Охранять природу - значит охранять родину. Классный час на тему: "Охранять природу, значит охранять Родину" Охранять природу значит защищать родину

"Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – леса, луга, степи, горы. А человеку нужна Родина – будем охранять природу, значит будем охранять Родину". М.Пришвин
Не знаю, сможет ли кто нибудь сказать сильнее и правильнее про Природу, чем когда то сказал Михаил Михайлович Пришвин. Здесь выражена любовь и забота к окружающему миру, флоре, фауне, Родине, Природе и всему нашему Роду. Вслушайтесь в эти сильные слова, несущие мощную энергетику: РОДители, РОДственники, РОДина, приРОДа - это все, что мы должны оберегать и охранять.
К чему все это пишу? Давайте не будем забегать вперед, а совершим прогулку со мной в один из морозных, выходных дней по территории. В конце репортажа хочу задать вопрос. Хорошо?!Тогда поехали!

Ночью резко похолодало, деревья покрылись куржаком, морозный свежий воздух освежает, дышится легко.

Сибирские пейзажи радуют, сердце наполняется любовью ко всему Сущему. Посмотри на эту веточку, покрытую пушистым инеем. Это же само совершенство!

А это, одиноко стоящее дерево, ни кого не оставит равнодушным.

Мы, с напарником Алексеем, решили провести новогодний праздничный день, сочетая приятное с полезным. Произвести осмотр лесов, на предмет выявления лесонарушений, прогулять собак, поэтому взял всю свору и конечно же сделать хорошие снимки для ЖЖ.
Хоть и стоит холодная погода, горные ручьи не замерзли.

А на вершине наоборот, потоки стекающие по дороге замерзли и все превратилось в трассу для слалома.

Вдруг! Помните у Некрасова, «В лесу раздавался топор дровосека»... ?
Убирая профессиональные подробности скажу:-С почином!

Пока общались с товарищами, которые нам вовсе не товарищи, услышал рядом повизгивание Мурзы. Подошел, копает под корневищами. А что же ты один, где свора?

Пока по навигатору смотрел где собаки, у Мурзы перед носом выскочил соболь. Заскочил на пихту и с 2-х метровой высоты заурчал на него. Щенок (по собачьим меркам Мурза еще щенок) от такой наглости "дар речи" потерял. Впрочем и я! Поспешно успел сделать только один, не удачный кадр.
Соболь спрыгнул и понесся прочь. Мурза с визгом за ним.

Навигатор показывает, Умка с Шайбой от нас 2,5 км, бегут по прямой. Значит Хан и Найда то же с ними. Соболь так не бегает, за кем это они?
А, все понятно! Это Шайба всю свору сбила с панталыги. Есть у нее такой порок, за зверем гнаться. С детства щенков отучаю не охотиться за копытными, крупным зверем, а только за соболем. Биты за это не раз. Только Шайба упертая, нет, нет да срывается, вдобавок всех собьет с пути истинного. Придется на снегоходе, через такие заломы вверх в гору лезть, пешком не догоним! Уйдут за перевал можем потерять, там везде браконьеры петли на кабаргу расставляют. Об этом уже писал ранее.

С большим трудом пробрались на самую вершину.

А тут на тебе! Браконьерское логово, "кабаржатники"! От него идут в разные стороны путики. Принимаем решение, пройти по путикам, снять все петли. Один снимает, второй с оружием охраняет. Поэтому фотографий этой части операции нет, не до этого было.

В конце браконьерской тропы нашли припрятанный пакет с петлями и куском печени, скорее всего кабарги.

Все это уничтожили, значит спасли десяток каборожек.

К вечеру Умка и Хан вернулись к нам, были наказаны. Вот они, виновато прячутся.

Шайбу и Найду нашли через несколько дней. Шайбе я этого не простил, расстался с ней, отдал знакомым. Найда получила предупреждение.
Мы с Алексеем получили осуждение со стороны знакомых за то, что сняли браконьерские петли. То, что лес не даем пилить, молодцы, это наша работа! А вот петли..., в круг наших обязанностей не входит, значит не по понятиям!
А если я не хочу жить по понятиям, а по совести?! Разве бороться с браконьерами это работа только охотоведов и госинпекторов, не давать уничтожать лес работа только лесников, защищать Родину только работа военных?!
Что бы защитить своих РОДителей, РОДных, РОДственников, РОДину,приРОДу нужны какие то специалисты?
Дорогой друг! А ты как думаешь?

