План конспект на тему слесарные тиски. Конспект урока по технологии "рабочее место для ручной обработки металла"

«Общая характеристика металлов» - Оперирование знаниями. Знания учащихся по химии. Химия. История. Физика. Уровень овладения знаниями. Биология. Калейдоскоп. Удивительный мир металлов. Мыслящий ум.

«Строение атомов металлов» - Строение атомов металлов. Заполнение электронами. Составьте электронные формулы. Найдите соответствия. Тетрагидроксоцинкат натрия. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Приведите по два примера уравнений реакций. Металлы – это элементы, в атомах которых слабая взаимосвязь. Как изменится процесс коррозии железа.

«Состав металла» - Теперь меня ты верно назовёшь. Содержится в костной ткани позвоночных животных и панцирях простейших и моллюсков. Входит в состав зубов, костей, тканей и органов. Суточная потребность у человека – 1,5г или 0,5л молока, или 100г сыра. И способен, и умел Младший мягкий братец Мел. И белоснежные в кристалле – Таким в дворцах почёт и честь.

«Характеристика металлов» - Металлический блеск. Многие металлы широко распространены в природе. Железо. К металлам относятся примерно 70 % всех химических элементов. Содержание работы: Применение металлов в жизни человека. Большое количество натрия и магния содержится в морской воде: - 1,05%, - 0,12%. Металлы составляют одну из основ цивилизации на планете Земля.

««Металлы» химия 10 класс» - Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Железный клинок был обнаружен в гробнице Тутанхамона. Все металлы- твердые вещества, кроме ртути. R увеличивается, так как увеличивается количество энергетических уровней. Алюминотермический способ – восстановление металлов с помощью алюминия.

«Урок металлы» - Железо. Биогенные металлы. Драгоценные металлы и в организме - драгоценность. Интегрированный урок "Металлы". Ртуть. Применение металлов. Медь. Еще такие люди хитры, беспринципны и легко предают. Железо, сталь, чугун. Самый распространённый металл на Земле – алюминий (более 8% от земной коры).

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МЕТАЛЛАХ И МЕТАЛЛООБРАБОТКУ

§ 2. РАБОЧЕЕ МЕСТО, СТОЛ-ВЕРСТАК, СЛЕСАРНЫЕ ТИСКИ

Опорные понятия: рабочее место, слесарный верстак, слесарные тиски, высота рабочего места.

Рабочим местом в слесарных мастерских называют закрепленный за учеником слесарный верстак, предназначенный для выполнения определенной работы и оснащенный инструментами и материалами.

Бывает также комбинированное рабочее место или рабочее место для выполнения механизированных операций по обработке металла. Только при правильной организации рабочего места работать будет удобно, приятно и можно достичь надлежащего качества выполняемых трудовых операций.

Ваше рабочее место должно быть подготовлено к выполнению таких слесарных работ:

Правление заготовки из тонколистового металла;

Разметки заготовки изделия из жести по чертежам;

Резание тонколистового металла ручными ножницами;

Опиливание заготовок из тонколистового металла напильниками;

Соединение деталей изделия из тонколистового металла;

Выравнивание и подготовка проволоки к разметки;

Разметки заготовок изделия из проволоки;

Гибка проволоки;

Шлифование поверхности изделия из металла или проволоки;

Отделка изделий из тонколистового металла и проволоки.

Правильный выбор и размещение оборудования, инструментов и материалов на рабочем месте создают благоприятные условия для работы. На рабочем месте должны быть только те предметы и инструменты, которые нужны для выполнения определенного задания. Инструменты и приспособления, которыми пользуются чаще, кладут ближе к себе на рабочей поверхности в зоне, обозначенной цифрой 1 (на рисунке 5 показаны соответствующие зоны в вертикальной плоскости, а на рисунке 6 - в горизонтальной). Предметы, которыми пользуются реже, помещают в границах участка, которую на рисунках 5 и 6 обозначено цифрой 2. Соответственно эта часть пространства называется зона досягаемости рук работника. Часть поверхности, обозначена на рисунке цифрой, определяет зону досягаемости свободно вытянутых рук цвет которых переливается при наклоне туловища работника вперед (в направлении к верстаку) на угол, больший 30°.

