Текстиль в интерьере: лучшие ткани для оформления дома. Эффектные панно вместо картин

Текстиль в интерьере – фото

Ключевым звеном в декорировании интерьера считается выбор ткани. Текстиль в интерьере относят к основополагающему фактору, влияющему на дизайн, который, в свою очередь, зависит от планируемого стилевого направления.

Все мы знаем, что цвет способен влиять на визуальное определение пространственной перспективы. Холодные, или отступающие оттенки, зрительно увеличивают расстояние. В то время, как теплые тона – выступающие, сворачивают в зрительном восприятии пространство.

Текстиль можно отнести к терпким, даже острым специям интерьера. Недостаток мануфактуры обедняет дизайн, делает его пресным и безвкусным,

сказала в своем интервью известный французский дизайнер мира роскоши и высокой моды Карин Сажо, принявшая участие во Всемирной выставке декораторского искусства 2016 в Москве.

Французской художницей было представлено немало смелых работ, где отправным материалом для декорирования интерьера, помимо традиционного текстиля, стали кожа и резина, а в качестве декоративных элементов использовались металл и стекло.

Отличие современного интерьера заключается в эксклюзивных работах, выполненных на заказ. Украшенные ручной росписью шторы, подушки, скатерти и покрывала стали основным лейтмотивом декорирования интерьера в текущем году. Аналогичная тенденция оформления помещений сохраняется и на год наступающий.

Дух Франции в интерьере

Зарождение французской текстильной моды произошло во времена правления Людовиков. Использование в интерьере натуральных тканей жаккарда и гобелена, украшенных и дамасскими узорами, вошло в моду при правлении Марии Антуанетты. Шелковые ткани с деревенскими мотивами toile de jouy, были приняты при дворе госпожи де Помпадур. Они актуальны до сегодняшнего времени, и лежат в основе отображения французского стиля.

Для стиля, олицетворяющего дух свободной Франции, характерны цветовые предпочтения и изображения национальных орнаментов.

Современный декоративный текстиль в интерьере от французских декораторов представлен коллекцией шелковых гардин с нанесенными вручную деревенскими узорами и классическими тяжелыми портьерными велюровыми тканями с орнаментом из фольги всех цветов радуги.

Не меньший след в формировании текстильной моды оставил период французских колонизаторов. Узорчатые вышивки из Марокко, яркие алжирские мотивы в коврах и покрывалах, рисунки экзотических фруктов на шторах и гобеленах. Все эти элементы свойственны интерьеру в современном классическом французском стиле.

Классические мотивы в современном интерьере


Текстиль в современном интерьере

Секрет успеха современного классического убранства комнат, зиждется на получаемом человеком удовольствии от организованного пространства, в созерцании и проживании в созданном образе. Внедрение в интерьер пышной классики зачастую навязчиво, а сдержанность минималистского направления примитивна, что и породило стиль современного классицизма.

В современной классике отсутствует цветочный принт и драпировки. Предпочтение отдается натуральным оттенкам и естественным узорам натуральных материалов.

Стилю свойственна естественная умеренность и детализация декораций. В роли основы декорирования интерьера выступает домашний текстиль, играющий роль контемпорари. Практичность и естественные оттенки материи, выгодно подчеркивают основные детали и декоративные элементы, на которые приходится основной акцент при формировании стиля.

Тайны уюта спальной комнаты


Текстиль в интерьере спальни

Декорирование интерьера спальной комнаты происходит особо тщательно. В доме для спального помещения очень важны комфорт и уют, поэтому с предельным вниманием относятся к цветовой палитре и фактуре текстильных составляющих интерьера спальни.

Для полноценного отдыха и здорового сна первоочередной задачей становится правильный выбор матраса, подушек и одеял. Не менее важен сам процесс сна и сменяющее его пробуждение. Этот процесс должен происходить с определенной долей комфорта.

Текстиль в спальне играет главенствующую роль. Текстура, цвет и дизайн постельного белья должны вызывать эмоциональный позитив, как при отхождении ко сну, так и в момент пробуждения.

Выбор текстиля – постельного белья и соответствующего ему по стилю покрывала, не менее важен, чем приобретение удобной кровати, как центральной детали интерьера спальной комнаты. В соответствии с цветовой палитрой постельных принадлежностей, подбираются обивочный материал для мягкой мебели и шторы.

Секреты обновления кухонного декора


Быстро изменить не только интерьер, но и стиль кухни без приложения физических сил позволит замена штор и кухонного текстиля – скатертей, полотенец, салфеток.

Современный кухонный текстиль создан по специальным технологиям и отличается высоким качеством продукта. Плотно скрученные комбинированные ткани из натуральных и искусственных волокон, способны отталкивать загрязнения и влагу, а также отторгать жир. Специальные тканевые пропитки позволяют устанавливать на поверхность текстиля раскаленную посуду.

Невзирая на мнение скептиков, что матерчатые атрибуты в кухне бессмысленны и непрактичны, текстиль для кухни считается неизменной частью декора.

Декор кухонного интерьера сродни гардеробу. Как и одежда, замену текстиля можно проводить в зависимости от смены сезона или под настроение, заменяя скатерти дорожками, сервировочными или постановочными салфетками. В любом случае происходят видимые изменения в декоративном убранстве.

Замена текстиля – простой и выигрышный вариант. Экспериментируя с разнообразными оттенками и текстурами, можно придать кухонному пространству весьма презентабельный вид.

Ванная комната – путь к совершенству


Текстиль в интерьере ванной комнаты

Аксессуары для ванной комнаты немногочисленны – подножный коврик, да душевые шторки, если не брать во внимание банные полотенца. Но именно от этих мелочей зависит внешний облик и визуальное восприятие интерьера ванной комнаты.

Благоустраивая ванную, в первую очередь принято уделять внимание выбору плитки и сантехники. Об аксессуарах не принято заботиться, вплоть до окончания ремонтных работ, сочетая текстиль в ванной комнате с полностью отделанным помещением и готовым интерьером.

Шторки, коврики и набор полотенец считаются не менее важной частью декора ванной, нежели отделка и интерьер вместе взятые.

Тканевые аксессуары относятся не просто к декоративным элементам, доставляющие радость и визуальное удовлетворение владельцу жилья. Коврики уберегают от перепадов температур после принятия ванны. Даже при устройстве электрических теплых полов, приятнее наступать на тканевую поверхность, нежели кафельный глянец.

Шторки, кроме эстетической, несут функциональную нагрузку, защищая пол от водных брызг – достаточно агрессивной среды, способной негативно воздействовать на окружающую обстановку.

Благодаря инновационным технологиям, текстиль для шторок в ванную выпускается самый разнообразный. Можно подобрать модели со встроенными магнитами, или энергетические шторки – материал, пропускающий солнечный свет. Удивительно то, что текстильные изделия сочетаются с абсолютно любым стилем, созданным в помещении ванной комнаты.

Особняком держаться в ванной полотенца. Цвет, фактура, качество и тактильные характеристики зависят целиком и полностью от предпочтений владельца жилого помещения. Подобранные в цвет интерьера или контрастных оттенков, маленькие или банные, полотняные или махровые полотенца призваны задавать тон всему интерьеру в помещении ванной.

Свойства текстиля коренным образом менять интерьер, демонстрирует коротенький видеоролик:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО ТюмГАСУ

Кафедра Дизайн архитектурной среды

Реферат

на тему: Текстиль и его возможности в интерьере

Выполнил: Карчагина А.В. студент ПИ 11-1

Руководители: Капелева С. Б. Гриценко М. И. Кунгурова А. А.

Тюмень, 2012

Введение

1. Экскурс в историю

2. Виды тканей для интерьера

3. Оконный текстиль

4. Мебельный текстиль

5. Постельный текстиль

6. Столовый текстиль

7. Текстиль для стен

Заключение

Список использованной литературы

Введение

текстиль интерьер мебельный мода

Одна из наиболее важных составляющих декорирования интерьера - это текстиль.

Влияние текстиля в интерьере, многие дизайнеры и декораторы оценивают как 60% комфорта. Действительно, ткани не только оформляют помещение, но и выполняют определенные функции, наполняя красотой и гармонией каждую комнату.

Самое простое определение комфортности интерьера - это ощущения гармонии внутреннего мира человека и окружающего его пространства. Дизайнеры интерьера, медики, психологи, социологи и другие специалисты, рекомендуют обратить внимание на уникальные возможности текстильного оформления. Почему ткани так значительно влияют на атмосферу в доме? Какие составляющие комфорта текстилю под силу воплотить?

Функциональность. Текстиль может решить практически любые задачи в интерьере. Например, блокировать свет, прикрывать от посторонних глаз, очищать воздух от загрязнений и запахов, играть роль перегородок и так далее. Разнообразие, пластичность и мобильность текстиля, позволяет постоянно расширять сферу его применения.

Сочетаемость. Взаимодействие цвета, форм и объемов с каждым элементом пространства, может подчеркнуть стиль и характер дома или полностью изменить. Привнося в дом новые вещи, легко включить их в композицию пространства с помощью декора из ткани.