Р.S. Материал лежит уже 2 месяца, все размышлял, публиковать или нет?!




Виды сказуемых: глагольноеименное прост ое глагол в форме какого- либо наклонения Глагол-связка + именная часть Девочка пошла в магазин. Напишите это предложение в тетрадях. В тот день отец был весел. соста вное вспомогат. глаг. инфинитив (выражает грам. знач. + смысл.знач. сказуемого) Она любит гулять по вечерам в парке.




Способы выражения подлежащего Именительный падеж существительного Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин). Именительный падеж местоимения Что мне поёт? Что мне звенит? (А. Блок); С тех пор уже никто не заговаривал с Татьяной (И. Тургенев); Это, кажется, наши противники? (М. Лермонтов) Другие части речи, употреблённые в значении существительного Новое в жизни требует и новых названий (С. Сергеев Ценскии); Танцующие теснились и толкали друг друга (А. Куприн); Завтра не будет похоже на сегодня (И. Гончаров); Даже «эй» предполагает второго, могущего обернуться (Б. Шкловский). ЧислительноеИ опять идут двенадцать... (А. Блок); Семеро одного не ждут (пословица). Неопределённая форма глагола (инфинитив) Жить это только привычка (А. Ахматова); Ничего не сказать теперь значило оскорбить её (Л. Толстой). Синтаксически цельные словосочетания В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (М. Лермонтов); Каждый из нас станет на самом краю площадки (М. Лермонтов); Ростову тотчас представилось что-то романтическое в этой встрече (Л. Толс­ той); Фразеологические (устойчивые) сочетания Ещё далее, почти на краю горизонта синеются Воробьёвы горы (Н. Карамзин).


Двусоставные предложения содержат два главных члена – подлежащее и сказуемое. Мальчик бежит; Земля круглая. Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое). Вечер; Вечереет. Односоставные по структуре предложения - это полные предложения. У них не пропущен второй член: второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.


Типы односоставных предложений Определённо-личные предложения Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица). Люблю грозу в начале мая. Беги за мной! Неопределённо-личные предложения. Глагол-сказуемое в форме мн. ч. 3-го лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол- сказуемое во множественном числе). Стучат в дверь. Постучали в дверь. Обобщённо-личные предложения действие может быть отнесено ко всякому лицу; Цыплят по осени считают (по форме – неопределённо-личное). От сказанного слова не отвяжешься. Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь. Безличное предложениеа) Светает; Светало; Мне везет; б) Тает; в) Мне (дат. падеж) не спится; г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу.

Экологический урок

(для учащихся 5-6 классов)

Охранять природу - значит охранять Родину.

Оформление: плакат: «Охранять природу – значит охранять Родину» - М.Пришвин,

плакат: земной шар с большой ромашкой и бабочкой, выставка работ учащихся по теме «Родная природа».

«Природа – единственная книга, содержание

которой одинаково значительно на всех страницах».

«Давайте, люди любить планету,

во всей Вселенной похожей нет».

Библиотекарь: Дорогие друзья! Константин Паустовский, замечательный наш писатель сказал: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

(Звучит музыка И.Дунаевского «Широка страна моя родная» и библиотекарь читает первый куплет песни)

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек…

1-ый чтец:

Возле речки в тумане

Чуть звенят тополя…

Может, ими и манит

Человека Земля?

2-ой чтец:

Иль берёзкой кудрявой

Нескупой на слова?

Или явором?

Явор – всем лесам голова!

3-ий чтец:

Иль плясуньей-калиной,

Что серёжкой трясёт?

Или первой травинкой,

Пробивающей лёд?

4-ый чтец:

Чем же, Земля привлекает?

Или этим, иль тем?

В суть вопроса вникая

Я так думаю – всем!

5-ый чтец:

И рябины кустами,

И лужком заливным,

И грибными дождями,

И дождём не грибным.

6-ой чтец:

Первой звонкой капелью

И росой на устах

Соловьиною трелью

В соловьиных кустах

7-ой чтец:

И родными местами

Где ты жил, где ты был,

И цветами, цветами-

Чуть о них не забыл!...