Рис. 5. Зоны досягаемости рук работника в вертикальной плоскости

Рис. 6. Зоны досягаемости рук рабочего в горизонтальной плоскости

Рабочее место для работы с металлом в школьных мастерских оборудуется слесарным верстаком, на котором установлены тиски и разложено нужные для работы инструменты, приспособления, материалы, чертежи и тому подобное.

Комбинированные школьные мастерские (у них проходит обработка как древесины, тар; и металлов) обычно оборудованы универсальными столами-верстаками УСВ-М. Такое рабочее место предназначено для выполнения учащимися 5-9 классов столярных, слесарных, электромонтажных, графических и других работ, предусмотренных программой трудового обучения.

Универсальный стол-верстак (рис. 7) состоит из основания 1, подстолья 2 и столешницы 3. На підстіллі установлен подвижной упор 7 с направляющей, 8 и столярные слесарные 6 тиски. Съемными комплектующими изделиями является защитное покрытие 5 для столешницы, защитный экран от стружки, подставка для технической документации 4 и наковальня для жерстяницьких работ.

Рис. 7. Универсальный стол-верстак:

1 - основа; 2 - подстолья; 3 - столешница; 4 - подставка для технической документации; 5 - защитное покрытие; 6 - слесарные тиски; 7 - подвижный упор направляющий; 8 - столярные тиски

Рассмотрим устройство слесарного верстака, который устанавливается в специализированных слесарных мастерских и служит только для выполнения слесарных работ (рис. 8).

Рис. 8. Одноместный слесарный верстак:

1 - основа; 2 - подстолья; 3 - столешница; 4 - защитная сетка;

5 - слесарные тиски; 6 - ящики; 7 - рычаг для фиксации установленной высоты верстака; 8 - винт для подъема или опускания столешницы с тисками с целью регулирования высоты рабочего места

На рисунке изображен одноместный слесарный верстак с защитным экраном, установленным на нем слесарными тисками и устройством для регулирования высоты рабочего места. Основа стола-верстака (рис. 8) состоит из вертикального стояка 2, привареного к конструкции, что обеспечивает устойчивость верстака в целом. Подстолья 2 представляет собой каркас, к которому крепится столешница 3 и направляющие для двух ящиков 6. В свою очередь, к столешнице крепится защитная сетка 4 и слесарные тиски 5. Подстолья вместе со столешницей может подниматься и опускаться вращением винта 8. После выбора нужной высоты расположения рабочей поверхности подстолья фиксируется на основе с помощью рычагов 7.

Для определения соответствия высоты верстака росту ученика, что за ним работает, необходимо встать перед тисками и поставить локоть согнутой руки на губки тисков так, чтобы кончики пальцев выпрямленной ладони касались подбородка (рис. 9). Если возможности регулирования верстака исчерпан и он еще остается достаточно высоким, то под ноги ученика подкладывают деревянную подставку (трап).

Основным механизмом в обустройстве рассмотренных рабочих мест являются слесарные тиски. Благодаря своей конструкции они способны очень прочно удерживать деталь достаточно большого размера (зависит от расстояния, на которое можно раздвинуть губки тисков).

На рисунке 10 показано строение слесарных поворотных тисков, которыми обычно оборудуют слесарные верстаки (см. рис. 9). Поворотными их называют потому, что у работника есть возможность развернуть верхнюю часть тисков относительно края столешницы (такая потребность может возникнуть в случае особой формы обрабатываемой детали).

Итак, слесарные тиски установлены на плите основания 1, прикрученной болтами к столешнице верстака.

Рис. 9. Проверка правильности регулировки высоты рабочего места при выполнении слесарных работ

Рис. 10. Строение поворотных слесарных тисков:

1 - плита основания:

2 - поворотная плита вместе с неподвижным корпусом тисков;

3 - фиксирующий винт;

4 - сменные накладки губок тисков;

5 - подвижный корпус тисков;

7 - винтовой механизм зажима

На основе, в нужном положении, с помощью фіксувального винта 3 крепится поворотная плита 2, которая представляет собой единое целое с наковальней и неподвижным корпусом тисков. Подвижный корпус тисков 5 с помощью винтового механизма 7 (похожий механизм вы уже видели, когда работали за столярными верстаками) может двигаться до неподвижного корпуса 2, сжимая при этом обрабатываемую деталь между сменными накладками губок тисков 4, поверхность которых имеет насечки, чтобы прочнее удерживать деталь. Винтовой механизм приводится во вращение с помощью рычага 6. При этом следует запомнить, что при вращении рычага по часовой стрелке губки тисков сдвигаются (зажим детали), а при обратном вращении - раздвигаются.

