Ибрай Алтынсарин, выдающийся просветитель: биография, труды. Вклад И

18274 0

Ибрай Алтынсарин вошел в историю общественной мысли и литературы Казахстана как замечательный педагог-просветитель, писатель, фольклорист и этнограф

Идеи просвещения в ΧVΙΙΙ веке были наиболее актуальными в духовной сфере во многих странах мира. Просветители, отстаивая свободу народа и человека, все надежды возлагали на мирные преобразования. Они верили, что существующее социальное неравенство произошло от неразумности, невежества людей. Потому своей главной целью просветители объявили просвещение народа. Ведь они, по их мнению, по неразумности своей принимали существующие порядки.

Благотворное влияние на духовную жизнь казахского народа оказало распространение демократической русской культуры и общественной мысли. Под ее воздействием сложилось мировоззрение выдающихся казахских просветителей Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Вся их деятельность и творчество ярко свидетельствовали о прогрессивном характере присоединения Казахстана к России, о традиционной и неразрывной дружбе казахов и русских, которая развивалась помимо воли царизма.

Высокая тяга казахского народа к знанию и культуре была отчетливо выражена этими его замечательными представителями. В приобщении казахов к передовой культуре они видели единственно верный выход из средневековой темноты, в котором пребывало общество. Крупный казахский просветитель Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа, как выдающийся педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков.

Ибрай Алтынсарин родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Алтынсаринский район Костанайской области). Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ибраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества.

В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге - административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.

В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.

В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении, (г. Тургай) в которой он назначался учителем русского языка. Открыть школу в глухом городке было делом нелегким: не было средств, не было поддержки областного правления и местных властей. Однако, трудности не остановили Алтынсарина.

Здание школы И. Алтынсарина

8 января 1864 года состоялось торжественное открытие школы. Так началась просветительская деятельность Алтынсарина. Некоторые время он работал в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно - уездного судьи.

В 1879 году Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В этой должности проработал до конца своей жизни.

В 1883 году Алтынсарин переехал в Николаевский (Кустанайский) уезд. В родном местечке в Аракарагайской волости, в трех километрах от г. Кустаная, на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее в последствии название «Инспекторское», он построил дом, где жил и работал до самой смерти.

И. Алтынсарин скончался 17 июля 1889 года и был похоронен по-казахскому обычаю при огромном стечении народа недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца. Перед смертью Алтынсарину было присвоено звание статского советника, что по тем временем соответствовало генерал - майору от инфантерии.

Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. При жизни ему удалось открыть четыре двухклассных центральных русско-киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян.

Школы, созданные им, после его смерти продолжали существовать, но развитие получить они не смогли. Новая станица в истории школ Ы. Алтынсарина открылась после победы Октября: они были преобразованы в советские трудовые школы. Одна из таких школ на его родине, в г. Кустанае, - в 20-е годы была передана в ведение Наркомпроса Казахской ССР и реорганизована в школу-коммуну. Затем перед Великой Отечественной войной-преобразована в среднюю школу с пансионом для воспитанников. Ей было присвоено имя ее основателя Ибрая Алтынсарина.

Много труда вложил И.Алтынсарин в дело подготовки учителей для начальных народных школ в крае, прежде всего из казахов. По его инициативе была открыта учительская школа в г. Троицке, немного позже переведена в г. Оренбург.

Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу, заботился о создании библиотеки при каждой школе.

Около трех лет потратил на разработку казахского алфавита на основе русской графики. Еще до назначения на должность инспектора школ Тургайской области Алтынсарин приступил к составлению учебных пособии для учащихся русско-казахских школ. В 1879 году вышли в свет два учебных пособия «Киргизская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». Обе книги занимают особое место в истории культуры Казахстана как памятники письменной литературы, а также как учебные пособия, построенные по научному принципу.

, Российская империя - 17 июля (29 июля) ) - казахский педагог -просветитель , писатель , фольклорист .

Биография

Рано лишившись отца, воспитывался в семье деда, известного бия , Балгожи Жанбуршина.

В 1850 году был определён в школу - интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Окончил её в 1857 году с золотой медалью. Затем в течение трёх лет работал писарем у своего деда Балгожи - управляющего узунским родом племени кипчаков , войскового старшины Оренбургской комиссии.

Некоторое время Алтынсарин работал переводчиком в Оренбургском областном правлении, где познакомился с Ильминским Н. Н .