Гармоничность. В интерьере должно быть удобно тому, для кого он создавался. Эксплуатация текстиля должна быть удобной, не вызывать раздражения и чувства дискомфорта. Продуманные, кропотливо подобранные ткани, отражают индивидуальность и привычки хозяина. Шторы могут регулировать естественное освещение, расставлять цветовые акценты, создавать гармоничные эмоциональному состоянию обитателей дома в данный момент.

Привлекательность. Независимо от таких важных факторов как стоимость и функциональность, текстиль должен быть эстетически привлекательным. Пока не задумаемся об истинных ценностях, кажется, достаточно просто купить красивые шторы, скатерти, покрывала и подушки. И все таки, гораздо более привлекательным, будут авторские элементы созданные вручную.

Безопасность. Окна - самое уязвимое для любопытных глаз пространство. Именно шторы бережно охраняют уклад дома, одним движением останавливая посторонний взгляд. Текстиль, зонирует пространство и создает комфортную приватность не только в доме, но и в общественных местах, ресторанах, офисах и магазинах. Благодаря легкости и мягкости форм, изделия из ткани полностью безопасны и идеально подходит для декора детских комнат.

Экологичность. Огромное разнообразие натуральных компонентов и их сочетание с новейшими технологиями, делают ткани полезными для здоровья и экологии дома. Современный текстиль гипоаллергенен, способен очищать воздух, удалять неприятные запахи, удобен в уходе, влагостоек, не поддерживает горение и так далее.

Обновляемость. Любовь декораторов к тканям, совсем не сложно понять, оценив по достоинству неограниченные возможности оформления и изменения интерьера только при помощи текстиля. Можно изменить и обновить абсолютно любой предмет в доме.

1 . Экскурс в историю

Первые ткани появились еще в эпоху неолита. Их научились сначала плести вручную из грубых волокон льна, крапивы или конопли. Первые тончайшие ткани из0 льна и шелка стали искусно драпировать стены и входы лучших храмов и домов знати древнего Египта и Рима. Декорирование тканями стало стремительно развиваться как искусство в эпоху процветания Римской империи и времен роскоши. Появились драгоценные ткани, ковры ручной работы, великолепные гобелены (эпоха «византийской роскоши»).

В средневековой Европе холод и мрак каменных стен замков вельможи пытались скрыть за теплом и уютом роскошных гобеленовых тканей. Ткани натягивали на потолки и стены, декорировали дверные и оконные проемы, что помогало сохранять тепло и уберегало жителей от сквозняков. В эпоху Ренессанса те, кто мог позволить себе такой мануфактурный дизайн, меняли его согласно смене времен года, на праздники, по собственной прихоти. Пришла мода на популярную вышивку шелком роз, лилий, корон. Ручная работа в таких масштабах -- колоссальный труд для мастериц того времени.

С приходом стиля Барокко помпезность и дороговизна текстиля в интерьере достигли апогея -- гобелен сменил шелк и бархат. Появились роскошные аксессуары: бахрома, тяжелые золотые кисти, позолоченные резные карнизы и ламбрекены. Текстиль стал широко использоваться в качестве мебельной обивки. Шторы стало возможно поднять наверх.

Неоклассицизм поубавил роскоши и присовокупил к рисункам текстиля элементы из жизни погибшей древней Помпеи. В моде в то время был деревянный резной ламбрекен.

Во времена стиля Ампир элементами декора стали орнаменты с использованием лавровых венков, голов животных, орлиных профилей. Карнизы заканчивались копейными наконечниками. Преобладающий колер -- вишневый или розовый. Тематика -- доблесть военных походов.

На смену Ампиру пришли стили Модерн и Арт-деко. Последний отличается своеобразным растительным рисунком -- плавными линиями вьющихся стеблей растений и яркостью орнаментов.

Шли времена, менялись архитектурные стили, но ткани по-прежнему оставались одним из лучших способов декорирования внутренних помещений. Каждая эпоха привносила в дизайн что-то новое. Эти стили применения текстиля в интерьере доступны нашей фантазии для использования и сегодня.

2 . Виды тканей для интерьера

Все ткани подразделяются по виду плетения и по составу. Состав отвечает за эксплуатационные характеристики ткани, а плетение - за эстетические свойства.

Одна из древнейших тканей - шелк. Свойства шелка зависят от вида волокон. Если нити получены из дикого шелкопряда, то ткань имеет неоднородную структуру. Бабочки для гладких струящихся шелков выращиваются в тепличных условиях, их нити имеют специфические названия и оттенок. Элитный шелк, De Gournay.

Еще одно древнейшее волокно, с которым научился работать человек - шерстяное. Главное достоинство шерсти - тепло, и в основном она используется для мебельной обивки, пледов, подушек. Шерсть преимущественно однотонная, либо с классическим орнаментом: клетки-полоски-куриные лапки. Однако из смесовых тканей с шерстью делают даже тюль.

Лен - еще один распространенный материал, его используют и как обивочный. Грубоватая льняная фактура интересно смотрится в современных интерьерах, особенно сейчас, когда лен научились красить в яркие оттенки. Эффектно выглядит тюлевый вариант льна. Лен может переливаться, как хамелеон и не гореть - из волокна Trevira делают ткань, в точности имитирующую лен.

Чистый хлопок в основном используется в детских коллекциях, где все должно быть гипоаллергенным. Но в целом, хлопок лучше проявляет себя в смесовых тканях с добавлением синтетических волокон.

В жаккардовых тканях плотность нитей на единицу площади очень высока, но при этом сами волокна могут быть мягкими и нежными.

К жаккардовым тканям можно отнести практически все ткани с крупным узором, в раппорте которых участвуют сотни, а иногда и тысячи разнопереплетающихся нитей. Жаккардовое плетение считается одним из самых сложных и плотных.

Дамасковое плетение - это когда лицо и изнанка зеркально повторяют друг друга. Если брать нити разного цвета, то рисунок получается цветным, а если одного, то - как бы выбитым.

Очень популярная ткань - бархат, он может использоваться и для обивки и для штор. Есть бархат толстый и тончайший, дорогой флорентийский бархат, изготавливаемый по старинной технологии: рисунки выстригаются разной высоты и разных цветов. Есть более долговечный искусственный бархат - из полиэстера или негорючего волокна.

Органза (вуаль) - очень тонкая, тюль с характерным блеском. Существует огромное количество видов органзы. Когда она имеет два слоя, появляется муаровый эффект - ткань кажется волнистой.

Муар - это еще один вид плетения. Муар бывает хлопковый и полиэстеровый. Эффектно смотрится хлопковый муар на стенах - получаются настоящие тканевые обои.

Есть еще такой материал, как тафта - полиэстеровая, ацетатная или шелковая. Это что-то наподобие однотонного шелка из искусственно выпрямленных волокон, меняющего цвет и издающего характерный хруст. Тафта особенно эффектно смотрится на окнах и в шатровых конструкциях.

Мебельные ткани подразделяются на несколько видов: шенилл, велюр, жаккард, флок, скотчгард (хлопок), гобелен, микрофибра. Благодаря современным технологиям, у всех богатая цветовая палитра и высокая износостойкость. Например, жаккардовые ткани с их более гладкой текстурой подходят к дворцовым интерьерам, к изысканной и рафинированной мебели. А велюр и шенилл органичнее смотрятся на предметах геометрических форм.

Современный материал - микрофибра: по сути, некая основа со вспушенным ворсом. А если под микроскопом переплести нити особым образом, то можно получить алькантару - вид нетканой микрофибры. По виду и на ощупь алькантара - искусственная замша, при этом по износостойкости она превышает показатели натуральной кожи в несколько раз. Помимо этого она предполагет широчайшую цветовую гамму.

Детская и молодежная чехловая мебель часто обивается скотчгардом (варианты названий: хлопок, печатный хлопок, терможаккард). Хлопком он может быть только на ощупь, а по сути представлять собой 100%-й полиэстер. Чаще всего его можно стирать в стиральной машине в отличие от шениллы и жаккарда, которые обычно дают усадку.

3 . Оконный текстиль

Драпировки на окнах, пожалуй, самый популярный способ использования тканей в интерьере. К тому же оконный дизайн сегодня (да и раньше тоже) выступает как один из самых важных элементов интерьера как такового. От того, как оформлено окно, во многом зависит общее впечатление жилого пространства. Это легко объясняется тем, что любой человек, входящий в дом, первым делом бросает взгляд на окно - источник освещения.

В разных стилях господствуют свои традиции оформления окна, которое акцентирует общую атмосферу помещения на его роскошности или скромности, официальности или уюте, изысканности или простоте, деловитости или фривольности. Поэтому цвет ткани для оконных занавесей, ее рисунок и фактура, а также покрой и способ сборки штор способны подчеркнуть стилистическое решение комнаты. Так, например, льняные шторы уместны при оформлении интерьера в экологичных стилях, органза и парча - в этнических и романтических, холодный шелк - в стиле хай-тек, а бархат - это уже привилегия классицизма и барокко. Пасторальный цветочек на занавесях, клетка и полоска - это французский прованс, немецкий бидермейер и западный кантри, а гладкоокрашенные шторы пастельных тонов или сочные краски и арабески - это уже «дыхание Востока».

