Большая энциклопедия нефти и газа

УСТАНОВКА ОПОР ПРИ СООРУЖЕНИИ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

Сборку опор на пикете необходимо производить до рытья котлована для их установки. Размер площадки для сборки опоры должен обеспечивать удобство выкладывания деталей опор и свободный проход для бурильно-крановой машины, автокрана и трубоукладчика.


Сборка опор заключается в установке на стойку траверс, ригелей и других металлоконструкций, укладке заземляющего спуска, если это предусмотрено проектом, и нумерации.


При сборке железобетонных опор траверсы промежуточных и сложных железобетонных опор выполняют металлическими из стального уголка и прикрепляют к стойкам на стяжках, хомутах и шпильках. Узлы крепления подкосов изготовляют также из металла и крепят к подкосам с использованием отверстия в верхней части стойки, а в вертикальной стойке - при помощи шпилек. Ригели и опорные плиты для сложных опор изготовляют из металла или железобетона.


Если стойка была разгружена без подкладок, то сначала ее укладывают на них и при необходимости разворачивают так, чтобы она легла на подкладки широкой стороной, монтажными петлями на боковую сторону (рис. 31, а, б). Затем выкладывают материалы и детали для сборки опоры таким образом, чтобы при установке собранную опору не перемещать.



Рис. 31. Схема выкладывания стойки опоры и материалов для ее сборки на пикете:

а - несобранная опора; б - собранная опора; 1 - пикет; 2 - ось ЛЭП; 3 - изоляторы; 4 - траверса;

5 - деревянные подкладки; 6 - стойка СНВ-2,7; 7 - монтажные петли


После этого начинают сборку опоры. При сборке промежуточных опор П10-1Б и П10-2Б на вершину стойки по ее продольной оси накладывают траверсу Ml или М2, и в ее отверстия продевают шпильки для стяжки. Стяжка подгоняется таким образом, чтобы ее верхняя часть плотно прилегала к вершине стойки. Затягивают все гайки торцовыми или гаечными ключами. Болты затягивают с усилием не менее чем 150 Н·м.


При сборке промежуточных опор П10-3Б и П10-4Б используют траверсы, которые накладывают на боковую грань стойки таким образом, чтобы вертикальный уголок траверсы охватывал ребро стойки параллельно ее продольной оси. Горизонтальную часть траверсы опускают ниже торца стойки на 130 мм. В этом положении траверсу закрепляют хомутом, шпильки которого продевают в отверстия траверсы. Затем вторым хомутом и дополнительным уголком выступающую вниз вертикальную часть траверсы закрепляют вторично, причем шпильки второго хомута располагают под углом 90° к первому хомуту в той же плоскости.


При сборке промежуточных опор П10-3Бм и П10-4Бм используют те же траверсы, по закрепляют их на других расстояниях горизонтальной части траверсы от торца стойки: 650 мм - для опор П10-3Бм и 280 мм - для опор П10-4Бм. Вторичное крепление траверс хомутом осуществляют выше горизонтальной части траверсы на 300 мм для опор П10-3Бм и на 140 мм для опор П10-4Бм.


После установки траверс на штырях закрепляют изоляторы при помощи полиэтиленовых колпачков, если это не было сделано на МЗУ, приобъектном складе или на полигоне.


При насадке на штыри полиэтиленовых колпачков во избежание их растрескивания, а также для надежного крепления колпачка на штыре и изолятора на колпачке необходимо, чтобы типоразмеры колпачков соответствовали типоразмерам штырей и изоляторов. Перед насадкой на штыри колпачки надо разогреть в воде до температуры 70-80° С. Насаживают колпачок на штырь при помощи деревянного молотка. Изоляторы закрепляют на колпачке, навертывая их вручную до упора. Если проектом предусмотрено крепление проводов на головке изолятора, то его закрепляют таким образом, чтобы направление желобка на головке изолятора совпало с направлением провода.


Для сборки концевых, угловых промежуточных и угловых анкерных опор используют кронштейны для крепления подкосов и траверсы в ненаселенной местности, а также траверсы в населенной местности. Траверсы (три комплекта - по комплекту на каждую фазу), устанавливают на стойке на расстоянии 600 мм друг от друга, причем верхнюю траверсу устанавливают на расстоянии 100 мм от торца стойки. Закрепление траверс осуществляется затяжкой гаек с усилием 150 Н·м.


После установки траверс на их штырях закрепляют изоляторы. На траверсах в населенной местности закрепляют подвесные изоляторы в натяжную гирлянду.


На подкосах крепят узлы крепления подкосов к опоре, т.е. кронштейны, для чего используют отверстие в стойке подкоса. Через отверстие в щеках кронштейна и в стойке пропускают болт и затягивают гайку таким образом, чтобы кронштейн имел возможность поворачиваться вокруг болта. Сборка сложных опор заканчивается окончательно после раздельной установки в котлованы опоры и подкоса и крепления его к опоре четырьмя шпильками кронштейна. Затем окончательно затягивают гайку на болте.


После закрепления траверс на опорах и подкосах устанавливают опорные плиты или ригели, если это предусмотрено проектом. Для закрепления этих деталей комель стойки и подкоса поднимают на подкладки на высоту до 0,6-0,7 мм. Для промежуточных опор в плоскости, перпендикулярной плоскости траверсы, на боковой стороне стойки при помощи шпилек закрепляют плиту на расстоянии 1500 мм от торца стойки. Плита при монтаже удерживается грузоподъемным механизмом.


На стойках сложных опор железобетонные плиты или металлический ригель закрепляют на торце комлевой части, причем ригель затягивают гайками. Плиты поднимают грузоподъемным механизмом и соединяют металлическими болтами, предварительно вставленными в отверстия стойки. После установки плит все гайки плотно затягивают.


Установив все детали на опорах, приступают к заземлению металлических траверс.


Траверсы промежуточных опор приваривают к верхнему заземляющему выпуску опоры. Траверсы сложных опор соединяют между собой заземляющим стальным проводником диаметром 8 мм при помощи сварки, который в свою очередь соединяют с верхним заземляющим выпуском опоры. Вместо сварки подсоединение заземляющих выпусков опор к выпускам металлоконструкции допускается выполнять с помощью плашечных зажимов ПС-11А. Использовать для заземления гайки хомутов, крепящих траверсы к стойкам, не допускается.


Сборку железобетонных опор ЛЭП на напряжение 6-10 кВ проводят звеном из пяти человек: электролинейщика 4-го разряда, двумя электролинейщиками 3-го разряда, шофером 2-го класса и машинистом 5-го разряда.


Для сборки опор звеном применяют бригадную машину ЗИЛ-131 или ГАЗ-66 и сварочный агрегат АДД-300 или АСБ-300. В условиях болот для перевозки рабочих от пикета к пикету с инструментами используют болотный трактор Т-100МБ с волокушей или гусеничный тягач-транспортер ГТ-Т.


Основные инструменты, применяемые при сборе железобетонных опор, - гаечные ключи, ломики, кувалда, деревянный молоток, стропы.


Сборка деревянных опор более трудоемкая по сравнению со сборкой железобетонных опор, так как требуются большие затраты ручного труда при меньшем числе деталей заводского изготовления. Это обстоятельство, наряду с требованиями экономии древесины, обусловило незначительное применение деревянных опор на трубопроводном строительстве. По этой причине в книге приводится лишь схематическая последовательность сборки деревянных опор.


