_molodezh.html

3. О литературной эволюции. Ю. Н. Тынянов.

4. Евгений Лещинский (источник "Наш мир") http://www. knigi .ru/lilit/.html

5. Анна Скворцова http :// gazeta . ru /


3. Аналитический раздел.

1. Читает ли молодежь (в %):

Вывод: молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.

2. Выбор литературного жанра, в зависимости от возраста (в %):

Былина Драма Ода Лирика Рассказ Повесть Роман Стихотворение Поэма
<18 0 14 7 0 7 0 36 14 22
18-20 1 17 2 4 13 17 26 13 5
20-23 0 32 0 17 0 17 17 0 17
23-25 0 0 0 0 50 50 0 0 0

Вывод: роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют. Он наиболее предпочтительнее у молодежи до 18 лет. В основном молодежь в возрасте от 18 и до 25 лет предпочитают: "рассказ", "повесть". На этом основании заключаем: изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно.

3. Выбор литературного жанра, в зависимости от пола:

Вывод: подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах.

Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Из таблицы видно, что молодые люди любят стихи, а девушки романы.

4. Наиболее предпочтительные места для чтения:

5. Какие книги больше всего предпочитает молодежь:

Вывод: сейчас такие современные книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо , Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес, зарубежная литература также пользуется успехом.


Общий вывод.

В ходе исследования многие гипотезы были доказаны, некоторые опровергнуты.

По итогам можно сделать вывод, что многие студенты любят читать, другие же не любят.

Большинство студентов читают в общественном месте, по пути из института или в институт, получается, что в метро и в автобусах.

Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социально–философские и социологические исследования идеального мужчины. Интерпретация и операционализация основных понятий. Метод сбора информации, техника и инструментарий. Логический анализ основных понятий. Анкетный опрос молодежи г. Дубна.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2015

    Определение степени заинтересованности современной молодежи в чтении, выявление наиболее предпочтительных жанров литературы и оценка молодыми людьми качества современной литературы. Методика и этапы проведения данного исследования методом фокус-группы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Молодежь как особая социальная группа, социальные проблемы современной молодежи. Алкоголизм как социальная угроза, его основные причины и последствия. Опыт борьбы с алкоголизмом среди молодежи. Исследования отношения молодежи к употреблению алкоголя.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    Ознакомление с понятиями творчества и творческой деятельности. Социально-психологический портрет современной молодежи. Проведение социологического исследования на тему "Особенности организации молодежного досуга и творческой деятельности в КДЦ "Рассвет".

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Понятие исследования в социальной работе. Программа, объект и предмет, выборка, цель и задачи социологического исследования. Гипотезы исследования, интерпретация основных понятий. Положения социологической теории и конкретных социологические явления.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Интерпретация и операционализация понятий, связанных с изучением игровой зависимости в молодежной среде. Игровые предпочтения молодежи г. Саратова и их социально-психологические последствия. Факторы, влияющие на уровень игровой зависимости молодежи.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2015

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О БРАКЕ

Введение

Актуальность исследования : Брак – это сложнейший социальный институт, который является совокупным результатом взаимодействия факторов социального, природного, общественного и индивидуального, общего и единичного характера. Стабильность как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера мотивов заключения брака, от факторов «укрепления» брака, от намеренности молодежи юридически заключать брак. Альтернативные формы брака (сожительство) разрушают социальные нормы, и нормативные принципы современного общества. Поэтому важно рассмотреть все факторы, влияющие на представления студентов о браке.

Наиболее крупный вклад в исследование брака и семьи внесли: А.Г. Харчев (теория), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Борисов (потребность в детях), М.С. Мацковский (методология и методика), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С.Голод (стабильность семьи), В.Б. Голофаст (функции семьи), Д.Я. Кутсар (качество брака), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Т.Ж. Гурко (молодая семья).

