Церкви и монастыри грузии. Святые места в Грузии – православные монастыри и храмы

Как одна из первых стран, признавших христианство государственной религией, Грузия обладает множеством православных святынь. Хранящиеся в древних монастырях и храмах, они позволяют почувствовать истинную ценность христианской веры и погрузиться в благодатную атмосферу минувших столетий. Осмотреть все реликвии государства в рамках одного паломнического тура практически невозможно, однако любому туристу под силу побывать в самых интересных местах, где хранятся наиболее ценные иконы и мощи.

Знамениты святые места в Грузии

Бодбийский монастырь

Старинный Бодбийский монастырь, расположившийся на расстоянии 2 км от городка Сигнахи в Кахетии, хранит в своих стенах мощи святой равноапостольной Нино – великой Просветительницы Грузии, проповеди которой привели к Христу всех жителей страны. Родившись в 280 году, на протяжении 35 лет проповедница занималась апостольским подвижничеством, а перед кончиной удалилась в миниатюрное местечко Бодбе, где и была похоронена. Спустя время над могилой Нино воздвигли храм Святого Георгия, рядом с которым и возник монастырский комплекс.

Мощи проповедницы хранятся в южном приделе храма. Ежегодно к ним приезжают тысячи паломников, стремящихся поклониться священным останкам и побывать на источнике Святой Нино, вода в котором считается целебной. Наряду с мощами, в монастыре содержится еще одна почитаемая святыня – мироточивая Иверская икона Божией Матери. В советский период в монастыре действовал госпиталь, и на образе до сих пор видны следы скальпеля, оставшиеся там как воспоминание о больничном прошлом сооружения.

Патриарший собор Светицховели

Храм Светицховели – один из важнейших духовных центров православных жителей Грузии. Кафедральный собор находится в городе Мцхета и относится к числу крупнейших исторических сооружений государства. Благодаря богатой и насыщенной истории, а также значимости для христианства он входит в почетный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История святыни уходит корнями в IV столетие, когда по совету равноапостольной Нино иберийский царь Мириан III построил первую в государстве деревянную церковь. Во второй половине V века на месте церквушки возвели каменную базилику, а уже в XI столетии сооружение сменил современный трехнефный храм, воздвигнутый под надзором архитектора Арсакидзе.

Согласно преданиям, под спудом собора хранится хитон Иисуса Христа, который привез в Грузию раввин Элеазар. Во время казни священнослужитель пребывал в Иерусалиме и был свидетелем жребия, метаемого об одежде Спасителя. На место захоронения хитона указывает Животворящий Столп, у которого в прежние времена совершалось множество чудес и исцелений.

Монастырь Самтавро

В месте слияния рек Арагви и Мтквари, на территории города Мцхета, высится величественный монастырский комплекс Самтавро , состоящий из монастыря Святой Нино и Самтавро-Преображенской церкви. Сооружение возведено в IV столетии по повелению царя Мириана, которого впоследствии захоронили в стенах храма. Несмотря на многократные разрушения и реставрации, комплекс сумел сохранить оригинальные орнаменты, которые не имеют аналогов в грузинской архитектуре.

Внутри строения содержится много интересных святынь:

  • икона Святой Нино, обладающая чудотворным действием;
  • мощи анахорета Шио Мгвимского и проповедника Абибоса Некресского;
  • икона Иверской Божьей Матери;
  • могила царицы Наны;
  • часть камня с места захоронения Нино в Бодбийском монастыре.

Собор Сиони

Храм Сиони в Тбилиси входит в число двух главных православных сооружений Грузии. Свое название сооружение получило в честь иерусалимской горы Сион, которая в Библии называется «жилищем Божиим». Собор возвышается на побережье Куры в историческом центре столицы. Датой его основания называют VI столетие, однако за минувшие годы храм не раз разрушался и вновь восстанавливался.

Самая ценная святыня Сиони – Крест святой Нино, который, по преданиям, проповедница получила от Богородицы перед посещением Грузии. Сплетенный из виноградной лозы, после смерти Нино он долго хранился в соборе Светицховели, затем путешествовал по армянским храмам, бывал в России, а в 1801 году снова вернулся в Грузию. Сегодня крест размещается в серебряном киоте рядом с северными воротами алтаря храма Сиони.

