Упражнения гимнастические для детей. Физические упражнения для детей

Важно приступать с раннего детского возраста. Малоподвижный образ жизни, связанный с длительным учебным процессом и увлечением компьютерными играми, приводит к искривлению позвоночника. Неправильная осанка, вызванная проблемами с позвоночным столбом, негативно повлияет и на здоровое развитие внутренних органов. Регулярное выполнение лечебной физкультуры для детей – шанс избежать развития серьезных заболеваний или откорректировать уже имеющиеся проблемы со здоровьем.

ЛФК при нарушении осанки

Осанка – возможность человеческого тела контролировать свое положение в пространстве, на которое влияет действие внешних сил. Такое определение верно для статичной позы и положения тела во время движения.

В определенные периоды жизни детей (6-7, 13-15 лет) начинается ускоренный рост костной массы, интенсивно увеличиваются в размерах внутренние органы. Если к этому времени их мышечная ткань «не подготовлена», то позвоночник остается без «поддержки». Он уязвим для развития патологических изменений, формирования неправильных изгибов. При таких нарушениях у детей уменьшается диапазон во время дыхания, начинаются сбои в работе пищеварительного тракта, сердца и сосудов. Наблюдается развитие близорукости.

Чтобы таких опасных последствий не возникло, ребенок должен регулярно развивать мышечную массу. Начиная с 5-6 лет, детям , направленную на профилактику проблем с позвоночником. Если же патологические изменения уже начались, на помощь придет ЛФК для детей с нарушением осанки.

Чем раньше начнутся занятия, тем проще исправить осанку.

ЛФК состоит из комплекса лечебных упражнений, которые выполняют такие задачи:

  1. Тренировать мышцы и связки спины (применяют с профилактической целью);
  2. Корректировать (используют при выявленных дефектах осанки).

Используют упражнения для осанки, разработанные для детей, для таких целей:

  • Укрепить мышечную ткань так, чтобы добиться правильной симметрии;
  • Развивать функцию двигательной активности;
  • Стимулировать правильный обмен веществ, работу сердца и легких;
  • Стабилизировать эмоциональный фон;
  • Устранить легкую степень деформации;
  • Остановить прогрессирование сложных форм.

Занятия ЛФК при нарушении осанки у детей дошкольного и школьного возраста проводят от 2 до 4 раз в неделю 2-3 месяца. Затем делается перерыв в 1 месяц и тренировки возобновляются. Для достижения эффективного результата ребенок должен пройти 4 таких «подхода», причем каждый раз комплекс упражнений усложняют.

Противопоказания

  • Болезни, вызванные острыми воспалительными процессами;
  • Вирусные или инфекционные патологии, вызывающие повышенные показатели температуры тела;
  • Сильная суставная или мышечная боль;
  • Прогрессирующий сколиоз.

После того, как заболевания устранили, можно приступать к занятиям.

Подготовительный этап

Несмотря на то, что занятия ЛФК необходимы детям, большинство из них не спешит выполнять нужные упражнения. В этом случае им на помощь должны прийти взрослые. Правильная мотивация и контроль – важные составляющие успеха занятий.

Готовятся к занятиям после того, как врач определит вид нарушения осанки и исключит возможные противопоказания. Независимо от того, какой комплекс упражнений при нарушении осанки для детей определят медики, к ним нужно подготовиться:

  1. Прием пищи осуществлять не ранее, чем за 2 часа до занятий. Предпочтение отдавать продуктам, содержащим сложные углеводы.
  2. С собой всегда иметь питьевую воду.
  3. Проветривать помещение перед тренировкой.
  4. Заниматься в спортивной одежде свободного покроя, чтобы она не стесняла движения.

Вначале занятия проводят в специально оборудованных кабинетах под руководством инструктора. Затем, если состояние здоровья и общее самочувствие ребенка позволяет, продолжить тренировки можно в домашних условиях.

Перед занятиями детям объясняют правила занятий на ЛФК.

  • Нельзя пропускать тренировки без уважительной причины, сокращать или увеличивать их длительность;
  • Во время выполнения упражнений обязательно следить за правильным дыханием;
  • Все движения выполнять медленно, без рывков;
  • При появлении боли и дискомфорта сообщать инструктору;
  • Если в день занятий плохое самочувствие, то их нужно отменить.

Как и все физкультурные занятия, лечебные упражнения выполняют в такой последовательности:

  1. Разминка;
  2. Основные упражнения;

Упражнения для исправления осанки

Приведем примеры выполнения базовых упражнений для детей разных возрастов.

Разминка

Упражнение 1

Занятия начинают с разминки. Она должна «подготовить» мышцы и связки к последующим нагрузкам, «разогреть» их. Для детей 7 лет можно начать зарядку с такого упражнения.