Хорошо ли усвоили?

1. Какие работы относят к слесарных?

2. Что называют рабочим местом слесаря?

3. Как определяют зоны досягаемости рук работника на рабочем месте?

4. Из каких основных частей состоят универсальный стол-верстак и одноместный слесарный верстак?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОБОРУДОВАНИЕМ РАБОЧЕГО МЕСТА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛЕСАРНЫХ РАБОТ, ИНСТРУМЕНТАМИ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ

Последовательность выполнения работы

1. Подойдите к рабочему месту и определите для себя высоту слесарного верстака. В случае необходимости отрегулируйте высоту верстака с помощью предназначенных для этого устройств, или (если верстак не регулируемый) подберите подставку под ноги нужной высоты.

2. Сообщите учителю номер рабочего места и свою фамилию. В дальнейшем занимайте именно это рабочее место.

3. Ознакомьтесь с устройством и действием слесарных тисков:

С помощью фіксувального винта 3 попробуйте отрегулировать угол расположения плоскости губок тисков относительно края верстака (параллельно краю верстака или под углом, если в этом есть необходимость).

Потренируйтесь в выполнении трудового действия по сведению и разведению губок тисков, при этом обратите внимание на направление вращения рычага винтового механизма 7 (зажатие заготовки - рычаг вращают по часовой стрелке, извлечение заготовки - рычаг вращают против часовой стрелки).

Закрепите в тисках плоскую заготовку, предоставленную учителем, измерьте с помощью линейки высоту, на которую ее край выступает над поверхностью губок тисков (должен быть 5-10 мм).

Извлеките заготовку из тисков, проверьте его поверхность на наличие повреждений и вмятин от губок тисков. Сделайте вывод о прилагаемое усилие во время зажима детали и потребность использования мягких накладок на губки тисков.

При наличии мягких губок попробуйте закрепить заготовку с их использованием.

Если слесарный инструмент хранится на рабочем месте, систему запомните его расположение и придерживайтесь такого порядка в дальнейшем.

Закончив ознакомление с устройством слесарных тисков, оставьте их губки не сомкнутыми (расстояние между ними должно составлять 5-10 мм).

Сдайте рабочее место учителю.







1. Перед началом работы осматривать тиски, обращая особое внимание на прочность их крепления к верстаку. 2. Заготовки следует закреплять прочно, но плавным вращением рукоятки винта. 3. Нельзя ударять по рукоятке тисков молотком и наращивать ее длину с помощью трубы. 4. Не выполнять на тисках грубых работ (рубки, правки или гибки) тяжелыми молотками, так как это приводит к быстрому разрушению тисков. 5. При освобождении заготовки из тисков следует придерживать ее, чтобы она не упала. 1. Перед началом работы осматривать тиски, обращая особое внимание на прочность их крепления к верстаку. 2. Заготовки следует закреплять прочно, но плавным вращением рукоятки винта. 3. Нельзя ударять по рукоятке тисков молотком и наращивать ее длину с помощью трубы. 4. Не выполнять на тисках грубых работ (рубки, правки или гибки) тяжелыми молотками, так как это приводит к быстрому разрушению тисков. 5. При освобождении заготовки из тисков следует придерживать ее, чтобы она не упала.


6. Запрещается сильно стучать молотком по губкам тисков если губки не зажаты. 7. Правку и накернивание заготовки производить на наковальне тисков. 8. Запрещается работать на защитном кожухе ходового винта. 9. Не бросать ручку - штурвал, а опускать её плавно. (можно поранить руку) 10. По окончании работ очистить тиски от пыли и стружки, зажать губки тисков до зазора 3-5 мм (чтобы не изнашивался ходовой винт), ручку - штурвал опустить вниз. 6. Запрещается сильно стучать молотком по губкам тисков если губки не зажаты. 7. Правку и накернивание заготовки производить на наковальне тисков. 8. Запрещается работать на защитном кожухе ходового винта. 9. Не бросать ручку - штурвал, а опускать её плавно. (можно поранить руку) 10. По окончании работ очистить тиски от пыли и стружки, зажать губки тисков до зазора 3-5 мм (чтобы не изнашивался ходовой винт), ручку - штурвал опустить вниз.