Ссылки

  • Внучка И. Алтынсарина - Марьям Хакимжанова и ее биография

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 1 ноября
  • Родившиеся в 1841 году
  • Умершие 29 июля
  • Умершие в 1889 году
  • Педагоги Казахстана
  • Учёные Казахстана
  • Казахские писатели
  • Учёные XIX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ибраимов Ж. И.
  • Ибраимович Ибраимов Жумабек

Смотреть что такое "Ибрай Алтынсарин" в других словарях:

    Нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин» - Нагрудный знак Министерства образования и науки Республики Казахстан «Ибрай Алтынсарин», утверждённый Приказом от 20 ноября 2007 года № 373 к в целях поощрения и морального стимулирования работников в … Википедия

    Алтынсарин Ибрай - (20.10.1841 ‒ 17.7.1889), казахский педагог просветитель, писатель, фольклорист. Окончил русскую школу в Оренбурге. Был первым учителем казахом. С 1879 инспектор казахских школ в Тургае. Разработал систему школьного образования для казахского… …

    АЛТЫНСАРИН - Ибрай (1841–89) – казахский просветитель демократ, ученый этнограф, писатель. Был учителем рус. казахской школы в Оренбурге (1860–69), инспектором казахских школ б. Тургайской обл. (1879–89). Мировоззрение А. противоречиво. Он верил в бога как… … Философская энциклопедия

    Алтынсарин - Ибрай (20.10.1841 17.7.1889), казахский педагог просветитель, писатель, фольклорист. Окончил русскую школу в Оренбурге. Был первым учителем казахом. С 1879 инспектор казахских школ в Тургае. Разработал систему школьного образования для… … Большая советская энциклопедия

    АЛТЫНСАРИН - Ибрай , казах, педагог просветитель, писатель, этнограф. Окончил (1857) школу при Оренбургской пограничной комиссии. В… …

    АЛТЫНСАРИН Ибрай - , казах. педагог просветитель, писатель, этнограф. Окончил (1857) школу при Оренбургской пограничной комиссии. В 1859… … Российская педагогическая энциклопедия

    АЛТЫНСАРИН Ибрай - (1841 89) казахский педагог просветитель, писатель, фольклорист, этнограф. Первый учитель казах. По инициативе Алтынсарина открыты казахские школы с обучением на родном языке. Автор учебников родного и русского языка для казахских детей … Большой Энциклопедический словарь

    Алтынсарин, Ибрай - АЛТЫНСАРИН Ибрай (1841 89), казахский просветитель, педагог, писатель. Инициатор создания (с 1879) системы школ для детей кочевников. Составил и издал (1879) первую хрестоматию с образцами казахского фольклора, записанными русским алфавитом, и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АЛТЫНСАРИН - Ибрай (1841 89), казахский просветитель, педагог, писатель. Инициатор создания (с 1879) системы школ для детей кочевников. Составил и издал (1879) первую хрестоматию с образцами казахского фольклора, записанными русским алфавитом, и начальное… … Современная энциклопедия

    Алтынсарин Ибрай - (1841 1889), педагог просветитель, писатель, фольклорист, этнограф. Первый учитель казах. По инициативе Алтынсарина открыты казахские школы с обучением на родном языке. Автор учебников. * * * АЛТЫНСАРИН Ибрай АЛТЫНСАРИН Ибрай (1841 89), казахский … Энциклопедический словарь

, Николаевский уезд , Тургайская область , Российская империя - 17 июля (29 июля) ) - казахский педагог -просветитель , писатель , фольклорист , общественный деятель, учёный-этнограф. Автор казахских учебников: «Казахская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879), автор басен и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого , И. А. Крылова .

Биография

Рано лишившись отца, воспитывался в семье деда, известного бия , Балгожи Жанбуршина.

В 1850 году был определён в школу - интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Окончил её в 1857 году с золотой медалью. Затем в течение трёх лет работал писарем у своего деда Балгожи - управляющего узунским родом племени кипчаков , войскового старшины Оренбургской комиссии.

Некоторое время Алтынсарин работал переводчиком в Оренбургском областном правлении, где познакомился с Ильминским Н. И.

Алтынсарину было присвоен чин статского советника . Некоторое время И. Алтынсарин работал также в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя , исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно - уездного судьи.

Умер 17 июля (29 июля) 1889 года , похоронен недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца.

