Х. Гречиха – Андерсен Г.Х Где купить посевной материал

Часто, когда после грозы идешь полем, видишь, что гречиху опалило дочерна, будто по ней пробежал огонь; крестьяне в таких случаях говорят: "Это ее опалило молнией!" Но почему?
А вот что я слышал от воробья, которому рассказывала об этом старая ива, растущая возле гречишного поля - дерево такое большое, почтенное и старое- престарое, все корявое, с трещиною посредине. Из трещины растут трава и ежевика; ветви дерева, словно длинные зеленые кудри, свешиваются до самой земли.
Поля вокруг ивы были засеяны рожью, ячменем и овсом - чудесным овсом, похожим, когда созреет, на веточки, усеянные маленькими желтенькими канарейками. Хлеба стояли прекрасные, и чем полнее были колосья, тем ниже склоняли они в смирении свои головы к земле.
Тут же, возле старой ивы, было поле с гречихой; гречиха не склоняла головы, как другие хлеба, а держалась гордо и прямо.
- Я не беднее хлебных колосьев! - говорила она. - Да к тому же еще красивее. Мои цветы не уступят цветам яблони. Любо-дорого посмотреть! Знаешь ли ты, старая ива, кого-нибудь красивее меня?
Но ива только качала головой, как бы желая сказать: "Конечно, знаю!" А гречиха надменно говорила:
- Глупое дерево, у него от старости из желудка трава растет!
Вдруг поднялась страшная непогода; все полевые цветы свернули лепестки и склонили свои головки; одна гречиха красовалась по-прежнему.
- Склони голову! - говорили ей цветы.
- Незачем! - отвечала гречиха.
- Склони голову, как мы! - закричали ей колосья. - Сейчас промчится под облаками ангел бури! Крылья его доходят до самой земли! Он снесет тебе голову, прежде чем ты успеешь взмолиться о пощаде!
- Ну, а я все-таки не склоню головы! - сказала гречиха.
- Сверни лепестки и склони голову! - сказала ей и старая ива. - Не гляди на молнию, когда она раздирает облака! Сам человек не дерзает этого: в это время можно заглянуть в самое небо господне, а за такой грех господь карает человека слепотой. Что же ожидает тогда нас? Ведь мы, бедные полевые злаки, куда ниже, ничтожнее человека!
- Ниже? - сказала гречиха. - Так вот же я возьму и загляну в небо господне!
И она в самом деле решилась на это в своем горделивом упорстве. Тут такая сверкнула молния, как будто весь мир загорелся, когда же снова прояснилось, цветы и хлеба, освеженные и омытые дождем, радостно вдыхали в себя мягкий, чистый воздух. А гречиха была вся опалена молнией, она погибла и никуда больше не годилась.
Старая ива тихо шевелила ветвями на ветру; с зеленых листьев падали крупные дождевые капли; дерево будто плакало, и воробьи спросили его:
- О чем ты? Посмотри, как славно кругом, как светит солнышко, как бегут облака! А что за аромат несется от цветов и кустов! О чем же ты плачешь, старая ива?
Тогда ива рассказала им о высокомерной гордости и о казни гречихи; гордость всегда ведь бывает наказана. От воробьев же услышал эту историю и я: они прощебетали мне ее как-то раз вечером, когда я просил их рассказать мне сказку.


Часто, когда после грозы идешь полем, видишь, что гречиху опалило дочерна, будто по ней пробежал огонь; крестьяне в таких случаях говорят: «Это ее опалило молнией!» Но почему?
А вот что я слышал от воробья, которому рассказывала об этом старая ива, растущая возле гречишного поля — дерево такое большое, почтенное и старое- престарое, все корявое, с трещиною посредине. Из трещины растут трава и ежевика; ветви дерева, словно длинные зеленые кудри, свешиваются до самой земли.

Поля вокруг ивы были засеяны рожью, ячменем и овсом — чудесным овсом, похожим, когда созреет, на веточки, усеянные маленькими желтенькими канарейками. Хлеба стояли прекрасные, и чем полнее были колосья, тем ниже склоняли они в смирении свои головы к земле.

Тут же, возле старой ивы, было поле с гречихой; гречиха не склоняла головы, как другие хлеба, а держалась гордо и прямо.

Я не беднее хлебных колосьев! — говорила она. — Да к тому же еще красивее. Мои цветы не уступят цветам яблони. Любо-дорого посмотреть! Знаешь ли ты, старая ива, кого-нибудь красивее меня?

Но ива только качала головой, как бы желая сказать: «Конечно, знаю!» А гречиха надменно говорила:

Глупое дерево, у него от старости из желудка трава растет!

Вдруг поднялась страшная непогода; все полевые цветы свернули лепестки и склонили свои головки; одна гречиха красовалась по-прежнему.

Склони голову! — говорили ей цветы.

Незачем! — отвечала гречиха.

Склони голову, как мы! — закричали ей колосья. — Сейчас промчится под облаками ангел бури! Крылья его доходят до самой земли! Он снесет тебе голову, прежде чем ты успеешь взмолиться о пощаде!

Ну, а я все-таки не склоню головы! — сказала гречиха.

Сверни лепестки и склони голову! — сказала ей и старая ива. — Не гляди на молнию, когда она раздирает облака! Сам человек не дерзает этого: в это время можно заглянуть в самое небо господне, а за такой грех господь карает человека слепотой. Что же ожидает тогда нас? Ведь мы, бедные полевые злаки, куда ниже, ничтожнее человека!

Ниже? — сказала гречиха. — Так вот же я возьму и загляну в небо господне!

И она в самом деле решилась на это в своем горделивом упорстве. Тут такая сверкнула молния, как будто весь мир загорелся, когда же снова прояснилось, цветы и хлеба, освеженные и омытые дождем, радостно вдыхали в себя мягкий, чистый воздух. А гречиха была вся опалена молнией, она погибла и никуда больше не годилась.

Старая ива тихо шевелила ветвями на ветру; с зеленых листьев падали крупные дождевые капли; дерево будто плакало, и воробьи спросили его.

Часто, когда после грозы идешь полем, видишь, что гречиху опалило дочерна, будто по ней пробежал огонь; крестьяне в таких случаях говорят: «Это ее опалило молнией!» Но почему?

А вот что я слышал от воробья, которому рассказывала об этом старая ива, растущая возле гречишного поля - дерево такое большое, почтенное и старое-престарое, все корявое, с трещиною посредине. Из трещины растут трава и ежевика; ветви дерева, словно длинные зеленые кудри, свешиваются до самой земли.

Поля вокруг ивы были засеяны рожью, ячменем и овсом - чудесным овсом, похожим, когда созреет, на веточки, усеянные маленькими желтенькими канарейками. Хлеба стояли прекрасные, и чем полнее были колосья, тем ниже склоняли они в смирении свои головы к земле.

Тут же, возле старой ивы, было поле с гречихой; гречиха не склоняла головы, как другие хлеба, а держалась гордо и прямо.

Я не беднее хлебных колосьев!- говорила она.- Да к тому же еще красивее. Мои цветы не уступят цветам яблони. Любо-дорого посмотреть! Знаешь ли ты, старая ива, кого-нибудь красивее меня?

Но ива только качала головой, как бы желая сказать: «Конечно, знаю!» А гречиха надменно говорила:

Глупое дерево, у него от старости из желудка трава растет!

Вдруг поднялась страшная непогода; все полевые цветы свернули лепестки и склонили свои головки; одна гречиха красовалась по-прежнему.

Склони голову!- говорили ей цветы.

Незачем!- отвечала гречиха.

Склони голову, как мы!- закричали ей колосья.- Сейчас промчится под облаками ангел бури! Крылья его доходят до самой земли! Он снесет тебе голову, прежде чем ты успеешь взмолиться о пощаде!

Ну, а я все-таки не склоню головы!- сказала гречиха.

Сверни лепестки и склони голову!- сказала ей и старая ива.- Не гляди на молнию, когда она раздирает облака! Сам человек не дерзает этого: в это время можно заглянуть в самое небо господне, а за такой грех господь карает человека слепотой. Что же ожидает тогда нас? Ведь мы, бедные полевые злаки, куда ниже, ничтожнее человека!

Ниже?- сказала гречиха.- Так вот же я возьму и загляну в небо господне!