Монастырь Джвари

По совершенству и оригинальности архитектурных форм монастырь Джвари близ Мцхеты не имеет равных в Грузии. Будучи шедевром грузинского зодчества, храм первым в стране попал в список ЮНЕСКО. Здание высится на вершине горы, где, согласно древним летописям, святая Нино установила Животворящий крест Господень.

Строительство здания пришлось на VI столетие. Изначально это была небольшая церковь, которая сегодня лежит в руинах. В 604 году рядом с ней состоялось торжественное открытие более крупного сооружения, освященного в честь Воздвижения Креста. На его фасадах сохранились старинные рельефы с изображением ктиторов, а внутри содержится современный крест, в котором хранятся частицы того древнего креста, установленного Нино.

Другие грузинские святыни

Путешествуя по территории Грузии, в городах и небольших деревушках страны можно увидеть немало других церквей, соборов, монастырей, в которых содержатся по-настоящему почитаемые реликвии:

  • Монастырский комплекс Шемокмеди – сохраняет самую древнюю грузинскую икону, датируемую 886 годом. Образ Преображения Господня доставили в храм из Зарзмского монастыря в XVI столетии. С того времени икона собирает тысячи паломников и туристов, приезжающих отдохнуть в Западную Грузию.
  • Гелатский монастырь – почитается благодаря усыпальнице царя Давида Строителя. Считается, что под его основанием похоронена царица Тамара, хотя по другим данным, ее прах был позже перевезен в монастырь Святого Креста в Иерусалиме.
  • Собор Влахернской иконы Божьей Матери – в храме размещаются мощи святых Иоанна, Георгия и Марины, частица пояса и риза Богоматери, а также часть губки, из которой Спаситель испил уксус.
  • – в это святое место паломники едут ради поклонения мощам святых Константина и Давида, которые были замучены захватчиками-арабами.
  • Храм Метехи – является местом захоронения святого Або Тбилисского и святой Шушаники, первой в Грузии великомученицы, погибшей от руки своего супруга-огнепоклонника.

Грузия – одна из первых приняла христианство и в программе каждого тура обязательно будет древний монастырь, церковь или собор. Я побывала во многих местах и составила свой список обязательных к посещению подобных мест, о которых я восхищенно рассказываю своим друзьям и знакомым.

Ванис Квабеби

Ванис-Квабеби – пещерный монастырь, рядом с Вардзией. Чтобы подняться к Ванис Квабеби нужно пройти в крутую гору около 500 метров, причем дорога идет змейкой и 500 метров превращаются в километр. Подъем не из легких. Живут в монастыре 6 монахов. Одна из них расположена на вершине в скале, нужно подниматься по тоннелям и вертикальным лестницам. Страшно!Очень! В Ванис-Квабеби я буду возвращаться при каждой возможности. Пол сравнению с Вардзией – он не примечателен, но энергетика очень сильная в этом месте. Нам удалось пообщаться с монахами. Я не могу описать словами ощущения, которая я испытала в Ванис Квабеби. Просто поезжайте и убедитесь сами.


Зеленый монастырь – расположен он в районе Боржоми. Это было первый монастырь в Грузии, где я почувствовала невидимую силу. В древнем веке в монастырь пришли турки и убили всех монахов. По сей день в лесу вокруг монастыря находят камни красного цвета, считается, это кровь монахов. На территории есть небольшая церковь, куда может зайти каждый человек. По периметру церкви стоят иконы монахов, я зашла туда одна, вокруг меня не было никого, кроме этих икон и той самой силы.


Давид Гареджи – с придыханием рассказываю всем о нем. Одна часть монастыря расположена на территории Грузии, другая – в Азербайджане. Давид Гареджи – огромный монастырский комплекс. Много кельей расположены по другую стороны горы от главного монастыря — лавры св.Давида. С высоты горы открываются потрясающие виды на разноцветную пустыню. Говорят, монахи монастыря делают самое лучшее вино – Саперави. На мой взгляд, Давид Гареджи – уникальное место и я рекомендую побывать здесь каждому.


