Vii олимпиада по основам православной культуры. Зачем школьники ходят на олимпиады по православию


24 апреля 2018 года в ПСТГУ прошла торжественная церемония закрытия Х Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» (ОПК). В 2017-2018 учебном году в олимпиаде, включающей три тура, приняли участие около 300 тысяч школьников из более чем 10 тысяч школ 80-ти российских регионов, а также дети из Беларуси, Литвы, Казахстана и посольских школ Италии, Гвинеи, Бангладеш, Люксембурга.


Накануне, 23 апреля, в Главном здании Свято-Тихоновского университета прошел суперфинал олимпиады, на который приехали победители и призеры региональных туров олимпиады - 190 учащихся 4-11 классов из 33 российских субъектов РФ. Школьники выполняли комплекс заданий. В этом году он состоял из эссе на тему «Радость человеку - благотворительность его» (Притч. 19, 22), образовательного квеста «Знатоки православной культуры» и проектно-исследовательской работы, содержавшей задания на внимательность: ребята отвечали на вопросы из истории Епархиального дома и жизни новомучеников и исповедников Российский.

Для 90 педагогов, сопровождавших учеников, организовали практический семинар по основам подготовки базовых заданий общероссийской олимпиады школьников ОПК. Мероприятие провела кандидат педагогических наук, председатель центральной методической комиссии олимпиады, заместитель декана педагогического факультета ПСТГУ по научной работе Антонина Агеева.

По ее словам, в ходе семинара рассматривались типы базовых заданий, методика составления, особенности подготовки детей к работе с ними. После обсуждения учителям были вручены сертификаты и методические сборники, содержащие задания прошлых лет.


На официальной церемонии закрытия Х Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры», состоявшейся в Соборной палате, с приветственным словом выступил ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв. «Всё меняется вокруг, а Олимпиада наша по милости Божьей действует. В этой внутренней устойчивости есть свидетельство её доброкачественности, жизнеспособности и востребованности. Это говорит о том, что она отвечает важным, глубоким духовным запросам нашей страны, нашего общества, наших школ, наших детей», - отметил протоиерей Владимир.

По итогам юбилейной олимпиады школьников «Основы православной культуры» абсолютным победителем стал Валентин Мекрюков. Ученик 9 класса СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов из города Сосновый Бор Ленинградской области набрал 149 баллов из 150 возможных.

Валентин участвует в олимпиаде уже в четвертый раз. В прошлом году был вторым, теперь победил. «Нужно очень много читать, решать задачи, которые интересны тебе самому. Причем книги могут быть совершенно разными. Это расширяет кругозор, эрудицию и очень сильно помогает», - поделился рецептом успеха Валентин Мекрюков.

Самому младшему участнику олимпиады - Николаю Романову из гимназии № 1 города Брянска, удалось заработать 134 балла. Он первенствовал среди 4 классов. Николай ходит в воскресную школу и считает, что это и помогло ему победить.


На олимпиаде каждое задание проверяется по ключам и дает определенное количество баллов, пояснила председатель центральной методической комиссии олимпиады Антонина Агеева.

«Ребенок может выполнить задание, но при этом ответить не на все вопросы, а значит, ему зачисляется только часть баллов. Те дети, которые знают тему лучше или читают задание внимательнее, соответственно отвечают на большее количество вопросов. Кроме того, ребята выполняют разные виды работ: отвечают на вопросы, пишут эссе, участвуют в интеллектуальных играх и проектах. В итоге все эти баллы суммируются, и таким образом формируется личный рейтинг участника», - говорит она.

По мнению заместителя руководителя Отдела образования Пермской епархии Елены Марининой, такую олимпиадную форму легче воспринимают учителя светских школ. «Это для них близко и знакомо, поэтому они откликаются на эту форму. И получается, что тот, кто включился в это движение, из него уже никуда не выходит. Они из года в год участвуют и привлекают друг друга», - подчеркнула она.

