Был ли евтушенко лауреатом нобелевской премии. Нобелевская премия для евгения евтушенко

Евгений Александрович Евтушенко (при рождении - Гангнус). Родился 18 июля 1932 года в Зиме Иркутской области - умер 1 апреля 2017 года в Талса, штат Оклахома, США. Советский и российский поэт.

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Зиме Иркутской области. По другим данным - в Нижнеудинске.

Отец - геолог и поэт-любитель Александр Рудольфович Гангнус (по происхождению - прибалтийский немец) (1910-1976).

Мать - Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР.

В 1944 году по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поменяла фамилию сына на свою девичью. При оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.

Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».

С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также - за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», - впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому», - рассказывал он.

1950-е годы, которые были временем поэтического бума, на арену огромной популярности вышли , Р. Рождественский, Е. Евтушенко. Выступления этих авторов собирали огромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной.

В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность: «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов также принимал участие Евтушенко.

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт», - манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени.

Литературный стиль и манера Евтушенко давали обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении.

«Самопрославление не может обрести форму спокойного, уверенного в себе самолюбования, не может быть и выражением аутентичной личности. Амбиции исключительно велики и давно превзошли масштаб дарования. Жанр оказывается яростно полемичным в каждом своём слове, в каждом высказывании, и главное - говорящий не может ни на минуту остановиться; вступив в спор с временем и миром, он вынужден непрерывно манифестировать», - писал литературовед Николай Гладких о его поэме «Фуку!».

Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии, например, «Наследники Сталина» («Правда», 21.10.1962) или «Братская ГЭС» (1965). Или адресовал их критически настроенной общественности (напр., «Бабий Яр», 1961, или «Баллада о браконьерстве», 1965).

В 1962 году в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным стихотворение «Наследники Сталина» приуроченное к выносу из мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж. Евгений Евтушенко печатается в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый Мир», «Знамя».

В 1963 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

23.08.1968 через два дня после ввода танков в ЧССР написал стихотворение протест: «Танки идут по Праге» (1968).

Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. Несмотря на это, Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова, известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я - за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 году.

В интервью 1972 года, опубликованном в октябре 2013 года, лауреат Нобелевской премии крайне негативно отзывался об Евтушенко как поэте и человеке: «Евтушенко? Вы знаете - это не так всё просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя... У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела. То есть в основном. Основной такой... дух не нравится этого. Просто - мерзит».

Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.

С 1986 по 1991 год был секретарём Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года - секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года - сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года - член общества «Мемориал».

14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку перестройки «Апрель».

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время.

В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.

Некоторые источники приписывают П.А. Судоплатову высказывание о том, что Е. А. Евтушенко сотрудничал с КГБ, выполняя роль «агента влияния». Однако, в воспоминаниях самого Судоплатова это описано как рекомендация жены Судоплатова, в прошлом разведчицы, обратившимся к ней за консультацией офицерам КГБ относительно Евтушенко: «установить с ним дружеские конфиденциальные контакты, ни в коем случае не вербовать его в качестве осведомителя».

18 июля 2010 года Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками - Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании.

Рост Евгения Евтушенко: 177 сантиметров.

Личная жизнь Евгения Евтушенко:

Евгений Евтушенко 4 раза был официально женат.

Первая жена - , поэтесса. Состояли в браке с 1954 года.

Вторая жена - Галина Семёновна Сокол-Луконина. В браке с 1961 года.

Третья жена - Джен Батлер, ирландка, его страстная поклонница. Состояли в браке с 1978 года. В браке родились сыновья Александр и Антон.

Четвертая жена - Мария Владимировна Новикова (1962 г.р.). В браке с 1987 года. У пары родились сыновья Евгений и Дмитрий.

Болезнь и смерть Евгения Евтушенко

В 2013 году поэт перенёс сложнейшую операцию. В США, в клинике города Талса (штата Оклахома) 81-летнему Евгению Александровичу ампутировали правую ногу. Проблемы с ногой у Евтушенко начались ещё в 1997 году. У него износился голеностопный сустав, и ему поставили титановый. Первое время всё шло хорошо, однако потом поэта стали мучить невыносимые боли - оказалось, титановый сустав в ноге не прижился. В конечном итоге ситуация зашла так далеко, что врачам пришлось ампутировать конечность.

14 декабря 2014 года во время гастролей в Ростове-на-Дону Евгений Евтушенко был госпитализирован в связи с резким ухудшением состояния здоровья. Далее поэта перевели в НИИ нейрохирургии имени Бурденко, а затем - в Центральную клиническую больницу Управления делами президента в Москве. Тогда поэт попал в больницу после того, как, вылезая из ванной, поскользнулся и разбил голову. Помимо этого, в прессе фигурировала информация и том, что госпитализация Евтушенко была непосредственно связана с подозрением на острую сердечную недостаточность и переломом височной кости.

