Как совершить праздничный ид намаз дома. Как читать праздничный намаз

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Когда совершилась праздничная молитва, один из ангелов произнёс: “Пусть все знают, что Господь вас простил. Так возвращайтесь же в свои дома с радостью. Сегодня день вознаграждения”. И об этом также провозглашается на небесах».

Тем, для кого обязательны пятничные намазы, нужно совершать и праздничные. Тем же, кому пятничные намазы не обязательны, как, например, женщинам и детям, не обязательно совершать и праздничные намазы.

Для совершения праздничного намаза есть 5 условий: мыср (наличие города или большого села), изну ‘ам (общедоступность места), имам, коллектив, время.

Время праздничных намазов отсчитывается от момента, когда солнце после восхода поднимется на высоту три аршина до полуденного намаза.

Если по уважительной причине намаз ‘Ид аль-фитр не был прочитан в первый день месяца Шауваль, его можно совершить на второй день, но не на третий.

Праздничный намаз состоит из 2 ракаатов, но в отличие от пятничного, читается без азана и икамата и всегда коллективно.

На намаз ‘Ид аль-фитр намерение совершается следующим образом: «Я намерился прочесть 2 ракаата намаза ‘Ид аль-фитр, следую за этим имамом. Ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар».

Праздничный намаз читается следующим образом: после намерения произносится такбир, затем и имам, и стоящие за ним читают сана (восхваление), после 3 раза подряд, поднимая руки к мочкам ушей, говорят такбир. Руки между такбирами опускаются, друг на друга не кладутся. Затем имам, как и в других намазах, читает вслух суры, совершает поясной и земной поклоны и вновь встает на кыям второго ракаата и громко читает суры. После этого, закончив чтение, как в первом ракаате, он трижды поднимает руки и произносит такбир, а на четвертый такбир опускается в поясной поклон. После совершения поясного и земных поклонов заканчивает намаз как обычно.

Человек, задержавшийся, но успевший на намаз до того, как имам произнес приветствия, дочитывает свой намаз самостоятельно. Если опоздавший не успел присоединиться к имаму до приветствий, то читать затем намаз самому не следует, поскольку у праздничного намаза нет восполнения.

После совершения намаза имам дважды прочитывает людям проповедь и наставления, в которых рассказывается об обязанностях мусульманина в день праздника ‘Ид аль-фитр, а также сунне Пророка, связанной с этим днём.

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я видел, как в праздничный день посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед тем, как обратиться (к людям) с проповедью, совершил молитву, не произнося призыва на молитву. А затем он поднялся, опираясь на Биляля, и повелел (людям) остерегаться наказания Аллаха Всевышнего и побудил их к покорности Ему. Он увещевал людей и напоминал им (об Аллахе), а затем начал уходить. Дойдя же до женщин, он начал увещевать их и напоминать им (об Аллахе), после чего сказал : ″О, женщины, раздавайте милостыню, ибо, поистине, вы составите большую часть обитателей Геенны″. Тогда встала одна из женщин с загоревшими щеками и сказал: ″Почему же, о посланник Аллаха?!″ Тогда он ответил: ″Это – потому что вы много жалуетесь и проявляете неблагодарность (по отношению) к мужьям″. И тогда они начали раздавать в качестве милостыни свои украшения, бросая на одежду Биляля свои серьги и кольца». - [аль-Бухари, 978; Муслим, 885].

В пятничном намазе одним из условий была проповедь, в праздничном намазе проповедь является сунной. Если в пятничном намазе проповедь читается перед обязательным намазом, то в праздничном намазе проповедь читается после совершения намазов. Сообщается, что ′Абдуллах ибн ′Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а также Абу Бакр и ′Умар совершали праздничные молитвы до проповеди». - [аль-Бухари, 963; Муслим, 888].

В хадисе, переданном от Джабира бин Нафира, передаётся: «При встрече в праздник Ид сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорили друг другу: “Пусть примет Аллах от нас и от вас”».

Так будем же верить и надеяться на милость Всевышнего, прося Его о прощении, что наши посты и благие дела в этот священный месяц Рамадан будут приняты.