Если говорить о модных тенденциях оформления окон, то здесь уместно остановиться на двух основных (и противоположных) направлениях. Первое - многосекционная драпировка, второе - отсутствие дополнительного оформления ткани.

В первом случае эффектный вид шторам придается за счет особого раскроя полотна, многослойности и изысканной драпировки. Французские шторы (маркизы) могут стать «изюминкой» интерьера, привнесут налет богемности в гостиные и спальни. Австрийские и лондонские шторы отличаются от маркиз более сдержанной драпировкой, они смотрятся элегантно в столовых и детских комнатах.

Второй вариант акцентирует все внимание на качестве, фактуре и расцветке ткани, когда она без дополнительных подхватов и сборок просто закрывает окно (японские и римские шторы). Римские шторы - практически универсальная модель - может использоваться в оформлении как строгих кабинетов, так и детских; в классической обстановке и в ультрасовременном помещении. Японскими панельными шторами можно не только оформлять, но и организовывать пространство, используя их в качестве перегородок.

Ещё более компактный вариант драпировки окна - это шторки-кафе, рулонные шторы и шторы-плиссе, которые крепятся на раму и оставляют свободным пространство перед окном.

4 . Мебельный текстиль

Важный элемент интерьера - обивка мебели. Чехольная или пришитая к основе, она может обновить мебель или привнести особый колорит в общий дизайн помещения. Сейчас популярны обивки из самых разных видов тканей: жаккарда, шелка, бархата, гобелена, хлопка, натуральной или искусственной кожи, искусственной замши.

Производители тканей предлагают тысячи вариантов расцветок и сотни видов тиснений. Возможно и авторское оформление обивки мягкой мебели. Это вышивка, украшение декоративными элементами и многое другое. Современные дизайнеры рекомендуют использовать не привычную пришитую к основе обивку, а переходить на съемные чехлы. Они удобны в уходе, кроме того, использование чехлов позволяет менять обивку мебели, а вместе с ней обновлять интерьер.

Чехлы для мягкой мебели могут быть повседневными и выполнять защитные функции (это особенно актуально для дорогой или элитной мебели) или, напротив, самые дешевые и непрезентабельные диваны и кресла с помощью чехлов превратятся в изюминку вашего интерьера, подчеркнут его стиль и зададут нужный тон.

В таком же качестве выступает и другой элемент мебельного текстиля - накидки. Они легко заменяются, легко стираются (или чистятся) и также легко изготавливаются (кроятся, шьются, вяжутся). Задать настроение интерьеру способны также диванные подушки - думки. От выбора формы таких подушек, ее цвета и отделки настроение вашего дома может варьироваться от ностальгического до самого фривольного. А уж о дополнительном ощущении уюта, который создают диванные подушки, много говорить и не стоит.

Мебельный текстиль особенно актуален тогда, когда привычная мягкая мебель уже надоела, но свой срок службы еще не выработала. Менять ее рано, а перемен хочется. Вот тогда и приходят на помощь сменные чехлы, накидки и покрывала, выбор материалов для которых практически безграничен - от самых плотных и тяжелых, до невесомых и «лохматых». Имея такую сменную одежду, можно обновлять обстановку в своем доме несколько раз в течение года, в зависимости от сезона или от собственного настроения.

5 . Постельный текстиль

Широко текстиль применяется для создания интерьера спальной комнаты. Оформление дизайна этого помещения не проходит без использования таких элементов как постельное белье и покрывала. Эти детали должны не только по цвету гармонировать между собой, но и сочетаться с прочими тканевыми элементами (шторами, декоративными подушками, накидками и т.д.). Кроме того, так как кровать - это центр спальной комнаты, то и ее убранство становиться отправной точкой при создании общего дизайна данной комнаты.

Текстиль для интерьера спальной, это, конечно, тема достаточно интимная. Но и здесь все подчинено не только функциональности и прямому назначению, но и законам интерьерного дизайна. Одно дело, экологичные ткани для детского постельного белья, другое - удобная постель пожилого человека и совсем иное - романтическое или страстное ложе любви.

Несмотря на приватность данного элемента интерьера, постельный текстиль запросто может соперничать по значимости с текстилем оконным.

Среди всех направлений текстильного дизайна для спальной можно выделить два: традиционное и минималистское.

Минимализм - это, прежде всего функциональность, лаконичность и простота, натуральные ткани, спокойные тона и строгость постельного белья.

Традиционное стилистическое направление - это особая нега, сентиментальность, уют всевозможные «украшательства». Вот уж есть, где развернуться любителям комфорта, романтическим натурам и почитателям изысканности. Помимо мягких подушек и одеял - это еще и прикроватные пологи и балдахины, а также постельное белье всевозможных фасонов и расцветок. Кроме того, покрывала для кровати - тоже весьма значимый элемент оформления интерьера спальни, особенно, если они будут гармонировать с дизайном оконных занавесей.

6 . Столовый текстиль

Что касается текстиля в интерьере столовой, то мода на него достаточно консервативна. Столовый текстиль - это скатерти, салфетки и полотенца, самые распространенные ткани для которых - лен и хлопок. Конечно, не нужно сбрасывать со счетов и такой подарок научно-технического прогресса, как новые синтетические материалы (непромокаемые, несминаемые и пр.) которые активно используются в производстве столового белья, но при этом искусно имитируют фактуру и внешний вид натуральных тканей.

Украшения для столового текстиля остаются классическими - кружево, мережка, вышивка, фигурная кайма. Да и само столовое белье уже практически перешло в разряд интерьерных украшений и атрибутов праздника. Любое торжественное мероприятие прочно ассоциируется у нас с накрахмаленными скатертями и красиво сложенными салфетками.

В дизайне интерьера с помощью столового текстиля продолжают действовать неизменные правила:

· общий тон скатерти должен быть светлее основного (преобладающего) цвета в интерьере;

· салфетки могут быть одного цвета со скатертью, а также намного темнее или светлее;

· допустимо сочетание салфеток и скатерти разных цветов, и сочетание контрастных скатертей при многослойном оформлении тола;

· цвет столового текстиля влияет на аппетит: оранжевый, красный и белый повышают его, а синий и черный - гасят.

7 . Текстиль для стен

Драпировка тканевыми занавесями - это один из наиболее эффектных способов текстильного оформления пространства. Благодаря этому оригинальному приему можно добиться полноценного разделения пространства без возведения перегородок. Занавеси помогают создавать обособленные зоны в ресторанах, гостиницах и индивидуальных покоях самых утонченных частных интерьеров. Декоративная функция занавесей заключается в особом их свойстве усиливать теплоту и уют, а также в ощущении торжественности бытия.

Балдахины являются большой редкостью и оригинальным решением в современных интерьерах. И это вполне закономерно. Такой роскошный предмет тканевого убранства требует совершенно определенного пространства и особой атмосферы, наполненной благородным богатством. Той самой изысканной роскошью, которая не боится пристального внимания и оригинальных деталей., достойное самого отборного наполнения. Интерьеры, в которых живут пышные и царственные или легкие и игривые тканевые шатры-балдахины - это уникальные пространства.

Текстильные обои демонстрируют идеальное сочетание высочайших эстетических и эксплуатационных свойств. Редкий интерьер, призванный по задумке хозяев, стать исключительным, обходится без подобных настенных покрытий. При ближайшем рассмотрении стены, оформленные текстильными обоями, оставляют впечатление обитого роскошными тканями пространства. А это привносит в него особое, винтажное настроение. Впрочем, впечатление от современных, индустриальных интерьеров зачастую также усиливается текстильными обоями.

Заключение

Текстиль всегда является заключительным аккордом в гармонии интерьера и от того насколько чисто и красиво звучание этого аккорда зачастую зависит общее восприятие облика помещения.

В то же время пренебрежение эмоционально-эстетическим воздействием текстильных составляющих способно свести на нет все усилия архитекторов и «убить» декор интерьера. К тому же давно известно, что прикосновение к мягкой поверхности ткани способно вызвать массу эмоций: успокоить и расслабить или наоборот возбудить, придать праздничное настроение или настроить организм на философский лад, подарить приятную прохладу в жару или согреть в слякоть и холод.

Даже самый «серьезный» эксклюзивный дизайн проект, не способен обойтись без красивых текстильных элементов, призванных внести в его облик некое разнообразие и чуть разбавить его строгость, наполняя дом атмосферой уюта. Красивые портьеры и гардины на окнах, декоративные покрывала на мягкой мебели, настенные панно, тюль и прочие декоративные составляющие обстановки - они не выходят из моды и выступают неотъемлемой деталью интерьера, выдержанного в любом из современных или классических стилей, выгодно подчеркивая его уникальность и радуя владельцев эстетичностью и качеством изготовления.

