Профессиональная ориентация на уроках химии. Профориентационная работа на уроках химии

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ Москвитина Марина Анатольевна МБОУ «СОШ№3» г.Братск
Профориентация целесообразно проводить на уроках, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу. На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических,производство чугуна и стали,производство полимеров и других производств, в том числе на уроках, можно использовать следующие приемы: обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств; устанавливать межпредметные связи политехнического характера; решать задачи с производственным содержанием; раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля; показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства; выявлять применение химических законов и теорий в технологии; развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий. Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным во спитанием на о снове р е а л и з а ц и и политехнического принципа в обучении химии. В условиях средней школы одним из эффективных путей допрофессиональной подготовки к будущей трудовой деятельности является рационально организованный учебный труд школьников непосредственно на уроке, поскольку воспитание трудовых качеств начинается, как известно, с добросовестного выполнения каждым школьником своих учебных обязанностей. При обучении химии важное значение приобретает формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные
опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно проводить трудовые операции, осуществлять контроль за результатами выполняемого трудового процесса. Выполняя первые работы практикума, учащиеся совершенствуют технику лабораторных работ. Они обращают внимание и на такие важные вопросы, как поведение в химической лаборатории, техника безопасности, содержание рабочего места, обращение с посудой, реактивами и разными приборами. С первых же уроков учащиеся осваивают лабораторное оборудование.. Выполняя практические работы, ребята видят плоды своих трудов, у них воспитывается бережное и экономное отношение к реактивам. Большое значение имеют задачи с практическим содержанием. Курс химии 8 класса позволяет знакомить учащихся с профессиями – растениевод, электросварщик, кузнец, штукатур, гальваник, термист, лаборант- аналитик, аппаратчик, машинист, слесарь, врач, учитель, пожарник, дезинфектор, фармацевт; в 9 класс е– химик, травильщик стекла, литейщик, текстильщик, агроном, медсестра, зубной врач, металлург,фотограф,строитель,кулинар,ветеринар,парикмахер;10-11 классы – кристаллограф, геолог, пиротехник, вулканизаторщик, машинист - резиносмеситель, инженер – химик, технолог синтетических смол и пластмасс, формовщик, нанотехнолог, генный инженер, эксперт-криминалист, художник.. Путь к выбору той или иной профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам. Интерес к химии обуславливается, прежде всего, практической значимостью. И один из главных путей зарождения профессиональных интересов - увлекательное яркое преподавание. Полюбив химию, ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают узнавать, какие существуют специальности, связанные с этими науками, и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения. Таким образом, суть профориентационной работы в процессе преподавания заключается в том, чтобы помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их самостоятельно добывать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения различных практических задач Ежегодно проводить анкетирование среди учащихся на интересующие их профессии. Исходя из полученных результатов, на уроках химии создавать условия для формирования профессиональной направленности подростков, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Реализуя технологию деятельностного метода обучения, при отборе содержания учебного
материала основными принципами являются: научность и доступность, наглядность, интерактивность. Можно использовать следующие методы и формы профориентационной работы при изучении программных тем:
1. Беседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом
.
2. Решение различного рода задач по химии
с практическим содержанием: Типы химических задач для профориентационной работы Закройщик 1. Органические вещества. Полимеры
.
Чем отличаются искусственные волокна от синтетических Парикмахер 1. Химические реакции. Почему при обработке порезов при бритье пероксидом водорода наблюдается его бурное «вскипание»? Повар- кондитер 1. Химические реакции.Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить квас? Растениевод 1. Соединения химических элементов.Для борьбы с болезнями растений, особенно плодовых деревьев и виноградников, применяют раствор сульфата меди (II). Обычно растворяют 100 г соли на ведро воды (8 л). Какова массовая доля соли в полученном растворе? Сколько воды и соли содержится в 500 г? Слесарь- сантехник 1. Введение в химию
.
Стальные детали в результате длительного пребывания во влажной атмосфере покрываются ржавчиной. Как называют это явление? К физическим или химическим явлениям вы его отнесете? Почему? 2. Вещества и их свойства. Будет ли защищена железная конструкция от электрохимической коррозии в воде, если на ней укрепить пластину из другого металла: а) магния, б) свинца, в) никеля? 3. Вещества и их свойств
а
. На поверхности закисленной
почвы садового участка находятся железные трубы со вставленными латунными кранами. Что будет подвергаться коррозии: труба или кран? В каком месте разрушение наиболее выражено? 4. Электролиты.В водопроводной воде обнаруживаются ионы: Na+, Са2+, Fe3+, Cl-, SO42-, HCO3-. Какие вещества (напишите их формулы) содержатся в водопроводной воде? Автослесарь 1. Органическая химия. Углеводород
ы.
Почему загоревшиеся нефтепродукты или вспыхнувшие электрические провода нельзя тушить водой? Как их погасить? Ювелир 1. Состав вещества. Определите количество золота и серебра, которое содержится в обручальном кольце массой 3,75 г и пробой 585°. 3. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время. 4. Домашний эксперимент и лабораторная работа. 5. Просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач, связанных с профессией и производством. 7. Экскурсии на предприятия, выставки передового опыта. 8.Проведение на уроках страничек устных журналов, на которых знакомитьучащихся с фактами из биографии выдающихся ученых, инженеров. Успех социализации и профессиональной ориентации обучающихся на уроке во многом зависит от умения учителя связать программный материал с жизнью, сформировать положительное отношение у школьников к труду.