По мазхабу имама Абу­Ханифы, праздничный намаз является ваджибом. Из обоих праздничных намазов, совершаемый в день жертвоприношения, является более предпочтительным, ибо он упоминается в Коране. Более предпочтительно совершать этот намаз коллективно в мечети, но можно его совершить и самостоятельно.

Праздничный намаз имеет два ракаата. Время его совершения наступает с восхода солнца и продолжается до того времени, когда оно будет в зените.

Суннаты праздничного намаза

1. Отсрочить его совершение до того времени, когда солнце поднимется на высоту копья. Намаз же праздника разговения желательно отсрочить до времени, когда солнце поднимется на высоту двух копий.

2. Совершение его в мечети, если все в ней помещаются, а если нет, то на открытой местности. По мазхабу имама Абу-Ханифы желательно его совершать на открытой местности . И если намаз совершается в мечети, то женщинам желательно стоять у дверей и слушать проповедь.

3. Провести предыдущую ночь в бдении. Если человек совершал поклонение в большую часть ночи или же совершил вечерний, ночной и утренний намазы в джамаате, то это засчитывается ему как всенощное бдение.

4. Совершить полное омовение. Время его совершения наступает с полуночи.

5. Надушиться благовониями и надеть красивую одежду. Это желательно детям и взрослым мужского пола. Женщины же, если в возрасте, то придут на намаз в обычной одежде. А молодым или красивым женщинам нежелательно ходить на намаз в мечеть, а предпочтительней этот намаз совершать дома.

6. Идти пораньше на намаз (кроме как имаму).

8. Разадавать по пути милостыню.

9. Немного поесть перед намазом разговения и не есть до намаза жертвоприношения.

Метод совершения

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следущим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз разговения в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом)» .

После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар» , и после шести прочесть молитву . А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль­Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къаф» или суру «аль­А‘ла».

Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «аль­Фатиха». После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къамар», или «ал­Гъашия».

Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Праздничный намаз по мазхабу имама аш-Шафии

(Салат-уль-‘ид)

Салат-уль-‘Ид – это праздничный двухракаатный суннат-намаз, совершаемый в день Ураза-байрам (и Курбан-байрам) примерно через час после восхода солнца. Время его совершения следует уточнить у имама мечети накануне.

‘Ид-намаз можно совершать и дома, но мужчинам следует его совершать в мечети вместе с другими верующими. Желательно отправиться в мечеть по одной дороге, а вернуться по другой, ибо так поступал посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Перед совершением ‘ид-намаза произносят ният: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный суннат-намаз по случаю ‘Ид-уль-Фитра (Ураза-байрам (суннат-‘ид-намаз)) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается с другими мусульманами, то к нияту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».

Вслед за ниятом сразу произносят «Аллаху акбар» и, поднимая руки до уровня ушей, приступают к намазу. Кто знает, в начале намаза, как обычно, читает молитву «Ваджахту». По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и положив их на живот (как при чтении суры «Фатиха»), читают:

«СубхIаналлагьи валь хIамду лиллагьи ва ла илагьа илла ллагьу валлагьу акбар».

После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, читают ту же молитву. И так семь раз произносится «Аллаху акбар» и шесть раз читают молитву. Затем после седьмого «Аллаху акбар» читают «А ‘узу…» и суру «Фатиха». Далее все делают как в обычном намазе. Во втором ракаате перед чтением суры «Фатиха» опять произносят «Аллаху акбар» и читают ту же молитву точно так же, как и в первом ракаате, но только пять раз (молитву — четыре раза).

В обоих ракаатах после суры «Фатиха» желательно также читать что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате «Къаф», во втором – «Икътараба», а кто не знает, в первом – «Къул я аийугьал кафирун», во втором – «Къулгьу» («Ихлас»).

Кто совершает ‘Ид-намаз дома, лучше совершить его джамаатом (колллективно) вместе с остальными членами семьи (женой, детьми, матерью, сестрами и т. д.).