Моцамета – монастырь Святых Давида и Константина. Находится в пригороде Кутаиси. Мощи Святых сейчас находится в главном храме, на возвышении справа от входа. Под ним сделан проход высотой примерно в половину человеческого роста. Нужно несколько раз обойти ковчег вокруг проползая через этот проход. На территории монастыря очень тихо, уютно и спокойно! Слышен лишь шелест листьев и журчание воды в каньоне. Атмосфера здесь умиротворенная!


Столп Кацхи – пятое заслуженное место за свою необычность. Мне было интересно посмотреть. Поехала бы я второй раз? Нет. Но тем, кто не был – увидеть надо обязательно.

Знаменитые христианские храмы и монастыри в Тбилиси и за его чертой
Достопримечательности Грузии

Практически каждое кавказское поселение, будь-то мегаполис или небольшая деревушка, - многонационально и «многоконфессионально», если можно так выразиться. Грузия, в том числе и Тбилиси – не исключение!

В столице Грузии – городе Тбилиси – живут много народов, разных религий. Основное большинство, конечно же, составляют грузины. Но в городе также имеются большие диаспоры армян, азербайджанцев, турок, русских, украинцев, евреев и др. народов. Живут все дружно, без больших конфликтов и потрясений. Соответственно, в Тбилиси можно видеть грузинские и армянские христианские церкви, еврейские синагоги, православные церкви и мусульманские мечети.

Многие кавказские народы, в том числе и грузины, являются одними из первых , кто принял христианство , как национальную религию. Произошло это в далёком 326 году. Так, например, древняя Армения – это первое государство, официальной религией которого являлось именно христианство. Покровительницей Грузии считается Пресвятая Богородица .

С тем, что Грузия – христианское государство среди многих мусульманских, связано немало трагических событий в её истории. Одно из них произошло в 1226 году, когда в Тбилиси вторгся хорезмский шах Джалаладдин. Он приказал местному населению осквернить свои христианские святыни, иконы и церкви, но многие отказались совершить этот кощунственный поступок. Тех, кто отказался, жестоко казнили. Мусульманский правитель Джалаладдин не пощадил ни женщин, ни детей, ни стариков. Убиты были все, кто не принял мусульманство. И, к большому сожалению, подобных печальных событий история грузинского народа знает много.

Но великий грузинский народ смог достойно пройти это испытание, они сохранили свои традиции, свои устои, свою религию, свою национальную неповторимость.

В самой Грузии осталось много христианских храмов. Например, храмов Святого Георгия (одного из самых почитаемых христианских святых в стране) в Грузии насчитывается свыше 350. Христианские храмы на Кавказе – это не только место духовного причисления, но и культурные и образовательные центры, «крепости», в которых местное население отбивалось от мусульманских захватчиков. Поэтому, христианские храмы в Грузии – уникальны в своём роде, таких храмов больше в мире нигде нельзя увидеть!



Буквально в нескольких километрах от современного Тбилиси находиться древний город Мцхете – символ христианства в Грузии и национально-освободительной борьбы против иноземных захватчиков. Самым главным архитектурным сооружением в городе является огромный кафедральный собор Светицховели , который был возведён здесь ещё в XI веке...

Не менее удивительна и красива в Мцхете и древняя церковь Джвари , построенная в VI веке. Храм Джвара (храм Святого Креста) стоит на высокой горе, откуда открывается прекрасная панорама на слияние двух величественных рек – Арагвы и Куры и на Тбилиси. Отсюда этот огромный город смотрится буквально, как небольшое поселение посреди гор и рек. Напротив этого монастыря стоит собор Светицховели...

Ещё одной привлекательной христианской церковью в черте Тбилиси является церковь Анчисхати , или церковь Святой Марии. Она находится не в Мцхете, а в самом Тбилиси, в его «старом» городе. Анчисхати была построена в VI веке, но потом была полностью разрушена. В XVII веке её восстановили в первозданном виде...