8-ой чтец:

Манят волею реки

И раздолья поля…

Не обманет вовеки

Человека Земля!

(А.Прокофьев)

Библиотекарь: Да, наша небольшая планета Земля добра к нам.Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Многие поэты и писатели посвящают свои произведения природе. Послушаем, о чём пишет поэт Сергей Викулов.

1-ый чтец:

Услышу ль сосен шум в полдневный час,

Журчанье струй средь камушков у брода,

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна, по имени Природа!

У ней для всех хватает доброты

И мы живём, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты –

поля, луга, леса, моря и реки.

2-ой чтец:

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три её основы.

Какая бы ни грянула беда –

Всё возродится снова.

3-ий чтец:

Но если…

Впрочем, в наш жестокий век

понятно всем, что это «если» значит?

О, Человек!

Природа-мать ни рек и ни морей

от глаз твоих не прячет.

Ни росных трав, ни голубых озёр…

Цени её доверие, Природы!

Не обмани его!

И в тёмный лес входи,

Как в храм под мраморные своды.

Библиотекарь: Поэт Николай Рыленков в своём стихотворении утверждает, что всё богатство русской природы принадлежит народу, значит и вам, детям.

1-ый ведущий:

Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны:

Вьюжных зим серебряная пряжа,

Кружева зелёные весны.

Летний полдень в поволоке зноя,

Вечер, заглядевшийся в ручей

Узорочье луговин цветное,

Тёплый воск желтеющих полей.

Расписные крылья листопада

Над бездонной синевой озёр.

Всё это твоё, и сердце радо

Целый мир влюбить в родной простор.

Библиотекарь: Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых её обитателей.

2-ой ведущий:

Послушайте!

Речушка вдоль околицы текла.

Негромкая…

Но мы её любили, дети,

Она ведь первою для нас была,

И, значит, лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь зелёная

И хвощ болотный вылез…

Как - будто люди целью задались

Убить её –

И своего добились.

(С. Викулов)

Библиотекарь: Поэту Глебу Горбовскому пришлось написать стихотворение

«Мёртвый лес».

3-ий ведущий:

Пожар отклокотал и умер

И умер лес, отзеленел…

Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел.

Медведь ушёл, удрали зайцы,

Хватили горя комары.

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес.

Что ни пихта – иссякла сила,

И что ни лиственница – крест!

Я уходил из этой жути

С больной тревогой за людей…

Не люди лес сожгли, не люди!

Не человек…Злодей, злодей.

Библиотекарь: А ведь лесу человек обязан многим! Чем же именно дорог нам лес?

1-ый чтец: Лес – наше богатство!

2-ой чтец: Лес – воздух лёгких, влага и тень.

3-ий чтец: Лес – наш друг: он задерживая влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай.

4-ый чтец: Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары – орехи, ягоды и грибы.

5-ый чтец: Лес – зелёный наряд нашей планеты.

6-ой чтец: Лес – дом для зверей и птиц.

Библиотекарь: Всё в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями.

Знаете ли вы, что?...

1-ый ведущий: Каждая сова уничтожает за один только год 1.000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год килограмм зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!

2-ой ведущий: У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу, где живёт кукушка, появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течении нескольких дней.

3-ий ведущий: Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров. Летучая мышь, весящая 7-8 граммов, за час ночной охоты поправляется на 1 грамм. За это время она может поймать и съесть 160-170 комаров.

Библиотекарь: Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».

Для рыбы нужны чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

Родина, родная природа…Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом.

7-ой чтец:

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

(З.Александрова)

(Песня о Родине)

8-ой чтец:

Всем известно, что жуки

Жужжат с досады и тоски

Но в кругу друзей жуки

Чудаки и добряки.

Я дружу с одним жуком,

Я с ним третий год знаком

Это счастье, если жук

И тебе не враг, а друг.

(К.Завойский)

(Песня «Добрый жук»)

1-ый ведущий:

На свете,

На свете нужны!

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых.

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мёд,

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки.

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны

Мы всё-таки очень друг - другу нужны.