Ярцева Валентина Степановна, МБОУ ООШ с.Елшанка

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Жизнь показывает, что школа больше всех в ответе за правильный выбор учащимися своего жизненного пути. И вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребёнку выбрать профессию. Со сменой ФГОС ОО изменились и приоритеты. Теперь важнейшим социальным требованием к образовательной организации является развитие личности учащегося, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Образовательный процесс должен строиться на основе освоения способов деятельности учащихся, их профессионального самоопределения, на формировании у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Важно сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям здоровья, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Путь к выбору той или иной профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам. Интерес к химии, биологии обуславливается, прежде всего, практической значимостью этих дисциплин. И один из главных путей зарождения профессиональных интересов - увлекательное яркое преподавание. Полюбив химию и биологию, ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают узнавать, какие существуют специальности, связанные с этими науками, и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения. Как правило, это проявляется, прежде всего, в том, что они с большим желанием и активностью изучают эти предметы. Таким образом, суть профориентационной работы в процессе преподавания заключается в том, чтобы помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их самостоятельно добывать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения различных практических задач
Ежегодно я провожу анкетирование среди учащихся на интересующие их профессии. Анализ анкет позволяет ранжировать полученные результаты по типам специальностей. Исходя из полученных результатов, на уроках биологии и химии я создаю условия для формирования профессиональной направленности подростков, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Реализуя технологию деятельностного метода обучения, при отборе содержания учебного материала руководствуюсь основными принципами: научность и доступность, наглядность, интерактивность, учет индивидуальных особенностей, ориентация на развитие мышления и открытый диалог учителя с учащимися.

В своей педагогической деятельности я использую следующие методы и формы
профориентационной работы при изучении программных тем:

1. Б еседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом , например:

В теме “Общее знакомство с цветковыми растениями” (6кл.), раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера. С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: название лекарственного растения, используемые в медицине орган, часть этого растения, его лекарственное действие и применение. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала.

Во время проведения экскурсии на тему “Осень в жизни растений и животных” (6кл.) учащиеся знакомятся с растениями и животными, встречающимися на данной территории, с условиями их обитания. На данной экскурсии, которую можно провести заочно, школьники могут выступить в роли фенологов, экологов, наблюдателей.

При изучении темы “Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира” (7 кл.) проводится занимательный урок по теме “Мы и братья наши меньшие”. Цель урока – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности: экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, журналисты, общественные деятели.

В процессе изучения темы “Поведение и психика” (8кл.) школьники проводят практические и тестовые работы:

– по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие);
– изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования;
– выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и активизации;
– исследуют пути становления личности, вида темперамента, особенности характера.

В результате проведенных работ школьники определяют свои интересы, склонности и способности, проводят самоанализ и самодиагностику. Все эти работы знакомят учащихся с профессией психолога и основными методами и приемами его работы.

2. Р ешение различного рода задач по химии с практическим содержанием: профессиональная ориентация на уроках химии осуществляется путем проведения коротких бесед о профессии при решении задач, а также показа роли и значения предмета в жизни и деятельности людей

Типы химических задач для профориентационной работы

Закройщик

    Химия в жизни общества. Какие свойства нафталина лежат в основе его применения для защиты шерстяных изделий от моли?