КГУ «Агротехнический колледж № 10,

г.Акколь, Аккольский район»

Управление образования Акмолинской области

Методическая разработка

урока производственного обучения

Тема: «Резка металла»

Разработал: мастер производственного обучения

первой квалификационной категории Лапшина Е.В.

Пояснительная записка

Тема: «Резка металла» соответствует основной профессиональной программе

Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по учебной практике.

Данная методическая разработка представлена как подробный план, конспект, снабжённый материалом, необходимым по теме урока.

Урок соответствует требованиям методики, состоит из трех основных этапов: вводный, текущий и заключительный инструктажи. Урок развивает творческие способности и вызывает интерес к изучаемой профессии.

Данная тема направлена на освоение следующей компетенции:

Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке резке металла.

Тема урока: «Резка металла»

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Обучающая: Научиться принимать правильное рабочее положение;

Развивающая: Научиться принимать правильное рабочее положение;

    Выбирать и подготавливать инструмент к работе;

    Пользоваться инструментами и приспособлениями для резке металла – ножовками, ручными ножницами.

    Соблюдать технику безопасности при выполнении работ по резке металла.

Воспитательная: формирование способности к самовыражению;

Развитие чувства самостоятельности;

Развитие навыков самоконтроля;

Быстрая адаптация личности к реальным условиям жизни.

Задачи: создать условия для развития профессиональных навыков, способов, действий, творчества, логики, профессионального мышления на основе решения проблемных ситуаций и задач.

Тип урока: урок упражнений по изучению трудовых приёмов и операций.

Форма обучения: фронтальная.

Принципы обучения: доступность, наглядность, последовательность и систематичность, развивающий и воспитывающий характер обучения.

Методы обучения: словесные - беседа, рассказ, наглядные-демонстрация, практические – выполнение простых комплексных работ.

Оборудование, материалы и вспомогательные средства: молоток, ножницы по металлу, заготовки – пластины, линейка-угольник, чертилка, шаблоны, ножницы по металлу, чертежи, плакаты, конструкционно-технологическая карта.


Ход урока

    Организационная часть (5 минут.)

    Вводный инструктаж. (40 мин.)

Повторение теоретического курса слесарного дела на тему «Научная организация труда слесаря»

Сообщение темы и цели урока: разметка, гибка, правка, резка.

Научиться подготавливать поверхности к разметке, пользоваться разметочными инструментами: организовывать рабочее место, рационально выбирать разметочный инструмент.

Подготовка поверхностей к разметке и нанесение линий(рисок):

Рациональный выбор чертилки

Положение чертилки

Для того чтобы правильно изготовить деталь, на поверхность заготовки наносят контуры будущего изделия в виде линий и точек с соблюдением чертёжных размеров. Эта слесарная операция называется разметкой.

Разметка выполняется с помощью металлической масштабной линейки, слесарного угольника, чертилки, разметочного циркуля и кернера.

Вопросы для повторения:

    Какие инструменты применяют для разметки металлических заготовок?

    Какие правила безопасности надо соблюдать при разметке?

    В чём отличие разметки металлических заготовок от разметки заготовок из древесины? В чём их сходство?

    Для какой цели применяют шаблоны?

    Назовите профессию рабочих, изготавливающих шаблоны.

    Назовите виды и причины брака при разметке.

Объяснение нового материала:

    Резка металла - это операция по разделению металлических заготовок на части.

В зависимости от формы и размеров заготовок резку проводят ручной ножовкой, ручными, силовыми или рычажными ножницами.

Ручная ножовка по металлу служит для резки толстых листов полосового или профильного металла, а также для вырезания заготовок по контуру.

Устройство ручной ножовки:

1 – хвостовик с ручкой; 2 – рама (станок); 3 – неподвижная головка; 4 – ножовочное полотно; 5 – гайка-вороток; 6 – подвижная головка; 7 – приспособление для удлинения рамки.

Рабочая поза при резке металла ножовкой

Рабочая поза при резке металла: а) установить высоту тисков по росту: правая рука с ножовкой, установленная на губке тисков (в исходное положение), согнутая в локте должна образовывать прямой угол (90°) между плечом и локтевой частью руки; б) встать перед тисками свободно и устойчиво, вполоборота по отношению к губкам тисков или к оси разрезаемого предмета; в) корпус развернуть влево от тисков под углом 45°; г) левую ногу несколько выставить вперёд, примерно по линии разрезаемого предмета и на неё опирать корпус. Движения ножовкой нужно производить плавные, без рывков; частота движений – 30-60 двойных ходов (от себя - на себя) в минуту; при этом должно работать не менее 2/3 длины полотна.