И она в самом деле решилась на это в своем горделивом упорстве. Тут такая сверкнула молния, как будто весь мир загорелся, когда же снова прояснилось, цветы и хлеба, освеженные и омытые дождем, радостно вдыхали в себя мягкий, чистый воздух. А гречиха была вся опалена молнией, она погибла и никуда больше не годилась.

Старая ива тихо шевелила ветвями на ветру; с зеленых листьев падали крупные дождевые капли; дерево будто плакало, и воробьи спросили его:

О чем ты? Посмотри, как славно кругом, как светит солнышко, как бегут облака! А что за аромат несется от цветов и кустов! О чем же ты плачешь, старая ива?

Тогда ива рассказала им о высокомерной гордости и о казни гречихи; гордость всегда ведь бывает наказана. От воробьев же услышал эту историю и я: они прощебетали мне ее как-то раз вечером, когда я просил их рассказать мне сказку.

^ ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети (6-8 лет) должны знать:


  • названия основных деревьев, их классификацию: листвен­ные, хвойные, фруктовые, лес - бор - чаща - сад;

  • различия деревьев по внешнему виду;

  • названия частей дерева;

  • понятия «елка - дерево», отличие ели от сосны;

  • понятие «цветущие деревья»;

  • о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочная древесина...);
- как меняются деревья в различные времена года.
^ Расширение словарного запаса детей:
названия: деревья, клен, тополь, осина, черемуха, липа, дуб, береза, ива, рябина, ель, сосна, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, желудь, сережка, крона, макушка, ствол ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщи­на, высота, цвет, листопад;

признаки: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосно­вый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, круп­ные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;

действия: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, рас­пускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очи­щать, ломать, охранять.

^

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково»

Тополь - тополек,

дуб - дубок,

осина - осинка (осиночка),

береза - березка (березонька),

рябина - рябинка (рябинушка),

ива - ивушка,

елка - елочка,

сосна - сосенка,

клен - кленок,

яблоня - яблонька,

шишка - шишечка,

ветка - веточка,

лист - листик, листок, листочек,

лес - лесок,

иголка - иголочка.

^ Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один - много»

Клен - клены - кленов;

тополь - тополя - тополей;

осина - осины - осин;

дуб - дубы - дубов;

липа - липы - лип;

береза - березы - берез;

ива - ивы - ив;

рябина - рябины - рябин;

ель - ели - елей;

елка - елки - елок;

сосна - сосны - сосен;

яблоня - яблони - яблонь;

плод - плоды - плодов;

шишка - шишки - шишек;

желудь - желуди - желудей;

сережка - сережки - сережек;

крона - кроны - крон;

макушка - макушки - макушек;

корень - корни - корней;

ствол - стволы - стволов;

ветка - ветки - веток;

сук - сучья - сучьев;

иголка - иголки - иголок;

лепесток - лепестки - лепестков;

лес - леса - лесов;

чаща - чащи - чащ.

^ Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай»

Одно дерево - два дерева - пять деревьев, одно высокое дерево - два высоких дерева - пять высоких деревьев,

одна ветка - две ветки - пять веток,

одна сосновая ветка - две сосновые ветки - пять сосновых веток,

один могучий дуб - два могучих дуба - пять могучих дубов.

^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»


ветка сосны - сосновая; ... ели - еловая; ... тополя - тополиная; ... осины - осиновая; липы - липовая.
Лист березы - березовый; ... рябины - рябиновый; ... дуба - дубовый; ... сосны - сосновый; ... клена - кленовый;

^ Образование прилагательного женского, мужского и сред­него рода «Назови предмет со словом "сосновый"»

Бор (какой?) - сосновый;

кресло (какое?) - сосновое;

мебель (какая?) - сосновая;

полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.

^ Образование относительных прилагательных «Как назвать лес?»

Если в роще растут деревья, то эта роща называется - березовая;

если в роще растут дубы - дубовая;

Осина - осиновая;

Ивы - ивовая;

Клены - кленовая.

^ Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»

Желуди растут на - дубе;

яблоки растут на - яблоне;

круглая шишка на - сосне;

длинная шишка у - ели;

грозди рябины растут на - рябине;

сережки растут - на березе, ольхе, иве.

^ Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»

Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кру­жится, сохнет... ;

дерево... ;

^ Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»

Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный;

если в лесу растут сосны и елки - хвойный;

если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес - смешанный.

^ Классификация понятий «Четвертый лишний»

Клен, рябина, ель, осина (ель);

липа, тополь, ива, яблоня (ива);

береза, дуб, клен, смородина (смородина);

яблоня, груша, слива, рябина (рябина).

Построение монолога «Опиши дерево по плану»:


  1. как называется дерево;

  2. хвойное, лиственное или фруктовое;

  3. как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);

  4. в каком лесу растет.

^ ТЕМА «ВЕСНА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:


  • первые приметы весны в природе;

  • что произошло со снегом, как весной изменились реки, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность дня и ночи;

  • как выглядят деревья и трава весной;

  • как животные и птицы встречают весну;

  • чем занимаются весной люди, как меняется одежда;
- что такое ранняя - поздняя весна, в чем их отличие.

названия: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролес­ки, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце;

признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радо­стная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журча­щий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелет­ные, краснощекие, проворные, березовый, нежные;

действия: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцвета­ют, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнезда, вы­водят птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеет, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Лексический строй речи

Материал для запоминания «Весной» (детям 6 -8 лет)

Весенние месяцы - март, апрель и май. Весной солнце под­нимается все выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригре­вает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя ка­пель, бегут, журчат ручейки. На полянах и пригорках появля­ются проталины.

Реки, озера и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лед и снег. На деревьях и кустарниках на­бухают почки и проклевываются первые листочки. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, под­снежник, медуница, калужница, хохлатка.

Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилета­ют грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.

Заканчивается зимняя спячка зверей. Из берлоги выходит мед­ведица с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи: вырывает из земли луковицы и корневища растений, ищет личинки. У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи тоже появ­ляются малыши.

Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки.

Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посе­вов и сеют рожь, ячмень, просо. В огородах - укроп, морковь, лук. В садах и парках обрезают сухие сучки и ветки, сажают деревца, украшают клумбы красивыми цветами.

Построение монолога «Расскажи о весне по плану» (детям 6 -8 лет):


  1. приметы весны;

  2. весенние месяцы;

  3. перелетные птицы;

  4. что делают в этот период дикие животные, чем занимаются люди весной.
Материал для запоминания «Весна» (детям от 5 лет)

Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов. Снег потемнел, набух и осел, и образовались на полях черные проталины. По по­лям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели весенние ру­чейки. По ночам небольшие лужицы покрывались тонкой прозрач­ной корочкой льда, а днем пригревало солнышко - и лед таял.

На крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами теплого весеннего солнца плакали горькими слезами, провожая зиму. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. В возду­хе пахнет весной. Звонко чирикают воробьи, они весело привет­ствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к род-ным гнездам с громкими и радостными криками: «гра-гра».

^ Поиск соответствующих понятий и составление связного предложения «Составь предложения по опорным словам» (де­тям 6 -8 лет)

Дни, а, ночи.

Солнце, поднимается, греет.

Холодов, морозов.

Снег, проталины, набух.

Ручейки, весенние, по полям, лугам.

Сосульки, плакали, выросли, провожать, под лучами солнца, ко­торые.

Деревья, стоять, но, почки, уже, еще, готовы лопнуть. Воздух, весна.

Воробьи, чирикать, приветствовать.

Грачи, стран, родные края.

Возвращаются, первыми, гнезда, крики «гра-гра».

^ Лексико-грамматический строй речи

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагатель­ными, «Назови, какое, какая?»

Солнышко (какое?) -яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласко­вое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное...;

травка (какая?) - молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная... .

^ Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом, «Что делает? Что делают?»

Трава (что делает?) - пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вя­нет, желтеет, радует... ;

солнце, сосульки, ручей, почки, листья, птицы, деревья, сады, яб­лони... .

^ Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково» (детям от 5 лет)

Проталина - проталинка,

лужа - лужица,

ручей - ручеек,

льдина - льдинка,

гнездо - гнездышко,

почка - почечка,

лист - листочек,

трава - травка, травушка,

поле - полюшко,

солнце - солнышко,

луч - лучик,

пень - пенек,

весна - веснушка,

огород - огородик,

луг - лужок,

облако - облачко,

дерево - деревце.

^ Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один - много» (детям от 6 лет)

Месяц - месяцев,

весна - весен,

проталина - проталин,

лужа - луж,

ручей - ручьев,

льдина - льдин,

птица - птиц,

гнездо - гнезд,

почка - почек,

листья - листьев,

трава - трав,

подснежник - подснежников,

поле - полей,

сад - садов,

грядка - грядок,

луч - лучей,

сосулька - сосулек,

дерево - деревьев.

^ Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай» (детям от 6 лет)

Один ручей - два ручья - пять ручьев,

один говорливый ручей - два говорливых ручья - пять говор­ливых ручьев,

одна сосулька - две сосульки - пять сосулек, одна блестящая сосулька - две блестящие сосульки - пять блестящих сосулек.

Так же со словами: лужа, луч, дерево.

^ Образование существительных множественного числа «За­кончи правильно предложение» (детям 6 -8 лет)

На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда). На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья). На дворе дерево, а в лесу... (деревья). У дерева ствол, а у деревьев... (стволы).

Образование прилагательных женского, мужского, среднего рода «Скажи со словом "весенний"»

День (какой?) - весенний, погода (какая?) - весенняя, настроение (какое?) - весеннее.

Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.
^ МИНУТКА ОТДЫХА

Весной

У весны работы много,

Помогают ей лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,

Согревают все вокруг.

Из-под хвои и травинки

Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,

Но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.
^ ТЕМА «ХЛЕБ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети (6-8 лет) должны знать:


  • кто делает хлеб, где и из чего;

  • из каких зерновых культур делают муку, какую;

  • кто делает муку и где;

  • какие бывают виды хлеба (пшеничный, ржаной), названия разных хлебобулочных изделий (батон, булка, пирожные);

  • для чего нужен хлеб;
- как должен человек относиться к хлебу.
^ Расширение словарного запаса детей:

названия: подсолнечник, рожь, пшеница, овес, ячмень, лен, просо, кукуруза, гречиха, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, земля, посев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, мука, крупа, отруби, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, пирожные, рожок, ватрушка, пончик, пекарня, пряник, пе­ченье, каравай, лепешка, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, каша, крестьянин, хлебороб, тракторист, пахарь, землепашец, комбайнер, хлебопродукты;

признаки: свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хру­стящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, серый, с отрубями, ди­етический, подовый, вкусный, сдобный, тяжелый, золотой, налитой, тонкий, ломкий, богатая, щедрая, плодородная, воздушная, пышная;

действия: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, моло­тить, боронить, вносить, подкармливать, хранить, молоть, выпекать, украшать, вымешивать, подниматься, колосится, печь, резать, есть, беречь.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование простых причастий «Назови по образцу»

Убирать - убранный,

печь - печенный,

выращивать - выращенный,

косить - кошенный,

резать - резанный.

^ Образование существительных в родительном падеже «На­зови со словом "нет"»

Подсолнечник - нет подсолнечника,

рожь - нет ржи,

зерно - нет зерна,

пшеница - нет пшеницы,

колос - нет колоса,

овес - нет овса,

колосья - нет колосьев,

ячмень - нет ячменя,

сеялка - нет сеялки,

кукуруза - нет кукурузы,

комбайн - нет комбайна,

гречиха - нет гречихи,

каравай - нет каравая,

просо - нет проса,

лен - нет льна.

^ Образование существительных в родительном падеже «По­считать от двух до десяти парами и обратно»:

Два зерна, четыре зерна, шесть зерен, восемь зерен, десять зерен - десять зерен, восемь зерен, шесть зерен, четыре зерна, два зерна.

То же со словами: подсолнечник, кукуруза, лепешка, пышка, су­харь.

^ Поиск однокоренных слов «Подобрать родственные слова»

Хлеб - хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебник, хлебороб, хле­борезка, хлебозавод;

булка - булочка, булочная;

колос - колосок, колосья, колосится.

^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?»