    . Чем отличаются искусственные волокна от синтетических?

    Органические вещества. Полимеры . Что вы знаете о таких волокнах, как вискозное, ацетатное, лавсан, капрон, найлон, и расскажите об областях их применения.

    Химия в жизни общества. Что означают символы этикеток на одежде? Какое значение имеет учет информации символов на метках для ухода за одеждой?

    Органические вещества. Жиры . Почему пятна от растительного масла, особенно горячего, через несколько дней уже невозможно вывести с одежды с помощью растворителя и в то же время пятно от растопленного сала или сливочного масла можно без труда удалить с помощью того же растворителя даже спустя довольно длительный период времени?

Парикмахер

    Химические реакции. Почему при обработке порезов при бритье пероксидом водорода наблюдается его бурное «вскипание»?

    Состав вещества. Смеси. Для окраски волос в парикмахерской необходим 5% раствор перекиси водорода. Сколько воды необходимо добавить к 25% раствору массой 75г, чтобы получить нужный раствор?

Повар-кондитер

    Химические реакции. Гидрокарбонат аммония используется при выпечке кондитерских изделий.Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (измеренного при н.у.) образуется, если в тесто внесено 50 г. гидрокарбоната аммония?

    Химические реакции. В крепко заваренный свежий чай в стакане опустите кусочек лимона или несколько кристаллов лимонной кислоты. Что наблюдаете?

    Химические реакции. Приготовьте с помощью лимонной кислоты домашний шипучий напиток. Немного кислоты на кончике чайной ложки растворите в воде, а затем добавьте в полученный раствор столько же пищевой (питьевой) соды. Что наблюдаете?

    Химические реакции. Почему в горячем чае кусочек сахара растворяется быстрее, чем в холодном?

    Состав вещества. В 100 г кураги содержится 2,034 г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?

    Химические реакции. Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить квас?

Растениевод

    Соединения химических элементов. Для борьбы с болезнями растений, особенно плодовых деревьев и виноградников, применяют раствор сульфата меди (II). Обычно растворяют 100 г соли на ведро воды (8 л). Какова массовая доля соли в полученном растворе? Сколько воды и соли содержится в 500 г?

    Химия и сельское хозяйство. Что понимают под химизацией сельского хозяйства? Каковы ее основные направления?

    Химия и сельское хозяйство . Рассмотрите общую классификацию удобрений и сравните экологическую безопасность минеральных и органических удобрений.

Слесарь-сантехник

    Введение в химию . Стальные детали в результате длительного пребывания во влажной атмосфере покрываются ржавчиной. Как называют это явление? К физическим или химическим явлениям вы его отнесете? Почему?

    Вещества и их свойства. Будет ли защищена железная конструкция от электрохимической коррозии в воде, если на ней укрепить пластину из другого металла: а) магния, б) свинца, в) никеля?

    Вещества и их свойств а . На поверхности закисленной почвы садового участка находятся железные трубы со вставленными латунными кранами. Что будет подвергаться коррозии: труба или кран? В каком месте разрушение наиболее выражено?

    Электролиты. В водопроводной воде обнаруживаются ионы: Na+, Са2+, Fe3+, Cl-, SO42-, HCO3-. Какие вещества (напишите их формулы) содержатся в водопроводной воде?

Автослесарь

    Введение в химию. Приведите примеры веществ, используемых при создании автомобиля, и химических реакций, протекающих при его эксплуатации.

    Органическая химия. Углеводород ы. Почему загоревшиеся нефтепродукты или вспыхнувшие электрические провода нельзя тушить водой? Как их погасить?

    Вещества и их свойства . С какой целью поверхность цистерн для хранения нефтепродуктов (бензина, керосина) окрашивают «серебрином» - смесью алюминиевой пудры с одним из растительных масел?

    Химия в жизни общества . Охарактеризуйте известные вам синтетические каучуки и поясните, для каких технических целей они применяются.

    Химические реакции. Старинные медные монеты и бронзовые изделия часто бывают покрыты зеленоватым налетом, а серебряные - черным. О чем говорит появление этих налетов? Как очистить изделия от них?

    Состав вещества. Определите количество золота и серебра, которое содержится в обручальном кольце массой 3,75 г и пробой 585°.

    Количество вещества. Вычислите количества веществ меди и никеля, которые нужно взять для производства 25 кг мельхиора.

Строитель-отделочник

    Количество вещества. Вычислите количество вещества гашеной извести, которое может быть получено из 2 т известняка, содержащего 25% примесей

    Состав вещества. Смеси. В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 255 цемента и 75% песка. Какую массу каждого компонента нужно взять для приготовления 150 кг такой смеси?

    Вещества и их свойства. На склад строительной фирмы по ремонту квартир для побелки стен и потолков были привезены мешки с мелом и жженой известью. Во время перевозки этикетки с некоторых мешков были утеряны. Как установить, какие вещества находятся в мешках?

    Вещества и их свойства. Технический хлорид магния, применяемый для приготовления специального (магнезиального) цемента должен содержать не менее 45% MgCl 2 . Сколько хлорида магния содержится в 3 тоннах такого материала?

Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

Работа над исследовательскими проектами не только воспитывает трудолюбие, самоорганизацию, формирует ключевые компетенции у обучающихся, умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, развивает аналитическое мышление, является средством развития креативности. Все это помогает в самоопределении учащихся и позволяет приобщить ребят к научной работе.

4. Домашний эксперимент и лабораторная работа в домашних условиях как вид самостоятельной работы обучающихся применяются мной с целью выявления склонностей учащихся к изучению химии и биологии, развития их интереса к науке, совершенствования химического и биологического образования, воспитания потребности в самообразовании. Кроме того, при выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения. Я предлагаю темы для домашнего эксперимента. Например,в 5 классе учащиеся выполнияли самостоятельно домашний эксперимент по обнаружению белков, углеводов и жиров в составе растения, в 6 классе ребята с удовольствием исследовали появление плесневых грибов на различных пищевых продуктах в зависимости от условий окружающей среды. В 8 классе по химии выполняли работы по разделению смесей, приготовлению шипучих напитков, влиянию катализаторов на скорость химических реакций и др.. Многие ребята охотно берутся за их выполнение. Они спешат принести результаты эксперимента в класс и с восхищением рассказать о том, как проводили его. Этот метод как никакой другой способствует повышению интереса к химическому обучению, а еще домашний эксперимент позволяет попробовать практическим путем свои силы в такой профессии, как лаборант.

5. У частие в работе трудовых объединений, разновозрастных бригад учащихся : так как я работаю в сельской школе, то роли сельскохозяйственного производства в жизни общества, характере труда и основных профессиях сельскохозяйственного производства, стараюсь уделять должное внимание при изучении соответствующих тем. Процесс обучения и воспитания сельских школьников должен быть органически связан с жизнью села, практикой земледельцев и животноводов. Мы выполняем работы, предусмотренных программой по сельскохозяйственному труду на школьном учебно-опытном участке, полях и фермах сельскохозяйственных предприятий, участвуем в общественно полезном, производительном труде. Это позволяет учащимся с раннего возраста познавать красоту сельскохозяйственного труда, полюбить землю и людей, работающих на ней.

6. П росмотр диапозитивов, фрагментов учебных диафильмов и кинофильмов, учебных телепередач , демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса, непосредственно в практической деятельности людей;

7. Э кскурсии на предприятия , выставки передового опыта , пропагандирующие трудовые достижения людей, успехи науки и техники.

8.П роведение на уроках страничек устных журналов, на которых знакомлю учащихся с фактами из биографии выдающихся ученых, инженеров, например: авиаконструктора А. С. Яковлева, крупнейшего советского ученого-металлурга И. П. Бардина и др. Их жизнь и творческие искания наглядно свидетельствуют о том, что труд простого рабочего обогащает человека ценными наблюдениями, опытом, формирует у него нравственные качества, крайне необходимые в творческой работе самого высокого уровня и социального значения.

Выбор форм работы зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с изучаемой темой, можно осуществлять во время объяснения нового материала, закрепления изученного или на итоговом занятии.

Я считаю, что успех социализации и профессиональной ориентации обучающихся на уроке во многом зависит от умения учителя связать программный материал с жизнью, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность работы, направленной на профориентацию учащихся, в преподавании биологии и химии зависит и от содержания материала и особенности его включения в предмет.