«Для нас олимпиада очень важна, потому что Пермский край - особенный регион. У нас всегда было сложно с преподаванием основ православной культуры в силу разных причин, в том числе и исторических, - отметила Елена Маринина. - Сейчас у нас 14% школьников в светских школах выбирают предмет «Основы православной культуры». Прошло всего два года, как мы работаем на этом поприще».

В этом учебном году более 4 тысяч школьников стали победителями и призерами олимпиады. Помимо призов и грамот они получат существенные льготы при поступлении в российские вузы по профильному предмету или направлению высшего образования («История» или «Теология»).

Как рассказала руководитель оргкомитета олимпиады, доктор педагогических наук, декан педагогического факультета ПСТГУ Татьяна Владимировна Склярова, вот уже более 25 лет педагогический факультет разрабатывает образовательные программы, основанные на лучших стандартах мировой академической науки и нравственных религиозных ценностях, придавая особое внимание формированию системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для преподавания курса «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

По словам Татьяны Скляровой, педагогическим коллективом в рамках работы над олимпиадой была создана уникальная методическая база, включающая более четырех тысяч тестовых заданий, издано 17 учебно-методических пособий, было проведено порядка 100 проектных работ и 200 очных мероприятий. «В 2017-18 учебном году, благодаря поддержке Фонда президентских грантов, реализована разработка Концепции и Программы предмета «Православная культура» на уровне общего образования с 5 по 9 класс», - добавила она.

За 10 лет олимпиада стала самым масштабным просветительским проектом Русской Православной Церкви. Она охватила 82 российских региона, страны ближнего и дальнего зарубежья, в проекте приняли участие 2 711 397 школьников с 4 по 11 класс. С Олимпиадой сотрудничает каждая пятая школа России, 700 управлений образования страны, 60 региональных организаторов от имени Департаментов и Министерств образования, более 12 000 педагогов-волонтёров проводят на местах отборочные туры. Олимпиада входит в список предметных олимпиад школьников по профилю «Теология» и «История», имеет второй уровень по оценке Российского совета олимпиад школьников.

В соответствии с Положением об Общероссийской олимпиаде школьников «Основы православной культуры» и графиком проведения предметных олимпиад, организуемых Православным Свято-Тихвинским гуманитарным университетом в 2017–2018 уч. г., с 01 сентября по 10 ноября 2017 года проходит школьный этап Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» (далее – ОПК).

Рекомендуемые сроки муниципального этапа – с 15 ноября по 15 декабря 2017 года (конкретные сроки и места проведения будут утверждены приказом управления образования). Рекомендуемые сроки регионального (заключительного) этапа – 16–18 февраля 2018 года.

Для проведения школьного этапа в образовательной организации назначается организатор – педагог, ответственный за регистрацию школьников на сайте opk.pravolimp.ru , получение заданий и публикацию результатов. Для получения заданий школьного этапа организатору необходимо подать заявку на сайте opk.pravolimp.ru , распечатать бланки заданий за сутки до назначенной даты проведения школьного этапа олимпиады. Проверка выполненных заданий осуществляется не позднее двух дней после даты проведения олимпиады.

В школьном этапе олимпиады «ОПК» принимают участие обучающиеся 4–11 классов. На муниципальный этап олимпиады допускаются только те школьники, которые занесены в рейтинговые таблицы школьного этапа на сайте opk.pravolimp.ru и стали победителями и призерами школьного этапа.

Образовательная организация самостоятельно устанавливает сроки проведения школьного этапа олимпиады в период с 01 сентября по 10 ноября.

Общероссийская олимпиада школьников «ОПК» в 2017–2018 уч. году проводится по следующим темам:

ОСНОВНАЯ ТЕМА:

  • «Научи меня, Боже, любить всем умом Тебя, всем помышленьем…: духовная поэзия К.Р. и графа А.К. Толстого»

Духовная поэзия Великого Князя Константина Константиновича Романова (К.Р.) и графа Алексея Константиновича Толстого не только является жемчужиной отечественной литературы, но и ярким примером мировосприятия в традиции Священного Предания Церкви. Каждый из них был не только талантливым поэтом, но и уникальной личностью, жизненный путь которой и сегодня является образцом служения любимому делу и Отечеству.