Межполовое взаимодействие, определяемое человеческими сущностными силами, является одним из определяющих составляющих социальной динамики. Студенческая пора – время полоролевого самоопределения, выработки стратегии жизненного пути, формирования тактик социального поведения, время проектирования основных планов, время выработки оригинального стиля поведения во всех сферах жизнедеятельности. В ряду жизненных задач поиск спутника жизни, создание семьи, гендерная самореализация в целом занимает одно из главенствующих мест в приоритетах молодого человека. Успешному осуществлению означенных задач, эффективному выполнению плана жизни во многом способствует наличие крепкой семьи, верного супруга/супруги, благодарных детей и любимых внуков. В силу данных бесспорных обстоятельств, потенциальный будущий семьянин должен быть компетентным во всех социально-практических и интеллектуальных составляющих семейно-брачной сферы. Однако мы наблюдаем обратное. В ВУЗе обучают профессии, преподают вереницу предметов. К профессиональной деятельности готовят как будто серьезно, а вот к личной жизни никак. Такого рода пренебрежение со стороны государства чревато огромными бедами. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее.

Проблемная ситуация заключается в том, что существует противоречие между потребностью общества в крепких, выполняющих свои репродуктивные и воспитательные функции семьях, и низким уровнем представлений молодежи и ее готовности к активной деятельности в системе формирования супружеских отношений. Масштабное проявление незарегистрированного брака размывает границы традиционных норм брака и семьи, диктует новые принципы формирования брачно-семейных отношений.

Замечая, что на сегодняшний день молодые, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к самостоятельной семейной жизни, следует отметить необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни. Современная молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, однако она не торопится своевременно и официально регистрировать свой брак.

Для того чтобы решить все эти проблемы, молодежи важно пропагандировать ценности брака, детей, семьи, организовывать социально-педагогическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи – значит получить значимый эффект в социально-демографическом развитии страны.

Вышесказанное позволилоопределить проблему исследования : представления студенческой молодежи о браке, как правило, не соответствуют динамично изменяющимся в обществе условиям заключения брачно-семейных отношений, что требует анализа условий их формирования в сознании будущих родителей.

Объект исследования студенческая молодежь (на примере студентов исторического факультета Школы педагогики в г. Уссурийске, группа С2509в).

Предмет : представления студенческой молодежи о браке.

Цель работы –анализ представлений студенческой молодежи о браке в контексте укрепления семейно-брачных отношений.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1) изучить понятие брачно-семейных отношений;

2) выяснить динамику брачных норм и формирование семьи

3) проанализировать отношение мужчин и женщин в браке;

4) рассмотреть мотивы брачных отношений;

5) описать факторы «укрепления» брака;

6) охарактеризовать отношение молодежи к факторам «укрепления» брака в России.

Основная гипотеза : на формирование представления студенческой молодежи о браке влияет в основном такой фактор, как возможность состоять в гражданском браке, что, в свою очередь, является препятствием для создания полноценной семьи с ее важнейшими моральными и правовыми основами.

Дополнительные гипотезы :

1. Представления студентов о браке зависит от представлений о понятии «брак» и «семья».

2. Влияние лидерства на представления студенческой молодежи о браке.

3. Различия в представлениях студентов о будущей семье связаны с мотивами брачных отношений.

4. Брачно-семейные отношения родителей молодежи играют большую роль в представлении ими о браке.

5. Сохранение студенческой семьи зависит от факторов «укрепления» брака.

Метод исследования – изучение и анализ научной литературы; сравнение, анализ, синтез; анкетный опрос и анализ анкетного опроса.

Дипломная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

32. Основы психологии семьи и семейного консультирования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pciholog.com/os№ovy-psixologii-semi-i-semej№ogo-ko№sultirova№iya/

33. Указ Президента Российской Федерации от 4 мая 1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». [Электронный ресурс] - Режим доступа: rusla .ru /.../Ko №tseptsiya %20gosudarstve №№oy %20semey №oy %20politiki .

34. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс] - Режим доступа: www . gks . ru

Приложение А

Т а б л и ц а 1 – Таблица сопряженности переменных «Уровень знания о семье» и «Готовность регистрации брака и создания семьи»

Уровень знания о семье

Готовность регистрации брака и создания семьи

Да

Скорее да, чем нет

Нет

Скорее нет, чем да

Всего

Низкий

Средний

Высокий

Всего

Т а б л и ц а 2 – Причины вступления в брак

Причины вступления в брак

Количество ответов (%)

Любовь

Желание создать семью

Рождение ребенка

Расчет

Независимость от родителей

Затрудняюсь ответить

Т а б л и ц а 3 – Сожительство, «За» или «Против»

Считаете ли сожительство («гражданский брак») приемлемой для вас формой отношений

Количество ответов (%)

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Т а б л и ц а 4 – «Семья для Вас – это…»