В августе 2015 года в Москве врачи Центрального клинического военного госпиталя имени П. В. Мандрыка провели операцию на сердце Евтушенко. Для устранения проблем с сердечным ритмом поэту в ходе операции ввели кардиостимулятор.

31 марта 2017 года поэт был госпитализирован в тяжелом состоянии. "Евгений Александрович госпитализирован в тяжелом состоянии, о подробностях говорить пока не могу. Могу только сказать, что это не плановое обследование", - сообщила супруга Мария Новикова.

По сообщениям родных и близких, . "У него был рак в необратимой форме. После изучения анализов врачи давали ему три месяца жизни, но он прожил меньше месяца", - рассказал близкий друг семьи Михаил Моргулис. Такой диагноз поставили американские врачи около шести лет назад. Тогда же поэту была сделана операция и удалена часть почки. За месяц до смерти медики диагностировали четвертую, последнюю стадию рака.

"Он ушел достаточно спокойно, безболезненно. Я держал его руку около часа до его кончины. Он знал, что любим", - рассказал сын литератора Евгений.

Поэт оставил завещание, в котором выразил желание быть похороненным на Переделкинском кладбище рядом с Борисом Пастернаком.

10 апреля в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкино прошло . Чин отпевания совершил бывший руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, публицист и литературный критик Владимир Вигилянский.

Поэмы Евгения Евтушенко:

1953-1956 - «Станция Зима»
1961 - «Бабий яр»
1965 - «Братская ГЭС»
1965 - «Пушкинский перевал»
1967 - «Коррида»
1968 - «Под кожей статуи Свободы»
1970 - «Казанский университет»
1971 - «Откуда Вы?»
1974 - «Снег в Токио»
1976 - «Ивановские ситцы»
1977 - «Северная надбавка»
1974-1978 - «Голубь в Сантьяго»
1980 - «Непрядва»
1982 - «Мама и нейтронная бомба»
1984 - «Дальняя родственница»
1985 - «Фуку!»
1996 - «Тринадцать»
1996-2000 - «В полный рост»
1975-2000 - «Просека»
2011 - «Дора Франко»

Романы Евгения Евтушенко:

1982 - «Ягодные места»
1993 - «Не умирай прежде смерти»

Сборники стихов Евгения Евтушенко:

1952 - «Разведчики грядущего»;
1955 - «Третий снег»;
1956 - «Шоссе Энтузиастов»;
1957 - «Обещание»;
1959 - «Лук и лира»;
1959 - «Стихи разных лет»;
1960 - «Яблоко»;
1962 - «Взмах руки»;
1962 - «Нежность»;
1965 - «Братская ГЭС»;
1966 - «Катер связи»;
1966 - «Качка»;
1966 - «Со мною вот что происходит»;
1967 - «Стихи и поэма "Братская ГЭС"»;
1967 - «Стихи»;
1969 - «Идут белые снеги»;
1971 - «Я сибирской породы»;
1971 - «Казанский университет»;
1972 - «Поющая дамба»;
1972 - «Дорога № 1»;
1973 - «Интимная лирика»;
1973 - «Поэт в России - больше, чем поэт»;
1975 - «Отцовский слух»;
1976 - «Спасибо»;
1977 - «В полный рост»;
1977 - «Просека»;
1978 - «Утренний народ»;
1978 - «Присяга простору»;
1978 - «Компромисс Компромиссович»;
1979 - «Тяжелее земли»;
1980 - «Сварка взрывом»;
1981 - «Стихи»;
1982 - «Две пары лыж»;
1983 - «"Мама и нейтронная бомба" и другие поэмы»;
1983 - «Откуда родом я»;
1985 - «Почти напоследок»;
1986 - «Полтравиночки»;
1987 - «Завтрашний ветер»;
1987 - «Стихи»;
1988 - «Последняя попытка»;
1989 - «1989»;
1989 - «Граждане, послушайте меня»;
1989 - «Любимая, спи»;
1990 - «Зелёная калитка»;
1990 - «Последняя попытка»;
1990 - «Белорусская кровинка»;
1990 - «Стихи и поэмы»;
1993 - «Нет лет: любовная лирика»;
1994 - «Золотая загадка моя»;
1995 - «Моё самое-самое»;
1995 - «Последние слёзы»;
1997 - «Медленная любовь»;
1997 - «Невыливашка»;
1999 - «Краденные яблоки»;
2001 - «Я прорвусь в XXI век...»;
2007 - «Окно выходит в белые деревья»;
2007 - «Гимн России»;
2008 - «Стихи XXI века»;
2009 - «Моя футболиада»;
2011 - «Можно всё ещё спасти»;
2012 - «Счастья и расплаты»;
2013 - «Не умею прощаться»

Песни Евгения Евтушенко:

«А всё-таки что-то есть в нашем народе» (Ал. Карелин) - исполняет Нат. Москвина;
«А снег повалится» (Г. Пономаренко) - исп. Клавдия Шульженко;
«А снег повалится» (Д. Тухманов) - исп. Муслим Магомаев;
«Бабушки» (Ал. Карелин) - исп. М. Задорнов и Нат. Москвина;
«Баллада о дружбе» (Е. Крылатов);
«Баллада о рыбацком посёлке Аю» (Ю. Саульский) - исп. А. Градский;
«Все силы даже прилагая» (А. Пугачёва) - исп. Алла Пугачёва;
«Вы полюбите меня» (Н. Мартынов) - исп. Виктор Кривонос;
«Глаза любви» («Всегда найдётся женская рука») (Брендон Стоун) - исп. Брендон Стоун;
«Глаза любви» («Всегда найдётся женская рука») (Микаэл Таривердиев) - исп. Галина Беседина;
«Дай Бог» (Раймонд Паулс) - исп. А. Малинин;
«Дельфины» (Ю. Саульский) - исп. ВИА «Акварели»;
«Дитя - злодей» (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Зависть» (В. Махлянкин) - исп. Валентин Никулин;
«Заискивание» (И. Тальков) - исп. Игорь Тальков; (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Заклинание» (И. Лученок) - исп. Виктор Вуячич;
«Заклинание» (Э. Горовец) - исп. Эмиль Горовец;
«Зашумит ли клеверное поле» (Е. Крылатов) - исп. Эдуард Хиль, Людмила Гурченко;
«Как пустотелый колос» (В. Махлянкин) - исп. Валентин Никулин;
«Киоск звукозаписи» (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Когда звонят колокола» (В. Плешак) - исп. Эдуард Хиль;
«Когда взошло твоё лицо» (Брендон Стоун);
«Когда мужчине сорок лет» (И. Николаев) - исп. Александр Кальянов;
«Когда придёт в Россию человек» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Когда человек человека предаёт» (Е. Крылатов) - исп. Геннадий Трофимов;
«Кое-что я в жизни этой понял» (Э. Горовец) - исп. Эмиль Горовец;
«Колокольчик» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Кошелёк» (Брендон Стоун);
«Любимая, спи» (Д. Тухманов) - исп. Валерий Ободзинский, Леонид Бергер (ВИА «Весёлые ребята»), А. Градский;
«Любовь - дитя планеты» (Д. Тухманов) - исп. ВИА «Весёлые ребята»;
«Людей неинтересных в мире нет» (В. Махлянкин) - исп. Вал. Никулин;
«Метаморфозы» (Ал. Карелин) - исп. М. Задорнов и Нат. Москвина;
«Наш непростой советский человек» (А. Бабаджанян) - исп. Георг Отс, Муслим Магомаев;
«Не надо бояться» (Е. Крылатов) - исп. Геннадий Трофимов;
«Не спеши» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев, Анна Герман;
«Нет лет» (Сергей Никитин);
«Неужели смертен я» (С. Никитин, П. И. Чайковский);
«Ничей» (Ю. Саульский) - исп. Заур Тутов, А. Градский;
«Песни русские» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Песня моя» (Е. Крылатов) - исп. Ген. Трофимов;
«Плач по брату» (С. Никитин);
«Плач по коммунальной квартире» (Луиза Хмельницкая) - исп. Гелена Великанова, Иосиф Кобзон;
«Под скрипучей, плакучей ивой ("Как любимую сделать счастливой")» (Г. Мовсесян) - исп. Георгий Мовсесян, Иосиф Кобзон;
«Позвольте надеяться» (А. Бабаджанян) - исп. Владимир Попков;
«Признание» (Ю. Саульский) - исп. София Ротару, Ксения Георгиади;
«Принцесса на горошине» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Простая песенка Булата» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Профессор» (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Ребёнок» (Ал. Карелин) - исп. М. Задорнов и Нат. Москвина;
«Родина» (Б. Терентьев) - исп. ВИА «Синяя птица»;
«Родник» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Романс» (Э. Горовец) - исп. Эмиль Горовец;
«Свежий запах лип» (И. Николаев) - исп. А. Кальянов;
«Спаси и сохрани» (Е. Крылатов) - исп. Валентина Толкунова;
«Старый друг» (И. Николаев) - исп. А. Кальянов;
«Твои следы» (Арно Бабаджанян) - исп. Люд. Зыкина, София Ротару;
«Тиль» (А. Петров) - исп. Эд. Хиль;
«Ты уходишь, как поезд» (М. Таривердиев) - исп. ВИА «Поющие гитары»;
«У моря» (Б. Емельянов) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Уходит любимая» (В. Махлянкин) - исп. Вал. Никулин;
«Церковь должна быть намоленной» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Чёртово колесо» (Арно Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Что знает о любви любовь» (А. Эшпай) - исп. Людмила Гурченко;
«Я - гражданин Советского Союза» (Д. Тухманов) - исп. Муслим Магомаев;
«Я люблю тебя больше природы» (Р. Паулс) - исп. Ирина Дубцова;
«Я разлюбил тебя» (В. Махлянкин) - исп. Вал. Никулин;
«Я хочу довести» (Е. Крылатов) - исп. Геннадий Трофимов;
«Бежит река» - исп. Люд. Зыкина, Людмила Сенчина, Мария Пахоменко;
«Вальс о вальсе» - исп. Клавдия Шульженко, Майя Кристалинская;
«Долгие проводы» - исп. Лев Лещенко;
«Идут белые снеги» - исп. Гелена Великанова, В. Трошин;
«Рано или поздно» - исп. В. Трошин;
«Родина моя» - исп. Люд. Зыкина;
«Старинное танго» - исп. Вит. Марков, Иосиф Кобзон;
«Товарищ гитара» - исп. Клавдия Шульженко;
«Убийцы ходят по земле» - исп. Артур Эйзен, Марк Бернес, Ансамбль имени Александрова;
«Хотят ли русские войны?» (посвящается Марку Бернесу) - исп. Юрий Гуляев, Марк Бернес, Вад. Русланов