(Б.Заходер)

(Песня «Не дразните собак»)

1-ый чтец:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

(В.Берестов)

2-ой чтец:

Хочу, чтоб в мире было много света,

Хочу, чтоб в мире было много лета,

И на траве – зелёная роса.

Хочу, чтоб в мире было меньше плача.

А больше смеха, радости, удачи.

Улыбок детских, как цветенье, зыбких,

Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.

(С.Ахматова)

3-ий чтец:

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом

Как ветер с лугом.

4-ый чтец:

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами.

5-ый чтец:

Давайте, люди

Любить планету.

Во всей Вселенной

Похожей нет.

6-ой чтец:

Во всей Вселенной

На всех одна,

Что будет делать

Без нас она?

1-ый ведущий:

Ты, дружок,

Смотри не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижать ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса,

Простор полей –

Всё, что зовётся
Родиной твоей.

2-ой ведущий:

Берегите землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики.

На травинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю! Берегите!

3-ий ведущий:

Берегите времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства
Дерево надежд и беспокойства,
Откровение Земли и Неба,
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите доброту и жалость,

Чтоб они за слабого сражались,
(М.Дудин)

Библиотекарь:

Нас много, ребята!
Везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём!

И всё это сделаем от чистого сердца и во имя нашей любимой Родины.

(Звучит песня сл.М.Пляцковского, муз.В.Шаинского «Улыбка»)

Наша Родина богата и прекрасна. Её бескрайние леса и моря изобилуют разнообразными зверями, птицами и рыбами. Её недра содержат большое количество полезных ископаемых. Её природа красива и величественна. Но всё это богатство не вечно, оно нуждается в бережном отношении и защите. Человек активно пользуется природными ресурсами: добывает полезные ископаемые, вырубает леса, уничтожает животных и ловит рыбу. Разумеется, всё это ему нужно для развития промышленности и просто для жизни. Нефть и газ служат топливом, древесина используется при производстве бумаги и в строительстве, мясо животных необходимо для пищи, а их шкуры — для изготовления одежды. Однако нельзя забывать, что природные ресурсы не бесконечны. Чтобы пользоваться ими длительное время, необходимо их восстанавливать. Человек должен думать не только о собственном благе, но и о будущем. Если он не будет заботиться
Об окружающем мире сейчас, неизвестно, что станет с нашей планетой через пару сотен лет. Многие виды животных и растений просто исчезнут, и будущие поколения их никогда не увидят. Загрязнение воды и воздуха приведёт не только к вымиранию животных, но и к ухудшению здоровья самого человека. Даже если мы будем просто соблюдать чистоту — не мусорить, окружающий мир станет немного чище и лучше.

Классный час

«Охранять природу, значит охранять Родину»

Цель: формирование ответственного отношения к природе.

Задачи:

1. формировать экологические знания, умение оценивать влияние человека на природу;

2. развивать представление о рациональном взаимодействии человека с природой; умение сравнивать и обобщать предметы и явления; творчество и фантазию;

3. воспитание внимательного, бережного отношения к окружающему миру; любви к природе родного края; выполнение правил поведения в природе и участия в природоохранной деятельности.

Оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска, пульты, презентация, Красная книга Смоленской области, видеоролики («Природа», «Земля в опасности», Национальный парк «Смоленское Поозерье»), экологические знаки, сигнальные карточки.

Ход классного часа

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

Природа – это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым,

Хотим мы в доме том жить вовеки.

Природа - это дом под снегом и дождем.

В любой мороз и зной устроен он на славу.

Храните этот дом, в котором мы живем,

На этот мирный дом имеем право. (А.Куклин)

Ребята, вы послушали стихотворение. О чем оно? Как вы думаете, какая тема нашего классного часа? (Охранять природу, значит охранять Родину)

А что такое природа? (ответы обучающихся)

Давайте полюбуемся красотой природы! (Просмотр видеоролика «Природа»)

Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, и бережном обращении.

Давайте посмотрим, что произойдет с природой, если человек не будет к ней бережно относится. (Просмотр видеоролика «Земля в опасности»)

Ребята, как вы думаете, какой можно сделать вывод? (Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь)

А как вы думаете, все ли хорошо в нашей окружающей жизни сейчас?