Семья для Вас – это …

Количество ответов (%)

Продолжение рода

Проявление любви к супруге (у) и детям

«Убежище» от стрессовых влияний внешнего мира

Место для самореализации и самовыражения

Помеха самореализации

Место постоянных скандалов и проявления насилия

Обуза во всем

Т а б л и ц а 5 – «Считаете ли Вы семью своих родителей образцом для подражания»

Считаете ли Вы семью своих родителей образцом для подражания

Количество ответов (%)

Родители – образец для подражания

Не во всем, но в целом да

Многое не нравится в семье моих родителей

Приложение Б

Анкета «Представление студенческой молодежи о браке»

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ

Данный опрос связан с исследованием представления образа брака и семьи в сознании студента.

Просим внимательно ознакомиться со всеми вопросами и ответить на каждый из них, обведя кружком номер соответствующего варианта ответа. Если же есть необходимость, допишите свой вариант.

ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА АККУРАТНО ЗАПОЛНЕННУЮ АНКЕТУ!

1. ПОЛ

    Мужской

    Женский

2. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В КАКОМ ГОДУ ВЫ РОДИЛИСЬ?

(Запишите цифрами)

3. ВАШ БРАЧНЫЙ СТАТУС

    В браке не состою

    В браке состою, брак официально не зарегистрирован

3. В браке состою, брак официально зарегистрирован

4. СЧИТАЕТЕ ЛИ СОЖИТЕЛЬСТВО («ГРАЖДАНСКИЙ БРАК») ПРИЕМЛЕМОЙ ДЛЯ ВАС ФОРМОЙ ОТНОШЕНИЙ (Отметить только один вариант)

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

5. УКАЖИТЕ ВАШЕ ОСНОВНОЕ МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ

(Отметить только один вариант)

    Живу вместе с родителями

    В общежитии

    Живу отдельно от родителей, снимаю жилье

    Живу отдельно от родителей, в собственной квартире

    У знакомых, друзей, родственников

    Живу с мужем в его квартире

    Другое_____________________________ ___________________________________

6. КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ УРОВЕНЬ СВОЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

(Отметить только один вариант)

    Высокий

    Выше среднего

    Средний

    Ниже среднего

    Низкий

    Затрудняюсь ответить

7. НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВЫ ГОТОВЫ К РЕГИСТРАЦИИ БРАКА И СОЗДАНИЮ СЕМЬИ

(Отметить только один вариант)

1. Да

2. Скорее да, чем нет

3 . Нет

4. Скорее нет, чем да

8. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НУЖНО ВСТУПАТЬ В БРАК (Отметить только один вариант)

  1. 30 лет и старше

    Затрудняюсь ответить

9. ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК (Отметить только один вариант)

1. Любовь

2. Желание создать семью

3. Рождение ребенка

4. Расчет

5. Независимость от родителей

6. Затрудняюсь ответить

10. ИМЕЕТ ЛИ ДЛЯ ВАС ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ ПОЛОВИНЫ (Отметить только один вариант)

    Затрудняюсь ответить

11. УРОВНИ ДОХОДОВ ВАШИ И ВАШЕГО ПАРТНЕРА РАЗЛИЧАЮТСЯ (Отметить только один вариант)

    Да, доход партнера больше

    Да, мой доход больше

    Доходы отличаются незначительно

    Затрудняюсь ответить

12. СЕМЬЯ ДЛЯ ВАС - ЭТО... (отметьте не более 3-х вариантов)

1 . Продолжение рода

2. «Убежище» от стрессовых влияний внешнего мира

3. Место для самореализации, самовыражения

4. Помеха моей самореализации

5. Место постоянных скандалов и проявления насилия

6. Обуза во всем

7. Проявление любви к супруге (супругу)

8. Проявление любви к детям

9. Затрудняюсь ответить

13. ВАЖНЫ ЛИ ДЛЯ ВАС СЛЕДУЮЩИЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ЦЕННОСТИ: 1 – СОВСЕМ НЕ ВАЖНО, 7 – ОЧЕНЬ ВАЖНО. (Отметьте в каждой строке)

Я должен быть главным в семье

1 2 3 4 5 6 7

Участие жены (супруга) в доходе семьи

1 2 3 4 5 6 7

Благоприятное нравственно-психологическое состояние семьи

1 2 3 4 5 6 7

Карьера жены (супруга)