Фильмография Евгения Евтушенко:

Актёр:

1965 - «Застава Ильича» (Евтушенко появляется в документальной вставке о вечере поэзии в Политехническом музее)
1979 - «Взлёт» - К. Э. Циолковский
1983 - «Детский сад» - шахматист
1990 - «Похороны Сталина» - скульптор

Режиссёр:

1983 - «Детский сад»
1990 - «Похороны Сталина»

Сценарист:

1964 - «Я - Куба» (с Энрике Пинедой Барнетом)
1990 - «Похороны Сталина»

Песни:

1961 - «Карьера Димы Горина». Песня «А снег идёт» (Андрей Эшпай) - исп. Майя Кристалинская. Также песню исполняли Жанна Агузарова, Анжелика Варум;
1975 - «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», режиссёр Эльдар Рязанов. Песня «Со мною вот что происходит...» (Микаэл Таривердиев - исполняет С. Никитин);
1977 - «Служебный роман», режиссёр Эльдар Рязанов. Песня «Нас в набитых трамваях болтает...» Андрей Петров;
1977-1978 - песни из сериала «И это всё о нём» (по роману Виля Липатова). Музыка Е. Крылатова: «Серёжка ольховая» - исп. Геннадий Трофимов, Эдуард Хиль;
«Не надо бояться» - исп. А. Кавалеров;
«Шаги» - исп. Ген. Трофимов;
1981 - В небе «ночные ведьмы». Песня «Когда Вы песни на Земле поёте...» (Е.Крылатов) - исп. Елена Камбурова.


Евгений Евтушенко последние годы уходил от прямого ответа на вопрос, кому из русских поэтов пора вручить Нобелевскую премию. Видимо, ответ был для него очевиден. И такая уверенность небеспочвенна

Текст: Михаил Визель/«Год Литературы», для RBTH.com
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

1.

Евтушенко - один из тех немногочисленных в любой литературе поэтов, чьи строки вошли в плоть живого языка, превратились в поговорки. «Поэт в России больше чем поэт»; «хотят ли русские войны»; «над Бабьим Яром памятников нет»; «со мною вот что происходит, ко мне мой старый друг не ходит». Носители живого русского языка произносят эти фразы, не задумываясь, откуда они взялись, а они имеют конкретного автора: .

2.

При этом Евтушенко хорошо известен за рубежами России - что тоже не так часто бывает с представителями великого (по количеству людей, для которого он является родным), но малораспространенного в мире языка. Начиная с шестидесятых годов Евтушенко много ездил по миру, выступая в огромных залах (в одном из них

его увидел и с ходу предложил роль Христа в своем «Евангелии от Матфея»

Настолько его поразило, как держал аудиторию голубоглазый сибирский парень). А с 1991 года личные и профессиональные обстоятельства сложились так, что почти весь учебный год, с сентября по май, он проводил в США, в университете Талсы. Что тоже способствовало его узнаваемости не только в артистической, но и в академической среде - из которой и поступают «заявки» на Нобелевскую премию.

3.

Несмотря на неизбежную в артистической среде ревность, даже самые яростные нелюбители поэтики и личности Евтушенко признавали: да, он действительно страстно любит , знает наизусть огромное количество стихов (не только своих друзей, но и людей ему лично и творчески не близких) - и неутомимо всю жизнь занимается ее распространением и даже пропагандой. Достаточно назвать составленную Евтушенко монументальную антологию «Строфы века» (1995), в которой впервые оказались возвращены стихи многих запрещенных и потому забытых в СССР эмигрантов. А совсем недавно Евгений Александрович закончил работу над еще более монументальным пятитомным собранием «Десять веков русской поэзии» (2013).