  • Юбилей:

22/02/2017

В выходные в Петербургской епархии состоялся городской финал олимпиады по православию для 4–11 классов. Участвовали более 4 тысяч школьников, это на тысячу больше, чем в прошлом году. Олимпиада прошла под девизом: «Русь Святая, храни веру Православную!». Дети выполняли задания, посвященные Святой Земле, и решали кроссворды о гонениях на РПЦ.


Р ПЦ строит детскую вертикаль

Олимпиада по основам православной культуры (ОПК - есть такой предмет в школьной программе) в Петербурге проходит с 2012 года, а в России - с 2009-го. Договоренность о ее пилотном проведении в 2008 году заключили между собой патриарх Алексий II и тогдашний глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Предполагалось, что Минобрнауки пустит в школы РПЦ, а та полностью возьмет на себя заботу о проведении таких олимпиад.

Победителей первой всероссийской олимпиады по православию в 2009-м награждал уже новый патриарх Всея Руси - Кирилл. Он же поручил проводить ее ежегодно Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Именно его сотрудники каждый год придумывают новые задания, составляют тесты и кроссворды на знание школьниками православной культуры. Основная цель олимпиады - создать вертикаль православно ориентированного образования в средних школах. Так объясняется на официальном сайте олимпиады:

«В российской системе образования постепенно формируются предпосылки для построения вертикали православно-ориентированного образования. Проведение олимпиады способствует обеспечению преемственности процессов обучения православной культуре учащихся государственных и муниципальных школ и деятельности системы высшего теологического образования России».

В первой православной олимпиаде в 2009 году приняли участие 13 тысяч школьников из 30 регионов. В 2011 году - более 80 тысяч школьников из 67 регионов. В 2016-м - более 600 тысяч детей из 82 регионов страны.

Про Святую Землю и гонения

Как рассказала «Городу 812» Светлана Тимченко, куратор олимпиад Отдела религиозного образования и катехизации Петербургской епархии, в этом году школьная олимпиада была посвящена двум темам. Первая называлась «Русь уходящая: русская культура перед лицом гонений». Вторая - «Русское присутствие на Святой Земле». По словам Тимченко, вопросы и задания первой темы, касавшиеся периода гонений на РПЦ, начиная с февральской революции 1917-го, оказались наиболее сложными для детей. Со второй темой, посвященной работе Русской духовной миссии в Иерусалиме, школьники справились лучше.

В Петербурге олимпиада по ОПК проходила в три тура: школьный, районный и городской. В финал вышли 20 человек. По словам Светланы Тимченко, все они - учащиеся светских школ, в основном ученики 5-7 классов.

Ни у кого из финалистов нет в школьной программе предмета «Основы православной культуры», так как его преподают только в четвертом классе средней школы. Детей готовили к олимпиаде педагоги-энтузиасты, которые взяли на себя такую добровольную обязанность. Где-то это учителя по православной культуре в 4-х классах, где-то - педагоги по истории, литературе, - говорит Светлана Тимченко.

11 февраля в петербургском Епархиальном управлении финалисты решали задания заключительного этапа олимпиады. Бланки с результатами отправили в Москву. Имена победителей станут известны примерно через неделю.

Наградой для победителей станут дипломы. Но старшеклассники получат еще дополнительные баллы к ЕГЭ по специальности «теология». Это значит, что победа в православной олимпиаде даст им преимущество при поступлении в вузы, где имеется такая специальность. В России 29 таких вузов.

В прошлом году от Отдела религиозного образования Петербургской епархии мы дарили победителям памятные книги и проводили экскурсию по Лавре. В этом году, скорее всего, в храме после молебна поздравим и вручим дипломы. По возможности, организуем культурную программу, - сказали в епархии.

Всего в 2016/2017 учебном году в православной олимпиаде в Петербурге участвовали более четырех тысяч школьников, что на тысячу больше, чем в прошлом году. Охват мероприятия также стал шире: в этом году в знании религии соревновались в десяти районах города (в прошлом - всего в четырех). По мнению организаторов, рост популярности чемпионата по православию связан с активной работой методистов районных благочиний (территориальных отделений епархии) по пропаганде основ православия в школах.

2017/2018: Подвиг последних Романовых, Царский Крым.

2018/2019: Умозрение в камне: каменное церковное зодчество Древней Руси, Славянский мир в эпоху свв. Кирилла и Мефодия.

2019/2020: Эпоха святого Александра Невского, Соловки: прошлое и настоящее.

Кого изображают с крестом в руках?
Задания олимпиады по ОПК в 2016/2017гг. (выборочные)

Для 4-5 классов

Святые, которые изображаются на иконах с крестом в руках:

А. Апостолы
Б. Мученики
В. Праведные
Г. Пророки

Правильный ответ - Б. Мученики

Одними из первых после революции 1917 года от рук большевиков пострадали царственные страстотерпцы - император Николай Александрович с семьей. Прославление Царской Семьи в лике святых в Русской Православной Церкви состоялось в:

А. 1918 году
Б. 1931 году
В. 1981 году
Г. 2000 году.

Правильный ответ - Г. 2000 году

Для 6-7 классов

Великий святой Русской Церкви. В тяжелейший период ее истории он занимал один из самых ответственных постов в Церкви. В 2015 году отмечалось 150-летие со дня его рождения и 90-летие кончины.

А. Святитель Алексий, митрополит Московский
Б. Святитель Тихон, Патриарх Московский
В. Священномученик Гермоген, Патриарх Московский
Г. Священномученик Петр, митрополит Крутицкий

Правильный ответ - Б. Святитель Тихон

Страна, в которой будущий Патриарх Тихон начал епископское служение в сане епископа Люблинского. Несмотря на национальные и религиозные распри в этой стране, владыка Тихон сумел расположить сердца многих людей к миру.

А. Китай
Б. Польша
В. Финляндия
Г. Япония

Правильный ответ - Б. Польша

Для 10-11 классов

Организованная большевиками кампания, названная Патриархом Тихоном в послании от 28 февраля 1922 года «актом святотатства»:

А. Насильственное изъятие церковных ценностей, в том числе богослужебных сосудов
Б. Обыски в помещениях Патриарха и заключение его под домашний арест
В. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви
Г. Закрытие всех печатных изданий Церкви

Правильный ответ - А. Изъятие ценностей

Одной из антирелигиозных задач большевистской власти было уничтожение празднования Воскресения Христова. С этой целью в 1918 году было принято постановление…

А. о пятидневной неделе со скользящим выходным днем
Б. о свободе всех культов
В. об изъятии церковно-приходских школ из ведения Церкви
Г. об изъятии церковных ценностей

Правильный ответ - А. о пятидневной неделе

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, Фонда просвещения «МЕТА», Фонда Святителя Василия Великого

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада по Основам православной культуры:

«Русь Святая, храни веру Православную!»

Школьный тур, IV классы, 2015 2016 учебный год

Прочитайте текст и выполните задания. Время на выполнение работы 30 минут.

Афон (или просто Святая гора) – крупнейший в мире центр мужского православного монашества, расположенный в северо-восточной части Греции на одноименном полуострове (части более крупного полуострова под названием Халкидики), омываемом водами Эгейского моря. По преданию, христианство на Афоне проповедовала Сама Пресвятая Богородица, принявшая эту землю в «удел» – место Своего особого попечения. С самого начала истории монашества Афона на полуостров был запрещен вход женщинам.

Нет достоверных сведений о времени появления на Афоне первых монахов. Первым известным афонским подвижником является преподобный Петр (нач. IX в.), ведший отшельнический образ жизни, как и большая часть афонских иноков того времени. К концу Х века на Афоне уже преобладало общежительное монашество. Начало ему положил преподобный Афанасий Афонский. Он устроил обитель, названную потом Великой Лаврой и ставшую главным афонским монастырем.

Многие традиции монашеского делания были принесены на Русскую землю именно с Афона. Основатель Киево-Печерской обители преподобный Антоний принял монашеский постриг в афонском монастыре Эсфигмен. Игумен этой обители получил от Бога откровение, что прп. Антоний соберет на Руси великий сонм монашествующих, поэтому он сказал: «Антоний! Иди обратно в Русскую землю – пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение Святой горы!» Прп. Антоний вернулся в Киев и поселился в пещере, где вокруг него стали собираться ученики и выросла великая обитель, ставшая «колыбелью русского монашества».

Первое письменное свидетельство о существовании на Святой горе русской обители относится к 1016 году. Этим годом датирован один из документов Великой Лавры, на котором стоят подписи всех игуменов и, в том числе, настоятеля русского монастыря: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Росов, свидетельствуя, собственноручно подписал».

Этот русский монастырь именовался Ксилургу (что значит «Древодел» или «Плотник»). Название, вероятно, связано с тем, что русские монахи строили свои первые храмы из дерева, в отличие от греков, предпочитавших камень. Соборный храм этой обители освящен в честь Успения Богоматери. Он датируется началом XI века; это один из самых древних храмов на Святой горе.

Когда число монахов в Ксилургу возросло, русский монастырь перебрался на новое место: в 1169 году основной русской обителью на Афоне стал монастырь в честь святого Пантелеимона, находящийся высоко в горах. Сейчас этот монастырь известен под названием Нагорный или Старый Русик.

Постоянные набеги на Афон самых разных завоевателей нещадно его разоряли. Часто угрожала монастырям и другая беда – пожары. В одном из сильных пожаров XIII века сгорело все имущество Старого Русика и рукописи, рассказывающие о раннем периоде его истории. Восстановлению обители помог византийский император Андроник II Палеолог, в 1312 году особой грамотой закрепивший права русского монастыря на земельные участки в Фессалониках и на полуострове Халкидики.

В последующие времена русский афонский монастырь то вновь набирал силу, то приходил в запустение. Но даже в тяжелые для России и самого Афона времена Святую гору посещали русские монахи, получавшие здесь бесценные уроки подвижничества. Преподобный Нил Сорский (1433–1508), следуя афонской традиции, основал новый для Руси тип монастыря – скит и составил особый «Устав о жительстве скитском». Принципы святогорского подвижничества проповедовал приехавший в Россию монах афонского Ватопедского монастыря преподобный Максим Грек (1470–1556).

Постепенное возрождение русской Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне начиналось в первой половине XIX века. К этому времени монастырь уже находился на новом месте – в прибрежной зоне. Духовное возрождение Русика связано с трудами старца Герасима Афонского, ставшего игуменом в 1832 году и наладившего связи монастыря с Россией. С 1830 года, после того как Россия выиграла войну с Турцией и турецкие войска освободили Афон, русские вновь начали беспрепятственно приезжать на Святую гору и принимать монашество.

В начале XX века в Свято-Пантелеимоновом монастыре и его скитах (Ксилургу, Старом Русике и др.) было около двух тысяч иноков. Были устроены подворья монастыря в Константинополе, Салониках, Одессе и Москве (первая Афонская часовня была устроена в 1873 году при Богоявленском монастыре на Никольской улице). В 1875 году в Абхазии афонцами был образован Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь.

В 2016 году на Афоне пройдут торжества в честь 1000-летия русского присутствия на Святой горе.

По материалам сайта «Русский Афон» http://afonit.info

Работу выполнил __________________________________________ Класс ________________

Задание 1. Напишите определение.

1.1. - название первого монастыря в Киевской Руси.