‘Ид-намаз желательно совершить и тем: кто находится в пути.

Кто не знает указанной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный суннат-намаз, имея ният совершить ‘Ид-намаз.

В Исламе есть два ежегодных праздника – это праздник разговения - Ид аль-Фитр (Ораза айт/байрам), который знаменует окончание поста в месяц Рамадан и праздник жертвоприношения - Ид аль-Адха (Курбан айт/байрам), который знаменует окончание хаджа.

Оба праздника начинаются с праздничного намаза – Ид (айт) намаз, который совершается через 30-40 минут после восхода солнца.

Согласно ханафитскому мазхабу, айт намаз относится к категории ваджиб, т.е. обязателен для всех тех, кому предписано совершать пятничный намаз.

Иначе говоря, путники, невольники и женщины освобождены от выполнения праздничной молитвы. Однако, по желанию женщины могут присутствовать на праздничном намазе, при условии соблюдения правил и этикета пребывания в мечети.

На праздничную молитву желательно брать с собой детей, чтобы они тоже учились Исламским обрядам, ведь этот светлый праздник является радостным днем для всех – мужчин и женщин, взрослых и детей.

Омовение и наряды

Мусульманам в этот день желательно совершить омовение, а мужчинам сделать так, чтобы от их тела исходили приятные ароматы. Желательно также одеться в лучшие наряды. Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Умар взял джуббу, недавно приобретенную на рынке, и пошел к Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Умар сказал: "Посланник Аллаха, возьми этот наряд и встречай в нем Ид и делегации"».

Ибн Умар в праздник Ид Аль-Фитр одевал лучшие одежды (Аль Бухари)

Прием пищи перед молитвой Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха

Перед тем как прийти на намаз Ид аль-Фитр (Праздника разговения), согласно сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, желательно съесть нечетное количество фиников или что-то сладкое, подтверждая тем самым окончание поста.

Cообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«В день разговения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников».

В другой версии (этого хадиса) сообщается, что (Анас, да будет доволен им Аллах,) также сказал:

«...и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно) съедал нечётное количество (фиников)». (Аль Бухари, 953)

Однако в Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения), желательно не принимать пищу перед намазом, чтобы после окончания молитвы отведать мяса жертвенного животного.

По дороге на праздничную молитву

По пути к месту совершения праздничной молитвы желательно чаще произносить такбир:

Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илля-Ллаху, ва-Ллаху акбар! Аллаху акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд!

Аллах велик, Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик! Аллах велик, хвала Аллаху!

Как совершается праздничный намаз Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха

Айт намаз выполняется коллективно под руководством имама. Он состоит из двух ракатов и отличается от других намазов тем, что в каждом ракаате праздничной молитвы совершаются дополнительные три такбира.

В первом ракате, после произнесения первого такбира и дуа “сана”, произносятся еще три такбира. Во втором ракате, после чтения Корана, перед тем, как совершить поясной поклон, произносятся ещё три такбира, а затем еще один такбир для поясного поклона.

Итого, в каждом ракате, в положении кыяма, в общей сложности произносится 8 такбиров.

Азан и камат перед намазом не произносятся.

После праздничного намаза все мусульмане поздравляют друг друга пожеланием: "Ид Мубарак!" - "Благословенного праздника!"

Праздничная хутба (проповедь)

После завершения праздничного намаза, имам, согласно сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, читает короткую хутбу на арабском языке. Нежелательно вставать и уходить сразу после завершения намаза, необходимо оставаться на месте и дослушать хутбу до конца. Совершение ид-намаза без хутбы или чтение хутбы до намаза – нежелательно (макрух).

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я присутствовал на праздничных молитвах, проводившихся посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакром, Умаром и Усманом, да будет доволен ими Аллах, и все они совершали молитву перед проповедью».

Поздравления с праздником Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха

Не возникает никаких сомнений в необходимости поздравить людей с приходом праздника Ид Аль-Фитр и Ид аль-Адха. В этом случае произносят следующие слова:

Так"аббалла Аллах Минна уа Минкум! Пусть Аллах примет это от нас и от вас!

В хадисе, переданном Джабиром бин Нафиром, сказано:

«При встрече в праздник Ид сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) говорили друг другу: "Пусть примет Аллах от нас и от вас"».

Возвращение домой с праздничной молитвы

Возвращаясь с места совершения молитвы, согласно сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, желательно изменить маршрут, т.е. если вы пришли одной дорогой, то желательно вернуться домой другой.

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«В день праздника пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно возвращался обратно с молитвы не тем путём (которым он шёл на неё)» (Аль Бухари, 986)

Что лучше всего совершать после праздничной молитвы

В дни праздника можно приготовить праздничный стол (дастархан), пригласить родственников, соседей, друзей. В эти дни особо поощряются поддерживание родственных связей, поэтому рекомендуем посетить своих родных и близких. Будьте доброжелательны, улыбчивы. Подавайте милостыню, творите доброе.

Ниже приведен порядок совершения праздничных намазов Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха.

НИЯТ

  1. Намерение

Выровняв ряды, следующий за имамом (муктади), совершает намерение:

«Я намереваюсь совершить два ракаата праздничного намаза (Ид аль-Фитр или Ид аль-Адха) за имамом ради Аллаха»

Стоять нужно прямо, ваши глаза должны смотреть туда, куда опустится ваш лоб в момент совершения земного поклона (саджда). Наклонять голову и класть подбородок на грудь нежелательно (макрух).

Ступни должны стоять так, чтобы пальцы ног были направлены в сторону киблы. Промежуток между обеими ступнями должен быть небольшим, размером примерно в ладонь. Не нужно ни сдвигать ступни слишком близко, ни расставлять ноги слишком широко.

Я намереваюсь совершить два ракаата праздничного намаза (Ид аль-Фитр или Ид аль-Адха) за имамом ради Аллаха

  1. ТАКБИР

Вступление в намаз

Имам вслух произносит такбир «Аллаху Акбар!». Совершающий намаз за имамом (муктади) произносит вступительный такбир «Аллаху Акбар», после имама. Все действия в намазе муктади должен совершать после имама. Нельзя опережать имама в произношении такбира.

Если муктади произнесет слово «Акбар» прежде, чем это скажет имам, то присоединение муктади к имаму будет не действительным и ему нужно будет заново произнести "такбиратуль-ихрам".

  1. КЫЯМ

В этом положении, как имам, так и стоящий за ним тихо читают вступительное дуа «сана» (другое название – «Субханака»):

Cубханакаллахумма уа бихамдик, уа табарака смук, уа та’аля джаддук, уа ля иляха гойрук

  1. ТАКБИРЫ

Дополнительные такбиры

Закончив чтение дуа «Сана», имам трижды вслух произносит такбир: «Аллаху Акбар», при этом подымает руки до уровня мочек ушей и затем опускает их по швам.

Совершающий намаз за имамом (муктади) следуя за ним, выполняет такбир таким же образом, но произносит «Аллаху Акбар» шепотом.

Совершив такбир в третий раз, имам и муктади складывают руки под пупком так, чтобы правая рука обхватывала мизинцем и большим пальцами запястье левой руки. Указательный, средний и безымянный пальцы при этом расположены вдоль внешней стороны кисти и направлены в сторону локтя.

  1. КЫРААТ

Следующий за имамом не читает "истиъазу" и "басмалу", а молча стоит в положении кыяма.

Затем имам вслух совершает кыраат т.е. читает суру «Аль-Фатиха» и дополнительную суру (аяты).

Стоящий за имамом (муктади) не должен совершать кыраат. Ему следует молча слушать кыраат имама.

По окончании суры «Аль-Фатиха» как имаму, так и муктади желательно произнести «Амин» («Амин» произносится тихо).

  1. По окончании чтения дополнительной суры, имам вслух произносит «Аллаху Акбар», и совершает поясной поклон – руку. Молящийся за имамом произносит тихо «Аллаху Акбар» и, следуя за имамом, тоже совершает поясной поклон.

При совершении поясного поклона желательно, чтобы спина образовала прямой угол с ногами. Шею старайтесь держать прямо, не задирая и не опуская голову.

Ладони кладутся на колени и обхватывают их, однако пальцы друг к другу прижимать не нужно. Руки тоже надо стараться выпрямить.

Смотреть в положении поясного поклона следует на свои ступни.

В положении руку молящийся три раза произносит:

«Субхана роббияль-ʼазым»

  1. ВЫПРЯМЛЕНИЕ

Начиная выпрямляться после поясного поклона, имам произносит: «Самиʼаллаху лиман хамидах», а следующий за ним, выпрямляясь, тихо произносит:

«Роббана уа лякаль-хамд»

САДЖДА

1 земной поклон

Имам произносит такбир: «Аллаху Акбар», и опускается на земной поклон саджда (также «суджуд»). Молящийся за ним произносит тихо такбир и следуя за имамом совершает саджда.

При этом сначала опускаются колени, затем ставятся ладони, потом касаются пола сначала кончиком носа, а затем – лбом.

В положении саджда голову желательно расположить между ладонями.

Ладони не должны быть слишком далеко от головы.

Локти не должны прижиматься ни к бокам, ни к полу.

Живот не должен касаться бедер. Пальцы ладоней следует прижать друг к другу и поставить так, чтобы они были направлены в сторону киблы. Лоб и нос должны быть прижаты к полу. Пальцы ног прижаты к полу и направлены в сторону киблы. Следите внимательно за тем, чтобы ваши ноги не отрывались от пола в продолжение всего земного поклона.

Некоторые люди совершают саджда, ни на мгновение не опуская на пол ни одного из пальцев ног. В таком случае их земной поклон считается невыполненным, соответственно, вся молитва становится недействительной. Очень внимательно следите за тем, чтобы не совершать эту ошибку!

В данном положении желательно три раза тихо произнести слова восхваления Аллаха: «Субхана роббияль-аʼля», – спокойно и не торопясь.

СИДЕНИЕ

После первого саджда имам произносит вслух "Аллаху Акбар" и садится на бедра. Следующий за имамом произносит тихо "Аллаху Акбар" и также садится на бедра.

Совершение второго земного поклона без полноценного выпрямления, лишь чуть приподняв голову, недопустимо!

Подложите левую ногу под себя, а правую поставьте вертикально, так, чтобы пальцы были обращены в сторону киблы. Некоторые люди поджимают под себя обе ноги и сидят на пятках. Это неправильно.

Ладони положите на бедра, так чтобы кончики пальцев совпали с краем колена, не выступая за него.

Взгляд следует направить на свои колени. В этом положении имам и муктади тихо произносят: «Робби гфир ли, робби гфир ли»

САДЖДА

земной поклон

Затем имам снова вслух произносит такбир «Аллаху Акбар» и совершает второй суджуд. Молящийся за ним произносит тихо такбир и следуя за имамом совершает саджда.

Он выполняется таким же образом, как и первый. После второго земного поклона имам вслух произносит «Аллаху Акбар» и возвращается в вертикальное положение (кыям). Молящийся за ним произносит тихо такбир и следуя за имамом, встает в положение кыям.

Вставать желательно так: сначала оторвать от пола лоб, потом нос, затем руки, а потом – не опираясь на них – встать. Однако, если человеку по возрасту или состоянию здоровья тяжело вставать, не опираясь на руки, ему можно приподнять сначала колени, потом руки.

Первый ракаат Айт (праздничного) намаза на этом завершается.

2 РАКААТ

ТАКБИРЫ

Дополнительные такбиры

Вернувшись в положение кыяма, имам вслух совершает кыраат, т.е. читает суру «Аль-Фатиха» и дополнительную суру (аяты).

Стоящий за имамом (муктади) не должен совершать кыраат (чтение Корана). Ему следует молча слушать кыраат имама.

По окончании суры «Аль-Фатиха», как имаму, так и муктади желательно произнести «Амин» («Амин» произносится тихо).

Закончив кыраат имам трижды вслух произносит такбир «Аллаху Акбар», при этом подымает руки до уровня мочек ушей и затем опускает их по швам. Совершающий намаз за имамом (муктади) следуя за ним выполняет такбир таким же образом, но произносит «Аллаху Акбар»шепотом.

РУКУ

Поясной поклон

Сразу после трех дополнительных такбиров, имам вслух произносит «Аллаху Акбар», и совершает поясной поклон – руку. Молящийся за имамом произносит тихо «Аллаху Акбар» и следуя за имамом, тоже совершает поясной поклон.

При произнесении четвертого такбира "Аллаху Акбар", руки не поднимаются, как это делалось в трех дополнительных такбирах, а сразу кладутся на колени с переходом в положение "руку"

Находясь в руку, желательно три раза тихо произнести восхваление Аллаха: «Субхана роббияль-ʼазым»

ВЫПРЯМЛЕНИЕ

Начиная выпрямляться после поясного поклона, имам произносит: «СамиʼаЛлаху лиман хамидах», а следующий за ним мусульманин, выпрямляясь, тихо произносит: «Роббана уа лякаль-хамд»

САДЖДА

земной поклон

Имам вслух произносит такбир: «Аллаху Акбар», и опускается на земной поклон. Молящийся за ним произносит тихо такбир и следуя за имамом, совершает саджда.

В данном положении желательно три раза тихо произнести слова восхваления Аллаха: «Субхана роббияль-аʼля»

СИДЕНИЕ

После первого саджда имам произносит вслух "Аллаху Акбар" и садится на бедра. Следующий за имамом произносит тихо "Аллаху Акбар" и также садится на бедра. В этом положении имам и муктади тихо произносят: «Робби гфир ли, робби гфир ли»

САДЖДА

земной поклон

Затем имам снова вслух произносит такбир «Аллаху Акбар» и совершает второй суджуд (земной поклон). Молящийся за ним произносит такбир тихо и следуя за имамом совершает саджда.

Он выполняется таким же образом, как и первый.

ТАШАХХУД

После совершения второго саджда, имам вслух произносит «Аллаху Акбар» и садится на бедра. Молящийся за имамом произносит тихо такбир, и следуя за имамом тоже садится на бедра. В этом положении имам и муктади тихо читают ташаххуд (ат-тахийату).

Во время чтения ташахуда на словах: «Ашхаду алля иляха», – молящийся поднимает указательный палец правой руки и направляет его в сторону киблы (но не вверх!), а на словах «илляллах» опускает его. Во время поднятия указательного пальца большой и средний пальцы смыкаются в кольцо, а мизинец и безымянный палец подгибаются. Когда палец опускается, ладонь следует выпрямить и разместить в том же положении (у кромки колена), что и до поднятия пальца. Шевелить указательным пальцем или держать его поднятым на протяжении всего чтения ташаххуда не следует.

После чтения ташахуда имам и муктади тихо читают салават.

Затем имаму и муктади желательно тихо совершить дуа на арабском языке, не поднимая рук.

Если вы не знаете слова ташаххуда и салавата, следут сидеть молча и не шевелиться.

Транскрипция

Ат-тахийяту лилляхи уас-соляуату уат-тоййибат

Ассаляму ʼаляйка айюхан-набийю уа рахматуллахи уа баракатух

Ас-саляму ʼаляйна уа ʼаля ʼибадилляхис-солихин

Ашхаду алля иляха илляллаху уа ашхаду анна Мухаммадан абдуху уа расулюх

Аллахумма солли ʼаля Мухаммад, уа ʼаля али Мухаммад

кама солляйта ʼаля Ибрахима уа ʼаля али Ибрахим

иннака хамидум-маджид

Аллахумма барик ʼаля Мухаммад уа ʼаля али Мухаммад

кама баракта ʼаля Ибрахима уа ʼаля али Ибрахим

иннака хамидум-маджид.