Заготовки для их сборки в опоры изготовляют в заводских условиях и пропитывают антисептическим составом.


Для плотного сопряжения стойки с приставками обе детали затесывают топором на длину припасовки и на ширину не менее 125 мм. При использовании железобетонной приставки обрабатывают только стойку. При двойных приставках стойку затесывают с обеих сторон в двух параллельных плоскостях. Стык стойки с приcтaвкoй должен быть плотным, без просветов.


После подгонки сопряжений крепят приставки к стойкам проволочными бандажами или хомутами, предварительно разметив места их расположения.


Траверсы, подтраверсники, раскосы и ригели могут быть поставлены для монтажа в заводском исполнении или их нарезают на месте из бревен. Нарезанные заготовки размечают по шаблонам, затем в них просверливают отверстия и выполняют необходимые врубки и затесы. При этом надо следить за тем, чтобы глубина зарубов и затесов не превышала 10 % диаметра бревна в месте обработки.


При сопряжении деталей опор отверстия должны совмещаться, а болты - плотно входить в отверстие. Запрещается использовать, болты меньшего диаметра для установки их в несовмещаемые отверстия. Под гайки болтов следует устанавливать квадратные шайбы размером не менее 60х60х5 мм.


По окончании операций по сборке опор, т.е. после установки траверс и других деталей, опоры маркируют, для чего на каждую опору наносят или укрепляют надписи, указывающие порядковый номер и год ее установки. В населенной местности, на пересечениях линии с инженерными сооружениями устанавливают плакат с надписью: "Не влезай! Убьет!". Плакаты крепят сбоку опоры поочередно с правой и левой стороны При переходе ВЛ через дороги плакаты на опорах устанавливают так, чтобы они были обращены к дороге. В ненаселенной местности плакаты можно ставить через одну опору. Плакат выполняют на листовой стали толщиной 0,5 мм и закрепляют на опоре на высоте 2,5-3 м от земли.


Порядковый номер и год установки опор наносят на железобетонные опоры масляной или эмалевой черной краской с помощью трафаретов. Год установки опоры обычно указывают двумя последними цифрами. Нумерацию деревянных опор можно выполнить с помощью полиэтиленовых цифр, прибиваемых к опоре гвоздями.


После окончательной сборки опор начинают их устанавливать.


Установка опор представляет собой комплекс работ, включающий разбивку и рытье котлованов, подъем опор, их выверку и закрепление, укладку заземлителей (если это предусмотрено проектом), обвалование опор и планировку пикетов.


Котлованы роют бурильными машинами с диаметром бура, обеспечивающим погружение опор с ригелями, плитами или без них в котлован минимального диаметра. Перед бурением котлованов необходимо убедиться в том, что пикетный знак закреплен правильно, визуально сопоставляя с чертежом его расположение.


Поскольку бурение котлованов - одна из самых ответственных операций, необходимо строго соблюдать точность бурения, т.е. устанавливать бур строго над точкой пикетного знака.


Для сложных опор с подкосами котлованы роют теми же бурильными машинами с незначительной доработкой грунта вручную в котловане для установки подкоса. Схемы разбивки котлованов под сложные опоры приведены на рис 32, а, б.



Рис. 32 Схемы котлованов под сложные опоры:

а - с установкой плиты П4 (диаметр бура 650 и 450 мм); б - без установки плиты

(диаметр бура 500 мм); 1 - стойка; 2 - подкос; 3 - доработка вручную;

4 - повторная (обратная) засыпка


Своеобразна разбивка котлованов под угловую анкерную опору УБ10-2Б с углом поворота до 90°.


Центр котлована под вертикальную стойку намечают в точке поворота трассы ЛЭП. Затем определяют линию биссектрисы угла, дополняющего угол поворота трассы ЛЭП до 180°, проводят ось "стойка-подкос № 1", направленную под углом 15° к биссектрисе угла, и отмечают место установки подкоса № 1 с помощью разбивочного треугольника. Положение котлована под подкос № 2 определяют под прямым углом к оси "стойка - подкос № 1".


Опоры устанавливают, как правило, теми же бурильно-крановыми машинами, автомобильным краном с трубоукладчиком или тракторным краном ТК-53 в заранее пробуренный котлован. При монтаже опоры бурильно-крановую машину или автомобильный кран устанавливают в положение для подъема опоры (рис. 33). К опоре немного выше центра тяжести, считая от ее основания, прикрепляют строп и другим концом накидывают его на крюк подъемного механизма. К вершине опоры и на расстоянии 2,2-2,5 м от ее основания прикрепляют хлопчатобумажные веревки (оттяжки) длиной 15-18 м. После этого опору поднимают до вертикального положения на 20-30 см над землей, с помощью оттяжек опускают в котлован и проверяют правильность ее установки. Допустимые отклонения при установке опор не должны превышать данных, определенных СНиП III-33-76 (табл. 37).



Рис. 33. Схема размещения механизмов для установки опор

Таблица 37

Допустимые отклонения при установке опор



#G0 Показатели

Деревянные опоры

Железобетонные опоры

Отклонение опоры от вертикальной оси вдоль и поперек линии (отношение величины отклонения верхнего конца стойки опоры к ее высоте)

1:100

1:150

Выход опоры из створа линии (при длине пролета до 200 м), мм

Уклон траверсы (отклонение от горизонтали)

1:50

1:100

Разворот траверсы относительно линии, перпендикулярной к оси ЛЭП (для угловой опоры относительно линии, перпендикулярной к биссектрисе угла поворота трассы), мм

100*


---------------

* При горизонтальном смещении конца траверсы.



После выверки опор засыпают грунтом пазухи между стенками котлована и стойкой. При этом тщательно уплотняют грунт слоями по 20-30 см. Для повторной (обратной) засыпки не допускается использовать мягкопластичные глины, суглинки и растительный грунт. В зимних условиях повторную (обратную) засыпку рекомендуется выполнять песчано-гравийной смесью или крупно-зернистым песком.


В процессе засыпки опора должна удерживаться подъемным механизмом в вертикальном, выверенном положении. После засыпки котлована не менее чем на 2/3 его глубины освобождают стропы, а подъемный механизм переводят на установку следующей опоры. Одновременно окончательно засыпают пазухи и устраивают банкетки, подсыпая грунт к опоре на 20-30 см выше уровня земли для последующей осадки грунта.


При монтаже сложных опор сначала устанавливают вертикальную стойку как описано выше, т.е. без подъема монтажника на опору. Затем в пробуренный котлован опускают подкос и грузоподъемным механизмом удерживают его в положении, прислоненном к стойке. После его засыпки и утрамбовки пазух окончательно крепят подкос к стойке, т.е. поднимается на опору электромонтажник и затягивает гайки на шпильках узла крепления подкоса к стойке. Для опор с двумя подкосами второй подкос устанавливают после окончания всех работ на первом подкосе.


Деревянные опоры устанавливают практически так же, как и железобетонные. При этом для направления опор в котлован вместо хлопчатобумажных веревок используют багры и ухваты.