Память

  • В СССР имя было присвоено .
  • В СССР имя было присвоено Убаганской средней школе Алтынсаринского района.
  • В честь Алтынсарина назван Алтынсаринский район Костанайской области.
  • В честь Алтынсарина названа Областная библиотека для детей и юношества в Костанае .
  • В честь Алтынсарина названа Южно-Казахстанская областная детская библиотека в Шымкенте .
  • В честь Алтынсарина назван Рудненский социально-гуманитарный колледж в Костанайской области .
  • В честь выдающегося педагога в 2007 году Министерством образования и науки Республики Казахстан была учреждена ведомственная награда - Нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин» .
  • В его честь в городе Алматы назван проспект .
  • В городе Капшагай есть средняя школа № 1 имени Алтынсарина.
  • Алматинская гимназия № 159 носит имя Алтынсарина.
  • В его честь в 1952 году был назван ледник Алтынсарина в Джунгарском Алатау .
  • Памятник Ибраю Алтынсарину в Кентау , открыт в мае 2013 года.

Напишите отзыв о статье "Ибрай Алтынсарин"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ибрай Алтынсарин

– Ну что, пойдёмте? – спросила я.
– Ты же не знаешь, как меня зовут – пробормотал он.
– Об этом вы должны были подумать ещё в начале, – ответила я.
Тут вдруг у меня в памяти как будто открылась какая-то дверца – я вспомнила, что я знала об этих соседях…
Это был довольно-таки «известный» своими странностями (в которые верила во всей нашей округе, по-моему, только я одна) дом. Среди соседей ходили слухи, что хозяйка видимо не совсем нормальная, так как она постоянно рассказывала какие-то «дикие» истории с летающими в воздухе предметами, самопишущими ручками, привидениями, и т.д. и т.п.... (очень хорошо похожие вещи показаны в фильме «Привидение», который я увидела уже много лет спустя).
Соседка была очень приятной женщиной лет сорока пяти, у которой и вправду около десяти лет назад умер муж. И вот с тех пор у неё в доме и начались все эти невероятные чудеса. Я бывала у неё несколько раз, горя желанием узнать, что же там такое у неё происходит, но разговорить мою замкнутую соседку мне, к сожалению, так и не удалось. Поэтому сейчас я полностью разделяла нетерпение её странного мужа и спешила поскорее войти, заранее предвкушая то, что должно было, по моим понятиям, там произойти.
– Меня зовут Влад – прохрипел мой бывший сосед.
Я с удивлением на него взглянула, и поняла, что он, оказывается, очень боится… Но я решила не обращать на это внимания и вошла в дом. Соседка сидела у камина и вышивала подушку. Я поздоровалась и уже собиралась объяснить, зачем я сюда пришла, как она неожиданно быстро проговорила:
– Пожалуйста, милая, уходи поскорее! Здесь может быть опасно.
Бедная женщина была напугана до полусмерти, и я вдруг поняла, чего она так боится… Она, видимо, всегда чувствовала присутствие своего мужа, когда он к ней приходил!.. И все у неё случавшиеся раньше проявления полтергейста видимо происходили по его вине. Поэтому, опять почувствовав его присутствие, бедная женщина хотела меня всего лишь «уберечь» от возможного шока… Я ласково взяла её за руки и как можно мягче сказала:
– Я знаю, чего вы боитесь. Пожалуйста, послушайте, что я хочу вам сказать, и всё это кончится навсегда.
Я попыталась ей объяснить, как могла, о приходящих ко мне душах и о том, как я пытаюсь им всем помочь. Я видела, что она мне верит, но почему-то боится мне это показать.
– Со мной ваш муж, Миля, и если хотите, можете поговорить с ним, – осторожно сказала я.
К моему удивлению, она долго молчала, а потом тихо произнесла:
– Оставь меня в покое, Влад, ты меня мучил достаточно долго. Уходи.
Меня совершенно потрясло то, сколько муки было в голосе этой женщины!.. И, как оказалось, это потрясло не только меня, ответ ошарашил и её странного мужа, но только уже по-другому. Я почувствовала рядом с собой дикий вихрь чужой энергии, который буквально разрывал всё вокруг. Книги, цветы, чайная чашка – всё, что лежало на столе, с грохотом полетело в низ. Соседка побледнела, как полотно и поспешно начала выталкивать меня наружу. Но такими «эффектами», как швыряние чашек, меня уже очень давно было не испугать. Поэтому, я мягко отстранила бедную трясущуюся женщину и твёрдо сказала:
– Если вы не прекращаете так гнусно пугать свою жену – я ухожу, и ищите себе кого-нибудь другого ещё столько же лет...
Но мужчина не обращал на меня никакого внимания. Видимо все эти долгие годы он только и ждал, что кого-то всё-таки когда-нибудь найдёт, кто мог бы помочь ему «достать» его бедную жену и его десятилетняя «жертва» не пройдёт даром. И вот теперь, когда это наконец-то реально произошло – он полностью потерял над собой контроль...
– Миля, Миленка, я так давно хотел сказать… пойдём со мной, родная... пойдём. Я один не могу... без тебя не могу столько лет... пойдём со мной.
Он бессвязно лопотал что-то, повторяя всё время те же самые слова. И тут только до меня дошло, что по-настоящему хотел этот человек!!! Он просил свою живую красавицу жену уйти с ним в месте, что значило, просто – умереть… Тут я уже больше выдержать не могла.
– Послушайте вы! Да вы ведь просто сумасшедший! – мысленно закричала я. – Я не буду говорить ей этих подлых слов! Убирайтесь туда, где вы давно уже должны были быть!.. Это как раз ваше место.
Меня просто выворачивало от возмущения!.. Неужели такое вправду может произойти?!. Я ещё не знала, что буду делать, но одно знала наверняка – ни за что на свете я ему эту женщину не отдам.

Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин (1841 - 1889) - выдающийся казахский просветитель, педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик, переводчик.

Родился в Кустанайской области. Рано потеряв отца, воспитывался у деда - бия Балгожы Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии. В 1851 г. отдан в школу, открывшуюся для казахских детей при Пограничной комиссии. Во время учебы в школе самостоятельно изучал произведения классиков мировой литературы - Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фирдоуси, Низами, Навои и др. Общался с известным впоследствии востоковедом В. Григорьевым, служившим в Пограничной комиссии. Часто посещал дом В. Григорьева, пользовался его библиотекой.

После окончания школы около 3 лет (1857 - 1860) работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика.

В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай) и назначило учителем русского языка. На средства меценатов он приступил к строительству школьного помещения, которое в 8 января 1864 году торжественно было открыто. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат.

Работа Алтынсарина в школе была оценена. Начальник Оренбургского укрепления, переименованного впоследствии в г. Тургай, 22 января 1864 г. сообщал оренбургскому и самарскому генерал-губернатору, что «открытие школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью». Об учителе этой школы И. Алтынсарине: «Училище по заботливости и примерному усердию смотрителя зауряд-хорунжего Алтынсарина содержится весьма хорошо и чисто… Быстрые успехи киргизских воспитанников, в самое короткое время, подают верную надежду, что столь благодатное Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя».

Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей; и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски… Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое-что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».

Перу Алтынсарина принадлежат два учебных пособия, увидевших свет в 1869 г.: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство в обучении киргизов русскому языку».
В 1869 году поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и временно исполнял обязанности уездного судьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин.

При выборах Алтынсарин пытался практически повлиять на успех справедливого решения, не давать ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное правление, военному губернатору и далее министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных «Временным Положением» 1868 г. Они добивались отстранения Алтынсарина от службы в уездном управлении. Например, в 1883 г. при выборах управителя Араказагайской волости Николаевского уезда Алтынсарин добился избрания третьего лица вместо выдвигавшихся 2 баев. В одной из жалоб на Алтынсарина его называют «социалистом», и по этому делу было проведено расследование.

Выступал против политики царизма. Об этом свидетельствует его статья в 1880 году на страницах газеты «Оренбургский листок».

В 1879 г. получает назначение на должность инспектора школ Тургайской области. Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, Алтынсарин открыл по одному двухклассному русско-киргизскому училищу в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах и укомплектовал эти училища учениками и учителями. Особое значение придавал оборудованию этих училищ. Много внимания уделял созданию библиотек при каждой школе, «При училищах Тургайской области, - писал Алтынсарин, - я намеревался учредить библиотеки учительские и ученические, на что я и собрал уже 600 руб. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами из них пользовались одни учащиеся и учителя; но чтобы и окончившие курс (ученики), грамотные вообще люди, имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги и руководства к дальнейшему их самообразованию».

Алтынсарин потратил много сил и энергии на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавал исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана. На склоне лет свое состояние завещал на строительство сельско-хозяйственого училища в Костанае.

Много труда вложил в начало организации женского образования. При его поддержке открылась женская школа в Иргизе. Позднее женские училища с интернатом открылись в Тургае в 1891 году, в Кустанае - в 1893 г., в Актюбинске (Актобе) - в 1896 г.