1 2 3 4 5 6 7

Крепкое здоровье

1 2 3 4 5 6 7

Материальное благосостояние

1 2 3 4 5 6 7

Создание в семье равных возможностей для всех

1 2 3 4 5 6 7

Крепкая семья

1 2 3 4 5 6 7

Возможность высказывать мнения по любым вопросам, не опасаясь скандала в семье

1 2 3 4 5 6 7

Благополучие детей

1 2 3 4 5 6 7

Интересная работа

1 2 3 4 5 6 7

Независимость жены (супруга) в делах, суждениях, поступках

1 2 3 4 5 6 7

Повышение образовательного уровня жены (супруга)

(интеллектуальное развитие)

1 2 3 4 5 6 7

Участие в воспитании детей

1 2 3 4 5 6 7

14. КТО ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ ГЛАВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ? (Отметьте в каждой строке)

Семейные обязанности

Вы

Ваш супруг/супруга

Совместно

Ремонт квартиры

Глажение белья

Починка домашней утвари

Воспитание детей

Финансовое обеспечение семьи

Контроль успеваемости детей в школе

Мытье посуды

Осуществление покупок

Приготовление пищи

Стирка

Уборка жилья

15. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕМЬЮ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ?

    Да, конечно

    Не во всем, но в целом семья моих родителей достойна подражания

    Многое, что есть в семье моих родителей, мне не нравится

    Затрудняюсь ответить

16. ЕСТЬ ЛИ У ВАС СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ДЕТИ?

(Отметьте только один вариант)

    Да, один ребенок

    Больше, чем один ребенок

17. КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ ВЫ СЧИТАЕТЕ ПРИЕМЛЕМЫМ ДЛЯ СЕБЯ? (Запишите цифрами)

18. ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ПРОЙТИ КУРС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРЕПКИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»? (Отметьте только один вариант)

1. Да

2 . Нет

3. Затрудняюсь ответить

Социологическое исследование

Работу выполнили

Студентки 221 группы

Фмлипенко А.С.

Бондаренко И. В.

Работу проверил

Даренский В.Ю.

Луганск 2011

Аналитический раздел программы

1.1. Основной вопрос исследования

Каковы причины низкой степени религиозности современной молодежи на данном этапе развития общества? Каковы потребности молодежи в посещении церкви, в общении со священнослужителями, чтении религиозной литературы? Почему сейчас молодежь отодвигает на второй план знания как о современной религиозности, так и о ее истории? Как мы знаем, сейчас идет процесс решения этого пробела в жизни современного общества. Главным же вопросом данного исследования на религиозную тематику является вопрос о количественной характеристики религиозности молодежи.

Современная молодежь имеет несколько другие представления о религиозности. Кто в этом виноват и как выдвинуть критерии религиозности, это современный вопрос.

1.2. Цель исследования

Установить и изучить мнения и отношения студентов второго курса Луганского государственного университета внутренних дел им. Э.О. Дидоренка (в последующем ЛГУВД) к религиозности. Обозначить и вывести конкретные понимания основ религиозности (соблюдение постов, вера в Бога, по каким условиям можно считать себя религиозным).

1.3. Задачи исследования

1. Изучить понимание религиозности современной молодежи в целом;

2. Изучить потребности молодежи в посещении церкви (если таковые есть);

3. Изучить отношение молодежи к религиозным таинствам:

Крещение;

Венчание;

Соблюдение поста;

4. Изучить критерии основ религиозности большинства;

5. Изучить повседневное поведение студентов на основах веры;

1.4. Объект исследования

Студенты второго курса Луганского университета внутренних дел им. Э.О. Дидоренка.

1.5. Предмет исследования

Основы религиозности современной молодежи в целом. Мнения и представления о религиозности студентов второго курса ЛГУВД.

Логический анализ предмета исследования

1.6.1. Отбор основных понятий

Исходя из понятия и цели данного исследования логическому анализу подлежат такие понятия, как: религиозность и молодежь.

1.6.2. Интерпретация основных понятий

а) религиозность – это характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему

б) молодежь – это социально-демографиеская группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.