  • Исходная позиция (И.п.) – стоим прямо с опущенными руками;
  • Во время глубокого вдоха медленно становимся на носочки и поднимаем руки вверх;
  • Тянем руки вверх, стараясь «достать до потолка»;
  • Возвращаемся в исходную позицию, выдыхаем.

Для правильного «разогрева» понадобится 10 подходов.

Упражнение 2

Следующее упражнение направлено на разогрев» мышц рук и шеи:

  • И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела;
  • По очереди поднимаем плечи по 5 раз каждое;
  • Делаем махи правой рукой 5 раз;
  • Делаем махи левой рукой 5 раз;
  • Обводим круговыми движениями правой рукой вдоль тела 5 раз;
  • Повторяем это движение левой рукой 5 раз;
  • Делаем двумя руками круговые движения одновременно 5 раз;
  • Возвращаемся в И.п.

Упражнение 3

Дети 10 лет смогут выполнить это упражнение, интенсивно «разминая» мышечную и суставную ткань:

  • И.п. – стоим, расставив широко ноги, опустив руки вдоль тела;
  • Хождение на месте с высоким подъемом коленей в течение 2 минут;
  • Вернуться в исходное положение;
  • Подпрыгнуть на правой ноге 5 раз;
  • Подпрыгнуть на левой ноге 5 раз;
  • Подпрыгнуть на двух ногах 5 раз;
  • Прыгнуть, развернувшись на 180 градусов, 5 раз;
  • Вернуться в исходную позицию;

Основные упражнения

Упражнение 1

  • И.п. – стоим, широко расставив ноги и согнув руки в локтях;
  • На спину кладут гимнастическую палку, удерживая ее локтями;
  • Делаем наклоны вперед, держа спину ровно;
  • Возвращаемся в И.п.

Упражнение 2

  • И.п. – стоя, широко расставив ноги и согнув руки в локтях;
  • Гимнастическую палку держим за спиной около плеч;
  • Не спеша поднимаем руки с фиксированной палкой вверх;
  • Возвращаемся в исходное положение.

Упражнение 3

  • И.п. – лежа на животе, с выпрямленными в одну линию с телом руками и ногами;
  • На выдохе медленно поднимаем ноги как можно выше;
  • Возвращаемся в И.п.

Упражнение 4

  • И.п. – стоя на четвереньках, делая упор на колени;
  • Вдохнуть и опуститься ягодицами на ступни;
  • Выдохнуть и потянуться всем телом вперед, медленно прогибая спину;

У детей 4-5 лет, развито образное мышление, они могут дольше концентрировать внимание. Поэтому, физкультминутки для детей 4-5 лет можно продлить до 15 минут.
В этом возрасте практически сформирована осанка, но продолжается интенсивный рост и развитие двигательных навыков. Дети 4-5 лет умеют ловить мяч, осваивают прыжки на одной ноге и перепрыгивание через препятствие. Гимнастические упражнения должны укреплять все группы мышц, развивать гибкость и координацию.
Для гармоничного развития детей 4-5 лет, гимнастические упражнения можно сочетать с подвижными играми и плаванием. В этом возрасте можно начинать регулярные занятия спором: ходьба на лыжах, плавание, фигурное катание, танцы, художественная гимнастика.
Детям 4-5-летнего возраста нравится выполнять гимнастические упражнения вместе с мамой и папой. Это сближают между собой маленьких и взрослых членов семьи.

Дыхательные гимнастические упражнения для детей 4-5 лет

Проводя зарядку для детей этого возраста, важно выполнять дыхательные упражнения в начале и в конце занятия, повторяя после каждых 2-3 упражнений.

Упражнение «подсолнух»
Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища.
На счет 1 ─ руки вверх, правую ногу назад ─ на носок, вдох;
, выдох;
3 ─ руки вверх, левую ногу назад - на носок, вдох;
, выдох
Повторить это упражнение 2-3 раза.

Упражнение «ширина-высота»
Исходное положение: стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч.
На счет 1-2 ─ руки ─ в стороны, вдох;
3-4 - вернуться в исходное положение, выдох;
5-6 ─ руки - вверх, вдох;
7-8 ─ вернуться в исходное положение, выдох

Гимнастические упражнения для рук детей 4-5 лет

Упражнение «катушечки»

На счет 1-4 ─ вращаем кистями вперед;
5-8 ─ назад

Упражнение «колеса»
Исходное положение: стоя, руки в стороны.
На счет 1-4 ─ вращаем руками вперед;
5-8 ─ назад
Повторите это упражнение 1-2 раза.

Упражнение «ножницы»
Исходное положение: стоя, руки ─ вперед.
На счет 1-4 ─ скрещивать выпрямленные руки.
Повторите это упражнение 5-7 раз.

Упражнение «силачи»
Исходное положение: стоя, кисти ─ к плечам.
На счет 1 ─ свести локти вперед, крепко сжать кулаки;
2 ─ вернуться в исходное положение

Для укрепления рук детей 4-5 лет так же подойдут гимнастические упражнения с мягким эспандером, игры с мячом и занятия спортом.