Проходят времена, меняются архитектурные стили, а ткани остаются, по-прежнему, одним из лучших способов декорирования внутренних помещений.

Список использованной литературы

1. www.jlady.ru;

2. www.archydom.ru;

3. www.liveinternet.ru;

4. www.etoya.ru;

5. www.bonart-decor.ru;

6. www.novistyl.ru;

7. Алексеев^С. Ю. Структура пространства жилого дома. Эволюция представлений: учеб.пособие / С. Ю.Алексеев, Е. И. Миронов. Ростов н/Д: Рост. гос. архитектурный институт, 1995. - 57 с.: ил.

8. Бхаскаран Л. Дизайн и время: стили и направления в современном искусстве и архитектуре / Л. Бхаскаран. М.: Арт-Родник, 2006. - 256 с.: ил.

9. Конран Т. Современный дом: искусство дизайна: попул. энцикл. / Т. Конран; пер. с англ. Г. Беликова. -- М.: Русские словари, 1997.- 264 с.: ил.

10. Крутских Е.В. Интерьер вашего дома / Е. В. Крутских, Д. В. Литвинов. -Екатеринбург: У-Фактория, 2005.- 272 с.: ил.

11. Матюнина Д. С. История интерьера: учеб. пособие / Д.С. Матюнина. -- М.: Культура: Академический проект, 2004. -- 567с. -- (Gaudeamus).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История появления текстиля. Виды, строение и свойства текстильных нитей, основные виды их плетений. Функции текстиля в дизайне интерьеров. Текстильное оформление стен и потолков путем их драпировки, использование текстильных обоев и ситцевых полов.

    реферат , добавлен 03.11.2015

    История возникновения гостиной, анализ особенностей ее интерьера. Анализ истории возникновения и основных особенностей стиля Кантри в интерьере. Использование для создания интерьера помещений только натуральных, природных материалов: дерева, камня.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2015

    Деревенский стиль в интерьере. Основные правила размещения кухонного оборудования. Виды оптимальной планировки. Цвет пола и стен, освещение и материалы. Напольные, навесные, угловые шкафы и пеналы. Мебель, декор и аксессуары. Отделка "деревенской" кухни.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2016

    Основные технические задачи строительства. Функциональное назначение стен. Виды и использование подпорных стен. Основные виды гравитационных подпорных стен. Использование удерживающих кронштейнов. Новые технологии возведения стенок малой высоты.

    контрольная работа , добавлен 21.03.2011

    История происхождения и технология изготовления стекла. Свойства стекла: физические, структурные, агрегатные характеристики; его достоинства и недостатки. Основные промышленные виды стекла, использование его функций в дизайнерских разработках интерьера.

    реферат , добавлен 29.05.2009

    Специфические особенности цвета в интерьере. Цветовое решение в дизайне интерьеров. Зеленые тона при окраске стен. Живость и теплота красного цвета. Принцип оформления белого помещения. Принцип контрастного решения. Нюансное цветовое решение интерьера.

    реферат , добавлен 13.01.2016

    История начала использования стекла как строительного материала и применения его функций в дизайнерских разработках интерьера. Основные промышленные виды стекла, сферы и особенности его применения. Достоинства и недостатки стеклянных интерьеров.

    реферат , добавлен 02.03.2011

    Рококо как мир миниатюрных форм, стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII ст., его характерные черты. Представление об интерьере, как целостном ансамбле, его аксессуары, освещение, гарнитур. Оформление пола, потолка и стен.

    реферат , добавлен 08.06.2010

    Особенности организации комфортной среды в интерьере на разных исторических этапах. Развитие дизайна интерьера, его основные правила. Характеристика американского стиля, используемого при реконструкции мансарды. Разработка генплана и подбор мебели.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2013

    История возникновения стиля минимализма и его развитие. Общая характеристика восточных стилей в дизайне. Многовековые традиции и понятие красоты в философии японцев. Садово-парковое искусство. Японский минимализм в интерьере. Знаменитые архитекторы стиля.

Невозможно себе представить интерьер без текстильных материалов. В первую очередь мы представляем занавески на окнах, покрывала на мебели, обивку гарнитура. Это не только необходимые вещи в интерьере, но и непременный участник создания особого дизайна помещений.

Среди большого разнообразия тканей можно выделить две группы:

  1. Натуральный текстиль.
  2. Искусственные ткани.

Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки, в зависимости от своих качеств текстиль находит свое применение практически в дизайне любого помещения.

Особенности использования текстиля в интерьере

Ткани являются непременным атрибутом при оформлении квартиры. Их используют не только в жилых помещениях, но и в общественных зданиях. Только их выбор при этом будет, естественно отличаться.

Для административных зданий можно выбирать следующие ткани:

  • Цветовая гамма должна быть более сдержанной, чтобы настраивать на рабочий лад.
  • Стоит выбирать ткани с неброским рисунком или вовсе без него.
  • Желательно подбирать синтетические материалы, они легче поддаются стирке, чистке, то есть более практичные.

При использовании текстиля применяют следующие приемы:

  1. Использование тканей в качестве основных акцентов при оформлении помещений.
  2. Текстиль только служит дополнением к остальному интерьеру.
  3. Ткань представляет собой нейтральный фон для других элементов декора.

В первом приеме предусматривается использование декоративных материалов, которые чаще всего можно видеть в общественных зданиях. Для этих целей можно использовать следующие изделия:

  • Обивка мебели.
  • Шторы на окнах.
  • Гобелен.
  • Покрытия для пола.

При оформлении частного жилья текстиль в качестве главного акцента также часто используется. Каждому не раз приходилось видеть в гостях или у своих друзей яркий ковер на полу, который сразу привлекает к себе внимание.

Когда текстиль используют в качестве нейтрального тона чтобы выгодно выделить роспись, витраж, мозаику, необходимо производить подбор с этим учетом.

Цветовая гамма материалов

Цвет играет одну из важных ролей при выборе такого декора для комнаты. К тому же он может оказывать особое психологическое воздействие, это могут подтвердить все психологи.

На цвет и вкус товарищей нет, как гласит пословица, поэтому выбор также зависит от предпочтений каждого. В этом вопросе очень важно подобрать так цветовую гамму текстильных элементов, чтобы прослеживалось равновесие между спокойными тонами и более живыми и яркими.

Если вы правильно сделаете свой выбор, то интерьер получится живым и интересным. Теплые оттенки способны немного возбуждать нервную систему, особенно это касается красного цвета.

Не используйте в большом количестве алый оттенок в спальной комнате, иначе вам с трудом удастся заснуть.

Для кабинетов прекрасно подойдут, например, зеленые шторы, покрывала. Этот цвет действует успокаивающе, способствует длительному сохранению работоспособности.

При выборе текстиля обращайте внимание и на цветовую гамму всех поверхностей, например, какого цвета стены, потолки, полы.

Натуральные ткани

При оформлении интерьера часто используют натуральные ткани. Это: лен, хлопок, шелк, шерсть. У них есть свои достоинства и недостатки. Они всегда хорошо выглядят и являются экологичными.

Учтите, натуральные ткани после стирки могут изменить свои размеры.

К недостаткам текстиля этой группы можно отметить его боязнь прямых солнечных лучей. Под их воздействием они становятся блеклыми, теряют свой цвет, поэтому эти ткани нежелательно использовать на южной стороне.

Когда вы приобретаете мебельный гарнитур, имеющий обивку из натуральных тканей, обратите внимание на все швы. Любой недостаток сразу бросится в глаза.

Искусственный текстиль

Несмотря на большое количество преимуществ, натуральные ткани все-таки используют нечасто. Это можно объяснить их сравнительно высокой стоимостью. Среди наиболее часто используемых можно отметить: лавсан, флис, акрил и другие.

Такие ткани более прочные, они имеют гладкую и ровную поверхность, поэтому и выглядят при использовании более эффектно.

Среди минусов такого текстиля хочется отметить:

  • Плохая пропускная способность воздуха, как говорится, такие ткани не дышат.
  • Способны накапливать статическое электричество.

Из-за того, что синтетика не способна дышать, ее не рекомендуется использовать в постельном белье, более экологичнее применять натуральные ткани.

Спальня в деревянном доме с ярким текстилем на подушках и шторах на окнеУютный теплый и красивый текстиль в интерьере гостиной в частном домеЯркий винтажный текстиль в небольшой спальне в дачном домике

Текстиль в дизайне помещений

После того, как заканчивается ремонт, мы приступаем к отделке и декорированию помещений. Для этого активно используется текстиль. Его можно применять не только для создания особого стиля, но и при планировании комнат. Например, вместо перегородок можно повесить тканевые шторы.

Они добавят не только красок в интерьер, но и сделают его более легким, заменив массивные перегородки.

Функциональные зоны в комнате можно также разграничить текстилем. Если в одной положить ковровое покрытие. Такой прием часто используют в детской комнате, когда на пол в игровой зоне кладут красивый ковер.

Другой обязательной областью использования текстиля является украшение окна. Здесь он выполняет сразу несколько функций:

  • Регулируют поступление солнечного света в комнату.
  • Являются и непременным атрибутом создания особого стиля.