Установку железобетонных опор и бурение котлована выполняет звено из пяти человек: машиниста бурильно-крановой машины 5-го разряда, электролинейщика 4-го разряда и трех электролинейщиков 3-го разряда. Звено использует бурильно-крановую машину БМ-302 или автомобильный кран КС-2561, а также следующие приспособления и инструменты: стальную рулетку длиной 20 м, металлический метр, ломы, лопаты, трамбовки, стропы, веревки, гаечные ключи, когти для железобетонных опор и монтерские пояса.


Заземление опор осуществляется в соответствии с указаниями проекта линии электропередачи с целью достижения определенного нормированного сопротивления заземления.


В большинстве случаев для обеспечения необходимого сопротивления заземления бывает достаточно металлических выпусков у основания опор, изготовленных на заводе. При небольшой величине сопротивления заземления этого выпуска устраивается дополнительный очаг заземления.


Вертикальные электроды заземления на глубину 3-6 м погружают ввертыванием или вдавливанием, а на глубину до 12 м - забивкой с помощью электромолотков. При незначительном числе вертикальных электродов заземления и отсутствии средств механизации заглубление может быть выполнено вручную при помощи кувалды или других простых приспособлений.


Для выполнения комплекса работ по устройству контуров заземления (рытья и засыпки траншей, забивки круглых электродов, выполнения сварочных работ) предназначена машина для устройства заземляющих контуров УЗК-2. Все механизмы для выполнения перечисленных операций смонтированы на тракторе Т-40П в виде навесного оборудования.


Машиной УЗК-2 можно отрыть траншеи глубиной до 1 м и шириной до 20 см и забить электроды диаметром 14-16 мм на глубину до 5 м в течение 3 мин. При отсутствии такой машины для рытья и засыпки траншей под протяженные заземлители могут быть использованы траншейные цепные экскаваторы ЭТЦ-161, смонтированные на тракторе МТЗ-52.

Для сооружения воздушных линий напряжением до 1000 В применяются деревянные и железобетонные опоры. Деревянные опоры бывают разнообразных конструкций (рис. 1, а, б, в, г).

Для изготовления деревянных опор используют главным образом древесину деревьев хвойных пород (лиственницы, пихты, сосны и др.). Диаметр сосновых бревен для основных элементов опор (стоек, приставок, траверс, подкосов) воздушных линий до 1000 В должен быть не менее 14 см, а для вспомогательных деталей (ригелей, подтраверсных брусьев и т. п.) - не менее 12 см.

Древесина опор недолговечна и, например, срок службы деревянных непропитанных сосновых опор около 5 лет. Опасными разрушителями древесины являются столбовой гриб, розовый трутовик, шпальный грибок и такие насекомые, как жуки-рогохвосты, черные усачи и термиты.

Увеличение срока службы деревянных опор в 3 - 4 раза достигается путем обработки их различными химическими веществами - антисептиками, процесс обработки деревянных опор называют антисептированием. В качестве антисептиков применяют креозотовое масло, фтористый натрий, уралит, донолит и др.

Рис. 1. Конструкции деревянных опор воздушных линий до 1000 В: а - одностоечная промежуточная, б - угловая с подкосом, угловая с оттяжкой, г - анкерная А-образная: 1 - стойка, 2 - подкос, 3 - ригель, проволочная оттяжка, 5 - натяжное устройство, б - бандажи, 7 - приставка (пасынок)

Деревянные опоры изготовляют, антисептируют и собирают на специальных полигонах и стройзаводах, а затем на автомашинах с прицепами доставляют к месту установки.

Одностоечные деревянные опоры доставляют на трассу в собранном виде, а многостоечные (А-образные и др.) - частично собранными. Эти опоры собирают на месте.

Перед сборкой все детали опоры тщательно осматривают: у них не должно быть таких дефектов, как разрушение защитных покрытий (антисептических, антикоррозийных), повреждение резьбы болтов и шпилек, глубоких раковин на металлических хомутах и бандажах и т. п. В процессе эксплуатации наиболее быстро повреждается участок деревянной опоры, расположенный на 30 - 40 см ниже и выше уровня земли, т. е. в месте, где древесина наиболее интенсивно подвергается переменному воздействию атмосферных осадков и содержащейся в земле влаги.

В целях экономии древесины деревянные опоры делают составными - соединяют стойку опоры с деревянной или железобетонной приставкой (пасынком). Составные опоры образуют прочную конструкцию, применение которой повышает надежность работы воздушной линии электропередачи и срок ее службы.

Соединение стойки опоры с одной или двумя приставками (рис. 2, а, б) осуществляется бандажами или хомутами. Для соединения деревянной стойки с деревянной приставкой комлевая часть стойки на длине 1,5 - 1,6 м стесывается на плоскость шириной 100 мм. На такую же длину и ширину обрабатывается и верхняя часть деревянной приставки.

Рис. 2. Способы сопряжения деревянных стоек опор с приставками (пасынками): а - с одной деревянной, б - с одной железобетонной, с двумя деревянными, 1 - стойка, 2 - бандажи, 5 - деревянная приставка, 4 -железобетонная приставка, 5 - слой толя.

Стесанные плоскости стойки и приставки должны кончаться перпендикулярной зарубкой. Стык соединяемых деталей должен быть плотным без просветов. На обеих деталях намечают линии бандажей и делают небольшие выемки для болтов, стягивающих бандажи. Выемки для болтов делают в случае, когда стягивание бандажей осуществляется не скруткой, а болтами.

По окружности стойки и приставки на ширине бандажей (50 - 60 мм) устраняют неровности для обеспечения лучшего стягивания этих деталей опоры бандажами.

Бандажи накладывают на участок сопряжения в двух местах, отступив вниз от верхушки приставки на 200 мм и выше комля стойки опоры на 250 мм. Расстояние между бандажами - 1000 - 1100 мм.

Для бандажей применяют стальную оцинкованную мягкую проволоку диаметром 4 мм или неоцинкованную проволоку (катанку) диаметром 5 - 6 мм.

Бандаж состоит из нескольких витков проволоки, накладываемых на участок сопряжения стойки опоры с приставкой и прочно скрученных или стянутых сквозным болтом. Количество витков каждого бандажа определяется диаметром бандажной проволоки. Один бандаж должен иметь 8 витков при диаметре проволоки 6 мм, 10 витков при диаметре 5 мм, и 12 витков при диаметре проволоки 4 мм.

Длина проволоки, необходимой для одного бандажа, вычисляется по формуле:

L б = 26n (D1 + D2)

где L б - длина проволоки, см, n - количество витков бандажа, D1 и D2 - диаметры стойки и приставки в месте установки бандажа, см.

Бандаж накладывают на опору следующим образом. Загибают конец бандажной проволоки на длине 3 см под прямым углом и вбивают в деревянную приставку (при сопряжении стойки опоры с железобетонной приставкой конец бандажной проволоки вбивают в стойку опоры), а затем, намотав и плотно уложив необходимое количество витков, раздвигают их посредине и, вставив в образовавшееся пространство между витками специальный ломик с загнутым концом, скручивают все витки.

Наложив описанным способом второй бандаж, переворачивают опору и скручивают ломиком оба бандажа с другой стороны опоры, прочно стягивая таким образом бандажи на участке сопряжения стойки опоры с приставкой. Вместо скрутки для стягивания бандажа может быть применен болт с фигурной головкой, шайбой и гайкой.

