Презентация на тему философия древнего рима. Презентация "Эллинистическо-римская философия" – проект, доклад

Подобные документы

    Основные положения средневековой философии. Возникновение схоластической философии в западной Европе. Период расцвета схоластики. Духовная культура. Альберт Великий и Фома Аквинский. Вопросы науки и веры. Концепция универсалий. Проблемы человеческой души.

    реферат, добавлен 09.03.2012

    Патристика как основа христианского богословия и философии. Эпоха смены философских парадигм. Различия патристики и схоластики. Классификация патристики по языковому принципу. Августин Блаженный и его взгляды. Патристика как историко-философский феномен.

    реферат, добавлен 30.10.2009

    Круг проблем философии и ее роль и место в жизни общества. Мировоззрение: сущность, структура и исторические типы. Специфика философской мысли Древнего Востока. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики. Немецкая классическая философия.

    курс лекций, добавлен 04.04.2012

    Характеристика периода возрождения науки, искусства, философии и ценностей жизни. Схоластика и ее особенности как официальной философии. Роль учений Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. Влияние идеи Монтеня на развитие материализма и атеизма.

    реферат, добавлен 25.06.2010

    Средние века как период господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Источники формирования Средневековой философии. Патристика: этапы, представители. Труды Аквинского, доказательства бытия Бога. Мистика, средневековая ментальность.

    презентация, добавлен 20.12.2012

    Этапы развития и особенности античной философии. Основные школы и проблемы древнегреческой философии. Философские учения Аристотеля. Философия эллинизма и Древнего Рима. Основные философские принципы Милетской школы. Космическая картина мира Платона.

    контрольная работа, добавлен 11.01.2017

    Сущность философии и религии, их происхождение. Рассмотрение религии как важнейшего атрибута любого социума. Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и Древнем Востоке. Характеристика сходств и отличий между философией и религией.

    реферат, добавлен 21.01.2015

    Общая характеристика эпохи средневековья. Принцип примата веры над разумом как основная мысль патристики. Ранняя и поздняя схоластика. Причины упадка философии средневековья. Учения о человеке раннего Возрождения. Социальная философия Возрождения.

    реферат, добавлен 03.01.2010

    Становление советской философии. Дестанилизация в философии, формирование многообразие школ, направлений. Роль журнала "Вопросы философии" в развитии философии. Философия в постсоветский период. Советская философия как самоосознающая система идей, теорий.

    реферат, добавлен 13.05.2011

    Становление, развитие и преемственность течений философии Древней Индии и определение специфики восточной философии. Ведический период и его основные группы. Характеристика основных школ древнеиндийской философии: веданта, буддизм, санкхья, локаята.

РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - античная философия периода эллинизма (3– 2 вв. до н. э. – 5– 6 вв.). Можно говорить о выделении из этой эллинистич. философии собственно римской, связанной с теми философами, которые имели специальное отношение к самому Риму.

С чего же началось? С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия.

Философия Древнего Рима Особое место в культуре древних римлян занимала философия. Важное значение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени.

Развитие философии в Древнем Риме Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже - в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм. Ярким представителем стоицизма стал Сенека. Он вложил огромный вклад в развитии философии Древнего Рима, в том числе придумал сентенции.

Сентенции Древние Римляне внесли огромный вклад в развитие современной речи. В том числе они придумали сентенции – короткие, но точные высказывания по латыни. Например: Repetitio est mater studiorum – повторенье - мать учения из творчества Вергилия: Sic vos, non vobis – вы работаете, а плата достается другим Из Ювенала: Sic volo, sic jubeo – так я хочу, так повелеваю

Стоицизм Основным принципом стоицизма являлась идея об отречении от материальных благ, жизни в согласии с природой. Произведения стоицизма отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Лукреций

Лукреций (полное имя - Тит Лукреций Кар) –
выдающийся римский поэт, философ, яркий
представитель атомистического
материализма, последователь эпикурейского
учения. С его подачи в философской
терминологии появилось слово «материя».
О биографии Лукреция не известно
практически ничего. Первые упоминания об
обстоятельствах его жизненного пути
датируются IV в. н. э. и не являются
исторически достоверными. Известно, что Тит
Лукреций Кар жил в I в. до н. э., годы его
рождения и смерти указываются
приблизительно. Так, по данным Доната, он
умер в год, когда стал совершеннолетним
Вергилий, а блаж. Иероним говорит о смерти
Лукреция в 43-летнем возрасте. Из
сопоставления этих данных можно говорить о
99 или 95 г. до н. э. эре как годе рождения и 55
или 51 г. до н. э. – смерти.

продолжение

В то же время, по данным Иеронима, Лукреций после приема любовного зелья
лишился психического здоровья и писал свою знаменитую философскую
поэму «О природе вещей» лишь в моменты, когда его ум прояснялся, что
представляется весьма сомнительным. Более правдоподобными выглядят
сведения о самоубийстве Лукреция, который якобы бросился на меч, а также о
редактировании его труда Цицероном или Квинтом.
Творческое наследие Лукреция представлено дошедшей до нас поэмой «О
природе вещей». На сегодняшний день она является единственным
литературным памятником материалистической мысли эпохи античности,
который сохранился практически полностью. Примечательно, что Европе о
ней ничего не было известно на протяжении многих столетий, а первое
издание появилось лишь в Средние века. «О природе вещей» - это
дидактический эпос, написанный в форме обращения автора к незримому
собеседнику имени Меммий. Ведя с ним разговор, Лукреций излагает учение
древнегреческого философа Эпикура, делая акцент преимущественно на его
физике, оставляя на втором плане этику и теорию познания.

продолжение

Композиционно «О природе вещей» представляет собой 6 книг,
каждая из которых посвящена отдельным вопросам. Так, в первой и
второй книгах Лукреций, будучи приверженцем атомистического
материализма, рассказывает о происхождении всего сущего из
атомов, а в шестой излагает видение причин возникновения
религии. Посыл этого произведения – стремление Лукреция
высвободить человека из плена его предрассудков, фанатичной
веры в высшие силы (хотя само существование богов философ не
отрицал), привить веру в силу разума и знаний. Облекая идеи в
стихотворную форму, он сделал их более доступными,
убедительными, интересными и популярными. Возможно, именно
она в немалой степени поспособствовала «долгожительству»
труда. Для философов-материалистов XVII-XVIII вв. источником
атомистических идей было именно наследие Тита Лукреция Кара.

Стоики философии

СТОИЦИЗМ – школа
античной философии, основанная
Зеноном из Кития на рубеже 4–3 вв. до н.э.
Название происходит от греч. Stoa Poikilē
(Расписной Портик) – колоннады в Афинах.
Собиравшихся здесь в поисках уединения
Зенона и его учеников прозвали
“стоиками”.

Рассел, Бертран

Книга Бертрана Рассела "The Problems of Philosophy" была впервые
опубликована в 1912 г. в лондонском издательстве "Home University
Library". На русском языке она была издана в 1914 г. в переводе С. И.
Штейна.Данный перевод, сверенный с оригиналом (изд-во "Oxford
University Press", 1978) и существенно исправленный, положен в основу
настоящего издания. Сверка перевода осуществлена JI. В. Блинниковым
и А. Ф. Грязновым. Помимо основного текста публикация включает
расселовское предисловие к первому изданию, примечание к 17-му
изданию и предисловие к немецкому переводу 1926 г., в котором автор
указывает на некоторые изменения его позиции со времени выхода
первого издания. Примечания к тексту написаны А. Ф. Грязновым.
С. 160. "Знаменитые "Три разговора..." Беркли были опубликованы в 1713
г. В них не только разъясняются основные идеи "Трактата о принципах
человеческого знания...", опубликованного тремя годами раньше, но и
приводятся новые аргументы в пользу имматериалисти- ческой позиции.

С. 162. *Расселовская характеристика позиции Лейбница требует уточнения.
Для немецкого философа материя является "хорошо обоснованным
феноменом", и она не иллюзорна, ибо ее последнее основание находится в
субстанциальном мире монад. Поэтому материя выступает объектом точного
естественнонаучного знания.
С. 170. "Рассуждения Рассела о роли инстинктивных убеждений показывают,
какое влияние на него оказало учение Д. Юма об инстинктивно-эмоциональной
природе человека. В "Автобиографии" Рассел писал, что всей его жизнью
руководили три сильные страсти: жажда любви, поиск знания и нестерпимая
жалость по поводу страданий человечества (см. В. Russell. Autobiography. L.,
1975. P. 9).
С. 179. "Сподвижник Рассела Дж. Э. Мур в знаменитой статье "Опровержение
идеализма" (1903) также исходит из того, что центральным тезисом идеализма
является тезис "реальность имеет духовный хар истер", но критикует лишь
берклнанское положение "esse is percipi". Для них, а также для многих других
англо-американских философов в основном не характерно разделение видов
идеализма на субъективный и объективный.