С
иловые ножницы:

Силовые ножницы применяют в том случае, когда необходимо разрезать металл толщиной 1,5 - 2,5 мм.


Рычажные ножницы

С помощью рычажных ножниц можно разрезать листовой металл толщиной до 4 мм и мягкий металл толщиной до 6 мм.



Ручные ножницы
Ручные ножницы используют при разрезании металла толщиной 0,5 - 1,5 мм. Лезвия ножниц при этом следует разводить примерно на три четверти их длины, а лист металла нужно располагать перпендикулярно к плоскости режущих кромок ножниц. При сжатии ручек ножниц лезвия до конца сводить не следует, так как это приводит к разрыву металла в конце разреза. Закрепление нового материала: 1. Дайте определение слесарной операции «резка металла»? 2. Для каких целей используют ножовку по металлу? 3. Перечислите виды ножниц, применяемых при резке металла?

    Текущий инструктаж. – (5часов)

Самостоятельная работа обучающихся по закреплению и совершенствованию знаний и умений, формированию навыков выполнения процесса слесарной работы.

Целевые обходы:


    Индивидуальная демонстрация приемов подготовки, сборки и.т.д.


    Проверка правильности выполнения задания.

    Обход рабочих мест с целью оказания помощи слабоуспевающим обучающимся.

    Проверить правильности использования инструмента и оборудования.

    Проверка выполнения нормы времени.

    Проверка качества конечного результата труда.

Заключительный инструктаж. 15 минут.

>>Технология: Рабочее место для ручной обработки металлов

Для того чтобы построить модель самолета, автомобиля , корабля или сделать полезное в быту изделие, вы должны научиться ручной обработке металлов. Такая обработка называется слесарной .
Более четырехсот лет назад основной продукцией металлообрабатывающих мастерских были замки (по-немецки «шлосс») для дверей, ворот, крышек сундуков и т. д. Работник такой мастерской назывался «шлоссер»; от этого слова и произошло русское слово «слесарь» - специалист по ручной обработке металла .
Быстро и качественно изготовить что-либо из металла можно, только научившись правильно пользоваться слесарным оборудованием и инструментом.
Слесарный верстак является основной частью рабочего места для ручной обработки металлов в учебных мастерских. Слесарные верстаки бывают различных конструкций , но все они имеют основание и крышку, на которой закреплены слесарные тиски, защитная сетка и другие приспособления (рис. 53).
Чтобы вам было удобно работать, высота верстака должна соответствовать вашему росту. Если локоть руки, согнутой под углом 90°, касается верхней части тисков (рис. 54, а), то высота верстака подобрана верно. На рисунке 54, б показано необходимое положение рук и ног во время работы.
Слесарные тиски служат для закрепления заготовок перед их обработкой (рис. 55). При вращении рукоятки 5 по часовой стрелке подвижная губка 2 будет приближаться к неподвижной губке 3, сжимая заготовку, помещенную между ними.

1. При закреплении заготовки запрещается стучать по рукоятке молотком.

2. Очищать тиски от металлических опилок только специальной щеткой.
3. Регулярно смазывать ходовой винт машинным маслом.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Изучение устройства слесарного верстака
1. Рассмотрите устройство слесарного верстака и заполните таблицу в рабочей тетради.

3. Проверьте по рисунку 54, соответствует ли высота верстака вашему росту.
4. Закрепите в слесарных тисках металлическую пластину или проволоку так, чтобы она выступала над губками на 10 мм.

  • Слесарный верстак, основание, крышка, защитный экран, пики.

1. Назовите основные части слесарного верстака.

2. В чем отличие слесарного верстака от столярного, чем они похожи?

3. Для какой цели служит защитный экран верстака?

4. Из каких основных частей состоят слесарные тиски?

5. Перечислите правила обращения со слесарными тисками.

6. Почему нельзя очищать верстак и тиски от металлических опилок руками?

7. Для какой цели сделана насечка на губках тисков?


А.Т. Тищенко, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, Н.П.Щипицын,Технология 5 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки