1 кл почему луна бывает разной. Почему Луна бывает разной формы? Почему луна приобретает разные формы

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование представлений о естественном спутнике Земли - Луне, ее особенностях.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: анализировать схемы движения Луны вокруг Земли; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида; рассказывать об изучении Луны.

Метапредметные

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения.

Познавательные: моделировать форму Луны; анализировать схемы в учебнике, делать выводы; извлекать информацию из рисунков учебника;

Коммуникативные: строить монологические высказывание, слушать собеседника.

Личностные результаты

Понимать целостную картину мира.

Основные понятия и определения

Спутник Земли

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое Луна. Научимся изготавли-вать модель Луны.

Вспомните, что вы видели на ночном не-бе, кроме звёзд.

Изучение нового материала

Почему Луна бывает разной?

Луна — спутник Земли. Как вы это понимаете?

Объясните с помощью ри-сунка-схемы.

По своим наблюдениям расскажите, как из-меняется внешний вид Луны. Почему же это происходит?

Вылепите из пластилина модель Луны, пра-вильно показав её форму.

С помощью рисунков учебника расскажите, как изучают Луну.

Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз
Луна сама не светит, мы можем видеть только ту часть, которая освещена
Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что её ферма меняется.

Самостоятельное применение знаний.

1.Что такое Луна? 2. Какую форму имеет Луна? 3. Почему Луна выглядит по-разному? 4. Как люди изучают Луну?

Почему луна бывает разной формы?

почему луна бывает разной презентация 1 класс

Почему Луна выглядит как будто она меняется?

Почему мы не всегда видим полную Луну ?

А почему Луну днем иногда видно, а иногда нет?

Цель: Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект

открытого урока по окружающему миру

в 1 классе

Тема: Почему Луна бывает разная?

Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.

Задачи:
1. Расширить и углубить знания учащихся о Луне - естественном спутнике Земли.
2. Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление.
3. Развивать интерес к астрономии.
Оборудование:
Конфигурация: компьютеры + мультимедийный проектор,
Учебник, рабочая тетрадь.

Универсальные учебные действия.

Регулятивные:

Познавательные логические:

целеполагание, планирование, прогнозирование,

коррекция, оценка, алгоритмизация действий.

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.

Коммуникативные:

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Личностные:

смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Организационно-ориентировочный этап.

Ход урока.


I. Организационный момент.
- Сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь. Поздоровайтесь.
- Итак, настроились, работаем четко, думаем и рассуждаем.
II. Повторение изученного.
- О чём спрашивал Муравьишка - Вопросик на прошлом уроке?
- (О солнце и о звёздах).
- Что такое Солнце? (Огромный пылающий шар). – Что такое звёзды? – Почему Солнце кажется нам маленьким кружочком? - Почему звёзды кажутся нам маленькими точками? - Что создаёт нам Солнце? (День). – Во что люди объединили звёзды? (В созвездия). – Чем отличаются звёзды друг от друга? (Цветом, размером).


III.Определение темы урока.


Посмотрел Муравьишка на небо и увидел ещё что-то. Отгадайте загадки и узнаете, что же увидел Муравьишка?

Ещё недавно к нам в окошко

Светила белая лепёшка,

А нынче вдруг горят в окошке

Бычка серебряные рожки.

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только апельсиновая долька. (Месяц, Луна).

Сегодня нам предстоит узнать почему на Луне не живут люди . А для этого мы отправимся в космическое путешествие. На чём же мы полетим?
(На ракете, на космическом корабле)
- А как нас можно будет назвать? (космонавтами).
- Прежде, чем отправиться в путешествие, мне надо узнать, готова ли наша команда к полету. Ведь космонавт должен знать ответы на многие-многие вопросы:


1.Что такое природа?
2. На какие группы делится природа?
3. Приведите примеры живой природы.
4. Неживой природы.
5.Что свойственно для всего живого? (растут, приносят потомство, двигаются, дышат, умирают)
6.Какие условия необходимы для всего живого (воздух, свет, тепло, вода, еда)
- Начинаем отсчет.
- А с какого числа начнем? (10)
- Хором: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-пуск!

IV Объяснение нового материала.
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой!


Вот мы и приблизились к Луне.
С тех пор, как человек появился на Земле, Луна представляла для него загадку. В древние времена люди поклонялись Луне, считая ее богиней ночи. Сегодня мы знаем гораздо больше о тому что она представляет собой.
- Так что же такое Луна?
Луна - не звезда и не планета. Луна – естественный спутник Земли. Так как создала природа. Она вращается вокруг Земли и вокруг своей оси. Но вращается медленнее. И лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится две наших недели.
Луна - самое близкое к Земле небесное тело. Тем не менее, когда с космодрома запускают на Луну ракету, ученые 3 дня и 3 ночи находятся в ожидании. Именно столько времени нужно космическому кораблю, чтобы долететь до Луны. (3 суток - 3 дня и 3 ночи) . На Луне нет воздуха, атмосферы.
- Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали Месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы. Послушайте одну такую сказку.

(Демонстрируется презентация по теме)

А сейчас, ребята, я прошу вас нарисовать на доске луну такой, какой вы её видели в небе. (Дети рисуют

- Почему же луна такая разная? Поможет нам разобраться в этом статья учебника на стр 34 (чтение статьи).

Чтобы убедиться как луна меняет свою форму я предлагаю вам проделать практическую работу.

(Дети под руководством учителя с помощью теллурия, и зеркала изображают путь движения луны и наблюдают за тенью от зеркала на глобусе, видят как тень меняет свою форму).

Сейчас я покажу вам, как работает Луна (с помощью зеркальца направляю солнечный луч на глобус).
- Само зеркало светится? (нет)
- А теперь, когда я поймаю им луч Солнца? Что это за свет? (отражение солнечного луча)
- Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она не светит, мы можем видеть только ее часть, которая освещена Солнцем.

Прочитаем текст: «Луна сама не испускает света, она, словно, зеркало, отражает свет Солнца».
- Когда Солнце освещает ту сторону Луны, которая обращена к нашей Земле, мы видим ее целиком. Это называется ПОЛНОЛУНИЕ.
А когда Луна оказывается между Солнцем и Землей, Солнце освещает ту часть Луны, которая нам не видна. В это время ночи темные. Наступает НОВОЛУНИЕ.
Но вскоре луна понемногу перемещается, и начинает светиться ее тоненький кусочек МЕСЯЦ.

Теперь она выросла наполовину.
Ну, а светлая часть Луны с каждой ночью становится все больше и больше.
Видите, какая она уже стала – почти совсем круглая! Скоро опять наступит полнолуние, а затем Луна начнет убывать, все больше уходить в тень, пока не исчезнет совсем. И так повторяется каждый месяц.

После окончания работы дети делают вывод о форме луны, фазах луны и причинах их смены.

Демонстрируется презентация «Фазы Луны»


Вывод делает учитель:
- Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…

В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. Но мы-то с вами знаем, что это не так!
С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли.
Иногда, кажется, что у Луны есть лицо. Это впечатление создают горы, отбрасывающие тень на ее поверхность. А светлые пятна – это лунные моря. Но на самом деле в этих морях нет ни капли воды. Но люди раньше этого не знали. Поэтому и назвали их морями.


-Итак, мы опустились на поверхность Луны. Подумайте, как одним словом можно назвать это действие? (прилунились)

Первыми на Луне побывали американские астронавты Армстронг и Олдрин.

Днем на Луне жара до 130 градусов,а ночью 170 градусов мороза.
Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Луна выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль.