Не вполне уместно использовать тяжелые гардины с ламбрекенами в интерьере, оформленном в современном стиле.

  1. Если интерьер оформлен в спокойном эко-стиле, то желательно использовать натуральные ткани, например, лен и хлопок.
  2. Стиль прованс предпочитает шторы в мелкий рисунок.
  3. Классический интерьер предпочитает дорогие материалы, такие как бархат и парча.
  4. Минимализм не приемлет награможденности, поэтому и для штор стоит использовать легкий шелк.

Текстиль в спальной комнате

Это помещение, как никакое другое богато на наличие разнообразных тканевых деталей. Особенности этой комнаты накладывает свой отпечаток на их выбор. В спальне человек отдыхает, набирается сил и восстанавливает свое душевное равновесие, поэтому главной рекомендацией является выбор натуральных тканей.

Это касается не только постельного белья, но и покрывал, гардин для окон. Причем, оформление в любом стиле комнаты придерживается такого мнения. Считается, что синтетика не дает дышать нашему телу, поэтому невозможно обеспечить полноценный отдых организму.

Используя белье разной цветовой гаммы, мы невольно периодически изменяем стилевое оформление спальни. Покрывала, без которых невозможно представить себе кровать, должны гармонировать по своей фактуре и цветовой гамме с остальными текстильными элементами, чтобы создавалось ощущение единого пространства.

Ткани на кухне

Это помещение, наверное, меньше всего содержит тканевые аксессуары. Это можно объяснить функциональностью кухни. Основная роль здесь отводится шторам для окон. Они смогут сделать интерьер завершенным. При выборе гардин стоит обратить внимание на размеры помещения, стиль его оформления, даже на то, на какую сторону выходят окна.
Именно здесь приветствуется использование синтетических материалов, потому что они легче поддаются уходу, дольше сохраняют свой привлекательный внешний вид, не боятся воздействия повышенной влажности.

Отличным дополнением к шторам могут стать всевозможные прихватки, скатерти, салфетки. Они по цветовой гамме могут гармонировать со шторами, а можно оформить их в тон со стенами или мебелью.

Если кухня у вас совмещается с гостиной, то для стульев можно пошить чехлы.

Использование этих элементов позволяет достаточно быстро обновить интерьер.

На современных просторных кухнях часто используют мягкие уголки, которые не только дополняют интерьер, но позволяют с большим комфортом провести время за вечерним ужином или чашкой чая.

Если имеется диван, значит, вам предоставляется возможность использования различных декоративных подушечек. Они могут быть подобраны под общий стиль оформления и цветовую гамму, а если сделать их в другом тоне, то они способны послужить яркими акцентными пятнами оживляя интерьер.

Если вы не обращаете особого внимания на текстиль в своем доме, то зря. С его помощью можно менять визуальное восприятие комнаты, можно сделать помещение более уютным и комфортным.

Выбор текстиля в интерьер - непростая задача, ведь здесь стоит учитывать не только внешние характеристики, такие, как принты и цвет, но и их состав, прочность и правила ухода.
О том, как правильно выбрать подходящую ткань, мы спросили дизайнера интерьеров, руководителя архитектурного бюро Victoria Vlasova Interiors - Викторию Власову.

Характеристики тканей – как выбрать подходящий материал

При выборе ткани для оформления интерьера следует учитывать не только собственные предпочтения, но и характеристики материала – функциональность, удобство и прочность. Чтобы выбрать подходящий материал, нужно иметь представление о классификации тканей, а также о том, каковы основные особенности каждого из них.
Состав тканей
Главная характеристика ткани – это ее состав. На сегодняшний день в производстве тканей используются натуральные нити: растительные хлопок и лен и животные шерсть и шелк, а также искусственные – вискоза, и полностью синтетические – полиамиды и полипропилены.

Чем больше в ткани натурального состава, тем выше она по качеству стоимости. На практике это характеризуется большей износостойкостью, более приятными на ощупь фактурами, меньшей подверженностью выгоранию на солнце. Поэтому натуральные ткани более функциональны. К тому же натуральная ткань изящна при драпировке и придает интерьеру дорогой и стильный вид.

Поэтому, выбирая ткань, первым делом следует обратить внимание на ее состав – в ней должно быть не менее 60% природных нитей.

Однако если речь идет об оформлении общественных интерьеров – ресторанов, кафе, отелей – здесь категорически запрещено использование натуральных тканей из-за требований по пожарной безопасности. Для таких интерьеров существует своя линейка тканей, по фактуре не отличаемой от натуральных, при этом соответствующая нормам оформления общественных интерьеров.



Прочностные характеристики тканей

Следующим параметром, важным при выборе тканей, является результат теста Мартиндейла (аналоги: тест Визенбека, тест Столла) – специальная методика для определения уровня износостойкости материала. В процессе тестирования ткань протирается о другой материал по кругу до появления определенного количества рваных нитей. Количество пройденных до момента истирания оборотов определяет качество ткани. Самая низкая характеристика для портьерных тканей – 6000 оборотов, для обивочных – не менее 20000 оборотов. Эти показатели следует обязательно учитывать при выборе тканей для обивки мебели.

Еще одной важной характеристикой, определяющей качество ткани, является прочность по шву – показатель, как ткань ведет себя при натяжении. Этот также важно при выборе обивочной ткани для интерьера. В зависимости от задач проекта не менее важно учитывать стойкость к выгоранию тканей и огнеупорность.



Следующая характеристика, которую важно учитывать и продумывать – размерность. Существует два ключевых размера: 1 - 1,40 м и 2 – 2,83 м. Сложности возникают в проектах с высокими потолками – от 3-х метров. Если для оформления окна выбрана однотонная ткань, проблем нет, а если мы говорим о ткани с принтом, где шаг может достигать до 70 см., важно не ошибиться в расчете ткани для совпадения рисунка.



Уход за тканями

Помимо того, что при выборе тканей важно понимать их состав и характеристики, заказчика нужно предупреждать и об особенностях ухода за тканями. Портьеры, подушки, обивка мебели – все это может прийти в негодность после первой неправильной чистки. Обращайте внимание на правила ухода за тканью, указанные на каждой из них, ведь одни можно стирать, а другие – нет. Одни подвергаются влажной чистке, а другие нужно сразу обрабатывать специальными составами при определенной температуре. Обо всем этом должен быть предупрежден ваш клиент.



Учитывая все эти правила, создать прекрасный образ с помощью грамотного подобранного текстиля будет несложно. Главное – досконально изучить выбранный бренд и его ассортимент.

«Умный» текстиль в настоящее время находит достаточно широкое практическое использование в индустрии моды, в качестве домашнего, спортивного, медицинского, защитного (в широком смысле) текстиля во многих областях техники и науки.

В 201 году прогнозируется мировое производство «умного» текстиля в ценовом выражении 1,8 млрд.DS.

Появление понятий, терминов «умный», «интеллектуальный», «интерактивный», «многофункциональный» по отношению ко многим видам материалов (полимеры, сплавы, металлы), техническим устройствам и продукции (транспорт различных видов, вплоть до самолетов – беспилотников), роботов, выполняющих определенные человеческие функции, сложные системы («умный» дом), стали широко использовать по отношению к текстилю и одежде.

В связи с этим необходимо дать определения этих понятий и терминов, тем более что они часто вызывают в чем-то справедливый скепсис и иронию. Последнее связано с тем, что в целях рекламы эти термины используются не по назначению и безответственно.

Автор: Доктор технических наук, профессор ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности»

Понятие «умные материалы» появилось во второй половине 20-ого века и связано со значительными успехами в области физики и химии, материаловедении, биохимии, биофизики, химии, физической химии и химической физики полимеров, физики и химии металлов, бионики, нано-, био- и когнитивных технологий. С помощью достижений всех этих наук и практик ученые, технологи и инженеры начали с большим или меньшим успехом подражать, копировать и развивать в технике различные полезные свойства живой материи, которая всегда «умна», реактивна, адаптивна к многочисленным изменяющимся условиям внешней среды и самих живых организмов.

За это время (~ 50 лет) в области «умного» текстиля можно отметить три фазы развития по времени и по уровню интеллекта, что отражается в определениях и терминах:

  • пассивный «умный» текстиль, способный только чувствовать изменения во внешнем окружении, т.е. играть роль пассивного сенсора;
  • активный «умный» текстиль способен не только чувствовать внешние и внутренние стимулы, но и реагировать на них, т.е. выполнять роль не только сенсора (датчика), но и сбора, хранения и анализа информации и передачи ее во внешнюю среду и самому пользователю;
  • очень «умный» текстиль, способный не только чувствовать, реагировать, но и адаптироваться к изменениям в окружающей среде и в самом текстиле, т.е. с помощью актуаторов (исполнительные механизмы) выполнять определенные приказы (рекомендации).

В зависимости от внешнего и внутреннего «стимула» изменения в текстиле могут быть визуально наблюдаемы, а иногда происходят только на молекулярном уровне и не обнаруживаются зрительно.

Сущностно появление понятия, но еще не термина «умные» материалы, можно связать с разработкой в 1960 г. материалов (сплавы, полимеры) с «памятью формы», изучением механизма поведения гелей на основе природных и синтетических полимеров. Гидрогели – полимерные материалы, способные реагировать на изменения рН среды, температуру, давление и другие стимулы изменением своей структуры и свойств.

Впервые термин «умные» был использован и введен в научный и технический лексикон в конце 80-х годов прошлого века в Японии. В текстильный мир этот термин в большей степени, чем понятие, пришел в 90-ые годы и первым видом материала с таким лейблом были «умные» шелковые нити, обладающие памятью формы, как и сплавы с «памятью формы», которые появились раньше.

Интеллектуальный «умный» материал (текстиль) способен отвечать или активизировать проявление функций по заранее созданной программе и их часто называют Е-текстилем (электронный).

Считается, что первые успехи в разработке и производстве умного текстиля связаны с линейкой ICD-одежды (1990 г.) путем кооперации компаний Levi Strauss и Philips Electronics. Вся электроника (mp3-плеер и т.д.) была съемная, механически соединенная с одеждой и перед стиркой, химчисткой откреплялась. Одним из первых видов умного медтекстиля была диагностическая майка, в которую инкорпорированы оптические волокна и микросенсоры для измерения параметров организма. Эта «умная» майка использовалась персоналом рисковых профессий и для хронических больных (комфорт, безопасность), в спорте, отдыхе и т.д. «Умный» текстиль пришел также в новые поколения раневых покрытий, косметику (уход за кожей), гигиенический текстиль. Важная проблема при создании «умного» медтекстиля (и не только) – нахождение понимания между текстильщиками, инженерами, электронщиками и медиками (или другими специалистами – потребителями). Это системная проблема, у нас она решается тяжело, практически не решается.

Почему именно в текстиль пришли «умные» технологии и материалы? Гимн текстилю!

Текстиль (в широком смысле) является уникальным по своим свойствам и возможностям использования в различных областях материалом, которому нет равных. Текстиль – это результат многотысячелетнего творчества человека, забравшего все лучшее от природы (волокна, красители) изобретавшего и совершенствовавшего технологии (прядение, ткачество, плетение, вязание, производство нетканых материалов, колорирование, придание широкого спектра потребительских свойств с помощью химических технологий). На протяжении тысячелетий производства текстиля быстрее многих других практик аккумулировала все достижения науки и техники. А в последнее время производство нового поколения текстиля стало объектом продвижения самых передовых NBIC-технологий (нано-, био-, инфо-, когнито-) и, прежде всего, для производства «умного» текстиля технического, защитного и медицинского назначения.

Что делает текстиль удобным объектом для многих областей техники:

  • Широчайший выбор природных и химических волокон различного химического строения и физической структуры, наличие разнообразных механических технологий формирования из этих волокон различного вида текстиля (ткани, трикотаж, нетканка) с разным переплетением, плотностью из волокон различной тонины и пряжи с разной плотностью и круткой, широчайший круг химических технологий (тысячи оригинальных марок красителей и пигментов, сотни текстильно-вспомогательных веществ). Все это позволяет производить бесчисленное количество видов текстиля для практически любой области повседневной жизни, для науки и техники.
  • Гибкость, эластичность, высокая прочность к механическим нагрузкам делает текстиль очень удобным, технологичным не только для использования в традиционных областях (одежда, интерьер), но и в технике, медицине («дружественен» к организму).

Основная трудность в создании умного текстиля с использованием электронной техники – это ее миниатюризация и возможность ее органической интеграции с текстилем (с волокнами, нитями, пряжей, тканью, трикотажем, нетканкой) и устойчивость микро-, наноэлектроники к стиркам и химчисткам.

Другой очень важный элемент «умного» текстиля – «умные» полимеры, тоже должны быть интегрированы в текстиль и прочно с ним связаны. Но эта проблема хорошо знакома химикам текстильщикам и решается успешно за счет различных химических технологий фиксации полимеров на поверхности волокон и нитей.

Использование «умного» текстиля для защитных целей

Умный текстиль может проявлять защитные свойства следующим образом:

  • детектировать опасные изменения в окружающей среде, в себе самом и организме человека;
  • передавать сигнал бедствия (опасности) внешним приемным устройством;
  • в случае возникновения серьезных опасностей реагировать на них.

В число опасных внешних изменений входят перегрев, переохлаждение, химические атаки, газы, радиация, а также состояние здоровья человека (сердечный приступ, инсульт), излишний алкоголь или наркотики в организме. Сенсоры в одежде могут передавать сигнал на компьютер автомобиля, и он не заведется. Реакция одежды на опасности может реализоваться в определенной окраске текстиля (как лакмусовая, индикаторная бумага) и сам пользователь одежды и окружающие увидят это (полицейский, жена и т.д.). Окружающие по цвету одежды увидят, что с человеком плохо (опьянение, сердце, давление и т.д.).

Защитная одежда пожарников должна умно поддерживать комфортный климат внутри одежды при высокой температуре окружающей среды.

Необходимо сочетать необходимый баланс между защитным эффектом и комфортностью. Это весьма непростая задача, поскольку эти две функции обычно направлены друг против друга.

Для комфортных условий работы защитной одежде необходимо обеспечить следующие требования:

  • климат (температура, влажность, вентиляция) в пододежном пространстве;
  • освещение;
  • запах (отсутствие);
  • шум (отсутствие);

Защитная одежда должна выполнять следующие функции:

  • сенсорные;
  • запись и хранение информации;
  • выполнение функций;
  • коммуникативность.

К этому следует добавить удобство, устойчивость функций во времени в условиях эксплуатации (стирка, химчистка). Умная, Е-одежда и ее основа – умный текстиль должны включать в себя следующие элементы: сенсоры (датчики), внутреннюю связь, память, анализатор, передатчик, антенну, автономный источник питания.

Функции сенсоров

Текстиль, одежда контактирует с большей частью нашего тела, его кожей. Это позволяет размещать сенсоры в различных очень важных точках поверхности тела и мониторить параметры организма.

Кроме того одежда (текстиль) может замерять параметры внешней среды.

Основные параметры, которые могут детектировать датчики одежды:

  • температура;
  • электромагнитные сигналы (биопотенциал, кардиограмма, электростатическое поле и др.);
  • акустические и ультразвуки;
  • движение человека;
  • химикаты (жидкость, газы);
  • электрические свойства кожи;
  • механические свойства кожи (давление, напряжение, натяжение);
  • радиация (УФ, ИК, видимая, радиоактивность и др.);
  • запах.

При использовании сенсоров вообще и текстильных сенсоров в частности сталкиваются со следующими проблемами:

  • гибкость и устойчивость сенсоров к деформации;
  • сигнал имеет относительно низкую амплитуду;
  • устойчивость к длительному нагреванию (отделочное и швейное производство, стирка, химчистка).

Первоначально для умной одежды использовали обычные сенсоры, но постепенно перешли к специальным сенсорам для текстиля органически встроенным в структуру текстиля.

Основной упор был сделан на слежение за параметрами организма (кардиограмма, скорость дыхания, движение, температура, давление крови, движение). Такую одежду выпускают фирмы ANBRE (B), Smart shirt, Life shirt, Wealthy, Intellitex, Vtam. Область использования: медицина, спорт, космонавтика, армия.

Сигналы сердца – один из основных параметров организма. Сердце – основа его мускулы, управляемые мозгом через электрические импульсы. Электропроводящий текстиль детектирует эти сигналы, которые затем анализируются, из них извлекаются необходимые параметры (частота, фаза и др.) и анализируются. В обычной практике при снятии электрокардиограммы используют токопроводящий гель для лучшего контакта электрода (датчика) и кожей. Но он после 24 часов вызывает раздражение кожи, поэтому в диагностической одежде его применять нельзя.

Но из-за не очень хорошего контакта, даже трикотажной майки (ткань не годится) с кожей сигнал получается слабый, возникают электроимпульсы. Датчики необходимо совершенствовать, повышая их чувствительность.

Сенсоры растяжения

Текстильный материал можно создать как сложную сеть электропроводящих волокон – дорожек, способных иметь множество контактов с кожей. При деформации тканей могут возникать следующие явления:

  • изменяется число контактов в текстиле;
  • волокна растягиваются;
  • поперечные связи между нитями, пряжей ослабевают, уменьшаются.