Сопряжение бандажами стойки опоры с двумя приставками (рис. 2, в) выполняется аналогично сопряжению стойки с одной приставкой, при этом стойка опоры обрабатывается с двух сторон.

Каждая приставка крепится к стойке отдельными бандажами, для размещения которых в соответствующих участках приставок делают предварительно вырубки глубиной 6 - 8 мм и шириной 60 - 65 мм. Места сопряжения деталей опор, вырубки, срезы и затесы покрывают антисептиком.

Под гайки и головки болтов подкладывают шайбы. Древесина под шайбами должна быть затесана, но не вырублена. На высоте до 3 м от земли резьбу на выступающих из гаек концах болтов закернивают, концы болтов, выступающие из гаек более чем на 10 мм, срезают и также закернивают. Металлические неоцинкованные детали опор дважды покрывают асфальто-битумньм лаком.

Для удобства накладывания проволочных бандажей опора должна быть приподнята над землей на 20 - 30 см, а приставки временно соединены со стойкой опоры при помощи струбцин (рис. 3, а).

Рис. 3. Приспособления для сборки и оснастки деревянных опор: а - струбцина для временного скрепления стойки опоры с деревянной и железобетонной приставкой, б - шаблон для разметки отверстий под крюки, в - приспособление для сверления вручную отверстии в опоре, г - ключ (завертка) для ввертывания крюков в опору

Оснастку опор производят при изготовлении их на стройзаводах, но не редко, чтобы избежать повреждения изоляторов и арматуры при транспортировке, непосредственно в месте сооружения воздушной линии электропередачи.

Работы по оснастке опор включают в себя разметку мест расположения крюков, сверление в опоре отверстий под крюки и установку в них крюков с изоляторами.

Места установки крюков на опоре размечают при помощи шаблона, изготовленного из куска прямоугольной алюминиевой шины толщиной 3 - 4 мм. Шаблон (рис. 3, б) коротким изогнутым концом накладывают на вершину опоры сначала с одной, а затем с другой-ее стороны, отмечая места установки крюков соответственно по четным и нечетным отверстиям шаблона. Разметку отверстий в траверсах для установки в них штырей производят также при помощи шаблона.

Отверстия в опоре сверлят при помощи электрифицированного инструмента, в случае отсутствия источника электроэнергии применяют бурав соответствующего размера или специальное приспособление (рис. 3, в).

Высверленное в опоре отверстие должно иметь диаметр, равный внутреннему диаметру нарезки крюка, а глубину, равную 3/4 длины нарезной части крюка. Крюк должен быть ввернут в тело опоры всей нарезной частью плюс 10 - 15 мм. Крюки ввертывают в отверстие при помощи ключа (рис. 3, г).

Изоляторы крепят на арматуре (крюках, штырях) в мастерских или непосредственно на трассе воздушной линии при оснастке опор. На изоляторах не должно быть трещин, сколов фарфора, стойких, не поддающихся очистке загрязнений и других дефектов.

Грязные изоляторы должны быть очищены. Чистка изоляторов металлическими щетками, скребками или иными металлическими инструментами запрещается. Большинство загрязнений удаляют с поверхности изолятора, протирая загрязненные участки сухой ветошью и тряпкой, смоченной в воде, а стойкие загрязнения (ржавчина и др.) - смоченной в соляной кислоте. Работать с применением соляной кислоты следует в перчатках из кислотоупорной резины и в защитных очках.

Изоляторы и арматуру (рис. 4) выбирают с учетом расчетных нагрузок от тяжения проводов, района гололедности (учитывается масса возможных гололедных образований на проводах), давления ветра на провода и др. При этом принимаются следующие значения коэффициента запаса прочности по отношению к разрушающей нагрузке: 2,5 при нормальном тяжении проводов и 3,0 при ослабленном тяжении проводов.

Рис. 4. Изоляторы и арматура воздушных линий до 1 кВ: а - изоляторы ТФ, РФО и ШФН, б - крюк КН-16, в - штыри ШТ-Д (для деревянных траверс) и ПГГ-С (для стальных траверс)

Деревянные опоры широко применяются при строительстве воздушных линий, особенно в районах, богатых лесами, но, как уже указывалось, деревянные опоры недолговечны, поэтому они постепенно заменяются железобетонными опорами, срок службы которых составляет 50 - 60 лет.

Железобетонные опоры воздушных линий напряжением до 1 кВ имеют коническую форму и прямоугольное или кольцевое (круглое) сечение. Для облегчения массы стойку железобетонной опоры на значительной части ее длины делают пустотелой.

Железобетонные опоры снабжены жестким металлическим каркасом из арматурной стали, повышающим механическую прочность опоры, они служат для подвески на них проводов на траверсах или крюках: в последнем случае в теле опоры при ее изготовлении оставляют отверстия для установки в них крюков.

В железобетонной опоре имеется специальный вывод, приваренный к арматуре каркаса для присоединения его к нулевому проводу линии с заземленной нейтралью. Железобетонную опору устанавливают в блочных фундаментах или непосредственно в земле с подкладкой под нее железобетонной плиты.

Оснастка железобетонных опор производится практически так же, как оснастка деревянных опор, несколько отличаясь только некоторыми второстепенными операциями. Работы по оснастке опор выполняют до их подъема и установки в котловане, что позволяет применять различные механизмы и таким образом намного облегчить труд монтажников.

(ВЛ) называют устройство для передачи электрической энергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам, кронштейнам и стойкам на мостах, путепроводах и т. п. Провода ВЛ напряжением до 10 кВ крепят к изоляторам, установленным на траверсах деревянных или железобетонных опор.

Электромонтажные работы - это комплекс работ, связанных с монтажом электросетей и электрооборудования. Электромонтажные работы выполняются поэтапно с соблюдение определенной последовательности действий.

В процессе натяжения и закрепления провода СИП в анкерном пролете выполняют установку анкерного зажима и закрепление провода СИП на первой анкерной опоре, натяжение провода СИП и закрепление его на второй анкерной опоре, закрепление провода СИП на промежуточных опорах. По монтажным таблицам в зависимости от температуры окружающего воздуха, марки, сечения провода СИП и расстановки опор в анкерном пролёте определяют величину усилия, с которым будет натягиваться несущая нулевая жила . Допускается натягивать самонесущий изолированный провод с усилием, превышающим проектное значение не более чем на 5 %, учитывая удлинение провод через несколько часов после окончания монтажа за счет освобождения от деформаций, возникших при намотке и хранении на барабане. Визуально (по стрелам провеса) оценивают качество натяжки провода СИП в анкерном пролете, после чего провод, как правило, до начала следующей смены оставляют "отвисеться".

Опора воздушной линии электропередачи — сооружение для удержания проводов и при наличии — грозозащитных тросов воздушной линии электропередачи и оптоволоконных линий связи на заданном расстоянии от поверхности земли и друг от друга.

Стойки и опоры ЛЭП и меют условные обозначение: СВ-95/ СВ-95-3/ СВ-110

. СВ - стойка вибрированная (марка стойки опор ЛЭП);

. 95 - длина в дм = 9500 мм;

. 3 - расчетный изгибающий момент кНм.