Роббана атина фид-дунья хасанатан,

уа филь-ахирати хасанатан,

уа кына ʼазабан-нар

САЛЯМ

После чтения салавата и дуа имам поворачивает голову направо так, чтобы сидящий сзади мог увидеть его правую щеку, и вслух произносит салям (или таслим). Совершающий намаз за имамом (муктади) следуя за ним тоже поворачивая голову, тихо произносит салям. Затем, имам, поворачивая голову налево, второй раз вслух произносит салям. Муктади выполняет тоже действие, произнося тихо салям и выходит из состояния намаза. Однако, если муктади не успел прочесть салаваты или дуа, то он может дочитать их и совершить таслим после второго саляма имама.

На этом Ид (праздничный) намаз состоящий из двух ракаатов завершается.

По окончании намаза желательно приподнять обе руки на уровень груди. Пусть между ними остается небольшое пространство. Не держите руки слишком близко друг к другу и не держите их слишком далеко. Внутренняя сторона ладоней должна быть обращена к лицу. Подняв таким образом руки, желательно произнести дуа-истигфар.

После намаза, согласно сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, имам читает короткую хутбу на арабском языке.

Нежелательно вставать и уходить сразу после завершения намаза, необходимо оставаться на месте и дослушать хутбу до конца. Совершение ид-намаза без хутбы или чтение хутбы до намаза – нежелательно (макрух).

По мазхабу имама Абу Ханифы

‘Ид - это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.

Оба ‘ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних - это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).

Совершать ‘ид-намаз должен каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Праздничный намаз имеет те же условия, что и пятничный, т.е. два ракаата и хутба. Для ‘ид-намаза хутбу читают (суннат) после намаза. А в пятницу же нужно (фарз) читать хутбу перед намазом.

Время для обоих праздничных намазов наступает, когда в этот день солнце поднимется над горизонтом на размер штыка. Это время начала зуха-намаза. По времени же это будет спустя 30 минут после восхода солнца. Срок же истекает до наступления обеденного намаза, т.е. до зенита.

Порядок совершения ‘ид-намазов
Начинается намаз со слов «ассалату джамиа», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение (имам и ма’мумы) для праздничного намаза. Ма’мумы при намерении вторят имаму. После произнесения слов «Аллаху акбар» совершающие намаз за имамом ма’мумы складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субханака Аллахума табарака исмука ва та’ала джаддука вала илаха гайрука»). Затем имам начинает читать такбиры. Их еще называют добавленными. Это три такбира, не считая такбира при вступлении в намаз, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаху акбар» или прочитать «субханаллахи валхамдулиллахи ва иллаха иллаллаху валлаху акбар». После произнесения третьего добавленного такбира руки складываются на животе. Имам читает суру «Аль-Фатиха» и желательно суру «А’ла» вслух, затем совершают руку’ и сужуд и встают на второй ракаат. Имам читает суру «Аль-Фатиха», затем желательно суру «Аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и для предыдущего ракаата, три раза и четвертый такбир для руку’а. Совершают руку’ сужуд, читают «Аттахийяту» и, как обычно, выходят из намаза саламом. После салама остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь (о жертвоприношении или о празднике разговения, соответственно).

Такбир, читаемый в дни ташрика
Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.

Порядок чтения такбира таков: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ла илаха иллаллаху валлаху акбар. Аллаху акбар валилахил хамд». Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать - сунна.

Желательные действия в оба дня
В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.

По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения - про себя, в Курбан-байрам - вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться - другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.

Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.

Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.

Некоторые решения, связанные с обоими праздниками
Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время ‘ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «Аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку’ за ним. Если не успевает на руку’ за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку’, такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку’а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.

Порицательно до или после ‘ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый - 9 раз, второй - 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаху акбар кабиран валхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила ла илаха иллаллаху вахдаху садака ва’даху ва нассара ‘абдаху ва а’аза джундаху ва газамал ахзаба вахдаху ла илагьа илла ллаху вала на’буду илла иййяху мухлисина лахуддина ва лав карихал кафируна. Аллахумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала али Мухаммадин ва ‘ала асхаби Мухаммадин ва ‘ала азваджи Мухаммадин ва салим таслима».

Зайнула Гамзатов

По мазхабу имама аш-Шафии

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом)».