В «старом» городе Тбилиси находится также и , построенный здесь ещё в VI-VII веках. Этот собор был назван в честь Иерусалимского Сиона. Тбилисский Сион имеет очень бурную историю...

На центральной улице Тбилиси – проспекте Шота Руставели, находиться церковь Кашвети , которая была возведена архитектором Л. Бильфельдом относительно недавно – в 1910 году. Церковь Кашвети – это практически точная копия святой церкви Самтависи, построенной в XI веке, и затем полностью разрушенной...

Недалеко от городской речки Мтквари находиться святой храм Метехи , также имеющую трагичную историю. Как и многие христианские храмы, этот храм много раз буквально «стирали» с лица земли, но каждый раз его вновь восстанавливали. Церковь Метехи была возведена в XII веке. Здесь много раз молилась царица Тамара ...

На святой горе Мтацминде, которая находиться в самом центре города, стоит церковь Святого Давида , возведённая в середине XIX века. По легенде, основание этой церкви заложил сам святой Давид. В конце VI века он поселился здесь, на склоне горы Мтацминды...

На проспекте Церетели расположена церковь Дидубийской Божьей Матери, также построенной в XIX веке. Этот храм был возведён на месте более древней церкви, которую, по преданиям, построил грузинский царь Георгий III в честь рождения своей дочери – Тамары...

Страницы: 1

Шио-Мгвимский монастырь я планировал посетить еще в свой первый приезд в Мцхету, но тогда таксист отговорил нас под предлогом, что после дождя 10 км грунтовки будут совсем мучительны, и вместо Шио мы попали в крепость Ананури. В этот же раз я сам был на колесах, поэтому отговорить меня было некому. Возле монастыря Самтавро, о котором был рассказ в посте про Мцхету, второстепенная дорога уходит в гору - это и есть единственный автомобильный путь к монастырю.


Дорога здесь одна, поэтому заблудиться не получится. Лишь в одном месте она раздваивается, но вторая часть ведет на какой-то режимный объект, огороженный шлагбаумом, это видно. Не знаю как тут во время дождей, но в сухое время мы легко одолели все 10 км на малолитражке.

Летом здесь, думаю, очень красиво:

// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


В какой-то момент дорога идет вдоль Куры:

// vartumashvili.livejournal.com


И вскоре заканчивается прямо у ворот монастыря.

// vartumashvili.livejournal.com


Шио-Мгвимский монастырь - средневековый монашеский архитектурный комплекс, неподалеку от города Мцхета. Он расположен в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Мтквари (Кура), примерно в 30 км от Тбилиси. Первая монашеская община на этом месте была основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы, отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио). Шио-Мгвимский монастырь быстро превратился в крупнейшую монашескую общину Грузии, и к концу VI века его населяли более, чем 2000 монахов. Монастырь стал оживлённым центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем католикоса Грузии. Падение единого грузинского царства и непрекращающееся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил когда грузинский царь Георгий VIII (правил 1446-1465) предоставляет Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х гг. использовали его в качестве семейной усыпальницы. Несколько раз монастырь опустошался и разорялся, а в конце концов и вовсе был закрыт советской властью, хотя богослужения тайно продолжались. Сейчас монастырь действует и привлекает много паломников и туристов.

// vartumashvili.livejournal.com


Уже на входе понимаешь, что монахи здесь не бездельничают. Словно в подтверждение этих мыслей я замечаю одного из них, несущего на себе в гору полную двадцатилитровую канистру.

// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


Начну с того, что сразу бросается в глаза - большая церковь, необычной для грузинских храмов архитектуры. Верхняя церковь (Земо Эклесия) названная в честь Божией Матери является центральной частью Шио-Мгвимский монастыря и построена на рубеже XII века по приказу царя Давида IV. Первоначально купольная церковь, она была впоследствии уничтожена иностранным вторжением и восстановлена в 1678 году, как базилика.

// vartumashvili.livejournal.com


Вход. Внутри храма можно увидеть хорошо сохранившиеся фрески, но фотографировать там нельзя. Хотя запрет легко обойти, скрывшись за одной из колонн, я все же не стал этого делать.