4.

Нобелевская премия по литературе дается не за какое-то конкретное произведение (хотя порою оно подразумевается, как в случае с ), а «по совокупности заслуг и достижений» . Заслуги Евтушенко неоспоримы: задолго до он вернул любителей поэзии на стадионы, показав, что сочинение и, главное, восприятие стихов доступно не только высокообразованным обитателям кампусов и маленьких артистических кафе, но и широким массам - как бы иронически ни относились к этому выражению представители той самой образованной страты.

5.

При этом Евтушенко - не одиночка, не случайная флуктуация, а представитель обширного и плодотворного литературного направления, подобно (Серебряный век) или В. С. Найполу (постколониальная литература).

Легендарный писатель Евгений Евтушенко появился на свет в Сибири в 1932 году, и с самого рождения вся его жизнь была связана с переменами. Мать Евгения, Зинаида Ивановна, сменила фамилию мужа на девичью и записала сына как Евтушенко. Это и неудивительно. Глава семейства Александр Рудольфович был наполовину немцем, наполовину прибалтом и носил фамилию Гангнус. Чуть позже, во время эвакуации периода Великой Отечественной войны, дабы избежать проблем с документами, матери пришлось поменять год в свидетельстве о рождении Евгения на 1933.

Евгений Евтушенко рос в творческой семье: отец был поэтом-любителем, а мать - актрисой, впоследствии получившей звание Заслуженного деятеля культуры РСФСР. С малых лет родители прививали ему любовь к книгам: читали вслух, пересказывали занятные факты из истории, обучая малыша чтению. Так, в шесть лет папа научил маленького Женю грамоте. Для своего развития маленький Евтушенко выбирал совсем не детских авторов, читая произведения , Сервантеса и Флобера.


В 1944 году семья Евгения переезжает в Москву, а через некоторое время отец оставляет семью и уходит к другой женщине. В то же время Александр Рудольфович продолжает заниматься литературным развитием сына. Евгений занимался в поэтической студии Дома пионеров, посещая с отцом вечера поэзии в МГУ. Евтушенко побывал на творческих вечерах , Александра Твардовского, . А мать, будучи солисткой театра им. , часто собирала дома артистов и поэтов. В гости к маленькому Жене приходили, Михаил Рощин, Евгений Винокуров, Владимир Соколов и другие.

Стихи

В такой творческой атмосфере юный Женя был развит не по годам и старался подражать взрослым,также сочиняя стихи. В 1949 году в одном из номеров газеты "Советский спорт" впервые опубликовали стихотворение Евтушенко.

В 1951 году Евгений поступил в Литературный институт имени Горького и вскоре был отчислен за непосещение лекций, но истинная причина крылась в публичных высказываниях, неприемлемых для того времени. К слову, диплом о высшем образовании Евтушенко получил только в 2001 году.


Отсутствие высшего образования не мешало молодому дарованию добиваться успехов в творчестве. В 1952 году издается первый сборник "Разведчики будущего", состоящий из восхваляющих стихов и пафосных лозунгов. А старт серьезной карьере поэта дали стихи "Перед встречей" и "Вагон". В этом же году Евтушенко принимают в Союз писателей СССР, и двадцатилетний паренек становится самым молодым участником организации.

Настоящую известность юному поэту приносят такие работы, как "Третий снег", "Стихи разных лет" и "Яблоко". Всего за несколько лет Евгений Евтушенко добивается такого признания, что его зовут выступать на поэтических вечерах. Свои стихи молодой поэт читал вместе с такими легендами, как , и Белла Ахмадулина.

Кроме стихов, из-под его пера вышла полюбившаяся читателям проза. Первое произведение "Четвертая Мещанская" было опубликовано в 1959 году в журнале "Юность", позже в свет вышел второй рассказ "Куриный бог". Свой первый роман "Ягодные места" Евтушенко выпустил в 1982 году, а следующий, "Не умирай прежде смерти", через одиннадцать лет.

В начале девяностых писатель переехал в Соединенные Штаты, но и там не прекратил творческую деятельность: читал курсы русской поэзии в местных университетах и даже выпустил несколько произведений. Евгений Евтушенко издает свои сборники до сих пор. Так, в 2012 году выходит "Счастья и расплаты" и еще через год - "Не умею прощаться".

За время его творческой жизни было издано более ста тридцати книг, а его произведения читают на 70 языках мира.


Евгений Александрович не только получил признание среди читателей, но и заслужил бессчетное количество наград. Так, Евтушенко был лауреатом Нобелевской Премии по литературе, Государственной премии СССР и премии "Тэфи". Поэт награжден "Знаком Почета" и медалью "За заслуги перед Отечеством" - и это лишь малая часть наград. Именем писателя названа малая планета Солнечной системы, которая носит название 4234 Evtushenko. Также Евгений Александрович является почетным профессором Королевского колледжа в Квинсе, университета Санто-Доминго, университета новой школы в Нью-Йорке "Нonoris Causa" и в Питсбургском университете.