Будьте очень осторожны! Смотрите под ноги, так как на Луне много камней.
- Да, и разговаривайте только по радиотелефону (так как на Луне нет воздуха и вы всё равно не услышите друг друга). Даже метеориты на Луне падают бесшумно.
- И не делайте больших шагов, а то будете сильно подпрыгивать.
- На Луне нет ни цветов, ни деревьев, ни радуги, только песок да камни.
- И, самое главное, на Луне нет ни воды, ни воздуха, ни атмосферы. Там не бывает ни дождей, ни снега.
- Нет облаков, нет туманов, только чёрное небо вокруг. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные.
- Человек на Луне жить не может.

Полет был долгим и надо размяться.

V. Физминутка

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Бегите все ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Прыг-скок! Прыг-скок!

Убежал на потолок.

Давайте откроем наши ноутбуки и вспомним при выполнении задания все знания, которые мы взяли с собой. (Ребята выполняют задание «Луна», перемещая на Землю все предметы живой природы)

VI. Закрепление


-Какой литературный герой побывал на Луне?
-Кто написал эту книгу? (показ книги)
-Он оставил послание для каждого из вас. И пока мы не выполним,
не сможем вернуться.
Настроим свои зрительные аппараты; глаза вверх, вниз, влево,
вправо, (учитель раздает задания)

1. Куда мы сегодня совершили космическое путешествие? (Луна)
2. Что же такое Луна? (спутник)
3. Кем мы сегодня были? (космонавты)
4. Как называются автоматические машины, исследующие Луну? (луноход)
5. Назовите одним словом Земля, Меркурий, Венера (планета).
6. Как называется мощный прибор, в который рассматривают Луну? (телескоп)
Летим домой.
Я говорю предложение, если вы согласны «зелёный», если нет «красный». С каждым предложением мы ближе к дому.
1.На Луне нет воздуха (з)
2.Луна светится(к)
3. В Лунных морях много воды (к)
4. 1 лунный день = 2 нашим неделям (з)
5. На Луне жизнь возможна (к)
Вот мы и дома.
- Пристегнули ремни. Сидим спокойно. Включаю торможение.
- Как перенесли полет?
- Полет прошел нормально! (хором)
- Что самое интересное вы узнали?
VII. Домашнее задание . Рабочая тетрадь стр 23 №2, наблюдать за луной и записывать свои наблюдения в научный дневник.
(если время остается, делаем из пластилина модель Солнца, Земли и Луны)


С давних времен, наблюдая за небом, люди заметили, что в разное время одного месяца луна может быть разной формы.

Иногда – луна круглая, иногда - только половина круга, а иногда вообще – узкая полоска от круга

Люди придумывали, что луну проглатывает злое чудище, а затем рождается новая луна и снова растет до целого круга. Даже названия дали разные: полная луна - это луна , а неполная – это месяц .

Что такое Луна

Луна вращается вокруг Земли. А Земля вокруг Солнца

Луна - природный спутник Земли

Луна - космическое тело, которое медленно вращается вокруг Земли.

Один оборот вокруг Земли длится 29 с половиной суток. День на Луне составляет 2 земных недели.

Что такое спутник

Спутник – это небесное тело, которое двигается вокруг другого более крупного небесного тела

Спутники могут быть естественные , созданные природой и искусственными , сделанные человеком. Их запускают для исследований космоса или какой - то хозяйственной цели человека.

Какую форму имеет Луна на небе

Луна сама не испускает свет. Мы можем увидеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем.

Форма Луны, которую мы видим на небесном небосклоне зависит от степени освещенности ее Солнцем

В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому мы видим, то круглый диск, то полукруг, то узкий серп.

Почему луна бывает разной формы

В зависимости от того, какую часть луны освещает Солнце, различают фазы или четверти Луны.

Фазы Луны - это разные части видимой Луны

1 фаза (или 1 - ая четверть) – новолуние . Луна находится между Землей и Солнцем, Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.

2 фаза (или 2 - ая четверть) - нарастающая Луна . Свет солнца попадает на луну. Сначала освещается солнцем только маленький кусочек круга Луны на небе. Лунный диск похож на букву «С» перевернутую.