(Нет. Люди загрязняют реки, вырубают деревья, срывают редкие растения, охотятся на животных.)

Что же нужно делать для того, чтобы сохранить красоту природы на долгие годы? (Ответы обучающихся)

Масштабы влияния хозяйственной промышленности на природу в наше время стали таковы, что сейчас надо спасать природу от разрушения, а значит охранять ее. Охрана природы – это не только специальная система мер, направленных на предотвращение исчезновения природных ресурсов. «Охранять природу – значит охранять Родину». Вы видите, какая тесная взаимосвязь между понятиями природа и Родина.

Я приглашаю вас сыграть в игру «Хорошо или плохо». (У каждого обучающегося на парте лежат сигнальные карточки красного и зеленого цвета)

Сажать деревья.

Вырубать леса.

Охотиться на редких животных.

Сорвать редкие цветы.

Строить очистные сооружения на заводе.

Жечь костры в лесу.

Бросать мусор в речку.

Создавать заповедники.

Делать кормушки птицам.

Зачем сажают деревья? (Ответы обучающихся)

Что будет с редкими животными, если продолжится на них охота? А что произойдет с редкими растениями, если их человек будет срывать? (Ответы обучающихся )

Как человек позаботился об этой проблеме? (Ответы обучающихся)

- В 1963 году впервые появился список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, который получил название “Красная книга фактов”. Это книга тревоги, книга – предупреждение, в которой названы те животные и растения, которых на Земле осталось очень мало.

(Учитель показывает Красную книгу Смоленской области. Обучающиеся работают в группах с Красной книгой)

Ребята, а что такое заповедники? Для чего они нужны? (Ответы обучающихся )

Рассказ учителя о заповедниках Смоленской области

Заповедники Смоленской области

На территории Смоленской области расположен национальный парк "Смоленское Поозерье", также действует природный парк "Гагаринский".

(Просмотр видеоролика Национальный парк «Смоленское Поозерье»)

Национальный парк "Смоленское Поозерье"
Национальный парк «Смоленское Поозерье» был создан 15 апреля 1992 года на территориях Демидовского и Духовщинского районов. Создание парка преследовало цели сохранения уникальных широколиственно-тёмнохвойных лесов, изучения флоры и фауны региона, обеспечения использования возобновляемых природных ресурсов в природо-охранных и рекреационных целях. Сейчас национальный парк предлагает целый ряд туристических маршрутов в окрестностях посёлка Пржевальское, проводит культурные мероприятия, а также участвует в экологическом просвещении школьников. На территории парка более 35 озёр, большинство ледникового происхождения. Самые крупные - Сапшо, Баклановское. Большая часть парка (74 %) покрыта лесами. Обнаружены 65 видов растений, занесенных в Красную книгу Смоленской области, из которых 10 видов занесены в Красную книгу России.

Фауна представлена 10 видами земноводных, 5 видами рептилий, 205 видами птиц, 57 видами млекопитающих. Обнаружены 26 видов птиц и 6 видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Смоленской области, из которых 18 видов птиц занесены в Красную книгу России.

Природный парк "Гагаринский"
В 2006 г. было создано областное государственное учреждение «Природный парк «Гагаринский». Здесь имеются прекрасные возможности для туризма, охоты, рыбалки, оптимизируются эксплуатация и застройка парковой зоны. Леса - один из важнейших компонентов природы района. Основу современной фауны составляют животные, характерные для хвойно-широколиственных лесов. Это лось, кабан, медведь, косуля, пятнистый олень, белка, заяц, рысь и другие. Реки и озера богаты рыбой.

Мы с вами поговорили о проблемах загрязнения окружающей среды и о том, что должен делать человек, чтобы сохранить богатства природы.

Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру, и заодно еще раз вспомнить правила обращения с природой.

Игра «Экологические знаки»

    Не рви цветы.

    Не ломайте ветви деревьев и кустарников.

    Нельзя брать яйца из гнезд.

    Не разводите костер в лесу.

    Не сбивайте грибы, даже не съедобные.

    Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.

    В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

    Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

    Сажай деревья.

Беречь природу – дело каждого человека.

Рефлексия

(Самооценка с помощью пультов)

Итог классного часа

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас будет бережно относиться к ней.