1.2. - настоятель монастыря.

1.3. - монах, ведущий уединенный образ жизни.

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1. Имя основателя первого монастыря в Киевской Руси

2. К какому году относится первое письменное свидетельство о существовании на Святой горе русского монастыря?

3. Имя игумена, при котором началось возрождение русского афонского монастыря в XIX веке

4. Каким веком датируется Успенский русский храм в Ксилургу?

5. В каком году император Византии закрепил право русского афонского монастыря на земельные участки в Фессалониках и на полуострове Халкидики?

6. Имя какого святого носит русский монастырь на Афоне?

Задание 3. Установите соответствия (в таблицу справа внесите соответствующие цифрам буквы)

1. Великая Лавра

2. Афонская часовня на Никольской улице

Б. Абхазия

3. Ватопедский монастырь

В. прп. Афанасий

4. Ново-Афонский монастырь

Г. Москва

5. «Устав о жительстве скитском»

Д. прп. Максим Грек

6. Тысячелетие русского присутствия на Афоне

Е. прп. Нил Сорский


Задание 1

Задание 2

Задание 3

Сумма баллов

Стартовал школьный тур ХI Общероссийской олимпиады «Основы православной культуры», сообщает Патриархия.ru .

Олимпиада «Основы православной культуры» ежегодно входит в список предметных олимпиад школьников РСОШ по предметам «История» и «Теология». По результатам экспертизы материалов первой олимпиады, которая проводилась общероссийским Советом олимпиад, православной олимпиаде присвоен второй уровень. Это единственная конфессиональная олимпиада среди предметных олимпиад.

Олимпиаду «Основы православной культуры: "Русь святая, храни веру Православную!"» с 2008 года проводит Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Мероприятие проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Министерства просвещения Российской Федерации, Российского союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Фонда президентских грантов.

В олимпиаде на добровольной основе могут принять участие учащиеся 4-11 классов государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, в том числе образовательных организаций Российской Федерации, расположенных за ее пределами.

Олимпиада проводится по комплексу предметов, связанных с изучением истории и культуры Православия. Ежегодно в ней принимают в ней участие более 350 тысяч участников из 10 тысяч школ (каждой пятой школы) России, представляющих 80 регионов.

Школьный тур проходит в очной форме на местах. Ответственный от школы учитель регистрируется на сайте http://opk.pravolimp.ru , подает заявку, скачивает задания в личном кабинете и после проведения школьного тура размещает результаты на сайте.

В 2018-2019 учебном году задания олимпиады школьного тура будут распределены для следующих категорий учащихся: 1) для учащихся 4-5 классов, 2) для учащихся 6-7 классов, 3) для учащихся 8-9 классов, 4) для учащихся 10-11 классов.

Учащиеся 4 классов по модулю «Основы православной культуры» смогут принять участие в Муниципальном туре наравне с учащимися 5-11 классов в соответствии с графиком проведения олимпиады.

Учащимся 4-5-х классов по модулю «Светская этика» предлагается провести два тура: школьный (осенний) с сентября 2018 года по январь 2019 года и муниципальный (весенний) тур — в марте 2019 года.

Темы олимпиады 2018-2019 учебного года:

  • «Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси

Тема обращает внимание на историю появления храмов и монастырей в период каменного строительства, их архитектуру, инициаторов и архитекторов, систему росписи, а также воспоминания о храмах, отражение образов и судьбы этих храмов в живописи и литературе.

  • «Славянский мир в эпоху святых Кирилла и Мефодия»

Тема позволяет вникнуть в миссию святых братьев, лучше понять их подвиг, рассмотреть плоды миссии в славянских странах — прежде всего, в Болгарии и Сербии, в которой их труды способствовали окончательному утверждению христианства, увидеть культурные связи России с другими славянскими странами и значение миссии для распространения и утверждения христианской веры на русской земле.

  • «Молодежь: свобода и ответственность».

Более подробная информация представлена на