Число точек контакта изменяется радикально даже при слабом натяжении. Деформация волокон имеет место при сильном натяжении. Увеличение число контактов снижают электрическое сопротивление, в то время как натяжение волокон и снижение точек переплетения ведет к повышению электрического сопротивления. Изменение электросопротивления при деформации зависит от структуры текстиля. Возникают пьезоэлектрические эффекты, что используется для создания текстильных датчиков деформации. По сигналам этих датчиков можно извлечь информацию о движении и позиции человека. Однако тут возникают проблемы. На эти сигналы могут влиять изменения в структуре текстиля при его эксплуатации (стирка, химчистка и др.), что приводит к изменению пьезоэлектрических свойств. Умная диагностическая майка измеряет не только сердечные функции, но и скорость дыхания. Для этого используют трикотажный «ремень» из стальных волокон. При дыхании нагрудный ремень деформируется, так грудная клетка (объем) расширяется и сокращается, изменяется электропроводимость и, соответственно, сигнал. Такое изделие должно быть стабильно в условиях эксплуатации и все равно его нужно калибровать на электрические свойства. Информация о кинетике (изменениях) в организме при нагрузках важна для больных, спортсменов, танцоров, в эргономических исследованиях. CEA-LETI произвела 3D ориентированную дорожку на основе обычных акселерометров (датчики скорости), магнитометров. На тело надевается «скелетон», позволяющий двигать руками. Замеряется изменение сигнала по мере усталости. Дополнительно «умные» перчатки фиксируют дополнительную информацию.

Датчики давления

Существует два типа текстильных сенсоров давления. Первый – это чувствительный к давлению текстиль на основе использования принципа «квантового туннелирования композитов» (QTC). Такой композит с характерными свойствами работает как изолятор в нормальных условиях, а при давлении наподобие металла, становится токопроводником. Подобный текстильный материал может найти широкое применение. Можно нанести специальную полимерную композицию на различные виды текстиля, который при растяжении будет проявлять эти электрические свойства, основанные на QTC. Такие материалы уже появились на рынке под название «Softswich™».

Второй вид сенсоров давления и материалов на их основе – это композитный текстиль. Он состоит из двух слоев карбонизированного токопроводящего текстиля, разделенных слоем непроводящим ток. Два токопроводящих слоя имеют разную электропроводимость. При нажатии на верхний более токопроводящий слой происходит его электрический контакт через дырочки сетки со вторым слоем. Сильнее давление – сильнее контакт, сильнее ток. Размер ячеек и толщина непроводящей сетки играет роль. Основной материал сенсорной ткани состоит из комбинации токопроводящих волокон и полиамидных волокон. Из такой ткани можно сконструировать 3D конструкцию (дешевые, можно стирать, широкий спектр областей использования). На рынке имеется сенсорная ткань Ekektex™ (Англия, Elexsen).

Оптоволокна: мультифункциональные сенсоры

Сенсорные волокна основанные на использовании оптических свойств решетки Брэгга (FBG) – это вид оптоволокон, используемых для мониторинга изменений в структуре композитов, конструкций и других материалов.

«Политех» Гонконга разработал оптоволокна, способные измерять изменения в напряжении и температуре в композитах и текстильных структурах. FBG сенсоры подобны нормальным оптоволокнам, но внутри, в определенном месте имеют дифракционную решетку, способную преломлять лучи определенной длины волны в зависимости от типа и размеров решетки. Текстиль, покрытый подобным слоем, способен детектировать напряжения, температуру, а также токсичные вещества и микроорганизмы.

Сенсоры, изменяющие цвет

Текстиль, изменяющий окраску, цвет, интенсивность, оттенок под действием различных физических и химических факторов – это потенциальный сенсор. Такие свойства колорист обычно рассматривает как отрицательные и стремится их избегать, но для умного текстиля это полезная функция.

Специальные термо-, хемо-, фото-, механо-, электро-, магнито-, радиоционно- и другие хромные красители используют для производства такого сенсорного текстиля; области использования очень широкие: сенсоры всех этих импульсов, а также камуфляж.

Сбор, интерпретация и оперирование информацией

необходим в случае активного использования информации (активный умный текстиль). Первая проблема интерпретации информации состоит в том, что различные импульсы требуют разного уровня интеллекта для интерпретации сигналов. Так сигналы о температуре, наличии токсичных химикатов и микроорганизмов в окружающей среде интерпретировать проще, чем сигналы о состоянии организма человека, которое все время меняется. При этом алгоритм интерпретации разный и во втором случае очень сложный, способный отслеживать и оценивать изменения, вызывающие необратимые изменения состояния здоровья.

Для сбора и интерпретации полученных данных необходим компьютер. Это самая сложная и до конца нерешенная проблема, так как компьютер должен быть миниатюрным, гибким, устойчивым в условиях эксплуатации и ухода за одеждой.

Такие работы ведутся с целью придания самому текстилю функции компьютера.

Актуаторы (исполнительные механизмы)

Актуаторы – устройства, выполняющие приказы, полученные от сенсоров или через устройство (компьютер), собирающие и анализирующие информацию от сенсоров.

Актуатор может производить механические манипуляции, шумовой сигнал, нагрев или охлаждение, изменять окраску и много других манипуляций.

Механические актуаторы

Механические актуаторы делают волокна в текстиле подвижными и тем самым изменяют свойства текстиля (теплоизоляция, проницаемость и др.). Более интересно сообщение текстилю (волокнам) свойства «мускул». Если такие волокна интегрировать в текстиль, то он приобретает функции «второй кожи и мышц», увеличивая мышечную силу. Такие волокна внедряют в определенном их физическом состоянии в текстиль, что обеспечивает исполнение необходимого движения определенной силы. Эти волокна должны быть электроактивным материалом, способным реагировать на электрические сигналы и сильно сокращаться, с высокой силой сокращения, с коротким временем реакции (малая инерция), при слабом электрическом сигнале (низкое напряжение). Эти свойства «мускульного» текстиля пока в полной мере не достигнуты. Это требует или электрического сигнала (активного напряжения) или специальной химической среды. Работы продолжаются. В качестве импульсов, вызывающих механические действия, используют температуру, химические и физические воздействия.

Актуаторы на основе гелей

Полимерные гели во многом отличаются от твердых материалов. Полимерные цепи в геле связаны химическими или физическими поперечными связями и образуют 3D сетку. Гель в определенном растворителе набухает. При этом даже при низкой концентрации полимера гидрогель «держит» форму.

При определенной критической точке гель может выполнять роль актуатора, проявляя свойства твердого материала или как мягкая «бесформенная амеба». Кроме того, гели могут, как актуаторы, принимать различную форму, симметрично или несимметрично деформироваться в зависимости от структуры, в которой они используются.

Существует широкий круг импульсов (спусковых механизмов), вызывающих деформацию гелей.

Химические импульсы: рН (окисление, восстановление, redox), смена растворителя, изменение ионной силы.

Физические импульсы: свет, температура, механическое давление, магнитное поле, электрическое поле, микроволновое поле.

В практике гель инкорпорируют в волокно или в сам текстиль, что придает текстилю свойства «открываться» или «закрываться» под действием импульсов, это позволяет использовать текстиль как актуаторы различного типа, например, пряжа, содержащая гель в сердцевине, с Z или S круткой ведет себя как «живой» объект, т.е. при контакте с телом происходит локальное натяжение – это напоминает поведение мускул (искусственные мускулы).

Полимеры, реагирующие на PH

В 1950 г. (W.Kuhn, A.Katchelsky) получили волокна, способные сокращаться при изменении рН. Но, к сожалению, скорость сокращения была низкая (несколько минут). Дальнейшие работы позволили сократить время до нескольких секунд и даже до 1/10 секунды, что близко к возможностям «живых» мускул.

Позже искусственные мускулы были получены с использованием акрилового волокна Орлон, сокращающегося при подкислении (20% и более сокращения за 0,2 сек; быстрее чем мышцы человека). При этом сохраняется прочность (способны удерживать 4 кг/см2; сильнее мышц человека).

Материалы с «памятью формы»

Материалы с памятью формы способны реагировать на изменение температуры. Впервые это свойство обнаружено у сплавов металлов и затем у полимеров. Последние дешевле демонстрируют низкий уровень деформации, прочность и стабильность. В то же время реакцию полимеров на температуру легко модифицировать: с одним типом (набором) мономеров можно получать материалы с широким интервалом температуры, «памяти формы».

«Химические» актуаторы реализуются с помощью специальных химических веществ. В определенных условиях эти химикаты заключают в специальные контейнеры или химически связывают с полимеров волокна. Покрытием «контейнера» или химической связью регулируют скорость высвобождения химикатов. «Контейнер» в виде циклодекстрина или микро- и нанокапсул вводятся в волокно, текстиль.

Текстиль, способный высвобождать химические вещества, уже освоен на коммерческом уровне: продукты ухода за кожей, бактерициды, лекарства и др. Однако, активный контроль за высвобождением пока до конца не достигнут. В качестве внешнего импульса для высвобождения химиката используют температуру, рН, влажность и другие параметры. Области использования очень широкие: косметика, медицина (адресная доставка лекарств) и т.д.

Энергия

Для создания умных активных материалов (текстиль, одежда) не достаточно сенсоров и актуаторов, необходимо автономно генерировать, сохранять и использовать энергию, прежде всего, электрическую для работы сенсоров, актуации, работы процессора, для связи (коммуникации) с внешним миром. Источником энергии могут быть тепло тела, механика движения (деформация ткани, одежды при ходьбе, движении ног, рук), радиация и др.

Используют трансформации разницы температуры тела и окружающей среды в электрическую энергию (термогенератор, тепловой насос). Этот принцип известнее как Seeback-эффект.

Можно также использовать солнечную энергию и создавать гибкие солнечные панели на поверхности текстиля. Хранение энергии (батарейки) ¬– важный элемент умного текстиля, они должны быть маленькими, легкими и долгоиграющими.

Связь (коммуникация)

Для «умного» текстиля коммуникационность имеет много функций и может быть использована, по крайней мере, в 4-х направлениях:

  • связь с одним из элементов одежды;
  • связь между пользователем и одеждой для получения инструкций от внешнего устройства;
  • связь между различными элементами одежды;
  • связь между одеждой и пользователем или окружающей средой для передачи информации или получения инструкций.

Внутри одежды связь реализуется с помощью оптоволокон, токопроводящей пряжи или обычной тонкой электропроволоки. В любом случае они должны быть способными монтироваться в текстиль и не изменять его внешний вид и не ухудшать его основные исходные свойства. Связь с пользователем одежды важна, когда пользователь хочет получать информацию с помощью разных технологий. Для создания гибкой сетки текстиля используют оптоволокна. Такая текстильная сетка имеет свойства гибкого дисплея, изменяя цвет. Для увеличения разрешающей способности такого экрана используют различные оптоволокна в одной сетке. Текстиль чувствительный к давлению тоже может играть роль связующего, выполняя определенные команды. Этот принцип использован в коммерческих «мягких» телефонах или складной клавиатуре компьютера. Коммуникация (связь) пользователя через умную одежду с внешней средой очень важна в случае телекоммуникационной медицины. Особенно важна для хронических больных связь в случае рисковых ситуаций. Тоже самое во время боя. Для этого требуется беспроводная связь, а для этого необходимо встроить в одежду антенну. Для этого можно использовать большую площадь текстиля одежды.

Еще в 2002 году Phillips вместе с другими компаниями создал интерактивный текстиль.

Защита от перегрева / охлаждения

Термические (тепловые) актуаторы могут иметь разный уровень активности. Регулирование баланса тепло / холод (климат-кнотроль) обеспечивает высокий уровень постоянной температуры в пододежном пространстве. Материал со способностью супервысокой абсорбцией тепла будет поддерживат внутри костюма комфортную температуру.

Активные системы климат-контроля

Элеткропроводящий текстиль и волокна чувствительны к электрическому сигналу и поэтому могут быть использованы как нагревательный элемент. Охлаждение – более сложная проблема. «Апполо» разработало охлаждающую майку для космонавтов. Тонкие охлаждающие трубки вмонтированы в жакет. Охоаждающая жидкость через центральную охладительную систему (Peltier) циркулирует через эти трубки.

Полуактивное тепловое регулирование может быть произведено с помощью микрокапсул, заполненных воском, имеющим точку плавления близкую к необходимой (целевой) температуре (материалы с памятью формы).

Адаптивная теплоизоляция

В конце 1990 г. Rns TG (Defense Clothing and Textile Agency, Colchester UK) начали исследования по использованию материалов с «памятью» формы (сплавы металлов) для защиты от перегрева (реактивная защита от перегрева и пламени). Были использованы пружины из сплава никеля и титана (Nitinol). При комнатной температуре пружинки будут сжаты, а с повышением температуры сжатые пружинки распрямляются. Система состоит из двух отдельных слоев, в которых в хлопковую ткань (полоски) в один из слоев вмонтированы пружинки. Пружинки имеют коническую форму 25 мм диаметра. Пружинки между слоями при раскрытии раздвигают слои и увеличивают объем воздуха, который является хорошим теплоизолятором. Пружинки выполняют только одну функцию: при охлаждении они не возвращаются в исходную сжатую форму, для этого требуется механическое действие.

В зависимости от вида пружинки (силы) можно достигать различный уровень теплоизоляции.

Позднее эта же фирма разработала вентиляцию пододежного пространства одежды солдат. Этот текстиль имитировал (биомиметика) поведение сосновой шишки, которая остается закрытой во влажном воздухе и раскрывается в сухой атмосфере (ночью?). По этому подобию создают трикотажную структуру с полимерным покрытием, имеющим высокий коэффициент растяжения. Дырочки U-образной формы образуются в текстиле. Капилляры образуются (открываются) когда покрытие натягивается за счет повышения влажности и закрываются снова, когда покрытие приходит к исходному состоянию, когда внутренняя влажность падает (человек перестал потеть).

Материалы, изменяющие фазу (PCMs)

Концепция микрокапсулирования PCMs была развита NASA в конце 70-х годов и начале 80-х ХХ века. Задача была защитить точные приборы от действия больших колебаний температуры в космосе. NASA опубликовала к тому времени книгу «Phase change materials Hanelbook» (1971 г.), где указывалось более 500 видов таких веществ, способных изменять фазовое состояние при изменении температуры и поглощать тепло. PCMs способны изменять фазовое состояние в определенном интервале температур. Латентная скрытая тепловая энергия, выделяемая (поглощаемая) при фазовом переходе между жидким и твердым состояниями ~ в 200 раз больше, чем при нагреве / охлаждении равного по массе материала.

Вода не годится как PCMs, так как фазовый переход при 0°С (далека от температуры тела), и молекулы воды очень маленькие и будут проникать (мигрировать) через стенки капсулы. Для защитного текстиля используют парафиновый воск (смесь разных углеводородов с различной длиной углеродной цепи: С18Н38, С20Н42, нонодекан С19Н40, октадекан С18Н44). Фазовый переход близок к температуре тела, капсулы с парафином инкорпорируют в текстиль, покрытием из полимера фиксируют капсулы.

Электрические актуаторы

Электростимуляция активирует мускулы с помощью электрического импульса (как в природе). Электропроводящий текстиль используют для действия электрического импульса в любой части тела. Исследования фокусируются на физиологическом эффекте стимуляции, как, например, сокращение мышц, чувствительности кожи и т.д. Активный контроль мышц – это контроль за движением человека, который определяет успех, выживание в критические моменты. Для больших успехов в этом направлении необходимы детальные знания (интимные механизмы) функционирования мышц, как работают разные мышцы, время сокращения, размах (вилка) сокращений, позиция, сигналы, контрольные модели и др. Все эти исследования из области когнитивных технологий пока на старте.

Защита от «ударов»

Ситуация возникает в различных случаях: попадание предмета (кирпич с крыши), пули, осколки, ударная волна, нападение человека и т.д. В каждом случае требуются разные решения.

Защита от пуль (в общем виде) наиболее простая задача, которую можно решить пассивной защитой. Реальный активный защитный костюм должен превентивно обнаруживать риск «удара», «нападения» и реагировать на него. Детекция при падении человека должна быть простой и быстрой. При ударе предметом задача более сложная.

Защитный костюм должен предупреждать об опасностях, защищать тело в опасных местах (жесткость при импульсе), оказывать лечебное действие, вызывать помощь и т.д. (мотоциклисты, коники).

Заключение

Последнее 10-летие 20-го и начало 21-ого веков отмечены беспрецедентным развитием прорывных технологий (NBIC) во все области быта, техники и науки. Одним из главных объектов использования достижений в областях, связанных с NBIC (новое поколение полимеров, микро- и наноэлектроники, бионики и др.) является производство нового поколения волокон, «умного» текстиля и одежды. В свою очередь «умный» текстиль (в широком смысле слова) и одежда, приобретая новые и существенно улучшая традиционные свойства, чрезвычайно расширили области использования текстиля: все виды транспорта, включая космос, защитная одежда для армии и силовых структур, спорта (особенно экстремальный), медицины, строительство, сельское хозяйство, экология и др. расширились возможности использования «умного» текстиля и одежды в традиционных областях: одежда с новыми эстетическими эффектами и IT функциями, домашний текстиль с защитными, предупреждающими риски функциями, с управляемыми эстетическими эффектами.

Перечисленные новые свойства, функции «умного» текстиля, области его применения – это только начало технологической революции в области производства волокон, текстиля и одежды.

К сожалению, этот мировой тренд, имеющий важный вклад в социальную экономику, не находит отражение в федеральных планах развития РФ.

Литература

  1. Г.Е.Кричевский. Нано-, био-, химические технологии и производство нового поколения волокон, текстиля и одежды. М., 2011 г. 528 с.
  2. Textiles for Protection. By R A Scott. Oxford. Woodhead Publishing Limited, CRC Press. 2010. 590 p.
  3. Military textiles. Edited by E.Wilusz, US Army Natick Soldier Center, USA. 2008. 384 p.
  4. Г.Е.Кричевский. Волокна прошлого, настоящего и будущего. 26.01.2012. портал NNN.
  5. Г.Е.Кричевский. Технологии двойного назначения в производстве комплекта одежды солдата 21-го века и изделий гражданского назначения. Росс.хим.журнал т.LVN3. 2011 г. с. 67–72.
  6. Г.Е.Кричевский. . 14.12.2010 г. портал NNN.