После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар», и после шести прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар». А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ла».

Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «альФатиха». После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Камар», или «ал-Гашия».

Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Ахмад Абдурашидов

Источник: islam.ru

Праздничный намаз (намаз-‘ид) совершают в день Курбан-байрама (‘Иду-ль-Адха) и в день Ураза-байрама (‘Иду-ль-Фитр). Это является важной, настоятельной сунной (суннатун-муаккадатун). Наш любимый Пророк(мир ему и благословение) уделял большое внимание совершению праздничного намаза и не пропускал его. Поэтому, по возможности, их нельзя пропускать и нам. Является также сунной совершать их в мечети коллективно. Желательно отправиться в мечеть по длинной дороге, а вернуться по короткой. Праздничные молитвы можно совершить и дома. Их следует совершать и женщинам, и тем, кто в пути. Время совершения праздничного намаза начинается с восхода солнца и продолжается до полудня. На равнинной местности праздничный намаз желательно (сунна) отложить до тех пор, пока солнце не поднимется на высоту семи локтей. Намаз-‘ид состоит из двух ракаатов. Для совершения намаза-‘ид намерение произносят так: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз-суннат по случаю Курбан-байрама (или Ураза-байрама) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается джамаатом, с другими мусульманами, то к нийяту ещё добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом». Как обычно, связывая с нийятом, произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки до уровня ушей, и таким образом приступают к намазу. В начале намаза, как обычно, сложив руки под грудью (как при чтении суры «Аль-Фатиха»), кто знает, читает молитву «ифтитах» («Ваджжахту...»). По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и сложив их под грудью, читают: «Субхана-л-лахи ва-ль-хамдулиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар». (Пречист Аллах, вся хвала Аллаху и нет никого и ничего (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Аллаха, и превелик Аллах.) После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, сложив руки под грудью, читают ту же молитву (Субхана-л-лахи...). И так 6 раз произносится «Аллаху акбар» (не считая «Аллаху акбар», произнесённый для вступления в намаз) и 6 раз читают «Субхана-л-лахи...». После этого в 7 раз произносят «Аллаху акбар», после чего читают «А‘узу...» и суру «Аль-Фатиха». Далее до окончания второго земного поклона (суджды) всё делают как в обычном намазе. Вставая со второго земного поклона (суджды) для совершения второго ракаата, как обычно, поднимают руки и произносят «Аллаху акбар». Затем складывают их под грудью. Затем опять поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» и опять кладут их под грудью и читают «Субхана-л-лахи...». И так четыре раза поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» (не считая произнесённое, вставая с суджды) и четыре раза читают «Субхана-л-лахи...». После этого в пятый раз поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, сложив руки под грудью, читают суру «Аль-Фатиха». Далее всё совершают, как в обычном намазе. В обоих ракаата после суры «Аль-Фатих» желательно также читать ещё что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате «Каф», во втором – «Иктараба», а кто не знает их, в первом – суру «Аль-Кафирун» («Кул я аййухалкафируна...»), во втором – «Ихлас» («Кулхува...»). После завершения праздничного намаза в мечети имам читает хутбу (проповедь), состоящую из двух частей, как и перед пятничным намазом. Кто совершает намаз-‘ид дома, лучше совершить его джамаатом (коллективно) вместе с остальными членами семьи (с женой, детьми, матерью, сёстрами и т. д.). Кто не знает приведённой выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный намаз-суннат, имея нийят совершить намаз- ‘ид. В этом случае праздничная молитва тоже считается совершённой, и совершивший её получит соответствующее вознаграждение. Поскольку намазы-‘ид совершают только два раза в год, необходимо постараться совершить их хотя бы таким образом. Когда глава семьи отправляется в мечеть, чтобы совершить намаз-‘ид, пусть велит супруге и детям помолиться дома, а сыновей лучше взять с собой в мечеть, чтобы они привыкали посещать Дом Аллаха(мир ему и благословение). Если упустили праздничную молитву, её желательно (суннат) возместить как пропущенную.