Музыка

Стихи поэта вдохновляют многих музыкантов на создание песен и музыкальных приведений. Например, на основе поэмы Евтушенко "Бабий Яр" композитор создал знаменитую тринадцатую симфонию. Это произведение снискало мировое признание: "Бабий Яр" знают на семидесяти двух языка мира. Евгений начинал сотрудничать с композитами еще в шестидесятых годах, работая с такими знаменитостями, как Евгений Крылатский, Эдуард Колмановский и .

Песни на стихи поэта становились настоящими хитами. Наверное, не найдется человека на пост-советском пространстве, который бы не знал композиции "А снег идет", "Когда звонят колокола" и "Родина". Успел поработать поэт и с музыкальными группами: его стихи легли в основу рок-опер "Казнь Степана Разина" и "Идут белые снеги". Последнее произведение вышло с премьерой в спортивном комплексе "Олимпийский" в Москве в 2007 году.

Фильмы

Успел проявить себя Евтушенко и в кино. Сценарий к киноленте "Я - Куба", которая вышла в 1964 году, Евгений Евтушенко написал в соавторстве с Энрике Пинеда Барнет. В картине Саввы Кулиша "Взлет" поэт исполнил главную роль .


Картина вышла на экраны в 1979 году. А в 1983 году писатель попробовал себя в роли сценариста и поставил фильм "Детский сад", где сыграл небольшую роль. В 1990 году он написал сценарий и выступил режиссером фильма "Похороны ".

Личная жизнь

Поэт и писатель был женат четыре раза. Впервые Евгений женился в 1954 году на поэтессе . Но творческий союз долго не продержался, и в 1961 году Евтушенко повел под венец Галину Сокол-Луконину. В этом браке у них появился сын Петр.


Третьей женой писателя была его поклонница из Ирландии Джен Батлер, и, хотя иностранка родила Евтушенко двоих сыновей, Антона и Александра, их брак тоже распался.

Четвертой избранницей стала врач и филолог Мария Новикова. С ней Евтушенко находится в браке уже 26 лет, воспитывая двоих сыновей - Дмитрия и Евгения.

Смерть

1 апреля 2017 года на 85-м году жизни . Легендарный поэт скончался в клинике США, куда был . Супруга писателя Мария Новикова сообщила, что врачи практически не давали шансов Евгению Александровичу на выздоровление, но боролись за его жизнь до последних минут.

Евгений Евтушенко умер во сне от остановки сердца в окружении родных и близких. Он также успел огласить свою последнюю волю - предсмертным желанием поэта была просьба похоронить его в подмосковном поселке Переделкино рядом с .

Библиография

  • Разведчики грядущего
  • Шоссе Энтузиастов
  • Идут белые снеги
  • Я сибирской породы
  • Компромисс Компромиссович
  • Почти напоследок
  • Любимая, спи
  • Я прорвусь в двадцать первый век…
  • Счастья и расплаты
  • Не умею прощаться

Владимир Крупин о выдвижении Е.Евтушенко и В.Пелевина на Нобелевскую премию по литературе...

Нобелевские премии по литературе присуждаются исключительно за художественные достоинства, заявил постоянный секретарь Шведской академии Петер Энглунд. Он категорически отверг предположение о том, что при отборе нынешнего лауреата могут сыграть роль крупные события текущего года типа «арабской весны» или стихийных бедствий в Японии, сообщает ИТАР-ТАСС. «Мы стремимся полностью исключить все факторы, не касающиеся самого произведения, включая международную обстановку, деятельность автора за пределами литературы, степень его популярности, - сказал он. - Решение принимается только на основе достоинств произведения».

В этом году, как информирует РИА Новости, в список наиболее вероятных кандидатов на Нобелевскую премию по литературе за 2011 год, составленный букмекерами из британской компании Ladbrokes, вошли российские писатели Виктор Пелевин и Евгений Евтушенко. Впрочем, они заметно отстают от иностранных авторов. Возглавляет список фаворитов 77-летний поэт Адонис из Сирии, вторым номером идет поэт из Швеции Томас Транстремер, третьим значится японский прозаик Харуки Мураками. Пелевин, впервые вошедший в список кандидатов на самую престижную в мире премию, делит места с 50-го по 58-е из 77, а Евтушенко, уже неоднократно оказывавшийся среди претендентов на Нобелевскую премию, занимает места с 60-го по 71-е.

Высказать свое мнение о декларируемой аполитичности Нобелевского комитета и претендентах на Нобелевскую премию в области литературы от России мы попросили известного русского писателя Владимира Крупина.