Профессиональное самоопределение выпускников нашей школы является начальным звеном профессионального развития личности. За последние 5 лет от общего количества выпускников - 28,5 % продолжили обучение в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования, выбрав специальности, связанные с биологией и химией.

Таким образом, становление учащихся, как личности, их профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс в жизни каждого молодого человека. Для выбора специальности подростку, его самоопределению в жизни необходима информация о мире в целом, о возможных профессиях и требованиям, предъявляемым к каждой из них, о себе самом, своих способностях, интересах, возможностях, медицинских противопоказаниях. Необходимо постоянно расширять кругозор обучающихся, знакомить с разными видами трудовой деятельности, приобщать к общественно-полезному труду, создавать условия для профессионального самоопределения через разнообразные методы, приемы и формы профориентационных работ на уроках в образовательной организации.

Литература

    Габриелян О. С., и др. Химия. 8-11 классы: учебники для общеобраз. учреждений [Текст] – М.: Дрофа, 2010.

    Пономарева И.Н. И др. Биология 5-6 классы: учебники для общеобразовательных школ М, Вентана-Граф, 2012- 6 кл, 2015 - 5 кл.

    Галеева Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.

    Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся ст. классов сред. шк. – 2-е изд., доп. и дораб. [Текст] / Е.А. Климов.– М., 1990.

    Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие [Текст] / М.Ю. Савченко. – М.: Вако, 2005.

    Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 2004.

    Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 2003.

    Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2004.

    Профессиональная ориентация учащихся / А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов; Под ред. А.Д. Сазонова. М.: Просвещение, 2001.

Профориентация учащихся на уроках химии.

В работе педагога профориентация всегда была и есть важнейшей задачей, ради чего, я - учитель, отдаю свои знания детям, учу их выбирать профессию и готовлю своих питомцев к ней.

Профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию – комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность человека к определенному роду деятельности. Проблема выбора профессии, точнее, ее решение очень важны, поскольку затрагивают интересы не только отдельно взятого человека, но и общество.

Преподавая химию более 30 лет, я убедилась, что в отличие от химических формул веществ, которые я изучаю со своими детьми, идеальной формулы успешного выбора профессии, к сожалению, не существует. Я очень часто, беседуя, и как учитель химии, и как классный руководитель, объясняю детям, что, если они хотят быть в жизни успешными, то нужно попробовать самоопределиться и выбрать профессию. Для этого надо максимально честно ответить на вопрос: «Что я хочу?».

Я всегда добиваюсь, чтобы учащиеся хорошо знали мой предмет, для этого у них должна быть мотивация. Профессиональными мотивами могут быть:

  1. Интерес к какому-либо делу.
  2. Престижность.
  3. Популярность.
  4. Востребованность профессии.
  5. Хорошие условия труда.
  6. Зарплата.
  7. Карьерный рост.

Прививая на своих уроках определенные навыки и умения своим ученикам, я формирую у них главный мотив – «Что я могу?». Девиз, который я предлагаю своим детям: «Боритесь, работайте над собой, познавайте себя». На своих уроках я ненавязчиво рассказываю, что каждая профессия имеет свои признаки. К ним относятся: объект труда, задачи труда, средства труда, условия труда, результат труда, оплата труда и требования к здоровью. Преподавая химию и экономику в своей школе, мне удается нацелить детей на предмет труда (на что нацелен труд), цель труда (основное предназначение профессии), задачи труда (способы и приемы достижения цели труда) и другие признаки профессии.

Какие возможности есть у учителя, чтобы дети удачно соизмеряли свои силы, таланты и возможности? У одного учителя, конечно, немного, но, если он влюблен в свое дело, если он готов видеть в своих детях личностей, то его возможности вырастают в несколько раз. Мы учителя проводим много мероприятий, чтобы дети выбрали любимую профессию:

  1. Викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Профессиональное самосознание» и др.
  2. Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности.
  3. Консультации по выбору профиля обучения.
  4. Расширение знаний в рамках школьных предметов.
  5. Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия, посещение дней открытых дверей учебных заведений.
  6. Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
  7. Привлечение к занятиям в кружках и секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования.
  8. Работа с родителями (собрания, консультации).