Анкерные опоры ЛЭП устанавливаются на прямых участках трассы для перехода через инженерные сооружения или естественные преграды, воспринимают продольную нагрузку от натяжения проводов и тросов. Их конструкция отличается жесткостью и прочностью. Анкерные опоры ЛЭП предназначены для жесткого закрепления проводов в особо ответственных точках ВЛ: на пересечениях инженерных сооружений (например, железных дорог, ВЛ 330кВ - 500кВ, автомобильных дорог шириной проезжей части более 15 м и т.д.) и на концах ВЛ.

Анкерный пролёт - это расстояние по горизонтали между опорами, на которых провода закрепляют жестко. На ВЛ 35 кВ и выше с проводами, подвешенными на промежуточных опорах в глухих зажимах с ограниченной прочностью заделки, расстояние между анкерными опорами длина анкерного пролета) не нормируется и устанавливается в зависимости от условий трассы.

«СИП» - аббревиатура, которая расшифровывается как самонесущий изолированный провод (силовой электрический). Данный провод предназначен для передачи электрической энергии по воздушным электросетям. Внешне «СИП» выглядит как скрученные алюминиевые жилы, покрытые диэлектрическим покровом из светозащищённого сшитого полиэтилена. Каждая жила этого силового провода имеет округлую форму, и свита из токопроводящих проволок алюминиевого сплава.

Самонесущий изолированный провод можно использовать в линиях электропередач классов напряжения 0,6/1кВ и 20кВ при действующей температуре окружающей среды от -50°С до +50°С. У «СИП» довольно высокая пожаробезопасность (нет схлёстывания проводов), а также более эстетичный внешний вид по сравнению с обычными неизолированными проводами (к примеру, электрическим ввод в дом на 380 вольт).

Диэлектрическая изоляция самонесущих изолированных проводов, в основе которой лежит сшитый светостабилизированный полиэтилен, способна довольно продолжительное время без проблем выдерживать агрессивное ультрафиолетовое воздействия солнечного света. Средний срок службы самонесущих изолированных проводов (СИП) составляет не меньше 25 лет.

Траверса линии электропередачи — конструкция, предназначенная для удержания проводов линии электропередачи на опоре. Траверса устанавливается на столбах как круглого, так и квадратного сечения, крепление осуществляется при помощи хомута.

Все траверсы для ЛЭП можно разделить на две категории:

  • Траверсы ЛЭП с напряжением до 0,38 кВ, серия ТН
  • Траверсы ЛЭП с напряжением до 10 кВ, серия ТМ.

Линейный изолятор — устройство для подвешивания и изоляции проводов и кабелей на опорахвоздушной линии электропередачи (ВЛ) или воздушных линий связи (ВЛС).

Арматура для ЛЭП/ Арматура для СИП/ Арматура к СИП - специальные типовые детали, предназначенные для соединения проводов, соединения изоляторов в гирлянды, крепления к ним проводов, подвески гирлянд на опорах линий электропередач и других функций.

Зажимы

поддерживающие зажимы - предназначены для крепления проводов к промежуточным и промежуточно-угловым опорам ЛЭП.

Оттяжка ЛЭП

оттяжка - один из основных элементов сооружений мачтового типа. Обычно представляет собой трос (проволока катанка ) один конец которого закреплён на земле, а второй — на сооружении. Трос работает на растяжение и служит дополнительной точкой опоры.

Комель опоры ЛЭП

комель - это толстый нижний конец столба, стойки, опоры, мачты освещения.

Подкос ЛЭП

опора ЛЭП с подкосом (укосом) содержит стойку, укрепленную нижним концом в грунте в фундаменте, смонтированные в верхней части стойки и расположенные по разные стороны относительно нее консоли для подвески изоляторов для проводов, а также подкос, одним концом закрепленный в грунте в фундаменте, а другим прикрепленный к стойке ниже консолей для проводов.

Пасынок железобетонный

пасынок это - короткая опорная стойка из железобетона или стали, закрепленная в грунте и служащая для закрепления деревянной опоры ЛЭП, деревянного столба освещения.

Укос

укосина - раскос, наклонно стоящая к опоре подпорка.

(у3, у 3, у-3, у4, у 4, у-4) - хомут подкоса (укоса), хомут крепления подкоса (укоса), кронштейн крепления подкоса (укоса), узел крепления подкоса (укоса), кронштейн подкоса (укоса), узел подкоса (укоса).

(кс1, кс 1, кс-1) - консоль светильника, кронштейн светильника,кронштейн для установки консольных светильников.

Крюки бандажные SOT 29 и SOT 39

Используются для крепления к металлическим и железобетонным опорам. SOT29.10 имеет дополнительное отверстие для подсоединения проводника заземления и удлиненную форму крюка. Монтаж производится при помощи бандажной ленты SOT37 из нержавеющей стали и скреп SOT36. Верхний бандаж (по верхней части крюка) выполняется в два витка.

Бандажная стальная лента СОТ 37 и скрепы СОТ 36 для монтажа бандажных крюков

Используют для крепления на железобетонных или на металлических опорах крюков SOT 29, SOT 39, SOT 76. Бандажная лента СОТ 37 и скрепы сделаны из нержавеющей стали. При монтаже верхний бандаж выполняется в два витка. Для наложения требуется приспособление СТ 42

Анкерный зажим

Анкерные зажимы серии SO применяются для концевого анкерного крепления изолированных и незащищенных проводников напряжением 6-35 кВ. Корпус концевых анкерных зажимов изготовлен из алюминиевого сплава, устойчивого к появлению коррозии.

Концевой зажим

Концевые зажимы клинового типа используют для анкерного крепления защищенных проводов.

Зажим легко монтируется на проводах, так как не требует снятия изоляции.

Прокалывающие элементы зажима выводят потенциал провода на корпус зажима и исключают возникновение радиопомех и частичных разрядов.

Поддерживающий зажим

Поддерживающие зажимы серии SO, составляющие широкий спектр арматуры для сип, применяются для неизолированных и защищенных проводов напряжением 6-35 кВ.

Прокалывающий зажим

Прокалывающие зажимы для СИП изготовлены из коррозионностойкого алюминиевого сплава.

Усилие сдавливания 300 Н/мм2. Зубцы изготовлены из чистого или луженого алюминия. Форма зубца препятствует проникновению влаги в жилу и предотвращает коррозию. Изолирующий корпус сделан из водонепроницаемого и свето-защищённого термопластика.

Зажим подвесной, зажим поддерживающий, крюк КХ

Зажим подвесной, зажим поддерживающий, крюк КХ предназначены для крепления натяжных и подвесных зажимов к стойке опоры на прямых участках и при внутренних углах поворота линии.

В комплект крюков КХ 1 и КХ 2 входит хомут, а крюка КХ 1.1 - две шпильки с крепежом.

Для сооружения воздушных линий напряжением до 1000 В применяются деревянные и железобетонные опоры. Деревянные опоры бывают разнообразных конструкций (рис. 1, а, б, в, г).

Для изготовления деревянных опор используют главным образом древесину деревьев хвойных пород (лиственницы, пихты, сосны и др.). Диаметр сосновых бревен для основных элементов опор (стоек, приставок, траверс, подкосов) воздушных линий до 1000 В должен быть не менее 14 см, а для вспомогательных деталей (ригелей, подтраверсных брусьев и т. п.) - не менее 12 см.

Древесина опор недолговечна и, например, срок службы деревянных непропитанных сосновых опор около 5 лет. Опасными разрушителями древесины являются столбовой гриб, розовый трутовик, шпальный грибок и такие насекомые, как жуки-рогохвосты, черные усачи и термиты.