Поле с рожью - ржаное,

Пшеницей - пшеничное,

Овсом - овсяное,

Ячменем - ячменное,

Кукурузой - кукурузное,

Гречихой - гречишное,

Просом - просяное;

масло из льна - льняное;

Подсолнечника - подсолнечное,

Кукурузы - кукурузное;

хлеб из ржи - ржаной,

Пшеницы - пшеничный;

каша из пшена - пшенная,

Овса - овсяная,

Ячменя - ячневая,

Кукурузы - кукурузная,

Гречихи - гречневая.

^ Поиск определений «Назови, какой бывает хлеб?»

Пшеничный, мягкий,

полезный, душистый,

ароматный, . пропеченный,

ржаной, вкусный,

пышный, пахучий,

аппетитный, сухой,

свежий, подовый,

хрустящий, поджаристый,

поджаренный, черствый.

^ Поиск соответствующего понятия «Откуда хлеб пришел»

Откуда хлеб пришел? - ... (Из магазина.)

А в магазин как попал? - ... (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? - ... (Пекут хлеб.)

Из чего? - ... (Из муки.)

Из чего мука? - ... (Из зерна.)

Откуда зерно? - ... (Из колоса пшеницы.)

Откуда пшеница? - ... (Выросла в поле.)

Кто ее посеял? - ... (Хлеборобы.)

Построение монолога «Составь рассказ о пшенице»

Например. Пшеница - это злак. Пшеница растет на пше­ничном поле. Колос пшеницы - пшеничный. Мука из пшени­цы - пшеничная. Колосья золотые, тяжелые, налитые. Стебли тонкие, хрупкие, ломкие. Убирают пшеницу в середине - конце лета комбайнами.

^ Поиск соответствующих понятий и построение монолога «Сравни и назови»

Белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб (по форме, размеру, цвету, запаху, материалу, на ощупь, вкус).

^ МИНУТКА ОТДЫХА
Хлеб

Даже стены тут приятны -

Пахнут хлебом ароматным.

Много дружных пекарей

Хлеб пекут здесь на заре,

А потом его в машины -

И развозят в магазины.

Вот откуда нам на стол

Теплый, вкусный хлеб пришел.

Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнечник.)
Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Колос.)
Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Семь плугов тащит. (Трактор.)
Корабль-великан не по морю плывет,

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн.)
Весной в землю бросается,

Летом на свежем воздухе разгуляется,

Осенью в печи закаляется,

Люди запахом его привлекаются. (Хлеб.)
Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб}.
Игра-хоровод

Мы на общем поле нашем

Вешним утром дружно пашем.

Сеем хлеб под птичий край,

^ Поворачиваются друг к другу в затылок, руки к груди, ими­тируют движения трактора, продвигаются вперед. Имитируют движения сеятеля.

Чтобы вырос каравай.

Вот такой ширины,

Вот такой вышины!

Показывают.
Выбегают в поле дети:

Дождик, видишь всходы эти?

Их почаще поливай,

Чтобы вышел каравай,

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

^ Поднимают руки вверх и опус­кают их.

Солнце, шли свой луч волшебный

На растущий стебель хлебный.

Наше поле согревай!

Руки вверх.

Нужен людям каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Много дела с урожаем:

Жнем, молотим, провеваем,

^ Круговые вращения руками, пе­ред собой, вращают руками, как мельница

И летит из края в край

Весть, что будет каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Мы зерно в амбары сложим

И работу подытожим,

Подсчитаем урожай,

^ Движения, будто считают на счетах.

Знаем: будет каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Из пекарни мчат машины.

Руки как будто держат руль, затем разводят их в стороны.

Чьи сегодня именины?

Стол скорое накрывай!

Испекли мы каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Видно солнцу с небосвода -

Дети водят хороводы,

В хоровод и ты вставай.

Хоровод.

Будем славить каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Но, танцуя и ликуя.

Танцуют.

Помни истину такую,

Никогда не забывай:

Береги наш каравай,

Он трудом добыт,

Чтобы ты был сыт.

Каравай, каравай,

Тема «ДЕТСКИЙ САД»..........................................................................

Грамматический строй речи......................................................

Лексико-грамматический строй речи......................................

Минутка отдыха................................................................................

Тема «ИГРУШКИ»...................................................................................

Познавательная часть........................................................................

Дидактические игры и упражнения..............................................

Лексический строй речи.............................................................

Грамматический строй речи....................................................

Лексико-грамматический строй речи.................................... 12

Формирование выразительности речи.................................. 12

Минутка отдыха...............................................................................13

Тема «ОСЕНЬ».......................................................................................18

Познавательная часть......................................................................18

Дидактические игры и упражнения............................................ 19

Грамматический строй речи....................................................19

Лексический строй речи..........................................................20

Минутка отдыха...............................................................................21

Тема «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ».........................................................24

Познавательная часть......................................................................24

Дидактические игры и упражнения............................................24

Грамматический строй речи....................................................24

Лексический строй речи...........................................................26

Минутка отдыха...............................................................................27

Тема «ОВОЩИ».....................................................................................30

Познавательная часть......................................................................30

Дидактические игры и упражнения............................................30

Грамматический строй речи....................................................30

Лексический строй речи...........................................................32

Минутка отдыха...............................................................................33

Тема «ФРУКТЫ» ...........................................................................36

Познавательная часть......................................................................36

Дидактические игры и упражнения............................................37

Часто, когда после грозы идёшь полем, видишь, что гречиху опалило дочерна, будто по ней пробежал огонь; крестьяне в таких случаях говорят: «Это её опалило молнией!» Но почему?

А вот что я слышал от воробья, которому рассказывала об этом старая ива, растущая возле гречишного поля, — дерево такое большое, почтенное и старое-престарое, всё корявое, с трещиною посредине. Из трещины растут трава и ежевика; ветви дерева, словно длинные зелёные кудри, свешиваются до самой земли.

Поля вокруг ивы были засеяны рожью, ячменём и овсом — чудесным овсом, похожим, когда созреет, на веточки, усеянные маленькими жёлтенькими канарейками. Хлеба стояли прекрасные, и чем полнее были колосья, тем ниже склоняли они в смирении свои головы к земле.

Тут же, возле старой ивы, было поле с гречихой; гречиха не склоняла головы, как другие хлеба, а держалась гордо и прямо.

— Я не беднее хлебных колосьев! — говорила она. — Да к тому же ещё красивее. Мои цветы не уступят цветам яблони. Любо-дорого посмотреть! Знаешь ли ты, старая ива, кого-нибудь красивее меня?

Но ива только покачала головой, как бы желая сказать: «Конечно, знаю!» А гречиха надменно говорила:
— Глупое дерево, у него от старости из желудка трава растёт!

Вдруг поднялась страшная непогода; все полевые цветы свернули лепестки и склонили свои головки; одна гречиха красовалась по-прежнему.

— Склони голову! — говорили ей цветы.
— Незачем! — отвечала гречиха.
— Склони голову, как мы! — закричали ей колосья. — Сейчас промчится под облаками ангел бури! Крылья его доходят до самой земли! Он снесёт тебе голову, прежде чем ты успеешь взмолиться о пощаде!
— Ну, а я всё-таки не склоню головы! — сказала гречиха.
— Сверни лепестки и склони голову! — сказала ей и старая ива. — Не гляди на молнию, когда она раздирает облака! Сам человек не дерзает этого: в это время можно заглянуть в самое небо господне, а за такой грех господь карает человека слепотой. Что же ожидает тогда нас? Ведь мы, бедные полевые злаки, куда ниже, ничтожнее человека!
— Ниже? — сказала гречиха. — Так вот же я возьму и загляну в небо господне!

И она в самом деле решилась на это в своём горделивом упорстве. Тут такая сверкнула молния, как будто весь мир загорелся, когда же снова прояснилось, цветы и хлеба, освежённые и омытые дождём, радостно вдыхали в себя мягкий, чистый воздух. А гречиха была вся опалена молнией, она погибла и никуда больше не годилась.

Старая ива тихо шевелила ветвями на ветру; с зелёных листьев падали крупные дождевые капли; дерево будто плакало, и воробьи спросили его:
— О чём ты? Посмотри, как славно кругом, как светит солнышко, как бегут облака! А что за аромат несётся от цветов и кустов! О чём же ты плачешь, старая ива?

Тогда ива рассказала им о высокомерной гордости и о казни гречихи; гордость всегда ведь бывает наказана. От воробьёв же услышал эту историю и я: они прощебетали мне её как-то раз вечером, когда я спросил их рассказать мне сказку.