В целом, Алтынсарину удалось открыть четыре двухклассные центральные русско-киргизские училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных училищ, два училища для русских детей.

В своих переводах из русских классиков и в оригинальных произведениях на казахском языке пропагандировал идеалы демократического просветительства. Плодотворно трудился для развития национальной литературы и культуры, в области формирования казахского литературного языка. Перевел на казахский язык произведения Л. Толстого, К. Ушинского, И. Крылова, И. Паульсона и др.

Его перу принадлежат рассказы и новеллы «Қыпшақ Сейiт» («Кыпчак Сейит»), «Киiз үй мен, ағаш үй» («Кибитка и дом»), «Асыл шөп» («Драгоценная трава»), «Шеше мен бала» («Мать и сын»), «Бай мен жарлы баласы» («Сын бая и сын бедняка»), «Таза бұлақ" («Чистый родник»).
Алтынсарин не мог избежать некоторых противоречий в своем мировоззрении. Как и все просветители, он зачастую переоценивал социально преобразующую роль просвещения.
Алтынсарин был разносторонне образованным человеком. Его научный интерес включал и занятие этнографией. В марте 1868 г. выступал на заседании Оренбургского отдела ИРГО (Императорское Русское географическое общество) с чтением своего «Очерка обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства». Статья получила всеобщее одобрение и вскоре была опубликована. Она интересна не только точно зафиксированными бытовыми подробностями, богатым этнографическим материалом, но и злободневным осуждением некоторых архаичных устаревших казахских свадебных обычаев, распространенных в то время.

Последние годы жил в уездном городе Николаевске (Кустанай). На берегу небольшого озера на свои личные средства построил одноэтажный деревянный дом с усадьбой, где скромно прожил до дня своей смерти в 1889 году.

В 1989 г. отмечалось 150-летие со дня рождения Алтынсарина. Изданы научные, исторические, педагогические труды, посвященные его жизни и творчеству. В городе Аркалык открыт музей Алтынсарину, на берегу Тобыла установлен куполообразный надгробный памятник.

Литература
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 томах. Т. 3. - Алматы «Атамұра» 2010, - 768 с., илл., карты - С. 532–535.
Казахстан. Национальная энциклопедия, т.1. / Гл. ред. Б. Аяган. - Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004 - 560 стр. - С. 199 - 200.
Акмола: Энциклопедия - Алматы: Атамұра, 1995, - 400 с. - С. 288 - 289.

В текущем году исполняется 170 лет со дня рождения Ыбрая Алтынсарина - создателя и организатора первых русско-казахских светских народных школ, писателя, пропагандиста научных знаний, учителя, автора первых учебников на казахском языке.

Имя Ыбрая Алтынсарина занимает почетное место в ряду имен исторических деятелей, составляющих национальную гордость казахского народа. Всю свою сознательную жизнь выдающийся просветитель-педагог, крупный писатель, талантливый поэт посвятил делу борьбы за его счастье.

Вся многогранная творческая и общественная деятельность Ыбрая Алтынсарина была подчинена главной задаче - приобщению казахского народа к прогрессивной мировой культуре, укреплению дружбы между народами.

Ыбырай Алтынсарин (1841–1889) - выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор - родился 20 октября (по новому календарю - 2 ноября) 1841 года. С 1844 года, после смерти отца, малолетний Ыбырай получает воспитание у деда Балгожи.

Ыбырай с малых лет проявил стремление к знаниям, в 1857 году с золотой медалью окончил школу при оренбургской пограничной комиссии. Показав в школе отличные результаты по русскому, арабскому, татарскому и персидскому языкам и ряду других предметов, будущий просветитель продолжает заниматься, знакомиться с представителями разночинной интеллигенции, находившимися в оренбургской ссылке. Ыбырай был близок к известному востоковеду В. В. Григорьеву, часто посещал его дом и пользовался его библиотекой.

После отличного завершения школы в 1857 году, Алтынсары-улы работал писарем у своего деде Балгожи - бия, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. Ему было поручено открыть школу для казахских детей. В 1864 году Ыбырай назначается учителем открытой в Оренбургском укреплении под Торгаем школы. В эти годы сформировались педагогические взгляды Алтынсары-улы.