Этот кусочек постепенно растет и становится похож на серп. Часть лунного круга, освещаемая солнцем растет и становится виден полукруг Луны.

3 фаза (или 3 - ая четверть) – полнолуние . Луна выглядит в виде целого диска. Земля между Солнцем и Луной.

4 фаза(или 4 - ая четверть) – убывающая . Поверхность

освещается меньше. Луна снова становится серпом. Лунный серп в небе похож на букву «С ».

Так цикл заканчивается. Четыре фазы Луны составляют лунный месяц - 29,5 дней.

Кто такие астрономы

Астрономы - ученые, изучающие небесные тела.

Астрономы следят за движением планет, звёзд и других небесных тел в космический телескоп

Телескоп – это оптический прибор для наблюдения за отдаленными предметами, дающий многократное увеличение.

Моря, горы и кратеры на луне

Наблюдая Луну в телескоп ученые заметили темные и более светлые пятна

В старину думали, что более темные пятна на поверхности Луны- это моря . Люди думали, что на Луне есть вода, как и на Земле. Теперь известно, что морей и воды на Луне нет. Но карте Луны остались старые названия - Море Облаков, Море Дождей и другие моря.

Кратеры на Луне

Светлые участки поверхности - лунные горы , высота их до нескольких тысяч метров.

На Луне повсюду лунные кратеры. Это ямы, образованные от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Края кратеров окружают высокие холмы.

Кто был на луне

Первыми на Луну спустились космонавты из Америки - Армстронг и Олдрин в 1969 году

Космонавтов доставил космический корабль «Аполлон-11». Космонавты сделали пробы грунта, взяли камни с поверхности луны, сделали фотографии.

Для изучения Луны используется луноход.

Это машина - робот для работы на поверхности луны, управляемая с земли.

Установлено, что на Луне нет атмосферы, нет воздуха, нет воды. На Луне не могут жить люди

Вся луна покрыта пылью и камнями из космоса. В лунный день на Луне температура увеличивается до + 130, а ночью температура снижается до минус 170 градусов. Hа Луне все предметы притягиваются с силой в 6 раз меньше чем на Земле.

У Луны есть несколько основных фаз: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Почему каждый день (точнее ночь) Луна разная? Почему, когда она совсем "худенькая", её видно всего несколко часов до рассвета или после заката? А в полнолуние она светит всю ночь? Ответы на эти вопросы лежат во взаимном расположении Земли, Луны и Солнца.
Земля вращается вокруг неподвижного Солнца, а Луна - вокруг Земли. Начнем с времени, когда Луна не видна нам (фаза новолуния - 1). В это время Луна обращена к нам своей неосвещенной стороной. Именно при этой фазе мы можем наблюдать (правда очень редко) солнечные затмения .
Через 2-3 дня мы можем увидеть после захода Солнца тоненький серпик в еще светлой части небосвода обращенный "брюшком" в сторону Солнца. Если подставить к серпику палочку, то получится буква "Р" - родился или ранний. Это молодой месяц. Астрономы больше всего любят "ловить" именно эту фазу Луны. Еще через 4-5 дней мы уже можем наблюдать половинку Луны. Это первая четверть(2). В это время Луна обращена к нам как и своей освещенной, так и неосвещенной стороной.
Примерно через 7 дней после первой четверти Луна входит в фазу полнолуния(3). Сколько таинственных свойств приписывали полной Луне астрологи, маги и волшебники в давние времена! А сколько поэтов воспевали её в своих стихах! В это время Луна и Солнце находятся по разные от Земли стороны. И именно в это время мы можем наблюдать с Земли лунное затмение. В этой фазе Луна видна всю ночь.
Еще через 7 дней Луна входит в фазу, называемую последней четвертью(4). Мы опять же видим половинку Луны, но уже обращенную в другую сторону, но обращенную все равно к Солнцу. Через 4-5 дней на рассвете можно увидеть тоненький лунный серпик в виде буквы "с" - старый. А еще через 2-3 дня Луны опять не будет видно.