Увеличение срока службы деревянных опор в 3 - 4 раза достигается путем обработки их различными химическими веществами - антисептиками, процесс обработки деревянных опор называют антисептированием. В качестве антисептиков применяют креозотовое масло, фтористый натрий, уралит, донолит и др.


Рис. 1. Конструкции деревянных опор воздушных линий до 1000 В: а - одностоечная промежуточная, б - угловая с подкосом, угловая с оттяжкой, г - анкерная А-образная: 1 - стойка, 2 - подкос, 3 - ригель, проволочная оттяжка, 5 - натяжное устройство, б - бандажи, 7 - приставка (пасынок)

Деревянные опоры изготовляют, антисептируют и собирают на специальных полигонах и стройзаводах, а затем на автомашинах с прицепами доставляют к месту установки.

Одностоечные деревянные опоры доставляют на трассу в собранном виде, а многостоечные (А-образные и др.) - частично собранными. Эти опоры собирают на месте.

Перед сборкой все детали опоры тщательно осматривают: у них не должно быть таких дефектов, как разрушение защитных покрытий (антисептических, антикоррозийных), повреждение резьбы болтов и шпилек, глубоких раковин на металлических хомутах и бандажах и т. п. В процессе эксплуатации наиболее быстро повреждается участок деревянной опоры, расположенный на 30 - 40 см ниже и выше уровня земли, т. е. в месте, где древесина наиболее интенсивно подвергается переменному воздействию атмосферных осадков и содержащейся в земле влаги.

В целях экономии древесины деревянные опоры делают составными - соединяют стойку опоры с деревянной или железобетонной приставкой (пасынком). Составные опоры образуют прочную конструкцию, применение которой повышает надежность работы воздушной линии электропередачи и срок ее службы.

Соединение стойки опоры с одной или двумя приставками (рис. 2, а, б) осуществляется бандажами или хомутами. Для соединения деревянной стойки с деревянной приставкой комлевая часть стойки на длине 1,5 - 1,6 м стесывается на плоскость шириной 100 мм. На такую же длину и ширину обрабатывается и верхняя часть деревянной приставки.

Рис. 2. Способы сопряжения деревянных стоек опор с приставками (пасынками): а - с одной деревянной, б - с одной железобетонной, с двумя деревянными, 1 - стойка, 2 - бандажи, 5 - деревянная приставка, 4 -железобетонная приставка, 5 - слой толя.

Стесанные плоскости стойки и приставки должны кончаться перпендикулярной зарубкой. Стык соединяемых деталей должен быть плотным без просветов. На обеих деталях намечают линии бандажей и делают небольшие выемки для болтов, стягивающих бандажи. Выемки для болтов делают в случае, когда стягивание бандажей осуществляется не скруткой, а болтами.

По окружности стойки и приставки на ширине бандажей (50 - 60 мм) устраняют неровности для обеспечения лучшего стягивания этих деталей опоры бандажами.

Бандажи накладывают на участок сопряжения в двух местах, отступив вниз от верхушки приставки на 200 мм и выше комля стойки опоры на 250 мм. Расстояние между бандажами - 1000 - 1100 мм.

Для бандажей применяют стальную оцинкованную мягкую проволоку диаметром 4 мм или неоцинкованную проволоку (катанку) диаметром 5 - 6 мм.

Бандаж состоит из нескольких витков проволоки, накладываемых на участок сопряжения стойки опоры с приставкой и прочно скрученных или стянутых сквозным болтом. Количество витков каждого бандажа определяется диаметром бандажной проволоки. Один бандаж должен иметь 8 витков при диаметре проволоки 6 мм, 10 витков при диаметре 5 мм, и 12 витков при диаметре проволоки 4 мм.

Длина проволоки, необходимой для одного бандажа, вычисляется по формуле:

Lб = 26n (D1 + D2)

где Lб - длина проволоки, см, n - количество витков бандажа, D1 и D2 - диаметры стойки и приставки в месте установки бандажа, см.

Бандаж накладывают на опору следующим образом. Загибают конец бандажной проволоки на длине 3 см под прямым углом и вбивают в деревянную приставку (при сопряжении стойки опоры с железобетонной приставкой конец бандажной проволоки вбивают в стойку опоры), а затем, намотав и плотно уложив необходимое количество витков, раздвигают их посредине и, вставив в образовавшееся пространство между витками специальный ломик с загнутым концом, скручивают все витки.

Наложив описанным способом второй бандаж, переворачивают опору и скручивают ломиком оба бандажа с другой стороны опоры, прочно стягивая таким образом бандажи на участке сопряжения стойки опоры с приставкой. Вместо скрутки для стягивания бандажа может быть применен болт с фигурной головкой, шайбой и гайкой.

Сопряжение бандажами стойки опоры с двумя приставками (рис. 2, в) выполняется аналогично сопряжению стойки с одной приставкой, при этом стойка опоры обрабатывается с двух сторон.

Каждая приставка крепится к стойке отдельными бандажами, для размещения которых в соответствующих участках приставок делают предварительно вырубки глубиной 6 - 8 мм и шириной 60 - 65 мм. Места сопряжения деталей опор, вырубки, срезы и затесы покрывают антисептиком.

Под гайки и головки болтов подкладывают шайбы. Древесина под шайбами должна быть затесана, но не вырублена. На высоте до 3 м от земли резьбу на выступающих из гаек концах болтов закернивают, концы болтов, выступающие из гаек более чем на 10 мм, срезают и также закернивают. Металлические неоцинкованные детали опор дважды покрывают асфальто-битумньм лаком.

Для удобства накладывания проволочных бандажей опора должна быть приподнята над землей на 20 - 30 см, а приставки временно соединены со стойкой опоры при помощи струбцин (рис. 3, а).

Рис. 3. Приспособления для сборки и оснастки деревянных опор: а - струбцина для временного скрепления стойки опоры с деревянной и железобетонной приставкой, б - шаблон для разметки отверстий под крюки, в - приспособление для сверления вручную отверстии в опоре, г - ключ (завертка) для ввертывания крюков в опору

Оснастку опор производят при изготовлении их на стройзаводах, но не редко, чтобы избежать повреждения изоляторов и арматуры при транспортировке, непосредственно в месте сооружения воздушной линии электропередачи.

Работы по оснастке опор включают в себя разметку мест расположения крюков, сверление в опоре отверстий под крюки и установку в них крюков с изоляторами.

Места установки крюков на опоре размечают при помощи шаблона, изготовленного из куска прямоугольной алюминиевой шины толщиной 3 - 4 мм. Шаблон (рис. 3, б) коротким изогнутым концом накладывают на вершину опоры сначала с одной, а затем с другой-ее стороны, отмечая места установки крюков соответственно по четным и нечетным отверстиям шаблона. Разметку отверстий в траверсах для установки в них штырей производят также при помощи шаблона.

Отверстия в опоре сверлят при помощи электрифицированного инструмента, в случае отсутствия источника электроэнергии применяют бурав соответствующего размера или специальное приспособление (рис. 3, в).

Высверленное в опоре отверстие должно иметь диаметр, равный внутреннему диаметру нарезки крюка, а глубину, равную 3/4 длины нарезной части крюка. Крюк должен быть ввернут в тело опоры всей нарезной частью плюс 10 - 15 мм. Крюки ввертывают в отверстие при помощи ключа (рис. 3, г).

Изоляторы крепят на арматуре (крюках, штырях) в мастерских или непосредственно на трассе воздушной линии при оснастке опор. На изоляторах не должно быть трещин, сколов фарфора, стойких, не поддающихся очистке загрязнений и других дефектов.

Грязные изоляторы должны быть очищены. Чистка изоляторов металлическими щетками, скребками или иными металлическими инструментами запрещается. Большинство загрязнений удаляют с поверхности изолятора, протирая загрязненные участки сухой ветошью и тряпкой, смоченной в воде, а стойкие загрязнения (ржавчина и др.) - смоченной в соляной кислоте. Работать с применением соляной кислоты следует в перчатках из кислотоупорной резины и в защитных очках.

Изоляторы и арматуру (рис. 4) выбирают с учетом расчетных нагрузок от тяжения проводов, района гололедности (учитывается масса возможных гололедных образований на проводах), давления ветра на провода и др. При этом принимаются следующие значения коэффициента запаса прочности по отношению к разрушающей нагрузке: 2,5 при нормальном тяжении проводов и 3,0 при ослабленном тяжении проводов.

Рис. 4. Изоляторы и арматура воздушных линий до 1 кВ: а - изоляторы ТФ, РФО и ШФН, б - крюк КН-16, в - штыри ШТ-Д (для деревянных траверс) и ПГГ-С (для стальных траверс)

Деревянные опоры широко применяются при строительстве воздушных линий, особенно в районах, богатых лесами, но, как уже указывалось, деревянные опоры недолговечны, поэтому они постепенно заменяются железобетонными опорами, срок службы которых составляет 50 - 60 лет.

Железобетонные опоры воздушных линий напряжением до 1 кВ имеют коническую форму и прямоугольное или кольцевое (круглое) сечение. Для облегчения массы стойку железобетонной опоры на значительной части ее длины делают пустотелой.

Железобетонные опоры снабжены жестким металлическим каркасом из арматурной стали, повышающим механическую прочность опоры, они служат для подвески на них проводов на траверсах или крюках: в последнем случае в теле опоры при ее изготовлении оставляют отверстия для установки в них крюков.

В железобетонной опоре имеется специальный вывод, приваренный к арматуре каркаса для присоединения его к нулевому проводу линии с заземленной нейтралью. Железобетонную опору устанавливают в блочных фундаментах или непосредственно в земле с подкладкой под нее железобетонной плиты.

Оснастка железобетонных опор производится практически так же, как оснастка деревянных опор, несколько отличаясь только некоторыми второстепенными операциями. Работы по оснастке опор выполняют до их подъема и установки в котловане, что позволяет применять различные механизмы и таким образом намного облегчить труд монтажников.



Владельцы патента RU 2295015:

Изобретение относится к области строительства опорных конструкций для линии электропередачи. Технический результат: повышение эксплуатационной надежности одноцепной опоры, уменьшение расхода материалов при изготовлении опор, что приводит к уменьшению стоимости ЛЭП. Одноцепная опора с подкосом содержит закрепленную нижним концом в грунте стойку, смонтированные в верхней части стойки и расположенные по разные стороны относительно нее две консоли для размещения на этих консолях узлов крепления гирлянд подвесных изоляторов для проводов, а также подкос, одним концом закрепленный в грунте, а другим прикрепленный к стойке. Подкос расположен в плоскости консолей, перпендикулярной линии подвески проводов, при этом консоль со стороны подкоса расположена выше консоли на другой стороне стойки, а подкос прикреплен к стойке ниже уровня расположения консоли со стороны расположения подкоса и выше уровня расположения консоли на другой стороне стойки. Также описан другой вариант выполнения опоры с подкосом. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области строительства, в частности к опорным конструкциям для линии электропередачи высокого напряжения (ЛЭП).

У свободностоящих (без оттяжек) стальных и железобетонных опор одноцепных трехфазных ЛЭП высокого напряжения с подвесной линейной изоляцией закрепление проводов осуществляется на горизонтальных консолях, закрепленных на стойке опоры. На опорах без подвески грозозащитного троса расположение консолей выполнено следующим образом: одна консоль расположена на вершине стойки, а две других - на некотором расстоянии ниже в одной вертикальной плоскости, при этом одна из консолей нижнего яруса имеет большую длину в силу того, что действующие правила устройства электроустановок (ПУЭ) не допускают расположения фаз в одной вертикальной плоскости (см. "Справочник по электрическим установкам высокого напряжения". - М.: Энергоатомиздат, 1989, с.385-426). Такое расположение консолей для крепления проводов с точки зрения воздействующих на опору нагрузок имеет два отрицательных последствия:

Несимметричное нагружение несущих элементов стойки опоры нагрузками от проводов из-за несимметричного расположения траверс;

Увеличение скручивающих усилий, воздействующих на опору в аварийном режиме при обрыве провода, закрепленного на более длинной траверсе.

Эти отрицательные последствия приводят к необходимости увеличивать сечения несущих элементов стойки опор, что приводит к увеличению материалоемкости и стоимости опор.

Известна опора для одноцепной трехфазной линии электропередачи без подвески грозозащитного троса, содержащая смонтированные в верхней части стойки и расположенные по разные стороны относительно нее две консоли для размещения симметрично расположенных относительно вертикальной оси стойки на этих консолях узлов крепления гирлянд подвесных изоляторов для нижних проводов и смонтированную в верхней части стойки под углом к вертикальной оси стойки третью консоль для узла крепления гирлянды подвесных изоляторов для верхнего провода (SU, авт. св. №1573117, Е 04 Н 12/00, опубл. 23.06.1990).

Недостатком данной опоры является сложность ее конструкции, обусловленная необходимостью применения большого количества оттяжек для расположения узла крепления верхнего провода на вертикальной оси стойки и для крепления шарнирно смонтированной третьей консоли.

Известна одноцепная опора с подкосом, содержащая стойку, укрепленную нижним концом в грунте, смонтированные в верхней части стойки и расположенные по разные стороны относительно нее две консоли для размещения на этих консолях узлов крепления гирлянд подвесных изоляторов для нижних проводов и смонтированную в верхней части над указанными консолями дополнительную консоль для узла крепления гирлянды подвесных изоляторов для верхнего провода, а также подкос, одним концом закрепленный в грунте, а другим прикрепленный к стойке (SU №1709048, Е 04 В 12/00, опубл. 30.01.1992).

Недостатком данной опоры является ее высокий изгибающий момент в сечении стойки, обусловленный нерациональным креплением подкоса из-за использования традиционной схемы построения одноцепной опоры.

Сечение стойки у опоры с подкосом определяется моментом в сечении самой стойки на уровне узла крепления подкоса. Это момент от сил, лежащих выше этого сечения (нагрузка от фазы провода, нагрузка от фазы троса, давление ветра на часть стойки, расположенной выше сечения стойки на уровне узла крепления подкоса). Чем ближе это сечение к этим силам, тем меньше момент. А в известном решении нижние траверсы слева и справа от стойки расположены на одном уровне. Поэтому максимальная высота сечения стойки на уровне узла крепления подкоса определяется допустимым промежутком между отклоненным проводом и подкосом и, как правило, всегда расположена существенно ниже. В связи с этим для таких опор приходится увеличивать сечение опоры или применять дополнительные оттяжки.