Чтобы ученик выбрал в будущем профессию химика, медика, технолога, лаборанта или учителя химии необходимо, прежде всего, возбудить у школьника интерес к химии. В первую очередь, это задача решается на уроках. На различных внеклассных мероприятиях интерес должен перерастать в заинтересованность, затем в стремление познавать большее и научиться большему, далее, у ученика появляется потребность в постоянной деятельности по совершенствованию своих знаний и умений по химии и, наконец, ученик решает свой профессиональный выбор в пользу химии. Большую роль играют тематические вечера «Я бы в химики пошел». Моя многолетняя работа показывает, что, когда детям на уроках, кружках, дополнительных занятиях показываешь интересные опыты, такие, как «Серебрение медных монет», «Затвердевание жидкости», «Вода зажигает костер», «Самовозгорание костра» и другие, это многократно увеличивает интерес к предмету.

Не бойтесь напевать детям:

«Пусть летят электроны

Вокруг атомных ядер

И молекулы тоже не спят.

Про ионы в растворах

И другие законы

Учит химия наших ребят».

Поверьте – детям это нравится, они влюбляются в Вас, ценят за творчество не меньше, чем за знания. Практика показывает, что обучение химии в современных условиях, имеет ряд недостатков, так как, программы перенасыщены теоретическим материалом, не всегда хватает учителю времени продемонстрировать все лабораторные опыты. Многие опыты и наблюдение можно предложить детям дома. Поэтому я предлагаю своим ученикам домашний эксперимент. Домашний эксперимент тоже развивает у детей профессиональный интерес. Я часто предлагаю в 9 классе домашние опыты по теме «Коррозия металлов», свойства йода в 8 классе по теме «Галогены», опыты с глицерином в10 классе и другие. Связь теории и практики – залог успеха в обучении. К этому мы все учителя стремимся, решая не только задачу повысить процент обученности, но и подготовки к самостоятельной взрослой жизни.


Профориентация обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

О.В. Залозных,

учитель химии

первой квалификационной категории

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 51»

города Курска

Так сложилось, что большую часть своей педагогической деятельности я являюсь классным руководителем 10-11 классов. Именно в этом возрасте идет профессиональное определение обучающихся и моя задача и как классного руководителя, и как учителя – предметника помочь им в этом. Систематически на уроках и во внеурочное время я веду профориентационную работу - сообщаю обучающимся сведения о различных профессиях в области химии, связываю познавательные факты о профессиях и производствах с темой и содержанием учебного занятия.

В современном мире технологические специальности являются наиболее востребованными и перспективными. Познакомиться с ними и примерить их на себя, отработать условия течения процессов, познакомиться с устройство аппаратов, предназначенных для определенных стадий того или иного синтеза, обучающиеся могу при изучении таких тем, как «Способы получения металлов», «Производство серной кислоты», «Производство аммиака», «Производство азотной кислоты» и т.д.

При знакомстве с минеральными удобрения в таких темах, как «Аммиак и его соли», «Фосфор и его соединения», «Соли азотной кислоты», я акцентирую внимание обучающихся на таких профессиях, как агроном, садовод (рабочий зелёного хозяйства, цветовод), мастер сельскохозяйственного производства – фермер, ландшафтный дизайнер, где эти знания могут пригодиться.

Знакомство с профессией повар можно включать в изучение таких тем, как «Соли», «Белки», «Витамины», ведь именно люди этой специальности должны уметь правильно отварить мясо, чтобы оно получилось более сочным, или овощи, чтобы в них сохранилось как можно больше витаминов; испечь пышные пироги и т.д. В этом и помогут химические знания. В качестве подтверждения можно предложить ребятам проверить с помощью качественной реакции наличие белков в бульонных кубиках «Магги» или «Галина Бланка» и сделать вывод о том, что белков в них нет. Следовательно, они не могут считаться ценным пищевым продуктом.

При изучении органической химии обращаю внимание на применении веществ в медицине, парфюмерии, фармакологии, военной промышленности и т.д. Это повышает интерес учеников к данным профессиям. Например, в теме «Нефть и ее переработка» обязательно осуществляем выход на производство медикаментов, перевязочных средств, антисептиков и их применение в медицинской практике. В этой же теме можно познакомить обучающихся с такой профессией, как нефтяник, так как сейчас она считается одной из самых популярных. При изучении способов получения различных веществ и их переработке важно соблюдать экологический аспект. Так происходит знакомство с профессией эколог, ролью его в современном мире и обществе.