Владимир КрупинХотя они и утверждают, что чужды политических мотивов, но выдвинули самого политизированного поэта Евтушенко, который, как говорится, «колебался вместе с линией партии». Он был и за Хрущева, и за Брежнева, и за Горбачева, и за Ельцина, а теперь, естественно, за Медведева и Путина. Я нисколько его за это не осуждаю, потому что каждый выбирает свою стезю, но вместе с тем, представить себе, что поэзия Евтушенко стоит по своему уровню рядом с поэзией Рубцова, невозможно. К тому же мне кажется, что озабоченность Евтушенко популярностью превышает его дарование.

Пелевин в своём творчестве просто развратен. Выдвижение его на Нобелевскую премию вызывает только непонимание и удивление, это уже ни в какие ворота не лезет. Если они декларируют, что во внимание берутся только художественные достоинства произведений, то у Пелевина я их просто не вижу. Я, честно говоря, пробовал читать его книги, но не смог.

На мой взгляд, выдвинутые кандидаты только опозорят русскую литературу, если кто-то из них в самом деле получит Нобелевскую премию. Впрочем, Нобелевская премия давным-давно себя скомпрометировала. Советую прочитать статью Вадима Кожинова о Нобелевской премии, в которой он доказывает, что все самые значительные писатели ХХ века прошли мимо этой награды. А те, кому её присуждали, давным-давно позабыты. Поэтому сама по себе Нобелевская премия давно уже ничего не значит в литературном процессе.

Но я совершенно спокоен за подлинную русскую литературу. Она жива и значительна, она ведущая в мире, потому что выращена Православием.

Евтушенко Бродский. По уму Россия должна выдвинуть на Нобелевскую премию не Путина, а значительного русского поэта Евгения Евтушенко, пока тот жив. Евтушенко не меньше достоин Нобелевской премии по литературе, чем лауреат Нобелевской премии поэт Пабло Неруда или лауреат Нобелевской премии писатель Иван Бунин.

Евтушенко дробью наговорил на русском языке и о русском языке на десять энциклопедий. Не всё равновелико. Но в лучших своих стихотворениях поэт Евгений Евтушенко - лучшее русское в русской поэзии 20 века. Он умел стилизовать текст под суть, под сущностное, о чём сам текст, под эстетику события, о чём стихотворение. По сути Евтушенко не только поэт, но и учёный лингвист, такой же лингвист учёный, какими были поэты Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Есенин, Фатьянов. Это мастера высочайшей художественной стилизации методами слова и текста. Это - большая наука и божественное чутьё.

Бродский не завидовал Евтушенко, как поэту. Бродский завидовал его способности перевоплощения в тексте и способности к стилизации, не меньшей, чем способности к стилизации у лучших мастеров живописи в Италии в эпоху Возрождения. Евтушенко - это правильность стиля до убийства в себе поэта. Суть - главное, метафора прёт без очереди, пусть поэзия погибнет, я снова повторю главное, пусть критики меня за это повесят, ноя объясню своему народу главное - и люди меня поймут -вот что такое поэт Евгений Евтушенко как ударник-производственник литературы на гора для России.


Евтушенко - большой русский поэт. Многие гениальные формулы из его стихов стали пословицами, афоризмами и расхожими штампами воображения у поколения из поколения русских людей, как это было у Пушкина.

Бродский не завидовал Евтушенко. Бродский считал, что Евтушенко угробил свой талант, мимикрируя. Бродский по известным причинам не мог ни поверить, ни почувствовать никогда в жизни, что Россию можно и просто так беззаветно любить, как что-то абсолютно естественное, что не нужно иммитировать, а нужно бывает, ноборот, приглушить в себе и своих стихах, чтобы посторонние и отстранённые не обвиняли автора в излишнем пафосе.Но мы же не обвиняем в ложном искусственном пафосе романтиков - авторов итальянских опер и неаполитанских песен.

Бродский завидовал не Евтушенко, а Осипу Мандельштаму. С возрастом Бродский всё больше отходил от простой запоминающейся поэзии, того, что мы знаем и любим, как ранний Бродский - к многовекторным зарисовкам того, что он узнал о жизни, что он прочувствовал сам, что считал своими личными мудрыми открытиями о сущности и парадоксах бытия.

Бродский верил, что всё, что он наговаривает - первое и впервые. И в этом смысле он завидовал не Евтушенко, а другому великому русскому поэту Осипу Мандельштаму. Он завидовал тому, что тот успел пожить в богатой европейской русской среде в Санкт-Петербурге до 1917 года и в Петрограде в 20-е годы, пока сталинизм не сожрал и не упростил всё, пока Петербург не выдохся в упрощённый в культуре Ленинград, не оскудел своими чувствами и глубиной мысли в Ленинграде.