Административно-политические реформы 1867-1868 гг. по управлению краем Алтынсары-улы встречает положительно. Он видит эти преобразования как полезные для казахского народа. Однако, хорошо зная положение народа, его двойное угнетение, он раздумывал над путями улучшения его жизни. На страницах местной периодической печати Ыбырай осуждал аграрную политику царизма.

Приход Ыбырая на сцену истории, глубокий след его имени в сознании последующих поколений связаны, прежде всего, с его просветительской деятельностью. Официально находясь на службе в сфере народного образования, просветитель не жалел усилий для передачи своих знаний, использовал имеющиеся у него возможности для призыва молодежи к обучению.

В 1879 году Ыбырай Алтынсары-улы был назначен инспектором школ Тургайской области. Конечно, организация работы учебных заведений в Елекском (Илецком), Костанайском (Николаевском), Ыргызском, Торгайском уездах, а также в ряде районов Оренбургского края не была легким делом. К тому же по службе он был, целиком зависим от областного губернатора, что ограничивало его просветительскую службу. Его мероприятия по развитию просвещения и грамотности проходили отбор у губернатора. Используя свои права и полномочия, действуя сообразно со сформировавшимися в Тургайской области политическими и экономическими условиями, Алтынсары-улы постоянно призывал молодежь к гражданским знаниям.

Одно из ярких направлений его деятельности - организация ремесленных, сельскохозяйственных школ. Просветитель уделял внимание постановке работы разно профильных школ, а в своем, завещании оставлял принадлежащие ему земли в пользование сельскохозяйственной школы Торгая.

Алтынсары-улы является основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в городе Ыргыз (Иргиз) школы-интерната для казахских девочек. Просветитель занимался также организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ. Основанная в Троицке, а затем переведенная в Оренбург учительская школа являлась передовым учебным заведением своего времени. Деятельность просветителя по организации аульных и волостных школ, выбор им учителей для преподавания породили недовольство чиновников. Были даже предложения по привлечению его к ответственности.

Слабое развитие педагогического дела в казахском ауле, недостаток специальных учебных руководств подтолкнули Алтынсары-улы широко использовать опыт русской демократической учебной системы. Он внедрял педагогическое наследие Ушинского, Тихомирова, Бунакова, Фармаковского, великого писателя Льва Толстого.

Для русско-казахских школ Ыбырай Алтынсары-улы написал два учебных пособия. «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргиз русскому языку» предназначались для казахских детей, обучающихся в то время на русском языке. Однако «Киргизская хрестоматия» просветителя способствовала вытеснению многовековой, привычной для населения арабской графики. Царские чиновники были заинтересованы в использовании этого учебного пособия и в других аульных школах степных областей. Конечно, он не мог не принять влияния вдохновителя
миссионерского движения в Поволжье, Сибири, Средней Азии и Казахстане Н. И. Ильминского, с которым находился в тесном общении.

Ыбырай Алтынсары-улы был не только педагогом-новатором и просветителем, последующим поколениям он оставил также наследие ученого-этнографа. Особенно большое внимание Ыбырай уделил обычаям казахского народа. В то же время он подвергал осуждению различные суеверия и непривлекательные явления патриархально-родового быта. Затрагивая жизнь аула в ряде рассказов, он как ученый-педагог вносил свои предложения по улучшению жизни населения.

Алтынсары-улы известен также как собиратель образцов устного творчества казахского народа. Интересовала его и история народа. В произведениях он обращал внимание на воспитательную суть. В известном рассказе «Кыпшак Сейткул» одобрял изменения в жизни казахов, занимавшихся земледелием, всячески поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства. Ыбырай Алтынсары-улы в произведениях «Талантын пайдасы» («Польза от стремления»), «Байлык неде?» (В чем богатство?), выражал свою мечту о жизни человека, надежду о светлом будущем
казахского народа. После окончания школы Алтынсарин около трех лет работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском управлении (Тургай) и назначило учителем русского языка.

Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования. Собрав у казахского населения средства, он приступил к строительству школы, торжественное открытие которой состоялось 8 января 1864 г. В школу записались 16 мальчиков, при школе был создан интернат. В 1869 г. Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и обязанности уездного судьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин. На выборах пытался не давать хода подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное управление, военному губернатору и министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных «Временным положением» 1868 г.

Расширение школьного образования и сдвиги в социально-экономическом облике казахского общества, как никогда остро поставил вопрос о подготовке кадров специалистов. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 г., и Оренбургская казахская учительских школа (1883 г.)

Положение о казахской учительской школе, утвержденное Госсоветом еще в 1880 г., предусматривало ежегодно выделять 17580 руб. содержание школы. Позже учительские семинарии открылись в Актюбинске, Верно Семипалатинске, Уральске. Эти учебные заведения подготовили весь дооктябрьский период 300 учителей-казахов.

В XIX в. открылись сельскохозяйственные и фельдшерские школы, откуда выходили специалисты со средним образованием. Лип один Боровский лесной техникум выпустил с 1889 по 1917 гг. 163 специалиста.

Однако профессиональные учебные заведения до революционного Казахстана не соответствовали потребностям времени. В 1914–1915 учебном году в семи средних специальных учебных заведениях обучалось 352 человека, что не составляло и 1% от общей численности студентов вузов и техникумов России. Во всем крае, не было ни одного института и университета.

Ыбырай (Ибрагим) Аттынсариннің Өмірбаяны

(1841-1889)

Ыбырай (Ибрагим) Алтынсарин 1841 жылы 20 қазан күні қазіргі Қостанай облысы, Затобол ауданында туылды. Ыбырайдың төрт жасында әкесі Алтынсары дүниеден өткендіктен, атасы Балғожа бидің қолында өседі. Ұлы ұстазды дүниеге келтірген анасының есімі - Айман, ал жары қарапайым қазақ қызы - Айғаныс еді.

Ыбырай Алтынсариннан екі ұл бала (үлкені 9 жаста, кішісі 2 жаста), екі қыз бала (үлкені 12 жаста - асырап алған, ағасының қызы, кішісі 1жаста) - небәрі 4 бала қалған. Ыбырайдың үлкен баласы әкесі тірі кезінде Қостанай қаласындағы орыс-қазақ мектебіне түсіп, сауатын ашқаннан кейін Троицкі қаласындағы гимназияда оқыды.

Балғожа Жаңбыршин белгілі би, ірі бай болған кісі. Ол ұзак уақыт Орынбордағы погран (шекара) комиссиясы қоластында, Қыпшақ руына старшина болып қызмет істеген, патша өкіметінен шен-шекпен алған ірі феодалдың бірі. 1850 жылы Орынбор қаласында қазақ балаларына арналып жеті жылдық мектеп ашылған еді. Білімнің парқын білген, орыс шенеуніктеріне сыйлы болған Балғожа би жас Ыбырайды сол мек-тепке оқуға береді. Патша үкіметінің реакцияшыл саясатын бүркеу мақсатымен жұртшылықтың көзін боямақшы болып, жергілікті патша әкімдері бүл мектепті ашуда түрлі әрекеттер жасады. Мысалы, әлгі айтылған мектеп 1850 жылы 22 тамыз күні ашылды. Сол күні жергілікті колониялық өкімет Орынбор қаласында сұлтандарды, белгілі ақсақалдарды, ірі байларды шақырып, олардың құрметіне той жасады. Бұл той 23 тамыз күні қаланың сыртында, Жайық өзенінің бойында өтті. Тойға жергілікті патша әқімдері тегіс қатысты. Бұл тойға жиналған патша әкімдері мен сұлтандар, ірі байлар өзара тілектес екендіктерін білдірді.

Жаңа ашылған мектепке қазақ жерінен 30 бала, олардың ішінде 9 жасар Ибрагим де оқуға қабылданып, орысша оқып, тәрбие алды. Жергілікті өкімет орны оқушы қазақ балаларына өзгеше түрлі киім тіктіріп кигізді және оларға қазақша тамақ астырып бергізетін болды. Ондағы басты мақсат - қазақ балаларын қадірлеу емес, патша өкіметінің өрескел реакцияшыл саясатын бүркеледі. Балалар мектепте орыс тілі, кеңсе қатынас хаттарын жазу үлгілері, есеп, татар тілі сияқты пәндерді және мұсылман діні сабағын оқыды. Балалар жұма күні намаз оқуға міндетті болды. Жас болғандықтан олар ораза ұстаудан босатылды. Бұл мектепті ашудағы мақсат - ауылдық жердегі өкімет орындарына орыс және татар тілдерінде іс жүргізіп отыратын писарьлер дайындап шығару болды. Сонымен қатар, оқушы қазақ балаларына өзінің отарлау саясатына сәйкес тәрбие беру мақсатында ислам дінін пайдаланды. Күн сайын оқушы балалар арасына келген молда: «Құдайға сыйыныңдар, Мұхаммедтің үмбетісіңдер, патшаға құл болыңдар», - деп үгіттеді.