С. 183. "Это близко к так называемой диспозиционной трактовке чувственных ("вторичных",
по терминологии Р. Бойля и Д. Локка) качеств, согласно которой мы имеем ощущения
подобных качеств лишь при наличии определенной ситуации и выполнении некоторых
условий. Рассел приводит такие условия для восприятия цвета. В этом плане цветовые
качества трактуются как "диспозиционные предикаты" типа растворимости сахара или
ломкости стекла.
С. 189. "Позиция, занятая Расселом в начале 20 века, была по-своему уникальна,
представляя собой сочетание эмпиризма и сенсуализма, с одной стороны, и "платонизма" в
вопросе об универсалиях - с другой (см. также с. 229-231).
С. 191. "Разделение в английском языке на неопределенные ("а so-and-so") и определенные
("the so-and-so") дескриптивные фразы не имеет аналога в грамматике русского языка.
С. 194. *Под "партикулярностью" (a particular) Рассел имеет в виду любую отдельную,
конкретную сущность без уточнения ее онтологического статуса (например, материальная
она или идеальная). Противоположностью парта кулярност ям являются универсалии.
С. 201. "Принцип "единообразия природы" был впервые отчетливо сформулирован Д. С.
Миллем в "Системе логики" (1843), где он функционирует как неявная посылка индуктивных
процедур и установления причинно-следственных связей между явлениями.

С. 208. ""Континентальными" философами британцы, по традиции,
называли (и называют до сих пор) представителей
западноевропейской философии. Любопытно, что в таком же значении
данный термин применяется и североамериканскими философами.
С. 210. *В период написания "Проблем философии" Рассел следовал за
Дж.
Э. Муром, отдавая предпочтение этическому интуитивизму над
утилитаризмом. В публикуемом в настоящем издании предисловии к
немецкому переводу 1926 г. Рассел, однако, отметил изменение своей
позиции в отношении этических утверждений.С. 211. "Вопрос о
проблематичности выведения должного из сущего, оценочных
суждений из фактических ("Is - Ought question") был впервые
поставлен Юмом (см.: Юм Д. Сої. Т. 1. М., 1996. С. 510-511). В 20 веке
этот вопрос стал одной из излюбленных тем англо-американской
аналитической мегаэтики.

С. 225. "Плюрализм Рассела имеет своим источником не только монадизм Лейбница,
но и плюралистическую онтологию кембриджского философа Дж. Мактаггарта,
являвшегося единственным плюралистом среди британских абсолютных
идеалистов. Кроме того, Мактаг- гарт повлиял на молодого Рассела своим атеизмом.
С. 233. *Как представитель "логицистской" линии в обосновании логикоматематического знания, Рассел считал положения логики и формализованной
математики априорными в смысле их априорной аналитичности и отвергал
кантовский подход на основе априорного синтетического знания, предполагающего
обращение к интуиции.
С. 239. "Рассел и его старший коллега по Тринити-колледжу Кембриджского
университета математик (а впоследствии и философ) А. Н. Уайтхед попытались
осуществить такую полную формализацию арифметики средствами символической
логики в трехтомной "Principia Mathematica" (1910-1913). Впоследствии была
доказана неосуществимость подобного замысла (теоремы К. Гёделя).
С. 246. "Подобного взгляда придерживались британские абсолютные идеалисты, с
которыми Расселу и Муру в начале века приходилось вести постоянную полемику.

С. 247. "Английское слово "belief" (и глагол to believe) весьма многозначно и на русский
язык переводится, в зависимости от контекста употребления, как "вера", "верование",
"убеждение", "мнение", "полагание". Последние два слова предпочитают те, кто в
области интенсиональной логики исследуют "контексты мнений" или "контексты
полагания", а также логику "пропозициональных установок" (данный термин был введен
Расселом и служит для обозначения фраз типа "Он уверен, что...", "Он надеется, что...").
С. 250. *То есть в языках, в которых изменяется форма слова, обычно - окончание слова.
С. 251. "Ранний Рассел придерживался так называемой многоместной теории суждений
(предложений) до того, пока не признал правоту своего австрийского ученика Людвига
Витгенштейна, разработавшего "образную" (или "модельную") теорию предложения,
которая значительно проще объясняла вопрос о смысле предложений, их способности
быть истинными или ложными. Это послужило одной из причин, по которым Рассел
отказался от публикации своей рукописи, получившей название "Теория познания".
С. 256. *К началу 20-х годов данные положения лягут в основу расселовской теории
"логического атомизма" (см.: Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск, 1999).
С. 262. "Рассел воспроизводит не столько позицию самого Гегеля, сколько британских
абсолютных идеалистов.

С. 264. "Сказанное относится скорее не к Гегелю, а к
британскому неогегельянцу (абсолютному идеалисту) Дж.
Мактаггаргу.
С. 265. "Имеется в виду кантовское учение об антиномиях
космологической идеи.
С. 279. "Имеется в виду эпистемологическая позиция шести
американских неореалистов, выступивших в 1910 г. с
совместным манифестом. В основе этой позиции - логика
"внешних отношений" и теория "имманентности
трансцендентного", призванная обосновать независимость от
сознания объекта непосредственного познания.
""Анализ сознания" был опубликован в 1921 г.
""Книга Кейнса была опубликована в 1921 г.