// vartumashvili.livejournal.com


У церкви есть балкончик. Наверное, там какие-то бытовые помещения.

// vartumashvili.livejournal.com


В окне виден популярный в Грузии крест из виноградной лозы (крест Св. Нины) и терновый венок:

// vartumashvili.livejournal.com


К храму примыкает здание, похожее на резиденцию какого-нибудь высшего церковного чина. Здание спрятано за воротами и заходить туда нельзя.

// vartumashvili.livejournal.com


А напротив церкви, предполагаю, расположены кельи. Так я решил, потому что больше им просто негде быть. Интересно, а где в славные времена жили 2000 монахов, если сейчас места хватит от силы на несколько десятков?

// vartumashvili.livejournal.com


Здания на территории монастыря построены будто ступенями - Верхняя церковь соответственно на верху, если спуститься ниже, то можно увидеть небольшую и с виду невзрачную церквушку. На самом деле это один из древнейших храмов в стране, к тому же сохранившийся почти в первозданном виде.

Самая ранняя постройка на территории монастыря - храм Святого Иоанна Крестителя (построен в 560-580 годах). Это крестообразная в плане церковь, очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся и вырытые монахами пещеры и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей. Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном Музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году.

// vartumashvili.livejournal.com


Роспись церкви. Здесь мне разрешили фотографировать.

// vartumashvili.livejournal.com


Под решеткой - яма, в которой жил и умер святой Шио. Шио Мгвимский - анахорет, пустынник, один из наиболее почитаемых святых Грузинской церкви, основатель монашества в Грузии. Почитается как чудотворец в христианстве. Я не буду рассказывать о его жизни, иначе пост будет длинным.

// vartumashvili.livejournal.com


К храму примыкает трапезная, построенная между XII и XVII веками, и соединенная переходом с пещерой святого Шио.

// vartumashvili.livejournal.com


Вид от трапезной:

// vartumashvili.livejournal.com


Украшение трапезной:

// vartumashvili.livejournal.com


Вид на храм Иоанна Крестителя снизу, с "низшей ступени". Здесь позволю себе высказать свое "фи" тем, кто проводил (а заодно тем, кто заказывал, оплачивал и принимал) реставрацию монастыря. Черепица это, конечно, красиво, но здесь как раз тот случай, что не всегда: во-первых, такие объекты надо реставрировать в максимальном соответствии с тем, как оно было раньше, а, во-вторых, без этой черепицы церковь (как и остальные постройки) смотрелась куда солиднее и древнее.

// vartumashvili.livejournal.com


"Домик" для свечей на могиле возле старого храма:

// vartumashvili.livejournal.com


Когда святой Шио появился в этих местах и о монастыре еще никто и не думал, он поселился в одной из пещер в северной части монастыря у самого основания навесающей скалы. Впоследствии многие его последователи и монахи брали с него пример и жили здесь в пещерах.

В Светлый, пасхальный, понедельник мы ходили с парижанкой Аллой (паломницей, которая тоже останавливалась в монастыре на Елеоне) на службу в Свято-Троицкий собор.

Он - в ведении Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Московского Патриархата.

2


В 7 часов утра в храме была Божественная литургия,



затем — Крестный ход вокруг собора.

1


1


1


Пел прекрасный хор Троице-Сергиевой Лавры, приехавший сюда.

1


Давно я не слышала такого чудесного пения!

Церковные службы Светлой седмицы — короткие.

Даже странно, ведь службы в Великий пост (в монастырях) длились по 5 и более часов утром и по 2-3 часа — вечером. А тут — где-то около часа.

Нам с Аллой после монастырских длинных служб с частыми земными поклонами (Великий пост ведь шел!) было как-то непривычно. Но - все Слава Богу!

Свято — Троицкий собор.

3


Строительство этого храма было начато в 1860-м году к северо-западу от Старого города. Совсем недалеко от него. Пешком можно дойти.

В 18-м веке русские паломники остро нуждались в своем русском храме, где они могли молиться на родном языке.

В этом, 2017-м, году, кстати сказать, празднуется 145 лет со дня освящения Свято — Троицкого собора.

Вообще этот 2017-й год богат на наши юбилеи в Иерусалиме.

Помимо 145-летнего юбилея в Свято-Троицком соборе, будет празднование 135 — летия со дня основания Императорского Православного Палестинского общества.

А также празднование 200 — летия со дня рождения архимандрита Антонина Капустина, первого начальника Русской Духовной миссии, который так много сделал для физического русского присутствия на Святой земле.

Он покупал земельные участки по всей Палестине, строил паломнические дома для русских православных людей, храмы, приюты.

После утренней службы в Свято-Троицком соборе мы с Аллой пошли в Старый город к Яффским воротам и встретили там паломницу, москвичку Марину, с которой мы имели «хождение по мукам» в Старом граде Иерусалиме в ночь перед схождением Благодатного Огня (я об этом подробно рассказывала в моей 6-й части).

Марина приехала в Иерусалим в… 16 (!) раз!

Она убедила нас идти в монастырь Святого Креста (еще монастырь называют монастырем Животворящего Креста), который построен на месте, где росло Древо, из которого впоследствии был сделан Крест Христов, на котором Его распяли.

Этот монастырь расположен в красивой долине Креста в западной части Иерусалима. Монастырь Святого Креста — по дороге на Хадассу (медцентр), как ехать в Русский Горненский монастырь, в район Эйн-Керем.

Этот монастырь расположен недалеко от Кнессета (израильского парламента). Эта часть Иерусалима называется Новым городом. И мы шли туда пешком от Старого города.

Монастырь Святого Креста — один из древнейших монастырей Иерусалима.

5


5

Очень величественный и красивый. Напоминает монастыри Афона.

Жаль, не догадалась прогуляться по окрестностям и издалека сделать снимок монастыря и его крепостных стен.

Действительно, внушающе. Очень похож на крепость: стены — из крупных блоков, небольшие окна, единственный вход — узкие и низкие ворота.

2

Его древние пожелтевшие от времени стены манят к себе…

2

Он очень долгое время был закрыт для всех.

И только в 1985-м, по распоряжению Патриарха Иерусалимского открыл свои двери посетителям.

Но перед тем, как мы переступим порог этого чудо-монастыря, расскажу кратко, тезисно, его историю

КЕМ И КОГДА БЫЛ ОСНОВАН МОНАСТЫРь?

Тут несколько легенд на сей счет:

1. В 4-м веке императором Св. Константином и его матерью Св. Еленой.

2. 4-й век. Грузинским христианским царем Мирианом 3-м, который совершил паломничество на Святую землю.

3. Монастырь построен в 6-м веке византийским императором Ираклием. Он победил персов и отнял у них Крест Господень, на котором Он был распят.

4. Был построен в годы царствования византийского императора Юстиниана в 6-м веке. Именно 6-й век был «золотым веком» монашества на Святой земле.

Видите, как много легенд возникновения этого монастыря, какой он древний?

Без сомнения то, что монастырь Святого Креста был основан в Византийский период истории Иерусалима.

В одной из рукописей библиотеки Иерусалимской Православной церкви упоминается этот монастырь и его местоположениe в 6 — 7-м веках.

Самым страшным для христиан было время арабского правления халифа аль-Хакима из династии Фатимидов. В 1009-м году по его приказу в Иерусалиме были разрушены большинство монастырей и церквей.

Были сильно разрушены и опустошены Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня - другое его название) и монастырь Святого Креста.

ВРЕМЕНА ГРУЗИНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МОНАСТЫРЕМ

Пришедший в упадок монастырь после времен халифа аль-Хакима был вновь отстроен на средства грузинского царя Баграта 3-го и большими стараниями и талантом грузинского монаха с Афона Прохорa.

Это было до вступления крестоносцев в Иерусалим (до 1099 г.).

Монахи, населившие монастырь после восстановления его, были греками и грузинами, многие из них пришли с Афона, из Греции.