Творческая гибель, по сути угасание Санкт-Петербурга - это отдельная тема, отдельная трагедия всей русской и советской цивилизации, о которой в СССР и России не любили и не любят говорить, как о тайном несмываемом грехе на своей совести. Это же не только сталинский или брежневский, это и сегодняшний, величайший путинский грех - Петербург угасает. Но это именно та трагедия, которую пережил всей своей загубленной молодостью и всей несбывшейся во всей своей полноте жизнью поэт Иосиф Бродский. Ощущение себя живущим на островке уходящей большой европейской культуры, и при этом жить, как на кладбище, загримированном бодренькими пантомимами под прогресс, вот что убивало Бродского в молодости у себя на родине. Жить в фантастически красивом городе - столице былой императорской России - мечты о Европе в России, городе, опережавшем страну на столетия, и вот - родиться при коммунизме, развиваться уже в 1950-60-х годах, зависеть от каких-то Лениздатов, ленинградской писательской организации, лениградских газет и псевдогуру критики и литературы в них - вот что было ежедневной мукой для Бродского - постепенное тотальное измельчание Петербурга в символах и людях, официально бодрящийся, но угасающий город Ленинград.

И в этом смысле Иосиф Бродский завидовал Осипу Мандельштаму, его языку, его метафорам, тому, что тот ещё хоть что-то сущностное застал во всём расцвете и великолепии человеческих и художественных форм и в этом пожил и так сочно, великолепно творил, как будто на празднике молодости и красоты обедал в изумительном ресторане. Вот этого ощущения пира жизни и культуры со всеми драматическими коллизиями, что представлял из себя Осип Мандельштам и Петербург Осипа Мандельштама, вот этому завидовал и тосковал по такому существованию, по той поэтической среде Иосиф Бродский.

Оптимистическая культура советского времени, а лучшее у Евгения Евтушенко напрямую относится к ней, просто мешала Бродскому слышать искренние ноты настоящей лирики или трагедии по существу. Бродский считал, что поэт должен честно говорить о сложном.Евтушенко мог в поиске талантливейшего обобщения - со всей страстью, с горячим дыханием рисовать перед людьми свой «город на заре». Не всегда и не всем это нравилось. Одна из лучших строчек в "Мастере и Маргарите" у писателя Михаила Булгакова - это про "взвейтесь и развейтесь к празднику 1 мая или 7 ноября" и про покупное вдохновение, причём это о самом себе - по молодости Михаил Булгаков, литератор из семьи священника, подрабатывал в отделе, сочиняющем и воплощающем лозунги для демонстраций трудящихся 1 мая и 7 ноября - на коммунистические праздники, чтобы украшать коммунистические колонны. Разве после такой левой революционной работы Михаил Булгаков меньше достоин Нобелевской премии по литературе за другие свои литературные произведения, гениальные романы и пьесы?

Бродский и Евтушенко. «Они сошлись, вода и камень …» не в жизни, а в литературе и в спорах о смысле жизни.

Живой классик русской литературы, отличный русский и советский поэт Евгений Евтушенко сегодня не так молод и не так пышит здоровьем, как может показаться на экране телевидения. Он старый человек и каждый день уже может помереть вслед за своими друзьями, другими титанами русской и советской литературы 20 века. А мёртвым поэтам и писателям Нобелевские премии не присуждают.

Где наш великий достоевед и просветитель Игорь Леонидович Волгин, где демократ в кубе, специалист по текстам Мариэтта Омаровна Чудакова, воспеватель декабристов Яков Аркадьевич Гордин и трибун поэтов революционеров леваков Лев Александрович Аннинский, чтобы выдвинуть поэта Евгения Александровича Евтушенко на Нобелевскую премию по литературе, как предложение от России, пока хороший, настоящий русский поэт ещё жив? "Все уклонишася, все до единого?"

Когда этот "никому не помогаем" в аппаратесовременной русской литературы прекратится? Когда в России забудут про негласное правило ни за что и никогда не помогать никому и ничему великому у себя на родине?

Мелкотравчатые телепузики с утра до вечера рассказывают и напевают нам о великих трагедиях и великих мучениях, никому и ничему существенному по делу не помогая и борясь за своё право никому не помогать, будучи на самом верху и развлекая, и угнетая пожизненно .

Нет никакого творческого конфликта между поэтическим наследием Бродского и поэтическим наследием Евтушенко.

Деятели культуры, настоящие литераторы России сделали бы России и русскому народу прекрасное дело, выдвинув Евгения Евтушенко на Нобелевскую премию по литературе, пока этот живой классик доступен для поколения.Потом стыдно будет - и как пример конкретного сволочизма в самой окололитературной и писательской среде не в первый раз в новейшей русской истории - «А над гробом встали мародёры и несут почётный караул».

Евтушенко надо выдвинуть на Нобелевскую премию по литературе. И это будет гордостью, удачной песней, красиво и вовремя для всей России.

Мощному, сущностному наследию Иосифа Бродского от этого ничуть не убудет.

Александр Богданов,

Санкт-Петербург.