Некоторые термины и понятия по этой теме:

Расстояние от Земли до Луны составляет 384 400 км. Полный оборот вокруг своей оси и вокруг Земли Луна делает за 29,5 земных суток, поэтому мы всегда видим только одну сторону Луны.

Синодический месяц (лунный) - период полной смены лунных фаз (между двуми последовательными новолуниями). Приблизительно равен 29,5 земных суток.

Сидерический месяц (звездный) - время, за которое Луна совершаетполный оборот вокруг Земли относительно звезд. Приблизительно равен 27,3 земных суток

Терминатор - линия, отделяющая темную часть видимого диска планеты от светлой.

Пепельный свет - свет "темной" стороны Луны. Земля, отражая свет Солнца, освещает Луну, а она в свою очередь посылает этот свет нам, как бы возвращая его. Очень хорошо виден при молодом месяце - тоненький серпик светит очень ярко, а за ним видны слабые очертания диска Луны

Наша планета прекрасна и удивительна, такой планеты нет во всей вселенной. На её небосводе можно наблюдать разные светила.Днём на Землю ярко светит солнце, согревая своими лучами всё живое, а ночью мы видим, как Луна светит в окна наших домов. Луна всегда была загадочна, в древности люди со страхом и трепетом наблюдали, как она меняет свой лик. Ещё больший ужас вызывали у них затмения, когда вся Земля погружалась не на долгое время в полный мрак.

Луна сама не может излучать свет, она отражает свет Солнца .Почему же людям кажется, что луна меняется? Луна является спутником нашей планеты, и вращается вокруг неё. Мы всегда можем видеть Луну только с одной стороны, так если бы её привязали веревкой к Земле. Нам видно только освещённую часть Луны. Примерно около четырёх недель, Луна проделывает своё шествие вокруг Земли. То, что мы наблюдаем как изменение вида Луны или фазы, на самом деле изменение освещённости Луны как это видно с Земли. За четыре недели совершается полный цикл изменения вида Луны. В начале цикла Луна новая и она находится в той же стороне от нас, что и Солнце.

Сторона Луны, которая повёрнута к Земле тёмная и совершенно теряется в лучах Солнца, в этой фазе Луна не видна на небе.Эту лунную фазу называют - новолунием .

Следующая фаза имеет название - первая четверть, и Луна проходит четвёртую часть своего пути, тогда мы видим на половину освещённый диск Луны.

Третья фаза Луны, называется полнолунием , Луна находится с противоположной стороны от Солнца и мы видим весь диск Луны освещённый солнечными лучами. Завершающей фазой является последняя четверть, и диск Луны тоже освещён наполовину.

Что бы правильно определить в какой фазе находится Луна, нужно знать одно интересное правило. Если её серп похож на дужку от буквы «Р», значит Луна растущая. Когда её дужка смотрит в противоположную сторону и напоминает букву «С», тогда Луна стареющая. Это очень легко запомнить и вы всегда сможете определить, молодая Луна только начала свой путь или старая Луна завершает свой цикл.

На небе иногда можно наблюдать удивительные явления, которые называются затмениями.

Солнечным затмением учёные называют явление, когда диск Луны целиком и полностью закрывает Солнце. Наблюдать за таким явлением очень интересно, но при этом нужно взять с собой кусочек тёмного стекла, через него затмение будет видно во всей красе.

Другое интересное зрелище в науке называют затмением Луны . Это происходит, когда тень от Земли перекрывает диск Луны и вместо светящегося лунного диска можно увидеть тёмный круг. Если бы орбиты Земли и Луны совпадали, мы могли бы наблюдать затмение Солнца в новолуние и затмение Луны в полнолуние при каждом обороте. Этого не происходит, потому что плоскость, на которой расположена орбита Луны, наклонена на пять градусов.