Орынбор шекара комиссиясы жанындағы осы мектепті Ыбырай Алтынсарин 1857 жылы үздік бітіріп шықты. Тарихи деректерге қарағанда, мектепте окып жүрген кезінде жас Ыбырайға Орынбор қаласында тұратын орыс демократтарының ықпалы болды. Ыбырай орыс мәдениетінің жетістіктерінен - А.С. Пушкиннің, М.Ю. Лермонтовтің, Н.В. Гогольдің, т.б., сондай-ақ, Фердоуси, Низами, Навои сияқты Орта Азиялык ақындардың туындыларынан сусындап, рухани өсті. Сол кезде Орынбор шекара комиссиясында қызмет істейтін белгілі ғалым В.Григорьевтің жеке кітапханасынан көркем шығармаларды, тарихи, философиялық әдебиеттерді алып оқып, өзінің білімін тереңдетті. Жалпы, Ыбырайдың рухани өсуіне ықпал еткен орыс ғалымдарының ішінде профессор Н.И. Ильминский мен В. Григорьевтің еңбегі ерекше аталады. 1857 жылы мектепті бітіргеннен кейін, Ыбырай өз аулында мұғалімдік қызмет атқаруды мақсат тұтты.

Алайда, ол кезде Қазақстанда халық мектептері ашылмағандыктан, 1860 жылы ол Орынбор облыстық баскару мекемесіне тілмәш боп кіріп, аз уақыт қызмет істеді. Тілмәштық қызметке қанағаттанбаған Ыбырай күн сайын Орынбор облыстық басқару мекемесінің мазасын ала жүріп, қазақ сахарасында бастауыш мектептер ашуға рұқсат сұрай бастады. Нәтижесінде 1861 жылы Ыбырайдың тілегі бойынша Торғай және Ырғыз қалаларында қазақ балаларына арнап бастауыш мектеп ашуға рұқсат етілді. Сонымен, 1864 жылы 8 қаңтар күні көптен күткен халық мектебі ашылды. Ыбырай маңайындағы елдерді тұтас шақырып, жаңа ашылған бастауыш мектептің құрметіне той істеді. Бұл тойға Сарыарқаны мекен еткен ауылдардың азаматтары, өнерлі жастар, орыс шенеуніктері, қазақтың ауқатты кісілері, сұлтандар қатысты.

Алтынсариннің мұғалімдік қызметінің алғашқы қадамы оның саяси-қоғамдық, мәдени-әлеуметтік көзқарасын қалыптастыра бастады.

1867 жылы патша үкіметі қазақ жерін басқарудың жаңа «Уақытша ережесін» шығарып, Ы. Алтынсарин басқарманың тағайындауы бойынша Торғай уездік басқару мекемесі жанындағы сот орнында іс жүргізуші, аға жәрдемшілік, ауылнай сайлауында судьялық қызметтер атқарды. 1883 жылы Ы. Алтынсарин өзінің туған ауылы Арақарағай болысындағы сайлауға қатысты. Болыстыққа 10 жыл бойы таласқан екі адамды емес, мүлде басқа адамды болыс сайлап, елді күйзелткен шиеленісті дұрыс шешіп кетті. Алайда, Ыбырайдың бүл шешіміне қанағаттанбаған өз қандастары оның үстінен арыз жазып, абақтыға отырғызды. Айыбы дәлелденбегендіктен, Ыбырай абақтыдан көп ұзамай босатылды. Одан арғы өмірін түгелдей білім беру ісіне арнаған Ыбырай уездік, болыстық және кәсіптік мектептер, сондай-ақ қыз балаларға арналған мектептер ашып, қараңғы қазақ даласына нұрын шашты. Бүгінгі өміріміз көрсетіп отырғандай, Ыбырай Алтынсарин негізін қалап берген білім беру жүйеміздің ақыры жаман болған жоқ.

Ы. Алтынсарин 1889 жылы 17 шілде күні ертеңгі сағат 11 шамасында, Қостанай қаласынан 3 шақырымдай жерде, Тобыл өзенінің иіні, «Инспектор көлі» жағасында салдырған өз үйінде дүние салды. …«Туған елге пайдалы іске қолдан келгенінше үлес қосу - әрқайсымыздың міндетіміз», - деп кеткен көреген ғүламаның сөзі де, ісі де әрқайсымызды өмірге құлшындырып, жаңа ғасырлардан жалғасын таба берсе керек.