Связь химии с разными профессиями можно показать и через задачи, если в их условия включать применение тех или иных веществ или процессов, качественные реакции. При этом уместнее использовать тривиальные названия веществ, например, известковая вода, жженая магнезия, мрамор и т.д. Решая такие задачи, обучающиеся видят связь науки с реальной жизнью, что, на мой взгляд, дает более высокий результат.

Профориентации обучающихся способствует и внеурочная деятельность – тематические классные часы, анкетирования, беседы, встречи с представителями разных профессий (врачами и другими медицинскими работниками, фармацевтами, парикмахерами и т.д.) и выпускниками школы, обучающимися на соответствующих факультетах, посещение высших и средних учебных заведений химической направленности в дни открытых дверей (медицинский и фармацевтический колледжи, КГМУ, КГСХА, КГУ), экскурсии на предприятия химической промышленности.

В целом все это приводит к правильному выбору старшеклассниками специальности, а значит, в будущем они будут востребованы в нашем государстве, что и является основной целью общеобразовательной организации.

, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: профориентация , профессии

В настоящий момент ориентация подрастающего поколения на овладение различными профессиями, на трудовую деятельность – важнейшая государственная задача и педагогическая проблема.

Это отражается в новом федеральном государственном образовательном стандарте: школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны.

В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии. Психологи считают, что склонности и интересы школьников нужно выявлять и развивать как можно раньше, используя для этого средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации обучающихся. Эффективность, как педагогической, так и профориентационной работы, во многом зависит не только от деятельности учителя на уроке, но и от его умения проводить интересные уроки, внеклассные мероприятия, общаться с детьми и их родителями, внимательно относиться к личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Учителя химии имеют довольно большой и разнообразный опыт такой работы. Ведь возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Ее изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление обучающихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии в 9-м классе предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия и т.д. Наиболее значимы для осуществления профессиональной ориентации именно девятые классы, так как после их окончания многие обучающиеся покидают школу, поступая либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.

Для расширения кругозора девятиклассников была проведена интеллектуальная игра «Счастливый случай» по теме «Азот и фосфор-элементы жизни».

Целью данной игры являлось обобщение знаний о составе и свойствах соединений азота и фосфора. Задачи, которые ставились в ходе урока-игры:

1) развить практические умения определять вещества по качественным реакциям;

2) расширить знания обучающихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека;

3) сформировать целостную картину о взаимосвязи веществ живой и неживой природы;

4) получить сведения о профессиях, связанных с химией.

На подготовительном этапе обучающиеся по группам готовили творческие отчёты об одном из веществ (азот, аммиак, азотная кислота, нитраты, фосфор). Работали с различными источниками информации. Соответственно, были отработаны навыки поиска необходимой информации, и её переработки, умение систематизировать и обобщать найденный материал.

И во время I этапа, который назывался «Гонка за лидером» группы представляли творческие отчёты. Некоторые отчеты были представлены в виде презентаций, например, «Так ли уж безжизненен азот?», «Военная и мирная жизнь нитратов» и т.д. Ответственный – “лидер” группы.

На основе полученных знаний был предложен групповой тест. Ребята обсуждали ответы на вопросы, обменивались мнениями. В результате игроки учились слушать друг друга, учились брать ответственность за принятые решения, развивали коммуникационные умения. Подобная работа способствует развитию кругозора и, следовательно, формирует у обучающихся универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные.

II этап «Заморочки из бочки». Каждая группа отвечала на один занимательный вопрос, который вытягивала из бочонка, отсюда и название.

III этап «Тёмная лошадка». Было предложено задание на практическое определение в пронумерованных пробирках натриевых солей соляной, серной и азотной кислот. И нужно было составить соответствующие уравнения реакций.

V этап – «Химия в профессиях». Обсуждение профессий, связанных с химией: учитель, технолог, эколог. Нужно было представить не менее пяти аргументов в пользу одной из этих профессий.

Во время проведения игры обучающиеся провели огромную работу по обобщению знаний о веществах, их свойствах, с удовольствием показывали демонстрационные опыты, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве живой и неживой природы. Серьезно отнеслись к обсуждению профессий. Расширенное представление о профессиях, связанных с химией, повысило интерес к выбору будущей специальности, связанной с данным предметом. Ребята были активны и заинтересованы, получили новые знания.