Гимнастические упражнения для спины детей 4-5 лет

Упражнение «кто там?»
Исходное положение: стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
На счет 1 ─ повернуть голову направо;
3 ─ повернуть голову налево;
4 ─ вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 5 раз

Упражнение «маятник»
Исходное положение: стоя, руки ─ на пояс, ноги на ширине плеч.
На счет 1 ─ наклонить туловище влево;
2 ─ вернуться в исходное положение;
3 ─ наклон туловища вправо;
4 ─ вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 5 раз.

Укрепить мышцы спины детей 4-5 лет помогут упражнения для осанки, занятия спортом.

Гимнастические упражнения для ног детей 4-5 лет

Упражнение «шаг за шагом»
Исходное положение: стоя.
Ходьба строевым шагом 30 с

Упражнение «непоседа»

10 с ─ ходьба, руки вверх;
10 с ─ ходьба, руки - в стороны;
10 с ─ ходьба, руки опущены
Повторите это упражнение 2-3 раза.

Упражнение «приседания»
Исходное положение: стоя, руки опущены.
На счет 1 ─ присесть, руки ─ вперед, спина прямая, пятки не отрывать от пола;
2 ─ вернуться в исходное положение

Упражнение «прыжки»
Исходное положение: стоя, руки ─ на пояс.
Прыжки на правой ноге 2-3 раза;
затем ─ на левой.

Укрепить мышцы ног детей 4-5 лет помогут упражнения для стоп, подвижные игры и занятия спортом.

Гимнастические упражнения для развития гибкости у детей 4-5 лет

Упражнение «наклоны до пола»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч.
На счет 1-2 - наклон, постараться коснуться носка правой ноги;
Ноги не сгибать!
3-4 ─ вернуться в исходное положение;
5-6 ─ наклон, постараться коснуться носка правой ноги;
7-8 ─ вернуться в исходное положение

Упражнение «тянемся-потянемся»
Для выполнения этого упражнения вам понадобится гимнастический коврик.
Исходное положение: сидя, ноги шире плеч.
На счет 1-2 - потянутся к носку правой ноги;
Ноги не сгибать!
3-4 - вернуться в исходное положение;
5-6 - потянутся к носку левой ноги;
7-8 - вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 3-5 раз.

Развить гибкость у детей 4-5 лет помогут занятия спортом (художественная гимнастика, танцы, плавание).

Гимнастические упражнения для развития координации у детей 4-5 лет

Упражнение «лыжники»
Исходное положение: стоя.
На счет 1-4 - на месте, имитировать ходьбу на лыжах.
Повторите это упражнение 3-4 раза.

Упражнение «вверх-вниз»
Исходное положение: стоя руки - вперед.
На счет 1 - правая рука - вверх, левая - вниз;
2 - наоборот
Повторите это упражнение 6-8 раз.

Для развития координации у детей 4-5 лет также подойдут упражнения «непоседа», «прыжки», подвижные игры с мячом и занятия спортом.

Занятие по гимнастике для детей всех возрастов

В гимнастическом батутном клубе OGO есть занятия для всех возрастов. В младшей группе тренируются дети от 1,5 лет.

Занятия по гимнастике для малышей проходят в игровой форме, чтобы детям было легче усваивать новую информацию. Поскольку один из родителей тоже присутствует на тренировке, ребенок не испытывает сильного стресса от новой обстановки и гораздо быстрее адаптируется.

Для детей постарше во время тренировок сохраняется элемент игры, но уже гораздо больше внимания уделяется дисциплине и правильному выполнению упражнений. Тренеры учат ребят делать над собой усилия, поощряют их старания и не дают лениться во время тренировок.

Большое разнообразие заданий и смена снарядов во время тренировки превращает занятие в спортивный квест. Ребенок не чувствует усталости. Он заинтересован в тренировки и с нетерпением ждет новых заданий от тренера. А финал каждой тренировки – прыжки в поролоновую яму – самое любимое развлечение даже для взрослых.

В результате таких тренировок дети не только совершенствуют свою моторику, физические навыки и координацию, но и учатся стараться, концентрироваться на заданиях тренера и работать в команде.

Возможность получить спортивный разряд

Гимнастический батутный клуб OGO является членом Московской спортивной федерации прыжков на батуте, что позволяет спортсменам, которые хотят развиваться и покорять новые горизонты, участвовать в соревнованиях на призы МСФПБ и получать спортивные разряды.

Высококвалифицированный тренерский состав

В нашем клубе работают внимательные и профессиональные тренеры, которые могут найти подход к любому ребенку, разработать индивидуальную программу тренировок и даже помочь преодолеть определенных психологические барьеры. Все они не только имеют большой опыт преподавания, но и обладают одним или даже несколькими спортивными званиями.

В нашем клубе также есть тренеры, которые специализируются на занятиях с детьми с особенностями развития. Эти тренеры прошли специальное обучение для того, чтобы иметь возможность работать с такими детьми.

Современное оборудование

Зал в Гимнастическом батутном центре OGO оснащен новым профессиональным оборудованием Акроспорт, компании, которая занималась оснащением батутами и другим инвентарем чемпионатов России, Европы и мира по батутному спорту. Вся продукция прошла многократные испытания профессионалами и имеет все надлежащие сертификаты.

Для самых маленьких спортсменов в клубе выделена специальная детская зона, оснащенная оборудованием, которое помогает сделать тренировки не только продуктивными, но и веселыми. Взрослые прыгуны также найдут чем заняться на 6 батутах разной степени натяжения и специальной батутной дорожке. Для самых продвинутых в клубе установлен двойной мини трамп. Кроме батутов, в большом гимнастическом зале есть акробатическая зона с надувной дорожкой и мягкой зоной приземления, а также гимнастическая зона с кольцами, брусьями, перекладинами и бревном. В клубе есть все необходимое не только для любителей спорта, но и для профессионалов, готовящихся к серьезным соревнованиям.

Разнообразные формы тренировок

В Гимнастическом батутном клубе OGO есть несколько вариантов посещения тренировок: групповые занятия по установленному графику, индивидуальные занятия с тренером в назначенное время и семейные тренировки.

Удобное расположение

Наш клуб располагается в центре Москвы на набережной Тараса Шевченко на территории Бадаевского Пивоваренного Завода. На территории завода парковка для членов клуба бесплатна.

Подробнее со стоимостью занятий

Проводить зарядку нужно с детьми с момента, когда они хорошо освоили навык хождения, и постепенно продлевать тренировки. Заложив основы здоровья в детстве, можно лишить ребенка проблем в будущем, укрепив его организм и побудив заниматься правильным делом. Утренняя зарядка должна быть проведена по всем правилам, для чего не обойтись без правильно подобранных упражнений, которые для каждого возраста будут отличаться.

Особенности

Зарядка для детей любого возраста очень важна, особенно если она проводится систематически, при помощи и поддержке со стороны родителей. Гимнастика должна включать в себе нетяжелые упражнения, которые помогут крохе проснуться. Обычно рекомендуют вводить физическую активность такого рода с двух лет, когда ребенок уже хорошо ходит и имеет достаточную координацию движений для выполнения простейших заданий вместе с родителем. Детская гимнастика должна включать в себя элементы игры, быть веселой и увлекательной, чтобы малыш сам пожелал в ней участвовать.

Гимнастические упражнения стоит давать аккуратно, удостоверившись, что ребенок безболезненно и без особого труда сможет все выполнить. Для малышей важно давать посильные задания, обязательно облеченные в игровую форму. Интересная и смешная игра позволит выполнить все поставленные задачи быстро, и при этом не сильно устать. Очень важно, чтобы занятия с ребенком проходили регулярно, что в первую очередь зависит от родителей. Нужно постараться мобилизовать всю семью, чтобы у малыша всегда была помощь, поддержка и дополнительный пример для подражания.

Проводя утреннюю зарядку с детьми дошкольного возраста, кроме игровых заданий, стоит давать физические упражнения в разных положениях: стоя на ногах, сидя на полу, лежа на полу. После активных игр и комплекса для разминки можно дать детям немного отдохнуть, для чего хорошо подходит партерная гимнастика. Если же появляются признаки скуки, стоит сменить вид деятельности. Ритмическая гимнастика в этом случае поможет переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, при этом помогая освоить навыки музыки и танца.

Оздоровительная направленность утренней зарядки в первую очередь ориентирована на то, чтобы все время поддерживать организм ребенка в активном состоянии, особенно это актуально для малоподвижных детей. При недостатке движения может развиваться большое количество заболеваний, которые уходят при регулярных занятиях с ребенком. В случае наличия каких-либо проблем существуют специальные комплексы, разработанные для проблемных аспектов здоровья малыша. Есть упражнения, разработанные для профилактики плоскостопия , сколиоза, ожирения и других распространенных проблем.

Родители должны четко понимать, с чем они имеют дело, а также знать полную картину состояние здоровья своего ребенка, чтобы правильно подобрать комплекс упражнений. Если ребенок не хочет делать зарядку, ни в коем случае нельзя его заставлять – это лишь усилит отторжение. В любом деле нужно найти правильный подход, ведь у каждого малыша есть любимые мультипликационные герои, и почти для каждого из них придуманы песенки или даже снят на видео комплекс зарядки с участием детей сходного возраста. Если личный пример родителя не вдохновил ребенка, можно попробовать использовать именно его интересы – это срабатывает почти всегда.