Данное известное решение принято в качестве прототипа для обоих заявленных объектов.

Настоящее изобретение направлено на решение технической задачи по снижению изгибающий нагрузок за счет рационального пространственного расположения консолей и узла крепления подкоса к стойке.

Достигаемый при этом технический результат заключается в повышении эксплуатационной надежности одноцепной опоры, уменьшении расхода материалов при изготовлении опор, что приводит к уменьшению стоимости ЛЭП.

Указанный технический результат достигается тем, что в одноцепной опоре с подкосом, содержащей закрепленную нижним концом в грунте стойку, смонтированные в верхней части стойки и расположенные по разные стороны относительно нее две консоли для размещения на этих консолях узлов крепления гирлянд подвесных изоляторов для проводов, а также подкос, одним концом закрепленный в грунте, а другим прикрепленный к стойке, отличающаяся тем, что подкос расположен в плоскости консолей, перпендикулярной линии подвески проводов, при этом консоль со стороны подкоса расположена выше консоли на другой стороне стойки, а подкос прикреплен к стойке ниже уровня расположения консоли со стороны расположения подкоса и выше уровня расположения консоли на другой стороне стойки.

Указанный технический результат достигается тем, что в одноцепной опоре с подкосом, содержащей стойку, укрепленную нижним концом в грунте, смонтированные в верхней части стойки и расположенные по разные стороны относительно нее две консоли для размещения на этих консолях узлов крепления гирлянд подвесных изоляторов для нижних проводов и смонтированную в верхней части над указанными консолями дополнительную консоль для узла крепления гирлянды подвесных изоляторов для верхнего провода, а также подкос, одним концом закрепленный в грунте, а другим прикрепленный к стойке, подкос расположен в плоскости консолей, перпендикулярной линии проводов, при этом ниже расположенная консоль со стороны подкоса расположена выше нижерасположенной консоли на другой стороне стойки и ниже дополнительной консоли, а подкос прикреплен к стойке выше нижерасположенной консоли на другой стороне стойки.

Отличительные признаки, касающиеся того, что подкос расположен в плоскости консолей, перпендикулярной линии проводов, при этом нижерасположенная консоль со стороны подкоса расположена выше нижерасположенной консоли на другой стороне стойки и ниже дополнительной консоли, а подкос прикреплен к стойке выше нижерасположенной консоли на другой стороне стойки, являются новыми по сравнению с известными аналогами и в совокупности необходимыми для достижения нового технического результата, заключающегося в создании облегченной опоры одноцепной с высокими эксплуатационными показателями в отношении внешних изгибающих нагрузок.

Изобретение поясняется конкретным примером, который, однако, не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения приведенной совокупностью признаков требуемого технического результата чертежом, где представлен пример исполнения опоры одноцепной.

Согласно настоящему изобретению одноцепная опора с подкосом содержит закрепленную нижним концом в грунте стойку, в верхней части которой смонтированы расположенные по разные стороны относительно нее две консоли для размещения на этих консолях узлов крепления гирлянд подвесных изоляторов для проводов, а также подкос, одним концом закрепленный в грунте, а другим прикрепленный к стойке. Подкос расположен в плоскости консолей, перпендикулярной линии подвески проводов, при этом консоль со стороны подкоса расположена выше консоли на другой стороне стойки, а подкос прикреплен к стойке ниже уровня расположения консоли со стороны расположения подкоса и выше уровня расположения консоли на другой стороне стойки.

Данное изобретение рассматривается на примере одноцепной опоры линии электропередачи, содержащей стойку 1, выполненную по любой из известных конструкций (железобетонной трубчатой, из металлической круглой или многогранной трубы, решетчатой башенного типа, в виде деревянного столба и т.д.). В верхней части стойки 1 (например, на вершине стойки) смонтированы (жестко закреплены) расположенные по разные стороны относительно нее две консоли 2, 3 для размещения на этих консолях узлов крепления гирлянд 4 подвесных изоляторов для нижних проводов. В верхней части стойки 1 смонтирована дополнительная консоль 5 для узла крепления гирлянды 4 подвесных изоляторов для верхнего провода.

Подкос 6 любой известной конструкции одним концом закреплен в грунте, а другим прикреплен к стойке. Подкос 6 расположен в плоскости консолей 2, 3 и 5 (при этом одна нижерасположенная консоль 2 расположена на стойке 1 со стороны подкоса 6, а консоли 3 и 5 расположены по другую сторону стойки 1), перпендикулярной линии проводов. Нижерасположенная консоль 2 со стороны подкоса 6 расположена выше нижерасположенной консоли 3 на другой стороне стойки и ниже дополнительной консоли 5, что позволяет прикрепить подкос 6 к стойке 1 выше нижерасположенной консоли 2 на другой стороне стойки.

Закрепление стойки и опоры в грунте осуществляется с использованием фундаментов 7, отдельных для стойки 1 и для подкоса 6. В зоне фундаментов 7 стойка 1 и подкос 6 связаны между собой стяжкой 8, формирующей силовой треугольник опоры, обеспечивающий связывание фундаментов в единую опорную площадку.

Таким образом, за счет смещения точки прикрепления одной из нижерасположенных консолей для нижних проводов сформированы условия, позволяющие увеличить по высоте точку крепления подкоса.

Сечение стойки у опоры с подкосом в точке крепления подкоса определяется изгибающим моментом в сечении А самой стойки на уровне узла крепления подкоса. Это момент от сил, лежащих выше этого сечения: Р п - нагрузка от фазы провода на каждой консоли, Р т - нагрузка от фазы троса, W - давление ветра на часть стойки, расположенной выше сечения А. Чем ближе сечение А к этим силам, тем меньше изгибающий момент.

Согласно настоящему изобретению с целью уменьшения изгибающего момента в сечении А консоль со стороны подкоса приподнята, что позволяет разместить узел крепления подкоса к стойке выше нижней консоли с другой стороны (где нет подкоса). При этом выше сечения А остаются только 2 силы Р п, сила W уменьшается за счет уменьшения высоты части стойки над сечением А, и расстояния от всех сил до сечения А уменьшаются, Все это существенно снижает изгибающий момент в сечении и позволяет облегчить стойку. По расчетам, несмотря на некоторое увеличение длины подкоса, опора в целом оказывается легче.

Настоящее изобретение промышленно применимо, так как получаемый результат базируется на рациональном взаимном пространственном расположении узлов и элементов опоры, несущих провода и удерживающих опору от воздействия внешних нагрузок.

1. Одноцепная опора с подкосом, содержащая закрепленную нижним концом в грунте стойку, смонтированные в верхней части стойки и расположенные по разные стороны относительно нее две консоли для размещения на этих консолях узлов крепления гирлянд подвесных изоляторов для проводов, а также подкос, одним концом закрепленный в грунте, а другим прикрепленный к стойке, отличающаяся тем, что подкос расположен в плоскости консолей, перпендикулярной линии подвески проводов, при этом консоль со стороны подкоса расположена выше консоли на другой стороне стойки, а подкос прикреплен к стойке ниже уровня расположения консоли со стороны расположения подкоса и выше уровня расположения консоли на другой стороне стойки.