1.6.3. Операционализация основных терминов

Религиозность

1. значение основ веры:

Символы веры;

Заповеди;

2. соблюдение в повседневной жизни основ веры:

Не грешить;

Не оскорблять верующих;

Чтить веру;

3. общение с религиозной громадой:

4. участие в таинствах:

а) крещение

Крещенный

Некрещенный

б) исповедь

Исповедываешься

Не исповедываешься

в) венчание

Венчанный

Невенчанный

5. посещение церкви:

По религиозным праздникам;

2-3 раза в месяц;

2-3 раза в год;

Не посещаю;

6. в чем заключается соблюдение церковных праздников:

Посещение церкви в день праздников;

Причащение;

Не соблюдаю;

7. чтение религиозной литературы:

Чтение иногда;

Не читается вообще;

8. вера в Бога:

9. наличие предметов культа дома:

Молодежь

1. по возрасту:

Студенты 2 курса;

Мужской;

Женский;

3. с какой семьи:

Религиозной;

Не религиозной;

4. являетесь ли слушателем религиозной дисциплины:

5. состоите ли в религиозной громаде:

Религиозность

Вера в Бога Соблюдение Посещение церкви

основ религиозности

Молодежь

Студенты Учащиеся

Гипотезы исследования

1.7.1. Описательная гипотеза

В современном обществе очень часто затрагивается вопрос о религиозности молодежи. Сейчас определенная часть молодежи верит в Бога, посещает церковь. Эта молодежь отличается внутренним миром от обычных студентов, которые не признают религиозные праздники, не посещают церковь во время всех священных служб. Как известно из средств массовой информации религиозности уделяется большое внимание. В вузах ввели религиозные дисциплины для повышения степени религиозности студентов.

1.7.2. Основная гипотеза

Молодежь не понимает самого содержания религиозности, не стремиться понять, чем отличается религиозный человек от нерелигиозного. Студенты отрицают религиозные таинства, которые могут быть присущими каждому студенту (крещение, причащение, молитва и другие), по определенным причинам: проведение свободного времени в другом обществе, из-за нестремления к познанию основ религиозности, круга общения, неспособность самостоятельно понимать суть таинств и их цель.

Можно заметить, что не все студенты, которые говорят, о своей вере в Бога действительно это почитают. Вера в Бога – это не просто слова, это целая нить признаков, подтверждающих это, которые, конечно, очень малостью соблюдаются.

1.7.3. Дополнительная гипотеза

Дополнительной гипотезой являются предположения о том, что узнав критерии отбора для религиозности многие студенты задумаются о том, что явно ли они являются религиозными и соблюдают ее. Является ли вера в Бога основной для определения религиозности данных студентов. Многие студенты не считают основу для религиозности важной.

Верите ли Вы в Бога?

в) ваш вариант ответа

Какие обряды Вы совершали?

а) крещение

б) венчание

в) исповедь

г) причащение

д) никаких

е) ваш вариант ответа

5. По факту крещения Вы являетесь:

а) крещенный

б) некрещеный

Из какой Вы семьи?

а) религиозной

б) не религиозной

в) Ваш вариант ответа

Ваш пол

а) мужской

б) женский

11. Ваш возраст_______

Заключение

Из данных, приведенных выше, можно сделать выводы и сопоставить их с гипотезами.

В настоящее время многие члены украинского общества испытывает определённые трудности, связанные с формулированием своей идентичности. Социологические исследования показывают, что для значительной части респондентов отнесение себя к группе "православные" не означает высокий уровень воцерковлённости, а скорее служит индикатором отнесения к определённой социо -культурной традиции.

Во многом это объясняется тем обстоятельством, что научное знание, основанное на позитивизме, на определённом историческом этапе довольно чётко отделило себя от религиозного познания, что для сферы некоторых естественных наук было в то время вполне логичным.

Существенной методологической проблемой в рамках социологического исследования на сегодняшний день является типология религиозности, так как здесь существуют разные подходы к вопросу субъективности и объективности критериев религиозной идентификации. Существуют определённые противоречия между религиозной самоидентификацией респондентов и различными интерпретациями результатов количественных исследований.

Подводя итог следует сказать, что наше исследование в значительной мере расширило наше мировоззрение в отношении религиозности наших студентов а также дало понять важность нашего исследования в области православия.

Социологическое исследование

«Отношение современной молодежи к религии»

Работу выполнили

Студентки 221 группы

Фмлипенко А.С.

Бондаренко И. В.

Работу проверил

Даренский В.Ю.