Еще по теме Бертран Рассел. Проблемы философии:

9.1 Бертран Рассел: знание вещей и знание истинВ теории познания
Рассела важную роль играет различие между двумя видами знания:
знанием вещей и знанием истин. Эти виды соответствуют двум разным
смыслам, в которых вообще может использоваться слово "знать".
Прежде всего оно применяется в том смысле, в котором мы знаем
"данные, поставляемые нашими органами чувств". Другой возможный
смысл относится к нашим мнениям или убеждениям, к тому, что
2.2 Онтология, эпистемология и философия языка РасселаРеформа
логики, предпринятая Г.Фреге, некоторое время оставалась в тени,
что в немалой степени объясняется не только оригинальностью
предлагаемых идей, плохо воспринимаемых в обстановке
господствующего психологизма в основаниях математики и логики, но
и чрезвычайно громоздким формальным аппаратом, в который они
были облечены. Формальный язык (Beggriffshrift), используемый
немецким логиком,

2.1.1 Расселов анализ связей фактовЦентральным пунктом дискуссий с
идеализмом в то время был вопрос о так называемых «внутренних» и
«внешних» отношениях, и Рассел защищал свою позицию посредством
тщательного анализа отношений фактов. Рассел обнаружил, что особое
истолкование Лейбницем отношений дает ключ для понимания его
системы, а причину такого истолкования Рассел усмотрел в традиционной
логике, которая ограничивалась
Уолтер
Рассел Мил. Власть, террор, мир и война. Большая стратегия Америки в о
бществе риска, 2006
9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИФилософия - одна из самых
древних областей знания, духовной культуры. Появившись в VII-VI вв. до н.
э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой
сознания, которая интересовала людей все последующие века.
Призванием философов стал поиск ответов на вопросы, да и сама
постановка вопросов, которые относились к мировоззрению. Понимание
таких вопросов жизненно важно для людей

3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИФилософия - один из
самых древнейших способов постижения мира и определения человеком
своего места в нем. Предпосылки возникновения философии:
взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориальнологического комплексов; структурное и функциональное различие между
ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению
фундаментальных принципов научной идеологии
Раздел II ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИРаздел
II ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ
12.1. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО В ФИЛОСОФИИФилософское понимание
мира, раскрываясь в учении о бытии (онтологии), исходит из
существования двух видов реальности: природы и духа, материальной и
идеальной. Если материальность мира не вызывает особых трудностей в
понимании, то идеальность мира требует дополнительной аргументации. В
истории философии проблема идеального была одной из центральных, ибо
с ней связана одна из философских традиций

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ
ПРОГНОЗИРОВАНИЯГлава 1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ
ФИЛОСОФИИ
НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ
ОБЩЕСТВЕПолитическая философия со времен античности до наших дней
поднимает наиболее сложные и значимые проблемы политического бытия: о
природе и сущности политической власти, о роли и значении государства в
жизни общества, о справедливом государственном устройстве и высшей цели
государственного управления. В переломные эпохи общественного развития
особенно возрастает значение концептуального осмысления
Проблема свободы в истории философииКак показывает история, свобода
бывает важнее, чем жизнь. Для человека, осознающего себя свободным,
свобода является необходимостью, детерминирующей его существование,
делающей его осмысленным. Как всякая ценность, свобода принадлежит к
миру смыслов. В философии ХХ века на этом настаивал экзистенциализм,
поставивший проблему соотношения свободы (человеческого существования)
и несвободы

Пропагандист Цицерон

Марк Туллий Цицерон был старшим сыном римского всадника того же имени,
которому слабое здоровье не позволило сделать карьеру, , и его жены Гельвии -
«женщины хорошего происхождения и безупречной жизни» . Его братом был
Квинт, тесную связь с которым Марк Туллий сохранял в течение всей своей жизни,
двоюродным братом - Луций Туллий Цицерон, сопровождавший кузена в его
путешествии на Восток в 79 году до н. э.
Род Туллиев принадлежал к аристократии Арпинума, небольшого города в землях
вольсков на юге Лация, жители которого обладали римским гражданством со 188
года до н. э. Отсюда же родом был и Гай Марий, находившийся в свойстве с
Туллиями: дед Цицерона был женат на Гратидии, чей брат женился на сестре
Мария. Таким образом, Марк Марий Гратидиан приходился Цицерону двоюродным
дядей, а на двоюродной тётке Цицерона Гратидии был женат Луций
Сергий Катилина.
Неизвестно, с какого времени Туллии носили когномен Цицерон (Cicero). Плутарх
утверждает, что это родовое прозвание произошло от слова «горох нут» и что
друзья Цицерона в те времена, когда он только начинал карьеру, советовали ему
заменить это имя чем-нибудь более благозвучным; Марк Туллий отверг этот совет,
заявив, что он заставит свой когномен звучать громче, чем имена Скавр и Катул.

Сенека

Сенека Луций Анней (его называют просто Сенекой Младшим в отличие от его
отца, известного философа Сенеки Старшего) - римский философ,
государственный деятель, один из известнейших представителей стоицизма,
поэт. Родился в г. Кордуба (в настоящее время - испанская Кордова) примерно в 4
г. до н. э. Его отец был человеком старой закалки и считал, что занятия
философией менее важны, чем практическая деятельность, поэтому стремился
помочь сыновьям сделать в будущем политическую карьеру. Ради этого он
перебрался в Рим, где юный Сенека Младший постигал азы наук, в частности, был
учеником стоиков Секстия, Аттала, пифагорейца Сотиона.
В годы правления императора Тиберия, примерно в 33 г. стал квестором. Являясь
членом сената, возглавил оппозицию, страстно и последовательно обличал
деспотизм действующих императоров. Когда в 37 г. престол занял Калигула,
Сенека был настолько прославленным сенатором, оратором и писателем, что
император принял решение его умертвить, и только вмешательство одной из
наложниц помогло избежать столь незавидной участи: было решено, что Сенека,
не отличавшийся крепким здоровьем, быстро умрет естественной смертью.

В 41 г., при императоре Клавдии I, его отправляют на 8 лет в ссылку на
безлюдную Корсику из-за обвинения в причастности к заговору.
Перевернуть эту печальную страницу в биографии Сенеки помогла
супруга Клавдия I Агриппина, которая вернула его из изгнания и
пригласила ко двору в качестве наставника сына, тогда еще юного
Нерона. С 49 г. по 54 г. он являлся воспитателем будущего императора,
а после того, как 16-летний Нерон занял престол после отравления
Клавдия, превратился в одного из первых лиц государства, советника,
влияющего на решения в области как внешней, так и внутренней
политики. В 57 г. он стал консулом, т.е. получил наивысшую из
возможных должностей. Высокий социальный статус принес ему и
огромное богатство.
Однако отношения между Сенекой и его бывшим воспитанником
постепенно становились все хуже и хуже. В 59 г. Сенеке пришлось
написать для императора текст, оправдывающий убийство его матери
Агриппины, для выступления в сенате. Этот поступок ухудшил
репутацию в глазах общественности и увеличил пропасть между
философом и императором. В 62 г. Сенека уходит в отставку, оставив
Нерону все приобретенное за долгие годы состояние.

С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к
стоикам. Его идеалом являлся духовно независимый мудрец, который мог
бы служить образцом для всеобщего подражания и был свободен в том
числе и от человеческих страстей. Всю сознательную жизнь боровшийся с
деспотизмом Сенека в 65 г. примкнул к дворцовому заговору,
возглавленному сенатором Пизоном. Интрига была раскрыта, и Нерон,
для которого Сенека всегда являлся олицетворением запрета,
ограничения в действиях, не мог упустить случая убрать его со своего
пути. Император лично приказал философу, бывшему учителю, покончить
с собой, оставляя вид смерти на собственное его усмотрение. Сенека
вскрыл себе вены, а чтобы ускорить смерть, медленно наступавшую из-за
его преклонного возраста, прибегнул к использованию яда. Вместе с ним
покончила с собой его супруга.
Литературное наследие Сенеки составляет 12 небольших по объему
трактатов, наибольшее значение из которых имеют «О гневе», «О
провидении», «О спокойствии духа». Оставил он после себя и три крупные
работы - «Естественноисторические вопросы», «О благодеяниях», « О
милосердии». Также он является автором 9 трагедий с сюжетами,
почерпнутыми из мифологии. Мировую известность получили его
«Медея», «Эдип», «Агамемнон», «Федра»; европейская драматургия XVIXVIII вв. испытала на себе значительное влияние этих пьес.

Епиктет

Эпиктее́т (др.-греч. Έπίκτητος; ок. 50, Гиераполь, Фригия - 138, Никополь, Эпир) -
древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в
Никополе философскую школу.
Лекции стоика Музония Руфа проходили в Риме, в числе слушателей бывал и
Эпафродит - хозяин Эпиктета, сопровождаемый своим рабом.
Проповедовал идеи стоицизма: основная задача философии - научить
различать то, что сделать в наших силах и что нет. Нам неподвластно все
находящееся вне нас, телесное, внешний мир. Не сами эти вещи, а только наши
представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли,
стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Все люди - рабы
единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что
делает человека способным мужественно противостоять превратностям жизни.
Сам Эпиктет не писал трактатов. Выдержки из его учения, известные под
названиями «Беседы» (Διατριβαί) и «Руководство» (Έγχειρίδιον) сохранились в
записи его ученика Арриана. Последний (более короткий) текст был особенно
популярен: он был переведён на латынь, неоднократно комментировался
философами и богословами.

Марк Аврелий

Марк Анний Вер (позднее после первого усыновления - Марк Анний Катилий
Север, а после второго - Марк Элий Аврелий Вер Цезарь), сын Марка Анния Вера и
Домиции Луциллы, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в
Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения.
Дед Марка Аврелия по отцовской линии (также Марк Анний Вер) был троекратным
консулом (третий раз избран в 126 году).
Марк Анний Вер был первоначально усыновлён третьим мужем матери
императора Адриана - Домиции Луциллы Паулины - Публием Катилием Севером
(консулом 120 года) и стал именоваться Марком Аннием Катилием Севером.
В 139 году после смерти своего приёмного отца он был усыновлён императором
Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.
Жена Антонина Пия - Анния Галерия Фаустина (Фаустина Старшая) - приходилась
родной сестрой отцу Марка Аврелия (и соответственно родной тёткой самому
Марку Аврелию).
Марк Аврелий получил прекрасное образование. При жизни императора Адриана
Марк Аврелий, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через
полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года)
и начал заниматься административной деятельностью.

В том же году он был помолвлен с Аннией Галерией Фаустиной,
дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле.
От брака с ней Марк Аврелий имел детей: Аннию Аврелию Галерию
Луциллу, Аннию Аврелию Галерию Фаустину, Элия Антонина, Элия
Адриана, Домицию Фаустину, Фадиллу, Корнифицию, Коммода
(будущего императора), Тита Аврелия Фульвия Антонина, Элия
Аврелия, Марка Анния Вера Цезаря, Вибию Аврелию Сабину.
Большинство детей Марка Аврелия умерли в детском возрасте, до
взрослых лет дожили только Коммод, Луцилла, Фаустина и Сабина.
Он был намечен Антонином Пием в консулы на 140 год и объявлен
цезарем. В 145 году объявлен консулом вторично, вместе с Пием.
В 25 лет Марк Аврелий начал заниматься философией; главным
наставником Марка Аврелия был Квинт Юний Рустик. Имеются
сведения и о других философах, вызванных для него в Рим.
Руководителем Марка Аврелия в изучении гражданского права был
знаменитый юрист Луций Волузий Мециан.
1 января 161 года Марк вступил в своё третье консульство вместе с
приёмным братом. В марте того же года скончался император Антонин
Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером
, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк
Аврелий правил единолично.

философия

Марк Аврелий оставил философские записи - 12 написанных на
греческом языке «книг» (глав книги), которым обычно приписывают
общее название «Рассуждения о самом себе» . Учителем философии
Марка Аврелия был Максим Клавдий.
Будучи представителем позднего стоицизма, Марк Аврелий
наибольшее внимание в своей философии уделяет этике, а остальные
разделы философии служат целям пропедевтическим.
Предшествующая традиция стоицизма различала в человеке тело и
душу, представляющую собой пневму. Марк Аврелий усматривает в
человеке три начала, добавляя к душе (или пневме) и телу (или плоти)
ещё интеллект (или разум, или нус). Если прежние стоики считали
душу-пневму главенствующим началом, то Марк Аврелий называет
ведущим началом разум. Разум-нус представляет неиссякаемый
источник импульсов, необходимых для достойной человека жизни .
Нужно привести свой разум в согласие с природой целого и
достигнуть благодаря этому бесстрастия. В согласии со всеобщим
разумом заключено счастье.

Секст Эмпирик

Секст Эмпирик (Σέξτος Έμπειρικός, 2-я половина 2-го века н. э.
) - древнегреческий врач и философ, представитель
классического античного скептицизма.
Жил в Александрии, Афинах и Риме. Из сообщений Диогена
Лаертийского и Галена видно, что Секст Эмпирик был учеником
Геродота из Тарса и, в свою очередь, имел ученика в лице
Сатурнина. Прозвище «Эмпирика» дано ему, по всей вероятности,
потому, что он принадлежал некоторое время к школе
эмпирических врачей прежде чем стал скептиком .
Его произведения «Пирроновы положения» (Πυ ῤῥώνειοι
ὑποτύπωσεις) и «Против учёных» (Adversus Mathematicos)
являются основными источниками по философии античного
скептицизма. В них упомянуто много свидетельств и фрагментов
из учений философов, чьи произведения не сохранились.

Весь цикл «Против учёных» многие делят на две части, из которых
одну называют «Против догматиков», а другую «Против
отдельных наук». Книги «Против догматиков», объединяясь с
другим циклом «Против учёных», обычно в науке именуются
такими цифрами: «Против логиков» именуется VII и VIII (так как в
этом трактате две книги), «Против физиков» - IX и X (по той же
причине) и «Против этиков» - XI (в этом трактате только одна
книга и содержится). Что же касается книг, направленных против
отдельных учёных, то они соответственно обозначаются римскими
цифрами I-VI: «Против грамматиков» - I, «Против риторов» - II,
«Против геометров» - III, «Против арифметиков» - IV, «Против
астрологов» - V, «Против музыкантов» - VI. Обычно, однако,
книги «Против догматиков» ввиду их философской
принципиальности печатаются раньше книг против отдельных
наук. Поэтому первые и самые принципиальные книги из всего
цикла «Против учёных» обозначаются цифрами VII-XI, а книги
против отдельных наук обозначаются цифрами I-VI.
Автор крылатого выражения «
Медленно мельницы мелют богов, но старательно мелют ».

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Презентацию на тему "Эллинистическо-римская философия" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Второй период

Эллинистическо-римская философия

Слайд 2

скептицизм

Ведущими школами этого периода были:

эпикуреизм стоицизм

Этим трём философским школам эллинизма предшествовала философия кинизма, основоположники которой Антисфен (ок. 445-360 до н.э.) и Деоген (ок. 412-323 до н.э.).

Слайд 3

Этика киников носила индивидуалистический и субъективный характер, основывалась на силе духа, на незаурядной способности к независимому существованию.

Кинизм (от греч. «кюйникос» - собака, представители этой школы именовали себя собаками) просуществовал до самого конца античности.

По мнению киников, философия должна заниматься не отвлеченным умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. А для этого нужно произвести переоценку ценностей и «повергнуть в прах ложные ценности», как писал Диоген.

В качестве таких ложных ценностей киники рассматривали имущество, телесные удовольствия и зависимость от общественного мнения. Они проповедовали нищету и полный отказ от удовольствий.

Слайд 4

Страх перед смертью

Философия эпикуреизма

Индивидуалистический характер был присущ и эпикуреизму. Увлекшись идеями Демокрита, Эпикур (341-270 до н.э.) основал в своем саду в Афинах философскую школу, которая и вошла в историю как сад Эпикура.

Этическое учение Эпикура можно определить как этику свободы. Согласно Эпикуру, человек может стать свободным только преодолев главные препятствия к счастью:

Страх перед вмешательством богов в человеческую жизнь

Страх перед загробной жизнью

Слайд 5

Огромную роль в распространении эпикуреизма сыграла написанная на латинском языке поэма «О природе вещей» Тита Лукреция Кара (сер. I в. до н.э.). Именно с публикации этой поэмы началось знакомство с идеями атомизма в эпоху Возрождения.

Смерть, по мысли Эпикура, не имеет к нам никакого отношения, поскольку "когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет ".

Он считал, что цель счастливой жизни – в душевном спокойствии, в «безмятежности души» (атараксии).

Учение эпикуреизма перешло на римскую почву в I в. до н.э.

Слайд 6

Согласно воззрениям стоиков, путь к счастью лежит через апатию, (а - отрицательная частица, «patos» - страсть), т. е через искоренение страстных чувств, аффектов. Близость стоического понятия «апатии» и эпикурейского понятия «безмятежность духа» очевидна.

Учение стоицизма, основателем которого был Зенон из Китеона (336-265 до н.э.), просуществовало с III в. до н.э. по II в. н.э. Название школы «Стоя» произошло от места изложения своего учения Зеноном – так называемого «Пестрого портика» в Афинах.

Как и эпикурейцы, высшей целью человечества стоики считали достижение счастливой жизни, но путь к счастью они трактовали по-иному.

Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственную свободу, освобождение от страстей, аффектов, которые являются главным источником пороков и бедствий человека.

Стоицизм

Слайд 7

Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды жизни- болезни, страдания, бедность, унижение.

Они ввели понятие фатума, или рока. Это понятие вплотную подводит стоиков к их учению о Проведении и свободе воли в рамках необходимости.

От необходимого хода вещей, а не от свободной воли человека зависят обстоятельства его жизни: богатство или бедность, здоровье или болезнь, удовольствия или страдания.

Слайд 8

Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения. Эти учения со своим теоретико-познавательным пессимизмом и уходом во внутренний мир личности были характерными не только для раннего, но и для позднего эллинизма.

Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму (от греч. взвешивать, быть в нерешительности). Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания.

Основатель скептицизма Пиррон(360-270 до н. э) утверждал, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений.

Скептицизм

Слайд 9

«Назад, в милую общину!»- восклицал величайший мыслитель не только позднего эллинизма, но и всей античной философии Плотин (204-270 н. э), имея виду небеса, вечное божественное бытие.

Неоплатонизм - философское учение позднего эллинизма

Неоплатонизм, наиболее яркое и глубокое учение поздней античности, выразил глубочайшие характеристики своей эпохи: её универсализм и катастрофизм.

Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти, отрешиться от всего земного, что было характерно не только для философского учения неоплатонизма, но и для зародившегося и набиравшего силу христианства.

Слайд 10

Философская задача Плотина заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного первоединства градацию всего существующего в мире.

Высшей ступенью бытия по Плотину, является божественное Первоединое, или Единое, которое может быть определено только как самодовлеющее первоначало, лишенное всяких свойств.

Первое, что происходит из Единого, есть Ум (Нус), который по степени совершенства бытия ближе всего к Единому. Но как производимое Ум ниже производящего- Единого, в силу чего он содержит в себе многое.

Слайд 11

В философии Плотина продуктивными с культурно-исторической точки зрения были основные его идеи, а не сама философская схема.

Первый момент Ума - вещество, понимаемое Платином не как материя чувственного мира, а как сущее.

Второй момент Ума - мыслимое бытие, или существование.

Третий момент - мышление.

Таким образом, Ум включает в себя сущность, существование и мышление.

За Единым и Умом следует Душа, которая относится к Уму так, как Ум относится к Единому. Она имеет двойственную природу: одна её часть стремится внутрь, к Уму, а другая обращена вовне.

Слайд 12

Этим идеям, наиболее близким к христианской теологии суждена была долгая жизнь. Подводя итоги, можно сказать, что философия Плотина является, по выражению Б.Рассела, одновременно концом и началом, концом античной философии и началом христианской теологии.

Наиболее значимые философские идеи Плотина:

ценностный подход к бытию на основе его иерархизации

признание высшего бытия как творческого начала

идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эманация

Слайд 13


План урока: 1. Особенности социально-экономического развития Древнегреческого и римского государств 2. Скептицизм: основанная идея, представители 3. Эпикуреизм: основанная идея, представители 4. Стоицизм: основанная идея, представители 5. Кинизм: основанная идея, представители.






Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Представители стоицизма


Эпикуреизм - философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Тетрафармакос: не должно бояться богов; не должно бояться смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет»; благо легко достижимо; зло легко переносимо.


Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Представители эпикуреизма


Стоицизм философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Делится на логику, физику и этику: структурная взаимосвязь трех частей служит доктринальным выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса в сферах познания, мироустроения и морали.


Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Представители стоицизма


Кинизм - утверждает, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. для достижения блага следует жить «подобно собаке», сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность.


Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Представители кинизма


Философия эллинско-римского периода (IV в. до н.э. – V в. н. э.) Эллинский периодРимский период стоицизм периодIV – II вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея скептицизм периодIV-I вв. до н.э.II-III вв. представители основная идея эпикуреизм периодIV-III вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея кинизм периодV-I вв. до н.э.I-IV вв. представители основная идея


Задание: расставьте предложенные тезисы и имена основателей в соответствии с философской концепцией: Зенон из Китиона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Эпикур Тит Лукреций Кар Антисфен Афинский, Диоген Синопский, Первые христианские секты Пиррон, Секст Эмпирик 1. Не следует бояться природы, т. к. кроме неё, атомов и пустоты, ничего нет. 2. Не следует бояться смерти, т. к. никакой загробной жизни нет, а смерть лишь распад тела на атомы. 3. Не нужно бояться богов, которые, хотя и существуют, но никак не влияют на жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь 1. Во власти человека быть мудрецом подчиниться разуму природы или глупцом игнорировать разум природы. 2. Только разумная жизнь благо. 3. Благо согласие с главным законом всей природы законом самосохранения. 4. Жить добродетельно следовать во всем этому закону.


1. Социальные катаклизмы доказывают иллюзорность приоритета общего над индивидуальным. 2. Только индивидуальное естественно и реально. 3. Внутренняя свобода достигается пренебрежением ко всему, что не является необходимым; разумным самоограничением в еде, одежде и прочих естественных потребностях. Основные вопросы: 1. Что представляют собой вещи? 2. Как о них следует высказываться? 3. В чем польза от наших суждений? Ответы: 1. О вещах ничего нельзя сказать определенного. Истина и ложь неразличимы. 2. Поэтому следует воздерживаться от любых категорических суждений о вещах. 3.Воздержание от суждений лучший способ обрести спокойствие души.


Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы - вот совершенство характера. Наша жизнь - это то, во что её превращают наши мысли Подумайте, что хотел сказать в этой фразе стоик