Oчень помогал грузинский царь Давид 4-й Строитель (жил около 1073-1125)

В то время в монастыре жили около 100 монахов. Монастырское хозяйство было крепким. Монастырь покупал все новые и новые земли себе.

Правда, когда пришли крестоносцы, поотнимали они земли православных в пользу католиков.

Особенно расцвел монастырь Святого Креста после того, как крестоносцы оставили Иерусалим.

В 12-м веке, в правление Грузией царицы Тамар, расцветал монастырь.

4


В Иерусалим прибыл грузинский знаменитый поэт Шота Руставели, написавший эпическую поэму «Витязь в тигровой шкуре». Царский двор послал его с миссией реставрации монастыря, пострадавшего после крестоносцев.

Во время пребывания Шота Руставели там число монахов значительно выросло. Много было ученых монахов, писавших богословские трактаты, переписывающих древние манускрипты.

При Шота Руставели были обновлены настенные фрески. Они были выполнены в иконографическом стиле.

4


Интересно, что сам поэт тоже был изображен на первой церковной колонне справа.

И что вы думаете? Я так увлеклась там колодцами и добыванием воды из них (рассказ и показ ниже), что не осмотрела по — хорошему настенные фрески в церкви и знаменитые мозаичные полихромные полы (там виден, говорят, даже древний мозаичный пол 6-го века). И я, балда, прошла мимо всей этой красоты! Естественно, фот нет. К великому моему сожалению. Даст Бог, в следующий мой приезд в Иерусалим снова пойду в этот монастырь тщательно лицезреть его красоту.

Но вернемся к Шота Руставели.

Есть еще одно предание, что не посылал его царский двор с поручениями в Иерусалим. Он сам прибыл сюда за гробом горячо любимой им царицей Тамар, которая завещала быть погребенной на Святой земле. И здесь царедворец Шота Руставели принял монашеский постриг. А затем с братией монастыря тоже расписывал стены церкви монастыря.

Есть версия, что именно в этом монастыре поэт написал своего «Витязя в тигровой шкуре». Говорят, что в этом монастыре он умер и похоронен прямо за алтарем. Но точное место его захоронения неизвестно.

Как, впрочем, и неизвестно погребена ли царица Тамар в этом монастыре. По одному из преданий, - да, погребена. По другому преданию, - она упокоилась в Гелатском монастыре в Грузии.

В монастыре Святого Креста есть единственный "автопортрет" Шота Руставели.

Он изобразил себя маленькой фигуркой, преклоняющейся перед двумя святыми- Максимом Исповедником (слева) и Иоанном Дамаскиным (справа). Здесь же — надпись на грузинском: «Расписавшему сей храм Шоте Руставели да простит Бог грехи, аминь. Руставели».

В 13-м веке пришли мамлюки, захватили монастырь, изгнали всех монахов из монастыря, церковь православную превратили в мечеть, а монастырь — в школу для дервишей.

Слава Богу, в этом же веке монастырь, церковь и его владения были возвращены православным вмешательством византийского императора Андроника 2-го.

Но монастырь был реорганизован. Монашеская грузинская община была устроена по образцу греческих православных общин Иерусалима того времени.

Монастырь процветал с начала 14-го и до начала 16-го веков. Потом Палестина перешла под власть турок.

До 16-го века в Иерусалиме было много грузинских монастырей. Не один только монастырь Святого Креста.

Но долг грузинской общины стал расти и достиг огромных размеров. Начали продавать земли, сдавать в аренду грузинские монастыри другим христианским общинам, которые стали со временем присваивать их себе.

В 17-м веке у грузинской общины в Иерусалиме оставался всего один монастырь — монастырь Святого Креста.

4


И тот вскоре попал в руки кредиторов.

Грузинских монахов оставалось очень мало в монастыре. Сам настоятель монастыря проживал в Грузии. Не в монастыре в Иерусалиме.

Монастырю в это тяжелое время помогла греческая Иерусалимская Православная Патриархия.

Долги монастыря ими были выплачены. И грузинский монастырь перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Монастырь стал принадлежать грекам.

Грузины владели монастырем 7 веков. Вы только вдумайтесь в эту цифру…

МОНАСТЫРь СВЯТОГО КРЕСТА С 18-ГО ВЕКА И ПО НАШИ ДНИ

В течение всего 18-го и до половины 19-го веков монастырь был действующим. Здесь проживало много монахов, несмотря на постоянные угрозы мусульман.

В 1848 году к Иерусалимскому Патриарху обратилась Русская Православная Церковь за разрешением об учреждении в монастыре Святого Креста Русской Dуховной миссии. Но у Иерусалимского Патриарха были свои виды на монастырь.

Здесь была образована богословская школа.

В 18-м веке было достроено 3 этажа, перестроена трапезная, переделаны монашеские кельи, создан музей.

Это был первый музей в Иерусалиме, где среди церковных экспонатов были выставлены многочисленные археологические находки.

В бывшем (теперь уже можно так сказать) монастыре была крупнейшая библиотека во всей Палестине.

Богословская школа для подготовки духовенства действовала более 50-ти лет, до 1908 года, когда ее закрыли из-за экономических трудностей.

Многие десятилетия здесь проживал только один настоятель, который был и сторожем.

За эти долгие годы безвестности здание монастыря (и снаружи, и изнутри) было повреждено временем. Полихромные мозаичные полы разрушались, замечательные настенные росписи исчезали. Значительная часть памятников и древностей монастыря оказалась утраченной.

В 70-х годах прошлого века проводилось полное восстановление здания, частичная консервация настенных фресок.

С 1985 года — это монастырь-музей.

Вот такая долгая история монастыря Святого Креста. По которой можно и политическую жизнь страны отслеживать. Не только жизнь монастыря.

А теперь зайдем в монастырь и исследуем его.

2

Монастырь стоит на том месте, где, по преданию, Лот вырастил дерево из трех пород (сосна, кипарис и кедр).

Эти три дерева срослись так, что стали одним древом. И именно из этого Древа был сделан Крест Христов для Его распятия.

А было так, как рассказывает нам Библия.

Лот с семейством покинули проклятый Богом Содом, убегая в Сигор.

Его жена по пути оглянулась (а это было запрещено Господом) и превратилась в соляной столб.

Лот остался с двумя дочерьми и поселился в сигорской пещере.

Эти дочери думали, что Всевышний истребил весь род людской за грехи его и что остались только они втроем.

И дочери Лота, чтобы продлить род свой, напоили отца своего вином и соблазнили его. (Бытие., гл. 19) И родили от него каждая по сыну. От которых пошли моавитяне и аммонитяне.

Лот был в отчаянии, когда узнал, что натворили его дочери. И вот здесь заканчивается Святое писание о Лоте и продолжается его история в преданиях церкви.

Господь хотел наказать Лота за такой грех. Но потом Он дал Лоту 3 ростка и повелел посадить их, поливать и растить.

Лот 40 лет носил воду аж из Иордана и поливал деревья.

Они срослись в одно. И выросло то Крестное дерево.

Что только ни хотели из него сделать. Но ни для чего не подходило оно, потому что изначально это Dрево предназначалось для Крестного распятия Христа.

В этом монастыре есть место, где, по преданию, и росло Dрево Лота.

3


3


А еще там есть колодцы.

Мы нашли два на территории монастыря.

2

Один из них — в монастырской трапезной.

2

Мы даже сумели зачерпнуть эту воду из колодца и взять водицу с собой.

Но очень авантюрно у нас происходило добывание воды.

Мы увидели неподалеку восточный кувшин. Связали свои 5 головных платков узлами, привязали к кувшину и опустили его в колодец.

И воду мы добыли!

1

2

Хороша водица! Мы налили ее в бутылочки, что принесли с собой, испили водицы и даже умылись ею.

Трапезная — место, где отчетливо чувствовалось прошлое.

Там — каменные столы. За ними сидела братия, ела простую, непритязательную пищу, пили воду из колодца (вот из которого мы сейчас пьем!).

Во время трапезы монах нес послушание — громко читал молитвы. Так было положено. Слышу голос этого монаха из глубины веков…

Мы с паломницами пьем воду. Молчим…

3