Для проведения утренней зарядки стоит выделить конкретное помещение или его часть, где будет достаточно места для перемещения, не будет опасных, бьющихся или некрепко стоящих предметов. Необходимо подготовить инвентарь, который пригодится в работе, и умело его использовать. Дома не всегда есть возможность провести полный комплекс упражнений ввиду соседей снизу, потому можно делать зарядку на улице, где ничего мешать не будет.

Ежедневные тренировки позволят родителям и детям пребывать в отличной физической форме, начинать день с хорошего настроения и успешно продолжать его до самого вечера, будучи бодрыми и веселыми.

Физкультура по возрастам

Практически все знают, что делать зарядку полезно, но не всем известно, в чем заключается особенность работы с детьми разного возраста. Для маленьких детей подбирается особый комплекс упражнений, существует свой темп и нагрузки, в зависимости от возраста регулируется длительность зарядки. Непосредственно гимнастика будет проводиться с детьми после года, ближе к двум, но и малышей с трех-четырех месяцев также можно физически развивать – даже если педиатр не рекомендовал сеансы массажа, лишним он точно не будет.

Профилактический массаж для грудных детей сводится к поглаживанию, которое помогает ускорить кровоток и насытить организм полезными веществами. Чтобы кроха получал больше удовольствия от таких занятий, стоит ему читать стишки или напевать песенки. Голос мамы успокоит малыша и сделает массаж более комфортным. Когда грудничок привыкнет к такому воздействию со стороны мамы, стоит переходить к более активным элементам, где нужно будет сгибать и разгибать ручки и ножки. Это и будут первые азы гимнастики для малыша.

Дополнительными элементами, которые можно использовать в этом возрасте, будет фитбол и массажный коврик. При помощи мяча можно катать ребенка на спине и животе, вперед и обратно, из стороны в сторону. Это помогает разработать вестибулярный аппарат и поочередно расслаблять и напрягать определенные мышцы. Прежде чем начинать гимнастику с таким маленьким ребенком, нужно проконсультироваться с педиатром и массажистом, чтобы получить наиболее полный комплекс знаний, который поможет в развитии крохи.

Как только ребенку исполнился год, его активность становится в разы выше, потому важно принимать меры. В зарядку для малыша включаются активные игры, где нужно что-то сделать, принести, подать, найти и сложить. К двум-трем годам развитие ребенка во всех сферах значительно совершенствуется, и теперь с ним можно начинать проведение полноценного комплекса тренировок.

В этом возрасте дети начинают ходить в детский сад, где занятие утренней гимнастикой входит для них в привычку, потому дома родители должны делать то же самое.

В детском саду есть специалисты, точно знающие, что и в каком количестве давать детям определенного возраста, потому мама может посоветоваться с ними по поводу наиболее важных и нужных упражнений, которые следует давать дома. Для начинающих важно четко регулировать время выполнения зарядки. Первые уроки длятся не более трех минут, а после их продолжительность доходит до пяти. Дети старше трех лет уже могут осилить более сложные комплексы, потому для средней возрастной группы предусмотрены другие упражнения.

Для дошкольников в 4-5 лет длительность зарядки может доходить до восьми минут, в которые должны войти спортивные упражнения на координацию и гибкость, а также ролевые игры, в конце делается акцент на растяжку и расслабление организма. Дети, готовящиеся к поступлению в первый класс, в возрасте 6-7 лет должны легко выдерживать утреннюю гимнастику от 10 до 12 минут, при этом выполняя более сложные задания, которые уже включают несложные упражнения на силу, в обязательную программу также входит комплекс на ловкость, скорость, координацию и гибкость.

Дети, поступившие в первый класс, не должны нарушать свой привычный распорядок дня, привитый садиком, потому занятия по утрам важно оставить. Подросший и окрепший организм в состоянии выдержать тренировку в 10-15 минут, при этом она будет по большей части направлена на работу мышц всего тела, практически исключая игры. Чтобы ребенок не застаивался на месте и у него всегда был интерес и желание делать зарядку, стоит включать в нее элементы из других видов спортивной деятельности:

  • йога;
  • фитнес;
  • прыжки на батуте;
  • занятия в бассейне.

Хорошо можно разнообразить тренировку при помощи спортивного инвентаря:

  • потренироваться на кольцах или со скакалкой;
  • сделать комплекс упражнений с палкой или обручем;
  • поработать на шведской стенке.

Правильно подобранные упражнения, музыкальное сопровождение и инвентарь позволят в течение длительного времени поддерживать интерес ребенка к занятиям и помогут ему вырасти здоровым и активным.

Комплекс упражнений для детей дошкольного возраста

Комплекс для детей раннего возраста должен включать в себя набор простых, но нужных для полноценного развития упражнений, которые можно проводить в игровой форме. К ним можно отнести следующие упражнения.

  • Потягушки. Выполняется серия из 4 упражнений. Из основной стойки (ноги врозь, руки вниз) нужно сначала подняться на носки и потянуться руками вверх, затем опуститься в основную стойку. Второй этап – ноги в той же позиции, правая рука кладется на пояс, а левой нужно потянуться вправо, после чего вернуться в основную стойку. Далее второй этап выполняется наоборот – левая рука на поясе, правой потянуться влево, вернуться в основную стойку. Напоследок – ноги в той же позиции, туловище делает наклон вниз с касание пола руками, внизу нужно расслабиться и медленно подняться вверх, сделав вдох.

  • Приседания. Основная позиция выглядит так: ноги врозь, руки на поясе. Сначала выполняется присед, ноги согнуть до угла 90 градусов и вытянуть вперед руки, после чего вернуться в основную позицию. Корпус немного наклоняется вперед во время приседа, при этом важно расправить плечи, чтобы спина была ровной, пятки от пола не отрываются. Можно делать упражнение в парах, с использованием мяча, который дети будут передавать друг другу во время приседа.

  • Крутим педали. Основное положение: лечь на коврик спиной, руки вдоль туловища, ноги вверх. Задача – имитация езды на велосипеде, когда ноги крутят педали вперед, а затем в обратную сторону. Можно попробовать сделать ножницы, скрещивая между собой ровные в коленях ноги попеременно.

В этом возрасте уже нужно начинать проводить упражнения на равновесие и координацию.

  • Ходьба по низкой лавочке или самодельному сооружению такого типа, устойчивому и безопасному для ребенка. Необходимо пройти от начала и до конца, не спрыгнув с возвышенности.
  • Переступание через предметы. Можно выложить в ряд от 3 до 5 предметов на небольшом расстоянии и попросить ребенка пройти по дорожке, переступая все, что будет лежать перед ним, не зацепив и не перевернув ни один объект. Вместо игрушек можно натянуть веревку или держать на небольшой высоте палку, через которую ребенок должен переступить несколько раз туда и обратно.

В этом возрасте можно давать несложные упражнения на пресс в виде поднимания и опускания ног, лежа на полу: правая и левая поочередно и две ноги вместе.

Для детей дошкольного возраста важно проводить время весело и активно, потому на протяжении всего занятия должно быть музыкальное сопровождение, которое будет по душе ребенку.

Кроме спортивных упражнений, важно дать возможность поиграть всем вместе, в чем поможет игра в паровозик, где дети выполняют разные задачи, держась друг за друга и двигаясь в определенном направлении.

Зарядка для младших школьников

Дети, которые только пришли в школу, должны справляться с новыми для себя нагрузками как физическими, так и психологическими, потому комплекс зарядки должен базироваться на изменениях, вошедших в жизнь ребенка. Поэтому ободряющая разминка, проводимая каждое утро, поможет школьнику быстрее проснуться и подготовиться к наступающему дню, быть более внимательным и успешным в школе. Задача родителей в этой ситуации такая же, как и ранее – помочь ребенку адаптироваться к новой среде и обучить тем приемам, которые ему понадобятся, давая строевые и релаксационные упражнения. Чтобы комплекс утренней тренировки был максимально полным и эффективным, он должен включать следующие элементы.

  • Разминка шеи, наклоны по сторонам, вперед и назад, полукруг и полный круг в каждую сторону. Все движения выполняются в спокойном темпе, без рывков. Оптимальным отрезком времени будет 1-2 минуты.
  • Разминка плечевого пояса. Поднимание и опускание плеч, сначала работа поочередно правым и левым плечом, потом двумя одновременно. Затем выполнение круговых движений поочередно каждой рукой, потом двумя вместе, вперед и назад.

  • Разминка рук. Положение рук разноименное – одна вверху, вторая внизу, смена положения происходит в среднем темпе. Важно максимально вкладываться, хорошо вытягиваясь вверх одной рукой, и так же тянуться вниз другой.
  • Работа над мышцами спины и пресса. Наклон туловища поочередно вперед-назад, а также вправо-влево, после чего провести круг корпусом по часовой стрелке и против нее. Также можно поднять руки вверх, соединив их в замок, и наклоняться в стороны, проводя упражнение не спеша, до максимального уровня наклона.

  • Смена вида деятельности – работа ног. Выполнение прыжков: на правой ноге 5 раз, потом столько же на левой, и завершить тем же количеством на двух ногах, отрывая стопы от пола одновременно.
  • Приседания. Для этого возраста достаточно будет 10 приседаний. Важно смотреть за правильностью выполнения задания, положением пяток и спины.

  • Упражнения на силу – отжимания. Для младшего школьного возраста лучше давать всем детям, без учета половой принадлежности, так как это общеразвивающее упражнение, полезное всем. Минимальным количеством будет 3 раза, максимальным – 5 и более, по желанию.
  • Мостик. Выполняется из положения лежа на спине при помощи постановки рук возле головы, а ног – недалеко от ягодиц, после чего нужно поднять туловище вверх. Когда мостик будет получаться стабильно хорошо, можно пробовать делать его из положения стоя, при помощи опоры: шведской лестницы или стены, по которой можно как спуститься на пол, так и подняться с него.

  • К концу зарядки нужно провести комплекс, направленный на гибкость , такая растяжка будет включать в себя наклоны из положения сидя на полу с расставленными врозь ногами к правой и левой конечности поочередно. Можно добавить наклон вперед, где сразу кладутся локти, а далее ровные руки тянутся как можно дальше вперед.
  • Заканчивать зарядку нужно спокойными упражнениями, для чего подойдет разминка кистей рук и стоп. При помощи вращательных движений нужно размять руки и ноги, тем самым успокоив организм, приведя сердцебиение в норму и полностью восстановившись после зарядки.

Если утренняя зарядка стала для ребенка обычным делом, важно поощрять его за правильные порывы. При наличии большой семьи или друзей, также поощряющих проведение утренней гимнастики, можно провести флэшмоб, в котором обязательно примут участие и простые прохожие – важно лишь организовать подобное мероприятие в относительно людном месте. Совместный труд с ребенком и понимание его желаний даст отличный результат, когда занятия по утрам станут маленькой семейной традицией.

Подбирая комплекс упражнений, стоит учитывать и тот спортивный инвентарь, который есть дома. Мальчики с удовольствием включат в зарядку комплекс упражнений с гантелями, а девочкам понравятся элементы фитнеса, где используется степ-платформа, эспандер или фитбол. Приобрести все необходимое можно в любом большом супермаркете, не потратив при этом огромных средств, зато получив отличный результат в виде хорошего здоровья вашего ребенка.

Чтобы от зарядки был прок и родителям, стоит проводить утренний комплекс с ребенком, а вечерний – отдельно для себя, куда включать более сложные упражнения. Школьника же в вечернее время лучше определить в спортивную секцию, где он будет получать новые навыки и умения, а также совершенствовать старые, тогда в скором времени он сможет радовать родителей своими успехами. Занятия спортом будут только способствовать проведению утренней гимнастики, которая, в свою очередь, поможет ребенку чувствовать себя лучше в течение всего дня.

Таким образом, чтобы быть здоровым, в любом возрасте нужно делать зарядку. Для детей она наиболее важна и нужна, потому родители должны положить все силы на то, чтобы обеспечить чадо всем необходимым, а главное – своим вниманием и участием в процессе. Найти подходящий комплекс можно в интернете, вычитать в книгах о физическом воспитании детей разного возраста или же придумать самому, учитывая особенности характера своего ребенка, его возраст, уровень физического развития и состояние здоровья.

Такая забота о подрастающем поколении даром не пройдет, и повзрослевший здоровый ребенок обязательно поблагодарит за то внимание, которое уделили ему родные, чтобы сделать его здоровым и полноценным членом общества.

Комплекс упражнений для правильной осанки школьников смотрите в следующем видео.

Гимнастика важна для ребенка любого возраста, так как она закаляет организм, укрепляет мышцы тела, способствует развитию координации движений. Когда малышу исполнится два – три года можно начинать приучать его к ежедневному выполнению гимнастических упражнений. Для детей разных возрастов разработаны разные комплексы упражнений. Чем старше ребенок, тем более сложные упражнения ему предлагается выполнять. Самым маленьким деткам будут интересны занятия в виде игры с воспитателем или родителем. Более взрослый ребенок может выполнять упражнения самостоятельно, следуя указаниям старших. После 5 лет ребенка можно водить в спортивную секцию. В этом возрасте можно заниматься спортивной или художественной гимнастикой, плаванием, карате, танцами, фигурным катанием или другим видом спорта, который понравится малышу.

Что надо знать, прежде чем приступать к занятиям гимнастикой

Заниматься гимнастикой и упражнениями для детей лучше всего на свежем воздухе. Это позволит организму ребенка лучше насытиться кислородом. Если же нет такой возможности или на улице плохая погода, например, дождь, то выполнять физические упражнения необходимо в просторном и хорошо проветриваемом помещении.

Форма одежды для занятий гимнастикой меняется в зависимости от времени года. К ней предъявляется всего лишь одно требование: одежда не должна стеснять движения и мешать выполнению упражнений. Зимой ребенку будет удобно выполнять упражнения в спортивном костюме, а летом в футболке и шортах.

Упражнения для гимнастики детям 2–3 лет

Малышей в возрасте 2–3 лет невозможно заставить выполнять гимнастические упражнения просто повторяя их за взрослыми. Им это будет не интересно. А вот если гимнастические упражнения для детей преподнести в виде игры, то малыши с удовольствием включатся в процесс. Длительность занятий для детей этого возраста не должна превышать 5-10 минут, так как ребенок еще не способен долго на чем-то сосредотачиваться. Обычно комплекс гимнастических упражнений для детей младше трех лет состоит из 2–3 игровых упражнений, которые необходимо повторять 4–5 раз. Начинается занятие с разминки. Во время разминки дети ходят, медленно бегают (секунд 10), прыгают (6–8 раз). Можно чередовать ходьбу и прыжки. Физические упражнения, входящие в комплекс, выполняются в следующей последовательности:

1. Укрепляем мышцы плечевого пояса и рук

  • «Потянулись». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги немного расставлены. Выполнение: руки поднять кверху и опустить.
  • «Солнышко». Ребенок стоит, руки опущены вдоль туловища, ноги немного расставлены. Выполнение: руки поднять кверху и потянуться к солнышку, опустить руки.
  • «Птички». Ребенок стоит, руки опущены вдоль туловища, ноги немного расставлены. Выполнение: руки развести в стороны, поднять их вверх, опустить вниз («помахать крылышками»), принять исходную позу.

2. Разрабатываем туловище

  • «Поклонились». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги расставлены шире плеч. Выполнение: наклониться вперед, пальцами рук постараться достать до пола, выпрямиться.
  • «Тук-тук». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч. Выполнение: наклониться вперед и ладошками постучать по коленкам, выпрямиться.
  • «Окошко». Ребенок сидит на стуле, руки на коленях, ноги стоят на полу. Выполнение: наклониться вперед, повернуть голову вправо, влево («выглядываем в окошко»), принять исходное положение.

3. Укрепляем мышцы ног

  • «Прыг-скок». Ребенок стоит, руки вдоль тела, ноги вместе. Выполнение: прыжки на месте.
  • «Прятки». Ребенок стоит, руки вдоль туловища, ноги чуть-чуть расставлены. Выполнение: необходимо спрятаться – присесть на корточки, а ладошки положить на коленки, встать.
  • «Пружинки». Ребенок стоит. Выполнение: пружинистые полуприседания, чередуемые с ходьбой.

Гимнастические упражнения для детей 4–5 лет

Дети 4–5 лет уже более внимательны и сосредоточены, чем малыши трехлетнего возраста. Поэтому длительность комплекса гимнастических упражнений для детей можно увеличить до 15 минут. Занятия направлены на укрепление мышечного корсета ребенка, развитие координации и гибкости. Рассмотрим примерный комплекс упражнений.

Тренируем мышцы рук

  • «Катушечки». Ребенок стоит, руки разведены в стороны, ноги на ширине плеч. Выполнение: 4 вращения кистями рук вперед и 4 вращения назад. Сделать 2 повторения.
  • «Колеса». Ребенок стоит, руки разведены в стороны, ноги на ширине плеч. Выполнение: 4 вращения руками вперед и 4 вращения назад. Сделать 2 повторения.
  • «Силачи». Ребенок стоит, кисти рук лежат на плечах, ноги немного расставлены. Выполнение: локти свести вперед, чтобы они соприкоснулись, исходное положение. Сделать 5 повторений.
  • «Ножницы». Ребенок стоит, руки впереди, подняты на уровень плеч, ноги немного расставлены. Выполнение: скрестить выпрямленные руки, исходное положение. Сделать 5 повторений.

Укрепляем мышцы спины

  • «Кто там?». Ребенок стоит, руки держит на поясе, ноги немного расставлены. Выполнение: повернуть голову направо, исходное положение, повернуть голову налево, исходное положение. Сделать 5 повторений.
  • «Маятник». Ребенок стоит, руки держит на поясе, ноги немного расставлены. Выполнение: наклонить тело вправо, исходное положение, наклонить тело влево, исходное положение. Сделать 5 повторений.

Укрепляем мышцы ног

  • «Непоседа». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги вместе. Выполнение: руки развести в стороны, поднять вверх, развести в стороны, опустить. Сделать 3 повторения.
  • «Приседания». Ребенок стоит, руки вдоль тела, ноги вместе. Выполнение: присесть, руки поднять вперед (пятки не отрывать от пола, спина прямая), исходное положение. Сделать 7 повторений.
  • «Прыжки». Ребенок стоит, руки на поясе, ноги вместе. Выполнение: по 2 – 3 прыжка на каждой ноге. Сделать 4 повторения.

Развиваем гибкость

  • «Наклоны к полу». Ребенок стоит, руки вдоль туловища, ноги немного расставлены. Выполнение: наклониться и потянуться к носку правой ноги, исходное положение, наклониться и потянуться к носку левой ноги, исходное положение. При выполнении упражнения ноги не сгибать. Сделать 3 повторения.
  • «Тянемся - потянемся». Ребенок сидит на полу, ноги разведены шире плеч. Выполнение: потянуться к носку правой ноги, исходное положение, потянуться к носку левой ноги, исходное положение. Сделать 4 повторения.